Научная статья на тему 'Современные подходы к совершенствованию системы государственного стимулирования малого предпринимательства в региональной экономик'

Современные подходы к совершенствованию системы государственного стимулирования малого предпринимательства в региональной экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT INCENTIVES / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / REGIONAL ECONOMY / ENTREPRENEURIAL KLIAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусакова А.А.

В статье рассмотрены современные подходы к совершенствованию государственного стимулирования малого предпринимательства на региональном уровне. Проведен анализ международного и российского опыта по оптимизации механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO IMPROVE THE SYSTEM OF STATE STIMULATION OF SMALL BUSINESSES IN THE REGIONAL ECONOMY

The article discusses current approaches to improve public stimulation of small business at the regional level. The analysis of international and Russian experience to optimize the mechanism of state support of small business in the regions.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к совершенствованию системы государственного стимулирования малого предпринимательства в региональной экономик»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334.012.64

А.А. Гусакова

магистрант,

программа «Международный бизнес», ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к совершенствованию государственного стимулирования малого предпринимательства на региональном уровне. Проведен анализ международного и российского опыта по оптимизации механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионах.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное стимулирование,

институциональные условия, региональная экономика, предпринимательский климат

A.A. Gusakova, Kuban State University, Krasnodar

MODERN APPROACHES TO IMPROVE THE SYSTEM OF STATE STIMULATION OF SMALL BUSINESSES IN THE REGIONAL ECONOMY

Abstract. The article discusses current approaches to improve public stimulation of small business at the regional level. The analysis of international and Russian experience to optimize the mechanism of state support of small business in the regions.

Keywords: small business, government incentives, institutional environment, regional economy, entrepreneurial kliat.

В настоящее время государство доминирует во всех видах экономической деятельности. В государственном секторе сосредоточены основные ресурсы, государственные компании имеют доступ к бюджетным средствам, получая субсидии и преференции. В этих условиях предпринимательство как независимая от государственных компаний сфера экономической деятельности не может активно развиваться и обеспечивать рост доходов бюджетов различных уровней.

Специфика предпринимательской деятельности состоит в том, что

предприниматель, как наиболее инициативный участник экономических отношений, не нуждается в дополнительных побуждающих действиях для своего развития. В большей степени стимулирование должно заключаться в создании благоприятных условий для ведения бизнеса. Для решения этой задачи региональные администрации могут различные методы и инструменты.

Ключевым моментом оценки эффективности региональных программ стимулирования предпринимательства считается их ориентация на приоритетные виды деятельности малого и среднего бизнеса, которые должны стимулироваться в первую

62

№ 7 (35) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

очередь. Для этого необходимо применять разные подходы для оценки эффективности стимулирующих программ в разрезе отдельных направлений деятельности.

Под экономическим стимулированием предпринимательства на региональном уровне мы понимаем совокупность методов и инструментов, предпринимаемых региональной администрацией, способствующих тому, чтобы субъекты малого бизнеса развивали свою деятельность в интересах региональной экономики.

И.В. Гавричев подразделяет основные методы стимулирования предпринимательства в регионе на прямые и косвенные. К прямым методам он относит [4]:

- сокращение налогового бремени,

- создание свободных экономически зон;

- уменьшение экспортных пошлин на продукты, производимые

предпринимателями, на оборудование и сырье;

- дотации предпринимательству из регионального бюджета;

- формирование государственного заказа на отдельные виды продукции малого и среднего бизнеса;

- ограничение количества проверок МСП;

- маневрирование ставками платежей на жилищно-коммунальные услуги для субъектов предпринимательства.

К косвенным методам экономического стимулирования предпринимательской деятельности в регионах относятся [4]:

- создание условий для притока квалифицированных кадров на рынок труда региона;

- увеличение образовательных программ для предпринимателей, создание новых мест для обучения;

- поднятие уровня жизни населения для стимулирования платежеспособного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса;

- продвижение товаров и услуг сектора МСП на региональном и внешнем рынках, заключение межрегиональных торговых договоров.

