Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФИТНЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушманова Т.С., Фендель Т.В.

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность методики инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами фитнеса. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений г. Чайковский. В исследовании приняли участие дошкольники пяти-шести лет с общим недоразвитием речи и их сверстники с нормативным речевым развитием, посещающие группы комбинированного типа. С целью определения эффективности методики у дошкольников оценивались изменения показателей физического развития и физической подготовленности, уровня речевого развития и коммуникативных навыков. Результаты исследования и выводы. Методика инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на комплексном применении средств фитнеса (классической аэробики, степ-, фитбол- и логоаэробики, стретчинга и йоги), подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и упражнений с речевым материалом. По итогам исследования были сделаны следующие заключения: экспериментальная методика, созданная с учетом особенностей психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет комплексно решать задачи инклюзивного физического воспитания; реализация методики способствует росту физической подготовленности и уровня коммуникативных навыков дошкольников, принимавших участие в эксперименте. Наблюдается статистически значимая положительная динамика показателей речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушманова Т.С., Фендель Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Objective of the study was to develop and experimentally prove the effectiveness of the methodology of inclusive physical education of preschool children with general underdevelopment of speech by means of fitness.Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of preschool educational institutions in the city of Tchaikovsky. The study involved preschool children of five-six years old with general underdevelopment of speech and their peers with normative speech development attending groups of a combined type. In order to determine the effectiveness of the methodology in preschoolers, changes in indicators of physical development and physical fitness, the level of speech development and communication skills were assessed.Results and conclusions. The methodology of inclusive physical education of preschoolers with general underdevelopment of speech is based on the complex use of fitness means (classical aerobics, step, fitball and logo aerobics, stretching and yoga), outdoor games, finger gymnastics, breathing exercises and exercises with speech material. Based on the results of the study, the following conclusions were made: the experimental methodology, created taking into account the peculiarities of the psychomotor development of children with general underdevelopment of speech, allows for a comprehensive solution of the problems of inclusive physical education; the implementation of the methodology contributes to the growth of physical fitness and the level of communication skills of preschoolers who participated in the experiment. There is a statistically significant positive dynamics of speech development indicators in children with general speech underdevelopment

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

особенности инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи

УДК/UDC 376.37

Поступила в редакцию 21.12.2021 г.

Т.С. Бушманова1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

FEATURES OF iNCLUSiVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WiTH GENERAL UNDEVELOPMENT OF SPEECH

T.S. Bushmanova1

PhD, Associate Professor T.V. Fendel1

1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: bushmanova_tatyana.ifk@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность методики инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами фитнеса. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений г. Чайковский. В исследовании приняли участие дошкольники пяти-шести лет с общим недоразвитием речи и их сверстники с нормативным речевым развитием, посещающие группы комбинированного типа. С целью определения эффективности методики у дошкольников оценивались изменения показателей физического развития и физической подготовленности, уровня речевого развития и коммуникативных навыков.

Результаты исследования и выводы. Методика инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на комплексном применении средств фитнеса (классической аэробики, степ-, фитбол- и логоаэробики, стретчинга и йоги), подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и упражнений с речевым материалом. По итогам исследования были сделаны следующие заключения: экспериментальная методика, созданная с учетом особенностей психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет комплексно решать задачи инклюзивного физического воспитания; реализация методики способствует росту физической подготовленности и уровня коммуникативных навыков дошкольников, принимавших участие в эксперименте. Наблюдается статистически значимая положительная динамика показателей речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольники, общее недоразвитие речи, фитнес.

Abstract

Objective of the study was to develop and experimentally prove the effectiveness of the methodology of inclusive physical education of preschool children with general underdevelopment of speech by means of fitness. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of preschool educational institutions in the city of Tchaikovsky. The study involved preschool children of five-six years old with general underdevelopment of speech and their peers with normative speech development attending groups of a combined type. In order to determine the effectiveness of the methodology in preschoolers, changes in indicators of physical development and physical fitness, the level of speech development and communication skills were assessed.

Results and conclusions. The methodology of inclusive physical education of preschoolers with general underdevelopment of speech is based on the complex use of fitness means (classical aerobics, step, fitball and logo aerobics, stretching and yoga), outdoor games, finger gymnastics, breathing exercises and exercises with speech material. Based on the results of the study, the following conclusions were made: the experimental methodology, created taking into account the peculiarities of the psychomotor development of children with general underdevelopment of speech, allows for a comprehensive solution of the problems of inclusive physical education; the implementation of the methodology contributes to the growth of physical fitness and the level of communication skills of preschoolers who participated in the experiment. There is a statistically significant positive dynamics of speech development indicators in children with general speech underdevelopment.

