Научная статья на тему 'Формирование динамической модели инновационного развития аграрных регионов России на примере Тамбовской области'

Формирование динамической модели инновационного развития аграрных регионов России на примере Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / INDICATIVE PLANNING / INDICATIVE INDICATORS / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / STRATEGIC PLANNING / MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Валентина Викторовна, Стрекалов Николай Васильевич

В рамках статьи проведен ретроспективный анализ формирования комплексной системы развития аграрного региона на примере Тамбовской области. Рассмотрена возможность стратегического развития аграрных регионов, опирающаяся на создание системы индикаторов, отражающих эффективность проводимых в жизнь решений с возможностью оперативной корректировки проводимой экономической политики в случае наступления изменений, вызванных внешними факторами. В статье рассмотрены основные индикативные показатели, позволяющие производить оценку и комплексный мониторинг выполнения поставленных в рамках процесса планирования целей и задач. По средствам методик форсайта осуществляется прогноз изменения общего состояния экономической модели в ограниченном временном интервале, принимая в расчет вероятностный фактор результативности проведенных мероприятий и выполнения программ по достижению целевых показателей. Возможна различная комбинация критериев, характеризующих успешное развитие региона, как социально-экономической системы. Если рассмотреть развитие региона как неразрывную цепочку целей и приоритетов, вложенных друг в друга, то процесс постановки задачи формулировки ограниченного набора целевых индикаторов развития (ЦИР) в общем виде будет определяться последовательностью, в которой конечным звеном станет повышение благосостояния и социальных гарантий для каждого человека в отдельности. Концепция развития регионов России должна рассматриваться как фактор укрепления и стабилизации экономики не только региона, но и страны в целом. Научный подход в стратегическом планировании и реализации процесса быстрой развертки инструментов индикативного планирования, в случае необходимости стабилизации социально-экономической системы, позволит обеспечить достижения результата в краткосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смагина Валентина Викторовна, Стрекалов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DYNAMIC MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRARIAN REGIONS OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION

In the article authors carried out the retrospective analysis of formation of complex system of development of the agrarian region on the example of the Tambov region. The article considered the possibility of strategic development of agrarian regions relying on creation of system of the indicators reflecting efficiency of the decisions put into practice with possibility of expeditious correction of the pursued economic policy in case of approach of the changes caused by external factors. Authors considered the main indicative indicators allowing to make an assessment and complex monitoring of performance of the objects set within process of planning and the tasks. They carried out the forecast of change of the general condition of economic model in a limited time interval by means of techniques of foresight, taking into consideration a probabilistic factor of productivity of the held events and implementation of programs for achievement of target indicators. Various combination of the criteria characterizing successful development of the region as social and economic system is possible. If to consider development of the region as an indissoluble chain of the purposes and priorities enclosed each other, sequence in which increase of welfare and social guarantees for each person separately will become a final link will define the process of a problem definition of the formulation of the target indicators of development limited set in a general view. The concept of development of regions of Russia has not to be only as a factor of strengthening and stabilization of economy the region, but also country in general. Scientific approach in strategic planning and realization of process of fast development of instruments of indicative planning, in case of need stabilization of social and economic system, will allow to provide achievements of result in the short-term period.

Текст научной работы на тему «Формирование динамической модели инновационного развития аграрных регионов России на примере Тамбовской области»

ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СМАГИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: troveo@mail.ru

СТРЕКАЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: NVStrekalov@outlook.com

В рамках статьи проведен ретроспективный анализ формирования комплексной системы развития аграрного региона на примере Тамбовской области. Рассмотрена возможность стратегического развития аграрных регионов, опирающаяся на создание системы индикаторов, отражающих эффективность проводимых в жизнь решений с возможностью оперативной корректировки проводимой экономической политики в случае наступления изменений, вызванных внешними факторами. В статье рассмотрены основные индикативные показатели, позволяющие производить оценку и комплексный мониторинг выполнения поставленных в рамках процесса планирования целей и задач. По средствам методик форсайта осуществляется прогноз изменения общего состояния экономической модели в ограниченном временном интервале, принимая в расчет вероятностный фактор результативности проведенных мероприятий и выполнения программ по достижению целевых показателей. Возможна различная комбинация критериев, характеризующих успешное развитие региона, как социально-экономической системы. Если рассмотреть развитие региона как неразрывную цепочку целей и приоритетов, вложенных друг в друга, то процесс постановки задачи формулировки ограниченного набора целевых индикаторов развития (ЦИР) в общем виде будет определяться последовательностью, в которой конечным звеном станет повышение благосостояния и социальных гарантий для каждого человека в отдельности. Концепция развития регионов России должна рассматриваться как фактор укрепления и стабилизации экономики не только региона, но и страны в целом. Научный подход в стратегическом планировании и реализации процесса быстрой развертки инструментов индикативного планирования, в случае необходимости стабилизации социально-экономической системы, позволит обеспечить достижения результата в краткосрочном периоде.

