Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования экономического механизма повышения эффективности сельского хозяйства'

Некоторые аспекты совершенствования экономического механизма повышения эффективности сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / экономический механизм / финансовая устойчивость / цены / кредит / страхование / налогообложение / дехканские (фермерские) хозяйства / agriculture / economic mechanism / financial stability / prices / credit / insurance / taxation / dekhans’ (farmers’) households

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадобоев Алишер Тохирджонович

Рассмотрены вопросы формирования экономического механизма регулирования деятельности хозяйствующих субъектов сельского хозяйства. Проанализировано состояние их финансовой устойчивости на примере дехканских (фермерских) хозяйств Согдийской области. Выявлено, что вложение значительных средств в оборотные активы приводит к увеличению их зависимости от внешних кредитов. Обоснована необходимость создания действенного экономического механизма на основе совершенствования системы ценовых и финансово-кредитных отношений, основными элементами которых являются цены, налоги, кредит, бюджет и страхование. Подготовлены предложения об осуществлении государственных закупок и о проведении залоговых операций для покрытия сельскохозтоваропроизводителями издержек производства и реализации. Рассмотрены вопросы формирования государством специального фонда кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельскохозяйственного страхового резерва за счет отчислений от общей суммы страховых взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT CONCERNED WITH ECONOMIC MECHANISM SERVING ELEVATION OF AGRICULTURE EFFECTIVENESS

The article dwells on a formation of economic mechanism regulating the activities of functioning subjects of agriculture. The author analyzes the state of their financial stability taking dekhans’ (farmers’) households of Sughd Viloyat as examples. It is elicited that investment of considerable resources into overturning assets entails intensification of their dependence on outward credits. It is substantiated that one ought to create an efficacious economic mechanism on the basis of perfection concerned with price-finances-credit relations whose principle elements are prices, taxes, credit, budget and insurance. Suggestions related to effectuation of state purchases and mortgage operations for covering the costs of production and realization of agricultural goods by producers are prepared. The issues of formation of a special fund of crediting by the state for the benefit of the producers of agricultural goods and agricultural insurance reserve at the expense of deductions from the total sum of insurance instalments are canvassed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования экономического механизма повышения эффективности сельского хозяйства»

УДК 333 ББК 65.9(5Т)32

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

БАЪЗЕ ЧАНБАХрИ ТАКМИЛИ МЕХАНИЗМИ ИЩТИСОДИИ БАЛАНД БАРДОШТАНИ САМАРАБАХШИИ СОХАИ

КИШОВАРЗИ

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT CONCERNED WITH ECONOMIC MECHANISM SERVING ELEVATION OF AGRICULTURE

EFFECTIVENESS

Дадобоев Алишер Тохирджонович,

аспирант кафедры экономики предприятий и региона ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)

fladodoee A^umep Toxjup^Hoeun,

acnupaHmu Kafiedpau uqmucoduemu KopxoHuqo ea MUHma^au ffff^ECT (Тоцикистон, Xy^aHd)

Dadoboev Alisher Tohirjonovich, postgraduate of the department of the economy of outfits and regions under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова:сельское хозяйство, экономический механизм, финансовая устойчивость,

цены, кредит, страхование, налогообложение, дехканские (фермерские) хозяйства

Рассмотрены вопросы формирования экономического механизма регулирования деятельности хозяйствующих субъектов сельского хозяйства. Проанализировано состояние их финансовой устойчивости на примере дехканских (фермерских) хозяйств Согдийской области. Выявлено, что вложение значительных средств в оборотные активы приводит к увеличению их зависимости от внешних кредитов. Обоснована необходимость создания действенного экономического механизма на основе совершенствования системы ценовых и финансово-кредитных отношений, основными элементами которых являются цены, налоги, кредит, бюджет и страхование. Подготовлены предложения об осуществлении государственных закупок и о проведении залоговых операций для покрытия сельскохозтоваропроизводителями издержек производства и реализации. Рассмотрены вопросы формирования государством специального фонда кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельскохозяйственного страхового резерва за счет отчислений от общей суммы страховых взносов.

