Научная статья на тему 'Особенности инновационного пути развития депрессивного региона'

Особенности инновационного пути развития депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф.

Дотационные регионы, испытывающие значительные ресурсные ограничения для своего экономического развития, существенно заинтересованы в развитии инновационной экономики. Необходимость мобилизации ресурсов региона для преодоления экономического неблагополучия стимулирует регионы, отстающие в социально-экономическом развитии, к переходу на принципиально новую модель экономического развития, принятия новых нестандартных решений. Депрессивному дотационному региону в целях получения дополнительных источников финансирования, кроме вовлечения в хозяйственный оборот уникальных природно-сырьевых ресурсов, необходимы повышение использования возможностей научно-производственной базы, созданной в предыдущие годы, мобилизация интеллектуальных ресурсов. Исследования автора статьи, с переходом на инновационный путь развития хронически дотационные регионы получают возможности преодоления системных проблем. К таким регионам относится и Республика Тыва, депрессивный сибирский регион, имеющий возможности не только снижения дотационности, но и превращения в самодостаточный субъект Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного пути развития депрессивного региона»

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Г.Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения рАН

Одним из основных направлений перспективного развития России и регионов в настоящее время стал переход на инновационный путь развития экономики. Дотационные регионы, испытывающие значительные ресурсные ограничения для своего экономического развития, существенно заинтересованы в развитии инновационной экономики. Необходимость мобилизации ресурсов региона для преодоления экономического неблагополучия стимулирует регионы, отстающие в социально-экономическом развитии, к переходу на принципиально новую модель экономического развития, принятию новых нестандартных решений. Депрессивному дотационному региону в целях получения дополнительных источников финансирования, кроме вовлечения в хозяйственный оборот уникальных природно-сырьевых ресурсов, необходимы повышение использования возможностей научно-производственной базы, созданной в предыдущие годы, мобилизация интеллектуальных ресурсов. С переходом на инновационный путь развития хронически дотационные регионы получают возможности преодоления системных проблем. К таким регионам относится и Республика Тыва, депрессивный сибирский регион, имеющий возможности не только снижения дотационности, но и превращения в самодостаточный субъект Федерации.

При формировании региональной политики в отношении депрессивных регионов, основной целью которой является повышение их самодостаточности, целесообразно:

• учитывать основные конкурентные преимущества региона, к которым в большинстве случаев относятся богатые природные ресурсы, значительная часть незанятого населения, дешевая рабочая сила;

• основываться на применении инновационных технологий с целью сохранения природной и

этнической сред региона, роста эффективности производства, экономии ресурсов;

• предусматривать направление в депрессивный регион значительных финансовых ресурсов федерального бюджета как флагмана инвестиционных вливаний, в несколько раз превышающих объемы инвестирования региона в предыдущие годы;

• рассматривать формирование современной инфраструктуры в регионе как один из основных приоритетов, что приведет к росту привлекательности территории для инвесторов, создаст условия для привлечения квалифицированных работников и их закрепления в регионе;

• использовать имеющиеся институты привлечения инвесторов и формировать новые, исходя из появления новых возможностей в связи с совершенствованием нормативно-правовой базы развития экономики и социальной сферы страны;

• направляться неколеблющейся политической волей, основанной на признании необходимости придания экономике проблемного региона существенного импульса к развитию.

В зависимости от уровня развития промышленного развития инновационная система региона

может создаваться по различным моделям:

1) развитие промышленности с использованием технических новинок и технологий, что обусловливает создание фирм, являющихся посредниками между научными коллективами, разрабатывающими принципы создания новшеств, проектными организациями и промышленными предприятиями;

2) развитие фундаментальных и прикладных исследований определяет целесообразность создания предприятий по внедрению в производство разработанных новинок, придает

