Научная статья на тему 'Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий'

Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / МЕТОДИКА / ДОШКОЛЬНИКИ 6-7 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якубовская Ольга Игоревна, Романенко Наталия Ивановна

В статье рассматривается внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в физическое воспитание дошкольников 6-7 лет. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с использованием средств фитнеса способствовала повышению не только физической подготовленности, но и уровню двигательной активности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якубовская Ольга Игоревна, Романенко Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of increasing of physical fitness and physical activity of preschool children on the basis of sports and health-improving technologies

In the article, the introduction of sports and health-improving technologies in physical training of preschool children of 6-7 years is considered. The developed technique of sports and health-improving occupations with use of means of the fitness promoted increase not only in physical fitness, but also the level of physical activity of the preschool children.

Текст научной работы на тему «Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий»

3. Колясов, Р.Р. Педагогическая модель скоростно-силовой подготовки футболисток 17-18 лет в спортивном отделении вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Колясов Руслан Раисович. -Москва, 2004. - 135 с.

4. Макаров, Д.С. Тенденции развития современного футбола в России [Электронный ресурс] / Д.С. Макаров // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 531-535. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/101/22966/ (дата обращения: 07.07.2018).

5. Парняков, Д.М. Анализ динамики выступлений сборных команд СССР и России по футболу на крупнейших международных соревнованиях / Д.М. Парняков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сборник материалов ХХХУШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2014. - С. 154-160.

6. Паув, В.В. Развитие женского футбола / В.В. Паув ; Рос. футбол. союз. - Екатеринбург : [б.и.], 2012. - 32 с.

7. Суворов, В.В. Особенности соревновательной деятельности женских и мужских футбольных команд высокой квалификации / В.В. Суворов, Л.А. Якимова // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2017. - № 3. - С. 31-35.

8. Чуев, В.А. Гипоксические и релаксационные средства тренировочных воздействий в подготовке футболисток : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чуев Виктор Андреевич. - СПб., 2004.

- 157 с.

REFERENCES

1. Avladeev, A. A. (2014), "Periodization of the history of Russian football", Young Scientist, No. 19, pp.631-636, available at: https://moluch.ru/archive/78/13597/ (accessed 7 July 2018).

2. Iglina, A.I., Bondarenko, M.P. and Mavrin S.V. (2017), "Problems and trends in the development of domestic women's football (on the example of the women's football club "Academy of Football"", Physical education and training, No 3 (21), pp.103-108

3. Kolyasov, R.R. (2004), Pedagogical model of speed-strength training for female soccer players aged 17-18 in the sports department of the university, dissertation, Moscow.

4. Makarov, D.S. (2015), "Trends in the development of modern football in Russia", Young Scientist, No. 21, pp. 531-535, available at: https://moluch.ru/archive/101/22966/ (accessed 7 July 2018).

5. Parnyakov, D.M. (2014), "Analysis of the dynamics of performances of national teams of the USSR and Russia in football at major international competitions", Psychology and Pedagogy: methods and problems ofpractical application: a collection of materials of the XXXIII International Scientific and Practical Conference, TSRNS Publishing House, Novosibirsk, pp. 154-160

6. Pauv, V.V. (2012), Development of female football, Ekaterinburg.

7. Suvorov, V.V. and Yakimova, L.A. (2017), "Features of the competitive activity of women's and men's football teams of high qualification", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 31-35.

8. Chuev, V.A. (2004), Hypoxic and relaxation means of training effects in the preparation of football players, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2018

УДК 373.2

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ольга Игоревна Якубовская, магистр, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье рассматривается внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в физическое воспитание дошкольников 6-7 лет. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с использованием средств фитнеса способствовала повышению не только

физической подготовленности, но и уровню двигательной активности дошкольников.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, средства фитнеса, методика, дошкольники 6-7 лет, физическая подготовленность, двигательная активность.

TECHNIQUE OF INCREASING OF PHYSICAL FITNESS AND PHYSICAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES

Olga Igorevna Yakubovskaya, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

In the article, the introduction of sports and health-improving technologies in physical training of preschool children of 6-7 years is considered. The developed technique of sports and health-improving occupations with use of means of the fitness promoted increase not only in physical fitness, but also the level of physical activity of the preschool children.

