Научная статья на тему 'Государственная институциональная политика в формировании условий для реализации потенциала предпринимательских структур'

Государственная институциональная политика в формировании условий для реализации потенциала предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1205
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РЕСУРСА / СЦЕНАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ A POLICY OF THE STATE / AN ECONOMY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ACTIVIZATION OF AN ENTERPRISE RESOURCE / THE SCENARIO OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Е. К.

В статье обозначены направления российской государственной институциональной политики в отношении среднего и малого бизнеса, аргументирована необходимость участия органов государственной власти в формировании позитивных доминантных институтов макросреды предпринимательства в контексте перспективной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпунина Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE

In article directions Russian state institutional politicians concerning an average and a small-scale business are designated, necessity of participation of public authorities for formation of positive prepotent institutes of macroenvironment of business for a context of perspective economic policy is given reason.

Текст научной работы на тему «Государственная институциональная политика в формировании условий для реализации потенциала предпринимательских структур»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ФОРМИРОВАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Е. К. КАРПУНИНА

В статье обозначены направления российской государственной институциональной политики в отношении среднего и малого бизнеса, аргументирована необходимость участия органов государственной власти в формировании позитивных доминантных институтов макросреды предпринимательства в контексте перспективной экономической политики.

Ключевые слова устойчивое развитие экономики, институциональная политика государства, активизация предпринимательского ресурса, сценарий экономического развития.

В современных условиях встает вопрос формирования стратегической концепции устойчивого развития экономики, направленной на реализацию конституционных положений по созданию социального государства и на использование уже достигнутых результатов [4].

Сложность при разработке концепции долгосрочного развития вызвана тем, что экономика как открытая система неустойчива. Любая экономическая система, охватывающая совокупность производительных сил и производственных отношений, характеризуется в процессе своего динамического развития выравниванием постоянно возникающих неравенств. Поддержание относительного равновесия, устойчивости в процессе развития - важнейшая цель любой экономической системы, достижение которой возможно при комплексном учете множества факторов. При возникновении затруднений в процессе функционирования и возникновения дисбалансов проводятся институциональные изменения, обеспечивающие возврат системы к устойчивому состоянию.

Усиление роли государства в экономической жизни страны становится в последние годы все более значимым фактором динамики российской экономики [1]. Государство реализует политику доминирующего присутствия в стратегически важных отраслях национальной экономики, наиболее яркой иллюстрацией чего является консолидация нефтегазовых активов - возведение государственной вертикали экономики вслед за государственной вертикалью власти. Внедрение государства в экономические процессы, вытеснение частного капитала из стратегически важных от-

раслей экономики сопровождаются общим ухудшением российского бизнес-климата в части его институциональной составляющей: ухудшаются условия для реализации предпринимательской активности, снижается предпринимательская мотивированность, усложняются взаимоотношения бизнеса и государства, наблюдается тенденция к истощению предпринимательского ресурса.

Все это может иметь пагубные последствия с точки зрения динамики и структуры роста экономики. В контексте новой роли, которую играет государство в экономике России, важно понять, каким образом может быть реализован накапливаемый государством экономический потенциал влияния с целью гармонизации структуры и ускорения роста национальной экономики. Вместе с тем методы, которыми государство приобретает контроль над высококонкурентоспособными производствами и решает смежные вопросы, невольно рассматриваются как бизнесом, так и госорга-нами на местах в качестве «допустимых» в отношении существенно менее крупного бизнеса. Наращивание присутствия государства в экономике не просто происходит в условиях низкого качества государственных институтов России - оно сопровождается ухудшением судебного и юридического климата (как, впрочем, и общих оценок инвестиционного климата - за вычетом эффекта «галопирующих» цен на нефть на мировом рынке). Реальным становится истощение предпринимательского ресурса.

Интенсивно внедряясь в реальный сектор национальной экономики, государство становится в нем все более значимым игроком, действия кото-

рого определяют и структуру, и темпы его роста. Происходит заметное изменение всего российского бизнес-климата (в части его институциональной составляющей — характера взаимоотношений внутри бизнеса, бизнеса и государства, предпосылок для реализации предпринимательской активности), когда уже не стоит вопрос о его восстановлении до некоторого условно благоприятного уровня или формы в той модели, которая обусловила интенсивный рост реального сектора.