дополнительный импульс развитию промышленного производства; 3) разработка инноваций, внедрение которых позволит улучшить финансовое состояние предприятия, повысить конкурентоспособность его продукции. Социальный заказ на разработку инноваций формирует необходимость выведения промышленных предприятий региона из кризисного состояния. Первая модель характерна для индустриально развитых регионов, имеющих значительный научно-технический потенциал. Здесь формирование инновационной системы региона стимулируется потребностями производства во внедрении новых технологий и техники. Появляется значительное число малых инновационных предприятий, работающих по заказам промышленности. Деятельность организаций, осуществляющих производственное проектирование, а также исследования и разработки для нужд промышленных предприятий, финансируется крупными промышленными корпорациями. Регионы данного типа — к ним можно отнести области Центрального и Северо-Западного федеральных округов — являются лидерами инновационной деятельности в стране: имеют наибольшие показатели внедрения инноваций, инновационной активности организаций. В 2004 г. доля инновационно активных организаций промышленности и сферы услуг Центрального и Северо-Западного округов составила 40,6 % от общего числа указанных предприятий по России, уровень инновационной активности данных организаций составил в г. Москве 18,1 %, в Санкт-Петербурге — 11,5, тогда как в целом по стране — 9,6 % [2].

По второй модели формируется инновационная система депрессивных регионов со слабо развитым промышленным производством, в которых большинство научных работников, дипломированных исследователей сосредоточены в вузах и небольших научно-исследовательских институтах, заняты в сфере высшего и среднего специального образования. Развитие инноваций в регионах данного типа инициируется научно-исследовательскими коллективами, здесь действует незначительное число или практически нет инновационно активных малых предприятий, инфраструктура поддержки инноваций не развита, находится в стадии формирования. Основным видом инновационной деятельности большинства организаций является приобретение машин и оборудования: на него направляется 75—80 % объема затрат на технологические инновации, в среднем

по стране — 55—63 %. Необходимо отметить пониженную активность промышленных организаций в проведении производственного проектирования, а также исследований и разработок. По нашему мнению, по второй модели формируется инновационная система в большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока. В 2004 г. уровень инновационной активности организаций промышленности и сферы услуг в Сибирском федеральном округе составил 7 %, в Дальневосточном — 6 % [2].

По третьей модели инновационная система региона развивается в старопромышленных районах страны, где развитый научно-производственный потенциал в период кризиса был мало востребован, созданная база отраслевых НИИ разрушалась, что привело к оттоку квалифицированных кадров из данной сферы. По данной модели формируется инновационная система в большинстве регионов Приволжского и Уральского федеральных округов, ряда субъектов Федерации Сибирского округа (Новосибирской, Томской, Омской областей). В настоящее время здесь активно создаются малые инновационные предприятия, фирмы — посредники на рынке инновационных услуг, формируется инфраструктура поддержки инноваций как по инициативе промышленных предприятий, так и научных коллективов. Уровень инновационной активности организаций промышленности и сферы услуг в 2004 г. составил в Приволжском федеральном округе 11 %, в Уральском — 12,7 % [2]. Инновационная сфера данного типа регионов находится в стадии стабильного динамичного развития.

Особенности развития научно-технической сферы Республики Тыва. На территории республики стабильно функционируют научно-исследовательские учреждения: Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, являющийся базовым учреждением Убсунурского международного центра биосферных исследований СО РАН и Республики Тыва; Тувинский институт гуманитарных исследований Республики Тыва; Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук; несколько небольших по численности научных подразделений, в том числе: лаборатория медико-генетических проблем, исследовательский центр горлового пения и др. В научных учреждениях республики работают 12 докторов и 54 кандидата наук, а также более 60 соискателей ученой степени и 29 аспирантов очной формы обучения, которые

выполняют исследования по 23 приоритетным направлениям (табл. 1). Основой их научной деятельности является проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных, гуманитарных, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических наук.

Таблица 1

Численность докторов и кандидатов наук

В Республике ТЫва в 1994—2006 гг., чел. *

Имеющие ученую степень Год 2006 г.

1994 2000 2002 2005 2006 к 1994 г., %

Кандидаты 101 158 196 248 279 276,2

наук

Доктора наук 3 6 20 20 23 766,7

Всего дипло- 104 164 216 268 302 290,4

мированных

ученых

* Данные Министерства образования и науки Республики Тыва.

