Научная статья на тему 'Особенности инновационных технологий в высшем педагогическом образовании'

Особенности инновационных технологий в высшем педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Лариса Антоновна, Кузнецов Владимир Викторович

Изменение качества высшего педагогического образования определяется по мнению ученых в области педагогического образования наличием теоретических положений, посвященных теории педагогической инноватики и методологии инновационных педагогических технологий.Острота научной проблемы заключается в том, что до сих пор не найден ответ на вопрос: каковы должны быть инновационные технологии, которые бы позволили модернизировать высшее российское педагогическое образование. С этой целью на базе Оренбургского государственного университета на факультете гуманитарных и социальных наук была проведена опытно-экспериментальная работа, посвященная изучению особенностей инновационных технологий используемых в преподавании педагогических дисциплин у студентов бакалавров профессионального обучения.Предполагалось, что внедрение в учебный процесс описанных в статье инновационных технологий, позволит во многом повысить качество педагогической подготовки бакалавров.Авторами статьи предложены:инновационные технологии в виде практико-ориентированных разработок, повышающих эффективность образовательного процесса в высшей педагогической школе;методология и методика использования инновационных технологий;диагностический инструментарий оценки эффективности исследования инновационных технологий;Авторами были доказаны:правомерность использования инновационных технологий в процессе преподавания педагогических дисциплин в высшей педагогической школе;продуктивность и перспективность используемых информационных технологий.Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет, во-первых, говорить о том, что динамика повышение качества педагогического образования во многом определяется наличием эффективных инновационных технологий, во-вторых, процесс преподавания педагогических дисциплин во многом обогащается посредством использования предложенных авторами инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витвицкая Лариса Антоновна, Кузнецов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Changes in the quality of higher teacher education is defined in many ways according to scientists in the field of teacher education the presence of theoretical propositions on the theory and methodology of Educational Innovation innovative pedagogical technologies. The severity of the scientific problem is that so far not found the answer to the question: what should be the innovative technologies that would enable Russia to modernize higher pedagogical education. To this end, on the basis of the Orenburg State University at the Faculty of Humanities and Social Sciences has made experimental work devoted to the study of innovative technologies and features used in the teaching of pedagogical disciplines of students undergraduate training. It was assumed that the introduction of the learning process described in the article of innovative technologies, would greatly improve the quality of teacher training bachelors. The authors suggested: Innovative technologies in the form of practice-oriented research to improve the efficiency of the educational process in higher educational schools; Methodology and methods of use of innovative technologies; Diagnostic tools for assessing the effectiveness of the research of innovative technologies; The authors have been proven: The legitimacy of the use of innovative technologies in the teaching of pedagogical disciplines in the higher pedagogical school; Productivity and prospects use of information technology. The authors have been proven : The legitimacy of the use of innovative technologies in the teaching of pedagogical disciplines in the higher pedagogical school ; Productivity and prospects use of information technology. Carried out experimental work allows, first, to say that the dynamics of improving the quality of teacher education is largely determined by the availability of effective innovative technologies, and secondly, the process of teaching of pedagogical disciplines in many ways enriched through the use of innovative technologies proposed by the authors.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационных технологий в высшем педагогическом образовании»

УДК 130: 122; 377

Витвицкая Л.А., Кузнецов В.В.

Opeнбургский государственный университет Е-mail: vitvlar@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Изменение качества высшего педагогического образования определяется по мнению ученых в области педагогического образования наличием теоретических положений, посвященных теории педагогической инноватики и методологии инновационных педагогических технологий.

Острота научной проблемы заключается в том, что до сих пор не найден ответ на вопрос: каковы должны быть инновационные технологии, которые бы позволили модернизировать высшее российское педагогическое образование.

С этой целью на базе Оренбургского государственного университета на факультете гуманитарных и социальных наук была проведена опытно-экспериментальная работа, посвященная изучению особенностей инновационных технологий используемых в преподавании педагогических дисциплин у студентов - бакалавров профессионального обучения.

Предполагалось, что внедрение в учебный процесс описанных в статье инновационных технологий, позволит во многом повысить качество педагогической подготовки бакалавров.

