Научная статья на тему 'Особенности формирования системы устойчивого развития региона'

Особенности формирования системы устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
509
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЗОНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГО-ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балакина Г.Ф., Ойдуп Т.М.

В статье рассматриваются особенности формирования системы устойчивого развития региона, возможные организационные формы особые экономические зоны, эколого-экономический регион, особый эколого-экономический режима природопользования, зона территориального развития. Анализируются принятые в Республике Тыва программные документы, определяются направления совершенствования форм и методов регулирования экологического состояния региона разработка эколого-этнологической концепции, экологически ориентированной концепции перспективного развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы устойчивого развития региона»

УДК 338.22

особенности формирования системы устойчивого развития региона

г. ф. балакина,

кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики E-mail: balakina@tikopr. sbras. ru

Т. М. ойдуп,

кандидат социологических наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории

региональной экономики

E-mail: tana_o@mail. ru

Тувинский институт комплексного освоения

природных ресурсов сибирского отделения РАН

В статье рассматриваются особенности формирования системы устойчивого развития региона, возможные организационные формы - особые экономические зоны, эколого-экономический регион, особый эколого-экономический режим природопользования, зона территориального развития. Анализируются принятые в Республике Тыва программные документы, определяются направления совершенствования форм и методов регулирования экологического состояния региона - разработка эколого-этнологической концепции, экологически ориентированной концепции перспективного развития территории.

Ключевые слова: устойчивое развитие региона, особая экономическая зона, зона территориального развития, особый эколого-экономический режим природопользования, эколого-этнологическая концепция, Республика Тыва.

Устойчивое развитие региона

Основы теории устойчивого развития были сформулированы в начале 1990-х гг., идея динамичного и сбалансированного развития экономики, природы и общества обоснована в ряде программных документов ООН, заключены международные соглашения. Разрабатываются принципы и модели устойчивого развития регионов.

В Республике Тыва поддержаны основные принципы новой парадигмы развития общества, сформулированные на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. А уже в 1994 г. была разработана Концепция устойчивого развития экономики Республики Тыва и первоочередные мероприятия по ее реализации (далее - Концепция) [4, с. 3-32]. Цели и задачи, а также механизм ее реализации были направлены на всестороннее развитие уникальных особенностей региона, формирование промышленного, туристического и сельскохозяйственного комплексов, снижение напряженности на рынке труда, а также воспитание национальных экономических традиций.

В Концепции предлагались для реализации две модели развития - «Тува-традиционная» и «Тува-промышленная». Несмотря на это, в ней не было предусмотрено преодоления главной причины инертного экономического развития - транспортной изолированности, отсутствия железнодорожного сообщения со всей страной. Анализируя экономические преобразования, происходящие в XXI в., можно сказать, что только положительное решение вопросов строительства железной дороги и ликвидация транспортной изолированности позволят

- 29

привлечь в республику крупных российских и зарубежных инвесторов. А это станет одной из главных предпосылок ее развития. Именно первоочередное решение транспортной проблемы позволит республике успешно решать другие задачи [6, с. 305]. Таким образом, можно сказать, что идее устойчивого развития требуются новые формы воплощения для успешной реализации основных принципов.

Возможные организационные формы устойчивого развития региона

В целях воплощения концепции устойчивого развития региона возможно использовать следующие организационные формы: особые экономические зоны, эколого-экономические районы, особый эколого-экономический режим природопользования, территориальные зоны. Идеи устойчивого развития нашли отражение в процессе эволюции форм особых экономических зон. Новым явлением в практике создания особых экономических зон стало появление эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в развитых странах, на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями.

Важным отличием ЭЭР от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. Эколого-экономические регионы специализируются на таких сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, - туризм, рекреация, валютно-финан-совые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн), сфера образования и др. Эколого-экономическими регионами можно считать отдельные кантоны Швейцарии. В России статус ЭЭР имела Республика Алтай.