Keywords: sports and improving technologies, means of fitness, technique, preschool children of 6-7 years, physical fitness, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Забота о здоровье детей является приоритетной позицией во всем мире, так как современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые [1, с. 64]. Известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, начальное развитие физических качеств, которые послужат фундаментом для дальнейшего физического воспитания и сохранят свою значимость в последующие годы. Усилия специалистов в области физической культуры, психологов, медицинских работников направлены на разработку и внедрение новых моделей, концепций физического воспитания здоровых дошкольников [3, с. 129]. Но, не смотря на все предпринятые меры, комплексные медицинские обследования, проводимые в различных регионах страны свидетельствуют о прогрессивном ухудшении состояния здоровья детей [4, с. 161].

Как показывают исследования, снижение уровня здоровья и физических кондиций детей дошкольного возраста вызвано не только генетическими параметрами, социальными проблемами, состоянием среды образования, но и недостаточной эффективностью системы физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях и в семье. В современном дошкольном образовании не удовлетворяется биологическая потребность ребенка в движении, так как однообразие традиционных занятий снижает интерес у детей к физкультуре. Возникает необходимость в организации физкультурно-оздоровительной деятельности и формировании у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой. По мнению специалистов, решению данной проблемы может способствовать применение современных физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании дошкольников [2, с. 266-268; 5, с. 97-100].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - разработать методику повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников с использованием физкультурно-оздоровительных технологий.

Среди физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на повышение эффективности оздоровительного процесса и формирование основ здорового образа жизни, выделяют:

- Подвижные игры, проводимые во второй половине дня. Оздоровительные эффект которых достигается посредством положительных эмоций, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющих на психику ребенка.

- Музыкально-подвижные игры, способствующие эмоциональной разрядке. Включая в игру соответствующую музыку, наряду с двигательной активностью подключается образность, эмоциональность, формируются умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Инновационным направлением в физическом воспитании дошкольников является использование средств фитнеса, соответствующих физическому и психическому развитию ребенка.

Среди аэробного направления фитнеса в физическое воспитание детей включаются занятия с использованием степ-платформы, фитбола, способствующие укреплению опорно-двигательного аппарата, повышению функциональных возможностей организма.

Психорегулирующее направление представлено элементами системы Пилатес, фит-нес-йоги и игровым стретчингом.

Педагогическое исследование проводилось на базе МБДОУ №№ 8, 46, 187 города Краснодара в течение 6 месяцев. В эксперименте приняло участие 48 детей 6-7 лет. Дети были разделены на 4 группы по 12 человек в каждой. Контрольные группы мальчиков и девочек занимались по традиционной системе физического воспитания. Для экспериментальных группы была разработана методика занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий. Все группы дошкольников занимались 3 раза в неделю по 30 мин.

Таблица - Распределение физкультурно-оздоровительных технологий в экспериментальных группах___

ЭГ 1 занятие 2 занятие 3 занятие

Степ-аэробика, (15 мин) Фитбол-аэробика, (15 мин) Игровой стретчинг, (15 мин)

Элементы Пилатес, (15 мин) Элементы фитнес-йоги на мячах, (15 мин) Музыкально-подвижные игры, (15 мин)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень двигательной активности детей определялся с помощью шагомера. В начале эксперименты в ЭГ у большей части (47,8%) детей был выявлен низкий уровень двигательной активности, у 36,3% - средний, у 15,9% - высокий. По показателям физической подготовленности также обнаружен низкий уровень, как у мальчиков, так и у девочек всех групп. После внедрения экспериментальной методики получено выраженное преимущество показателей физической подготовленности детей по всем исследуемым тестам.

Занятия по степ- и фитбол-аэробике способствовали достоверному улучшению результатов в беге на 300 м. Темпы прироста составили у мальчиков 19,6%, у девочек - 9,5%. Увеличилась сила мышц ног в тесте прыжок в длину с места. У мальчиков прирост составил 11,8%, у девочек - 8,3% (рисунки 1, 2).

Упражнения с элементами Пилатес содействовали увеличению силовых способностей в тестах: подъем туловища в сед, метание, бросок набивного мяча.