Авторами статьи предложены:

- инновационные технологии в виде практико-ориентированных разработок, повышающих эффективность образовательного процесса в высшей педагогической школе;

- методология и методика использования инновационных технологий;

- диагностический инструментарий оценки эффективности исследования инновационных технологий;

Авторами были доказаны:

- правомерность использования инновационных технологий в процессе преподавания педагогических дисциплин в высшей педагогической школе;

- продуктивность и перспективность используемых информационных технологий.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет, во-первых, говорить о том, что

динамика повышение качества педагогического образования во многом определяется наличием эффективных инновационных технологий, во-вторых, процесс преподавания педагогических дисциплин во многом обогащается посредством использования предложенных авторами инновационных технологий.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационные технологии, высшее педагогическое образование

Развитие высшей педагогической школы сегодня является важной составной частью стратегии общего национального развития. Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего педагогического образования является важнейшим условием его успешного функционирования.

Сегодня приоритетную роль в развитии образовательного процесса в вузе играют инновационные технологии. В условиях реализации концепции студентоцентрированного образования, технологии образовательного взаимодействия приобретают первостепенное значение, поскольку позволяют его участникам эффективно формировать познавательные действия и приемы, повышать продуктивность индивидуальной деятельности студентов, обеспечивать постоянную активную вовлеченность студента в процесс обмена информацией, а преподавателям - реализовывать новые функции и роли [1]. Овладеть опытом образовательного взаимодействия наряду со специальными дисциплинами

помогают и такие педагогические дисциплины, как «Практикум по решению педагогических задач» и проблемам педагогического мастерства, «Основы педагогической деятельности». Бакалавры и магистранты изучили и реализовали в практике общения функции реплик и высказываний, влияющих на процесс взаимодействия субъектов [2]. Субъект-субъектный характер образовательного взаимодействия осуществляется в интерактивном обучении, основанном на полилоговых формах взаимодействия студентов, сочетающей формы индивидуальной и групповой работы, что в большей степени было осуществлено на вышеназванных практикумах. Рассматривая обучение как технологический процесс [3], [4], студенты проходят через ряд последовательных стадий: знакомства с общим процессом деятельности, включение в деятельность, индивидуальное присвоение общего хода деятельности, индивидуальную переработку и погружение, индивидуальную «отдачу», включение индивидуальной «отдачи» в коллективную

деятельность и наконец, создание совокупным субъектом общего значимого результата. Каждой из обозначенных стадий соответствовали свои механизмы: наблюдение за процессом, первичное освоение (вместе со всеми), интериоризация: самостоятельное освоение по образцу, осмысление, освоение по образцу и возможность поиск нового пути, экстериоризация: достижение результата «для себя», сотрудничество: трансформация результата «для себя» в результат «для всех» и наконец, сотворчество: достижение общего значимого результата формирует основу для новых совместных действий и поисков. Роли, которыми при этом овладели студенты: наблюдатель, соучастник, деятель, мыслитель плюс деятель, самодеятель, сотрудник, содеятель и со-творец. Таким образом, технологический подход к обучению позволил выйти на значимые для студента результаты, особенно сотрудника, содеятеля и со-творца, что и позволяет овладеть практикой инновационной технологии образовательного взаимодействия.

Учеными установлено, что инновационные технологии любого вида образования предполагают такую организацию образовательного процесса, которая построена на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях [9], [10], [12], [16].

Предложенная авторами на основе педагогических инноваций организация образовательного процесса в профессионально-педагогическом вузе позволяет достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением будущими бакалаврами профессионального обучения максимального объема знаний;

- овладением значимых для педагогической профессии компетенций;

- максимально творческой активностью студентов;

- широким спектром практических умений и навыков.

Особенностью проблемно-модульного обучения, которое относится к инновационным технологиям, является принципиально иное построение образовательного процесса в профессионально-педагогическом вузе, внедрение модульного расписания, увеличение доли самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения.