В Республике Тыва в качестве одного из вариантов организационной формы воплощения концепции устойчивого развития региона предлагалось введение на территории республики особого эколого-экономического режима природопользования (ОЭЭРП) для обеспечения благоприятного инвестиционного климата [5]. Отмечалось два принципиальных момента.

Во-первых, предлагалось введение проекта федерального закона об особом эколого-экономи-ческом режиме природопользования с делегированием полномочий федеральных органов власти

органам государственной власти Республики Тыва на владение и пользование (с сохранением прав собственности за Федерацией) важными для развития народного хозяйства республики природ-но-ресурсными объектами (минерально-сырьевые объекты, лес, земля, вода, биоресурсы). Наиболее приемлемым механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование ОЭЭРП, является договор о разграничении предметов ведения в области природопользования между Правительством РФ и Правительством Республики Тыва. Этот механизм соответствует ст. 72 Конституции Российской Федерации, действующему природно-ресурсному законодательству (Закон РФ от 21.02.1992 № 23951 «О недрах», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а также Гражданскому кодексу РФ, Бюджетному кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ.

Во-вторых, необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности освоения (как правило, долговременного) природно-ресурсных объектов является особый налоговый, а в ряде случаев и таможенный режим. В предложенных мерах упор делается на налоговые и таможенные льготы только эффективно работающим производствам. При этом льготы по налогам и таможенным сборам допускаются решением республиканского органа государственной власти Республики Тыва (дирекцией особой эколого-экономической зоны) только на прирост продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью действующим производствам для экономической стимуляции технического и технологического перевооружения.

Для вновь создаваемых производств льготные налоговые и таможенные режимы возможны при условии согласования с органом государственной власти республики технико-экономических обоснований, утвержденных Правительством Республики Тыва (дирекцией зоны ОЭЭРП) и подкрепленных реальными гарантиями финансирования. При этом введение льготных налоговых и таможенных режимов не приведет к появлению дополнительных налоговых «дыр», не дестабилизирует налоговую систему, а напротив, позволит обеспечить рост налогооблагаемой базы за счет роста объемов производства и продукции с высокой добавленной стоимостью [5, с. 280-281].

Данное научное предложение было актуально для своего времени и было призвано решить острые

социально-экономические проблемы республики, привлечь инвесторов для широкомасштабного промышленного освоения минерально-сырьевого комплекса, возродить промышленное производство. Однако механизм реализации ОЭЭРП предусматривал обновления только в минерально-сырьевом комплексе, не были затронуты вопросы экологической безопасности, развития традиционных видов деятельности местного населения.

Учитывая перечисленные достоинства и недостатки, авторы попытались доработать и предложить свое видение ОЭЭРП. Особый эколого-эко-номический режим природопользования - это порядок организации и ведения хозяйственной деятельности на определенной территории, гарантирующий сохранение экологического, исторического, культурного, социального и экономического потенциала данной территории и ее населения.

Цели создания ОЭЭРП: ^ обеспечение охраны жизни и здоровья человека; ^ сохранение природного, исторического и культурного наследия; ^ научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов рационального природопользования; ^ сохранение, а также восстановление и воспроизводство природных ресурсов с учетом законов природы и новейших достижений науки и техники, позволяющих эффективно внедрять высокие, безотходные и ресурсосберегающие технологии, выпускать экологически чистую продукцию, проведение государственной культурологической, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции предприятий и производства любой продукции, гласность в работе по вопросам экологической безопасности. Эти цели должны определять рамки деятельности предприятий на территории, на которой введен особый эколого-экономический режим природопользования.

Приоритетными сферами для инвестиций являются создание инфраструктуры международного уровня для отдыха и туризма, строительство ГЭС, ТЭС, современные технологии по глубокой переработке пуха, овечьей шерсти, кожи, мяса, пантов маралов и оленей, древесины и лекарственно-технического сырья, добыча и переработка полезных ископаемых.

Особый эколого-экономический режим природопользования должен способствовать комплексно-

му социально-экономическому развитию Республики Тыва, повышению благосостояния населения, возрождению духовности, религий, традиций, обычаев, ремесел, промыслов народных и этнических групп путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, передовой техники, технологии и управленческого опыта.