Калидвожа^о: кишоварзи, механизми ицтисоди, устувории молияви, нарх, царз, сугурта, андозбандй, хоцагиуои дещони (фермеры)

Дар мацола масъалауои ташаккули механизми ицтисодии танзими фаъолияти субъектуои хоцагидорй дар соуаи кишоварзи мавриди баррасй царор дода шудааст. Вазъи устувории молиявии ощо дар мисоли хоцагиуои дещони (фермерии) вилояти Сугд ба таулил кашида шудааст. Муайян карда шудааст, ки маблаггузории калон ба дороиуои гардишй, ба афзоиши вобастагии хоцагиуои мазкур аз царзуои беруна оварда

мерасонад.Зарурати ташкили механизми муассири ицтисоди дар асоси такмили низоми нарх ва молиявию царзи, ки унсуруои асосии он нарх, андоз, царз, буцет ва сугурта мебошад, асоснок карда шудааст. Оид ба амалигардонии хариди давлати ва гузаронида-ни амалиёти гарав циуати пешниуоди имкониятуо ба молистеусолкунандагони кишоварзи барои фарогирии хароцотуои истеусоли ва фуруш пешниуодуо омода карда шудааст. Х,амчунин, масъалауои ташкили фонди махсуси давлатии пешниуоди царз ба молистеусолкунандагони кишоварзи ва захираи сугуртавии кишоварзи аз уисоби уисса-цудокуни аз маблаги умумии саумуои сугуртави барраси карда шудааст.

Key words: agriculture, economic mechanism, financial stability, prices, credit, insurance, taxation, dekhans' (farmers') households The article dwells on a formation of economic mechanism regulating the activities of functioning subjects of agriculture. The author analyzes the state of their financial stability taking dekhans' (farmers') households of Sughd Viloyat as examples. It is elicited that investment of considerable resources into overturning assets entails intensification of their dependence on outward credits. It is substantiated that one ought to create an efficacious economic mechanism on the basis of perfection concerned with price-finances-credit relations whose principle elements are prices, taxes, credit, budget and insurance. Suggestions related to effectuation of state purchases and mortgage operations for covering the costs of production and realization of agricultural goods by producers are prepared. The issues of formation of a special fund of crediting by the state for the benefit of the producers of agricultural goods and agricultural insurance reserve at the expense of deductions from the total sum of insurance instalments are canvassed.

Достижение устойчивого развития сельского хозяйства рассматривается в экономической политике Правительства Республики Таджикистан в качестве важного стратегического направления для перехода от аграрно-индустриального к индустриально-аграрному развитию экономики. Основополагающим документом в решении этой задачи стало принятие Правительством Республики Таджикистан Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Эффективное использование имеющегося в республике природного потенциала определено в Национальной стратегии развития как главное направление достижения поставленной цели [2].

Для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства особое место среди задач уделено разработке организационно-экономических основ создания новых форм организации производства, стимулированию научно-технической и инновационной активности, созданию и развитию инновационной инфраструктуры, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, налогообложению и повышению уровня конкурентоспособности отрасли.

Исследования показали, что наибольшее влияние на развитие сельского хозяйства оказывает формирование гибкого экономического механизма регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Следовательно, при обеспечении устойчивого развития отрасли важным является поиск путей повышения её финансовой устойчивости, так как многие хозяйствующие субъекты не только не обеспечивают должного уровня рентабельности, но даже не могут возместить понесённых материальных затрат.

В последнее годы финансовое состояние дехканских (фермерских) хозяйств складывается крайне неблагоприятно. Складывающаяся ситуация связана не только с ростом цен на материально-технические ресурсы, но и с несовершенством экономического механизма регулирования их развития. Открытым остается также решение вопроса о стимулировании создания лучших условий для внедрения инновационных достижений.