Например, в процессе преподавания студентам первого курса учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» были использованы следующие преимущества проблемно-модульного обучения. Во-первых, данная учебная дисциплина, рассчитана на один семестр, проводится в течение трех разработанных модулей - специального, деятельностного, дидактического. Во-вторых, самостоятельная работа студентов, как в аудитории, так и вне ее, является ведущим видом учебной деятельности. В-третьих, будущие педагоги профессионального обучения имели возможность не столько приобретать профессиональные знания, сколько их добывать самостоятельно посредством решения системы проблемных ситуаций, разработанных В.В. Кузнецовым [8]-[12].

Специальный модуль был направлен на ознакомление студентов с направлением подготовки «профессиональное обучение», его спецификой, разнообразием профилей и специализаций (главы учебника).

Особую роль играл деятельностный модуль, в котором первокурсники могли показать свои познавательные возможности, развитость педагогического мышления, широту кругозора, владение компонентами педагогической культуры.

Активизация мыслительной деятельности будущих педагогов профессионального обучения была связана с серией педагогических инноваций, которые вводились как в процессе лекционных, так и практических занятий:

1. Заполнение студентами форматки в процессе лекционных занятий (таблица 1)

Эти форматки студенты сдавали после каждой лекции. Они заполняли их в процессе активной учебной, мыслительной деятельности. После каждой проблемной лекции можно было видеть в перерыв двух-трех студентов, которые

Таблица 1.

Что я понял(а)? Краткие выводы по основным разделам лекционного материала Что я не понял(а)?

1 2 3

Витвицкая Л.А., Кузнецов В.В._

спорили по поводу прошедшего учебного занятия в виде проблемной лекции.

Костя (обращаясь к Наташе): «Сколько понятий ты успел зафиксировать в форматке?»

Наташа: «Я только пять. Не могла оформить свое непонимание. Не получилось».

Костя: «Что будешь делать на семинаре? Видимо начнут с непонятных для меня или других студентов понятий».

Наташа: «Хотелось бы».

Дидактический модуль был связан с изучением оставшихся глав учебника - [7]-[10]. Он проходил с использованием проблемных ситуаций, широким использованием эвристических приемов. Прежде всего из серии «во-просоведение».

Вопросоведение - это специальный раздел в курсе «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Во-первых, студенты постоянно, в течение всего семестра упражняются как в задавании вопросов по разделам курса, так и в ответах на них. На экзамене студенты обязательно задавали вопросы экзаменатору по тому вопросу, на который они отвечали. Чем сложнее был задан преподавателю вопрос, тем выше балл получил на экзамене студент.

Вопросы должны быть сложными. Например:

- уточните;

- приведите пример;

- сравните;

- докажите;

- поясните и т. п.

Репродуктивных вопросов не было.

Практические занятия по курсу «Введение в профессионально-педагогическую специальность» были связаны с теоретическими. Они были направлены на использование приобретенных знаний, умений на практике.

Практика представляла собой приближение к реальным условиям, например, профессионального колледжа. Указывались конкретные условия: профиль колледжа, количество студентов, преподавателей, цели, формы, методы обучения. Важно, что студенты не только чувствовали, что они связаны с проблемно-модульным обучением, но и сами стремились его организовать в процессе своих демонстраций, например, в ходе профессиональных игр и тренингов. Так

Особенности инновационных технологий...

складывался, вырабатывался стиль учебного преподавания, значительно отличающийся от традиционного, репродуктивного.

Творческий характер учебной деятельности студентов, базирующийся на систематической самостоятельной деятельности будущих педагогов профессионального обучения, предполагал развитие самости, педагогического трудолюбия, вырабатывал привычку к добыванию знаний, уходу от готовых, рецептурных педагогических технологий.

Сегодня студента учить (teaching), а тем более педагогическим дисциплинам просто недопустимо. Важно, чтобы будущие педагоги профессионального обучения учились сами (leaming).

Переход на двухуровневую профессиональную подготовку студентов в вузе потребовал создания специальных учебно-методических материалов серии «Бакалавриат» и «Магистратура», видоизменения профессионально-педагогического образования в колледже и вузе.

Инновационные технологии в профес сионально-педагогическом образовании, на наш взгляд, предполагают иную, чем прежде архитектонику образовательного процесса. Переход от когнитивной модели профессионально-педагогического образования к способностной требует адаптации к ней прежде всего студенческой молодежи. Привычка «не работать» на лекции или учебном занятии, а присутствовать порождает пагубную привычку ожидания готового рецепта от педагога, ориентации на процесс, а не результат.

