тинговых программ организаций, предоставляющих инновационные услуги в регионах различных типов. Однако сформулирован-
ные положения, по нашему мнению, создают определенную основу для такого рода разработок.
Литература
1. Туманян И.В. Рынок инновационных услуг как элемент рыночной инфраструктуры. Сборник научных трудов. Серия «Экономика». Вып. 6 // Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
2. Хмелевский С.В. Каковы инновационные системы России? // URL: http://innosys.spb.ru
3. Berry L.L., Shankar V., Parish J.T., Cadwallader S. andDotzel T. Creating New Markets Through Service Innovation. MIT Sloan Management Review, 2006. V. 47. №. 2. Р. 56—63.
4. Borden N.H. The Concept of the Marketing Mix // Journal ofAdvertising Research. 1964. №. 4. Р. 2—7.
5. Parasuraman A., Zeithaml V. A., & Berry L. L. SERVQUAL : a multi-item scale or measuring customer perceptions o service quality // Journal of Retailing. 1988. № 64 (1). Р. 12—40.
6. Schmitt B.H. Customer Experience Management: A Revolutionary Approach to Connecting with Your Customers. John Wiley & Sons, Hoboken, New Jersey: 2003
7. URL: http://www.gks.ru // Динамика инновационной активности организаций по субъектам РФ (Дата доступа 1 апреля 2010 г.)
8. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.
УДК 338.266
особенности применения различных подходов к планированию развития бытового обслуживания населения
Татьяна Викторовна Харитонова, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], Александр Сергеевич Евстигнеев, аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Planning in community services is currently characterized by a regulatory and task oriented method, especially at the regional level. The authors focus on planning in consumer services at the federal level with two planning options: the program-target planning (the national project called Life) and indicative planning (Development of Small and Medium Enterprises).
В современных экономических условиях широкое распространение получил нормативно-целевой метод планирования, особенно на региональном уровне. Основное внимание в статье сосредоточено на вопросах планирования развития бытового обслуживания населения на федеральном уровне. Авторами рассматриваются два возможных варианта. Первый вариант планирования основывается на программно-целевом методе (национальный проект «Быт»). Второй вариант, по сути, представляет собой индикативный план (проект «Развитие малого и среднего предпринимательства»).
Key Words: planning in consumer services, program-target planning, management plan, indicative plan
Ключевые слова: планирование бытового обслуживания населения, программно-целевое планирование, директивный план, индикативный план.
Планирование развития бытового обслуживания населения всегда рассматривалось как один из основных инструментов государственного регулирования отрасли.
В СССР планирование бытового обслуживания населения осуществлялось в рамках пятилетних и годовых планов социальноэкономического развития, которые разрабатывались республиканскими министерствами бытового обслуживания населения. Эти планы являлись основными документами, определявшими важнейшие направления текущей производственно-хозяйственной деятельности и перспективы развития предприятий бытового обслуживания населения.
Планы социально-экономического развития предприятий бытового обслуживания населения включали в себя следующие разделы:
1. Основные показатели.
2. План реализации услуг и продукции.
3. План повышения эффективности деятельности предприятия.
4. Технико-экономические нормы и нормативы.
5. План капитального строительства.
6. План материально-технического обеспечения.
7. План по труду и заработной плате.
8. План по себестоимости, прибыльности и рентабельности.
9. Планирование фондов экономического стимулирования.
10. Финансовый план.
11. План социального развития коллектива.
12. Планирование мероприятий по охране природы и рационального использования природных ресурсов [7].
Впервые программно-целевой метод при планировании реализации бытовых услуг населению был применен в СССР в 1983 году. В сентябре 1983 года Политбюро ЦК КПСС признало необходимым разработать в составе пятилетнего плана на 1986—1990 годы и основных направлений экономического и социального развития СССР на более длительную перспективу Комплексную программу развития производства товаров народного потребления и системы услуг населению, имея в виду наиболее полное удовлетворение разнообразных запросов и потребностей населения. Такая программа была разработана и реализована.