Особый эколого-экономический режим, по мнению авторов, следует вводить в зонах территориального развития. Согласно Федеральному закону от 03.12.2011 N° 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» зона территориального развития в Российской Федерации - это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Государство, предоставляя различные виды помощи (бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ; создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности; предоставление резидентам в аренду земельных участков; предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам и др.), создает благоприятные условия для развития деятельности потенциальных резидентов, способствует формированию экономических точек роста региона и содействует общему социально-экономическому подъему всего субъекта. С другой стороны, при условии ввода на территории такой зоны особого режима государство в лице республиканских и местных властей будет иметь возможность контролировать хозяйственную деятельность резидентов зоны территориального развития, гарантируя соблюдение заявленных целей особого эколого-эконо-мического режима природопользования.

По мнению авторов, Республика Тыва имеет реальные шансы быть включенной в перечень субъектов РФ, на территории которых допустимо создание зон территориального развития. С одной стороны, республика как один из самых слабо развитых субъектов РФ нуждается в ускоренном социально-экономическом росте, а с другой стороны, у Тувы есть ресурсные преимущества перед остальными регионами страны - это природный, минеральный,

рекреационный и человеческий потенциалы. Также в планах стратегического развития региона заложено строительство масштабного федерального инфраструктурного объекта железной дороги «Ку-рагино - Кызыл», который может предлагаться в качестве одного из видов государственной поддержки для резидентов зоны. Еще один инфраструктурный объект, который может стать вариантом поддержки, это строительство ТЭЦ-2 мощностью до 300 МВт, что позволит удовлетворить энергодефицит региона и потребности всех хозяйствующих субъектов. Варианты строительства ТЭЦ-2 активно обсуждаются республиканскими властями и инвесторами.

В качестве вариантов реализации Федерального закона от 03.12.2011 № 392-Ф3 можно выделить следующие виды зон:

1) туристско-рекреационные;

2) промышленные;

3) инновационные зоны.

Одним из преимуществ Федерального закона от 03.12.2011 № 392-ФЗ для Тувы перед Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который так и не нашел форм своей реализации на территории республики, является то, что на территории одного муниципального образования, включенного в зону территориального развития, могут успешно развиваться как предприятия добывающего комплекса, так и туристско-рекреационного типа. При этом деятельность горнодобывающих предприятий не должна негативным образом сказываться на экологии районов добычи, подвергая тем самым экологическим рискам работу туристических баз отдыха. Введение ОЭЭРП позволит процесс формирования зон территориального развития сделать экономически и экологически устойчивым.

Понятие «устойчивое развитие» не имеет четкого общепринятого определения. Поэтому его можно рассматривать как один из вариантов эволюции больших систем, когда положение каждой точки равновесия (стационара) характеризуется некоторым множеством параметров. При плавном (непрерывном) изменении этих параметров положение точек также плавно (непрерывно) меняется, но их устойчивость сохраняется.

Но, тем не менее, существуют условия, при которых устойчивые точки могут стать неустойчивыми, если в результате возникновения самопроизвольных колебаний может возникнуть множество точек равновесия как следствие качественных

изменений поведения определенных точек. Такое явление называется бифуркацией, в которой развитие теряет устойчивость. В системе возможно образование нескольких режимов, выбор которых осуществляется спонтанно, непредсказуемо. После прохождения точки бифуркации как некоего предела система в целом переходит в новое устойчивое состояние, в котором снова возможно эволюционное устойчивое развитие. Переходы обычно осуществляются в форме катастрофы.

Следовательно, в любом обществе, особенно когда речь идет об отдельно взятых территориях, должно быть осознано понимание неотвратимости катастроф или, во всяком случае, бифуркации, если оно избирает в качестве глобальной идеи обеспечение устойчивого развития в его естественно-научном понимании, - о чем подчеркивал академик Е. Велихов. Разумеется, формы и течение катастроф могут быть самыми разными [3, с. 33-34].

