Научная статья на тему 'Социальный тип устойчивого развития региона'

Социальный тип устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП / РЕСПУБЛИКА ТУВА / ECONOMICS / REGION SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL TYPE / TUVA REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ойдуп Т. М., Балакина Г. Ф.

В статье рассматриваются особенности формирования системы устойчивого развития региона в экономическом, экологическом и социальном плане. Предлагается новая модель устойчивого развития региона на основе зоны особого эколого-экономического режима природопользования (ЗОЭЭРП), которая бы представляла собой принципиально новую экономическую модель развития Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TYPE OF THE REGION SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The peculiarities of the region sustainable development system formation in the economic, ecological and social view are considered. The new model of the region sustainable development on the basis of the special ecological-economic nature management regime zone (SEENMRZ) that would represent essentially new economic model of Tuva development is offered.

Текст научной работы на тему «Социальный тип устойчивого развития региона»

УДК 338.22 Т.М. Ойдуп, Г.Ф. Балакина

СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА1

В статье рассматриваются особенности формирования системы устойчивого развития региона в экономическом, экологическом и социальном плане. Предлагается новая модель устойчивого развития региона на основе зоны особого эколого-экономического режима природопользования (ЗОЭЭРП), которая бы представляла собой принципиально новую экономическую модель развития Тувы.

Ключевые слова: экономика, устойчивое развитие региона, социальный тип, Республика Тува.

T.M. Oydup, G.F. Balakina SOCIAL TYPE OF THE REGION SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The peculiarities of the region sustainable development system formation in the economic, ecological and social view are considered. The new model of the region sustainable development on the basis of the special ecological-economic nature management regime zone (SEENMRZ) that would represent essentially new economic model of Tuva development is offered.

Key words: economics, region sustainable development, social type, Tuva Republic.

Введение. Типы устойчивого развития и проблемы региона. На сегодняшний день понятие «устойчивое развитие региона» получило широкое освещение в работах западных и российских ученых. Введенное на Всемирной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., устойчивое развитие определено как «создание социально-ориентированной экономики, основанной на разумном использовании ресурсной базы и охране окружающей природной среды, не подвергающее риску возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности» и по настоящий момент остается актуальной научной проблематикой и освещается в работах многих ученых и общественных деятелей.

Цель исследований. Изучение процессов формирования форм, методов и инструментов устойчивого развития региона, сочетание решения социальных проблем региона и его устойчивого развития.

Материалы и методы исследований. В ходе исследований использовались методы системного анализа, группировки, обобщения, контент-анализа нормативно-правовых актов и прогнозных документов органов власти Российской Федерации по развитию производительных сил регионов. Изучались взаимосвязи устойчивого развития с социальной составляющей регионального развития, динамикой социальноэкономических и экологических процессов и совершенствованием законодательства в области управления экономикой региона.

Результаты исследований и их обсуждение. Можно выделить следующие типы устойчивого развития:

- экологический - соблюдение экологических норм природопользования при динамичном развитии реального сектора экономики, сохранение природного баланса, поддержание и сохранение биоразнообразия;

- экономический - переход от экономики потребления к экономике воспроизводства, создание условий для возобновления работы закрывшихся в годы трансформационного кризиса предприятий на инновационной основе, увеличение объемов производства малым и средним бизнесом, формирование сети новых производств по переработке природного сырья;

- социальный - инвестиции в человека путем развития институтов, регулирующих формирование человеческого капитала, в том числе социальной инфраструктуры, за счет роста ресурсного обеспечения региона на основе стабильного экономического роста.

Основой механизма устойчивого развития региона может быть любой из названных типов либо их сочетания, которые выступают составными частями единого устройства, работа механизма зависит от качественного состояния каждого элемента и от слаженности взаимной работы всех деталей. Так, например, в качестве одного из вариантов организационной формы воплощения концепции устойчивого развития региона предлагается введение на его территории особого эколого-экономического режима природопользования (ОЭЭРП) для обеспечения благоприятного инвестиционного климата [1].

Данное научное предложение было актуально для своего времени и было призвано решить острые социально-экономические проблемы Республики Тува, привлечь инвесторов для широкомасштабного про-

1 Статья выполнена в рамках исследований по проектам РГНФ № 12-12-17000 а(р) и № 13-12-17002 а(р.)

мышленного освоения минерально-сырьевого комплекса, возродить промышленное производство. Однако механизм реализации ОЭЭРП предусматривал обновления только в минерально-сырьевом комплексе и в нем не были затронуты вопросы экологической безопасности, развития традиционных видов деятельности местного населения, решения острых социальных проблем.

