Социально-экономическое развитие Республики Тыва:
состояние и перспективы роста*
Ш.Ч. СОЯН, кандидат экономических наук, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Тувинский государственный университет, Кызыл. E-mail: Soyan77@mail.ru
М.К. СОЯН, кандидат экономических наук, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл
В статье представлены результаты анализа социально-экономического развития Республики Тыва, рассмотрены текущие проблемы ее развития. Показаны возможные направления выхода из нынешнего кризисного состояния экономики региона путем освоения богатейшего природно-ресурсного потенциала республики и развития угольной отрасли.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономика региона, ресурсный потенциал, благосостояние
Оценка социально-экономического состояния
Для оценки уровня социально-экономического развития Республики Тыва нами использованы следующие пять индикаторов: валовой региональный продукт, среднемесячные денежные доходы и бюджетная обеспеченность в регионе на душу населения, а также интегральный показатель комплексной оценки региона в соответствии с методикой ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» [1] и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (табл. 1). Данные таблицы взяты из разных источников и вряд ли могут претендовать на точность. Кроме этого, региональные статистические данные нередко в зависимости от цели отличаются большой вариативностью: например, для получения дополнительных трансфертов из центра они занижаются, а для отчета и выбора главы регионы или привлечения инвестиций - завышаются. Тем не менее в целом они адекватно отражают общую картину и суть экономических процессов, происходящих в республике, в сравнении с регионами-лидерами.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-12-17003.
ЭКО. - 2016. - №12 СОЯН Ш.Ч., СОЯН М.К.
Таблица 1. Индикаторы социально-экономического развития РФ и некоторых регионов, 2013 г.
Индикатор Республика Тыва Россия (в среднем) Москва Тюменская область
Валовой региональный продукт (с учетом покупательной способности) на душу населения, тыс. руб.* 134,2 376383,0 965842,7 1422113,3
Денежные доходы на душу населения (в месяц), руб.* 13934,7 27754,9 54921,2 38545,6
Бюджетная обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности населения) на душу, руб. 28000 80000
Интегральный показатель отклонения социально-экономического развития по методике ФЦП «Сокращение различий...» -0,33 - 0,78 0,09
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 0,762 0,864 0,840
Занимаемое место 85-87 1 2
Примечание: * - данные Росстата.
Как видно из таблицы, по среднедушевым показателям экономического развития разрывы между Тувой и лидирующими регионами (г Москва и Тюменская область) чрезмерны и превышают допустимые значения в пределах одной страны. Отставание республики от аналогичных среднероссийских индикаторов тоже разительно. По оценке Н. Г. Коренева, «такую огромную внутреннюю дифференциацию между регионами одного государства довольно сложно понять и объяснить, как с экономической, так и социальной точки зрения. Аналогов такого явления в мировой практике практически нет» [2. С. 37]. Академик Н. П. Федо-ренко пишет: «... Различия в уровнях экономического развития российских регионов разительны даже на фоне международных сопоставлений. Так, максимальный разрыв между 79 субъектами Российской Федерации по величине денежных доходов на душу населения среди 88 субъектов Федерации составляет 12,5 раза. Разрыв по аналогичному удельному показателю ВРП, являющийся предметом глубокой озабоченности Европейского союза, равен всего 4,5. По некоторым расчетам, десять наиболее благополучных регионов России идут вровень с лидерами развивающегося мира - с Таиландом, Малайзией, Чили, Мексикой. Низшая десятка съехала до уровня Уганды, Кении, Бирмы и Непала» [3. С. 77].
Такая ситуация должна беспокоить не только жителей республики, но и федеральную власть, так как «усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства» [4].
Поэтому постановка задачи о достижении Республикой Тыва среднероссийских значений базовых показателей социально-экономического развития справедлива и отвечает интересам как государства (федеральным и региональным уровням власти), так и населения республики.
При характеристике экономического состояния Тывы нельзя обойти вниманием обеспеченность бюджета республики собственными средствами: увеличение доли собственных доходов бюджета и снижение дотационности - основные задачи региональной власти. За последние годы они декларированы в многочисленных программных и директивных документах Правительства Республики Тыва [5]. Динамика бюджетных доходов и обеспеченности бюджета региона собственными доходами показана в таблице 2.