Концептуальная основа регионального устойчивого развития

Республика Тыва как один из уникальнейших природных, исторических, культурных уголков страны приблизилась ко второму этапу промышленного освоения минерально-сырьевой базы. Первый этап ознаменован началом индустриализации Тувы с 1950-х гг., освоением крупнейших месторождений, а завершился с распадом Советского Союза и закрытием большинства предприятий добывающего комплекса [7, с. 157].

В целях более адекватного отражения социальных, этнических и экологических особенностей основных групп населения республики, использования специфических черт региональных моделей адаптации для повышения эффективности регулирования социально-экономического развития необходимо модифицировать процесс формирования концепции развития регионов, принятый в России для общего случая, путем более полного учета факторов адаптации, ментальности, экологического поведения, экономической культуры. В статье предложено формирование эколого-этнологической концепции развития субъекта Федерации, под которой понимается модель развития региона в долгосрочной перспективе, содержащая систему представлений о целях и приоритетах устойчивого регионального развития как единства экономических, социальных, экологических и этнических ориентиров.

Основными принципами формирования предлагаемой концепции являются: ^ согласованность и непротиворечивость основных направлений развития региона и долгосрочной концепции развития страны; ^ взаимовыгодность реализации концепции для региона в целом и для составляющих регион муниципалитетов (позволит соблюсти паритет интересов региональных и муниципальных органов власти, бизнес-сообществ, предприятий и организаций); ^ эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, бизнесом и регионом, между субъектами региональной системы (позволит обеспечить динамичный экономический рост); ^ эффективность реализации концепции (рост качества жизни населения, улучшение экономической и эколого-этнологической ситуации, увеличение доходов регионального бюджета, выход региона на траекторию устойчивого развития). В эколого-этнологической концепции (ЭЭК) должны быть представлены и обоснованы следующие вопросы:

• достижение стабильных темпов экономического роста при снижении остроты экологических проблем, недопущении нищеты, голода и эпидемий (вывод региона на траекторию устойчивого развития);

• развитие базовых отраслей экономики на основе наукоемких экологически чистых производств;

• совершенствование методов взаимодействия компаний, добывающих сырье в регионе, с общинами коренных малочисленных народов, проживающих в местах залегания полезных ископаемых.

Стратегия инновационного прорыва реализуется как часть данной концепции, учитывается необходимость совершенствования науки, образования и культуры при повышении значимости приграничных регионов, придание им особого статуса.

Реализация ЭЭК также предполагает снижение безработицы с учетом характеристик этноре-гиональных моделей социально-экономической адаптации в регионе, развитие новых производств с учетом особенностей этнологической ситуации в регионе и необходимости снижения социальной напряженности (создание новых рабочих мест корреспондируется не только с целью получения

прибыли, но и с учетом ценностей, склонностей и предпочтений жителей региона).

Целесообразно предусмотреть совершенствование сферы образования путем повышения соответствия структуры выпускаемых специалистов потребностям существующих и перспективных производств; привлечение компаний, инвестирующих добычу природного и минерального сырья в регионе, к решению социальных и экологических проблем территории.

На взгляд авторов, применительно к современной Туве следует использовать словосочетание «эволюционное устойчивое развитие территории», поскольку весь процесс строительства железной дороги, разработки и активного извлечения минерального сырья сами по себе могут рассматриваться как эволюция экономического и социального развития Тувы. Эволюционное развитие, как было сказано ранее, чаще всего происходит путем «катастроф», причем не только для экосистемы, но и для социального самочувствия местного населения. Эколого-этнологичес-кая концепция является методологической основой эволюционного устойчивого развития региона.

