Научная статья на тему 'Институциональные факторы экономического роста в аграрном секторе экономики'

Институциональные факторы экономического роста в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / АГРАРНЫЙ РЫНОК / ИНСТИТУТЫ РЫНКА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTIONAL FACTORS / CLASSIFICATION / AGRO-INDUSTRIAL / INSTITUTIONS / AGRICULTURAL MARKET / INSTITUTIONS OF MARKET / МУҳИТИ ИНСТИТУТСИОНАЛӣ / ОМИЛҳОИ ИНСТИТУТСИОНАЛӣ / БАХШИ АГРОСАНОАТӣ / ТАСНИФ / БОЗОРИ АГРАРӣ / ИНСТИТУТҳОИ БОЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокиров Равшан Сидикович

Дар мақола таснифи омилҳои институтсионалӣ дар низоми рушди комплекси агросаноатӣ баррасӣ шудааст. Шарҳи мухтасари адабиёти иқтисодӣ оид ба таҳқиқи омилҳои институтсионалӣ сурат гирифта, дар асоси он омилҳои институтсионалие, ки ба рушди соҳаи агросаноатӣ таъсир мерасонанд, низомбандӣ шудаанд. Инчунин ҳолати муҳити институтсионалии бахши аграрӣ тавсиф шуда ва нақши институтҳои алоҳида дар фаъолияти ин соҳа ба таҳлил кашида шудааст. Зарурати тагйирёбии нақши институтҳо дар ташаккули муносибатҳои устувори бозорӣ дар ин бахши аграрӣ асоснок карда мешавад. Собит шудааст, ки номукаммалии институтҳо дар бахши аграрӣ дар номуташаккилии бозори аграрии цумҳурӣ зоҳир гардида, дар ниҳояти кор ташаккули ниҳоии ин ниҳодро дар иқтисодиёти миллӣ боз медоранд.Рассматривается классификация институциональных факторов в системе развития агропромышленного сектора экономики. Дан обзор экономической литературы по исследованию институциональных факторов и на этой основе систематизированы институциональные факторы, оказывающие воздействие на развитие агропромышленного сектора экономики. Также дана оценка институциональной среды аграрного сектора и рассмотрена роль отдельных институтов в агропромышленном секторе. Обоснована необходимость трансформации роли институтов при формировании устойчивых рыночных отношений в данном секторе экономики. Обосновано мнение, что несовершенство институтов рынка в аграрном секторе, проявляется в неорганизованности аграрного рынка в республике, которая в конечном счете тормозит окончательное формирование данного института в республике.The article dwells on the classification of institutional factors in the system aimed at the development of the agro-industrial sector of economy. The author adduces an overview of the literature on economics the study beset with the relevant factors, and proceeding from this consideration systematizes the institutional factors that extert an impact over the development of the agro-industrial sector of economy. Into the bargain, he assesses the institutional environment in the agricultural sector and canvasses the role of individual institutions in the agro-industrial sector. He substantiates the opinion that imperfection of market in the agrarian sector, is evinced in non-organization of an agrarian market in the republic which in the ling run brakes final formation of the instate in question in the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы экономического роста в аграрном секторе экономики»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДИ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMY SCIENCES

08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08 00 01 ECONOMIC THEORY

УДК 330 ББК 65.010.11

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Шокиров Равшан Сидикович, к.э.н.,

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В доцент кафедры финансов и кредита АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

ОМИЛ^ОИ ИНСТИТУТСИОНАЛИИ РУШДИ ЩТИСОДИ ДАР СЕКТОРИ АГРАРИИ ЦУМ^УРИИ ТОЦИКИСТОН

INSTITUTIONAL FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMY

iuokupoe paewah cuddukpem, h.u.u.,

domceHmu Kafiedpau Monm ea v,ap3u ffff^ECT (To^KucmoH, Xy^Hd)

Shokirov Ravshan Sidikovich, candidate of economical sciences, Associate Professor of the department of finances and credit under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: институциональная среда, институциональные факторы, классификация, агропромышленный сектор, аграрный рынок, институты рынка