Усиление присутствия государства в экономике, следствием которого выступает истощение предпринимательского ресурса (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), происходит на фоне очевидного снижения конкурентоспособности ряда отраслей промышленного производства (отраслей обработки) и замедления роста российской промышленности и экономики в целом. Поэтому в настоящее время насущной необходимостью является формирование фактически качественно новых взаимоотношений бизнеса и властей, построенных в первую очередь на осознании государством степени своего воздействия на экономические процессы, частичном замещении им истощающегося предпринимательского ресурса, принятии на себя не только прав, но и обязанностей, связанных с новым положением в экономике России.

Возможности государства влиять на экономические процессы, активизировать предпринимательский ресурс, стимулировать рост в тех или иных отраслях экономики повышаются также по мере формирования Стабилизационного фонда, поскольку порядок размещения его средств и их использования является прерогативой государства. Ввиду новых конфигураций российской экономики и реальной угрозы качественного замедления ее роста важно понять, что представляет собой инерционный вариант развития российской промышленности (в случае сохранения сложившейся производственной модели) и как может быть реализован альтернативный вариант развития, предусматривающий активизацию государством накопленного сугубо экономического потенциала влияния.

У России имеются все ресурсные возможности для того, чтобы утвердить себя в качестве высокоразвитой державы. Важным направлением достижения прорыва в российской экономике может служить государственная институциональная политика в отношении сферы малого и среднего предпринимательства1.

1 Под институциональной политикой государства понимается целенаправленная реализация функции институционального строительства через обеспечение соблюдения оп-

В качестве главных направлений российской государственной институциональной политики в отношении среднего и малого бизнеса, ее участия в формировании позитивных доминантных институтов макросреды предпринимательства следует определить: комплексную политику стимулирования спроса на научно-технические инновации в российской экономике; социальную политику преодоления бедности и повышения благосостояния населения; борьбу с коррупцией и формирование рациональных механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти; политику противодействия теневой экономике, ликвидации сложившихся и недопущения появления новых административных барьеров на пути предпринимательской деятельности; рационализацию межбюджетного регулирования, политику в сфере образования и науки, совершенствование российской статистики, информационного обеспечения государственной, частной и негосударственной общественной хозяйственной деятельности (рис. 1). Именно эти направления государственной политики в наибольшей мере улучшают, рационализируют институциональную макросреду бизнеса, систему мотиваций, норм поведения его субъектов.

Поиск путей преодоления препятствий полновесной реализации предпринимательством имманентных ему народнохозяйственных функций неотделим от анализа и обоснования мер государственной экономической и социальной политики в создании благоприятной институциональной макросреды [2].

Государственная институциональная политика в отношении предпринимательства предназначена для обеспечения максимально возможной реализации его позитивных функций в национальном хозяйстве и социальной сфере. В той же мере, в какой под воздействием научно-технического прогресса меняются воспроизводственные системы, а вместе с ними трансформируется бизнес, изменяются цели и институты его государственной поддержки.

Но процесс адекватности мер институциональной политики в отношении предпринимательства реальному социально-экономическому положению в стране и реальным перспективам ее развития не автоматичен. На него всегда накладывается действие разнонаправленных по векторам групп интересов.

ределенных норм и правил. Институты оказываются непосредственными объектами данной политики.

Рис. 1. Генеральные направления государственной институциональной политики России в отношении сферы предпринимательства через рациональное формирование его макросреды

Оценка перспектив государственной поддержки бизнеса должна быть связана с решением следующих задач:

- расширение видов и форм поддержки, направленных на обеспечение легкого предпринимательского старта и последующего активного роста как на внутреннем, так и на мировом рынках;

- повышение эффективности реализуемых программ поддержки, в том числе путем определения и контроля за достижением целевых индикаторов (как качественных, так и количественных).

Определим основные направления перспективной экономической политики в отношении развития и поддержки предпринимательства (рис. 2):

1. Стимулирование научно-технического инновационного предпринимательства.

