Научная статья на тему 'Особенности индикативного планирования региональной экономики'

Особенности индикативного планирования региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дулесов А.Н., Бехтерев Д.В.

Эффективность планирования социально-экономического развития региона напрямую зависит от выбранного подхода к планированию. В условиях неопределённости лучше применять индикативное планирование. Предложена пошаговая схема индикативного планирования, направленная на построение модели социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индикативного планирования региональной экономики»

ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Дулесов А.Н.*, Бехтерев Д.В.*

Хакасский технический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Абакан Центр профессиональной подготовки МВД по Республике Хакасия,

г. Абакан

Эффективность планирования социально-экономического развития региона напрямую зависит от выбранного подхода к планированию. В условиях неопределённости лучше применять индикативное планирование. Предложена пошаговая схема индикативного планирования, направленная на построение модели социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: индикативное планирование социально-экономического развития региона, пошаговый алгоритм индикативного планирования.

В экономике возникает объективная необходимость поиска и использования адекватных подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов.

Одним из методов координации интересов государства и экономических субъектов хозяйствования является индикативное планирование, которое выступает в качестве инструмента мониторинга и регулирования развития территорий [1].

С помощью индикативного планирования появляется возможность определения эффективности использования региональных ресурсов по схеме «деятельность - результат - индикативная оценка - принятие решения».

Преимущество индикативного планирования состоит в том, что в условиях неопределённости принятия решений на перспективное развитие регионов представляется возможность выбрать наиболее приемлемую схему хозяйствования для того, чтобы поддержать интересы всех участников. Однако методология этого планирования на уровне регионов в условиях России, особенно регионов Сибири ещё находится в стадии формирования [2]. Сущность индикативного планирования заключается в разработке перспективных планов социально-экономического развития региона.

В настоящее время в России нет надёжной правообеспеченности индикативных программ развития. В этом направлении требуется согласование

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента Хакасского технического института - филиала СФУ, кандидат экономических наук, доцент.

* Старший специалист боевой и тактико-специальной подготовки Центра профессиональной подготовки МВД по Республике Хакасия.

всех законов с индикативным планированием с целью обеспечения условий реализации программ.

В мировой практике известны эволюционные формы индикативного планирования, такие как «конъюнктурная», «структурная» и «стратегическая».

В России можно пока вести речь об элементах стратегической конъюнктурной формы, что соответствует общей социально-экономической политике в государстве.

Вопросы индикативного планирования обсуждались ещё в середине 90-х годов прошлого века. Тогда была признана необходимость в индикативном планировании и прогнозировании экономики. С тех времен созданием системы экономических индикаторов-регуляторов занимались многие учёные [3, 4].

Элементы индикативного планирования применяются во многих субъектах РФ, причём формы индикативного планирования в основном только две: в виде целевых программ или в виде стратегических параметров.

Интересен опыт индикативного планирования Республики Татарстан, который насчитывает почти 14 лет и берёт начало с утверждённого регламента системы индикативного управления экономикой, направленной на формирование устойчивой траектории роста и реализации эффективных управленческих технологий. В этом случае функция индикативного планирования заключалась в улучшении экономической конъюнктуры республики за счёт применения соответствующих макрорегуляторов [5].

Система индикативного планирования позволяет управлять хозяйствующими субъектами с позиции формирования портфеля государственных заказов с использованием пороговых значений индикаторов в соответствующих сферах деятельности.

Таким образом, имеется опыт применения индикаторов социально-экономического развития при планировании экономики регионов. Но в большинстве случаев индикаторы служат своеобразной «планкой» будущих достижений экономики.

Индикативное планирование может осуществляться в условиях относительного сбалансированного развития экономики как совокупность целевых программ и бюджетов, координируемая с помощью прогнозных инструментов социально-экономического развития.

Особенностью индикативного планирования регионов в современных условиях является система региональных индикаторов социально-экономического развития с одной стороны, учитывающая региональные приоритеты, с другой стороны, сопоставимая с общероссийскими индикаторами.

До сегодняшнего момента накоплен опыт и выявлены основные ошибки в процессе индикативного планирования:

- отсутствие логического контроля за планированием индикаторов приводит к грубым ошибкам в планах;

- использование единиц измерения не всегда сопоставимых с масштабами поселений;

- отсутствие «сквозного» индикативного планирования;

- формализованный и недостаточный набор показателей (индикаторов);

- включение в набор индикаторов несуществующих или не имеющих отношение к данному региону;

- отсутствие публичной формы представления индикативных планов;

- отсутствие контроля во взаимосвязи индикативных планов с другими нормативными документами.