В настоящее время ситуация в сельском хозяйстве требует изменения аграрной политики государства. Она должна быть направлена на создание методов и рычагов экономического воздействия на сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью эффективной мотивации их производственной деятельности. В целях создания действенного экономического механизма возникла необходимость в совершенствовании ценовых и финансово-кредитных отношений, основными элементами которых являются цены, налоги, кредит, бюджет и страхование. С началом рыночных реформ сложилось крайне неблагоприятное соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические средства, ухудшились условия обмена с отраслями, перерабатывающими, хранящими и реализующими продукцию сельского хозяйства.

Анализируя финансовое состояние дехканских (фермерских) хозяйств, можно утверждать, что они всё еще находятся в неустойчивом состоянии и являются финансово зависимыми (табл.1). Незначительное увеличение коэффициентов обеспеченности средствами и маневренности указывает, что они неспособны пополнять оборотные активы. В результате вложения значительных средств в оборотные активы происходит увеличение зависимости от внешних кредитов, что подтверждается высоким значением коэффициентного соотношения мобильных и иммобилизованных средств. Все это свидетельствует, что дехканские (фермерские) хозяйства находятся на пороге банкротства.

Табл.1. Анализ финансовой устойчивости дехканских (фермерских) хозяйств Согдийской

области в 2014 - 2016 гг.

№ Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темпы роста в % в 2016 г. к:

2014 г. 2015 г.

1. Имущество дехканского (фермерского) хозяйства, тыс. сомони (И) 21527,7 22147,8 23182,5 107,7 104,7

2. Источники собственных средств (капитал и резервы), тыс. сомони (Ис) 28172,2 28659,4 29281,7 103,9 102,2

3. Краткосрочные обязательства, тыс. сомони (Кп) 15720,7 16618,1 18044,9 114,8 108,6

4. Долгосрочные пассивы, тыс. сомони (Дп)

5. Итого заемных средств, тыс. сомони (Кн+Дп) 15720,7 16618,1 18044,9 114,8 108,6

6. Внеоборотные активы, тыс. сомони (Ва) 78,8 82,9 91,7 116,3 110,6

7. Оборотные активы, тыс. сомони 22838,0 23045,4 23518,7 103,0 102,1

(Оа)

8. Запасы и затраты, тыс. сомони [З] 14924,7 15996,5 18246,6 122,3 114,1

9. Собственные оборотные средства, тыс. сомони, Со [7-3] 7117,3 6427,3 5473,8 76,9 85,2

10. Коэффициенты: обеспеченность собственными средствами, Ко [9:7] 0,31 0,28 0,23 74,7 83,5

11. Маневренность необоротных активов, запасы и затраты, Кп Им [9/1] 0,33 0,29 0,24 71,4 81,4

12. Имущество производственного назначения, Кп Им [(6+8)/1] 0,70 0,73 0,79 113,5 109,0

13. Прогноз банкротства, Кпб [(7-3)/1] 0,33 0,29 0,24 71,4 81,4

14. Соотношение мобильных и иммобилизованных средств, Кмис [6/7*100] 0,35 0,36 0,39 112,9 108,4

Таблица составлена автором по бухгалтерским отчетам выборочных дехканских (фермерских) хозяйств Согдийской области [7].

В условиях рыночной экономики цена является ключевым экономическим инструментом в создании условий для возмещения необходимых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Экономически обоснованные цены на продукты сельского хозяйства являются стимулирующим фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции. Только приближение цен к стоимости позволит достичь необходимого уровня рентабельности, что создаст стимулы для собственного инвестирования производства.

