Научная статья на тему 'Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне'

Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФОРСАЙТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / INDICATIVE PLANNING / BENCHMARKS / FORESIGHT / STRATEGIC PLANNING / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Валентина Викторовна, Стрекалов Николай Васильевич

Представлена оценка и рассмотрены тенденции развития концепции индикативного планирования и его использования в рамках проектирования стратегии развития социально-экономических систем. Произведен сравнительный анализ внедрения индикативного планирования в рамках международного опыта и практического использования данного подхода в стратегическом планировании развития как государства в целом, так и разработки комплексных решений на региональном уровне. В ходе исследования рассмотрены направления потенциального развития теоретической и методологической базы внедрения индикативного планирования на региональном уровне с учетом многоступенчатой системы постановки целей и задач на краткосрочный, долгосрочный и среднесрочный период, а также использование в рамках данной концепции методологии форсайта. Рассмотрены основные индикативные показатели, позволяющие производить оценку и комплексный мониторинг выполнения поставленных в рамках процесса планирования целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смагина Валентина Викторовна, Стрекалов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE PLANNING AS PROMISING TOOL IN DEVELOPMENT CONTROLLING OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AT REGIONAL LEVEL

An assessment of trends in the development and considered the concept of indicative planning and its use in the design of development socio-economic systems is considered. A comparative analysis of the introduction of indicative planning in the framework of international experience and practical application of this approach in the strategic development planning, as the state as a whole, and the development of integrated solutions at the regional level. The study considered the potential directions of development of theoretical and methodological basis for the introduction of indicative planning at the regional level, taking into account the multistage system of setting goals and objectives for the short, long and medium term, as well as using the framework of this concept the methodology of foresight. The main benchmark indices to evaluate and comprehensive monitoring of implementation set out in the planning process goals and objectives are described.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 11 (139), 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.02

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© Валентина Викторовна СМАГИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике и воспитательной работе, e-mail: troveo@mail.ru © Николай Васильевич СТРЕКАЛОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: NVStrekalov@outlook.com

Представлена оценка и рассмотрены тенденции развития концепции индикативного планирования и его использования в рамках проектирования стратегии развития социально-экономических систем. Произведен сравнительный анализ внедрения индикативного планирования в рамках международного опыта и практического использования данного подхода в стратегическом планировании развития как государства в целом, так и разработки комплексных решений на региональном уровне. В ходе исследования рассмотрены направления потенциального развития теоретической и методологической базы внедрения индикативного планирования на региональном уровне с учетом многоступенчатой системы постановки целей и задач на краткосрочный, долгосрочный и среднесрочный период, а также использование в рамках данной концепции методологии форсайта. Рассмотрены основные индикативные показатели, позволяющие производить оценку и комплексный мониторинг выполнения поставленных в рамках процесса планирования целей и задач.

Ключевые слова: индикативное планирование; индикативные показатели; форсайт; стратегическое планирование; управление социально-экономическими системами.

Динамика развития мировой экономики в начале XXI в. обусловливается общей тенденцией глобализации и интеграции государств и их регионов в единые кластерные экономические пространства. Для процветания не только государства в целом, но и каждого его региона в частности необходимо обеспечить целостную многоуровневую стратегию развития государства на макро-, мезо- и микроуровнях. Если рассмотреть государство как социально-экономическую систему, то создание и обеспечение ее полноценного функционирования возможно только при четко выстроенной иерархии целей и задач, с разверткой комплекса показателей, имеющих внутреннюю взаимосвязь и

обеспечивающих корреляцию с поставленными целями и задачами. Таким образом, именно индикативное планирование позволит обеспечить эффективный процесс управления и ускорение развития социально-экономических систем.

По сути индикативное планирование -это определение ориентиров, или индикаторов, которые определяют деятельность экономического субъекта. На региональном уровне использование данной парадигмы позволяет детерминировать и вплотную подойти с практической точки зрения к реализации политики стратегического развития и ввести понятие конкурентноспособности региона как лимитирующего качества регио-

нального развития. В случае завоевания лидирующих позиций в конкурентной борьбе региону удастся создать более конкурентоспособные места и вызвать эффект миграции конкурентоспособной рабочей силы и увеличение притока инвестиций.