В последние 12—15 лет число ученых республики почти утроилось (см. табл. 1), и за последние годы темпы роста числа дипломированных ученых возросли по сравнению с 1990 гг. на 25—30 %. В структуре специальностей, по которым работают ученые, преобладают специалисты гуманитарного профиля: докторов и кандидатов наук гуманитарного профиля и педагогических наук — 55 % от общего числа ученых. Исследованиями в области естественных наук занято 20,5 %, медицинских наук — 12,6; технических наук — 5,6 % ученых. В республике с аграрной специализацией экономики остро ощущается недостаток ученых в области сельскохозяйственных и биологических наук — 15,8 % общего числа ученых. Также достаточно мало квалифицированных специалистов в области экономики: 5,3 % общего числа ученых, при этом исследованиями в области экономики сельского хозяйства заняты не более 8 кандидатов экономических наук.

Изменения возрастного состава ученых в последние годы способствуют повышению эффективности работы научно-образовательного комплекса республики: в 2003—2007 гг. снизилась доля ученых старше 50 лет, возросла доля исследователей в возрасте до 40 лет. Доля молодых ученых хотя и существенно повысилась, но все еще остается крайне низкой, более чем вдвое меньше доли исследователей старше 60 лет, что не обеспечивает обновления научных кадров республики (табл. 2).

За последние пять лет на треть увеличилось число публикаций, число монографий более чем удвоилось. Однако достаточно низким остается

число публикаций в отечественных и зарубежных рецензируемых журналах, патентов на изобретения и авторских свидетельств.

Таблица 2

Динамика возрастного состава ученых Тувы,

в процентах к итогу*

Возраст На 01.01.2003 г. На 01.01.2007 г.

Всего ученых 100,0 100,0

в том числе в

возрасте:

до 30 лет 4,6 7,6

31-40 лет 14,3 24,2

41-50 лет 35,7 29,4

51-60 лет 21,4 21,2

Старше 60 лет 24,0 17,6

* Данные Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.

Финансирование научно-исследовательских работ в республике осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета путем прямого финансирования научных организаций, относящихся к федеральной форме собственности, а также по федеральным целевым программам и за счет грантов федеральных целевых фондов. Прикладные исследования региональной ориентации проводились в 2000—2006 гг. по экономически и социально наиболее значимым конкурсным проектам, которые получили финансовую поддержку РФФИ и РГНФ по региональным конкурсам «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» (8 проектов) и «Байкал-2005» (9 проектов), грантам Председателя Правительства Республики Тыва молодым ученым (22 проекта). Объем финансирования научно-исследовательских работ (НИР) в Тувинском государственном университете за последние пять лет увеличился в 5,1 раза, за счет средств федеральных программ и грантов в 2006 г. получено 52,2 % объема финансирования НИР, за счет республиканских целевых программ — 5,3 %. Объем финансирования НИР в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН за 2002—2006 гг. увеличился в 2,7 раза; структура расходов на НИР в 2006 г. была следующей: из федерального бюджета по линии финансирования организаций СО РАН получено 85,5 %, по грантам, договорам и соглашениям — 11,9, за счет средств от реализации технологий, продукции и услуг — 2,6 %.

Территориальная отдаленность республики, недостаток финансовых средств обусловили отставание уровня развития научно-образовательного комплекса республики. Сдерживающими факторами развития научных и образовательных

учреждений Тувы, кроме недостаточного объема инвестиций в «экономику знаний», создание современной системы воспроизводства кадров для высокотехнологичных производств являются отставание качественного состава научных сотрудников и преподавателей, числа докторов и кандидатов в расчете на 1 000 занятых в экономике от среднероссийских показателей; преобладание в составе высококвалифицированных работников специалистов гуманитарного профиля; недостаточное финансирование развития материально-технической базы научных и образовательных учреждений. Сохраняющаяся практика преимущественного финансирования заработной платы и отчислений в социальные фонды не позволяет модернизировать устаревшее в годы кризиса оборудование.

