Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
таможенные органы / информационное обеспечение / электронный документооборот / международное сотрудничество / безопасность в таможенной сфере.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власова Т.В., Дьякова А.И., Усачев Н.П.

В научной статье рассматриваются особенности информационного обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В данной работе анализируется важность информационной поддержки для эффективной работы таможенных органов, подчеркивается значимость современных технологий и передовых практик в области информационного обеспечения таможенных органов, таких как единая информационная система таможенного управления, биометрические технологии, электронный документооборот и международное сотрудничество. Также, делаются выводы о необходимости адаптации передовых информационных методов для повышения эффективности работы таможенных органов Российской Федерации и достижения высоких стандартов качества и безопасности в таможенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власова Т.В., Дьякова А.И., Усачев Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.9

Власова Т.В.

студент Дьякова А.И. студент Усачев Н.П. студент

ФГБОУ ВО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»

Россия, г. Королев

Научный руководитель: Петрушко Е.Н., к. э. н., доцент

доцент кафедра управления

ФГБОУ ВО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»

Россия, г.Королев

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В научной статье рассматриваются особенности информационного обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В данной работе анализируется важность информационной поддержки для эффективной работы таможенных органов, подчеркивается значимость современных технологий и передовых практик в области информационного обеспечения таможенных органов, таких как единая информационная система таможенного управления, биометрические технологии, электронный документооборот и международное сотрудничество. Также, делаются выводы о необходимости адаптации передовых информационных методов для повышения эффективности работы таможенных органов Российской Федерации и достижения высоких стандартов качества и безопасности в таможенной сфере.

Ключевые слова: таможенные органы, информационное обеспечение, электронный документооборот, международное сотрудничество, безопасность в таможенной сфере.

Vlasova T. V.

student Dyakova A.I.

student Usachev N.P. student

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, pilot-

cosmonaut A.A. Leonov» Russia, Korolev

Scientific supervisor: Petrushko E.N., Ph.D., associate professor

associate professor Department of Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, pilot-

cosmonaut A.A. Leonov» Russia, Korolev

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE

CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The scientific article examines the features of information support for the customs authorities of the Russian Federation. The paper analyzes the importance of information support for the effective functioning of customs authorities, emphasizing the significance of modern technologies and advanced practices in the field of information support for customs authorities, such as the unified information system of customs management, biometric technologies, electronic document flow, and international cooperation. Conclusions are also drawn regarding the necessity of adapting advanced information methods to enhance the efficiency of the Russian Federation's customs authorities and achieve high standards of quality and security in the customs sphere.

Keywords: Customs authorities, information support, electronic document management, international cooperation, security in the customs sphere.

Информационное обеспечение таможенных органов Российской Федерации является одним из ключевых элементов в эффективной и эффективной работе этой важной государственной службы.

Российская Федерация, являясь частью глобальной экономики, сталкивается с необходимостью обеспечения высококачественной информационной поддержки для таможенных служб, что подразумевает обработку и анализ существенных объемов информации, электронный документооборот, системы контроля и мониторинга, а также применение современных технологий в борьбе с таможенными правонарушениями.

Информационное обеспечение таможенных органов России имеет ряд особенностей, связанных со структурой и функциями таможенной системы.

Во-первых, информационное обеспечение таможенных органов должно соответствовать законодательству Российской Федерации и международным нормам в области таможенного дела. Это включает в себя сбор, обработку и анализ информации о товарах, транспортных средствах и

физических лицах, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1, 2, 3].

Во-вторых, информационное обеспечение должно быть адаптировано к структуре таможенных органов и их функциям. Например, информационные системы должны обеспечивать контроль за перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, сбор и анализ данных о таможенных операциях, а также взаимодействие с другими государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В-третьих, информационное обеспечение таможенных органов должно быть основано на современных технологиях и методах обработки информации. Это включает использование автоматизированных систем управления, анализа данных, электронного документооборота и других инструментов.

Наконец, информационное обеспечение таможенных органов должно обеспечивать безопасность и защиту информации от несанкционированного доступа, а также обеспечивать конфиденциальность данных.

Ключевая цель информационного обеспечения таможенных органов заключается в обеспечении безопасности государственных границ, борьбе с контрабандой и незаконным перемещением товаров, а также в обеспечении соблюдения таможенного законодательства. Кроме того, информационные системы таможенных органов должны обеспечивать прозрачность и эффективность процессов таможенного контроля, ускорять таможенные операции и содействовать развитию международной торговли.

В данном контексте актуальной становится проблема разработки и внедрения современных информационных систем, а также обеспечения их совместимости с международными стандартами. Необходимо также учитывать аспекты защиты информации и конфиденциальности данных, особенно в условиях растущей угрозы кибератак.

Одна из ключевых функций информационного обеспечения таможенных органов - обеспечение точности и достоверности данных. Точность информации является неотъемлемым условием для эффективного принятия решений и предотвращения незаконных практик, таких как контрабанда или недостоверная информация об объемах и стоимости импортируемых товаров. Для решения этой задачи используются современные технологии анализа данных и системы, гарантирующие достоверность предоставленной информации.

Существующие информационные системы и технологии, используемые таможенными органами, играют важную роль в обеспечении эффективности таможенного контроля, борьбы с контрабандой и обеспечении безопасности государственных границ.