Рассматривается классификация институциональных факторов в системе развития агропромышленного сектора экономики. Дан обзор экономической литературы по исследованию институциональных факторов и на этой основе систематизированы институциональные факторы, оказывающие воздействие на развитие агропромышленного сектора экономики. Также дана оценка институциональной среды аграрного сектора и рассмотрена роль отдельных институтов в агропромышленном секторе. Обоснована необходимость трансформации роли институтов при формировании устойчивых рыночных отношений в данном секторе экономики. Обосновано мнение, что несовершенство институтов рынка в аграрном секторе, проявляется в неорганизованности аграрного рынка в республике, которая в конечном счете тормозит окончательное формирование данного института в республике.

Калидвожа^о: мууити институтсионалй, омилуои институтсионалй, бахши агросаноатй, тасниф, бозори аграри, институтуои бозор

Дар мацола таснифи омилуои институтсионали дар низоми рушди комплекси агросаноати барраси шудааст. Шаруи мухтасари адабиёти ицтисоди оид ба тауцици омилуои институтсионали сурат гирифта, дар асоси он омилуои институтсионалие, ки ба рушди соуаи агросаноати таъсир мерасонанд, низомбанди шудаанд. Инчунин уолати мууити институтсионалии бахши аграри тавсиф шуда ва нацши институтуои алоуида дар фаъолияти ин соуа ба таулил кашида шудааст. Зарурати тагйирёбии нацши институтуо дар ташаккули муносибатуои устувори бозори дар ин бахши аграри асоснок карда мешавад. Собит шудааст, ки номукаммалии институтуо дар бахши аграри дар номуташаккилии бозори аграрии цумуурй зоуир гардида, дар ниуояти кор ташаккули ниуоии ин ниуодро дар ицтисодиёти милли боз медоранд.

Key words: institutional environment, institutional factors, classification, agro-industrial, institutions, agricultural market, institutions of market.

The article dwells on the classification of institutional factors in the system aimed at the development of the agro-industrial sector of economy. The author adduces an overview of the literature on economics the study beset with the relevant factors, and proceeding from this consideration systematizes the institutional factors that extert an impact over the development of the agro-industrial sector of economy. Into the bargain, he assesses the institutional environment in the agricultural sector and canvasses the role of individual institutions in the agro-industrial sector. He substantiates the opinion that imperfection of market in the agrarian sector, is evinced in non-organization of an agrarian market in the republic which in the ling run brakes final formation of the instate in question in the country.

Институциональные факторы развития экономики выступают одними из основных черт развития современного рыночного хозяйства, так как именно от условий и факторов институциональной среды зависит успешность реализации экономической политики и эффективность функционирования всей экономической системы. Исходя из этого, на современном этапе развития национальной экономики Республики Таджикистан становится актуальным исследование институциональных факторов.

Исследование институциональных факторов является одной из сложных задач современной экономической науки, так как эти факторы предстают в большом количестве и в широком охвате. Основоположник институционализма Т. Веблен в его известном произведении в качестве основных из них выделил: денежное соперничество, демонстративную праздность, демонстративное потребление, денежный уровень жизни, денежные каноны вкуса, социальную и психологическую инерцию, консервативность и др. При этом каждый из перечисленных факторов Т.Веблен рассмотрел в качестве отдельной части исследования в «Теории праздного класса», что означает безусловную широту данных факторов. Например, если уделить внимание исследованию Т. Вебленом демонстративного потребления, то станет ясно, что он рассматривает данный фактор с разных сторон. Он отмечает: «Основа, на которой в конечном счёте покоится хорошая репутация в

любом высокоорганизованном обществе, — денежная сила..... Любое демонстративное

потребление, ставшее обычаем, не остаётся без внимания ни в каких слоях общества, даже

самых обнищавших» [4]. Демонстративное потребление у населения различных социальных уровней имеет свои различия, именно поэтому в современных условиях данный институциональный фактор становится одной из трудно исследуемых проблем. Далее Т. Веблен отмечает: «Потребление становится более существенным элементом уровня жизни в городе, чем в сельской местности. Среди сельского населения место потребления до некоторой степени занимают сбережения и благоустройство дома, которые посредством соседской молвы становятся достаточно известными, чтобы служить таким же общим целям создания денежной репутации» [4].