Формирование инновационной системы региона. В Республике Тыва в 2000—2005 гг. началось формирование республиканской инновационной системы по модели второго типа, в первую очередь нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инновационного развития республики. В целях развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и поддержки предпринимательства в научно-технической сфере создано некоммерческое партнерство «Республиканский научно-инновационный центр», в задачи которого входит содействие развитию региональной системы трансфера технологий, малого инновационного предпринимательства, межрегионального и международного сотрудничества, формирование и развитие информационной среды в сфере инновационной деятельности.

Тем не менее в республике отсутствуют отдельные ключевые моменты инфраструктуры для поддержки инноваций, практически отсутствуют квалифицированные кадры для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий. Коммерциализацией научных разработок вынужденно занимаются руководители и менеджеры научных и других организаций, не имеющие специальных знаний и опыта в данной сфере. Разрозненность, несогласованность научных исследований научных организаций республики, обусловленная их отраслевой принадлежностью, является одной из причин низкой коммерциализации результатов исследований.

Слабое развитие промышленного производства, определяющее низкий платежеспособный спрос предприятий на инновации, сдерживает развитие в Туве среды для генерации инноваций, создает разры -вы в целостном контуре мероприятий продвижения

инноваций на рынок. Внедрение новых технологий на промышленных предприятиях затрудняется из-за финансовой неустойчивости значительного числа хозяйствующих субъектов: недостатка собственных средств для приобретения нового, более технологически совершенного, оборудования, невозможности получения банковских кредитов вследствие низкой кредитоспособности, низкой инвестиционной привлекательности технологически устаревших производств. Если у предприятия есть возможность получить банковский кредит, то возникает сложно разрешимая ситуация: кредиты банков, в основном, носят краткосрочный характер и часто с условиями, не приемлемыми для предприятий, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными.

Другим сдерживающим фактором развития науки и инноваций в республике является ограниченность научных контактов ученых и преподавателей региона. Хотя в последние годы растет число проводимых в республике научных и научно-практических конференций, в том числе и международных, тем не менее крайне затруднительны поездки ученых за пределы региона ввиду отсутствия достаточного финансирования, а поездки на конференции за пределами страны становятся из ряда вон выходящим событием.

Развитие инновационной сферы Тувы затрудняется вследствие ограниченности информационного обеспечения, отставания развития коммуникационной среды, возможностей пользования информационными базами и ресурсами от средних по Сибири и России показателей. Республиканская библиотека не отвечает современным требованиям, ее фонды нуждаются в модернизации и переводе их в электронный вид. Доступ исследователей к международной сети Интернет ограничен как техническими возможностями систем связи, так и недостаточностью финансирования данного вида расходов.

Низкая востребованность результатов научно-технической деятельности ученых Тувы обусловлена отсутствием инновационно активных малых предприятий, ограниченностью финансовых средств предприятий промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг. В 2000—2005 гг. средства, полученные научными организациями республики от реализации технологий и разработок, составляли не более 8 % общего объема финансирования научно-исследовательских работ.

Слабая обеспеченность молодых специалистов жильем наряду с низким уровнем развития соци-

альной инфраструктуры, сферы услуг и развлечений не создают у молодежи стимулов к работе в республике, все больше молодых людей после учебы и повышения квалификации за пределами Тувы остаются жить и работать в других регионах. Также привлечению молодежи к работе в науке не способствует уровень оплаты труда, в 2005 г. отношение средней заработной платы в отрасли «Наука и научное обслуживание» составляло 90,6 % от среднереспубликанского уровня.

Анализ современного состояния инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и вывоза, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от экономически развитых регионов России. В настоящее время наука Тувы переходит от выживания к активному развитию: участию в формировании экономической стратегии развития республики, ее инновационных приоритетов, в прогнозировании последствий от реализации масштабных программ и проектов.

