Юнусов М.А. Муниципальный центр сетевого планирования как механизм координации развития узловых точек роста малого бизнеса
Дата: 31/03/2011 Номер: (27) УЭкС, 3/2011
Аннотация: Статья посвящена вопросу создания муниципального центра сетевого планирования, как органа способствующего формированию оптимальных проектов и программ инновационного развития муниципального образования. В статье дается характеристика финансово-экономическим, законодательным, информационным, образовательным, кадровым и инфраструктурным механизмам реализации стимулирующей функции органов местного самоуправления.
Abstract: deals with the problem of creation of the municipal center of net planning, as the body, which promotes to formation of optimal projects and programs on innovative development of municipal foundation. The characteristics of financial, economic, legislative, informational, educational, personnel and infrastructure mechanisms of realization of the stimulating function of the bodies of local government are given.
Ключевые слова: центр сетевого планирования, муниципальное образование, инновации, малый бизнес, предпринимательские сети, механизмы, бизнес план, бизнес - единицы
Keywords: the center of net planning, municipal foundation, innovation, small business, business nets, mechanisms, business plan, business-units
Юнусов Марсель Анварович аспирант
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Выходные данные статьи: Юнусов М.А. Муниципальный центр сетевого планирования как механизм координации развития узловых точек роста малого бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Важным фактором повышения эффективности управления выступают инновации в управлении: реформирование управления и переход на проектный подход. Как отмечают эксперты фонда "ЦСР - Северо-Запад" Щ, "отраслевая логика управления экономическим развитием устарела. Теперь отрасль становится понятием виртуальным - нет ни объекта, ни субъекта ее развития. Невозможно больше говорить об "управлении" отраслью. Тем не менее, авторы большинства региональных стратегий и программ социальноэкономического развития по-прежнему работают в старой логике, в терминах управления ею. Новые подходы предполагают косвенное воздействие на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса. Кластерный подход является одним из них."
В контексте развития муниципалитета возможным решением данной проблемы является создание специального координирующего органа -муниципального центра сетевого
планирования. Его основу должны составить специалисты, имеющие большой практический и теоретический опыт решения проблем развития МО в определенных сферах - специалисты администрации МО в области коммунального хозяйства и жилищной политики; капитального строительства и землепользования; городского хозяйства и благоустройства; социальной политики; промышленности, науки, связи и информационных технологий; экологии и природопользованию; здравоохранения и т.д.
Создание центра сетевого планирования будет способствовать: формированию
оптимальных проектов и программ инновационного развития МО, улучшению контроля над ходом их реализации, повышению ответственности каждого работника Центра, его самостоятельности в решении важных вопросов, снижению процессов бюрократизации системы управления посредством введения жесткого контроля над сетевым развитием предпринимательства в МО. В целях разработки стратегических проектов и программ сетевого развития предпринимательства, их реализации необходима организация тесного сотрудничества координирующего центра с научно-исследовательскими учреждениями, предприятиями различных отраслей и другими организациями инфраструктуры предпринимательства МО (рис. 1).
Рисунок 1. Центр сетевого планирования МО и его окружение.
Для того чтобы разработанные инновационные стратегии социально-экономического развития МО были реализованы, органы местной власти должны использовать и стимулирующую функцию (механизмы формирования и развития инновационной активности предпринимательства на территории МО). Стимулирующая функция органов местного самоуправления может быть реализована через использование финансовоэкономических, законодательных, информационных, образовательных, кадровых и инфраструктурных механизмов.
В современных условиях органы местного самоуправления способны не столько вкладывать финансовые средства в развитие предпринимательских сетей, сколько искать другие источники финансирования, создавать условия для привлечения инвесторов, активизации деятельности инфраструктурных элементов сферы предпринимательства, решающих эти проблемы.
В связи с этим, органы местного самоуправления могут:
• Оказывать организационную поддержку предприятиям при включении их в федеральные и региональные программы и проекты, систему действующих специализированных федеральных и региональных фондов технологического развития.
• Предоставлять гарантии при получении организациями инновационной сферы кредитов.
• Создавать условия для развития венчурного финансирования инновационных проектов социально-экономического развития муниципального образования.