Но, как отмечает доцент МГУ имени М.В. Ломоносова С.Л. Арсений: «Концепция развития общества одного из родоначальников современной институциональной экономики, как нового для того времени подхода к решению задач и новой системы знания, Т.Б. Веблена, безусловно, частично устарела» [1]. В рамках политики народонаселения он четко показывает взаимодействие психологического фактора в качестве главного институционального направления воспитания детей в семье.

По утверждению Н. Дугласа, если производственные факторы предоставляют возможность для увеличения доходов, а институциональные этому препятствуют, то велики шансы возникновения новых институтов [7, с. 6]. В качестве нового института для экономики развитого капитализма он выдвигал институт транзакционных издержек, который стал одним из важнейших условий функционирования современных организаций и предприятий.

Исходя из толкования категории «институт» Н. Дугласом, можно предположить, что важнейшими институциональными факторами, воздействующими на экономическое развитие, являются менталитет, обычаи и культура общества. Совокупность этих факторов способствует формированию институциональной среды в экономике. Из этого исходит, что в современном мире, когда глобализация затрагивает все направления хозяйственной деятельности, фирма или другая экономическая организация в первую очередь направляет свои инвестиции в экономику знаний, что непосредственно приводит к увеличению производительности капитала. Иными словами, как подтверждает Н. Дуглас, это обеспечивает повышение общего уровня подготовки предпринимателя, достигаемый благодаря этому прирост производительности ведет к росту экономики в целом.

По мнению О.А. Лазаренко, в условиях транзитивной экономики большое влияние на экономический рост оказывают такие факторы, как наличие эффективных институтов и институций, в том числе неэкономического направления, придающих общественному укладу национальную окраску, передающих специфику менталитета социума; создание смешанной экономики с многоукладностью хозяйствования и плюрализмом собственности; демократизация свобод субъектов рынка, ориентированных на признание норм и правил, определяющих масштабы, направления, формы и методы их хозяйственного взаимодействия; активизация участия государства в становлении зрелых рыночных отношений и в создании конкурентной среды [8, с.7].

Институциональные изменения означают изменение институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов. Как видно из определения,

институциональным изменением можно назвать не любые перемены в том или ином правиле или норме. Это должно быть изменение во взаимосвязанной совокупности правил и норм, т.е. в институте. Эти изменения могут происходить в разных формах, одними из которых являются институциональные инновации, новшества, которые осуществляются в формальных и неформальных правилах и при их взаимодействии [5]. Ученый выделяет такие важные институциональные факторы, как институциональные инновации, направленность инвестиционных решений и формирование ожиданий экономических агентов, а также накопление и приумножение человеческого капитала. Действительно, эти факторы являются необходимыми условиями экономического роста, их создание и формирование становится важным для экономики любого типа. Но в условиях Республики Таджикистан следует создать первичные институты, обеспечивающие формирование институциональных инноваций, так как на современном этапе развития экономики страны такие институты, как стимулирование научно-технического прогресса, активное внедрение результатов научных исследований оцениваются как очень слабые.

В современных условиях исследованием институциональных факторов занимается большое количество отечественных авторов. Среди этих авторов особо следует отметить Р.Б. Бердиева, который исследовал институциональные факторы инвестиционного развития в Республике Таджикистан. Этот ученый выявил особенности действия институциональных факторов экономического развития в постсоветских странах, к которым, в частности, относятся: неудачная трансплантированность государственных институтов в соответствии с привлеченными извне схемами, отсталость неформальных институтов и их недостаточная ориентированность на экономическое развитие, диспропорции между самими институциональными факторами и пр. [2].

