Научная статья на тему 'Развитие экономики депрессивного региона в условиях смены парадигмы региональной политики'

Развитие экономики депрессивного региона в условиях смены парадигмы региональной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф.

В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией. В стаье подчеркивается что вместо традиционных теорий регионального развития обосновываются и становятся теоретической основой современной региональной политики российского правительства концепции межрегиональной конкуренции, инновационного развития регионов, территориально-кластерного подхода, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции. Задействование пространственных факторов экономического роста в настоящее время обусловливает актуальность формирования эффективной региональной политики в России. При этом приоритетное финансирование регионов-доноров создаст заинтересованность у регионов с низкой долей дотационности выйти на бездотационное развитие, активизируя внутренние источники экономического роста, расширяя практику воспроизводства и взаимодействия ресурсов на территории. В настоящее время, по мнению автора, необходима целенаправленная работа по повышению уровня инновационного развития регионов, обеспечению их необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, возможностями подготовки кадров нужной квалификации, научными базами. Инновационная трансформация региональных экономик должна начаться с формирования единого инновационного пространства федеральных округов, где легче учесть условия, снижающие восприимчивость регионов к инновациям, создать возможности совместного использования мощностей созданных научных баз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экономики депрессивного региона в условиях смены парадигмы региональной политики»

Экономика и управление

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Г.Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов

Сибирского отделения рАН

Поскольку экономика России представляет собой сложноорганизованную многоуровневую систему, состоящую из регионов, значительно различающихся по уровню социально-экономического развития, то любая стратегия развития страны, не содержащая регионального разреза, остается лишенной реального смысла. В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией. Вместо традиционных теорий регионального развития обосновываются и становятся теоретической основой современной региональной политики российского правительства «концепции межрегиональной конкуренции, инновационного развития регионов, территориально-кластерного подхода, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции». [4, с. 3].

Парадигма (в переводе с греческого означает пример, образец) — «это ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении» [5, с. 287]. Под парадигмой регионального развития мы будем понимать модель региональной экономической политики, определяющую цели и основные направления государственного регулирования регионального развития, формы, методы и инструменты поддержки инициатив регионов.

Необходимость задействования пространственных факторов экономического роста в настоящее время обусловливает актуальность формирования эффективной региональной политики в России. Региональная политика федеративного государства не должна концентрироваться только на проблемах финансовой помощи депрессивным регионам. Не менее важной задачей является стимулирование развития регионов с предпосылками ускоренного экономического роста, создание «полюсов роста». Приоритетное финансирование регионов-доноров создает заинтересованность у регионов с низкой долей дотационности выйти на бездотационное развитие путем активизации внутренних источников экономического роста, расширения практики воспроизводства и взаимодействия ресурсов на территории.

Хотя в деятельности региональных и местных органов власти зачастую преобладают затраты времени, сил и средств на решение текущих задач жизнеобеспечения территории в силу их необъятного перечня, это не снимает с региональных властей ответственности за развитие и поддержание стабильного развития социальной сферы и ресурсного потенциала.

Существует ряд проблем, которые должны решаться совместно федеральными и региональными органами власти, поскольку не могут быть эффективно преодолены усилиями только одного уровня власти. К такого рода проблемам относятся: • осуществление структурных сдвигов в экономике;

• инновационная деятельность;

• обеспечение экономической безопасности территорий;

• решение текущих задач обеспечения электроэнергией и продовольствием;

• обеспечение обороноспособности единого внешнеполитического курса;

• решение экологических проблем. Наличие указанных проблем обусловливает

необходимость проведения федеральным центром единой экономической политики, согласованной с регионами.

Другими словами, формирующаяся в современной России новая парадигма регионального развития имеет следующие основные черты:

• формируется на основе адаптационной модели региональной экономической политики [2, с. 212];

• стимулирует межрегиональную конкуренцию, расширение внешнеэкономических связей регионов с целью роста доходности региональных бюджетов;

• стимулирует экономическое развитие регионов, в которых существует высокий потенциал роста, на конкурсной основе путем проведения федеральных конкурсов по созданию особых экономических зон в регионах, распределением средств федеральных целевых программ и ряда других инструментов;

• предполагает помощь депрессивным регионам на конкурсной основе по результатам и эффективности работы региональных властей по организации функционирования социальной сферы, создании институциональных условий развития рынков товаров, услуг, труда и капитала и регулированию развития производства;

