УДК 338.2
Пайзулаев Сайхан Султанович
аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени С.Ю.Витте рауии^1 991 ©yandex.ru
Saykhan S. Payzulaev
Graduate student of the City Economics and services chair, Moscow Witte University, payzulssl [email protected]
Индикативное
планирование как инструмент социально-экономического развития региона
Indicative
planning as a tool of regional development
Аннотация. В статье отмечается, что в современных условиях прослеживается увеличение влияния факторов внешней среды на объекты стратегического планирования, что говорит о необходимости внесения корректировок в механизм разработки плановых мероприятий, поэтому все большую роль занимает индикативное планирование, которое позволяет комбинировать государственное регулирование и рыночные принципы хозяйствования. Данный метод учитывает все текущие процессы, осуществляющиеся во внутренней и внешней социально-экономической системе региона. Для увеличения эффективности использования данного метода следует рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт использования регионального индикативного планирования для выявления перспективных методик.
Ключевые слова: индикативное планирование, социально-экономическое развитие региона, зарубежный опыт.
Annotation. In modern conditions observed an impact of expanding environmental factors on the objects of strategic planning and This indicates the need for adjustments to the mechanism of development planned activities, therefore indicative planning takes increasing role, which allows you to combine government regulation and market economic principles. This method also takes into account all current processes carried out in the internal and external socio-economic system of the region. For increase the efficiency of this method, we should consider and analyze the international experience of using indicative planning at the regional level to identify promising practices.
Keywords: indicative planning, socio-economic development of the region, foreign experience.
Индикативное планирование - это выстраивание системы целей, или индикаторов, на
основании которых выстраивается дальнейшая
.
это относительно новый процесс, поэтому механизм реализации данной идеи на уровне субъектов страны требует доработки. В крупных регионах страны используются индикаторы и элементы планирования для реализации стратегиче-. -
-
территориальных особенностей регионов говорит о том, что при разработке методики и инструментов планирования и прогнозирования следует учитывать специфику каждого субъекта. Также следует отметить, что инструменты индикативного планирования достаточно разнооб-.
возможно при детальной адаптации в каждом регионе.
Метод индикативного планирования на региональном уровне подразумевает сотрудничество между
, -
.
планирования является определение и достижение целей социально-экономического развития, осуществляющееся на основе рыночных стимулов и регуляторов за счет корректировки реализуемых процессов [1, с. 336].
Начальным этапом индикативного плана является прогнозирование как обязательная аналити-, -
ние, которое является закономерным продолже-. -
ной стадии индикативного плана следует определить желаемое значение показателей (индикаторов) объектов индикативного плана и определение способов достижения заявленных показателей.
На объекты плана осуществляют влияние эко-( ), -
держивают функционирование реализуемого процесса. Регулятором, по большей части, явля-
ется механизм реакции на размер индикатора. Индикатор - это показатель, определяющий качественно-количественное состояние реализуе-.
Существуют различные виды индикаторов, порого-
,
критического состояния объекта планирования и о необходимости принятия мер, включения регуля-.
значимости объекта индикативного планирования изменяется система регулирования процесса. Если
регулятор является бюджетообразующим, >шзне-
,
,
индикаторов и регуляторов функционирует в режиме мониторинга [2, с. 23].
При разработке стратегии индикативного планирования следует провести анализ региональных особенностей для обеспечения большей эффективности реализуемого комплекса мероприятий, который состоит из краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных индикативных планов.
Если проанализировать индикативное планирование во Франции, то использование данного метода позволило стране более продуктивно регулировать хозяйственные процессы, а также использовать принцип планирования «снизу вверх», который основывается на принципах согласования и консультирования и осуществляется в рамках интересов государства, частного сектора и населения. Во Франции индикативное планирование является механизмом по координированию деятельности и интересов государства и остальных субъектов экономики. Помимо его основного назначения, он выступает за координирующую функцию, те. основной задачей в процессе планирования является достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами. Также, плановые показатели не носят обязательный характер, а представляют из себя экономические индикаторы, представляющие информацию об ожидаемой экономической конъюнктуре [5, с. 140].
Основными проблемами Франции являются экономическая отставание Южной и Западной части страны от других территорий, а также большая концентрация экономики в Парижском районе.
Основные принципы региональной политики:
• региональное развитие является неотъемлемой частью плана национального развития;
• основным методом, используемым для прогрессивного развития регионов, является применение теории полюсов роста, те. создание реги-
.
Индикативное планирование во Франции, в первую очередь, ориентировано на инвестиционную деятельность. Изначально осуществлялись определенные отраслевые прогнозы и плановые задания, которые впоследствии были заменены на целевые программы государственного регулирования, направленные на развитие основных отраслей промышленности. Достижение показателей плано-
вого задания не является обязательным, но данный инструмент служит способом государственного регулирования экономики, поскольку благодаря этому, не только удается прогнозировать тенденции и показатели экономического развития, но и воздействовать на них.
Для координирования деятельности министерств и ведомств по вопросам регионального развития было создано Управление по обустройству территории и региональному развитию (ДОТАР). Каждый регион представляет разработанный план территориального развития в ДАТАР для осуществления анализа и выявления перспек-.
не входит осуществление контроля за ходом его [4].
Япония использует индикативное планирование как инструмент ориентирования частного сектора на выполнение задач, обозначенных государством. Разработанные планы общегосудар--
страны формально являются не законами, а гос, -
руют отдельные области экономической структуры на реализацию данных программ в общена-.