Пути развития инноваций в Туве. В республике имеется возможность создания инновационно-промышленного кластера в сфере глубокой переработки природных ресурсов на основе экологически безопасных технологий. Актуальность его обусловлена тем обстоятельством, что основу ресурсного потенциала республики составляет минерально-сырьевая база, отличающаяся разнообразием видов полезных ископаемых: коксующиеся и энергетические угли, кобальт, золото, цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы, сырье для производства строительных материалов, минеральные и пресные подземные воды. Указанный кластер объединит различные российские и зарубежные организации, совместно использующие рыночные рычаги и методы для быстрого и эффективного внедрения новых технологий с использованием месторождений полезных ископаемых республики в целях экономии ресурсов и средств, достигаемой за счет совместного использования информационных ресурсов, инфраструктурных объектов, распространения знаний и навыков, стимулирования различных форм обучения и адаптации. В конкурентной борьбе кластеры получают преимущества:

• посредством повышения производительности труда входящих в них фирм и отраслей;

• через повышение способности фирм, участников кластера к внедрению инноваций и, таким

образом, к повышению производительности труда;

• посредством привлечения нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширяющего границы кластера [7].

Участниками инновационно-промышленного кластера могут быть как субъекты рынка инноваций [1], так и фирмы, компании, занимающиеся добычей и переработкой природных ресурсов:

• НИИ, вузы, инициативные группы, одиночные исследователи и изобретатели, разрабатывающие и поставляющие на рынок новые технологии переработки природных ресурсов, производители программного обеспечения. В настоящее время фундаментальными и прикладными исследованиями по проблемам переработки природных ресурсов в республике заняты сотрудники ТувИКОПР СО РАН, Тыв-ГУ, НИИСХ СО РАСХН;

• инженерные или конструкторско-технологи-ческие центры, выступающие как посредники, обеспечивающие информационное сопровождение инновационного процесса. Их основной функцией станет отбор эффективных технологий и идей, создание и ведение банков разработок, банков заказов, перечня патентов и лицензий по глубокой переработке природных ресурсов, приемлемых для республики; оказание консультационных и систематизационных услуг;

• организации рыночной инновационной инфраструктуры: биржи интеллектуального труда и продуктов, выставки, ярмарки, фирмы, осуществляющие маркетинг инноваций;

• организации-инвесторы: инновационные банки, инновационные фонды, венчурные фонды, бизнес-союзы и др.;

• организации, осуществляющие инновационный менеджмент, оказывающие содействие в обеспечении разработчиков необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами, квалифицированными кадрами: научно-инновационные центры, центры трансфера технологий;

• предприятия по добыче и переработке природных ресурсов: горно-добывающие, топливно-энергетические, лесозаготовительные, деревообрабатывающие, пищевой промышленности по переработке недревесной продукции леса. В республике действуют: ОАО «Угольный разрез «Каа-Хемский», ОАО «ГОК «Туваасбест», ЗАО

«Енисейская промышленная компания», ООО «Голевская горно-рудная компания», ООО «АПК «Урянхай» и др. Наиболее эффективен для республики путь создания здесь филиалов крупных компаний, имеющих опыт добычи и переработки ресурсов и значительные финансовые ресурсы;

• инновационные предприятия по освоению и использованию новых источников сырья и отходов производств на базе инновационных экологически безопасных технологий. Это могут быть предприятия по добыче рудного золота, подземной добыче каменного угля с использованием комплекса глубокой разработки пласта, позволяющего значительно снизить количество работников на подземной добыче;

• малые инновационные предприятия, выпускающие новые товары и услуги, например предприятия по выпуску продукции с использованием асбеста, солей кобальта, брикетированного угля для печного отопления, изготовлению керамических материалов из отходов горно-рудных производств;

• административные структуры, поддерживающие инновации в отраслях, связанных с переработкой природных ресурсов. Это Министерство образования, науки и молодежной политики РТ, Министерство экономики РТ, Министерство промышленности и энергетики РТ, Министерство природопользования РТ, Управление по недропользованию по РТ. В мае 2008 г. создан Экономический совет правительства республики, который будет координировать работу по реализации крупных инвестиционных проектов.