Необходимо качественное изменение структуры и размеров государственного сектора науки. Требуется объединение государственных организаций науки со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня и приватизация научных организаций, не вошедших в государственный сектор науки. Особой формой поддержки науки станет создание центров пере-

довых исследований. Они должны формироваться на конкурсной основе, на базе существующих институтов либо путем объединения наиболее продуктивных научных групп из разных организаций (без ограничения тематики работ). Необходимо сформировать институты, содействующие передаче инноваций в производственный сектор, «приучению» предприятий к инвестированию в инновационные проекты. Для этого все бюджетное финансирование конкретных прикладных разработок за рамками непосредственных государственных приоритетов должно осуществляться на конкурсной основе и только при наличии со-финансирования со стороны предприятий в объеме не менее 50 % общей стоимости проекта. Это позволит сформировать «инновационные кластеры» в промышленности и сфере услуг.

2. Формирование института государственного заказа для малого и среднего бизнеса.

Необходимо пересмотреть законодательство об участии субъектов предпринимательской деятельности в закупках для государственных и муниципальных нужд, которое должно отражать следующие моменты:

Экономическая политика государства

Ориентиры долгосрочного социально-экономического развития РФ

Федеральные органы исполнительной и законодательной власти РФ

Органы исполни тельной и законодательной власти субъ ектов РФ

Органы местного самоуправления

Политические партии и объединения

Финансовая Налоговая Инфраструктура поддержки

система система малого и среднего бизнеса

Фонды Бизнес- Ассоциа-

поддерж- инкубато ции ма-

ки бизне- то- лого и

са ры, техно среднего

парки бизнеса

Содейст- Коорди-

вие в нация

станов- взаимо-

лении и действия

развитии малого и

малого и среднего

среднего предпри-

предпри- нима-

нима- тельства

тельства

Представление интересов бизнеса в

Рис. 2. Институциональная матрица развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (разработана автором на основе матрицы Н. Н. Беспамятных)

- необходим упрощенный механизм участия субъектов малого и среднего бизнеса в конкурсах по распределению государственных и муниципальных заказов;

- необходимо законодательно закрепить распространение квотирования объемов поставок по государственным и муниципальным закупкам на субконтрактный уровень. Крупные фирмы, получающие заказ от государства, в обязательном порядке должны 15 % его объема передавать на исполнение субъектам малого и среднего бизнеса.

С целью усиления позиций предпринимательства в сфере государственных закупок целесообразно допустить возможность участия его субъектов в конкурсах в виде консорциумов, что резко повысит конкурентоспособность объединившихся предприятий. Привлечение крупной фирмой максимально большого числа субъектов малого и среднего бизнеса в консорциум должно рассматриваться как преимущество участника перед другими претендентами на получение государственного заказа. Целесообразно кардинально расширить учебную и консультационную сеть по подготовке субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в торгах по государственным и муниципальным закупкам. Это расширение повысит возможности, облегчит участие субъектов бизнеса в торгах, позволит значительно увеличить количество участников торгов.

3. Содействие формированию общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности.

Нужна целенаправленная государственная политика по стимулированию развития общественных объединений предпринимательских структур и их движению по направлению к реальному саморегулированию. Ее важнейшим элементом должен стать комплекс мер по улучшению предпринимательского климата сферы малого и среднего бизнеса, включая степень доверия в отношениях между бизнесом и государством. Для достижения большей привлекательности общественных объединений в глазах субъектов предпринимательства, для общественных объединений законодательно должно быть установлено право на выполнение бюджетно-обеспеченных мер поддержки бизнеса.

4. Снижение степени ассиметричности информации о предпринимательстве.

В русле реализации данного предложения необходимо разобраться с организацией российской статистики, передачей полномочий в обработке первичной информации в налоговые органы, страховые и медицинские фонды, использование как сплошного, так и выборочного наблюдения.

5. Финансирование объектов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации развивается по многим направлениям. Финансовая поддержка выражается в предоставлении субвенций и субсидий, принятия программ кредитования малого и среднего бизнеса, упорядочении предоставления государственных и муниципальных финансовых гарантий, финансировании объектов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства [5]. Имущественная поддержка - в создании условий для приватизации муниципального имущества, предоставлении во владение или пользование государственного и муниципального имущества, передаче в пользование на праве аренды земельных участков и другой недвижимости. Информационная поддержка - в развитии федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей, информационном обеспечении субъектов предпринимательской деятельности. Поддержка в подготовке кадров - в разработке образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов, повышении профессиональных знаний специалистов, создании сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для субъектов предпринимательства.

6. Развитие сотрудничества бизнеса и государства по диверсификационным направлениям российской экономики.