На государственном уровне разрабатываются планы комплексного развития территорий, которые охватывают все экономические районы Японии. В рамках национального плана существуют раздел для каждого региона страны, а также особое внимание уделяется отдаленным и менее развитым регионам, префектурам. Для каждой префектуры соответствующее Агентство по развитию разрабатывает план комплексного развития. Данный план состоит из целей и задач, способов их достижения, плановых показателей и источников финансирования. Каждая префектура самостоятельно разрабатывает и реализует планы территориального развития.
Это и является особенностью индикативного . -низм достижения поставленных целей можно сравнить с деятельностью корпорации, которая разрабатывает долгосрочный план развития государства в целом, а также его регионов.
Представители частных предприятий на основании этих планов формируют свою политику. Государство выступает в роли «центра», который использует различные инструменты, вынуждающие крупные компании осуществлять свои действия в общенациональных интересах. Данные планы разрабатываются на период от пяти и .
участвует в реализации общенационального
,
является очень важным фактором, который и обеспечивает высокие темпы роста экономики и повышения благосостояния населения.
Основные инструменты региональной политики Японии [3, с. 38]:
• субсидии центрального правительства мест;
• налоговые льготы и права ускоренной амор-
, -
мику выделенных районов;
• займы государственных финансовых учреждений.
В Южной Корее индикативный план экономического развития региона формируется на пять лет и его целью является повышение стабильности экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности и расширение рыночной сферы регулирования. Итоги реализации данных планов свидетельствуют о том, что индикативное планирование играет ключевую роль в создании динамичной рыночной экономики в
стране. Частный сектор ориентируется на инди-
,
заемные ресурсы стимулируют выполнение экономических программ [4].
Внедрение индикативного планирования как ин--
региона позволяют повысить конкурентоспособность субъекта относительно остальных территорий, улучшение уровня жизни населения.
Для увеличения региональной конкурентоспособности система целей индикативного планирования затрагивает три основных направления:
• инновационную деятельность;
• информационные технологии;
• человеческие ресурсы
Для развития региона следует разработать концепцию развития региона, в которую будет входить, к примеру, цели и задачи развития региона, основные принципы и факторы развития. Далее определяются приоритетные направления развития, а также - ресурсы, требуемые для
Литература:
1. Васильева ПЛ. Повышение эффективности системы прогнозирования и планирования регионального социально-экономического развития // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 366-368.
2. Могзоев А.М. Индикативное планирование совокупного спроса с учетом инвестиционной
// -
ции в России. 2000. № 3. С. 22.
3. . . -тия экономики России и стран Восточной Азии в
// -него Востока. 2002. № 6. С. 37.
4. Пащенко Ф.Ф. д.т.н. проф., Индикативное планирование и развитие регионов / Ш1_: http://www.fa.ru/dep/uir/news/Documents/ %00 %98 %00 %9D %D0 %94 %D0 %98 %D0 %9А %D0 %90 %D0 %А2 <^0 %98 <^0 %92 <^0 %9D <^0 %9Е %95 %20 %9Р %9В
%90 %D0 %9D %D0 %98 %D0 %А0 %D0
реализации плана развития и пути достижения поставленных целей.
По окончании разработки концепции развития региона следует перейти непосредственно к планированию, где будут рассмотрены такие вопросы, как:
- какую цель ставит перед собой регион?;
- что требуется для реализации этой цели?;
- как будет достигнута эта цель?;
Также, немаловажным является определение степени достижимости поставленной цели [5, с. 141].
Индикативное планирование на уровне региона представляет собой поэтапный процесс социально-экономического развития территории, включающий в себя комплекс мер, направленных на точечное воздействие определенных областей эко-, -
ский эффект и развитие всего региона в целом.
Достаточно сложной задачей остается управление региональной экономикой на данном этапе, поскольку ее решение заключается в определении наиболее эффективной системы развития экономики. Зарубежный опыт в области индикативного планирования на региональном уровне демонстрирует различные варианты дальнейшего развития, но из-за своей специфики в России
должен быть свой подход в планировании разви-.
как Франция, Япония, Южная Корея следует разработать свою модель инструмента регулирования регионального развития.
Следует задуматься о реализации принципов внутренней региональной сбалансированности при
осуществлении государственного стратегического
,
самого региона при выборе пути развития. Literature:
1. Vasilyeva L.P. Efficiency improvement of prognostication and planning of the regional socioeconomic development // Theory and practice of social development. 2014. № 2. P. 366-368.
2. Mogzoev A.M. Indicative planing of aggregate demand, taking into account the investment attractiveness of the region's resources // Investments into Russia. 2000. № 3. P. 22.
3. Mogzoev A.M. Comparative analysis development of the Russian economy and East Asia during the modern reforms. 2002. № 6. P. 37.
4. Pashchenko P.P. D.E., Professor, Indicative planning and regional development / URL: http://www.fa.ru/dep/uir/news/Documents/%D0 %98 %D0 %9D %D0 %94 %D0 %98 %D0 %9A %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %98 %D0 %92 %D0 %9D %D0 %9E %D0 %95 %20 %D0 %9F %D0 %9B %D0 %90 %D0 %9D %D0 %98 %D0 %A0 %D0
%9Е %00 %92 %00 %90 %00 %90 %00 %98 %00 %95.рр1 (дата доступа 14.01.2016).
5. Смагина ВВ. Индикативное планирование как
перспективный инструмент управления развитием -
уровне / В.В. Смагина, Н.В. Стрекалов // Вестник
.
науки. 2014. № 11 (139). С. 139-142.
%9E %D0 %92 %D0 %90 %D0 %9D %D0 %98 %D0 %95.ppt.
5. Smagina V.V. Indicative planning as promising tool in development controlling of socio-economic systems at regional level / V.V. Smagina, N.V. Strekalov // herald of Tambov University. Series of Humanities. 2014. № 11 (139). P. 139-142.