Вот несколько основных информационных систем и технологий, применяемых таможенными органами:

1) Единая автоматизированная информационная система «Меркурий»: это информационная система, используемая Федеральной таможенной службой (ФТС России). Она включает в себя модули для автоматизации процессов таможенного контроля, учета и анализа данных, электронного документооборота.

2) Системы электронного декларирования: они позволяют участникам ВЭД подавать декларации и другие документы в электронном виде, что ускоряет процессы совершения таможенных формальностей и снижает риски ошибок.

3)В-третьих, системы сканирования грузов: современные технологии сканирования грузов позволяют таможенным органам быстро и эффективно проверять содержимое контейнеров и грузов, что помогает выявлять контрабанду и незаконные грузы.

4) Существуют электронные базы данных и информационные порталы: их используют для обмена информацией с другими странами, международными организациями. Также существуют системы биометрической идентификации: для повышения безопасности границ и борьбы с незаконным перемещением лиц таможенные органы могут использовать системы биометрической идентификации, такие как сканеры отпечатков пальцев или системы распознавания лиц.

Эти системы и технологии играют важную роль в обеспечении эффективности работы таможенных органов, но также требуют постоянного развития и модернизации в ответ на изменяющиеся угрозы и проблемы в международной торговле.

Оценка эффективности и недостатков текущих информационных решений в таможенной сфере может быть проведена на основе следующих критериев: во-первых, эффективность контроля, так как одним из главных критериев оценки является способность информационных систем обеспечивать эффективный контроль за перемещением товаров через границу, выявление контрабанды и других незаконных операций. Во-вторых, скорость обработки, потому что важным фактором является скорость обработки документов и данных, а также скорость проведения таможенных процедур с использованием информационных систем. В-третьих, удобство использования в силу того, что информационные системы должны быть удобными и понятными для использования таможенными органами, а также для участников ВЭД.

Недостатки текущих информационных решений могут включать в себя: недостаточную защиту от киберугроз, информационные системы таможенных органов могут быть уязвимы для кибератак, что может привести к утечке конфиденциальной информации; сложность интеграции, информационные системы могут быть сложными для интеграции с другими системами или стандартами, что затруднит обмен данными между различными организациями, а также странами; высокие затраты на

обслуживание: информационные системы могут требовать значительных затрат на обслуживание и поддержку [1].

Оценка эффективности и недостатков текущих информационных решений позволяет выявить области для улучшения и модернизации, чтобы повысить эффективность таможенного контроля и обеспечить безопасность государственных границ.

Для результативного и успешного информационного обеспечения таможенных органов Российской Федерации необходимо внедрить и использовать следующие законодательные и организационные аспекты:

- Разработка и внедрение законодательных актов, регулирующих использование технологий информационного обеспечения в таможенной сфере, включая защиту персональных данных, правила обработки информации, ответственность за нарушение конфиденциальности и безопасности данных, также установление законодательной базы для электронного документооборота, включая признание электронных документов и подписей, установление правил и процедур их использования в таможенных процессах, к тому же разработка законодательства, регулирующего обмен информацией между таможенными органами различных стран в рамках международного сотрудничества.

- Создание специализированных центров по информационному обеспечению в таможенных органах, ответственных за разработку, внедрение и поддержку информационных систем, и обучение сотрудников таможенных органов в области использования новых информационных технологий, установление процедур и стандартов безопасности информации, включая защиту от кибератак, управление доступом к данным и обеспечение конфиденциальности информации [3].

Информационное обеспечение таможенных органов Российской Федерации необходимо для проведения таможенной политики в условиях глобализации и интеграции экономических процессов. В современной экономике большинство товаров и услуг производится в одной стране, но продается в другие. Это приводит к тому, что национальные таможенные органы должны иметь достаточно полную и точную информацию о происходящих в мире торговых операциях, чтобы принять правильные решения [4].

Информационное обеспечение таможенных органов России должен быть направлен на повышение эффективности таможенной системы. Это связано с тем, что таможенные органы Российской Федерации должны иметь возможность определять риски и предотвращать контрафактную деятельность, а также оптимизировать процессы документального обмена и таможенного контроля.

Информационное обеспечение таможенных органов Российской Федерации должно поддерживать международную кооперацию в области таможенной политики. Это связано с тем, что современная мировая

экономика требует высокого уровня координации между национальными таможенными органами для предотвращения контрафакта и борьбы с другими преступлениями, связанными с международной торговлей.

Информационное обеспечение таможенных органов РФ является необходимым условием для эффективной работы этих органов в современной мировой экономике. Для того, чтобы достигнуть высокий уровень эффективности, таможенные органы Российской Федерации должны постоянно инвестировать в развитие информационных технологий и проводить регулярные проверки и мониторинг системы информационного обеспечения. Это позволит им соответствовать требованиям современной мировой экономики и оставаться конкурентоспособными в глобальном контексте.

Использованные источники:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] (подписан в г. Астане 29.05.2014) / в ред. Протокола от 01.10.2019 (в ред. от 24.03.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принятому 11 апреля 2017 г.) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

3. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Текст]: федер. закон от 14.11.2017 № 317-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 47 (ч. 1). - Ст. 6843.

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 19.12.2022 № 525-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть 1). - С. 5082.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.