• Содействовать развитию и функционированию обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в малое предпринимательство, а также выступающих мощным инструментом формирования и укрепления предпринимательских сетей;
• Способствовать развитию прозрачной системы конкурсного отбора предпринимательских проектов для инвестирования.
• Инициировать и подготавливать совместные заявки на получение донорской помощи из средств зарубежных фондов, которые активно поддерживают деятельность некоммерческих организаций.
• Способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в МО.
Муниципальное образование может выступать заказчиком наукоемкой продукции, необходимой для развития городского или сельского поселения, и инвестировать деятельность предпринимателя (инновационно-активного предприятия) путем формирования муниципального заказа. Он может оказать незначительную, но реальную поддержку деятельности местного предпринимательства. При этом заказ, ориентированный на его исполнение группой предприятий, позволит обеспечить определенный стимул к развитию сетей, равно как и иным формам реализации совместных проектов и кооперации. К примеру, актуальным является формирование муниципального заказа на производство или реновацию приобретенной техники для благоустройства территории, строительно-ремонтных и других работ. Тем самым, с одной стороны, оказывается инвестиционная поддержка предприятий, выполняющих данный заказ, с другой стороны, происходит процесс построения муниципальных сетей, с третьей
- обеспечивается техническое обновление объектов муниципальной собственности (например, техники, необходимой для выполнения важных функций муниципалитета).
В соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", органы МСУ вправе выступать заказчиком работ по благоустройству территории МО, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социальнокультурных потребностей местного сообщества, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. В этих целях органами МСУ может быть использован научный и кадровый потенциал предприятий, организаций и учреждений инновационной сферы. Формирование и размещение муниципального заказа науке является важным направлением эффективного использования местного сетевого потенциала.
Финансовую поддержку сетей муниципальные органы власти могут осуществлять и в форме финансовых инвестиций, которые предполагают операции с ценными бумагами, выпущенными новаторами с целью привлечения средств для реализации кооперационных проектов. Наибольшую роль муниципальные финансовые инвестиции играют при развитии новых производств, а также в период рационализации и модернизации действующих предприятий. Муниципальная политика осуществления финансовых инвестиций должна включать:
• содействие в распространении акций инновационно-активных организаций;
• поддержку организаций, специализирующихся на приобретении акций инновационно-активных организаций и на выпуске собственных акций;
• приобретение акций предприятий малого инновационного бизнеса непосредственно органами муниципальной власти и т.д.
Большую роль в процессе формирования сетевой активности предприятий и организаций материальной базы МО играют лизинговые фирмы. В целях модернизации организаций социально-ориентированных отраслей и всего местного хозяйства в целом, органы МСУ вправе создавать муниципалъныгй лизинговыгй фонд. Данный фонд может выступать непосредственным лизингодателем или делегировать данные права сторонним организациям. В первом случае фонд в соответствии с лизинговым договором может финансировать приобретение новой техники, оборудования и других технологических новаций для решения социально-экономических проблем развития МО. Во втором случае фонд выступает гарантом совершаемой лизинговой сделки. Лизинговая форма финансовой поддержки является важным финансовым механизмом стимулирования развития предпринимательского сектора МО на основе построения сетей.
Наибольшее значение в условиях дефицита финансовых ресурсов для инновационного развития предприятий приобретает венчурное инвестирование. В последние годы интерес к этому механизму финансирования малого и среднего бизнеса (в особенности высокотехнологичного) существенно возрос, однако реального изменения ситуации к лучшему не произошло и связано это, по нашему мнению, с отсутствием нормативноправовой базы, регламентирующей вопросы государственной поддержки самого результативного механизма повышения активности предприятий из всех существующих. Для эффективного развития венчурной индустрии необходимо создание нормативноправовой базы венчурного бизнеса, которая бы обеспечила стабильность функционирования механизма поддержки инновационной деятельности, частичное или полное страхование инновационных рисков венчурной деятельности на всех уровнях государственного управления, обеспечение льготного налогообложения, кадровое обеспечение венчурной деятельности и т.д. Венчурное инвестирование является, прежде всего, региональным механизмом повышения инновационной активности территории, но для его развития необходима инженерная инфраструктура, которую создают и
поддерживают муниципалитеты. Нормативная база, в то же время, является задачей федерального центра.