Ключевые слова индикативное планирование, индикативные показатели, социально-экономическая система, стратегическое планирование, управление социально-экономическими системами.

Российская Федерация по площади территории является самым большим государством в мире, обладая колоссальным ресурсным потенциалом. Каждый из 85 регионов РФ имеет ряд отличительных особенностей и преимуществ, требующих индивидуального подхода к построению программы экономического развития. Важнейшим вопросом становится получение синергети-ческого эффекта в развитии всего государства, основанного на формировании концепции устойчивого развития каждого региона, обусловленного поиском и максимизацией функции его специализации, что в результате приведет к обеспечению стабильного эволюционного развития социально-экономической системы страны.

Изменение внешнеэкономической ситуации в контексте принятия санкций, введенных странами Европейского союза и США в 2014 г., осложняет решение задачи, стоящей перед экономикой РФ, по сохранению и увеличению темпов экономического роста.

Невозможно спрогнозировать реакцию и выработать адекватную стратегию развития и стабилизации на макроуровне всей социально-экономической системы государства без глубокого анализа и выработки индивидуальной стратегии для каждой уникальной подсистемы региона.

Своевременная мобилизация экономики не только государства в целом, но и каждого региона в отдельности, позволит в краткосрочном периоде

обеспечить импортозамещение по приоритетным группам товаров и услуг. Обеспечение продовольственной безопасности и потенциальная возможность увеличения продовольственного экспорта будет иметь высокую корреляцию с фактором стабилизации общенациональной экономики и уменьшением рычагов влияния внешних сил на политику, проводимую государством.

При рассмотрении регионов становится понятно, что историческое развитие и ресурсная база каждого региона индивидуальна, а, следовательно, ориентиры или индикаторы развития отдельно взятого региона, по крайней мере, если разграничивать их по кластерному принципу, будут различны - показатели, критичные для развития аграрного региона, очевидно, должны отличаться от промышленного региона. Поэтому при разработке программ развития и группировке его основных индикаторов необходимо провести ретроспективный анализ формирования региона и степени устойчивости его развития, как социально-экономической системы при различных подходах в области стратегического планирования.

После выявления наиболее устойчивых взаимосвязей, обеспечивающих стабильное развитие региона, становится возможным проведение моделирования и выработка концепции, включающей минимальный набор индикаторов, которые имеют наибольшую корреляцию с положительной динамикой развития экономики всего региона. Затем, по средствам методик форсайта, осуществить прогноз изменения общего состояния экономической модели в ограниченном временном интервале, принимая в расчет вероятностный фактор результативности проведенных мероприятий и выполнения программ по достижению целевых показателей.

Первым шагом для выявления приоритетных направлений развития является анализ ресурсной базы региона.

На начало 2014 г. население Тамбовского региона составляет 1 млн 69 тыс. чел. - население снизилось на 6814 чел. (рис. 1) [1]. Природные ресурсы представлены следующими видами - минеральные ресурсы: песок (183 млн м3), глина (245 млн м3), титан (1,3 млн т), горючие полезные ископаемые - торф (18,8 млн т), водные ресурсы -99 % хозяйственно-питьевого обеспечения осуществляется из подземных водоносных горизонтов [2]. В части земельных ресурсов Тамбовский регион занимает территорию 34,5 тыс. км2, географическое положение региона благоприятно для развития хозяйственной деятельности. Зе-

мельный фонд региона составляет 3,4 млн га. Сельскохозяйственные угодья занимают 2,7 млн га (78,9 %). На долю пашни приходится 2,1 млн га (80,7 %), преобладают черноземы (87 % сельхозугодий). Сенокосами и пастбищами занято 0,5 млн га (18,2 %), многолетними насаждениями - 1,1 %. [3]. Вышеприведенный анализ показывает, что регион имеет серьезный ресурсный потенциал (особенно в аграрном секторе), который является базовым элементом для развития всей социально-экономической системы данного региона в целом.

