В статье рассматривается государственная стратегия развития Республики Тыва до 2020 г., а также возможные пути ее реализации.
По конкурентоспособности Республика Тыва занимает одно из последних мест по России и Сибирскому федеральному округу. Освоение ее значительных природных ресурсов требует больших инвестиционных затрат, которые дадут эффект только в долгосрочной перспективе. Это обусловливает участие государства как основного инвестора в реализации проектов по созданию и развитию инфраструктуры и производств по разработке месторождений минерального сырья, освоению природных ресурсов.
Перспективы развития Республики Тыва: инновационная стратегия
Г. Ф. БАЛАКИНА,
кандидат экономических наук, Тувинский институт
комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл
E-mail: balakina@tikopr.fromtuva.ru
Стратегия развития Республики Тыва
К настоящему моменту разработаны Стратегия развития Республики Тыва до 2020 г. и Программа социально-экономического развития до 2010 г. В качестве альтернатив развития республики в долгосрочной перспективе до 2020 г. рассматривается как минимум два основных сценария развития -инерционный и интенсивный. Интенсивный предусматривает развитие экономики республики с упором на эффективное использование недр, введение в строй железной дороги «Кызыл - Курагино» и сопутствующее развитие отраслей, производящих товары и оказывающих услуги. Инерционный сценарий опирается на имеющуюся транспортную инфраструктуру,
© ЭКО 2008 г.
тем самым ограничивая возможности перемещения грузов из республики и на ее территорию1.
Миссия Республики Тыва на долгосрочную перспективу заключается в долгосрочном развитии республики как традиционного аграрного и приграничного региона России через эффективное и бережное использование природного потенциала; обеспечении условий для динамичных темпов роста экономики и благополучия граждан до среднероссийского уровня; новом освоении территории и создании многоукладной экономики с учетом особенностей каждого кожууна (муниципального района), развитии добрососедских отношений с соседними регионами и странами, полном вхождении в общероссийское экономическое пространство2.
Сейчас появилась уверенность, что развитие республики будет осуществляться по интенсивному сценарию, поскольку в марте 2007 г. Правительственной комиссией по инвестиционным проектам общегосударственного значения одобрен проект строительства железнодорожной линии Кызыл - Кураги-но в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. В декабре 2007 г. утвержден паспорт данного инвестиционного проекта3. Цель - создание опорной железнодорожной транспортной инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития республики на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых.
Строительство будет осуществляться в 2007-2012 гг. при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Ответственный исполнитель - Федеральное агентство железнодорожного транспорта, участник проекта - ЗАО «Енисейская промышленная компания». Утвержденная сметная стоимость (включая НДС) - 131,6 млрд руб. Размер государственных средств - 49,3 млрд руб., остальная сумма будет инвестирована частными компаниями. Срок окупаемости - 11 лет с начала реализации.
1 О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. / Постановление правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442. Кызыл, 2007. С. 73.
2 Республика Тыва в цифрах. Краткий статистический сборник. Кызыл: Территориальный орган федеральной службы госстатистики, 2007. С. 69.
3 Распоряжение правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 1791-р. (http: //www.government.ru)
Параллельно будут вестись работы по строительству железной дороги и угледобывающего комплекса на Элегестском месторождении каменного угля, одном из богатейших в мире. Предполагается строительство трех шахт и двух обогатительных фабрик, вахтового поселка. Ввод в эксплуатацию второй очереди угледобывающего комплекса производственной мощностью 4 млн т угольного концентрата в год предусматривается к 2013 г., затем планируется выход угледобывающего комплекса на полную производственную мощность - 12 млн т в год.
Первоочередные задачи
Для достижения поставленных целей к 2020 г. необходимо решить три комплекса задач. Первый - обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Сюда относятся задачи по увеличению доли отраслей, производящих товары, в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса. Также предусматривается развитие отраслей, производящих услуги, сбалансированное с ростом потребностей населения: в первую очередь, развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению. Целесообразно развитие в Туве науки и инновационных технологий как фактора роста эффективности производства, сохранения окружающей среды.
Второй комплекс задач - рост уровня и качества жизни населения: развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития, а также жилищно-коммунальной инфраструктуры, содействие строительству социального и коммерческого жилья.
Третий комплекс обусловливает обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения. Здесь выделяются строительство железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской железнодорожной сетью; сохранение и развитие автодорожной сети федерального
и регионального значения;развитие международного воздушного сообщения через территорию республики.