Также в Республике Тыва возможно создание кластера в сфере энергетики: у ученых республики есть разработки по производству электрической энергии как с использованием возобновляемых источников (ветра, солнца) так и по эффективному использованию каменного угля как энергетического топлива, разработке технологий комплексного конкурентоспособного энерготехнологического использования угля, исследованию технологических процессов и технико-экономических показателей комплексной переработки нетрадиционных и техногенных источников энергетического сырья. Проводятся исследования по использованию муль-тикремния для солнечной энергетики, на основе которых разработана технология получения сверхчистых оксидов кремния и магния из серпентини-

товых отходов горно-обогатительного комбината «Туваасбест». Данная технология является инновационной (традиционно оксид кремния получают из кварцсодержащего сырья), решает экологические проблемы - утилизирует отходы производства, обеспечивает создание высокоэффективного наукоемкого производства. Технология получения аморфного диоксида кремния является практически безотходной, энергосберегающей и экологически безопасной, поскольку все технологические процессы происходят в замкнутом цикле [4].

Другим возможным направлением развития инновационных разработок специалистами республики может стать разработка теоретических основ защиты окружающей среды республики и уникальных природных ландшафтов России, оценки техногенного воздействия на окружающую среду, мониторинга состояния биоресурсов региона с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных технологий. Здесь актуальным направлением может стать исследование влияния искусственных водохранилищ (на примере Саяно-Шушенского) на климат и экосистему региона. Возможно развитие исследований по измерению воздействия и оценке возможного использования отходов, уменьшения выбросов. Экологические исследования актуальны для региона ввиду следующих обстоятельств:

• республика остается одним из экологически благополучных регионов России. Так, согласно экологическому рейтингу субъектов Российской Федерации, который готовит экологическая организация «Зеленый патруль», оценивающему все регионы страны по 15 критериям, Тува вошла в пятерку лидеров наряду с Белгородской, Калужской, Рязанской и Новгородской областями [8];

• масштабное промышленное развитие республики, предусмотренное в стратегических документах, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья не должно привести к деградации экосистемы. Учеными ТувИКОПР СО РАН выявлены

особенности распределения, динамика численности и индикаторное значение различных групп беспозвоночных для определения естественного и техногенного загрязнения бассейнов рек и озер Центрально-Тувинской и Убсу-Нурской котловин, Котловины Больших Озер Внутренней Монголии. Организован мониторинг Шагонарской части Саяно-Шушенского водохранилища с целью количественной оценки концентрации ионов тяжелых

металлов и других загрязнителей в воде, илах и организмах. По материалам многолетнего наблюдения выполнен анализ площадей и запасов леса по преобладающим видам пород и возрастным группам деревьев, состояния лесовосстановительных работ, плановых и фактических объемов лесозаготовок и потребностей республики в лесоматериалах.

На основе исследования социально-экономических проблем развития республики проведен комплексный анализ реформирования экономики Тувы, обоснование необходимости укрепления межрегиональных связей, создания межотраслевых комплексов, выхода рядя крупных предприятий на безубыточное функционирование. Разработаны Стратегия развития Республики Тыва до 2020 г., Концепция устойчивого развития региона, Концепция промышленной политики республики [3].

Стратегия инновационного прорыва. Создание предпосылок повышения конкурентоспособности депрессивного региона во многом зависит от опережающего инвестирования не столько производства традиционных товаров и услуг, сколько инноваций. В качестве главного ориентира для Республики Тыва, как и для страны в целом, целесообразно принять стратегию прорыва, инновационного обновления экономики [5]. Следует отметить, что Туве такая стратегия более необходима, чем России, поскольку у республики нет значительных накоплений в виде стабилизационного фонда, нет запасов постоянно дорожающего углеводородного сырья, доходы от продажи которого можно было использовать в течение ряда лет как основу экономического роста.

Для осуществления инновационного обновления экономики, прорыва целесообразно выработать целостную систему мер, которая должна включать:

• разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения, механизмов стимулирования инновационной деятельности; защиты интеллектуальной собственности;

• развитие интеллектуального потенциала территории. Хотя развитие инновационной сферы республики отстает от среднероссийских показателей, но по темпам роста интеллектуального потенциала Тува опережает многое регионы страны, что при сохранении высоких темпов роста квалифицированных исследователей позволит ей приблизиться к российским параметрам в течение 5—7 лет;

• внедрение инноваций в хозяйственный оборот;

• развитие малого инновационного предпринимательства;

• совершенствование конкурсного отбора инновационных проектов и программ.