После того, как дана характеристика ресурсной базе региона, и выявлен потенциально продуктивный аграрный кластер, перед переходом к анализу и формированию концепции развития необходимо обосновать разработку Базового набора индикаторов (БНИ) - показатели, имеющие наибольшую корреляцию с целевыми индикаторами развития социально-экономической системы региона (ЦИР) - и детерминировать приоритеты в форме ЦИР в соответствии с его особенностями.

При этом рассмотрение региона, как единого организма, имеющего как схожие признаки со своими географическими дальними и ближними соседями, так и отличительные особенности, дает возможность провести прямую аналогию с организмами, «царства животных». Для ряда этих животных, проживающих на одной территории, существует такое понятие, в сочетании с бактериями, растениями и грибами, как биоценоз, т. е. взаимодействие всех элементов, образующих метастабильное состояние всей системы. Выбытие одного элемента или сжатие его популяции влияет на все остальные элементы. При этом определенная коррекция при расширении или сжатии популяции каждого вида может дать и положительный результат для всей экосистемы. Перенося эту аналогию на экономическую модель социально-экономической системы в формате государства, мы можем рассматривать во многом схожие показатели жизнедеятельности каждого Региона-организма (БНИ) как параметрические данные состояния отдельного элемента экономики государства, взаимосвязанного с подобными элементами и имеющего корреляцию с общим экономическим состоянием государства. В случае, если мы говорим о ЦИР, то здесь нет и не может быть универсального набора. Только понимание уникального историко-экономического развития региона и его индивидуальной экономической функции позволит выйти на ее максимизацию.

Рис. 1. Показатели численности населения Тамбовской области

Следовательно, при выработке единых рекомендаций на федеральном уровне они могут быть стандартизированы только в контексте БНИ. Инициатива по разработке ЦИР должна в большей степени исходить от регионального уровня, так как факторы развития каждого региона, определяющие его потенциал, строго индивидуальны, поэтому механизм моделирования социально-экономического развития государства в региональном разрезе должен базироваться на двухуровневой основе, включающей в себя региональный и федеральный уровни.

Возможна различная комбинация критериев, характеризующих успешное развитие региона, как социально-экономической системы. Если рассмотреть развитие региона как неразрывную цепочку целей и приоритетов, вложенных друг в друга, то процесс постановки задачи формулировки ограниченного набора ЦИР в общем виде будет определяться последовательностью, в которой конечным звеном станет повышение благосостояния и соци-

альных гарантий для каждого человека в отдельности (как составляющая часть БНИ). А значит именно показатели, характеризующие динамику улучшения жизни населения должны составить основу для рассмотрения [4].

Упрощенно логический процесс стабилизации социально-экономической системы может проходить в следующей последовательности:

1. Максимизация функции использования ресурсного потенциала региона.

2. Повышение эффективности проводимой экономической политики на уровне региона в контексте сбалансированности его бюджета и снижением (отсутствием) необходимости «вливания» средств федерального бюджета в бюджет региона.

3. Повышение уровня жизни - рост реальных доходов населения.

Следовательно, за базовый набор индикаторов мы можем взять тот набор, который позволит отслеживать общее состояние социально-экономической системы в разрезе рынка труда,

демографии, образования и общеэкономические показатели:

Экономика

- ВРП на душу населения (уровень покупательской способности);

занятость по отраслям (сельское хозяйство, промышленность, услуги).

Рынок труда

- уровень безработицы (всего, застойная безработица, женщин, молодежи);

- уровень занятости (% населения в возрасте от 15 до 64 лет, всего, женщин, мужчин).

Демография

- население;

- плотность населения (жителей на км2);

% населения в возрасте до 15 лет, в возрасте 15-64 лет, более 65 лет.