Keywords: inclusive education, speech, fitness.

preschoolers, general underdevelopment of

Введение. В последнее время отмечается рост числа детей с общим недоразвитием речи [2, 6]. Общее недоразвитие речи - это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи, при сохранном слухе и интеллекте. Нарушения речи сказываются на физическом и психическом развитии дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи отмечается отставание в развитии физических качеств, трудности в правильности и точности выполнения двигательных заданий, запоминании последовательности движений, выполне-

нии упражнений по словесной инструкции, воспроизведении заданного темпа и ритма движений, недоразвитие мелкой моторики [3, 6]. Особенности психофизического и речевого развития детей затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции.

В настоящее время важную роль в создании условий для успешной социализации детей с отклонениями в состоянии здоровья играет инклюзивное образование, которое предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5].

При организации инклюзивного образования должны учитываться особенности развития и специфические образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаваться благоприятные условия для всех участников образовательного процесса. В связи с этим актуальным является поиск эффективных средств, методов и форм организации физического воспитания в системе инклюзивного образования дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяющих решать задачи укрепления здоровья, повышения физической подготовленности, преодоления речевых нарушений, развития коммуникативных навыков и повышения уровня социальной адаптации детей с нарушением речи в условиях совместных занятий с детьми с речевым развитием, соответствующим возрасту [1, 4].

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность методики инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами фитнеса.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений г Чайковский. В исследовании приняли участие дошкольники пяти-шести лет с общим недоразвитием речи (по 16 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах) и их сверстники с нормативным речевым развитием (44 человека в КГ и 22 человека в ЭГ), посещающие группы комбинированного типа. С целью определения эффективности методики, основанной на комплексном применении средств фитнеса, у дошкольников оценивались изменения показателей физической подготовленности, уровня речевого развития и коммуникативных навыков.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования была разработана методика инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами фитнеса.

Основными задачами методики являлись: укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение физической подготовленности дошкольников, освоение двигательных умений и навыков, улучшение речевого развития, повышение уровня коммуникативных навыков и социальной адаптации.

Содержание методики составили средства разных видов фитнеса (классической аэробики, степ-, фитбол- и логоаэро-бики, стретчинга и йоги), подвижные игры с применением фит-нес-технологий, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения и упражнения с проговариванием слогов, слов и фраз.

В табл. 1 представлены основные средства фитнеса, используемые на занятиях по экспериментальной методике.

Представленные в методике виды фитнеса позволяют комплексно воздействовать на организм занимающихся, способствуя решению не только общих задач физического воспитания, но и коррекционно-развивающих.

Занятия по экспериментальной методике реализовыва-лись в рамках кружка «Детский фитнес», в котором одновременно занимались дети с нарушениями речи и дети с нормативным речевым развитием. Элементы методики также применялись в других формах двигательной активности дошкольников: в комплексах утренней гимнастики, физкультурных досугах, физкультурном празднике, показательных выступлениях. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий составляла 25 мин. В течение учебного года дети последовательно осваивали разные виды фитнеса.

Для дошкольников с нарушением речи характерен замедленный процесс формирования двигательных навыков, чаще возникают ошибки [3]. При возникновении трудностей в освоении двигательных действий детям давался упрощенный вариант упражнения, использовался показ в медленном темпе, сопровождающийся счетом и словесными комментариями.

Содержание занятий определялось видом фитнеса, этапом обучения двигательным действиям и строилось согласно принципам доступности и последовательности. При освоении разных видов аэробики детей знакомили с названием упражнений (движений), показывали и объясняли технику выполнения, использовали многократное повторение разучиваемых элементов под счет и музыкальное сопровождение. Постепенно усложняли учебный материал, добавляя движения рук, соединяя шаги в комбинации. Для повышения интереса дошкольников к выполнению физических упражнений и создания благоприятного эмоционального фона использовалась сюжетно-игровая форма занятий.

Таблица 1. Средства фитнеса, используемые в методике инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Вид фитнеса Средства

Классическая аэробика Базовые шаги с движениями рук, упражнения на развитие силы мышц с предметами и без них, танцевальные игры

Степ-аэробика Базовые шаги, упражнения на развитие силы мышц на степе, упражнения на степе в парах, подвижные игры

Фитбол-аэробика базовые шаги сидя на мяче, упражнения с мячом в руках и на мяче, подвижные игры с мячом

Логоаэробика Базовые шаги в сочетании с проговариванием слов, речитативов, четверостиший

Игровой стретчинг Комплексы упражнений сюжетно-ролевой или тематической направленности («бабочка», «павлин», «журавль», «черепашка» и др.), парный стретчинг

Детская йога Позы «змеи», «собаки», «дерева», «лотоса», «аиста» и др., грудное, диафрагмальное дыхание, упражнения на расслабление

Таблица 2. Структура и содержание комплексного занятия по фитнесу

Части занятия Средства

Подготовительная часть - разновидности ходьбы и бега - базовые шаги аэробики в сочетании с движениями рук

Основная часть - упражнения классической / степ- / фитбол- или логоаэробики - подвижная игра - упражнения с речевым материалом - упражнения для развития силы мышц со степом / фитболом / с предметами / с отягощением - дыхательные упражнения

Заключительная часть - упражнения стретчинга / йоги - пальчиковая гимнастика - упражнения на расслабление - дыхательные упражнения

80

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | Мау

В каждое занятие включались подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, способствующие формированию речевого дыхания, и упражнения с речевым материалом.