Также исследованием институциональных основ развития экономики в Республике Таджикистан занималась К.А. Дереникьян. В исследовании данного ученого, в целях улучшения институциональной среды в республике, обоснована необходимость совершенствования таких институциональных факторов, как формирование эффективного собственника; реформирование судебной системы; создание максимально благоприятных условий для внутренних и внешних инвестиций, а также формирование адекватной законодательной базы, обеспечивающей эффективное превращение сбережений населения в инвестиционный ресурс; совершенствование институтов, являющихся базовыми для развития национальной системы страхования; создание надежного механизма взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, обеспечение заинтересованности банков в более глубоком и полном взаимодействии с предприятиями реального сектора, прежде всего промышленности, энергетики и сельского хозяйства; институционально оформленный приоритет импорта технологий и оборудования, предназначенных для выпуска продукции на основе собственной ресурсной базы; совершенствование налоговой системы страны с учетом насущной потребности в обеспечении максимального использования всех собственных ресурсов развития; комплекс разносторонних мер, направленных на обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения и др. [6]. Действительно, эти институциональные факторы являются важными в

условиях становления новой модели экономики Таджикистана. Имеется в виду, что до сих пор в экономическом механизме имеет место несовершенство некоторых институтов, которые тормозят становление индустриально-аграрной модели экономики страны. На этом мы остановимся немного позже.

Другой отечественный исследователь, Г.Г. Бобоев, исследуя институциональные основы обеспечения экономического роста в Республике Таджикистан, уделяет особое внимание таким институциональным факторам, как высокий уровень теневой экономики и трансакционных издержек, низкая спецификация прав собственности, недостаточная развитость информационной системы, а также высокий уровень коррупции и бюрократизации административного управления [3].

В плане институционального развития аграрного сектора указанные Г. Г. Бобоевым факторы до сих пор остаются открытыми. Остановимся на этом более подробно.

Аграрный рынок Таджикистана имеет некоторую схожесть с рынками развитых и развивающихся стран. Однако применять аграрную политику свёртывания производства некоторых видов продукции нельзя. Специфика аграрного рынка в переходной экономике характеризуется тем, что действие законов спроса и предложения имеет свои особенности, связанные с низким уровнем роста доходов населения и снижением предела насыщения их потребностей. Сложившаяся ситуация требует государственного регулирования аграрного рынка, которое должно быть направлено на расширение спроса на продовольствие.

Такая политика требует пересмотра государственных расходов на расширение спроса для достижения предела насыщения потребностей в продуктах питания, которые в свою очередь создают благоприятные условия для стимулирования производства продукции. Ценовое регулирование должно быть направлено на расширение спроса на сельскохозяйственную продукцию. Рыночный механизм направлен на достижение основных целей единой аграрной политики стран Евросоюза: внедрение различных технологий (традиционных, органических, генномодифицированных) производства сельскохозяйственной продукции для повышения производительности труда и рационального развития сельскохозяйственного производства, стабилизации рынка, решения социальных проблем, повышения конкурентоспособности аграрных рынков и др.

Таким образом, на развитие института аграрного рынка в Республики Таджикистан оказывают влияние различные факторы институционального характера. Их классификация приводится в рисунке 1.

Институциональная среда агропромышленного производства включает в себя различные институты и условия, которые в совокупном взаимодействии определяют параметры организации хозяйственной деятельности в этом направлении. Эти институты могут быть и государственными, и негосударственными. Например, формальные институты, которые юридически закрепляются государством, определяют поведение субъектов на рынке. А институты в неформальном виде непосредственно влияют на формирование и создание их формальных видов.

Важными институтами, которые непосредственно влияют на развитие отрасли, являются дехканские (фермерские) хозяйства. Существенным резервом роста насыщения внут-

реннего аграрного рынка является повышение специализации дехканских (фермерских) хозяйств на производстве главного продукта, которая во многих хозяйствах остаётся низкой, и на ресурсах, часто распределяемых для большого числа дополнительных отраслей.