Однако сельскохозяйственные товаропроизводители не могут защищать свои интересы из-за господства недобросовестной конкуренции. Поэтому необходимо государственное регулирование цен в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить стабильность функционирования хозяйствующих субъектов. В этом контексте необходимым условием является совершенствование методов экономического регулирования цен по следующим аспектам:

- воздействие на цены за продукцию отрасли путем пересмотра существующих форм субсидирования, кредитования и налоговой политики;

- осуществление государственных закупок и проведение залоговых операций для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это даст возможность для покрытия всех издержек производства и реализации, получения доходов для инвестирования и расширенного воспроизводства;

- воздействие на спрос и предложение на продукты первой необходимости (пшеница, овощи, плоды, мясо, молоко, яйца и др.). Целью такого воздействия является создание возможности для поступления в распоряжение государства на общенародные нужды части дохода, созданного в сельском хозяйстве, в том числе для дифференциальной ренты I, и создаваемого в хозяйствах дополнительного дохода, получаемого в результате интенсификации производства, которые реализуются в интересах хозяйств как источник

дифференциальной ренты II.

Мы придерживаемся мнения ученых-экономистов республики А.А. Мадаминова, У.С. Хикматова, А.А. Ходжахонова и других о том, что в условиях рыночной экономики требуется разработка адекватных подходов к кредитному обслуживанию сельского хозяйства [3; 4]. На сегодняшний день кредитное обслуживание сельского хозяйства республики характеризуется отсутствием отработанного финансового механизма кредитования и высокими процентными ставками для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принимаемые Правительством Республики Таджикистан меры по снижению кредитных ставок могут решить проблему.

Очевидно, финансовый механизм кредитования должен стимулировать инвестиционную и инновационную активность в отрасли и одновременно с этим способствовать повышению потенциала антикризисных тенденций. Наиболее существенную роль в этом направлении может сыграть формирование государством специального фонда для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей по приемлемым для них процентным ставкам. Целесообразным является также развитие сезонного кредитования в период острой потребности в заемных средствах. Важно, чтобы финансовый механизм кредитования создал сельскохозяйственным товаропроизводителям свободу выбора при привлечении заемных средств и адаптации их деятельности к рыночным условиям, позволяя им максимизировать доход, что является наиболее выгодным для осуществления расширенного воспроизводства.

Существенное значение в совершенствовании экономического механизма функционирования хозяйствующих субъектов сельского хозяйства имеет содействие страхованию их имущества. На сегодняшний день практика страхования сельского хозяйства показывает, что уплата страховых взносов по договорам является недостаточной мерой и в полном объеме отражает регулирующее воздействие государства на улучшение общей экономической обстановки в отрасли. В сложившейся со страхованием ситуации важным является обеспечение устойчивости сельскохозяйственного страхования, что позволит создать сельскохозяйственный страховой резерв за счет отчислений от общей суммы страховых взносов.

В настоящее время налоговой системе Республики Таджикистан присущ преимущественно фискальный характер. Фискальный характер налогообложения субъектов хозяйственной деятельности в национальной экономике, и в частности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не позволяет в полном объеме использовать стимулирующее и регулирующее начало, заложенное в налогообложении.

Результаты анализа системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей показали, что выполнение регулирующей и стимулирующей функции налогов обеспечивается в основном путем участия государства в воспроизводственном процессе, т.е. за счёт усиления или ослабления процессов накопления капитала в сельскохозяйственных отраслях путем управления потоками инвестиций.

На наш взгляд, совершенствование налоговой системы и создание реальных условий для повышения стимулирующей и регулирующей роли налогов должны основываться на повышении их влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения для обеспечения необходимого масштаба и роста производства в отдельных отраслях и национальной экономике в целом. Например, в сельском хозяйстве воздействие важно осущест-

влять путем применения льгот и санкций и изменения порядка и сроков уплаты налогов.