Возможным вариантом развития сотрудничества российского бизнеса и государства, имеющим целью повышение конкурентоспособности национальной промышленности, улучшение

структуры ее выпуска и экспорта промышленных товаров, проникновение российских товаров на новые рынки, может быть государственное инвестирование в предприятия отраслей обработки посредством специализированных кредитных учреждений. В большинстве экономически развитых и развивающихся стран существуют и активно действуют специальные государственные учреждения (банки развития), которые созданы для использования государственного инвестиционного потенциала в решении стратегических задач экономического развития. В зависимости от страновых особенностей банки развития отвечают за содействие предприятиям внутреннего сектора, стимулирование национального экспорта (в том числе за счет субсидий), кредитование зарубежных компаний, содействующих национальному экспорту, кредитную поддержку среднего и малого бизнеса.

7. Снижение налогового бремени предпринимателей.

В сложившихся условиях задача поиска дополнительных стимулов развития предпринимательской активности становится одной из приоритетных в государственном регулировании экономической деятельности. Одной из сфер, где кроются незадействованные ресурсы, является действующая налоговая система, хотя в последние годы государством предпринято немало действий, направленных на снижение налогового бремени предпринимателей. С учетом положительной динамики роста доходной части федерального бюджета и уменьшении зависимости от нефтегазовых доходов, в налоговой системе ставится возможным изыскать дополнительные направления стимулирования развития предпринимательской деятельности.

1. Налог на прибыль. Рассматривая налог на прибыль организаций, отметим, что одна из основных задач данного налога - посредством введения различных льгот и преференций стимулировать рост деловой активности предпринимательской сферы, что позволяет говорить о налоге на прибыль как об инструменте стимулирования развития экономики.

2. Введение дополнительных льгот по налогу на прибыль положительно отразится на развитии предпринимательства, поскольку одной из основных проблем современной российской экономики является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность основных фондов, и как следствие, низкая производительность труда.

3. Добровольное социальное страхование. Учитывая финансовые сложности при повышении обеспечения населения страховыми услугами, предоставляемыми на базе обязательного социального страхования, было бы логично внести изменения в ст. 255 НК РФ, по которым максимальная планка расходов на добровольное медицинское страхование, составляющая в настоящее время 3 % от суммы расходов на оплату труда, была бы увеличена на 12 % (по аналогии с договорами добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения).

4. Дополнительные пенсионные накопления. В НК РФ необходимо внести изменения, по которым в состав расходов на оплату труда должны включаться взносы, как на именные пенсионные счета работников, так и на солидарные пенсионные счета предприятий, а условие, по которому при изменении существенных условий пенсионных договоров ранее уплаченные

взносы подлежат налогообложению, целесообразно отменить.

5. Упрощенная система налогообложения. Новая редакция гл. 26.2 НК РФ должна ограничивать максимальную численность занятых на предприятиях, имеющих право уплачивать налоги по УСН, 250 работниками, а другими критериями должны служить сфера деятельности, выручка от реализации товаров без НДС и балансовая стоимость активов за календарный год.

6. Изменения в налоговом законодательстве. Учитывая значительное влияние, оказываемое налоговой системой на формирование и развитие деловой среды предпринимательской деятельности, целесообразно рассмотреть вопрос о введении моратория на любые изменения налогового законодательства, ухудшающие положение вновь образованных организаций-налогоплательщиков, сроком на три года. Развитию микрофинансовых институтов.

Одним из основных направлений, упрощающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, является микрофинансирование. Следует уделить особое внимание развитию микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов предпринимательства.

В ближайшее время необходимо разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов предпринимательства, и обеспечить возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами. Это важно, прежде всего, на региональном и местном уровне, учитывая локальный и региональный характер бизнеса малых предприятий.

8. Создание инфраструктуры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям.

Для малого и среднего предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования. Необходимо создать инфраструктуру, включающую в себя центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям, особенно на муниципальном уровне, поскольку необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому и среднему бизнесу.

9. Государственное содействие повышению уровня профессиональной подготовки предпринимателей.

Одной из насущных проблем для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами. Бизнес и сам финансирует переобучение, если ему необходимы такие курсы. 100 % оплачивается самим бизнесом, когда речь идет о бухгалтерской отчетности. Новации в законодательстве интересуют практически всех. Обучение азам бизнеса можно пройти на расстоянии, через Интернет: сайт Системы дистанционного бизнес-образования включает более 70 обучающих модулей.