Организационные

О

Экономические

- специфика организации институциональны х изменений;

- управление институциональны ми изменениями;

- уровень развития института аграрного рынка и его

инфраструктурная обеспеченность;

- управление эффективным взаимодействием институтов в экономике и др.

Социально-политические

- спрос и предложение на аграрном рынке;

- уровень обеспеченности экономическими ресурсами и возмещение расходов

- реализация политики институциональных изменений;

- уровень нормативного обеспечения населения

- государственное регулирование аграрного рынка;

- поведение экономических агентов на аграрном рынке;

- процесс формирования института собственности;

- управление институтом транзакционных издержек;

- процесс формирования эффективных институтов и др.

Правовые

- уровень

институционально-

правовой

обеспеченности;

- реформирование судебно-правовой системы;

- разработка новых законов, регулирующих экономические отношения в аграрном секторе;

- уровень

исполнения законов и степень их защиты;

- нормы и правила контракта и др.

Закономерности взаимодействия институциональных факторов в процессе формирования

института аграрного рынка

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА АГРАРНОГО СЕКТОРА

Рисунок 1. Система факторов развития института аграрного рынка в Республике Таджикистан

Анализ показывает, что дехканские (фермерские) хозяйства в условиях узкой специализации имеют низкую рентабельность. Поэтому в деятельности этих институтов диверсификация производственной деятельности имеет важный характер для поддержания эффективности производства в условиях рынка. Дехканские (фермерские) хозяйства достигли высокого уровня рентабельности (%) в овощеводстве за счет роста удельного веса главной отрасли в общей стоимости товарной продукции. Высокие показатели эффективности характерны и для хозяйств, специализирующихся на выращивании картофеля, плодов и винограда.

Следует отметить, что при создании благоприятной институциональной среды

появляется возможность в активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном секторе, через что решаются вопросы занятости и роста доходов сельского населения. В современных условиях, когда конкуренция играет центральную роль в стимулировании инноваций, эффективности и производительности, совершенствование роли институтов также способствует обеспечению совместного использования выгод от повышения производительности в обществе в целом. Поэтому в дальнейшем государственная политика должна ориентироваться на создание условий для активизации конкурентоспособности. Также отметим, что модель поведения и государственная политика в агропромышленном секторе играют решающую роль в формировании инвестиционного климата в республике.

Европейский ученый А. Кюведховенд, исследовав структуру государственной политики в обеспечении её региональной сбалансированности, группирует три направления государственного вмешательства в аграрный сектор [10; 407]:

- ценовая и рыночная политика, которая включает в себя торговую политику, ценообразование, создание структур и каналов сбыта на рынке, особое регулирование в условиях экологического производства;

- государственная инвестиционная политика: государственные инвестиции, направленные на развитие аграрной отрасли, в том числе на сельскохозяйственные исследования, взаимодействие в области политики и диверсификация;

- институциональная и инфраструктурная политика государства, которая прежде всего включает в себя меры по снижению рисков и обеспечению безопасности.

Одно из направлений совершенствования институциональной среды в агропромышленном секторе заключается в модернизации роли рыночных институтов. Ориентируясь на специфику предпринимательства в агропромышленном комплексе, коллектив европейских исследователей в своем исследовании систематизировал элементы, которые выступают важнейшими составляющими благоприятной институциональной среды. Факторы, которые определены этими учеными, применялись при создании благоприятных институциональных условий для агробизнеса в практике ряда развивающихся стран [9]. Парадигма этих исследователей заключается в том, что государство должно реализовать «основные инструменты» для более оптимального функционирования рынков и предприятий.

Мы вполне согласны с позицией этих авторов, но здесь имеет место один факт. Основная специфика государственной политики в промышленно развитых странах основана на принципе, что инвестиции в целом являются рыночным решением. В этих странах стратегия конкретных фирм способствует внутреннему экономическому росту. Но это непригодно для современных условий Республики Таджикистан, так как хозяйствующие субъекты агропромышленного сектора пока полностью не осознают принципов рыночной экономики. А создание благоприятных условий для привлечения инвестиций остается однозначно необходимым. Независимо от уровня экономического развития, государство должно создать благоприятные условия для инвестирования, так как это является одним из важных условий политики устойчивого экономического роста.