• регионам с экстремальными условиями жизни и производства, богатыми природными ресурсами, не имеющими аналогов в районах с более благоприятными климатическими условиями, оказывается безвозмездная государственная поддержка и адресная государственная помощь в решении социальных проблем населения северных территорий;

• в отношении наиболее благополучных территорий проводится политика «невмешательства», эти регионы не получают дополнительных финансовых средств на развитие, но и не облагаются повышенными налогами в пользу отстающих регионов;

• межбюджетные отношения ориентированы на выравнивание бюджетной обеспеченности

регионов с целью предоставления населению социальных благ и услуг в соответствии с федеральными стандартами. Трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов существенно пополняют региональные бюджеты, однако не имеют стратегического значения и направлены на обеспечение условий жизнедеятельности экономики и социальной сферы территории;

• расширение использования рыночных рычагов и методов. На уровне федерального центра происходит формирование новой концепции взаимоотношений с регионами, определение приоритетов региональной политики, политики распределения инвестиций. На уровне региона, кроме обеспечения сбалансированности потребности в сырьевых ресурсах и их производстве, развития топливно-энергетического комплекса, мощностей строительных организаций и потребности в их услугах, потребности в кадрах и наличия трудовых ресурсов соответствующего уровня подготовки, также предполагается повышение доходов и сбалансированности бюджетов региона и муниципальных образований, повышение эффективности функционирования социальной сферы, внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результаты, рост результативности реализации региональных целевых программ, завершение формирования институциональной структуры рынка, сохранение окружающей среды;

• инновационная направленность развития территорий, которая включает разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения, механизмов стимулирования инновационной деятельности, защиты интеллектуальной собственности, введение инноваций в хозяйственный оборот, развитие малого инновационного предпринимательства, совершенствование конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Переход к инновационной экономике определен как важнейшая государственная задача российской экономики. Вследствие этого современная региональная политика должна иметь ярко выраженную инновационную направленность. При этом регионы имеют различную восприимчивость к инновациям в силу особенностей своего развития. Регионы вносят различный вклад в создание новых инновационных технологий, в разной степени осваивают производство новых видов наукоемкой продукции. В настоящее время необходима целенаправленная работа по повышению уровня

инновационного развития регионов, обеспечению их необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, возможностями подготовки кадров нужной квалификации, научными базами. Инновационная трансформация региональных экономик должна начаться с формирования единого инновационного пространства федеральных округов, где легче учесть условия, снижающие восприимчивость регионов к инновациям, создать возможности совместного использования мощностей созданных научных баз.

Формирующаяся государственная система управления инновационным развитием и региональные системы инноваций взаимосвязаны. Региональные системы складываются в условиях финансирования, определяемых федеральным центром, в условиях ограниченности ресурсов, когда регионы «имеют право финансировать только зарплату учителям и оплачивать коммунальные услуги бюджетных учреждений», но им «запрещено расходовать средства на инновационные цели, а за нарушение грозит сокращение финансирования в размере «отвлеченных не по назначению» денежных сумм». [1, с. 79]. Недостаток средств у большинства регионов обусловливает низкие темпы трансформации хозяйств регионов в инновационную экономику, а соответственно и низкие темпы внедрения инноваций в целом по стране.

Также следует отметить, что одной из важнейших перспективных национальных задач является преодоление неразвитости инновационной структуры большинства регионов в ходе становления национальной инновационной системы. Здесь разумно предусмотреть поэтапный переход к инновационной экономике, первоначально выделяя средства нескольким регионам-лидерам или федеральным округам, имеющим в своем составе области с мощной научно-инновационной базой. В условиях формирования общефедеральной государственной инновационной политики значительную важность получает проблема гибкого разграничения полномочий Федерации и регионов.