Таблица 2. Динамика бюджетных доходов и обеспеченности
бюджета Республики Тыва собственными доходами в 2010-2014 гг., млн руб.*
Средства 2010 2011 2012 2013 2014
Собственные доходы бюджета 3871,6 4839,8 4426,6 4827,9 5048,2
Безвозмездные перечисления из федерального бюджета 1 1955,9 13159,9 19468,6 19797,8 21640,5
Обеспеченность бюджета собственными доходами, % 24,5 27,6 18,5 19,6 18,9
Примечание: * по данным Тывастата.
Недостатки программных документов
Перспективы социально-экономического развития Республики Тыва следует рассматривать в контексте экономического развития Российской Федерации. На наш взгляд, помощь со стороны Правительства РФ должна быть направлена на стимулирование и развитие ее естественных конкурентных преимуществ [4].
Однако используется такая форма поддержки со стороны федерального центра, как «обеспечение единых федеральных социальных стандартов услуг гражданам до гарантированного уровня», которая способствует развитию иждивенчества как у населения, так и у власти республики, поскольку «после получения финансовой помощи бюджетная обеспеченность будет выведена на одинаковый для всех уровень» [2. С. 27]. Этот механизм сокращения различий в уровне жизни между «среднероссийским жителем» и населением Тывы обеспечивает соблюдение справедливости по месту проживания гражданина и получение им выгоды «за гражданство России» независимо от того, в каком административно-территориальном образовании он проживает - в экономически слабом или сильном. Это дестимулирует инициативы регионального уровня в поиске путей саморазвития и увеличения собственной доходной базы.
Чтобы лучше разобраться в политике федерального правительства в отношении регионов, особенно слаборазвитых (в число которых входит Республика Тыва), проанализируем меры, предлагаемые «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 г.)» (далее - Концепция). В гл. 7 декларирована следующая цель: сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
Для решения предстоящих задач Концепция предусматривает использовать следующие направления региональной политики:
- стимулирование экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
- координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и на территории каждого из них с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов России.
Это достигается за счет проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путём преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, адаптации экономики регионов к изменениям климата, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества [5].
Какие же цели и задачи ставятся перед Республикой Тыва с учетом тех задач, которые предусматривает решить Правительство РФ в кратко- и среднесрочной перспективе?
Рассмотрим «Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.» (далее - Стратегия) [6]. Ключевые ее параметры следующие.
Основная цель - повышение качества жизни населения Республики Тыва до уровня лидеров Сибирского федерального округа через модернизацию экономики и социальной сферы и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах республики.
Предполагаемый объем финансирования - 900 млрд руб.
Ожидаемые конечные результаты в 2020 г. по сравнению с 2006 г.:
• рост валового регионального продукта - в 7,9 раза;
• повышение объема промышленного производства -в 13,2 раза;
• рост производства сельскохозяйственной продукции -в 5,3 раза;
• увеличение численности занятых в экономике - в 1,6 раза;
• снижение численности безработных - на 12,4 тыс. чел.;
• уменьшение дотационности бюджета - до 30%.
Критический анализ более чем 10-летнего опыта программно-целевого подхода к развитию регионов в России показал,
что его использование не принесло ожидаемого результата. « Федеральные целевые программы стали, по сути, способом бюджетного финансирования многочисленных и часто разрозненных проектов. Утверждение множества программ без должного учета ресурсных возможностей не могло дать нужного эффекта и дискредитировало программно-целевой метод» [7. С. 27]. Еще более критичен О. С. Пчелинцев: «Программы регионов представляют, по существу, длинные перечни инвестиционных предложений, источниками финансирования которых должны служить воображаемые федеральные и не менее мифические частные и иностранные инвестиции» [8. С. 88]. На наш взгляд, авторы Стратегии не сумели при разработке целевых программ избежать характерных ошибок, сформулированных аудитором Счетной палаты С. Н. Рябухиным при обзоре их эффективности в целом по стране, среди которых следует назвать [9. С. 15]:
- нечеткость приоритетов развития: из Стратегии нельзя определить, реализация каких мероприятий для республики является первоочередной для достижения поставленной цели -социальных, экологических или мероприятий по развитию промышленности, сельского хозяйства, стройиндустрии, услуг или производственной инфраструктуры;
- отсутствие реальных источников финансирования. В Стратегии говорится, что «основными источниками средств. будут средства федерального бюджета, средства республиканского и местных бюджетов, внебюджетные источники (кредиты, средства инвесторов и т. д.)», что вызывает сомнения, если принять во внимание нынешние ограниченные возможности предприятий республики и ее низкий инвестиционный рейтинг;
- слабое научно-техническое обеспечение программных мероприятий. Не определены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- Стратегия не учитывает результаты исследований трудовых склонностей и социокультурного менталитета населения Тувы [10. С. 68].