Институты играют решающую роль в содействии и стимулировании процесса трансформации аграрного сектора, поэтому в этой отрасли необходимо приступить к укреплению институционального потенциала на постоянной и устойчивой основе. Несмотря на это, при проведении аграрных реформ в Республике Таджикистан имела

место неопределенность в понимании «институтов», в том числе в их функционировании и взаимодействии в процессе рыночных трансформаций.

Особенно эта трудность связана с различными подходами к пониманию категории «институты». Последние варьируются от государственных институтов (таких как министерства и ведомственные организации; регулирующие и контрольные государственные органы; исследовательские и консультационные организации; государственные финансово-кредитные институты и др.) до их негосударственных форм (институты частного сектора, такие как агродилеры, частные финансовые учреждения т. д.). Сюда также включаются такие «игроки», как дехканские (фермерские) хозяйства и организации в виде производственных кооперативов, биржи и торговые организации, общественные организации как формальные и неформальные виды институтов. И все эти институты функционируют на региональном, национальном и международном уровне, что делает сложным их исследование.

Институты способствуют повышению эффективности государственной экономической политики, следовательно, играют важную роль в определении результатов воздействия экономической политики. Исходя из этого, роль институтов в социально-экономическом развитии оценивается как большая.

Институты в модернизированной форме в процессе трансформации агроэко-номических отношений выполняют следующие функции:

- содействуют формированию цепочки движения товара в экономике;

- способствуют постоянной модернизации сельского хозяйства;

- обеспечивают повышение производительности труда на всех стадиях создания конечного продукта;

- обеспечивают оптимальное распределение хозяйственных результатов между участниками разных объединений;

- содействуют достижению общественного благополучия.

Таким образом, на развитие аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан влияет ряд институциональных факторов, к которым можно отнести:

- слабую государственную поддержку и формирование механизма саморазвития в аграрном секторе экономики. Под механизмом саморазвития понимается самофинансирование и функционирование субъектов аграрного производства в условиях полного отсутствия государственной поддержки в виде финансовых инструментов (субсидий, дотаций др.);

- то, что аграрные рыночные отношения в республике не имеют либерального характера. Во многих случаях субъекты аграрного производства попадают под так называемую скрытую монополию, которая организуется государственными чиновниками. В этих условиях, наряду с ущемлением прав сельхозпроизводителей, происходит дестабилизация аграрного рынка. В результате этого в отдельных аграрных регионах республики наблюдается снижение активности сельхозпроизводителей и уход сельского населения из этого сектора. Возможно, это выступает одной из причин высокой эмиграции сельского населения в Республике Таджикистан;

- слабое развитие инфраструктуры аграрного рынка, что привело к снижению эффективности аграрных рыночных отношений в республике. Кроме того, данный фактор повлиял на результативность реализуемых государственных программ в аграрном секторе

экономики. В этих условиях важнейшей задачей государства в дальнейшем становится

совершенствование инфраструктуры аграрного рынка в институциональном и

фактическом плане.

Список использованной литературы:

1. Арсений С.Л. Институционализм Т.Б. Веблена и современность: рождаемость и уход за детьми (Institutional approach of T. Veblen and modernity: fertility and child care) / https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=28820&p=attachment._ (Дата обращения: 16.02.2020).

2. Бердиев Р.Б. Институциональные факторы инвестиционного развития в постсоветских странах (на материалах Республики Таджикистан): автореф. дисс. д.э.н.:08.00.01/Р.Б. Бердиев. - Душанбе, 2012. - 37 с.

3. Бобоев Г.Г. Институциональные основы обеспечения экономического роста в условиях переходной экономики на примере Республики Таджикистан : дисс... канд. экон. наук : 08.00.01 / Бобоев Гуломжон Гапуржонович; [Место защиты: Ин-т эконом. исслед. Республики Таджикистан]. - Душанбе, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-8/977.

