Научная статья на тему 'Особенности институциональной инфраструктуры рынка недвижимости'

Особенности институциональной инфраструктуры рынка недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Виталий Александрович, Чумачков Дмитрий Васильевич

Рассмотрена институциональная организация конкуренции как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства. Показаны преимущества развитого института конкуренции для экономики в целом и ее основных групп субъектов. Предложены меры государственной конкурентной политикиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королев Виталий Александрович, Чумачков Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nstitutional organization of competition is considered as a factor in increasing the competitiveness of businesses. The advantages of developing the institution of competition for the economy as a whole and its major stakeholder groups. Proposed measures of state of competition policy

Текст научной работы на тему «Особенности институциональной инфраструктуры рынка недвижимости»

УДК 330.837

Королев В.А., Чумачков Д.В.

Особенности институциональной инфраструктуры

рынка недвижимости

Экономико-теоретическое обоснование институциональной инфраструктуры и выработка направлений и мер государственного регулирования конкурентной политики становятся практически значимой задачей функционирования, повышения эффективности и конкурентоспособности рынка недвижимости, особенно в условиях кризисного состояния российской экономики. Институт конкуренции - это совокупность экономико-правовых норм, определяющих и регулирующих поведение экономических субъектов, ориентированных на максимизацию их личной выгоды, и государственных мер, принуждающих их к выполнению предписанных норм. Институциональная организация конкуренции как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства включает иерархически структурированные элементы: международные и национальные экономико-правовые нормы в сфере антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции; институциональную инфраструктуру поддержки конкурентоспособности предпринимательства, создаваемую на основе государственно-частного партнерства (венчурные и гарантийные фонды, банки развития, бизнес-инкубаторы, технопарки, союзы предпринимателей); региональные и муниципальные институты поддержки предпринимательства.

В качестве особенностей развития института конкуренции в кризисной экономике России выступают:

снижение предпринимательской активности;

расширение оппортунистического поведения субъектов рынка, что выражается в увеличении теневого сектора экономики, коррупции;

усиление негативного действия естественных монополий, обусловленное их ценой и тарифной политикой;

расширение влияния крупных доминирующих корпоративных структур (включая зарубежные) на государственное регулирование экономики;

недостаточное обеспечение объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Спецификация государством институциональных условий организации конкуренции в целях укрепления и развития предпринимательства включает: совершенствование формальных норм, регулирующих конкуренцию; реализацию государственной конкурентной политики в соответствии с состоянием конкурентной среды; развитие форм и инструментов взаимодействия малого и крупного бизнеса; внедрение антикризисных программ, направленных на развитие конкуренции; государственное регулирование деятельности естественных монополий.

Анализ конкурентной среды предпринимательства позволяет утверждать, что конкуренция на отраслевых рынках, в том числе и на рынке недвижимости, не развита. К факторам, сдерживающим развитие конкурентной инфраструктурной среды, относятся: сокращение количества предприятий в отрасли, институциональные барьеры, неформальный сектор экономики, низкий уровень развития инфраструктуры. Барьеры входа на рынок являются существенным препятствием в функционировании предприятий, а их высокий уровень уменьшает возможности входа для новых предприятий на рынок и повышает транзакционные издержки действующих предприятий; углубляется несогласованность мер федеральных органов исполнительной власти по контролю за деятельностью монопольных структур, институт коррупции оказывает негативное влияние на становление конкурентной среды и развитие конкуренции; теневизация экономики искажает нормальный процесс конкурентной борьбы и противостоит самоорганизации российского малого бизнеса.

Институциональная инфраструктура определяет основные параметры рыночного хозяйства, направленность развития производства и рыночных отношений, позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций, способствует рациональному использованию ресур-

Преимущества институциональной инфраструктуры

I

Для экономики

формирование институциональной среды; изменение структурных пропорций в производящих и обслуживающих отраслях; формирование инфраструктуры рынка и условий для стабильного потребительского рынка;

повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов;

обновление технологий производства, модернизация производства и товарных продуктов;

развитие малого и среднего бизнеса; «естественный отбор», позволяющий оставаться на рынке более конкурентоспособным компаниям; насыщенность потребительского рынка товарами и услугами; создание экономического и социального базиса

Для предпринимателя

свободный доступ на рынок; поиск новых возможностей использования имеющихся ресурсов;