Образование

образовательный уровень лиц в возрасте 25-59 лет (начальное, среднее, высшее).

Целевыми индикаторами, для Тамбовской области, к примеру, могут считаться:

- индекс развития человека;

- набор показателей, характеризующих динамику развития агропромышленного комплекса, и промышленного сектора.

Тем не менее, построение динамической модели инновационного развития аграрных регионов не должно ограничиваться формированием наборов индикаторов и индикативного плана, как результата проведенной работы. Необходима проработка взаимодействия структур, отвечающих за планирование, координацию, выполнение и анализ результатов в рамках поставленных целей. Оперативность в принятии ключевых решений и синхронность в выполнении поставленных задач обуславливают повышение потенциала экономической модели и ее устойчивость к стресс-факторам.

Проблематика развития Тамбовского региона, в контексте кризиса, стартовавшего в 2014 г., обуславливается невозможностью продолжения существующей экономической политики, которая фактически позволяет при небольшом экономическом росте сохранять стабильное состояние всей социально-экономической системы региона, что характерно не только для Тамбовской области, но и для всех регионов, обладающих потенциально сильным агропромышленным кластером. Основываясь на этом утверждении, сценарный прогноз, необходимый при выработке целей и индикаторов развития должен, прежде всего, ориентироваться на исторический опыт, рассматривая не только оптимистичные, но и пессимистические варианты развития событий [5]. Поэтому основной упор необхо-

димо сделать на те меры, которые, с одной стороны, могут в краткосрочном периоде обеспечить интенсивное развитие агропромышленного комплекса и продуктовую безопасность региона, а с другой стороны, обеспечат население дополнительными рабочими местами, что приведет к снижению уровня безработицы.

Одним из центральных вопросов при постановке задачи целостного поэтапного развития региона, как социально-экономической системы, является вопрос планирования. Бюджетное планирование как основной инструмент, позволяющий регламентировать и осуществлять экономическое развитие государства, используется как на федеральном, так и на региональном уровне. До 2007 г. бюджет формировался на 1 год, на период 20082010 гг. впервые был сформирован «трехлетний» бюджет [6]. В Тамбовской области бюджет также принимается на 3 года, на текущий год и двухлетний плановый период.

Вопрос, является ли бюджетное планирование наиболее универсальным, оптимальным и единственно верным типом экономического планирования на региональном и федеральном уровне или нет, может быть дискуссионным. Тем не менее, по мнению В. Дудкина, Ю. Петрова, бюджетное планирование является необходимым условием для проведения эффективной экономической политики, но в то же время не является достаточным для стратегического развития, повышения потенциала и создания эффективного контура управления социально-экономической системы государства в целом. Поэтому механизм планирования должен охватывать координацию государственных и негосударственных субъектов экономики [7], формировать единую консоль централизованного мониторинга состояния социально-экономической системы региона, и, в результате, сформировать концепцию стратегии комплексного развития с возможностью ее плавной коррекции при резком изменении внешней или внутренней экономической ситуации. Все вышеперечисленные критерии, по своей сути, сводятся к парадигме индикативного планирования.

Возможно ли на региональном уровне разработка и внедрение индикативного планирования или отдельных его элементов, и будут ли являться его результаты положительными? Ответ на этот вопрос дает опыт Республики Татарстан, которая смогла добиться роста экономики, в том числе благодаря построению эффективной системы управления и развития. Система индикативного управления экономикой была внедрена в Республике Татарстан в 2000 г. [8]. За последние 15 лет экономика Татарстана значительно выросла (рис. 2).

Одним из центральных драйверов в развитии экономики стала выработка новых подходов в управлении социально-экономической системой региона. Татарстан на протяжение последних 10 лет входит в десятку самых развитых регионов Российской Федерации.

Говоря о построении модели индикативной экономики, мы не говорим о создании идеального механизма, который оптимизирует все процессы и

позволит избежать экономического кризиса, но говорим о возможности создания управляющего контура, который позволит за счет четкой координации демпфировать последствия мировых и государственных кризисов, отражающихся на экономике региона, и активизировать потенциал социально-экономической системы. Поэтому в текущих условиях для обеспечения стабильного развития Тамбовского региона необходимо:

Рис. 2. Динамика экономического развития Республики Татарстан (1998-2013 гг.)