4. Веблен Т. Теория праздного класса /https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890/5895. (Дата обращения: 12.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гундырина Т.О. Институциональные факторы экономического роста // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011 / https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-faktory-ekonomicheskogo-rosta (Дата обращения: 5.11.2019).

6. Дереникьян К.А. Институциональные основы развития экономики Таджикистана: автореф. дисс...к.э.н.: 08.00.01/ Дереникьян Карине Александровна. - Душанбе, 2009. -23 с.

7. Дуглас Н. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. Предисловие и научное редактирование Б.3. Мильнера). -М. : Фонд экономической книги «Начало», 1997. - 190 с.

8. Лазаренко О.А. Институциональные факторы экономического развития транзитивной экономики: автореф. дисс... к.э.н.: 08.00.01 /О.А. Лазаренко. - Орел, 2005. - 23 с.

9. Christy, R., Mabaya, E., Wilson, N., Mutambatsere, E. & Mhlanga, N. 2009. Enabling environments for competitive agro-industries. In C. Da Silva, D. Baker, A.W. Shepherd, C. Jenane and S. Miranda da Cruz. Agro-industries for development, pp. 136-185. Wallingford, UK, CABI, with FAO and UNIDO. www.fao.org/ docrep/013/i0157e/i0157e00.pdf 12.03.2020.

10.Kuyvenhoven, A. 2004. Creating an enabling environment: policy conditions for less-favored areas. Food Policy, 29(4): 407-429.

References of Literature:

1. Arseniy S.L. Institutionalism of T. Veblen and Contemporaneity: Birth Rate Care after Children) / https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=28820&p= attachment. Date of appeal: 02.16.2020.

2. Berdiev R.B. Institutional Factors of Investment Development in post-Soviet Countries (based on the materials of the Republic of Tajikistan): Synopsis of Doctoral dissertation in economics, 080001, Dushanbe, 2012. - 37p.

3. Boboev Gulomzhon Gapurzhonovich. Institutional Framework for Ensuring Economic Growth in Transition Economy: the example of the Republic of Tajikistan: candidate dissertation in economics: 08.00.01 / Boboev Gulomzhon Gapurzhonovich; [Place of protection: Institute of Economy. Research of the Republic of Tajikistan] .- Dushanbe, 2009.- 155 pp., Ill. RSL OD, 61 10-8 / 977

4. Veblen T. The Theory of Leisure Class: An Economic Study of Institutions/ Chaper 4: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890/5895. Date of appeal: 12.02.2020.

5. Gundyrina T.O. Institutional Factors of Economic Growth // Bulletin of Saratov State SocioEconomic University, 2011 / https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-faktory-ekonomicheskogo-rosta Date of appeal: 5.11.2019.

6. Derenikyan Karine Alexandrovna. Institutional Frameworks for the Tajik Economy Development / Synopsis of candidate dissertation in economics, 08.00.01. - Dushanbe, 2009 .-- 23 pp.

7. Douglas N. Institutions, Institutional Changes and Functioning of Economy (Translated from English by A.N. Nesterenko Preface and scientific editing by B. 3. Milner). - M.: Fund of the Economy Book Fund "Beginning", 1997. - 190pp.

8. Lazarenko O.A. Institutional Factors of Economic Development in Transitive Economy / Synopsis of candidate dissertation in economics, 08.00.01. - Oryol, 2005 . - 23 pp.

9. Christy, R., Mabaya, E., Wilson, N., Mutambatsere, E. & Mhlanga, N. 2009. Enabling environments for competitive agro-industries. In C. Da Silva, D. Baker, A.W. Shepherd, C. Jenane and S. Miranda da Cruz. Agro-industries for development, pp. 136-185. Wallingford, UK, CABI, with FAO and UNIDO. www.fao.org/ docrep/013/i0157e/i0157e00.pdf 12.03.2020.

10. Kuyvenhoven, A. 2004. Creating an enabling environment: policy conditions for less-favored areas. Food Policy, 29(4): - pp. 407-429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.