Улучшение здоровья, повышение уровня образования, увеличение доходов - квинтэссенция направленности развития любого региона как социально-экономической системы. Для оценки данных критериев по методологии ООН используется индекс развития человека [1], также может использоваться другой вариант подхода к данному вопросу -измерение ВРП (валового регионального продукта), уровня доходов населения и степень их дифференциации, продолжительности жизни, уровня физического и психического здоровья людей, уровня образования. Несмотря на большое количество показателей, с помощью которых можно формально попытаться провести оценку состояния развития социально-экономической системы, отсутствует понимание степени соотношения данных показателей, их полноты, достаточности и необходимости расширения их количества.

Если рассмотреть международный опыт использования индикативного планирования, то примером комплексного подхода к мониторингу развития на региональном уровне является критериальный сравнительный анализ Европейской комиссии на региональном уровне по следующей классификации индикаторов [2].

Экономика:

- ВВП на душу населения (уровень покупательской способности);

- занятость по отраслям (сельское хозяйство, промышленность, услуги);

- заявки на Европейский патент (на 1 млн человек).

Рынок труда:

- уровень безработицы (всего, застойная безработица, женщин, молодежи);

- уровень занятости (процент населения в возрасте от 15 до 64 лет, всего, женщин, мужчин).

Демография:

- население;

- плотность населения (жителей на км2);

- процент населения в возрасте до 15 лет, в возрасте 15-64 лет, более 65 лет.

Образование:

- образовательный уровень лиц в возрасте 25-59 лет (начальное, среднее, высшее).

При использовании данной методологии анализируются факторы, имеющие наибольшее влияние на повышение конкурентоспособность региона.

Если провести анализ на примере одной из стран Евросоюза, то во Франции внедрение индикативного планирования позволило органам государственного управления эффективно регулировать хозяйственные процессы и применять принцип планирования «снизу», базирующийся на принципах консультирования и согласования, в рамках интересов государства, представителей предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей. Планирование ведется путем многоступенчатых интеракций и консенсуса. В его реализации заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают, прежде всего, в качестве экономических индикаторов - носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. В случае французского подхода индикативные планы четко ориентированы, прежде всего, на инвестиционную деятельность. В первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, замененные впоследствии на программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности. Плановые задания не носят обязательного характера, они по своей сути являются активным средством государственного регулирования экономики: с их помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается парламентом Франции.

Индикативное планирование в Японии имеет свои отличительные особенности: общегосударственные планы Японии не являются директивными. Эти планы являются программами, которые мобилизируют отдельные составляющие экономики страны. Основная отличительная особенность японского индикативного планирования - это централизованный механизм достижения определенных целей, сравнимый по масштабам со штаб-квартирой корпорации, берущей

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 11 (139), 2014

на себя ответственность за формирование долгосрочной инвестиционной политики и комплексного развития не только государства в целом, но и всех его регионов в частности. При этом «штаб-квартира», используя правовые, экономические и контрольные меры, вынуждает крупные компании действовать в интересах большой «государственной корпорации». Планы разрабатываются на перспективу пять и более лет, а ведущим критерием является не текущая выгода, а возможность выживания и развития в длительной перспективе. Вынуждая частный капитал участвовать в выполнении общенационального плана, система индикативного планирования в Японии становится критически важным фактором, обусловливающим высокий темп ее развития и повышения благосостояния населения [3].

В Южной Корее также последние пятилетние планы экономического развития были направлены на повышение стабильности и эффективности экономики, расширение сферы рыночного регулирования, либерализацию внешнеэкономической деятельности, дальнейшее ужесточение кредитно-финансовой политики. Итоги механизма реализации и итоги выполнения этих планов свидетельствуют, что индикативное планирование играет важную роль в процессе создания в стране динамичной рыночной экономики. Индикативные показатели служат ориентирами для частных и государственных компаний, а централизованные и заемные ресурсы под их выполнение стимулируют реализацию конкретных экономических программ.

Методологический подход к выстраиванию системы индикативного планирования на региональном уровне, в отличие от государственного, обусловлен меньшим количеством уровней планирования, а значит должен больше концентрироваться на индивидуальных особенностях региона. Тем не менее выстраивание единого комплекса управления социально-экономическими системами требует не только разработки и применения шаблонных методик выстраивания целостной системы индикативных показателей, но и использования инновационных подходов, таких как Форсайт. Форсайт-планирование позволяет на определенных этапах развития социально-экономической системы перейти из «догоняющей» в «лидирующую» стадию

развития. Учитывая индивидуальные особенности развития каждого государства в целом и его регионов в частности, данная методика позволяет на только прогнозировать, но и моделировать (принимать участие в создании) будущее состояние системы в целом, опираясь на ее сильные стороны и минимизируя потенциальные риски [4].

