ing of Educators of the Tula Region, Tula.
4. Larina E. N. (2006), "Psychological and pedagogical conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents", Bulletin of Orenburg State University, No. 13 (63), pp. 1314.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2021
УДК 373.24
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
4-5 ЛЕТ
Виктория Валерьевна Сударь, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Голикова, магистрант, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма, Краснодар
Аннотация
Физическое воспитание в дошкольном возрасте - это целостная система, направленная на охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка-дошкольника, его полноценное физическое развитие, а также на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств, положительных нравственно-волевых черт, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности. В настоящее время решать эти задачи с успехом помогают достаточно популяризированные методики детского фитнеса. Фитнес для детей сегодня - это научно обоснованная совокупность методов и средств оздоровительных тренировочных занятий, большая часть которых используется в условиях современных фитнес-клубов, а также в дошкольных образовательных организациях. В ходе представленного исследования была разработана методика занятий на основе ритмической гимнастики с детьми 4-5-летнего возраста в условиях одного из детских садов города Новороссийска. Кроме вызванного у детей среднего дошкольного возраста большого интереса к предложенным фитнес-занятиям, у них также был выявлен положительный и достоверный прирост исследуемых в рамках эксперимента показателей их физического развития и физической подготовленности. Определяя уровень физического развития, выявляли следующие показатели у детей: длину и массу тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, силу кисти, а также показатели развития быстроты движений, скоростно-силовых качеств, способности к удержанию статического равновесия тела, ловкости, подвижности позвоночного столба.
Ключевые слова: детский фитнес, занятия ритмической гимнастикой, дети среднего дошкольного возраста, физическое развитие, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p374-377
INFLUENCE OF RHYTHMIC GYMNASTICS ON THE INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN AGED 4-5 YEARS OLD
Victoria Valeryevna Sudar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Golikova, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar
Abstract
Physical education at preschool age is an integral system aimed at protecting and strengthening health, improving the body functions of a preschool child, the full physical development, as well as the timely formation of children's motor skills, abilities, physical qualities, positive moral and volitional traits, the development of interest in various types of motor activity available to the child. Currently, quite popu-
larized methods of children's fitness successfully help to solve these problems. Fitness for children today is a scientifically based set of methods and means of wellness training sessions, most of which are used in modern fitness clubs, as well as in preschool educational organizations. In the course of the presented study, a method of fitness classes based on rhythmic gymnastics with 4-5-year-old children was developed in one of the kindergartens of the city of Novorossiysk. In addition to the great interest aroused in children of middle preschool age in the proposed recreational activities, they also revealed the positive and reliable increase in all the indicators of their physical development and physical fitness studied in the experiment. In particular, anthropometric indicators were revealed: body length and weight, chest circumference, as well as indicators of the development of speed of movement, speed-strength qualities, dexterity, mobility of the spinal column, hand strength, ability to maintain static balance of the body.
Keywords: children's fitness, rhythmic gymnastics classes, middle preschool children, physical development, physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
В ряде исследований экспериментально показано, что двигательная активность стимулирует протекание естественного процесса физического развития, повышает жизнеспособность развивающегося организма, способствует формированию высокой степени приспособляемости функциональных систем организма дошкольника к постоянно меняющимся условиям внешней среды [1, 3, 5].
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Широкое использование современных фитнес-технологий в системе дошкольного образования не противоречит действующему ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу в нашей стране с января 2014 г. Некоторыми исследователями [2, 4, 6] подтверждается, что эффективность различных направлений детского фитнеса заключается в комплексном воздействии на показатели физического состояния дошкольников.
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился за счет, в первую очередь, музыкального сопровождения занятий, а также и инновационных методик, разрабатываемых в фитнес-индустрии. Так в системе детского фитнеса еще с 90-х гг. ХХ века хорошо себя зарекомендовала ритмическая гимнастика. Применение средств и методов ритмической гимнастики в системе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных организациях повышает объем двигательной активности детей, уровень их физической подготовленности, приобщает к ведению здорового образа жизни через получение удовольствия от физической активности [7].
Ритмическая гимнастика представляет фитнес-систему, которая состоит из самых различных упражнений, имеющих свои особенности техники и методику обучения. Но во многом ритмическая гимнастика базируется на элементах основной и художественной гимнастик. Основа ритмической гимнастики - общеразвивающие гимнастические упражнения, которые выполняются под весёлую ритмичную музыку, интересную для дошкольников.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной целью настоящего исследования являлась апробация методики занятий ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста в процессе их физического воспитания в дошкольной образовательной организации - детском саду. При этом определяли влияние занятий ритмикой на отдельные показатели физического развития и физической подготовленности дошкольников.
Педагогический эксперимент проводился с ноября 2020 года по май 2021 года в МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 82 «Сказка» города Новороссийска. В исследовании приняли участие 2 группы дошкольников: экспериментальная и контрольная. Контрольную группу составил 21 человек - это дети, занимающиеся по стандартной
программе дошкольного образования физической культурой 3 раза в неделю по 25 минут. В экспериментальную группу вошли 22 ребенка того же возраста, занимающихся ритмической гимнастикой 2 раза в неделю по 25 минут дополнительно к базовым трем физкультурным занятиям в том же детском саду. Фитнес-занятия осуществлялись в вечернее время с 16.00-16.25 часов через день и не совпадали по дням с базовыми физкультурными занятиями.