1. Рассмотреть и проанализировать возможность создания системы индикативного планирования в рамках экономики региона.

2. Провести мероприятия по комплексному мониторингу текущего состояния социально-экономической системы, выявить и рассчитать необходимый уровень поддержки позитивных драйверов развития экономики.

3. В соответствии с современными методиками прогнозирования, сформировать сценарный прогноз развития текущей экономической ситуации и определить вектор коррекции тренда развития социально-экономической системы, с целью принятия оперативных решений по формированию позитивных предпосылок в разрезе долгосрочного периода развития региона.

4. Разработать индикативный план на среднесрочный период - 3-5 лет.

Процесс разработки соответствующего плана может проводиться, как на основе Управления эко-

номической политики администрации Тамбовской области, так и на базе созданной комиссии при губернаторе Тамбовского региона. Основная цель органа, ответственного за индикативное планирование, должна заключаться в координации и проведении работ по формированию индикативного плана.

Активизация всех управляющих элементов социально-экономической системы, будь то уровень государственного и муниципального управления, а также консультационные советы с представителями малого и среднего и крупного бизнеса, кроме консолидации общества, необходимой при решение такого рода экономических задач, повысят эффективность процесса принятия решений.

Отдельное внимание при формировании и внедрении концепции индикативного планирования необходимо уделить созданию Автоматизированной информационной системы, с помощью которой будет вестись процесс сбора и оперативной обра-

ботки информации, позволяющей принимать руководству региона оперативные решения о необходимости внесения возможных корректировок при резком изменении внешней или внутренней обстановки, с целью недопущения размывания процесса достижения поставленных на долгосрочную перспективу целей и задач.

Каков потенциал внедрения индикативного планирования в Тамбовском регионе, какие задачи, стоящие перед социально-экономической системой региона, оно должно решить? К чему должны привести в конечном итоге проводимые изменения?

Понятие стабильно-развивающейся социально-экономической системы тесно связано с уровнем жизни или «качеством жизни» ее базового элемента - населения. При анализе данных, приведенных в исследование Рейтинга регионов РФ по качеству жизни [9], Тамбовский регион занимает 21 место в соответствии со сводным рейтинговым балом, при этом по группе показателей «Уровень экономического развития» толь-

ко 63 место среди Российских регионов, по группе показателей «Демографическая ситуация» 76 место, а по группе показателей «Уровень доходов населения» 44 место (табл. 1).

По ключевому показателю ВРП за 2013 г. объем ВРП Тамбовской области составил 235,9 млрд руб., индекс физического объема ВРП - 109,2 % (к уровню 2012 г.). ВРП на душу населения достигла 219,9 тыс. руб. (в 2012 г. -188,4 тыс. руб.) [10]. При этом, по данным Рос-стата, Тамбовский регион занимает по этому показателю в России 52 место. Структура ВРП региона представлена в таблице 2 [11].

Одновременно с этим потенциал Тамбовской экономики и ресурсная база, описанная выше, дают основание предположить, что существующая модель управления экономикой может быть оптимизирована. Поэтому переход к индикативному планированию может явиться ключевым фактором в переходе к инновационному развитию Тамбовского региона.

Таблица 1

Рейтинг регионов РФ по качеству жизни за 2014 г.