В ходе реализации Комплексной программы Министерство бытового обслуживания населения РСФСР утверждало около 90% всех нормативных документов, которые требовались для существования отрасли. Эти нормативные документы разрабатывались ведомственными научно-исследовательскими институтами и опытно-конструкторскими организациями, рассматривались на коллегии Минбыта РСФСР и после утверждения в форме приказов доводились до всех территориальных органов управления бытовым обслуживанием населения. Например, одним из таких приказов регламентировались гарантии для клиентов для каждого вида бытовых услуг, определялись сроки исполнения заказа.
Одновременно с этим существовали и нормативные документы, в которых содержались индикативные показатели развития отрасли. Например, основными направлениями развития бытового обслуживания населения РСФСР на 1981—1985 годы Министерствам бытового обслуживания населения автономных республик, управлениям край-, облисполкомов было предложено:
•довести количество парикмахерских кресел в расчете на 1000 жителей до 0,7, а в столицах автономных республик, краевых и областных центров до 1,25;
•удельный вес женских парикмахерских кресел в их общем количестве должен составлять не менее 50%, мужских — 37%, косметических — 7%, а рабочих мест по маникюрным и педикюрным услугам до 6%;
•предусмотреть создание в крупных городах из расчета на 100 тыс. жителей: одного ателье по пошиву одежды мощностью 100— 120 тыс. рублей услуг в год; одного ателье по изготовлению головных уборов мощностью 12—14 тыс. рублей услуг в год; одного ателье высшего разряда по пошиву мужских сорочек мощностью 12—14 тыс. рублей услуг в год; одного ателье по изготовлению корсетных изделий мощностью 6—8 тыс. рублей услуг в год
[7].
Большинство принятых в тот период времени нормативов в сфере бытового обслуживания и платных услуг населению используется и в настоящее время в практике регионального планирования и управления, хотя они уже не являются достаточно эффективными. К таким нормативам можно отнести нормативы платных услуг на душу населения, нор-
мативы обеспеченности площадями на 1000 жителей по видам платных услуг, нормативы обеспеченности производственными мощностями, нормативы удельных капиталовложений по видам платных услуг и др.
В настоящее время с упразднением Министерства бытового обслуживания населения планирование отрасли на федеральном уровне практически не осуществляется. Полномочия по регулированию сферы бытового обслуживания населения и планированию ее развития и потребительского рынка в целом, законодательно закреплены за органами государственного управления субъектов РФ и органами местного самоуправления [1, 2, 3].
По нашему мнению, вопросы планирования бытового обслуживания населения нельзя полностью исключить из поля зрения федеральной власти, так как обеспеченность населения качественными бытовыми услугами в надлежащем объеме во многих развитых странах является одним из индикаторов качества жизни (например, нормативы или индикаторы рационального потребления населением бытовых услуг).
В ряде экономически развитых стран, входящих в Евросоюз, таких как Франция и Германия, существуют специальные государственные органы по регулированию потребительских (бытовых) услуг.
Во Франции регулирующие функции по законодательным, нормативным, структур -ным, образовательным, фондообразующим вопросам выполняет специальное министерство, через свои структуры оно регулирует работу предприятий потребительского рынка, имеющих следующую специализацию: 33% — строительство и коммунальные работы, изготовление и ремонт мебели; 15% — пищевая промышленность, 8% — оздоровительные, парикмахерские, косметические услуги, 5% — пошив и ремонт одежды, 14% — ремонтные работы (автосервис, бытовая техника, телевизоры, компьютеры, часы); 25% — прочие работы и услуги. Эта потребительская сфера организуется за счет малого бизнеса. Торговля имеет отдельную структуру управления и в эту часть потребительской сферы не включается.
Сфера потребительских (бытовых) услуг во Франции, имея в качестве «верхнего уровня» госструктуру, на уровне провинций, городов и коммун регулируется ремесленными палатами, которые реализуют переданные им
«сверху» нормативные, фондораспределительные, образовательные и иные функции. Руководство и Правление ремесленных палат избирается участниками этих палат и затем утверждается муниципальной властью провинции или города на федеральном уровне.