В частности, важным направлением в облегчении налогового бремени сельскохозяйственных товаропроизводителей является изменение сроков уплаты налогов. По Налоговому кодексу Республики Таджикистан, сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны платить налоги 4 раза в год. Известно, что в сельском хозяйстве рабочий период не совпадает с периодом производства, что приводит к большой сезонности производства, прежде всего в растениеводстве. Эта особенность отрасли существенно влияет на организацию производства, использование техники и рабочей силы. Например, в овощеводстве производство начинается в основном в апреле - мае, а уборка урожая - в сентябре - октябре. Если рассмотреть эту особенность при выращивании репчатого лука и чеснока, то их производство начинается в сентябре-октябре с момента подготовки почвы и посевов и заканчивается в июне - июле следующего года. Следовательно, реализация продукции и поступление денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей в основном происходит во втором полугодии.

Исходя из сезонности производства, важным является установление срока выплаты налога с 10 июня по 10 ноября календарного года. Это позволит усилить процесс накопления и исключить необходимость привлечения банковского кредита для оплаты налога.

Исследование порядка ведения учета и отчетности в дехканских (фермерских) хозяйствах Согдийской области показало, что во многих случаях оно не соответствует не только целям и задачам эффективной организации производства, но и определению реальной базы налогообложения [6]. Организация значительного количества мелких дехканских (фермерских) хозяйств со средним размером до 2 гектаров орошаемых земель (в Согдийской области - 60 % от их общего количества) привела к искажению доли учета и отчетности в них. Многие руководители хозяйств пока не имеют экономических и юридических навыков ведения производства. Это становится основной причиной игнорирования требований нормативных актов по обеспечению гибкой системы ведения учета и своевременному предоставлению статистических и бухгалтерских отчетов. В результате открытым остается решение вопроса об имущественной доле членов дехканских (фермерских) хозяйств в бухгалтерской отчетности. Для установления реальной базы налогообложения нерешенным остается вопрос об определении результатов их хозяйственной деятельности, об отчетах о движении основных и оборотных средств и другие вопросы.

Решение этого вопроса может способствовать созданию системы сбора и анализа предложенной информации о деятельности дехканских (фермерских) хозяйств на основе соблюдения принципа обязательности предоставления соответствующих сведений дехканскими (фермерскими) хозяйствами в упрощенной форме бухгалтерской отчетности. Используемые формы бухгалтерской отчетности в целом соответствуют требованиям их упрощенного ведения. Однако открытым остается формирование базы данных и разработка инструментов оценки для оперативного регулирования налоговых проблем. Налоговый кодекс Республики Таджикистан предусматривает потенциальные обязательства для дехканских (фермерских) хозяйств уплачивать в год до 22 налогов и представлять до 133 налоговых отчетов [5].

В статье 7 Закона Республики Таджикистан "О дехканских (фермерских) хозяйствах" предусмотрено заключение договора о совместной деятельности членов дехканских

(фермерских) хозяйств. По этой статье закона, дехканское (фермерское) хозяйство, созданное без образования юридического лица более чем одним лицом, может функционировать на основе договора о совместной деятельности, в котором, кроме сведений, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Таджикистан, указывается в частности следующая информация:

- количество членов дехканского хозяйства;

- имущество и размер земельного пая члена дехканского хозяйства на земельном участке совместного пользования, с которым данное лицо вступило в дехканское хозяйство (с указанием подтверждающих имущественных документов и размера земельного пая);

- порядок ценообразования, реализации произведенной продукции и распределения доходов среди его членов [1].

Заключение договоров позволяет не только оптимизировать размеры хозяйств на основе их добровольного объединения, но и решить вопросы ведения налогового учета и уплаты налогов, прочей деятельности. Предоставление договора в Налоговый комитет значительно уменьшит количество налоговых отчетов и процедуру их предоставления. Отражение в договорах о взаимной деятельности всего комплекса взаимоотношений будет способствовать оптимизации ведения учета и отчетности.