1 г. Москва "4,56 1 1 2 55 60 2 1 2 1 1 1

г. Санкг-Пегерб>рг 72,13 4 ■Н 1 1 шяш ■■н 3 якт ШШ^Ш 3 ■явим

3 Московская область 60,31 9 5 61 50 34 4 4 3 4 23 3

4 Республика Татарстан 59,17 12 S И 32 16 10 16 23 8 ■няв 4

5 Краснодарский край 58,79 19 6 42 3 46 I 8 12 12 4 5

6 Белгородская область 54,73 14 — 4S 7 12 29 '14-- 6 33 V

7 Воронежская область 53,58 20 50 43 22 23 41 " 17 29 3 1

Тюишсш область 52,95 15 23 58 ■ 4 ■ 6 3 68 15 22 9

9 Нижегородская область 52,07 16 31 20 29 55 42 45 26 14 10

■ 10 Свердловская область 51,64 10 ■нн 9 ■■ 74 17 23 39 13 ■ R 5 1 ■ П ■

11 Калининградская область 51,37 27 36 71 36 42 18 11 4 40 24 13

12 Ханш-Мансннскии автономный спрут - Югра 51,33 5 21 5 69 19 5 9 64 J 41 8

13 Самарская область 50,29 13 32 19 39 72 33 35 11 7 30 14

3« Ярославская область 50,26 шкшш 17 4 ■■■ 27 43 26 24 32 ■ ■■ ■ ■Hi

15 Лишокая область 50,24 24 7 72 45 41 58 33 8 25 15

16 Ростовская область 49,74 41 10 22 10 44 43 27 38 27 17 16

17 Калужская область 49,34 1( 50 51 9 61 51 31 10 18 33 17

■ 1ST Курская область 48,17 32 ■№Я1 69 1 18 Я 19 46 г ■ я Ч ■ в ■

19 Рест^лика Башкортостан 47,57 25 33 29 35 53 50 48 46 11 и 20

■ 20 Левнжрадсказ область 47,55 54 54 73 59 2 ■ 36 13 22 10 ■ 1 59 ■ ■1* ■

21 Таатбовскаа область 46,82 44 9 58 15 1 76 15 28 63 28 24

Таблица 2

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации в 2013 г.

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

в том числе

Раздел А Раздел в Раздел с Раздел D Раздел Е Раздел F Раздел G Раздел н Разде i Раздел. Раздел К Раздел L Рэздел м Раздел N Раздел о Раздел Р

Оптовая и

розничная предоста

Валовая л::==,-е--= я стоимость в ОСНОВНЫХ ценах Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Рыболов Добыча Обрабаты Произведет вой распредели кие злектроэне рти, ^аза и воды торговля; ремонт автотранспорт Гостиницы рестораны Финансов Операции с недвижимым. Государствен ное управлениеи Здравоохр ан.ение и Еление прочих коммуна Деятелен ость домашни ХОЗЯЙСТЕ

ство, рыбовод ство полезных ископаем ых вэющие производс тва Строител ьство ных средств, МОТОЦИКЛОВ, бытовых изделий и Транспорт (•СВЯЗЬ ая деятель* ость имуществом, аренда и предоставлен не услуг обеспечение военной безопасности, социальное Образование предостав ление социальн ых услуг льных, социальн ыхи

предметов личного пользования страхование услуг

Российская Федерация из су килы субъектов 100 4,2 0.2 10, В 17,4 3,9 6,8 18 1Д 10 0,5 12 5,8 4,3 1,6 0

Центральный федеральный округ 100 2,8 0 0,7 17,5 4,2 5,1 26,3 1 9,6 0,9 17 5,9 2,9 3,8 2,3 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамбовская область 100 17,7 0 0 13,5 2,5 13,4 18,6 0,6 10,9 0,2 5,8 7,5 3,8 4,2 1,3 0

В заключение отметим, что концепция развития регионов России должна рассматриваться как фактор укрепления и стабилизации экономики не только региона, но и страны в целом. Научный подход в стратегическом планировании и реализация процесса быстрой развертки инструментов индикативного планирования, в случае необходимости стабилизации социально-экономической системы, позволит обеспечить достижение результата в краткосрочном периоде, что еще раз подчеркивает актуальность и необходимость дальнейшей разработки и изучения данной области, а также создание возможности ее практического применения.

Литература

1. Информационное агентство «TAMBOV-INFO.RU». URL: http://www.taminfo.ru/im-portant/26141-naselenie-tambovskoy-oblasti-v-2013-godu-snizilos.html

2. Инвестиционный портал регионов России. URL: http://www.investinregions.ru/regions/tambov/

3. Сайт регионального информационно-консультационного центра агропромышленного комплекса. URL: http://www.tambov-apk.ru

4. Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru

5. Смагина В. В., Стрекалов Н. В. Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. Вып. 11 (139). С. 139-142.

6. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: федер. закон № 198-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_-LAW_52713/

7. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование - механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. № 6. С. 7-8.