Примерно такая же схема имеет место и в Германии, где потребительским сектором услуг руководит Министерство экономики и Министерство образования, а основными исполнительными структурами являются земельные и городские ремесленные палаты. Специализация этого сектора в Германии аналогична французской. [5]
Учитывая необходимость более четкого регулирования сферы бытового обслуживания населения в РФ и опираясь на позитивный зарубежный опыт, инициативной группой НП «Ремесленная палата России» и Объединения работодателей «Росбытсоюз» было предложено разработать и принять в качестве одного из приоритетных национальный проект «Быт». Безусловно, такой проект демонстрирует программно-целевой подход к процессу планирования развития бытового обслуживания на федеральном уровне. Поэтому остановимся на его анализе более подробно.
Целевым ориентиром национального проекта «Быт» является разработка мер по предоставлению государственной поддержки в сфере бытового обслуживания населения, особенно для социально-значимых и малорентабельных видов бытовых услуг. В соответствии с названным целевым ориентиром определены 4 основные цели.
Одной из таких целей является принятие Федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в РФ».
Более 8 лет данный законопроект обсуждается в Государственной Думе. К настоящему моменту на него получено около 100 положительных заключений, включая заключения субъектов законодательной инициативы и подавляющего большинства ремесленных палат и организаций. Законопроект направлен на создание основ правового регулирования ремесленной деятельности, одной из главных задач которого является построение механизмов самоорганизации и саморегулирования в таких социально значимых видах деятельности, как муниципальная промышленность,
бытовое обслуживание населения, народные промыслы.
По мнению разработчиков законопроекта, бытовое обслуживание населения может быть отнесено к ремесленной деятельности. Однако, по нашему мнению, это неправильный подход. Бытовое обслуживание было совместимо с ремесленничеством на начальном этапе становления рыночных отношений. В современной экономике ремесленничество — это особый вид предпринимательской деятельности с преобладанием ручного труда, результатом которой является создание единичного продукта. В настоящее время большинство видов бытовых услуг, напротив, требует высокотехнологичного производства. При этом технологический процесс оказания услуг в той или иной степени может быть стандартизирован (регламентирован), тогда как продукт ремесленной деятельности в силу своей индивидуальности, а иногда и уникальности, стандартизации не подлежит. Принятие закона о ремесленной деятельности имеет важное значение для развития малого и среднего предпринимательства, но напрямую не сможет повлиять на развитие бытового обслуживания. На наш взгляд, включение бытового обслуживания в состав ремесленной деятельности может привести к сокращению отрасли.
Другой немаловажной целью проекта является безвозмездное наделение собственностью из фондов федерального, регионального и муниципального имущества хозяйствующих субъектов, занимающихся бытовым обслуживанием населения и содействующих им союзов бытового обслуживания и ремесленных палат. Учитывая, что одной из основных причин, сдерживающих развитие бытового обслуживания населения в регионах России, являются трудности в обеспечении помещениями, достижение этой цели очень важно для отрасли. Особенно это актуально в отношении тех помещений, которые в первой половине 90-х гг. незаконно были перепрофилированы после приватизации.
Следующая цель — создать государственный орган, который будет осуществлять регулирование и координацию ремесленничества и сферы бытового обслуживания населения. В рамках разрабатываемого проекта функциями регулирования и координации на федеральном уровне предполагается наделить Мини-
стерство экономического развития РФ или Министерство промышленности и торговли РФ.
Согласно первому варианту на базе Мин-прома РФ предполагается создать специальное Агентство, которое будет заниматься проблемами развития сферы бытового обслуживания населения. Данного варианта придерживаются в основном сторонники включения бытового обслуживания населения в состав муниципальной промышленности, то есть муниципального производства товаров и услуг.
Согласно второму варианту, который представляется нам наиболее оптимальным, регулирование бытового обслуживания населения будет осуществляться на базе Минэкономразвития РФ специально созданным для этих целей Департаментом муниципальной промышленности и бытового обслуживания. Функции координации и разработки комплексных программ развития будет осуществлять государственная корпорация «Госпром-быт».
Создание структуры, которая будет заниматься вопросами бытового обслуживания населения на федеральном уровне, позволит, по мнению разработчиков проекта:
•организовать на базе ремесленных палат субъектов РФ нормальное обслуживание населения по частному строительству, ремонтным работам, в том числе жилых домов, пошиву и ремонту одежды и обуви с особыми потребительскими характеристиками, ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке и стирке, ритуальным, парикмахерским, косметическим и оздоровительным услугам и т.п.;
•обеспечить определенные функции защиты населения при чрезвычайных ситуациях (радиационное или химическое заражение, природные катаклизмы и т.п.), имея в виду химическую чистку и стирку одежды, спецодежды, военной формы и т.п.;
•способствовать санитарному благополучию населения.