Лъготное налогообложение является, в основном, региональным и федеральным механизмом поддержки активности организаций, однако органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы для налогов, поступающих в местный бюджет.
Важным источником финансовых средств, которые могут использоваться органами местной власти на инвестирование важных инновационных проектов социальноэкономического развития, являются: доходыг от имущества, находящегося в
муниципалъной собственности, прибыглъ муниципалъныгх предприятий, частъ доходов от оказания органами МСУ и муниципалъныгми учреждениями платныгх услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов. Органы МСУ вправе устанавливать дополнительные льготы активным предприятиям за использование объектов муниципальной собственности (земельных участков, объектов транспортной инфраструктуры и т.д.).
В целях повышения инновационной активности МО могут использоваться и законодателъныге механизмыг (утверждение целевых программ и стратегических проектов социально-экономического развития МО, муниципальной сетевой политики и т.д.) Особую актуальность имеет создание и дальнейшее развитие законодательства, регулирующего вопросы развития сетей в МО, закрепление полномочий органов МСУ по стимулированию кооперационного взаимодействия и развития организаций, функционирующих на их территории. Огромную важность имеет совершенствование налогового законодательства (введение стимулирующих кооперационную активность организаций налоговых льгот, которые закреплены в федеральных законах, но отсутствуют в налоговом законодательстве).
Важным механизмом стимулирования сетевой активности МО является информационныгй механизм - создание информационных баз данных организаций, осуществляющих инновационную и научно-исследовательскую деятельность, нововведений, используемых инноваций и т.д. Муниципальные образования могут объединяться по функциональному признаку в целях информационного сотрудничества, обмена опытом, совместного решения насущных проблем.
Для обеспечения процесса возобновления интеллектуальных ресурсов территории органы местной власти могут использовать и кадровыге механизмыг (предоставление коммунальных льгот работникам определенной сферы, помощь инновационно-активным организациям и научно-исследовательским учреждениям в решении жилищной проблемы работников, сотрудничество с высшими учебными заведениями в целях повышения квалификации муниципальных служащих и т.д.)
Таким образом, органы местной власти способны повлиять на развитие сетей на территории. Развитие муниципального образования на основе широкого использования технических, технологических, организационно-экономических и прочих инноваций в различных сферах его жизнедеятельности позволит повысить качество обслуживания населения, комфортность его проживания на территории МО, улучшить экологическую ситуацию в МО, создать развитую инфраструктуру, необходимую для функционирования предприятий. Становление и рост сетевой активности муниципальных образований возможен. Для этого требуется активная позиция органов местной власти по созданию институциональных условий, в которых станет возможным формировать и развивать сетевую активность МО.
Выделение ключевых мероприятий муниципальной поддержки построения предпринимательской сети с учетом интересов всех ее участников (реальных или
потенциальных) предлагается осуществлять на основе соответствующей стратегии, реализуемой центром сетевого планирования муниципалитета.
Стержнем стратегии является модель двухуровневого управления формированием и укреплением предпринимательской сети, предложенная Дроздовым Г.Д.Г21 Однако, по нашему мнению, дальнейшее совершенствование идеи многоуровневого управления сетями может быть обеспечено поддержкой концепции муниципальных "дорожных карт", ключевым отличительным элементом которых выступает введение дополнительного субъекта управления - муниципального центра сетевого планирования.
Таким образом, двухуровневая модель требует дополнения, т.е. надстройки третьего -надсетевого, или муниципального - уровня управления.
Первый уровень, базовый, должен реализовываться руководством бизнес-единицы, в связи с разработкой локальных планов развития и обоснованием целей интегрированного развития данного сетевого партнера, а также определением путей, методов, ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Второй уровень связан с анализом, координацией, уточнением отдельных локальных стратегических планов сетевых партнеров, их целей, возможностей, ресурсов и разработкой общего комплексного плана.