8. О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров

Республики Татарстан от 29 мая 2000 г. № 371. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Рейтинговое агентство «Рейтинг Российских регионов по качеству жизни». URL: http://vid1.rian.ru-/ig/ratings/life_2014.pdf

10. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/news/2015/03/05-/295.html

11. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main-/rosstat/ru/statistics/accounts/

References

1. Informatsionnoye agentstvo «TAMBOV-INFO.RU» [News agency «TAMBOV-INFO.RU»]. URL: http://www.taminfo.ru/im-portant/26141-naselenie-tambovskoy-oblasti-v-2013-godu-snizilos.html

2. Investitsionnyj portal regionov Rossii [Investment portal of regions of Russia]. URL: http:// www.investinregions.ru/regions/tambov/

3. Sajt regional'nogo informatsionno-konsul'tatsion-nogo tsentra agropromyshlennogo kompleksa [Site of regional information advice center of agro-industrial complex]. URL: http://www.tambov-apk.ru

4. Sajt Prezidenta RF [Russian President's site]. URL: http://www.kremlin.ru

5. Smagina V. V., Strekalov N. V. Indikativnoye planirovaniye kak perspektivnyj instrument upravleniya razvitiyem sotsial'no-ekonomicheskikh sistem na regional'nom urovne [Indicative planning as the perspective instrument of management of development of social and economic systems at the regional level] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014. Vyp. 11 (139). S. 139-142.

6. O federal'nom byudzhete na 2008 god i na planovyj period 2009 i 2010 godov: feder. zakon № 198-FZ [About the federal budget for 2008 and for planning period 2009 and 2010: federal law № 198-FL] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW_52713/

7. Dudkin V., Petrov Yu. Indikativnoye planirovaniye - mekhanizm koordinatsii deyatel'nosti gosudarstvennykh i negosudarstvennykh sub"yektov

upravleniya ekonomikoj [Indicative planning - the mechanism of coordination of activity of the state and non-state actors of management of economy] // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. 1998. № 6. S. 7-8.

8. O merakh po realizatsii sistemy indikativnogo upravleniya ekonomikoj Respubliki Tatarstan: postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 29 maya 2000 g. № 371 [About measures for realization of system of indicative management of economy of the Republic of Tatarstan: the resolution of the Cabinet of the Republic of Tatarstan, May 29, 2000 № 371]

9. Rejtingovoye agentstvo «Rejting Rossijskikh regionov po kachestvu zhizni» [Rating agency «Rating of the Russian Regions on Quality of Life»]. URL: http://vid1.rian.ru-/ig/ratings/life_2014.pdf

10. Investitsionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment passport of the Tambov region]. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/news/2015/03/05-/295.html

11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service] URL: http:// www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main-/rosstat/ru/statistics/accounts/

* * *

FORMATION OF DYNAMIC MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRARIAN REGIONS OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION

SMAGINA VALENTINA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: troveo@mail.ru

STREKALOV NIKOLAY VASILYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: NVStrekalov@outlook.com

In the article authors carried out the retrospective analysis of formation of complex system of development of the agrarian region on the example of the Tambov region. The article considered the possibility of strategic development of agrarian regions relying on creation of system of the indicators reflecting efficiency of the decisions put into practice with possibility of expeditious correction of the pursued economic policy in case of approach of the changes caused by external factors. Authors considered the main indicative indicators allowing to make an assessment and complex monitoring of performance of the objects set within process of planning and the tasks. They carried out the forecast of change of the general condition of economic model in a limited time interval by means of techniques of foresight, taking into consideration a probabilistic factor of productivity of the held events and implementation of programs for achievement of target indicators. Various combination of the criteria characterizing successful development of the region as social and economic system is possible. If to consider development of the region as an indissoluble chain of the purposes and priorities enclosed each other, sequence in which increase of welfare and social guarantees for each person separately will become a final link will define the process of a problem definition of the formulation of the target indicators of development limited set in a general view . The concept of development of regions of Russia has not to be only as a factor of strengthening and stabilization of economy the region, but also country in general. Scientific approach in strategic planning and realization of process of fast development of instruments of indicative planning, in case of need stabilization of social and economic system, will allow to provide achievements of result in the short-term period.

Key words: indicative planning, indicative indicators, social and economic system, strategic planning, management of social and economic systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.