нусной системе, системе премий и т.д. (обычно финансовые организации предлагают такую оплату труда для отделов, которые имеют непосредственную связь с зарабатыванием денег для организации, — для отдела продаж, например).
Для стимуляции работоспособности и повышения квалификации персонала работодатели в последнее время все чаще прибегают к аттестации. Она проводится с определенной периодичностью и предполагает установление прямой зависимости между результатами аттестации персонала, продвижением его по службе и оплатой труда.
Руководителям предприятий сферы услуг необходимо внимательно отслеживать изменения внутренней и внешней среды и корректировать организационное обновление коллектива с учетом этих изменений. Кроме того, необходимо обеспечить взаимосвязь организационной структуры управления, организационных коммуникаций и организационной культуры предприятия. Все это в совокупности позволит обеспечить эффективную работу предприятия сферы услуг в современных условиях.
Литература
1. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 122.
2. Фролов С.С. Социология организации. М.: Гардарики, 2003.
УДК 338.266
применение индикативного планирования для регулирования развития бытового обслуживания населения в московской области
А.С. Евстигнеев,
аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines state planning for the regulation of socio-economic development of the national and regional economies. Indicative planning is significant in the crisis situations; however, this type of planning has not received adequate support from the government and related agencies in Russia. A number of regions have been successfully practicing indicative planning for the regulation of public services; the Moscow Region is an example.
Рассматривается опыт использования государственного планирования для регулирования социальноэкономического развития национальной и региональных экономик. В кризисных условиях особое значение приобретает индикативное планирование, хотя в России это форма планирования еще не получила должной поддержки со стороны правительства и соответствующих государственных структур. Опыт индикативного планирования уже имеется в отдельных регионах РФ, в частности в Московской области накоплен позитивный опыт по использованию индикативного планирования для регулирования развития бытового обслуживания населения.
Keywords: indicative planning, strategic planning, government regulation of the economy, regulation of consumer services, the development of community services in the region.
Ключевые слова: индикативное планирование, стратегическое планирование, государственное регулирование экономики, регулирование бытового обслуживания населения, развитие бытового обслуживания населения в регионе.
Во всем мире большинством экономистов при- енного на оптимальном сочетании рыночных и
знается сейчас необходимость и целесообразность государственных подходов в решении социально-
регулирования национальной экономики, постро- экономических вопросов [1, 2].
Государственные подходы к регулированию экономики достаточно разнообразны; они содержат широкий инструментарий, в состав которого входят административные, правовые, экономические, планово-прогнозные и др. средства. Остановимся более подробно на планово-прогнозной деятельности государства.
Планово-прогнозная деятельность государства включает в себя государственное прогнозирование, государственное планирование и государственное программирование. Реализуемые формы государственного планирования зависят от степени участия государства в процессе принятия плановых решений. В настоящее время наиболее распространенными во всем мире формами государственного планирования являются стратегическое и индикативное планирование.
Стратегическое планирование как форма макроэкономического планирования получило широкую популярность за рубежом в конце 80-х годов прошлого века. Главными причинами стали обострение международной конкуренции, усложнение механизмов управления, растущая безработица, сокращение занятости (особенно в производственном секторе) и возникающие в связи с этим социальные противоречия в обществе. Стратегическое планирование представляет собой особую форму плановой деятельности, отвечающую современным условиям и тенденциям развития экономики, обусловленным ее сложностью и динамизмом. [4] Однако, как показывает практика, наиболее значительные результаты при стратегическом планировании достигаются на стадии экономического подъема.
На стадии экономического спада, а также в условиях мирового финансово-экономического кризиса особое значение приобретает на наш взгляд индикативное планирование. Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые ресурсы, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную оценку, индикатор имеет направленный (векторный) характер. Индикаторы
ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, внутри которых образуется «пространство», необходимое и достаточное для принятия управленческого решения [5].
Индикативное планирование на государственном уровне осуществляется посредством реализации тщательно разработанных, системных и комплексных государственных программ социально-экономического развития. В ряде развитых стран (Франции, Японии) оптимальный срок таких программ составляет 3—5 лет, что соответствует среднему сроку воспроизводственного цикла в высокотехнологичных отраслях промышленности. В программах должны увязываться научно-техническая, инновационная, промышленная, энергетическая и транспортная стратегия России, а также находить отражение основы миграционной политики, оптимальная схема размещения производительных сил страны и т.д. [8].
К сожалению, в Российской Федерации государственные программы социально-экономического развития долгосрочного и среднесрочного характера разрабатываются в инициативном порядке отдельными научными организациями (например, Институтом экономики РАН, институтом экономических стратегий и др.) и практически не координируются правительством и соответствующими государственными структурами.
Не учитывается в достаточной степени и опыт субъектов РФ. Тем не менее индикативное планирование получило достаточно широкое развитие в Республике Татарстан, Томской области и др. регионах. Например, в Татарстане применяется государственное индикативное управление, ежегодно президентом РТ утверждается система индикаторов, ориентирующая хозяйствующие субъекты на решение актуальных социально-экономических проблем.