Допущенные разработчиками Стратегии существенные погрешности обусловлены, видимо, отсутствием единой методики разработки целевых стратегий регионального развития. Это подтверждает О. С. Пчелинцев: «В настоящее время практически
отсутствует особая методология разработки региональных программ» [8. С. 69].
Темп прироста ВВП России в 2013 г. составил 1,3%, а Республики Тыва - 1,7%. Следовательно, при современных темпах развития экономики России и Тывы достижение среднемирового уровня, если не предпринять адекватные целям и задачам меры, становится неразрешимой задачей и в долгосрочной перспективе.
Локомотивом развития экономики республики несомненно должны стать активизация освоения богатейшего природно-ресурсного потенциала наряду с мероприятиями по развитию транспортного комплекса региона, необходимого для реализации крупных инвестиционных проектов.
Основные направления социально-экономического развития
Научно обоснованная стратегия социально-экономического развития Республика Тыва должна на концептуальном уровне предусмотреть приоритетные направления развития угольной отрасли с целью более эффективного использования ее потенциала для улучшения экономического и социального положения населения.
Имеются многочисленные проекты по использованию угольного потенциала республики с разной степени проработанности. Однако, учитывая крайнюю ограниченность инвестиционных возможностей сегодняшней России и Тывы, важно выбрать одно из двух альтернативных направлений развития и мобилизовать все ресурсы для реализации выбранного приоритетного направления, а не «распыляться».
Направление I. Ориентация на поставку на российский и мировой рынки качественной угольной продукции для коксования в больших объемах. Развитию этого направления способствует конъюнктура цен на коксующийся уголь. Мировая цена на него в течение 2014 г. выросла с 80 долл./т до 113, согласно прогнозу она достигнет 100-123 долл./т, а объем спроса в течение 20 лет будет стабильным в связи с ростом экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона и закрытием угледобывающих предприятий в странах Европы. В данном случае необходимо увеличивать объем добычи в Тыве до 12 млн т/год и, главное,
добиться строительства железнодорожной линии, связывающий Улуг-Хемский угольный бассейн с Транссибирской железнодорожной магистралью.
Преимущества направления I:
• проработанность и понятность как для населения республики, так и для лиц, уполномоченных принимать решения. Начата реализация проекта разработки Элегестского месторождения (ЗАО «С-Пб Гипрошахт»), имеются проект строительства ж/д линии Курагино - Кызыл - Элегест (ОАО «Сибгипротранс») и расчеты оценки эффективности этих проектов с различными схемами финансирования и участия инвесторов и государства (ИЭОПП СО РАН);
• эксплуатация угольных месторождений и ж/д транспорта не требует высокой квалификации персонала. С этой задачей вполне может справиться после краткосрочной переподготовки безработное население Тывы численностью около 25 тыс. чел.;
• устойчивый спрос на коксующийся уголь на внутреннем и внешнем рынках в ближайшие 20 лет;
• конкурентоспособность по качеству на мировом рынке местной угольной продукции как сырья для коксования;
• возможность реализации направления в условиях нынешнего правового и экономического пространства Российской Федерации без институциональных изменений и без применения неэкономических рычагов;
• строительство железной дороги, которое является неотъемлемой частью данного направления, способно дать мультипликативный эффект развития всего хозяйственного комплекса республики, обеспечить его широкую диверсификацию и интеграцию во всероссийские процессы;
• заинтересованность федеральной власти, ожидаемое ускорение реализации декларированной региональной политики Правительства России на железнодорожном транспорте, направленной на выравнивание условий функционирования экономики регионов с общероссийскими за счет государственного обеспечения производственной, рыночной и социальной инфраструктуры.
Недостатком направления I является его значительная капиталоемкость в связи со строительством железнодорожной магистрали. На трассу Курагино - Кызыл - Элегест приходится 65%
капвложений проекта (53273 млн руб.), а общая сумма вложений (строительство железной дороги, а также шахт и обогатительных фабрик мощностью 12 млн т/год) в течение семи лет составит 82382 млн руб.