10. Организация выставочно-ярмарочной деятельности предпринимательских структур.

В среднесрочной перспективе необходимо оказывать содействие малым предприятиям в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. Значительная часть малых предприятий работает на внутреннем, локальном рынке. Поэтому особое значение для них имеют межрегиональные и региональные выставки и ярмарки. Вместе с тем, необходимо содействовать расширению экспорта малыми предприятиями, в том числе путем содействия их участию в международных выставках и ярмарках.

11. Корректировка направлений конкурентной политики в целях выравнивания условий конкуренции субъектов предпринимательства.

В настоящее время для российской экономики остро встала проблема выравнивания условий конкуренции. Сохраняется ситуация, когда отдельные предприятия получают льготы и преференции благодаря использованию административных ресурсов. Органы власти принимают акты, нарушающие условия конкуренции. Такая ситуация сдерживает появление на рынках (особенно на региональных) новых, более эффективных игроков, исключает создание новых рынков, расширение номенклатуры, повышение качества и снижение цены продукции российских предприятий. Антиконкурентная деятельность и органов власти, и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, сдержива-

ет, таким образом, диверсификацию структуры экономики, рост ее перерабатывающих секторов и сферы услуг. Основными направлениями конкурентной политики являются устранение льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам, выравнивание условий конкуренции на региональном и местном уровне, недопущение проведения региональными властями политики, противоречащей общефедеральному законодательству.

Антимонопольный контроль будет ужесточен, что позволит значительно снизить «барьеры входа» на рынки для средних и малых предприятий, стимулируя таким образом расширение существующих рынков, создание новых, рост количества предприятий, повышение их конкурентоспособности. Конкурентная политика, таким образом, должна внести важнейший вклад в диверсификацию структуры российской экономики.

12. Развитие косвенных форм государственной поддержки предпринимательства.

На сегодняшний день более эффективными и взаимовыгодными видами государственной поддержки являются косвенные формы (субсидирование, гарантирование, консультирование), что дисциплинирует и стимулирует предпринимателя, не снимая с него ответственности за деятельность [3]. При этом связующим звеном между государством и предпринимателем может быть третье, независимое, лицо - бизнес-инкубатор, фонд поддержки предпринимательства, кредитный кооператив. Как показывает мировая практика, одной из основных форм содействия бизнесу является гарантирование заемных средств. Действующая система кредитных гарантий сложна и «забюрократизирована». Так, если гарантируется кредит, его получатель должен быть зафиксирован в региональном Законе о бюджете. Но ради поддержки одного предприятия поправки в бюджет вноситься не будут. Создания гарантийных фондов, которые, пользуясь бюджетными средствами, имели бы определенную свободу в решении вопроса предоставления кредитной гарантии, могли бы решить эту проблему.

Достоинством данного механизма является стимулирование роста объемов частных инвестиций. Гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита (другая часть кредита обеспечивается, как правило, собственными привлеченными активами самого предпринимателя), фактический объем кредитных ресурсов для финансирования может превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы в 4-5 раз.

Кроме того, в случае предоставления гарантий средства не замораживаются на длительное

время до полного возврата ссуды, а остаются в распоряжении государственного финансового института и могут быть использованы на другие цели (например, для краткосрочных финансовых вложений с целью предотвращения обесценивания и наращивания суммы гарантийного фонда).

Такой подход позволяет реализовать инновационный механизм поддержки в условиях общего режима налогообложения. При реализации данного механизма важными методическими вопросами являются определение «выгод» и рисков для всех участвующих сторон. На основе исследований были представлены формализации для расче-

та собственно выгоды для банка, фонда поддержки предпринимательства, предприятия-заемщика и государства в условиях функционирования инновационного механизма гарантирования заемных средств при системе налогообложения прибыли (рис. 3).

Следует отметить, что для банка, государства и фонда поддержки предпринимательства самым значимым риском является риск невозврата кредитных средств заемщиком. Для его минимизации следует создать резервный фонд, который образуется за счет части средств, идущих из платы за предоставление гарантии.