Движение регионов России к инновационной экономике характеризуется следующими моментами:

• активизацией инвестиционных процессов и переориентацией в направлении инвестиционной деятельности, изменением структуры инвестиций в основной капитал — ростом доли инвестиций в освоение новых технологий и новых видов продукции, в развитие высокотехнологичных производств;

• повышением уровня финансово-кредитного потенциала территории;

• инвестиции становятся эффективным инструментом модернизации производства, снижения его издержек в будущем, стабилизации экономического роста;

• существенным повышением роли науки в развитии общества;

• значительным фактором роста эффективности современной экономики становится интеллектуальный потенциал и владение информационными ресурсами;

• возрастанием роли информационных технологий;

• трансформацией традиционных хозяйственных систем в «экономику знаний», создание современной системы воспроизводства кадров для высокотехнологичных производств. Недостаточно проработанными при формировании новой модели региональной политики остаются вопросы нормативно-правового обеспечения регионального развития, эффективности применяемых инструментов региональной политики — налоговых льгот, кредитов, гарантий, инвестиционных субсидий, инвестиций в инновации, самостоятельности регионов как хозяйствующих субъектов, форм и способов повышения конкурентоспособности регионов.

Региональная политика федерального правительства в отношении депрессивных, экономически отсталых регионов предусматривает их ускоренный экономический рост и решение социальных проблем, уменьшение дотационности бюджетов территорий.

В области финансово-бюджетной политики преобладающей тенденцией является децентрализация бюджетной системы, усиление роли региональных и местных бюджетов в финансировании развития региона, передача с федерального уровня расходных полномочий и соответствующей доходной базы. Характерными чертами развития бюджетной системы России следует назвать стремление к достижению большей самообеспеченности, автономности, бездефицитности бюджетов разных уровней, относительному уменьшению встречных бюджетных потоков.

Реализуется комплекс мер по выравниванию бюджетной обеспеченности, основной источник которого — Федеральный фонд финансовой поддержки регионов — субъектов Федерации (ФФПР). Средства ФФПР распределяются с 2003 г. по методике, разработанной под руководством Минис-

терства финансов РФ. Основой для расчетов трансфертов служат данные государственной статистики. Создание объективной основы распределения региональных трансфертов практически свело на нет практику «борьбы» региональных властей с федеральным центром за величину трансфертов. Однако это обстоятельство не снимает недостатков модели выравнивания бюджетной обеспеченности, не мобилизует регионы на наращивание собственных бюджетных доходов и не стимулирует экономического роста.

В области инвестиционной деятельности используются специальные инструменты, такие как распределение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на конкурсной основе. Средства указанного фонда направляются на реализацию крупных высокоэффективных проектов, способных вывести экономику региона внедрения на более высокий уровень развития производства, стимулирующих рост собственных доходов территории. Также с 2005—2006 гг. проводится федеральный конкурс по созданию особых экономических зон трех типов: промышленно-внедренческих, инновационных и туристско-рекреационных. Использование данных инструментов находится пока в начальной фазе своего развития, поэтому не оказывает значительного влияния на инвестиционный рейтинг региона.

Тем не менее основной проблемой депрессивных регионов является недостаток инвестиционных ресурсов, практически инвестиционный портфель регионов данного типа состоит на 60 — 70 % из государственных инвестиций. Частные инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в территории с неразвитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой.

Вразвитии отраслей материального производства первоочередное внимание уделяется развитию транспорта и энергетики, созданию и обустройству новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов, активизации традиционных промыслов малочисленных народов Севера, формированию центров производственно-торговой коммерческой деятельности, в частности с приграничными государствами.

Вследствие крайне низкой прибыльности предприятий отраслей материального производства собственная прибыль предприятий зачастую не может быть источником финансирования затрат по модернизации производства. Взять кредит на инвестиционные цели многим предприятиям также проблематично. Российская практика такова, что

банки зачастую неохотно выдают инвестиционные кредиты именно тем предприятиям, которые в них нуждаются. Причинами отказа банков являются нахождение предприятия на грани банкротства, кредиторская задолженность последних часто значительно превосходит дебиторскую, при этом основную часть кредиторской задолженности составляют долги по заработной плате и задолженности по налогам в бюджеты всех уровней; неудовлетворительная структура баланса предприятия и низкие показатели ликвидности. Оборудование предприятий, обычно морально устаревшее и физически изношенное, не может рассматриваться банком в качестве залога. В силу указанных причин доля долгосрочных кредитных вложений банков депрессивных регионов в экономику предприятий реального сектора крайне низка и не превышает 10 %.

В сфере нематериальных услуг эффективность стратегических преобразований во многом зависит от решения нескольких взаимосвязанных проблем: создания рынка жилья, ускорения строительства коммерческого жилья частными строительными компаниями при развитии муниципального строительства жилья для малообеспеченного населения, а также организации рынка коммунальных услуг с целью сокращения их стоимости.