В качестве ключевых пространств для разработки основных индикаторов, регулирующих социально-экономическое развитие регионов, могут выступать следующие системы:
• региональных налогов;
• регионального бюджетирования;
• закупок продукции и услуг для нужд региона;
• управления имуществом, относящимся к госсобственности региона;
• управления хозяйственной деятельностью государственных унитарных предприятий региона;
• поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности региона.
В качестве позитивного примера рассмотрим опыт Московской области по использованию индикативного планирования для регулирования развития бытового обслуживания населения.
Московская область является регионом, характеризующимся высоким уровнем социально-экономического развития. В последние годы регион демонстрирует устойчивый экономический рост. Территориальная близость объединяет Московскую область с Москвой по ряду признаков (например, общность рынков труда, каналов сбыта, потребителей продукции и услуг) в крупнейшую региональную систему — Московскую агломерацию. В настоящее время, по данным государственной статистики, в этом регионе постоянно или временно проживает более 10% всего населения страны, в связи с этим рынок бытовых услуг имеет высокую потенциальную емкость, а бытовое обслуживание население представляет собой весьма перспективную отрасль экономики и социальной сферы.
Современная система бытового обслуживания населения Московской области насчитывает более 9 тыс. предприятий различных форм собственности, численность работающих составляет более 50 тыс. человек. Более 88% общего объема бытовых услуг оказывается субъектами малого предпринимательства. В настоящее время в 40 городах и районах области действуют комплексные многофункциональные предприятия бытового обслуживания. Общее число таких предприятий составляет порядка 70. Возможность приобретения бытовых услуг в одном месте способствует росту популярности этих предприятий у населения, а наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов обеспечивает наибольшую эффективность работы и доступные для населения цены на услуги.
Однако при сформировавшихся положительных тенденциях развития бытового обслуживания населения существуют и проблемы. Одна из наиболее важных проблем — несоответствие уровня бытового обслуживания населения тенденциям и темпам социально-экономического развития Московской области, а также современным стандартам, определяющим комфортные условия проживания населения на территории муниципальных образований.
Другая проблема состоит в том, что развитие сферы бытовых услуг сдерживается неравномерным размещением объектов бытового обслуживания. Например, на территориях, удаленных от Москвы, особенно в сельской местности, отсутствие объектов бытового обслуживания населения — достаточно распространенное явление для небольших и средних по численности населения поселений.
По-прежнему сохраняется проблема инвестиционной привлекательности бытового обслуживания населения, поскольку отдельные группы и виды бытовых услуг не могут обеспечить высокую доходность и быструю окупаемость инвестиций. По оценкам руководителей и специалистов, срок окупаемости инвестиций в данную сферу составляет в среднем 5—6 лет.
Существуют и внутренние диспропорции развития бытового обслуживания населения в области. Например, можно выделить отраслевые группы услуг, находящиеся на стадиях быстрого или умеренного роста (парикмахерские услуги, услуги химчистки, отдельные виды ремонтных услуг), а также группы услуг, подверженные стагнации или спаду (услуги бань общего пользования, отдельные виды услуг проката [6].
Неравномерным является и потребление бытовых услуг на территории Московской области. По уровню потребления населением бытовых услуг можно выделить территории с высоким, средним и низким уровнем потребления. В формировании экономических условий развития той или иной территории Московской области, а также сложившейся отраслевой специализации большое значение имеет удаленность ее от центра, наличие транспортного сообщения, ценовая доступность услуг и ряд других факторов [7].
В этих условиях актуальными являются постановка и решение задач развития сферы бытового обслуживания населения на основе применения современных методов и механизмов ее регулирования, что будет способствовать повышению темпов экономического роста и созданию благоприятных условий проживания в городской и сельской местности.
Во многом перспектива развития сферы бытового обслуживания населения в Московской области зависит от внимания к ней органов региональной и местной власти. Механизмы регионального регулирования развития указанной сферы должны иметь правовую, адми-
нистративную, ресурсную, информационную и планово-прогнозную основу. Понимание необходимости создания нормальных условий для жизнедеятельности населения определяет активное участие Правительства Московской области и муниципалитетов в эффективном функционировании рынка бытовых услуг области.
В 2006 году Комитетом по развитию предпринимательства Московской области совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса проводилось широкомасштабное исследование развития рынка бытовых услуг Московской области. Исследование было направлено на формирование системы индикативных показателей, регламентирующих процесс удовлетворения потребностей населения в услугах бытового характера.
Созданный комплекс индикаторов потребления бытовых услуг и обеспеченности населения объектами бытового обслуживания представляет собой современную информационную базу, на основании которой региональные и муниципальные органы управления получили возможность разрабатывать программы развития бытового обслуживания населения, успешно осуществлять их реализацию и принимать обоснованные управленческие решения по расширению поддержки предпринимательской инициативы в данной сфере.