Выгоды сторон

От прироста налога на прибыль предприятия-заемщика

От прироста налога на прибыль от банковской деятельности

Рост налоговых поступлений от последующего развития предпринимательской деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выведение из «теневого оборота» выручки от реализации продукции и имущества вследствие существования возможностей получения большей суммы кредита при необходимости

Минимизация рисков по предоставляемым займам

Увеличение прибыли банка за счет увеличения объемов кредитования

Банк Фонд поддержки предприни-

мательства

Размещение гарантийного резерва на депозите или в виде вложения в мало рискованные ценные бумаги приносит доход

Платность гарантий в виде процентов от суммы обеспечиваемых обязательств. Это позволит содержать фонд поддержки предпринимательства и создать резервный фонд по гарантиям

Рис. 3. Выгоды сторон в условиях функционирования инновационного механизма гарантирования кредитных средств при системе налогообложения прибыли

13. Облегчение доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам и совершенствование банковских технологий инвестиционного средне- и долгосрочного кредитования МСБ.

В условиях финансового кризиса кредиты получать становится все сложнее, повышаются процентные ставки, банки выбирают более надежных заемщиков, требуют более весомый залог в форме недвижимости, который предприятия малого бизнеса далеко не всегда могут предоставить. К сожалению это вынужденная мера из-за снижения банковской ликвидности. В целом, сложившаяся в последнее время рыночная ситуация заставляет банки и предприятия МСБ стать более понятными и прозрачными друг для друга, более вдумчиво подходить к выбору финансового партнера, принимать более взвешенные решения.

Необходимо создание единых информационных систем, где будет накоплена персональная и статистическая информация о заемщиках, которая позволит банку совершенствовать подходы, направленные на упрощение процедур кредитования МСБ (скорость принятия решений, ускоренная оценка кредитоспособности заемщика, упрощение перечня подаваемых документов), и одновременно содействовать становлению дополнительных механизмов снижения риска кредитования МСБ. С другой стороны, необходимо активно формировать культуру кредитования у предпринимателей, потому что многие из них до сих пор опасаются обращаться в банк. Инструментом государства, стимулирующим инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного

партнерства, являются институты развития. Они занимают специфическую нишу в экономике между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным финансированием. Важно отметить, что институты развития не должны подменять частный бизнес и реализовывать коммерчески привлекательные проекты. Одним из принципов их деятельности должна быть недопустимость конкуренции с частными финансовыми институтами. Вместе с тем, они не должны заниматься простым субсидированием убыточных отраслей и проектов. В инвестиционном плане их задача - выступать в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики.

14. Создание института оценки регулирующего воздействия решений в экономической сфере.

Не секрет, что административное воздействие на экономику в России достаточно сильно, а использование такого механизма регулирования

приводит к тому, что многие проблемы решаются с точки зрения чьей-то выгоды.

Когда наступает кризис, не правительство должно сверху смотреть на состояние экономических субъектов и точечно выделять средства некоторым из них. Должны быть созданы специальные правила, специальные институты, позволяющие решать кризисные проблемы более-менее автоматически и упорядоченно.

Таким образом, концепция рационального встраивания политики поддержки малого и среднего бизнеса в основные направления государственной институциональной политики РФ, должна быть построена на принципах равнодоступности к получению государственной поддержки практически всех субъектов малого и среднего бизнеса; низких коррупционных рисков при реализации народнохозяйственных функций бизнеса; опоры на управленческие механизмы формирования и реализации взятого курса на диверсификацию экономики государства.

Литература

1. Березинская О. Российская экономика: новые конфигурации в прежней среде или прежние конфигурации в новой среде? [Электронный ресурс].

2. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М., 2007.

3. Захарченко С. А. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса // Финансы. 2008. № 7.

4. Кузнецова, Е. Стратегическая концепция устойчивого развития экономики // Вестн. ИНЖЭКОНа. № 2 (15). 2007.

5. Лютиков А. М. Стимулирование предпринимательской активности // Финансы. 2007. № 9.

* * *

STATE ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ THE POLICY IN FORMATION OF

CONDITIONS FOR REALIZATION OF POTENTIAL OF ENTERPRISE STRUCTURES

E. K. Karpunina

In article directions Russian state institutional politicians concerning an average and a small-scale business are designated, necessity of participation of public authorities for formation of positive prepotent institutes of macroenvironment of business for a context of perspective economic policy is given reason.

Key words: an economy sustainable development,

институциональная a policy of the state, activization of an enterprise resource, the scenario of economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.