Отставание параметров социальной инфраструктуры Тувы от средних по Сибири и по России сдерживает развитие территориальных организационных форм, способствующих созданию условий выхода региона из депрессивности, преодоления отставания в социально-экономическом развитии. Не создаются благоприятные условия для повышения уровня и качества жизни населения региона, формирования высокого качества трудовых ресурсов, необходимого для создания современных производств по переработке минерального сырья, которым богата республика.

Республика Тува - один из наиболее сложных в социально-экономическом плане регионов Российской Федерации, в котором за годы реформ и посткризисного периода накопилась масса проблем, не ограничивающихся исключительно вопросами экономики и экологии. Например, в сфере образования наблюдается явный дефицит инфраструктурных объектов. С 1993 г. в Туве не было сдано в эксплуатацию ни одного нового дошкольного учреждения, в то время как практически во всех остальных субъектах Сибирского федерального округа (СФО) с 2007 г. возобновилось строительство детских садов, а в трёх из них - Агинском Бурятском АО, Красноярском крае и Новосибирской области - строительство не прекращалось даже во время социально-экономического спада в стране. Это в свою очередь обусловило низкий охват детей дошкольными образовательными учреждениями, который в Туве составил всего 38,4 % от всех детей соответствующего возраста против 55,7 % в СФО и 60,6 % в Российской Федерации (РФ).

На фоне всевозрастающей рождаемости в республике, которая согласно прогнозу Росстата, почти в два раза будет превышать средние показатели по Сибирскому федеральному округу, высокие темпы прироста населения, набранные в 2007-2008 гг., сохранятся до 2020 г. В результате имеющиеся в республике проблемы с низкой социально-инфраструктурной обеспеченностью только обострятся. Так, чтобы вывести Туву на среднеокружной уровень по числу охвата детей местами в детских образовательных учреждениях (ДОУ), до 2020 г. необходимо ввести дополнительно не менее 3500-4000 мест, т. е. порядка 20 детских садов по 200 мест. Но такой объем финансирования современный бюджет республики не в состоянии осуществить самостоятельно.

Ситуация с учреждениями начального и среднего общего образования выглядит менее напряженной, поскольку среднее образование обязательное и в школы берут всех. Образовательные учреждения находят внутренние резервы путем увеличения количества классов, количества учащихся в одном классе, классной нагрузки на одного преподавателя. Эти меры решают вопросы доступности образования, но не снимают вопросов нехватки самих школ. На начало 2011/2012 учебного года в 173 общеобразовательных учреждениях республики обучалось 54,4 тыс. детей, при этом во вторую и третью смены занимались 31,2 % учащихся. Общероссийский показатель составляет 13,8 %, по Сибирскому федеральному округу - 18,4 % от всех детей, обучающихся в школах региона. Поэтому в качестве предпосылок формированию ОЭЭРП целесообразно рассматривать социальную составляющую.

Новая модель устойчивого развития региона. Учитывая вышеперечисленные достоинства и недостатки, мы попытались доработать и предложить свое видение ОЭЭРП. На основе идеи ОЭЭРП нами предлагается формирование на территории Республики Тува целевой экономической зоны - зоны особого эколо-го-экономического режима природопользования (ЗОЭЭРП), которая бы представляла собой принципиально новую экономическую модель развития Тувы. К факторам, способствующим созданию данной формы развития республики, можно отнести:

• принятие ряда федеральных нормативно-правовых актов, в частности, Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №392-Ф3;

• относительную экологическую чистоту региона;

• наличие значительных запасов минерального сырья, слабо вовлеченных в экономический оборот;

• значительные ресурсы свободной рабочей силы;

• привлекательные для развития туризма природные ландшафты, наличие уникальных природных объектов, в частности, целебных источников минеральных вод - аржаанов.

Зоны особого эколого-экономического режима природопользования - это порядок организации и ведения хозяйственной деятельности на определенной территории, гарантирующий сохранение ее социального, экологического, исторического, культурного и экономического потенциала.