Формирование системы устойчивого развития региона состоит из ряда блоков (см. рисунок):

• исследование внешних условий (стратегических направлений долгосрочного развития страны, федерального округа, федеральных программ развития базовых и инфраструктурных отраслей в регионе);

• анализ ретроспективного развития экономики и социальной сферы региона в целях выявления его конкурентных преимуществ;

• выявление особенностей пространственного развития, сформировавшихся и возможных кластеров;

• формирование основных стратегических направлений развития территории и составляющих ее кластеров, долгосрочных приоритетов;

• разработка концепций инвестиционного, инновационного, промышленного и социального развития региона как составных частей сводной концепции социально-экономического развития региона;

• определение системы целевых индикаторов, обеспечивающих возможность непрерывного мониторинга хода реализации концепции;

• институциональные условия реализации условий и приоритетов устойчивого развития региона.

Схема формирования системы устойчивого развития региона

ванной стратегии.

Актуальность экологически ориентированной стратегии обусловлена тем, что республика остается одним из самых экологически благополучных регионов России, поэтому нельзя допустить, чтобы ее масштабное промышленное развитие, предусмотренное в стратегических документах, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья привело к деградации экосистемы. Темпы экономического роста при реализации данной стратегии будут несколько более низкими по сравнению с индустриально ориентированной стратегией вследствие отвлечения ресурсов на природосберегающие мероприятия.

Разработанные направления реализации концепции способствуют решению следующих задач:

• комплексному развитию территорий;

• рациональному использованию сырьевого, производственного и научно-образовательного потенциала структур, входящих в региональную систему;

• созданию механизма регулирования региона, способного значительно сократить их число и различия в уровнях социально-экономического развития;

• снижению остроты социальных проблем регионов.

На основе разработанных теоретических и методологических подходов рассмотрены возможные стратегии перспективного развития Республики Тыва - социально ориентированная, индустриально ориентированная и экологически ориентированная [2, с. 101]. Определены результаты развития по данным стратегиям, угрозы и риски. Идея устойчивого развития региона наиболее целенаправленно реализуется в случае развития экологически ориентиро-

Темпы развития отраслей социальной сферы будут не ниже, чем в социально ориентированной стратегии, поскольку предполагаются различия в источниках финансирования социальных мероприятий.

Утверждение Правительством Республики Тыва Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г., принятие решения о строительстве железной дороги Курагино - Кызыл, по сути, ознаменовали наступление нового этапа в экономическом развитии республики. Началась реализация стратегических инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья Тувы. Пропускная способность железной дороги Кызыл - Курагино будет достигать 30 млн т в год, что позволит перевозить не только уголь, но и значительный объем народнохозяйственных грузов. Кроме того, для реализации проекта будет создано свыше 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Благодаря созданию опорной железнодорожной транспортной инфраструктуры налоговые доходы Тувы должны увеличиться более чем в 4 раза [1, с. 153].

Современная Тува становится привлекательной инвестиционной площадкой. Уже сейчас ведутся работы по разработке Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд ООО «Лунсин» (Китай), на Ак-Сугском месторождении меди ООО «Голевская горнорудная компания» (структура «Норникеля»), проектные работы на Межегейском месторождении каменных углей горно-металлургической группой компаний «Евраз Груп», промышленная разработка каменных углей Каа-Хемского и Чаданского разрезов ООО «Тувинская горнорудная компания» (структура компании «Базовый элемент») и т. д. В данных условиях целесообразно разработать и приступить к реализации стратегии устойчивого развития Республики Тыва, основные направления которой стали бы детализацией на региональном уровне концептуальных положений национальной стратегии устойчивого развития России.

Развитие Тувы по экологически ориентированной стратегии означает сдерживание темпов масштабного вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, более длительные сроки строительства железной дороги Курагино -Кызыл, отвлечение значительных средств на сооружение природоохранных объектов, обеспечение населения социальными благами на минимально допустимом уровне. Предполагается стимулирование деятельности предприятий по выводу за пределы республики экологически опасных производств или внедрение новых технологий, снижающих технологический риск загрязнения окружающей среды.