Осуществлялась проработка вопросов ресурсного обеспечения стратегии, привлечения инвестиций в регион, создания благоприятного инвестиционного климата как совокупности условий, обеспечивающих возможность получения дохода от вложенных инвестиций, снижения инвестиционных рисков. Рассматривались возможности получения инвестиций из федерального бюджета путем участия в реализации федеральных целевых программ, адресной инвестиционной программы, приоритетных национальных проектов на территории региона, получения средств Инвестиционного фонда РФ. Также осуществляется расчет объемов инвестиционных программ региональных и муниципальных бюджетов, привлечения частных инвестиций как российских, так и зарубежных фирм, фондов и корпораций.
Планируемые итоги реализации
Реализация долгосрочной стратегии позволит значительно повысить уровень использования уникального природного потенциала региона, интегрировать экономику Тувы в общеэкономическое пространство России, снизить дотационность бюджетов всех уровней, открыть новые возможности для развития социальной сферы.
Новые производства (50 тыс. рабочих мест) позволят увеличить размер заработной платы, которая в 2020 г. составит 14,6 тыс. руб. (в ценах 2006 г.), что приведет к росту отчислений во внебюджетные фонды - рост единого социального налога составит 518 млн руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся к 2020 г. в 2,8 раза, число людей, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума, значительно снизится.
Снижение дотационности бюджета республики с 71% до 14% открывает новые возможности для самостоятельного развития социальной сферы региона, создания новейших инновационных производств, с привлечением на это растущих доходов республиканского бюджета. Реализация стратегии позволит снизить социальную напряженность в сельской местности:
предусмотрено создание заготавливающих и перерабатывающих производств на селе с большим числом рабочих мест и достойной заработной платой. Развитие социальной сферы направлено на повышение уровня доступности и качества услуг, оказываемых сельскому населению.
Возможные пути развития Республики ТЫва
В перспективе до 2020 г. в Туве, согласно стратегии, будут динамично развиваться добывающая промышленность и отрасли производственной инфраструктуры с «принудительным» попутным решением возникающих социальных и экологических проблем на минимальном уровне. Коренная перестройка хозяйства республики должна привести к значительной модернизации и трансформации образа жизни населения региона. Основными рисками кардинального изменения структуры хозяйства в связи с реализацией масштабных проектов являются:
• резкое ухудшение экологической обстановки в регионе в связи с разработкой крупных месторождений полезных ископаемых;
• рост напряжения в социальных отношениях в результате повышения нагрузки на объекты социальной инфраструктуры и привлечения значительного числа работников из других регионов;
• ассимиляция тувинского народа как этнической группы;
• разрушение традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера (к которым отнесены более 6,5 тыс. жителей ряда районов Тувы) ввиду разработки масштабных месторождений минерального сырья. Например, Кызыл-Таштыгское месторождение свинцово-цинковых руд расположено в месте проживания тувинцев-тоджинцев.
На наш взгляд, вариантом динамичного развития Республики Тыва с минимизацией социальных рисков и угроз является модернизация экономики региона на инновационной основе. Сырьевая стратегия должна дополняться инновационным развитием, созданием инновационного центра с университетом во главе, использованием традиций, навыков, ценностей и норм этносов, населяющих регион, на основе их изучения в динамике.
Опыт развития ряда стран, в том числе так называемых «азиатских тигров» и Китая, показывает, насколько важно умелое использование сформированных веками ценностных ориентаций, норм, традиций и навыков населения в целях прогресса общества. В Китае, например, использование тысячелетних традиций конфуцианства с его глубокими этическими нормами, уважением к прошлому и почтением к старшим в сочетании с государственной собственностью на основные средства производства и задействованием рыночного механизма, продуманная кадровая политика и освоение передовых технологий позволили стране сделать мощный рывок в социально-экономическом развитии и войти в тройку стран-лидеров по темпам роста экономики.
Научно-образовательная сфера
Переход депрессивного региона на инновационный путь развития связан со значительным ростом инвестиций в развитие научно-образовательной сферы. К сдерживающим факторам развития научных и образовательных учреждений Тувы следует отнести:
• недостаточный объем инвестиций в «экономику знаний» и создание современной системы воспроизводства кадров для высокотехнологичных производств;
• отставание качественного состава научных сотрудников и преподавателей, количественного состава докторов и кандидатов от среднероссийских показателей;
• преобладание среди высококвалифицированных работников специалистов гуманитарного профиля;
• недостаточное финансирование развития материально-технической базы научных и образовательных учреждений. Сохраняющаяся практика преимущественного финансирования заработной платы и отчислений в социальные фонды не позволяет модернизировать устаревшее в годы кризиса лабораторное оборудование;
• узость научных контактов ученых и преподавателей. Несмотря на рост в последние годы количества проводимых в республике научных и научно-практических конференций,
РЕГИОН
3 ЭКО №7, 2008
в том числе и международных, поездки за пределы региона крайне затруднительны ввиду отсутствия финансирования, а поездки на конференции за пределами России - из ряда вон выходящее событие;
• ограниченность доступа к информационным базам и ресурсам: республиканская библиотека не отвечает современным требованиям, ее фонды нуждаются в модернизации и переводе в электронную форму. Доступ исследователей в Интернет ограничен как техническими возможностями систем связи, так и недостаточностью финансирования данного вида расходов;
• разрозненность, несогласованность исследований научных организаций республики, обусловленная их отраслевой принадлежностью (что является одной из причин низкой коммерциализации результатов исследований);
• слабая обеспеченность молодых специалистов жильем наряду с низким уровнем развития социальной инфраструктуры, сферы услуг и развлечений (у молодежи нет стимулов к работе в республике - все больше молодых людей после учебы и повышения квалификации остаются жить и работать в других регионах).