Необходима разработка долгосрочной концепции инновационной деятельности республики, разработанная на основе концепций инновационного развития макрорегионов, в частности Сибирского федерального округа и Российской Федерации. Реализация указанной концепции возможна при осуществлении эффективной региональной политики, увязанной с основными инфраструктурными объектами федерального правительства и крупных частных компаний, основывающейся на выявлении сложившихся объективных процессов перемещения труда и капитала в стране. В Концепции инновационной деятельности республики должны быть определены цели и приоритеты инновационного развития, основные направления стимулирования источников развития инноваций, создание точек и очагов роста в регионе, поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, подготовки и повышения квалификации кадров, предложен комплекс мер по совершенствованию управления инновациями в регионе.

В перспективе до 2020 г. в Туве будет реализо-вываться сырьевая стратегия, характеризующаяся динамичным развитием добывающей промышленности и отраслей производственной инфраструктуры с «принудительным», попутным решением возникающих социальных и экологических проблем на минимальном уровне. В то же время как коренная перестройка хозяйства республики не может не привести к значительной модернизации и трансформации образа жизни населения региона. Возникает закономерный вопрос: существуют ли варианты динамичного развития Республики Тыва с минимизацией социальных рисков и угроз? На наш взгляд, таким вариантом является модернизация экономики региона на инновационной основе. Мы солидарны с мнением Е. Ясина, что «для перехода к инновационной экономике нужны, прежде всего, институциональные и культурные изменения,...масштабные инвестиции проблемы не решат. Только институты и культура» [9]. В республике сырьевая стратегия должна дополняться инновационным развитием, созданием инновационного ведомства, консолидирующего научные исследования, использованием традиций, навыков, ценностей и норм этносов, населяющих регион, на основе их изучения в динамике.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного прорыва. Концепция должна стать своеобразным фильтром для законодательных предложений, с тем чтобы вновь создаваемое законодательство, регулирующее развитие инноваций, было внутренне согласовано и подчинено единой системе принципов. В республике необходимо принятие закона об инновационной деятельности, в котором были бы предусмотрены возможности применения комплекса мер поддержки инновационных компаний, а именно: освобождение от налогов в части налогов в республиканский бюджет, субсидирование процентов по кредитам на реализацию инновационных проектов, субсидирование страховых расходов, предоставление гарантий республиканского бюджета при получении венчурных кредитов, оплата участия компаний в специализированных выставках, ярмарках, финансирование расходов по подготовке персонала.

Финансовое обеспечение. Переход депрессивного региона на инновационный путь развития связан со значительным, кратным ростом инвестиций в развитие научно-образовательной сферы территории. Необходима системная поддержка развития научно-технического потенциала территории из федерального бюджета, начиная с создания сети научных институтов с их полным оснащением современными приборами и оборудованием, созданием объектов социальной инфраструктуры для формирующегося научного комплекса, заканчивая строительством жилья для молодых ученых.

В условиях рыночной экономики средства федерального бюджета не могут быть единственным источником финансирования развития инноваций в регионе. Однако поступление значительных средства федерального бюджета в депрессивный регион служит своего рода сигналом для частных компаний о целесообразности реализации крупных инвестиционных проектов на данной территории и необратимости политики финансирования инновационного развития региона. Частные компании занимают, и это доказывает практика развития ряда депрессивных регионов в последние годы, выжидательную позицию, и только после принятия масштабных программ регионального развития и начала их финансирования приступают к реализации инвестиционно-инновационных проектов, существенно повышающих экономический и финансовый потенциал территории.