В целом, с позиции необходимости решения сложивших проблем в совершенствовании системы налогообложения дехканских (фермерских) хозяйств, необходимо:

- предоставление им права выбора применения единого налога или упрощенного налога, с учетом компенсации потерь за счет единого налога;

- внедрение программы по повышению налоговой и финансовой грамотности руководителей дехканских (фермерских) хозяйств для своевременного формирования налогового режима и, соответственно, качественного предоставления отчетов и уплаты налогов;

- совершенствование налоговой политики и администрирования по отношению к дехканским (фермерским) хозяйствам должно основываться на соблюдении баланса между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Стимулирующую функцию налога можно использовать с учетом некоторых аспектов мотивации для улучшения экономического поведения дехканских (фермерских) хозяйств. Так, например, оптимизацию налоговых ставок можно использовать для достижения относительного равновесия между фискальной и регулирующей функцией налогов, т.е. для активизации производственной деятельности хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве.

В целом механизм экономического стимулирования дехканских (фермерских) хозяйств необходим для повышения их активности при инвестировании собственных средств. Не исключая необходимости уплаты налога на формирование бюджетных средств, необходимо разработать мероприятия для предоставления дехканским (фермерским) хозяйствам некоторых налоговых льгот, в частности снижение нагрузки по социальному налогу путем компенсации поступлений за счет единого налога. При этом отказ государства от определенной суммы налоговых поступлений должен быть оправданным и представлять собой важный фактор совершенствования налоговой политики для создания эффективных условий рационального хозяйствования в сельском хозяйстве.

Таким образом, обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства требует формирования экономического механизма, адекватного современным требованиям. В

сложившейся ситуации базовым условием его создания является коренное изменение

экономической политики государства по отношению к отрасли.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2016. №3, ст.142).

2. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. -Душанбе, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik-tj.com/economy/20170223/1021735715/strategy-tadjikistan- engi.html (дата обращения: 08.02.2018).

3. Ходжахонов А.А. Совершенствование механизма кредитования сельского хозяйства Таджикистана в условиях переходного периода: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. -Душанбе, 2011.-16 с.

4. Хикматов У.С. Организационно-экономические основы становления и развития микрофинансирования в сельском хозяйстве (на примере Республики Таджикистан): автореф. дисс .д-ра экон. наук. - Бишкек, 2011.

5. Налоговый кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе, 2012. Электронный ресурс]. http://andoz.tj/ru/uploads/tax_code_RT 01.01.2017.pdf (дата обращения: 12.01.2018).

6. Отчеты Главного управления сельского хозяйства Согдийской области за период до 2017 г.

7. Бухгалтерские годовые отчеты дехканских (фермерских) хозяйств за 2015-2016 гг.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Law "On Dekhan's (Farmer's) Household" (Ahbori Majlisi Oli of Tajikistan Republic. News of the Supreme Council. 2016, N 3, article 142)

2. National Strategy of Tajikistan Republic Development for the Period of 2030. - Dushanbe,

2016 [Electronic Resources] up to https://ru.sputnik-tj.com/economy/20170223/1021735715/strategy-tadjikistan- engi.htm (Date of request: 08. 02. 2018)

3. Khodjakhonov A. A. improvement of Mechanism of Crediting Agriculture of Tajikistan under the Conditions of Transitional Period // Synopsis of candidate dissertation in economics. -Dushanbe. 2011. - 16 pp.

4. Khikmatov U. S. Organizational-Economic Grounds for Formation and Development of Microfmancing in Agriculture (on the Example of Tajikistan Republic): synopsis of doctoral dissertation in economics. - Bishkek, 2011

5. Tax Code of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2012 [Electronic Resources]. URL: http://andoz.tj/ru/uploads/tax_code_RT01.01.2017.pdf (Date of request: 12. 01. 2018)

6. Reports of Central Managerial Office of Agriculture of Sughd Viloyat for the Period up to

2017

7. Accountants' Annual Reports of Dekhans' (Farmers') Households for 2015-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.