Под главным результатом стимулирования предпринимательской деятельности понимается подъем предпринимательской активности, который выражается в нескольких количественных признаках. Наиболее важными финансовыми признаками считаются:

- рост численности субъектов предпринимательства;

- рост заработков предпринимательства как базы для экономической ставки обременения;

- количество занятых в предпринимательстве;

- средняя заработная плата в предпринимательстве.

Однако данные показатели не ориентированы на оптимизацию отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства как в регионах, так и в России в целом. Необходимы показатели, которые стимулируют развитие малых

производственных, инновационных, экспортно-ориентированных предприятий.

№ 7 (35) - 2014

63

Проблемы экономики и менеджмента

Для оценки эффективности политики региональной администрации по стимулированию указанных секторов предпринимательства предлагается использовать следующую систему показателей, разработанную Ю.Н. Александриным [1]:

- количество вновь созданных и действующих малых инновационных и производственных предприятий;

- доля малых предприятий в отраслевой структуре региона, в том числе инновационных;

- количество экспортно-ориентированных малых предприятий;

среднесписочная численность работников малых инновационных и

производственных предприятий;

- среднемесячная заработная плата на малых инновационных и

производственных предприятиях;

- обеспеченность малых предприятий региональной (муниципальной) имущественной инфраструктурой (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы);

- объем финансовой поддержки малых инновационных и экспортноориентированных предприятий за счет средств регионального бюджета, региональных венчурных фондов.

Другим аспектом совершенствования системы государственного стимулирования малого предпринимательства в регионах является институциональный. Несмотря на многократное увеличение финансирования региональных программ стимулирования малого и среднего предпринимательства (МСП) за счет средств федерального бюджета существенных изменений в секторе МСП не происходит: в регионах доминируют предприятия оптовой и розничной торговли, риэлторские фирмы, доля инновационных малых предприятий минимальна. Необходимо создание нового института в системе государственного стимулирования МСП - независимой структуры, подотчетной только премьер-министру и президенту страны [2].

Основные функции указанной госструктуры по регулированию МСП:

- оценка эффективности Минэкономразвития и отраслевых министерств по реализации региональных программ стимулирования малого и среднего бизнеса;

- разработка комплекса мероприятий по совершенствованию государственной политики стимулирования МСП;

- экспертиза нормативно-правовых актов в секторе МСП с точки зрения снижения административных барьеров;

- оказание правовой помощи, юридической защиты предпринимателей в регионах;

- выявление организационных, экономических, правовых и социальных проблем, сдерживающих развитие МСП, и разработка мероприятий по их решению [2].

Для совершенствования системы государственного стимулирования малого и среднего бизнеса на региональном уровне также целесообразно применять международный опыт. Например, опыт Великобритании, которая занимает 6 место в мире по качеству предпринимательской среды. Среди наиболее эффективных

64

№ 7 (35) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

инструментов, применяемых Службой малого бизнеса (The Small Business Service -SBS) Великобритании для финансирования МСП, можно отметить [3]:

- создание региональных фондов венчурного капитала;

- программу содействия малым предприятиям в поиске инвесторов;

- программы по финансированию инновационных проектов;

- программы по поддержке экспортно-ориентированных МСП.

«Программа упрощения системы поддержки предпринимательства» (The

Business Support Simplification Programme - BSSP) направлена на упрощение и одновременно повышение эффективности государственной системы стимулирования МСП. Основной целью Программы BSSP является концентрация бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее востребованных программ государственной поддержки МСП, обеспечивающих достижение высоких социально-экономических результатов. В рамках программы BSSP были определены следующие ключевые направления по совершенствованию государственной системы поддержки МСП:

1. Предоставить правительственному агентству «Деловых связей» (BL)

приоритетное право по реализации важнейших программ поддержки МСП, финансируемых из государственного бюджета, обеспечить их комплексом

необходимых информационных, диагностических и посреднических услуг, устранить дублирование этих услуг другими государственными и негосударственными структурами;

2. Учредить «Стратегический управляющий совет» (The Strategic Management Board - SMB) для координации государственных программ поддержки МСП и оценки их социально-экономической эффективности.

3. Упростить процедуры предоставления помощи предпринимателям в рамках новых государственных программ поддержки, минимизировать административные барьеры.