Третий опирается на программирование построения ключевых сетей территории, обеспечение взаимоувязки планов их развития, а также перспективного формирования сети сетей.
Тогда в качестве базового инструмента регулирования развития предпринимательской сети целесообразно использовать три разновидности бизнес-плана:
- локальный бизнес-план бизнес-единицы, выступающей в роли сетевого партнера;
- комплексный бизнес-план предпринимательской сети;
- муниципальная программа или "дорожная карта" формирования и укрепления предпринимательских сетей территории.
В локальном бизнес-плане обосновываются: цели, задачи стратегического развития, пути их достижения в рамках сетевого партнерства, мероприятия, необходимые для достижения поставленной цели, ожидаемого эффекта. В целом подход к разработке локального бизнес-плана, перечень и содержание основных разделов соответствует современным подходам и рекомендациям. В то же время он разрабатывается как обоснование путей и методов интеграционного развития бизнес-единицы на основе взаимодействия с сетевым партнером и формирования условий для получения синергетического эффекта.
Управленческие функции второго уровня должны реализовываться, исходя из особенностей конкретной предпринимательской сети:
- временным коллективным органом (советом) представителей сетевых партнеров;
- отдельными управленческими подразделениями различных сетевых партнеров, которым делегируются соответствующие полномочия;
- отдельными специалистами - консультантами и организациями, привлекаемыми для этой работы.
Задачи третьего уровня опираются на следующие основные принципы регулирования создания и развития предпринимательских сетей:
- сочетаемость целей всех участников - сетевых партнеров, а также надцелей партнеров, т.е. целей сетей;
- обеспечение взаимного интереса всех участников в результате деятельности и обеспечение баланса всех интересов;
- учет специфики сетевых партнеров и особенностей их интеграции;
- единство стратегических целей и тактических задач;
- проектная проработка и обоснованность решений по ее функционированию;
- коллективное участие в принятии решений, касающихся всех сетевых партнеров;
- наличие координационного центра, обеспечивающего согласованность действий и решений;
- добровольное вхождение в предпринимательскую сеть на взаимовыгодных основах;
- обязательное и своевременное выполнение взятых на себя обязательств, соответствующих принятым планам;
- обратная связь, непрерывность и своевременность реакций на изменения внутренней и внешней среды.
Ключевое содержание "дорожной карты" схематично представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема муниципальной "дорожной карты" поддержки предпринимательских
сетей.
Итак, решение указанных задач, на наш взгляд, основано на реализации нескольких групп первоочередных мероприятий:
1) переориентация модели государственной поддержки малого предпринимательства и перенос акцентов от поддержки самозанятости к поддержке компетенций предпринимательства в освоении новых ниш. Соответствующая адаптация должна быть основана на новой Концепции малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан на 2011-2015 гг.;
2) разработка отраслевых и секторальных программных карт компетенций малого бизнеса, являющихся новыми инструментами разработки программ регионального развития и освоения новых сегментов рынка;
3) организация маркетинговых исследований перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства в отраслевом и территориальном разрезах;
4) поддержка реализации совместных (коллективных) проектов и/или поддержки кластерных инициатив малого бизнеса с использованием инструментов частногосударственного партнерства;
5) ведомственная консолидация и специализация поддержки малого и среднего предпринимательства на основе разработки соответствующих ведомственных целевых программ;
6) поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе в форме организации государственного софинансирования расходов на НИОКР, создания опытных образцов, субсидирования деятельности центров коллективного пользования и т.д. Поддерживаемые проекты при этом должны соответствовать приоритетным направлениям регионального научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан, а используемые (разрабатываемые) технологические процессы -критическим технологиям Республики Башкортостан;
7) формирование экспериментальных площадок для отработки пилотных проектов организации кооперационного взаимодействия крупного и малого бизнеса;
8) формирование нового уровня образования для малого и среднего бизнеса, обеспечиваемого как внешним обучением и бенчмаркингом, так и развитием неформального обучения в рамках предпринимательских сетей.
Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_17.html
Дроздов Г.Д. Эффективность предпринимательских сетей. // Экономической возрождение России. - 2005. - № 2(4). (www.-e-v-r.ru)
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=384