Цели создания ЗОЭЭРП следующие:

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов рационального природопользования при создании комплекса новых производств на инновационной основе;

- обеспечение роста благосостояния населения на основе современных социальных стандартов, соизмеримых с мировым уровнем гарантированности и доступности общественных благ за счет динамичного экономического роста;

- охрана жизни и здоровья человека;

- решение проблем экономической, энергетической и продовольственной безопасности, сохранение природного, исторического и культурного наследия;

- сохранение, а также восстановление и воспроизводство природных ресурсов с учетом законов природы и новейших достижений науки и техники, позволяющих эффективно внедрять высокие, безотходные и ресурсосберегающие технологии, выпускать экологически чистую продукцию;

- проведение государственной культурологической, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции предприятий и производства любой продукции, гласность в работе по вопросам экологической безопасности.

ЗОЭЭРП должна способствовать комплексному социально-экономическому развитию Республики Тува, повышению благосостояния населения, возрождению духовности, религий, традиций, обычаев, ремесел, промыслов народных и этнических групп путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, передовой техники, технологии и управленческого опыта.

Особый эколого-экономический режим, на наш взгляд, следует вводить в зонах территориального развития. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. №392-ФЗ, зона территориального развития в Российской Федерации - это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социальноэкономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Государство, предоставляя различные виды помощи, такие, как бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ; создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности; предоставление резидентам в аренду земельных участков; предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам и другие, создает благоприятные условия для развития деятельности потенциальных резидентов, способствует формированию экономических точек роста региона и содействует общему социально-экономическому подъему субъекта Федерации. С другой стороны, при условии ввода на территории такой зоны особого режима государство в лице республиканских и местных властей будет иметь возможность контролировать хозяйственную деятельность резидентов зоны территориального развития, гарантируя соблюдение заявленных целей.

В двадцати регионах России будут созданы зоны территориального развития. Перечень таких субъектов Федерации утвердил председатель правительства России Дмитрий Медведев. Документ разработан в Минэкономразвития. Это Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Северная Осетия, Тува и Чечня. Кроме того, в список вошли Забайкальский, Камчатский и Приморский края, а также Амурская, Ивановская, Курганская, Магаданская и Еврейская автономная области [2-4].

Таким образом, Республика Тува включена в перечень субъектов РФ, на территории которых допустимо создание зон территориального развития. С одной стороны, республика как один из слаборазвитых субъектов нуждается в ускоренном социально-экономическом росте, а с другой - у Тувы есть ресурсные преимущества перед остальными регионами страны - это природный, минеральный, рекреационный и человеческий потенциал. Также в планах стратегического развития региона заложено строительство масштабного федерального инфраструктурного объекта - железной дороги «Курагино-Кызыл», что может предлагаться в качестве одного из видов государственной поддержки для резидентов зоны. Еще один инфраструктурный объект, который может стать вариантом поддержки, это строительство ТЭЦ-2 мощностью до 300 МВт, что позволит удовлетворить энергодефицит региона и потребности всех хозяйствующих субъектов. Варианты строительства ТЭЦ-2 активно обсуждаются республиканскими властями и инвесторами.

В свете Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который так и не нашел форм реализации в республике, у Тувы все же есть одно преимущество, которое заключается в том, что на территории одного муниципального образования, включенного в зону территориального развития, могут успешно развиваться как предприятия добывающего

комплекса, так и туристско-рекреационного типа. При этом деятельность горнодобывающих предприятий не должна негативным образом сказываться на экологии районов добычи, подвергая тем самым экологическим рискам работу туристических баз отдыха. Введение ЗОЭЭРП позволит сделать экономически и экологически устойчивым процесс формирования зон территориального развития, а также повысит его социальную адаптивность, поскольку предполагается, что будет решен ряд острых социальных проблем.

При создании ЗОЭЭРП возможны угрозы и риски (табл.). Кроме того, возникает необходимость совершенствования природоохранного законодательства с целью формирования экономической заинтересованности у крупных компаний в применении экологически безопасных технологий, рекультивации территорий хозяйственного освоения месторождений минерального сырья.

Анализ рисков и возможностей создания ЗОЭЭРП в Туве

Риски Возможности

Сохранение сырьевой специализации экономики Тувы Научно-технологическая интеграция с инновационными центрами России и зарубежных стран, создание и поддержка малых инновационных предприятий по переработке сырья, развитие венчурного кредитования

Разрушение традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера ввиду того, что в местах их исконного исторического проживания начнутся масштабные разработки месторождений минерального сырья Реализация социальных программ частных компаний и государства; совершенствование законодательных норм, защищающих территории исконного обитания коренных народов

Консервация низкой технологической конкурентоспособности предприятий региона Реализация стратегии инновационного прорыва как модернизационной, использование роста финансовых возможностей для инновационной перестройки предприятий