Проблемно-модульная технология в профессионально- педагогическом образовании позволяет ликвидировать этот пробел, обратить внимание на возможность не столько приобретения профессиональных знаний, сколько, постоянной работы с ними, их совершенствования, использования в практической деятельности, демонстрации выработанных профессионально-педагогических компетенций и формирования компетентности в целом [18].

Известные ученые в области проблемного и модульного обучения (М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др.) давно увидели в проблем-ности и модульности средство повышения эффективности любого образования, в том числе и профессионально-педагогического.

Таким образом, педагогические инновации, технологии в значительной мере повышают эффективность высшего педагогического образования, а используемые нами проблемно-модульные технологии суммируют, повышают преимущества проблемного и модульного обучения и при их интеграции образуют новое

качественное состояние образовательного процесса в профессионально-педагогическом вузе. Инновационность в преподавании коррелирует с учебной деятельностью студентов - будущих бакалавров профессионального обучения.

Последняя меняет свою архитектонику и становится более эффективной.

12.09.2015

Список литературы:

1. Александрова Н.С. К вопросу о контроле защиты студентов / Инновационные педагогические технологии в высшем образовании: материалы 1ой Международной научно-практической конференции г. Димитровград, 28 апреля 2009. С. 5-9.

2. ВитвицкаяЛ.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: монография / Л.А. Витвицкая. -Москва: «Дом педагогики», 2009. - 283 с.

3. ВитвицкаяЛ.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы: монография Л.А. Витвицкая. - Оренбург: 2002. - 138 с.

4. ВитвицкаяЛ.А. Развитие аксиологического потенциала преподавателя как педагогическая проблема. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2010. № 4. С.118 - 123.

5. ВитвицкаяЛ.А. Риски развития взаимодействия субъектов университета. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. № 3. С.165 - 169.

6. ВитвицкаяЛ.А. Аксиологические основы взаимодействия субъектов образовательного процесс. // Профессиональное образование. 2009.- № 6. С.40 -41.

7. ДежаткинМ.Е., ДежаткинаС.В. Перспективы развития мультимедийных технологий в образовательном процессе / Инновационные педагогические технологии в высшем образовании: материалы 1 ой Международной научно-практической конференции г. Димитровград, 28 апреля 2009, С. 15-20.

8. Кузнецов В.В. Современное профессионально-педагогическое образование: теория и практика / В кн. Модернизация профессионального образования: опыт, проблемы. М.: РАО, 2012, С. 44-47 (статья).

9. Кузнецов В.В. Инновационный учебник по профессиональной педагогике как средство повышения качества профессионального образования / В кн. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Москва -Екатеринбург. Изд-во Рос.госуд. проф-пед. ун-т, 2002, С. 81-83.

10. Кузнецов В.В. Определяющий фактор эффективности инновационных процессов в начальной профессиональной школе / Образование и наука, № 3/5, 2000, С. 86-90.

11. Кузнецов В.В. Педагогическая культура мастера производственного обучения - определяющий фактор эффективности инновационных процессов в научной профессиональной школе / Вестник Оренбургского государственного университета (ОГУ), № 2, 2000; с. 30-34.

12. Кузнецов В.В. Взгляд в 21 век / Специалист, № 9, 2001, С. 6-9.

13. Кузнецов В.В. Новая модель педагогической подготовки мастеров профессионального обучения / Профессиональное образование, № 10, 2001, С. 18-20.

14. МанулинК.В. Об использовании в учебном процессе инновационных образовательных средств обучения / www.mkv.ucoz.

15. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.

16. Педагогические инновации в образовании / www.studynote.ru

17. Разработка учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования: анализ и проблемы: Научно-методическое пособие / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.Г. Гогоберидзе. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 322 с.

18. ЧошановМ.А Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие: Народное образование, 1996. -160с.

Сведения об авторах:

Витвицкая Лариса Антоновна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент 460018. г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372584,273940, e-mail: vitvlar @ mail. ru

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018. г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372584, e-mail: vvkusnetsov @ yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.