Во втором полугодии занятия носили комплексный характер, содержание занятий строилось на сочетании средств изученных ранее видов фитнеса согласно тематического плана.

Структура и содержание комплексного занятия представлены в табл. 2.

При реализации методики в условиях инклюзивного образования следует соблюдать следующие организационно-методические условия:

• занятия должны строиться с учетом принципа комплексного воздействия: положительно влиять на развитие двигательной сферы, психических процессов и речи дошкольников,

• необходимо способствовать созданию благоприятной речевой среды на занятиях: следует включать подвижные игры и упражнения с речевым материалом, применять метод сопряженной речи - совместное с детьми проговари-вание названий упражнений,

• процесс физического воспитания в группах комбинированной направленности должен строиться на основе индивидуально-дифференцированного подхода: важно учитывать особенности психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи, применять наиболее подходящие средства коррекции имеющихся нарушений, при этом создавать благоприятные условия для полноценного развития здоровых детей,

• рекомендуется использовать на занятиях приемы для развития коммуникативных навыков детей (выполнение упражнений в парах, тройках, группах), способствуя их взаимодействию.

Выводы. Экспериментальная методика, созданная с учетом особенностей психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет комплексно решать задачи инклюзивного физического воспитания.

Реализация методики способствует росту физической подготовленности и уровня коммуникативных навыков дошкольников, принимавших участие в эксперименте. Наблюдается статистически значимая положительная динамика показателей речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Ермакова, Ю.Н. Фитнес в системе инклюзивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушени-

ем слуха / Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов, А.В. Корнев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 84.

2. Лахмоткина, В.И. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи / В.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 226-229.

3. Носенко, Н.П. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.П. Носенко, Е.А. Томашвили // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2014. - № 2. - С. 16-18.

4. Стафеева А.В. Особенности организации занятий степ-аэробикой с дошкольниками, имеющими ограничения в состоянии здоровья /А.В. Стафеева, О.В. Реутова, А.Е. Замашкина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 5. - С. 48-54.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745.

6. Хах С.Р. К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / С.Р. Хах, С.А. Хазова, Н.В. Карягина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - № 3 (162). - С. 212-217.

References

1. Ermakova Yu.N., Pravdov D.M., Kornev A.V. Fitnes v sisteme inklyuzivnogo fizicheskogo vospitaniya detej starshego doshkolnogo vozrasta s narusheniem sluha [Fitness in the system of inclusive physical education of senior preschool children with hearing impairment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 5. p. 84.

2. Lakhmotkina V.I., Yastrebova L.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty harakteristiki detej s obshchim nedorazvitiem rechi [Psychological and pedagogical aspects of the characteristics of children with general underdevelopment of speech]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. No. 71-2. pp. 226-229.

3. Nosenko N.P., Tomashvili E.A. Osobennosti razvitiya dvigatelnoj sfery detej starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi [Features of the development of the motor sphere of children of senior preschool age with general underdevelopment of speech]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2014. No. 2. pp. 16-18.

4. Stafeeva A.V., Reutova O.V., Zamashkina A.E. Osobennosti organizacii zanyatij step-aerobikoj s doshkolnikami, imeyushchimi ogranicheniya v sostoyanii zdorovya [Features of the organization of step aerobics classes with preschoolers with disabilities]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 5. pp. 48-54.

5. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.07.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 2, 2021) "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102162745.

6. Hah S.R., Khazova S.A., Karyagina N.V. K probleme ispolzovaniya nekotoryh sistem fizicheskogo vospitaniya dlya korrekcii obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnikov [On the problem of using some systems of physical education for the correction of general underdevelopment of speech in preschoolers]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2015. No. 3 (162). pp. 212-217.

НОВЫЕ КНИГИ

МИХАИЛОВ Н.Г. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОМ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНОГРАФИЯ. -М.: ЦЕНТР ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ «РАДУГА», 2022. - 276 С. i5ВN 978-5-907292-58-1

В монографии рассмотрены вопросы формирования инновационной физической культуры, включающей культуру здоровья, культуру движения, культуру телосложения и экологию физической культуры. При этом проведен анализ понятий «инновация», «рефлексия», «технология» и их реализации в информационно-образовательном пространстве для формирования инновационной физической культуры. Представлены результаты модернизации содержания предмета «Физическая культура» и анализ требований к педагогу в Федеральных государственных образовательных стандартах. Рассмотрены результаты изменений в содержании предмета «Физическая культура», необходимые и достаточные для цифровой трансформации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.