стимулирующее влияние внешней среды; гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика; конкурентные преимущества, достигаемые за счет совершенствования инструментов маркетинга, мобильности капитала, эффективного менеджмента; альтернатива выбора поставщиков и покупателей

Для потребителя

широта и насыщенность ассортимента товаров на рынке; совершенствование потребительских свойств товара; формирование рыночной власти потребителя, влияющей на снижение и повышение качества обслуживания;

возможность получения полной информации о товарах и услугах на рынке;

увеличение объема и расширение спектра потребляемых услуг

Рис. 1. Преимущества институциональной инфраструктуры

сов для выпуска продукции, предусматривает, что деятельность предпринимателей на всех стадиях производства должна быть прогрессивной и оптимальной, распределяет справедливо доходы участников рынка [1, 2]. Главное состоит в том, что выгода достается тому предпринимателю, который достиг лучших результатов свой деятельности. На рис. 1 (составлен авторами) показаны преимущества развитого института конкуренции для экономики в целом и ее основных групп субъектов.

Анализ основополагающих факторов: распределение предприятий по видам собственности (см. таблицу), число фирм и их концентрация, барьеры входа и инфраструктура, неформальные ограничения, влияющих на состояние конкурентной среды, позволяет сделать вывод о том, что конкурентная среда в российской экономике неразвита, и конкуренция не выполняет своей роли в экономике.

Так, количество предприятий, действующих в экономике Российской Федерации, принятое в каждом году за 100 %, составляет: 4417,1 тыс. единиц в 2006 году, 4767,3 тыс. единиц в 2007 году (прирост почти 8 % к уровню 2006 года),

Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2009 года)

Год Число предприятий и организаций

Всего, тыс. Из них по формам собственности, тыс.

государственная и муниципальная частная смешанная российская

1996 1946 496 1216 181

1997 2250 520 1426 209

1998 2505 417 1731 227

1999 2727 321 2014 235

2000 2901 331 2147 240

2001 3106 248 2312 234

2002 3346 368 2510 247

2003 3594 386 2726 245

2004 3845 396 2957 234

2005 4150 407 3238 247

2006 4417 407 3499 245

2007 4767 412 3838 265

2008 4507 413 3639 215

2009 4675 405 3855 203

4506,6 тыс. единиц в 2008 году (спад на 5 % по сравнению с 2007 годом, однако прирост на 2 % по сравнению с 2006 годом) [4, 5]. На 1 января 2009 года число предприятий и организаций составило 4674,9 тыс., прирост по сравнению с 2008 годом равен 3,7 %, а по отношению к 2007 году наблюдается спад на 2 %. Поэтому можно утверждать, что рост числа предприятий и организаций за период с 2006 по 2009 год неустойчив.

Инфраструктура не отвечает современным условиям действительности. Основные проблемы инфраструктуры связаны с ее неразвитостью и доступностью, а также с тарифами на ее стоимость.

Нами сделан вывод, что государственное регулирование по созданию конкурентной среды, развитию и поддержке конкуренции сводилось лишь к антимонопольному регулированию, направленному прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Функции по созданию конкурентной среды и развитию конкуренции официально ни за одним федеральным органом исполнительной власти не закреплены. Конкурентная политика на протяжении всего времени реализуется только в одном направлении - защита конкуренции, а меры, направленные на поддержку конкуренции, носят

декларативный характер. Конкурентная политика -понятие комплексное и никак не может ограничиваться лишь антимонопольной политикой, как это делается в настоящее время при принятии государственных управленческих решений и разработке соответствующего законодательства в данной сфере. Действенная конкурентная политика невозможна без промышленной, инвестиционной, бюджетно-налоговой, ценовой политик - в той их части, в которой они влияют на состояние конкурентной среды и развитие конкуренции.

Нами расширено научное представление о конкурентной политике, где государственную конкурентную политику можно определить как комплекс последовательных мер и действий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на развитие и поддержание конкуренции, защиту и пресечение от монополистических действий и недобросовестной конкуренции всех участников рынка. Конкурентная политика включает в себя два основных направления: первое - развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках, второе - пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции. Меры государственной конкурентной политики (рис. 2 -

Сокращение административных барьеров

Рис. 2. Направления и меры реализации конкурентной политики

составлен авторами) можно квалифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию конкурентной среды и развитию конкуренции) и меры по защите конкуренции (меры, направленные на пресечение действий против конкуренции).