Сохранение наиболее низких среди российских регионов показателей уровня жизни населения, уровня бедности выше среднероссийского Ускорение формирования среднего класса, создание новых рабочих мест на основе: • инновационного развития производства; • поддержки малого и среднего бизнеса; • дебюрократизации

Более медленные (по сравнению с другими моделями развития) темпы снижения дотационности регионального и местных бюджетов ввиду необходимости финансирования природоохранных мероприятий Совершенствование природоохранного законодательства с целью повышения ответственности добывающих предприятий, в том числе и финансовой, за сохранение окружающей среды

Сдерживание темпов роста инвестиций вследствие реализации требований по сохранению окружающей среды и выполнению социальных обязательств Разработка и реализация системы долгосрочных мер по привлечению инвесторов, создание для них льготных условий кредитования, информационной и правовой поддержки их деятельности

Предлагаемая модель развития Тувы путем развития институтов, регулирующих формирование человеческого капитала, в том числе социальной инфраструктуры, за счет роста ресурсного обеспечения региона на основе стабильного экономического роста создаст условия для реализации социального типа устойчивого развития региона. Важность социального аспекта современной эффективной экономики подчеркивается в долгосрочных государственных планах развития Российской Федерации. Предлагаемая нами модель устойчивого развития региона в виде создания зоны особого эколого-экономического режима природопользования отвечает современным требованиям долгосрочного развития страны по критериям экономической эффективности, экологической целесообразности и социальной справедливости.

С нашей точки зрения, значимость социального фактора определяется тем, что экологический и экономический принципы устойчивого развития являются одновременно и причиной, и следствием соци-

ально ориентированного подхода. Создание социально ориентированной устойчивой экономики возможно исключительно при соблюдении интересов социума. Учет его интересов проявляется в удовлетворении насущных социальных потребностей в жилье, здоровье, образовании с помощью объектов социальной инфраструктуры. Социум задает тон и экологическому состоянию окружающей среды, и экономическому росту или упадку. Общество своим действием или бездействием определяет общечеловеческое будущее, формируя тем самым глобальные вызовы или глобальные приобретения. Говоря о национальных проектах, Дмитрий Медведьев, в частности, сказал: «В ответ на вызовы нового времени ее долгосрочным приоритетом объявлены инвестиции в человека [5].

Инвестиции в человека способствуют снижению заболеваемости и смертности, увеличению продолжительности жизни и приросту рождаемости, повышению качества жизни и условий проживания. Большинство социальных проблем человечества можно решить с корректировкой вопроса нехватки объектов социальной инфраструктуры.

Выводы

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации создало условия для интенсификации развития производительных сил депрессивных регионов, в частности, Республики Тува.

2. На территории Тувы целесообразно создание целевой экономической зоны природно-ресурсного типа - зоны особого эколого-экономического режима природопользования, в рамках которой возможно комплексное решение социально-экономических проблем при сохранении окружающей среды. Создание зоны будет способствовать решению ряда острых социальных проблем региона:

- снижению безработицы;

- повышению качества жизни населения до уровня, сравнимого со стандартами развитых стран мира;

- росту благосостояния населения;

- увеличению объемов социального строительства (детских садов, школ, лечебных учреждений, социального жилья).

3. Необходима разработка региональной программы создания указанной зоны, в которой должно быть предусмотрено снижение возникающих рисков, сочетание решения проблем повышения уровня экономического и социального развития при приоритетном финансировании развития социальной инфраструктуры, то есть переход к социальному типу устойчивого развития.

Литература

1. Лебедев В.И., Ойдуп Т.М. Особый эколого-экономический режим природопользования (ОЭЭРП) для обеспечения благоприятного инвестиционного климата и достижения задач, предусмотренных «Программой экономического и социального развития Республики Тува на период до 2010 года» // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. - Кызыл: ТувИКоПр СО РАН, 2007. - С. 3о3—310.

2. В 20 регионах России (включая Туву) создадут зоны территориального развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tuvaonline.ru/2013/04/16/v-20-regionah-rossii-vklyuchaya-tuvu-

sozdadut-zony-territorialnogo-razvitiya.html.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. - М., 2008.

4. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf.

5. Медведев Д. Реализация национальных проектов: новые задачи // Социально-экономическое развитие России: новые рубежи: мат-лы междунар. конф. - М.: ИЭПП, 2008. - С. 6.

6. Жуков А. Опыт трансформации экономик стран СНГ в контексте российских проблем // Социальноэкономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы. - М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2004. - С. 36.

---------♦'-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.