Четвертая цель проекта — создать само-регулируемую организацию по бытовому обслуживанию и муниципальной промышленности.
Необходимость достижения этой цели связана с тем, что с началом рыночных реформ государство практически сняло с себя все
обязанности по регулированию социальнозначимых отраслей экономики, в том числе бытового обслуживания населения.
В рамках данного национального проекта статус саморегулируемой организации в сфере бытового обслуживания населения было предложено присвоить Ремесленной палате России.
Планируется, что Национальный проект «Быт» будет включен в федеральную комплексную программу развития малого бизнеса. В этот проект будут включены планы развития по 30—40 субъектам РФ.
Существует и правительственный вариант планирования развития бытового обслуживания населения. Однако в отличие от предыдущего проекта направлен он не только на сферу бытового обслуживания, а на малое предпринимательство в целом. За последние несколько лет поддержка малого предпринимательства стала приоритетной целью в деятельности Правительства РФ. Это связано с тем, что развитие малого предпринимательства в современных условиях рассматривается как один из главных факторов экономического роста.
Подавляющее большинство предприятий бытового обслуживания населения в России являются субъектами малого и мельчайшего предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом о малом и среднем предпринимательстве субъектами малого предпринимательства в бытовом обслуживании считаются лица, имеющие следующие показатели: совокупный размер годовой валовой выручки не более 60,0 млн руб.; среднесписочную численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) не более 50 человек.
К субъектам мельчайшего предпринимательства относятся коммерческие организации, в том числе работающие по договорам коммерческой концессии (франчайзинга), соответствующие следующим критериям: учредителями (участниками, членами) являются только физические лица; совокупный размер годовой валовой выручки не превышает 6,0 млн руб.; среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) не превышает 10 человек [4].
В качестве примера рассмотрим планирование развития малого предпринимательства в России в среднесрочной перспективе.
С целью поддержки развития малого предпринимательства в современных условиях в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Минэкономразвития России был разработан проект «Развитие малого и среднего предпринимательства». В отличие от национального проекта «Быт» данный проект, по сути, представляет собой индикативный план.
Проект предполагает достижение двух основных целей:
1) увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;
2) формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
Достижению этих целей будет способствовать решение 11 задач и реализация 88 мероприятий. Кроме того, выработано 35 индикаторов достижения целей проекта.
Три целевых индикатора характеризуют достижение первой цели проекта и включают в себя:
1) увеличение доли занятых в малых и средних компаниях по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза до 28%,
2) увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза — до одной трети ВВП;
3) рост количества малых и средних компаний на 1 тыс. человек — на 15% (до 11,4 компаний).
Достижение второй цели проекта связано с изменением отраслевой структуры и увеличением доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы, в том числе и сферы услуг, с 28% до 50%, что в ценах 2008 года означает увеличение оборота неторгового сектора с 4 трлн. рублей до 9 трлн. рублей. Такая динамика соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года — приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира, а именно:
•доля малых и средних компаний в ВВП — не менее 40%;
•доля занятых на малых и средних предприятиях — не менее 50% населения, занятого в национальной экономике.
Следующее направление поддержки малых и средних компаний — это повышение их конкурентоспособности. Поэтому основные ме-
роприятия по решению данной задачи включают в себя выплату финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней. В рамках программы поддержки малого предпринимательства к 2012 году планируется довести количество субсидируемых компаний до 1000.
Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи планируется направить деятельность органов государственного управления на обеспечение возможности целевого предоставления недвижимого имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2009—2011 годах планируется реализовать закон о преимущественном выкупе малыми компаниями арендуемых помещений, что приведет к появлению не менее 5000 собственников среди малых компаний. Таким образом, предполагается улучшить доступность недвижимости в 2 раза.
Доступ к объектам технологической инфраструктуры (электросетям, газовым и коммунальным коммуникациям) является для малых предприятий, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование законодательства, позволит снизить в 3 раза долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний в общих затратах на начало бизнеса: с 35 до 10%.