Современные условия требуют упорядочить, систематизировать все действующие формальные нормы, регулирующие конкуренцию, и доработать их с целью стимулирования создания конкурентных отношений и поддержки конкуренции. Предлагаются следующие направления по разрешению представленных проблем по развитию и поддержке конкуренции:

1. Совершенствование формальных норм и активное их применение:

систематизация всех действующих нормативных правовых актов, относящихся к законодательству о конкуренции (разработка и принятие Конкурентного кодекса);

разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование и поддержку конкуренции (законодательство о поддержке малого предпринимательства, об инфраструктуре и о доступе к ней);

установление уголовной ответственности за нарушение органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами правил конкуренции.

2. Законодательное оформление функций и полномочий органов исполнительной власти, ответственных за развитие конкуренции:

закрепление за Министерством экономического развития функций по созданию конкурентной среды и развитию конкуренции;

определение порядка взаимодействия органов исполнительной власти, ответственных за проведение конкурентной политики.

3. Совершенствование государственной конкурентной политики в соответствии с состоянием конкурентной среды:

разработка и принятие программы развития конкуренции в РФ;

внедрение мер по стимулированию и поддержке конкуренции.

Для создания благоприятных условий для развития институциональной инфраструктуры (см. рис. 3) и разрешения проблем, сформировавшихся из-за ее отсутствия, необходимы срочные меры государственной поддержки с учетом особенностей рынка недвижимости по следующим направлениям:

1. В области налогового регулирования: совершенствование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (увеличение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД; признать налоговым периодом 1 год; отменить обязательное использование ККТ для плательщиков ЕНВД); совершенствование упрощенной системы налогообложения (изменение параметров годового дохода, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения с 20 до 400 млн р.); снижение налоговых ставок для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих общую систему налогообложения; применение льготных режимов налогообложения для вновь образованных предприятий.

2. В сфере финансового обеспечения: расширение доступа субъектов малого предпринимательства к банковским кредитам (формирование региональных фондов гарантий и муниципальных фондов); расширение предложения кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса (увеличение программ кредитования малого бизнеса); финансовое обеспечение начинающих предприятий и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства; развитие рынка микрофинансовых услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства.

3. В сфере имущества: совершенствование порядка предоставления федерального, регионального и муниципального имущества в аренду субъектам малого предпринимательства; формирование имущественной инфраструктуры поддержки начинающих субъектов малого бизнеса (создание сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков); снижение ставок по аренде помещений и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (внесение изменений в законодательство о приватизации).

4. В области кадрового обеспечения: разработка и внедрение программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; формирование краткосрочных программ обучения для персонала малого бизнеса; внедрение дистанционных форм обучения.

Особенности институциональной инфраструктуры рынка недвижимости

Финансовая

субсидии; бюджетные инвестиции;

государственные и муниципальные гарантии;

бюджетные кредиты, займы, ссуды

Имущественная

передача во владение или в пользование государственного или муниципального имущества;

развитие лизинга; новое строительство зданий и сооружений

В области инноваций

создание: технопарков, центров коммерциализации инноваций, технико-внедренческих зон, акционерных инвестиционных фондов;

содействие патентованию;

заключение договоров субподряда

Информационная

создание информационных систем и телекоммуникационных сетей; создание научно-технических информационных баз данных

В области кадров

внедрение образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров

Консультационная

создание консультационных центров (по вопросам действующего законодательства, реализации программ поддержки малого предпринимательства и т. д.)

В сфере налогообложения

снижение налоговых ставок; упрощение порядка ведения бухгалтерской и налоговой отчетности; льготы субъектам малого предпринимательства

Рис. 3. Особенности институциональной инфраструктуры и дополнительные меры, необходимые

в условиях финансового кризиса

5. В сфере информационного обеспечения: обеспечение доступности информации государственных органов для предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса; внедрение современных интерактивных механизмов информационной поддержки бизнеса (каталоги производителей продукции и услуг России, деловые предложения); создание центров

деловой информации; взаимодействие со средствами массовой информации.

Выявленные проблемы - это следствие совокупности историко-генетических особенностей института собственности на землю в России, и разрешение их является задачей стратегической и долгосрочной, но без постоянного решения тактических задач она невыполнима.

список литературы

1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2006. С. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). М.: Юнити-Дана, 2008. 799 с.

3. Российский статистический ежегодник - 2009 г. URL: http:// www.gks.ru

4. Государственный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2009 г. / ФАС России. М., 2009. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.