Вариативность выстраивания модели индикативного планирования в регионе должна опираться на следующие принципы:

- опора на собственные силы;

- использование имеющихся и создание новых преимуществ;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- учет постиндустриальных тенденций.

Основным результатом внедрения системы индикативного планирования как инструмента управления социально-экономическими системами должно стать повышение конкурентоспособности региона в целом, обеспечение высокого качества жизни.

Индикативное планирование как многомерный фактор развития региона включает в себя как целевые, так и временные измерения.

Основная развертка целей повышения конкурентноспособности региона вращается вокруг движения развития по трем направлениям: человеческий капитал, инновации, информационные технологии.

В рамках постановочной задачи развития региона должна быть разработана концепция развития региона, например:

- цели и задачи развития;

- принципы развития;

- факторы развития;

- приоритетные направления развития;

- ресурсы развития;

- механизмы развития.

После разработки концепции необходимо перейти непосредственно к планированию, в рамках которого необходимо ответить на вопросы:

- к чему хочет прийти регион;

- как добиться этой цели;

- каков план ее реализации;

- как убедиться, что поставленные цели реализуются (мониторинг и оценка качества).

Региональное индикативное планирование - процесс, ведущий к поэтапному социально-экономическому развитию территории, на которой применяется комплекс мер, направленный на точечную корректировку

четко определенных звеньев экономики региона для достижения комплексного синер-гетического эффекта и как результат последующего развития региона в целом.

Двухкритериальное планирование имеет временные и целевые критерии. По времени план может быть долгосрочным (20 лет), среднесрочным (5-10 лет) и краткосрочным (5 лет). По целевой группировке индикативных показателей автор выделяет 5 групп показателей, отражающих, по его мнению, базовые направления повышения конкурентоспособности региона:

1) развитие человеческих ресурсов;

2) обеспечение социального благополучия населения;

3) экономическое развитие населения;

4) эффективность использования ресурсного потенциала региона;

5) развитие государственной и общеполитической системы.

Дальнейшая развертка системы индикативных показателей по каждому из этих направлений позволит выстроить унифицированную и объективную базовую стратегию с возможностью ее оперативной коррекции в случае изменения внешних средовых обстоятельств.

Только повышение конкурентоспособности региона в целом и выстраивание комплексной системы индикативного планирования, учитывающей не только базовые индикаторы развития региона, такие как ВНП (%), инфляция, уровень безработицы, индекс развития человека, но и набор агрегированных индикативных показателей, способны выстроить и использовать эффективную сис-

тему управления и развития социально-экономических систем, что еще раз подчеркивает актуальность и необходимость дальнейшей разработки и изучения данной области, а также создание возможности ее практического применения.

1. Sustaining human progress reducing vulnerabilities and building resilience: Human Development Report 2014 // United Nation Development program. 2014.

2. Office for official publications for the European Communities, Luxembourg: Fourth Report on Economic and Social Cohesion // European Commission. 2007.

3. Sustainable Governance Indicators // Japan report. 2009.

4. Project part-financed by European Union (ERDF): Regional Foresight and Strategy report. 2007.

1. Sustaining human progress reducing vulnerabilities and building resilience: Human Development Report 2014 // United Nation Development program. 2014.

2. Office for official publications for the European Communities, Luxembourg: Fourth Report on Economic and Social Cohesion // European Commission. 2007.

3. Sustainable Governance Indicators // Japan report. 2009.

4. Project part-financed by European Union (ERDF): Regional Foresight and Strategy report. 2007.

Поступила в редакцию 2.10.2014 г.

UDC 332.02

INDICATIVE PLANNING AS PROMISING TOOL IN DEVELOPMENT CONTROLLING OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AT REGIONAL LEVEL

Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy and educational work, e-mail: troveo@mail.ru

Nikolai Vasilyevich STREKALOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, the Political Economy and Global Economics Department, e-mail: NVStrekalov@outlook.com

An assessment of trends in the development and considered the concept of indicative planning and its use in the design of development socio-economic systems is considered. A comparative analysis of the introduction of indicative planning in the framework of international experience and practical application of this approach in the strategic development planning, as the state as a whole, and the development of integrated solutions at the regional level. The study considered the potential directions of development of theoretical and methodological basis for the introduction of indicative planning at the regional level, taking into account the multistage system of setting goals and objectives for the short, long and medium term, as well as using the framework of this concept the methodology of foresight. The main benchmark indices to evaluate and comprehensive monitoring of implementation set out in the planning process goals and objectives are described.

Key words: indicative planning; benchmarks; foresight; strategic planning; socio-economic systems management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.