В результате реализации программы BSSP сектор МСП Великобритании в настоящее время получает ежегодный экономический эффект около 1,5 млрд ф. ст. Программа «Упрощение регулирования экономической деятельности» позволила на 25% снизить издержки, связанные с преодолением административных барьеров, ежегодно экономить субъектам МСП порядка 1 млрд ф. ст.

В Финляндии осуществление государственной помощи малому и среднему предпринимательству в регионах происходит через основанное в 1999 г. ОАО «Финнвера», 100 % акций которого принадлежат государству [6]. Это акционерное общество основано для предоставления высокорисковых кредитов, чтобы содействовать как развитию малых инновационных компаний внутри страны, так и их выходу на мировые рынки.

При этом программы кредитования разрабатываются в соответствии со стратегическими целями региональной и промышленной политики Финляндии. Решения о кредитовании принимаются на базе анализа хозяйственной деятельности компании: оценивается финансовое положение предприятия на данный момент, его

№ 7 (35) - 2014

65

Проблемы экономики и менеджмента

место на рынке, а также общие перспективы отрасли и данного предприятия. Как правило, «Финнвера» выступает в качестве соинвестора с другими организациями-партерами. Разделение рисков происходит за счет многоканального финансирования, программа которого разрабатывается для каждой компании отдельно.

Специалисты «Финнвера» имеют широкий опыт аналитических исследований коммерческой деятельности в разных секторах экономики Финляндии, а также считаются профессионалами венчурного инвестирования и управления рисками. «Финнвера» постоянно сотрудничает с банками и другими отечественными и международными организациями для развития различных форм финансовой поддержки субъектов МСП.

«Финнвера» имеет 15 региональных подразделений, что позволяет оперативно принимать решения по формам и объемам поддержки субъектов МСП. Кредиты малому бизнесу и экономическая поддержка экспорта осуществляются обычно в регионах, а решения о финансиро-вании крупных кампаний принимаются в центральном офисе.

Финансовые услуги ОАО «Финнвера» широко дифференцированы:

- кредиты начинающим стартапам и действующим МСП;

- гарантии инвестиций;

- кредиты на пополнение оборотных средств компании;

- гарантии и поручительства при экспорте и работе компании на внешних рынках.

Кроме этого «Финнвера» является региональным координатором программ Евросоюза по развитию малого бизнеса, финансовым посредником Европейского Инвестиционного Банка.

В Германии правительство на льготных условиях предоставляет финансовые ресурсы коммерческим банкам, кредитующим малые предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого организована финансовая группа KfW Group, в уставном капитале которой 80% принадлежит правительству Германии. Данная структура выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. KfW Group обеспечила льготными кредитами не менее 3 млн малых компаний Г ермании.

Заявки на кредитование МСП поступают в коммерческие банки, которые подписывают с KfW Group контракт о рефинансировании кредитов, согласно которому обязуются вернуть предоставленные им средства. После этого муниципальный банк переводит финансовые средства коммерческим банкам, а те кредитуют малые и средние компании Уполномоченный банк подписывает с предприятием кредитный контракт, в котором указывается цель кредитования, обозначенная в договоре о рефинансировании с муниципальным банком. Коммерческие банки берут при этом от 50 и до 100% ответственности за невозврат предоставленных кредитов [5].

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования системы государственного стимулирования малого

66

№ 7 (35) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпринимательства в регионах за счет применения современных подходов к оценке эффективности региональных программ поддержки малого бизнеса, создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Список литературы:

1. Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 2. С. 53-59.

2. Александрин Ю.Н. Инновационная модель развития малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 195-199.

3. Александрин Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 29-35.

4. Гавричев И.В. Стимулирование инновационной активности на региональном уровне // Транспортное дело России. 2011. № 1. С. 71-72.

5. Комиссаров А.Г. Господдержка малого бизнеса: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2012. № 2 (200). URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/22792/

6. Опыт Финляндии по вопросу государственного содействия субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансово-кредитным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.agency-ako.ru/foreign/finnvera/

№ 7 (35) - 2014

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.