Темпы экономического роста при развитии по данной стратегии будут более низкими по сравнению с индустриально ориентированным вариантом стратегии вследствие отвлечения ресурсов на природосберегающие мероприятия. А темпы развития отраслей социальной сферы будут не ниже, чем в социально ориентированном варианте, поскольку предполагаются различия в источниках финансирования социальных мероприятий. Анализ рисков и возможностей при реализации экологически ориентированной стратегии развития Тувы приведены в таблице.

Кроме того, возникает необходимость совершенствования природоохранного законодательства в целях формирования экономической заинтересованности у крупных компаний в применении экологически безопасных технологий, рекультивации территорий хозяйственного освоения месторождений минерального сырья.

Анализ рисков и возможностей реализации экологически ориентированной стратегии развития Тувы Фактор Характеристика

Риски 1. Сохранение сырьевой специализации экономики Тувы

2. Разрушение традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера, так как в местах их исконного исторического проживания начнутся масштабные разработки месторождений минерального сырья

3. Консервация низкой технологической конкурентоспособности предприятий региона

4. Сохранение наиболее низких показателей уровня жизни населения среди российских регионов

5. Более медленные по сравнению с другими возможными стратегиями темпы снижения дотационности регионального и местных бюджетов ввиду необходимости финансирования природоохранных мероприятий

Возмож- 1. Научно-технологическая интеграция с ности инновационными центрами России и зарубежных стран, создание и поддержка малых инновационных предприятий по переработке сырья, развитие венчурного кредитования

2. Реализация социальных программ частных компаний и государства; совершенствование законодательных норм, защищающих территории исконного обитания коренных народов

3. Реализация стратегии инновационного прорыва как модернизационной, использование роста финансовых возможностей для инновационной перестройки предприятий

4. Ускорение формирования среднего класса, создание новых рабочих мест на основе инновационного развития производства, поддержки малого и среднего бизнеса, дебюрократизации

5. Совершенствование природоохранного законодательства в целях повышения ответственности добывающих предприятий (в том числе и финансовой) за сохранение окружающей среды

На сегодняшний день экологические техногенные катастрофы в России - не редкость, и происходят они зачастую по вине крупных отечественных промышленных предприятий. Данный вопрос особенно актуален для Тувы, поскольку практически все реки, на которых располагаются месторождения, относятся к бассейну реки Енисей, которая, в свою очередь, снабжает водой всю Восточную Сибирь с юга на север. На ее берегах расположены сотни населенных пунктов с населением в общей сложности в несколько

миллионов человек. Загрязнение реки приведет к масштабной экологической катастрофе [7, с. 162-163].

Поэтому с ростом активности в промышленном и добывающем секторах экономики актуализируются вопросы экологической безопасности региона, сохранения устойчивого развития системы «человек -природа». Для этого необходимо органам государственной власти, надзорным органам, а также инвесторам, ведущим разработку месторождений, приложить максимум усилий, чтобы философское понимание «катастрофы» осталось таковым и не переросло в реальную экологическую проблему.

Список литературы

1. Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009.

2. Балакина Г. Ф. Стратегии развития Республики Тува как депрессивного региона // Экономическое возрождение России. 2011. № 4 (30).

3. Бегзи А. Д., Лебедев В. И., Полулях Ю. Г. Методологические и практические аспекты устойчивого развития региона в составе национальной экономики // Устойчивое развитие Республики Тыва: материалы к конференции. М.: Изд-во СИМС, 1997.

4. Концепция устойчивого развития экономики Республики Тыва и первоочередные мероприятия по ее реализации // Устойчивое развитие Республики Тыва. М.: Изд-во СИМС, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лебедев В. И., Ойдуп Т.М. Особый эколо-го-экономический режим природопользования (ОЭЭРП) для обеспечения благоприятного инвестиционного климата и достижения задач, предусмотренных «Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2007.

6. Ойдуп Т.М. Проблемы разработки и реализации Концепции устойчивого развития Республики Тыва // Приграничные и трансграничные территории азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / отв. ред. П. Я. Бакланов, А. К. Тулухонов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

7. Ойдуп Т.М. Социальная ответственность бизнеса (на примере Республики Тыва) // ЭКО. №11. 2010.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.