% 40

30 20 -10 -0

30,4

19,6

22,6

12,2

7,3

2,6

11,8

2,7

13,6

9,2

12,5

9,2 6,4

2,9

1,3

□ ЭГ ПКГ

Рисунок 1 - Темпы проста показателей физической подготовленности мальчиков 6-7 лет

тесты

%

40 30 20 10

32,8

25,3

9,5

12,8

4,1

7,3

16,2

2,6

1^8 ...

12,7 6,3 14,1 7,3 56 5,6 3,6 1

1

3

7

□ ЭГ ПКГ тесты

Рисунок 2 - Темпы проста показателей физической подготовленности девочек 6-7 лет Примечание к рисункам 1, 2: 1- бег 300 м, 2 - бег 30 м, 3 - подъем туловища в сед, 4 - прыжок в длину с места, 5 - наклон вперед стоя, 6 - метание на дальность, 7 - бросок набивного мяча из-за головы, 8 - челночный бег 3x10 м.

Занятия игровым стретчингом, фитнес-йогой на мяче способствовали наибольшему приросту показателей в тесте наклон вперед стоя. Прирост составил у мальчиков 30,4% у девочек - 32,8%. Использование музыкально-подвижных игр, степ- и фитбол-аэробики в физической подготовке детей содействовали достоверному улучшению показателей в тестах, оценивающих быстроту - бег 30 м, координационные способности челночный бег 3x10 м. Темпы прироста соответственно составили у мальчиков 7,3 и 6,4% у девочек 12,8 и 5,6%. По окончанию эксперимента в ЭГ уровень двигательной активности значительно повысился и составил 56,7% - средний, 43,3% - высокий (рисунок 3).

% 60 50 40 30 20 10 0

47,8

56,7

36,3

43,3

15,9

низкии среднии высокии

□ до экспер. □ после экспер. тесты

Рисунок 3 - Уровень физической активности дошкольников до и после эксперимента

Наблюдения педагогов и родителей показали, что дети стали активнее проявлять интерес к самостоятельной двигательной активности на улице во время прогулки, в семье в свободное время. Дети учатся самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования. Углубился интерес в точности выполнения более сложных упражнений, движений в разном темпе и ритме под музыкальное сопровождение, в сохранение равновесия, ориентации в пространстве.

ВЫВОДЫ

Таким образом, внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в физическое воспитание дошкольников способствовало не только увеличению физической подготовленности, но и повышению уровня двигательной активности в течение дня, что свидетельствует об эффективности предложенной методики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкина, Н.И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н.И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 65-68.

2. Дворкина, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников : монография / Н.И. Дворкина - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры

0

и спорта», 2015. - 464 с.

3. Фролкова, В.Ю. Мотивация старших дошкольников к занятиям физической культурой / В.Ю. Фролкова, Н.И. Романенко // Тезисы докладов XLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов ЮФО : материалы конференции. - Краснодар, 2017. - Часть 2. - С. 129-131.

4. Филимонова, О.С. Особенности проведения физкультурных занятий с детьми 5-6 лет, имеющими функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность. VIII Международная научно-практическая конференция : сборник статей (октябрь 2010 г., Пенза). - Пенза, 2010. - С. 160-163.

5. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко ; Куб. гос. ун-т. физ. культуры спорта и здоровья. - Краснодар : [б.и.], 2017. - 108 с.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I. (2013), "Development of physical qualities of children of preschool age on the basis of outdoor games", Physical culture: education, training, No. 2, pp. 65-68.

2. Dvorkina, N.I. (2015), System of formation of basic personal physical culture of preschool children: the monograph, Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.

3. Frolkova, V.Yu. and Romanenko, N.I. (2017), "Motivation of the senior preschool children to occupations physical culture", Theses of reports of the XLIV scientific conference of students and young scientists of higher education institutions of the Southern Federal District: conference materials, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Part 2, pp. 129-131.

4. Filimonova, O.S. and Romanenko, N.I. (2010), "Features of holding sports occupations with the children of 5-6 years having functional violations of the musculoskeletal device", Problems of demography, medicine and health of the population of Russia: history and present. VIII International scientific and practical conference: collection of articles (October, 2010, Penza), Penza state agricultural academician, Penza, pp. 160-163.

5. Filimonova, O.S. and Romanenko, N.I. (2017),Modern sports and improving technologies: educational and methodical grant, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.