В работе использовали такие методы как, спирометрия, динамометрия кисти (правой и левой), антропометрия (измерение массы и длины тела, окружности грудной клетки), педагогическое тестирование как метод контрольных испытаний, метод индексов (вычисление индекса Эрисмана), сравнительный педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Педагогическое тестирование параметров физической подготовленности дошкольников проводили по следующему ряду контрольных испытаний: тест на ловкость (обега-ние предметов), тест на подвижность позвоночника (наклон вперед в положении сидя), тесты на скоростно-силовые качества (метание мяча, прыжок в длину с места), на равновесие (поза Ромберга), на быстроту (бег 10 метров).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе настоящего исследования было определено, что при построении занятий ритмической гимнастикой с детьми 4-5-летнего возраста, наиболее характерными особенностями их содержания и методики являются следующие:
- включение в занятия достаточно сложных в координационном отношении упражнений гимнастического стиля и танцевального характера;
- применение разнообразных средств, способствующих разносторонней физической подготовке дошкольников, в том числе упражнений и на формирование правильной осанки;
- исключение длительных монотонных нагрузок, преимущественное частое чередование упражнений, различных по характеру и интенсивности;
- использование яркого и многофункционального оборудования и инвентаря при проведении совместных занятий мальчиков и девочек.
По итогам педагогического эксперимента были выявлен положительный достоверный (р<0,05) прирост у детей экспериментальной группы (по сравнению с контрольной) по показателям физического развития - ЖЕЛ увеличилась на 12,5%, индекс Эрисмана -на 7,3%, уровень физического развития изменился в лучшую сторону у 9,5% детей), а также по показателям развития основных физических качеств: быстроты - на 3,6%, ловкости - на 15,4%, гибкости - на 24,2%, скоростно-силовых качеств - в среднем на 11,1%.
ВЫВОДЫ
По окончанию проведённых исследований можно констатировать, что дополнительные систематические занятия ритмической гимнастикой не менее двух раз в неделю по 25 минут положительно влияют на организм дошкольников 4-5-летнего возраста и выражаются в улучшении большинства исследуемых показателей их физического развития и физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкина Н.И. Физическая культура как составной компонент системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С. 105-110.
2. Корсакова Л.В. Фитнес в системе физической воспитания населения / Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Н.И. Романенко // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях : материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 мая 2019 года. - Чебоксары : Чувашская государственная сельскохо-
зяйственная академия, 2019. - С. 181-184.
3. Мартынова В.А. Модель формирования здоровьесберегающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.А. Мартынова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 105-106.
4. Ончукова Е.И. Содержание работы по повышению двигательной активности детей раннего возраста с использованием элементов детского фитнеса в условиях ДОУ / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 243-244.
5. Романенко Н.И. Современные технологии физического воспитания дошкольников / Н.И. Романенко, В.А. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 274-275.
6. Романенко Н.И. Методика занятий фитбол-аэробикой с дошкольниками 5-6 лет / Н.И. Романенко, В.Ю. Фролкова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 276-277.
7. Сударь В.В. Эффективность применения физкультурно-оздоровительной программы в условиях дошкольного образовательного учреждения / ВВ. Сударь, И.В. Голикова // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование : материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 18 февраля 2021 года. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. - С. 228-230.
REFERENCES
1. Dvorkina, N.I. (2015), "Physical culture as an integral component of the system of continuous physical education of preschool children", Physical culture and health, No. 3(54), pp. 105-110.
2. Korsakova, L.V., Opletaeva, O.N. and Romanenko, N.I. (2019), "Fitness in the system of physical education of the population", Actual problems of physical culture and sports in modern socioeconomic conditions: materials of the International Scientific Conference, May 20, 2019, Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, pp. 181-184.
3. Martynova, V.A. (2017), "Model of health-saving environment formation in conditions of preschool educational institution", Upbringing and education of young children, No. 6, pp. 105-106.
4. Onchukova, E.I. and Trofimova, O.S. (2019), "The content of work on improving the motor activity of young children using elements of children's fitness in the conditions of preschool education", Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children, IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, October 31, 2019, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 243-244.
5. Romanenko, N.I. and Raspopova, V.A. (2019), "Modern technologies of physical education of preschoolers", Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children, IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, October 31, 2019, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 274-275.
6. Romanenko, N.I. and Frolkova, V.Yu. (2019), "Methods of fitball aerobics classes with preschoolers 5-6 years old", Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children, IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, October 31, 2019, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 276-277.
7. Sudar, V.V. and Golikova, I.V. (2021), "The effectiveness of the application of a physical culture and wellness program in the conditions of a preschool educational institution", Physical culture and sport. Olympic education, International scientific and practical conference, February 18, 2021, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 228-230.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2021