В области социальной политики целенаправленно увеличиваются мощности объектов социальной инфраструктуры в соответствии с социальными нормативами. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, образования, социального обеспечения, науки и культуры осуществляются как за счет средств ряда федеральных целевых программ, так и за счет средств региональных бюджетов.

Для достижения основных стратегических целей развития региона средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе, что обеспечивает успешное проведение региональной политики государства. В условиях рыночной экономики безвозвратное бюджетное финансирование осуществляется в форме государственных инвестиций, субсидий и дотаций, также в форме государственных гарантий под выдачу кредитов частным компаниям.

Государственные инвестиции дают возможность целенаправленно изменять отраслевую структуру производства, обеспечивая высокие темпы развития новых отраслей, которые являются носителями научно-технических новшеств, но еще не могут развиваться за счет только собственных накоплений. При этом предусматривается приоритет проектов, обеспечивающих сохранение природной среды!, бе-

режное использование природных ресурсов, защиту традиционных территорий и образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Также государственные инвестиции выделяются в целях освоения новых районов, располагающих природными ресурсами, разработка которых необходима в интересах государства. В районах нового освоения, на Севере России значительные финансовые средства направляются на создание объектов региональной производственной инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь. Другим направлением инвестиций на вновь осваиваемых территориях является большое новое строительство объектов социальной инфраструктуры, жилья. Государство проводит политику протекционизма (поддержки), создания для населения и значительной части хозяйств льготного режима развития. Оказывается первоочередная помощь организациям, обеспечивающим государственные нужды и участвующим в решении социальных задач.

Субсидии и дотации из федерального бюджета бюджетам районов зоны Крайнего Севера и приравненных к ним регионов выделяются посредством механизмов:

• предоставления гарантий и компенсаций населению по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях;

• компенсации повышенных затрат на производство продукции и услуг организациям, обеспечивающим государственные нужды;

• финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза;

• поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

• выделения субсидий, ссуд и кредитов на строительство и приобретение жилья для лиц, выезжающих из северных регионов. Следует отметить, что реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на предоставление безвозвратного финансирования на создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и населения. В частности, федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2010 года» предусматривается строительство объектов социальной и производственной инфраструктур, перерабатывающих про-

изводств, создание новых рабочих мест, развитие традиционных промыслов народов Севера.

Хотя безвозвратное финансирование не создает экономических стимулов к сокращению сроков строительства, ускорению ввода и освоения производственных мощностей, освоение северных территорий, регулирование развития ряда проблемных регионов требует специальных мер по их поддержанию в виде государственной помощи. В условиях рыночной экономики целесообразно дополнять использование безвозвратного финансирования привлечением средств частных инвесторов с предоставлением последним режима наибольшего благоприятствования со стороны государства. Возможны также варианты сочетания государственных и частных инвестиций в форме холдинга, при которых государство имеет возможность оказывать экономическое воздействие и осуществлять контроль за эффективностью расходования выделенных средств.

По отношению к отсталым (слаборазвитым) регионам, экономический потенциал которых в несколько раз ниже средних по стране показателей, осуществляется государственная поддержка. В данную группу входит и Республика Тыва. Отставание показателей экономического развития республики обусловлено рядом объективных и исторических причин:

• более поздним, по сравнению с другими республиками, вхождением в состав Российской Федерации;

• низким стартовым уровнем развития производительных сил, неразвитостью транспортной инфраструктуры: республика остается в настоящее время единственным субъектом Федерации, не имеющим железнодорожного сообщения, не соединенным с рельсовой сетью страны;

• сырьевой направленностью хозяйства, до 1990 гг. в аграрной республике не были созданы предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье;

• возрастной структурой населения, где вследствие высокого уровня рождаемости более 30 % составляют дети и подростки;

• низким уровнем фондовооруженности и производительности труда;

• малодиверсифицированной структурой промышленности;

• наличием неблагоприятных факторов развития производства, свойственных районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям:

суровым климатом, повышенными производственными и транспортными издержками, высокой стоимостью жизни;

• отставанием показателей развития социальной инфраструктуры от среднероссийских. Указанные причины обусловливают низкий

инвестиционный рейтинг региона — по данным агентства RA Республика Тыва находится на 83-м месте (2006 г.) по инвестиционной привлекательности среди субъектов Федерации, и соответственно имеет низкие темпы роста объемов инвестиций в основной капитал.