Разработанные индикативные показатели потребления и обеспеченности населения бытовыми услугами были апробированы и получили положительную оценку в ряде муниципальных образований Московской области, в частности, в Мытищинском, Подольском, Красногорском, Балашихинском, Рузском, Егорьевском, Луховицком районах и г. Реутове. Муниципальные органы управления выразили заинтересованность в законодательном подтверждении и закреплении данных индикативных показателей как ориентиров для оценки развития бытового обслуживания населения, создания дополнительных предприятий и рабочих мест, рациональном размещении объектов отрасли.
Во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в целях реализации мер по развитию бытового обслуживания на территориях муниципальных образований
Московской области, обеспечения населения полным комплексом бытовых услуг и формирования нормативной базы отрасли Комитет по развитию предпринимательства Московской области разработал и принял распоряжение «О системе индикативных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания населения в Московской области» [3].
Реализация данного распоряжения предполагает выработку комплекса системных и эффективных мер, направленных на преодоление проблем устойчивого роста сферы бытовых услуг в Московской области. К числу приоритетных мер на среднесрочную перспективу можно отнести следующие.
1. В области совершенствования правового регулирования, координации и контроля:
• реализация комплекса мер, предусмотренных административной реформой, защита прав предпринимателей; поддержка малого бизнеса; создание равных конкурентных возможностей для развития средних и малых предприятий;
• защита прав потребителей, развитие механизмов технического регулирования, в том числе систем категорирования и добровольной сертификации бытовых услуг;
• развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций, союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимателей.
2. В области усиления социальной направленности:
• развитие сети предприятий бытового обслуживания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан в части предоставления социально значимых видов услуг;
• организация персонального учета предоставляемых льгот по бытовому обслуживанию предприятиями малообеспеченным категориям граждан;
• развитие системы социального мониторинга в сфере бытового обслуживания.
3. В области развития материально-технической базы:
• применение информационных технологий в сфере бытового обслуживания населения, создание автоматизированных информационных систем;
• размещение новых предприятий бытового обслуживания различных типов и специализации, в том числе социально значимых
предприятий, в соответствии с современными градостроительными требованиями и планами развития территорий Московской области;
• разработка новой типологии объектов бытового обслуживания населения;
• решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров в сфере бытового обслуживания населения.
Однако в современных экономических
условиях концептуальные основы регулирования развития сферы бытовых услуг, заложенные распоряжением «О системе индикативных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания населения в Московской области», нуждаются в дополнениях и корректировке. В последующем при разработке системы нормативно-правового регулирования развития бытового обслуживания населения в Московской области необходимо учитывать:
• высокую динамику социально-экономического развития Московской агломерации, а также ее территорий в границах субъектов РФ (г. Москвы и Московской области) и муниципальных образований (районов, городских и сельских поселений);
• соблюдение единства стратегических целей и задач развития сферы бытовых услуг в муниципальных образованиях, обусловленного наличием глобальной цели — насыщение потребностей населения Московской агло-
мерации в бытовых услугах в соответствии с увеличивающимся рыночным спросом;
• распространение современных стандартов жизнеобеспечения и потребления, сформировавшихся в крупных городских поселениях, на всю территорию области, отвечая тем самым общим задачам социально-экономического развития региона и повышения уровня жизни населения;
• отражение особенностей развития локальных рынков бытовых услуг в границах муниципальных образований;
• максимальное достижение единой направленности интересов органов управления всех уровней, предпринимателей и потребителей в сфере бытовых услуг на основе использования механизмов взаимного участия в разработке и реализации муниципальных и региональных программ развития бытового обслуживания населения;
• рациональное сочетание рыночных и нерыночных методов регулирования развития сферы бытовых услуг, что может быть достигнуто посредством установления и четкого соблюдения значений индикативных параметров, особенно для депрессивных или имеющих особую специализацию территорий Московской области и находящихся на них муниципальных образований (например, закрытых военных городков, сельских и небольших городских поселений и т.п.).
Литература
1. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Распоряжение Комитета по развитию предпринимательства Московской области от 25 декабря 2007 г. № 65 «О системе индикативных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания населения в Московской области».
4. Государственное регулирование национальной экономики /Под ред. Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
5. Лексин В., Шевцов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования // РЭЖ. 1997. № 6.
6. Федорович А.В. О некоторых подходах к формированию системы сбалансированных показателей индикативного планирования // Вестник Филиала Российского государственного социального университета в г. Красноярске, 2006.
7. Фирсукова В.В. Развитие бытового обслуживания населения в городской агломерации (на примере Московского региона). Дисс. ... д-ра экон. наук по спец. 08.00.05. М., 2006.
8. http://institutiones.com/general/91-2008-06-12-13-11-42.html.