Направление П. Ориентация на выпуск продукции глубокой переработки угля с получением наукоемкого готового товара: экологически чистого твердого топлива, бензина, газа, электро-и теплоэнергии, углеродистых восстановителей и сорбентов и т. д. Эти продукты транспортабельны, они могут использоваться как внутри республики (бездымное твердое топливо, бензин, электро- и теплоэнергия), так и поставляться за ее пределы (углеродистые восстановители и сорбенты и др.). При выборе данного направления развития внимание концентрируется на технологиях глубокой переработки угля, а объем добычи существенного значения не имеет. На наш взгляд, достаточно объема добычи около 2 млн т в год. Его может обеспечить ООО «Тувинская горнорудная компания» после соответствующей модернизации техники и технологии разработки месторождения.
Преимущества направления II:
• инновационная ориентированность и высокая доля научной составляющей в продукции;
• экологическая направленность, в частности, обеспечение экологически чистым бездымным топливом печей частного сектора и малых котлов предприятий Кызыла;
• ориентированность на внутриреспубликанский рынок и замещение привозных базовых товаров (бензин, газ, электроэнергия) продукцией местного производства;
• большая доля добавленной стоимости в цене продукции.
По предварительным оценкам, капиталоемкость обоих направлений сопоставима.
Недостатки направления II:
• непроработанность. Многие проекты находятся на стадии идеи, что вызывает высокую степень риска для участников и исполнителей;
• необходимость высокой технической и технологической культуры и традиции со стороны населения, чего в сегодняшних условиях Тувы быстро добиться нереально, поскольку структура образования такова: высшее - 4%, среднее профессиональное -
23% и среднее (полное) общее - 37%. Есть проблемы и с научными кадрами: на 313,7 тыс. населения приходится 358 кандидатов и 46 докторов наук, в основном гуманитарного профиля;
• мобилизация научно-технического и трудового потенциала из иных регионов страны или из-за рубежа для организации высокотехнологичных производств в Тыве в настоящее время нецелесообразна как с социальной, так и с экономической позиций;
• ограниченность спроса на продукцию данного направления на местном рынке из-за низкой платежеспособности потребителей. За пределами республики она не будет конкурентоспособна. Например, получение бензина из нефти обходится дешевле, чем из угля, а себестоимость канско-ачинских бурых углей ниже, чем тувинских, следовательно, электроэнергия, полученная при сжигании первых, окажется дешевле.
Таким образом, преодоление Республикой Тыва значительного отставания по основным социально-экономическим показателям от среднероссийского уровня и ее ускоренное развитие возможны на основе освоения ее богатого ресурсного потенциала. Для этих целей очевидна предпочтительность развития угольной отрасли по направлению I, однако это не означает полного отказа от направления II. По нашим оценкам, некоторые его проекты очень привлекательны (последнее поколение технологий, комплектация оборудования модульного типа, конкурентоспособность продукции по цене и качеству, высокая рентабельность, малые объемы инвестиций - 1-10 млн руб., быстрая окупаемость - 3-5 лет) и могут быть реализованы при нынешних экономических условиях. Но они должны находиться в сфере интересов малых предприятий, инновационных фирм и отдельных предпринимателей, а государству следует ориентироваться на решение масштабных задач и на получение гарантированных результатов, т. е. на направление I.
Для реализации этого направления требуются целенаправленная и скоординированная работа заинтересованных сторон (в первую очередь - региональных властей и инвесторов), поддержка федеральных властей и осознание выгодности (эффективности) проекта тувинским обществом.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», утверждена постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г № 717.
2. Коренев Н. Г. Государственное регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под ред. С. Б. Гальперина -М.: ООО «Ди Джи Дизайн Групп», 2004.
3. Федоренко Н. П. Россия на рубеже веков - М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2003.
4. Соян М. К. Оценка эффективности развития производственного комплекса и его влияния на социально-экономическое состояние региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / М. К. Соян. -Новосибирск, 2006.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г № 1662-р).
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г № 28.
7. Тоскунина В. Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 2.
8. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития - М.: Наука, 2004.
9. Рябухин С. Н. Целевые программы развития регионов // ЭКО. -2003. - № 4. - С. 15-21.
10. Балакина Г. Ф. Экономика региона в период реформ: Республика Тыва. - Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1996.