Этапы реализации стратегии
Реализация инновационной стратегии в Республике Тыва может проводиться в следующей последовательности. На первом этапе предполагается модернизация научно-образовательного комплекса республики в целях достижения наибольшего соответствия потребностям развития экономики, создания и расширения налогооблагаемой базы. На усиление экономики и инновационно-инвестиционного комплекса региона потребуются значительные временные ресурсы и активная поддержка государства, прежде всего, в вопросах привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счёт федерального бюджета. При этом значительные инвестиции целесообразно направить на создание и развитие Инновационного центра как организационного ядра инновационной стратегии развития.
Предусмотрено, что населению депрессивных регионов будет оказываться социальная помощь из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Наиболее острой проблемой развития данных регионов станет подтягивание их инновационного и экономического потенциала до среднероссийского уровня, определение территорий, отраслей и предприятий, способных стать «точками роста» экономики, развития инноваций. Параллельно следует вести проработку нормативно-правовых документов по организации Инновационного центра и интенсифицировать подготовку кадров высшей квалификации.
На втором этапе предусматривается укрепление материально-технической базы Тувинского государственного университета и Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН как базовых учреждений инновационного центра. Продолжатся накопление, привлечение и реализация инвестиционных ресурсов в «точках роста». При этом роль и значение региональных властей по привлечению инвесторов и предоставлению им бюджетной поддержки возрастают. Возможно, следует предусмотреть частичное погашение процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов, из средств республиканского бюджета, как это делают власти 70 регионов. Также целесообразны гарантии инвесторам, налоговые льготы по региональным налогам, защита инвестиций. Меры по стимулированию малого бизнеса, строительство объектов региональной инфраструктуры и социальной сферы, создание позитивной среды администрирования могут стать дополнительными рычагами для привлечения инвесторов.
На данном этапе начнется формирование институтов поддержки инновационного развития: центров трансфера технологий, формирование банка информационных технологий, создание региональной особой экономической зоны, регионального венчурного фонда, который может работать как филиал более крупных и успешных в финансовом отношении регионов, например, Томской области.
В ряде регионов России создаются особые экономические зоны регионального значения, где на ограниченной территории вводятся специальные режимы ведения хозяйственной
РЕГИОН
3*
деятельности. В Республике Тыва целесообразно проработать вопрос эффективности создания особой экономической зоны туристско-рекреационного профиля в связи с наличием уникальных природно-климатических ресурсов, культурно-исторических ценностей, целебных грязевых озер, минеральных и пресных источников. По данным Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, на территории республики выявлено и исследовано 50 проявлений гидроминеральных источников (аржаанов), 13 соленых и грязевых озер, разведано несколько месторождений подземных питьевых вод. Указанная зона может быть организована в районе озер Чедер и Дус-Холь, обладающих запасами лечебных грязей и водой, идентичной по составу воде Мертвого моря. Проработку вопроса о формировании и апробации специальных технологий использования преимуществ природного потенциала региона необходимо начать уже сегодня.
На третьем этапе завершится формирование перспективной производственной структуры региона и приведение социальной сферы в соответствие государственным стандартам.
* * *
Принципиально важно, чтобы создание Инновационного центра предшествовало началу масштабного освоения уникальных запасов природных ресурсов Тувы. Это позволит избежать многих ошибок и противоречий, в частности, появления и обострения экологических проблем в связи с применением современных природоохранных технологий. На основе исследования социокультурных факторов возможно минимизировать негативное влияние адаптации коренных малочисленных народов Севера, проживающих в республике, и их традиционного хозяйства к современным реалиям.
Модернизация экономики республики на основе инновационной стратегии, создания и функционирования инновационного центра позволит объединить разрозненные вследствие отраслевой разобщенности исследования ее ученых, значительно повысить уровень и качество жизни населения, сохранить этническую самобытность коренных малочисленных народов Севера и среду их исторического проживания. Это положит начало новому этапу динамичного и прогрессивного развития Республики Тыва.