Поэтому существует проблема в разработке и адаптации индикативного планирования к условиям конкретного региона. Для этого следует иметь чёткий алгоритм пошаговых действий, определяющих результативность индикативного планирования.

Методологически индикативное планирование может осуществляться с применением ресурсно-целевого комплексного подхода, который наиболее точно будет отражать социальную ориентацию индикативных планов.

10 План социально- экономической направленности

9 Стабилизационный план

7 План повышения качества жизни 8 План инноваций

5 План конкурентоспособности 6 План приоритетного развития

2 План качества продукций 3 План максимальной занятости 4 План модернизации

1 План восстановления основных отраслей производства

Рис. 1. Этапы индикативного планирования по периодам реализации соответствующих целей

Все индикативные планы социально-экономического развития должны соответствовать целям и задачам, которые необходимо решать на соответст-

вующем этапе. Нельзя в этом случае применять «линейное» планирование, когда из года в год повторяются одни и те же технологии. Чем ещё интерес метод индикативного планирования, так это его «многоступенчатостью» поставленных задач и применяемых технологий, что отражается в предлагаемом алгоритме (рис. 1).

Первый этап характеризуется такими индикаторами, которые позволяют контролировать развитие и стабилизацию в основных отраслях. На втором этапе на первое место выходят показатели улучшения качества производимой продукции (оказанных услуг). По достижению соответствующих индикаторов качества на третьем этапе индикативного планирования главными становятся индикаторы занятости (в том числе молодёжной занятости), что будет определять уже новый уровень достигнутый экономикой региона на пути её развития. Четвёртым этапом определяют индикативные параметры возможного расширения производства, его модернизации и инвестирования.

Пятый пункт индикативной программы включает показатели конкурентоспособности региональной экономики. Шестой этап - план приоритетного развития содержит систему ведущих индикаторов по приоритетным направлениям в регионе. Седьмой этап планирования - это планы инновационного развития региона с соответствующими индикаторами-регуляторами. Восьмой - инвестиционный план повышения уровня и качества жизни населения, сокращения неравенства населения. Девятый этап включает расчёт индикаторов, характеризующих стабилизацию достигнутых результатов и оптимизацию применяемых региональных ресурсов. На последнем, десятом этапе, осуществляется планирование модели социально-экономического развития региона по индикаторам социальной направленности как первичных показателей и экономическим индикаторам, как вторичных показателей социального развития региона, то есть происходит социалогизация планирования.

Предложенная схема индикативного планирования доказывает необходимость применения ситуационного подхода к разработке планов социально-экономического развития региона.

Пошаговый алгоритм не исключает параллельных действий в планировании регионального развития. Так, некоторые этапы могут быть объединены в один или проходить одновременно. Такое возможно лишь при соответствующих региональных условиях.

Пошаговое индикативное планирование способствует решению основной задачи любого планирования: эффективности его реализации.

Список литературы:

1. Акулич О.В. Стратегия формирования кластера в рыбохозяйственном комплексе Магаданской области // Бизнес в законе. - 2010. - № 4. - С. 230-234.

2. Батуева, Т.Б. Использование кластерного подхода в развитии экономики региона // Государственная власть и местное самоуправление в Рос-

сии: история и современность: Материалы междисцип. аспир. конф. - СПб., 2009. - Т. 1. - С. 67-71.

3. Боев А.Г., Шевелева С.Н. Кластеры как инструмент инновационного развития экономики Воронежской области // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2010. - № 8. - С. 21-24.

4. Винокурова М.В. Повышение конкурентоспособности региона: кластерный подход / Федерал. агентство по образованию, Байкал. Гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 202 с.: ил.

5. Печаткин В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и практические аспекты формирования кластеров в регионах России // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3. - С. 289-293.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© Павленко В.М.*, Чумаков В.Б.*, Зеленский В.А.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

г. Невинномысск

В данной статье рассматриваются основополагающие принципы проектирования транспортных систем и формирования их сети в современных условиях развития, с характерными чертами неопределенности, нестабильности и другими проявлениями факторов рыночной экономики.

Ключевые слова: транспортная система, нестабильность факторов, параметры корреспонденций, элементам транспортной системы, функции.

В известных и обобщенных к настоящему времени исследованиях, в зависимости от поставленных целей, принятых методов организации производства, распределения и потребление материальных благ, транспорту и образующей инфраструктуре его элементов, отводится роль выполнения коммуникационных (связывающих) функций. Эти функции реализуются при перемещении в транспортной системе материальных потоков (МП) между

* Доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Северо-Кавказского федерального университета, кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Северо-Кавказского федерального университета, кандидат технических наук.

" Доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.