В настоящее время получение бизнес-образования (преимущественно в рамках краткосрочных программ), является необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. В 2009 году планируется предоставить услуги бизнес-образования для 3—4 тыс. предпринимателей, а к 2012 году увеличить этот показатель в 3 раза.
Крупной задачей проекта является формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи необходимо обеспечить ежегодное создание 30—40 бизнес-инкубаторов; двухкратное повышение капитализации региональных гарантийных фондов поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий; расширение финансовой поддержки муниципалитетов.
Существенный потенциал для развития субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в снижении издержек, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Ожидаемая результативность реализации задачи — снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров.
Решение основной задачи — увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с популяризацией идей предпринимательства, развитием деловой активности населения, разъяснением государственной политики по содействию предпринимательству. Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому уровню показателя по доле граждан, желающих начать собственное дело, составляющему 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.
Достижение вышеуказанных индикаторов будет способствовать окончательному формированию в Российской Федерации института малого предпринимательства во всех отраслях национальной экономики (в том числе и в бытовом обслуживании), перед которым в современных условиях ставятся большие задачи, направленные на стабилизацию социальноэкономической ситуации в стране.
Наибольшее распространение при планировании развития бытового обслуживания на региональном уровне получил программноцелевой метод. Во многих субъектах РФ приняты и реализуются целевые программы развития бытового обслуживания населения, причем в отдельных субъектах процесс программирования носит постоянный характер.
На современном этапе основной акцент в управлении развитием бытового обслуживания населения смещается именно на муниципальный уровень. Приведем несколько примеров.
В Новосибирской области реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2009—2011 годы».
Цель Программы — содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения.
Задача в рамках достижения поставленной цели — повышение уровня потребления бы-
товых услуг населением Новосибирской области.
Планируемые результаты программы: ежегодное увеличение объема бытовых услуг в среднем на 8%, расширение сети комплексных приемных пунктов на 10 единиц, создание 100 новых рабочих мест и обучение около 300 специалистов сферы бытового обслуживания из сельской местности на семинарах, курсах повышения квалификации.
В городе Южно-Сахалинске действует Программа развития бытового обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2007—2010 годы.
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития потребительского рынка бытовых услуг, повышения уровня и качества обслуживания населения, расширения сети предприятий службы быта.
Основной задачей Программы является совершенствование механизма управления сферой бытового обслуживания населения, направленного на укрепление материальнотехнической базы службы быта, улучшение общих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, расширение сети объектов сферы услуг, создание новых рабочих мест, а также увеличение поступлений финансовых средств в бюджеты всех уровней за счет расширения налогооблагаемой базы.
В Рыбинском муниципальном районе Ярославской области планирование отрасли
осуществляется на основе Муниципальной целевой программы «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения и торговли Рыбинского муниципального района на 2008—2010 годы».
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития бытового обслуживания и торговли населения в 2008—2010 годах.
Перечислим задачи Программы: •содействие развитию социально значимых бытовых услуг;
•обеспечение доступности потребительского рынка для сельского населения •создание новых рабочих мест; •обеспечение территориальной и ценовой доступности бытовых услуг населению;
•увеличение объемов и ассортимента бытовых услуг;
•обеспечение сферы бытового обслуживания квалифицированными кадрами;
•открытие новых и сохранение действующих объектов бытового обслуживания, в том числе комплексных приемных пунктов;
•повышение качества и уровня жизни населения Рыбинского муниципального района.
Однако разработка целевых программ является результирующим этапом процесса планирования. В основе планирования системы бытового обслуживания населения в регионах сохраняется нормативный метод, то есть расчет основных показателей развития базируется на отраслевых нормах и нормативах.
Литература
1. Федеральные законы РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
5. Бытовое обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы. М.: ООО «Принт-Сервис», 2009.
6. Евстигнеев А.С. Разработка системы индикаторов развития малого предпринимательства в среднесрочной перспективе / Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2009. № 5 (15). № гос. рег. 0420900058/0109.
7. Кобелев Н.Б. Бытовое обслуживание — государство, право, законодательство. М.: ООО «Принт-Сервис», 2008.