Геополитическая роль Республики Тыва в общероссийском разделении труда, обеспечении национальной безопасности характеризуется следующими моментами:

• необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых: каменного угля, меди, молибдена, кобальта, никеля, асбеста, редкоземельных элементов;

• статус приграничной территории, «буферной» зоны на границе с Монголией обусловливает быстрые темпы обустройства приграничной территории, развития таможенной инфраструктуры;

• республика является местом проживания уникального этноса — тувинского народа, коренных малочисленных народов Севера;

• аграрная специализация хозяйства, обеспечивающая собственную продовольственную безопасность.

Задачами современного этапа развития экономики республики являются: ускоренное преодоление последствий экономического кризиса, выход из убыточности ряда предприятий; интеграция экономики Тувы в российскую экономику; завершение основных институциональных преобразований; осуществление крупных инвестиционных проектов, способных вывести экономику региона на самоокупаемость; рациональное природопользование и бережное отношение к окружающей среде в связи с ее уязвимостью; начало выхода на траекторию устойчивого развития.

В условиях рыночной экономики целесообразно формировать концепцию стратегического управления депрессивным регионом исходя из следующих моментов:

• регион в силу объективных экономических и исторических причин отстает в социально-экономическом развитии;

• бюджет региона имеет дисбаланс: доходы намного меньше расходов, необходимых для

обеспечения социальных гарантий населению, и нуждается в финансовой помощи из федерального бюджета;

• значительные природные ресурсы территории востребованы в межрегиональном разделении труда, однако вовлечение их в хозяйственный оборот требует больших затрат инвестиций, которые дадут эффект только в долгосрочной перспективе, что не стимулирует привлечения частных компаний. Это обстоятельство обусловливает участие государства в реализации проектов по созданию и развитию инфраструктуры и производств по разработке месторождений минерального сырья, освоению природных ресурсов как основного инвестора;

• использование средств безвозмездной помощи со стороны государства характеризуется пониженной эффективностью, поэтому необходимо расширять спектр форм участия государства на возмездной основе;

• региональная политика имеет двухуровневую структуру: кроме политики федерального центра, это должна быть в значительной мере политика самих региональных властей по обеспечению реализации конкурентных преимуществ региона, созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, инфраструктуры институциональных преобразований.

Формирование новой концепции регионального развития российского государства ориентировано в сторону увеличения использования рыночных рычагов и методов, на выделение средств с учетом эффективности предыдущих капитальных вложений, «создание таких общероссийских институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы по наращиванию территориального потенциала» [6, с. 27].

Стратегия развития региона должна отвечать следующим требованиям:

• синтезировать и интегрировать в себе на принципах системного подхода экономические, управленческие, финансовые и другие аспекты развития региона, различные его стороны — миссию, потенциал, структуры: производственную, социальную, территориальную, а также культуру населения;

• ориентировать на достижение стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение интересов региона как субъекта Федерации, при этом цели должны быть четко и ясно сфор-

мулированы, доступны пониманию жителей региона;

• воплощать в себе научные достижения в области экономики, управления, теории регионального развития, инноваций;

• учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в стране и регионе в период реализации стратегии;

• концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества региона, не умаляя, но и не завышая их;

• разработка региональной стратегии должна быть максимально гласной с привлечением наряду с работниками органов исполнительной власти региона и муниципалитетов научной общественности, средств массовой информации, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций. Целесообразно проведение семинаров-практикумов с участием представителей всех заинтересованных структур территории, целью которых является ознакомление с основными проблемами разработки стратегии, достижение понимания в необходимости разработки долгосрочных программных документов. Главной целью стратегии региона, бесспорно,

является рост благосостояния жителей за счет повышения эффективности использования экономического потенциала, динамичных темпов экономического роста. Целью Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. (в дальнейшем — Стратегии) является повышение уровня развития республики через индустриализацию экономики и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах и повышение уровня и качества жизни населения каждого кожууна (района) до среднероссийского.