Другим источником средств развития инновационной сферы может и должен стать региональный бюджет. В Туве разработана и реализуется

республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2008-2010 годы», которая предусматривает государственную поддержку внедрения инноваций предприятиями республики, долевое финансирование внедрения новых технологий, оборудования предприятиями, осуществляющими деятельность в приоритетных отраслям экономики: энергетика, сельское хозяйство, строительство и промышленность в сумме 13 млн руб. [6]. Хотя указанная программа разработана и реализуется, она, по сути, является средством узаконенных расходов на поддержку малозначимых, зачастую недостаточно эффективных, инновационных проектов, представленных на республиканский конкурс. Предусмотренный объем финансирования вряд ли может кардинально изменить ситуацию в инновационной сфере республики. Целесообразно на этапе формировании бюджета республики предусмотреть кратное увеличение расходов на развитие инноваций в регионе, сконцентрировав средства на прорывных направлениях, реализации проектов, существенно пополняющих доходы республиканского бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также финансирование расходов на развитие научных исследований, применение новых технологий возможны из муниципальных бюджетов. Особенно важным здесь станет инициирование муниципалитетами исследований проблем подведомственного района, города, предприятий и организаций, возможностей вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов без ущерба для окружающей среды.

Организационное обеспечение. Прогнозирование эффекта инновационного прорыва, управление эффективностью разработки и внедрения новшеств, контроль за ходом реализации стратегических направлений целесообразно осуществлять на уровне исполнительной власти региона. Необходимо проведение отраслевой политики республиканского правительства на основе выделения приоритетных производств, которым следует оказать финансовую поддержку с целью приобретения за рубежом и в регионах России только самых эффективных новых технологий, не имеющих аналогов в мире. Целесообразно в структуре правительства республики создать ведомство, осуществляющее руководство инновационной деятельностью.

Это может быть специализированное министерство, агентство или департамент в составе Министерства экономики РТ. Основными функциями указанного ведомства станет актуализация инно-

вационной функции малого предпринимательства в регионе, инициирование применения льгот инновационным предприятиям на пользование недвижимостью и приборной базой, стимулирование кооперации научных исследований в области использования специализированных баз данных, включения вопросов реализации инноваций в отраслевые и межотраслевые программы, стратегии. Также данное ведомство будет организовывать обеспечение правовой поддержки субъектов инновационного рынка, проведение семинаров, выставок, ярмарок.

Другим вариантом организационного обеспечения развития инноваций в республике может стать создание национального инновационно-исследовательского центра на базе университета и организаций академической науки в республике, основными целями которого могут стать консолидация научных исследований по проблемам развития республики, инициирование создания малых инновационных предприятий, формирования инфраструктуры рынка инноваций, привлечение финансовых ресурсов для поддержки научных разработок на принципах фандрейзинга.

Разработка и реализация стратегии инновационного прорыва создаст новые условия функционирования экономики и социальной сферы Республики Тыва, при которых возможно:

• решение многих социально-экономических проблем: совершенствование структуры региональной экономики, снижение числа убыточных предприятий путем повышения их технологического уровня, переориентации на выпуск конкурентоспособной продукции;

• снижение интенсивности внутрирегиональных миграционных потоков и оттока населения из республики;

• создание новых высокотехнологичных рабочих мест в региональном научно-исследовательском комплексе Тувы;

• расширение внешних связей как в научно-производственной, так и в торгово-финансовой сферах;

• увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения республики;

• улучшение экологической ситуации в результате внедрения новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, повышение качества очистки и переработки отходов производства, повышение качества питьевой воды;

• обеспечение устойчивого развития уникальных региональных экосистем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инвестиционное сопровождение инноваций / Под ред. Г. А. Унтуры. - Новосибирск. ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 128-129.

2. Инновации в России: аналит. -стат. сб. / Центр исследования проблем развития науки РАН. -М.: Наука, 2006. С. 28-29.

3. Информационный отчет о научно-организационной деятельности и основных результатах фундаментальных и прикладных исследований ТувИКОПР СО РАН за 1999-2003 гг. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2004. С. 37-38.

4. Информационный отчет ТИКОПР СО РАН за 2007 г. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН. 2008. С. 43, 47.

5. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. С. 441.

6. О проекте республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2008-2010 годы». - Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 № 875.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. С. 153.

8. Тува вошла в пятерку самых экологически чистых регионов России. - http://www.tuvaonline/ strana.ru.

9. Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики, 2007, № 5. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.