Для достижения поставленной цели необходимо к 2020 г. решить комплекс задач. Первая группа задач связана с обеспечением устойчивых темпов экономического роста. Сюда относятся задачи по увеличению доли отраслей, производящих товары, в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса, легкой промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса. Также предусматривается развитие отраслей, производящих услуги, сбалансированное с ростом потребностей населения: в первую очередь, развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания и предостав-

ления платных услуг населению. Целесообразно развитие в Туве науки и инновационных технологий как фактора роста эффективности производства, сохранения окружающей среды.

Вторая группа задач определяет основные направления деятельности по росту уровня и качества жизни населения: развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития; развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры; содействие строительству социального и коммерческого жилья.

Третья группа задач обусловливает обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения. Здесь выделяется строительство железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской железнодорожной сетью; сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения; развитие международного воздушного сообщения через территорию республики.

Разработанная Правительством республики долгосрочная Стратегия развития республики на период до 2020 г. и Программа социально-экономического развития до 2010 г. (в составе коллектива разработчиков которой принимала участие автор данной статьи), в качестве альтернатив развития Республики Тыва в долгосрочной перспективе до 2020 г. рассматривает как минимум два основных сценария (варианта) — интенсивный и инерционный.

Интенсивный — предусматривает развитие экономики республики с опорой на эффективное использование недр Тувы, введение в строй железной дороги «Кызыл-Курагино» и сопутствующее развитие отраслей, производящих товары и оказывающих услуги;

Инерционный — опирается на имеющуюся транспортную инфраструктуру и, тем самым, ограничивает свободу перемещения грузов, как из республики, так и на ее территорию [6, с. 73].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ социально-экономического положения республики, ее история обусловливают, с одной стороны, необходимость сохранения традиционного уклада жизни, с другой — требуют интенсивного развития экономики и социальной сферы региона. Обладая широким спектром запасов полезных ископаемых, Тува не может ими эффективно воспользоваться, обладая уникальными природными и историческими заповедниками, не может привлечь массовый поток туристов на свою территорию, имея многовековые традиции животноводства —

не имеет возможности для его развития в связи с отсутствием эффективной и мощной системы переработки животноводческой продукции, являясь приграничным регионом, практически не осуществляет внешнеторговой деятельности. Тыва представляет собой один из немногих российских регионов «нереализованных возможностей». Не «упущенных» и «растраченных», а именно еще «не реализованных».

Кроме этого, важнейшей особенностью Тувы является благоприятная демографическая ситуация на ее территории на фоне катастрофического положения в общероссийском масштабе.

На долгосрочную перспективу миссия Республики Тыва может быть сформулирована следующим образом: долгосрочное развитие Республики Тыва как традиционного аграрного и приграничного региона России через эффективное и бережное использование природного потенциала, обеспечение всех условий для динамичных темпов роста экономики и благополучия граждан не ниже среднероссийского уровня, новое освоение территории и создание многоукладной экономики с учетом особенностей каждого кожууна (муниципального района) республики, развитие добрососедских отношений с соседними регионами и странами и полное вхождение в общероссийское экономическое пространство [3, с. 69].

Определены следующие основные параметры развития Тувы до 2020г. Валовой региональный продукт достигнет 51 млрд руб. в 2020 г. с ростом в 2 раза к уровню 2010 г. А в целом за период действия Стратегии возрастет в 3,4 раза к уровню 2005 г. Объем промышленного производства в 2020 г. составит 42,5 млрд руб. против 2,5 млрд в 2005 г. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться добыча угля, цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, легкая промышленности. В сельском хозяйстве предполагается рост объема продукции в 1,9 раза—до 4,2 млрд руб. Численность занятых в экономике вырастет в 1,5 раза и составит 154,5 тыс. чел., а численность безработных в 2020 г. составит 5,7 тыс. чел. против 28,7 тыс. чел. в 2005 г. В целом за период действия Стратегии будет создано дополнительно 50 тыс. рабочих мест.

Общий объем финансирования проектов Стратегии в 2007—2020 гг. (в ценах 2005 г.) составит 134,4 млрд руб., в том числе 24,7 млрд руб. в 2007 — 2010 гг. и 109,7 млрд руб. в 2011 - 2020 гг. Предусматривается привлечение средств федерального и республиканского бюджетов на развитие инфраструктуры, а создание производственных объектов предусмотрено за счет инвесторов.

Интенсивное развитие бюджетообразующих отраслей экономики обеспечит резкое (не менее чем в 5 раз) увеличение собственных доходов бюджета республики и снижение дотаций из федерального центра. Налоговые доходы республики в 2020 г. составят 7,3 млрд руб., причем более 60 % будет получено от новых добывающих производств и эксплуатации железной дороги. Предусматривается снижение дотационности бюджета с 71 % в 2005 г. до 14 % в 2020 г. [3, с. 147].

О реальности намеченного Стратегией пути развития свидетельствует начало работы над самыми крупными проектами. Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, приняла положительное решение по финансированию из Инвестиционного фонда РФ строительства железной дороги Курагино — Кызыл. Состоялись аукционы на право пользования недрами Кызыл-Таштыгс-кого месторождения полиметаллов, Ак-Сугского медно-молибденового и других месторождений. Подписаны инвестиционные соглашения, в том числе международные, по их освоению.

Наряду с решением инфраструктурных проблем, ускоренным освоением природных ресурсов важнейшим звеном в долгосрочной Стратегии развития республики является формирование эффективного агропромышленного комплекса. На фоне резко возрастающих бюджетных доходов от развития горнодобывающей промышленности республики по интенсивному сценарию, важное место будет занимать не столь доходный для бюджета, но важный в социальном плане сектор — аграрный комплекс, его развитие и по интенсивному, и по инерционному сценариям предусматривает рост числа занятых на 12 тыс. чел., или почти вдвое. Обеспечение занятости на селе — один из механизмов сохранения и закрепления коренного населения в родных местах. В результате реализации стратегических мероприятий ожидается увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 1,93 раза до 4,23 млрд руб. в ценах 2005 г

Следствием развития аграрного комплекса по интенсивному сценарию станет расширение и совершенствование легкой и пищевой промышленности, Объем производства в этих отраслях возрастет в 8—10 раз и 3,5—5 раз к уровню 2005 г. Такой прирост обеспечивается за счет более эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности: увеличения урожайности в растениеводстве и выхода продукции на единицу поголовья скота и соответствующего роста объема заготовок сельскохозяйственного сырья [3, с. 137].

Развитию отраслей материального производства будет способствовать расширение сети наземных транспортных коммуникаций и воздушных коридоров, использование транзитного потенциала республики в системе межрегиональных и международных перевозок.

Реализация долгосрочной стратегии позволит значительно повысить уровень использования уникального природного потенциала региона, интегрировать экономику Тувы в общеэкономическое пространство России, снизить дотационность бюджетов всех уровней, открыть новые возможности для развития социальной сферы.

Помимо создания более 50 тыс. новых рабочих мест, новые производства позволят увеличить размер заработной платы, которая в 2020 г. составит 14,6 тыс. руб. (в ценах 2006 г.), что приведет к росту отчислений во внебюджетные фонды — рост единого социального налога составит 518 млн руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся к 2020 г. в 2,8 раза. Улучшение благосостояния населения приведет к значительному снижению числа людей, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума.

Снижение дотационности бюджета республики с 71 до 14 %, открывает новые возможности для самостоятельного развития социальной сферы региона, создания новейших инновационных производств, направляя на это растущие собственные доходы республиканского бюджета. Важным фактором успеха реализации Стратегии должно стать снижение социальной напряженности в сельской местности: стратегические мероприятия предусматривают интенсификацию создания заготавливающих и перерабатывающих производств на селе с созданием большого числа рабочих мест с достойной заработной платой. Развитие социальной составляющей экономики направлено на повышение

уровня доступности и качества оказываемых услуг сельскому населению.

Встраивая республику в общее экономическое пространство России, необходимо сохранить самобытность народа республики, сохранить ее природу, не дать хищнически «освоить» ее природные богатства; сделать природу и недра республики источником благополучия многих поколений жителей Республики Тыва.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добындо М. Н., Доничев О. А. Формирование механизма эффективной инновационной трансформации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 9 (48). С. 77-82.

2. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: Еди-ториал УРСС, 2004. — 304 с.

3. О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. Постановление Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442. — Кызыл, 2007. — 147 с.

4. Пространственный аспект стратегии социально-экономического развития региона / Под ред. А. С. Новоселова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 408 с.

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М. : ИНФРА-М, 2006. — 495 с.

6. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В. И. Ишаева / Российский экономический журнал, 2001, № 1. С. 3—37.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.