12. Чернов А. Ю. Новые аспекты определения функций внутреннего аудита и их содержание //Учет и ста-тистика.2007. №2 (10).
13.Мартынов С. Три кита, на которых держится финансовая стабильность компании //Финансовый директор. 2007. № 3.
14. Сонин А.М. Внутренний аудит: современный подход. М.: Финансы и статистика, 2007.
15. http :// Корпоративное управление - Википдия.Ыт.
16. Беляева И.Ю., Хлопонин А.Г. Пути развития корпоративного управления //Энциклопедия «Топ-менеджер». М.: Изд. домМЦФЭР, 2005.
17. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект /Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М. А Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008.
18. Сонин А.М. Важнейший элемент системы управ -ления //Экономика бизнеса. Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь». 2009. № 13 (02).
Н.Ю. БОНДАРЕНКО, преподаватель кафедры ЭиФ ТИУиЭ
К ВОПРОСУ ОБ ИНДИКАТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье обосновывается необходимость пла- механизм взаимодействия и соподчиненности ор-
нирования экономического процесса в рамках госу- ганов планирования и регулирования инве-
дарства Рассматривается индикативное плани- ного процесса на основе элементов индикативного
рование как инструмент государственного воздей- планирования.
ствия на инвестиционные процессы. Описывается
Планирование, индикативное планирование, индикативный план, прогноз, инвестирование.
Главной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики нацелено не только на обеспечение ее эффективного функционирования в настоящее время, но и на ее раз -витие в интересах будущих поколений. Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Без планирования невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или даже противоречащие друг другу [1].
Мировой исторический опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем большие хозяйственные функции (хотя бы временно) вынуждены брать на себя государственные органы управления [2].
Макроэкономическое планирование представляет собой механизм государственного регулирования экономики посредством целенаправленной деятельности по обеспечению ее динамичного развития. Сущность планирования заключается в сознательном определении целей позитивного экономического движения и соизмерении их с возможностями и ресурсами. План
- это ориентир и руководство к действию для получения конкретного результата, он обязателен для выполнения.
Без государственного рычага рынок становится необузданной разрушительной силой - той ядерной бомбой, которая может превратить в руины любую страну. Рынок и государственное регулирование не антиподы, а взаимно дополняющие друг друга факторы. Потерять из виду то или другое звено, «все равно, что пытаться аплодировать одной рукой», не без сар-
казма заметили признанные мировыми светилами экономисты Самуэльсон и Нордхаус [3].
Подобную мысль, что при обнаружении дефектов в работе экономической системы нужны действия правительства для исправления положения, высказывал А Пигу: «Для любой отрасли, в отношении которой есть основание полагать, что в результате беспрепятственной реализации корыстного интереса ресурсы будут инвестированы не в том объеме, который требуется с точки зрения увеличения национального дивиденда, prima facie существует основание для государственного вмешательства» [4].
К. Маркс, предлагая перейти от подверженного кризисам капиталистического хозяйства к планомерному социалистическому способу производства, в 60-х гг. XIX в. писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов» [5]. Идея воплотилась в жизнь не только в социалистических, но и в капиталистических странах.
В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е гг. в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые «гарвардские кривые А В, С». Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С - норму процента.
5З
В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.
Именно индикативное планирование получило значительное развитие в ряде зарубежных стран (Франция, Германия, США, Япония и др.), а в последнее время некоторые его элементы (программы, системы индикаторов) используются в России.
Особенности планирования в странах с рыночной экономикой могут быть представлены табл. 1.
В современном развивающемся рыночном хозяйстве различных стран мира все большую роль начинает играть экономическое программирование или, иными словами, индикативное планирование, которое представляет собой национальный план страны с макроэкономическим обоснованием показателей экономики и мерами регулирования экономических процессов при неизменности принципа самостоятельно -сти хозяйствующих лиц. Экономическое программи-
рование носит индикативный, т.е. рекомендательный характер, поскольку показатели программ представляют собой не задания, а общие ориентиры для деятельности как государственных, так и негосударственных субъектов управления экономикой.
Индикативное планирование (ИЛ) можно дефилировать как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъ-екгов управления экономикой, сочетающий ее госрегу-лирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана [6].
Теоретическое исследование существующих подходов к определению сущности ИП позволило определить функции и инструменты реализации ИП (табл. 2).
Таблица 1
Особенности планирования в странах с рыночной экономикой
США Франция Германия Япония
1. Цели планирования Выбор приоритетов развития национальной экономики - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны и Т.д. Восстановление и модернизация экономики в послевоенный период - контроль над ценами, централизованное инвестиционное регулирование, количественные ограничения производства и торговли, валютные ограничения Антицикличес кие меры, поддержание оптимальной структуры производства Достижение экономической независимости страны; максимизация экономического роста; достижение консенсуса между различными учас -тниками хозяйственной деятельности
2. Виды планирования Программно- целевое Индикативное Индикативное Индикативное
3. Формы применения планов Отдельные доклады, прогнозы, программы Логически структурированные документы, отражающие экономическую стратегию развития страны на планируемый период Отдельные доклады, прогнозы, программы Логически структу -рированные документы, отражающие экономическую стратегию развития страны на планируемый период
4. Период разработки первых планов Первый план был принят в 1928 г. -посвящен развитию авиационной отрасли Первый принят в 1945 г. - определял объем производства стали, электроэнергии, устанавливал цены на все изделия и систему контроля за ними Разработка планов начинается в середине 60-х гг. XX в. Первый план разработан в 1956 г. -план экономического с амообес печения
5. Временной горизонт планирования Краткосрочное планирование (от 1 года до 5 лет) Среднесрочное планирование (от 5 до 10-15 лет) Краткосрочное планирование (от 1 года до 5 лет) Среднесрочное планирование (от 5 до 10-15 лет)
6. Институты, осу -ществляющие планирование Специальные экономические службы при президенте и конгрессе Г енеральный комис -сариат планирования Министерства и ведомства разрабатывают и согласовывают частичные планы Бюро планирования (плановое управление правительства)
Таблица 2
Функции и инструменты реализации индикативного планирования
Функции Инс трументы реализации
Координиру ющая Согласование действий, обмен планами между предприятиями и органами государственной власти всех уровней
Информационно ориентирующая Разработка и реализация планов развития государственного сектора, в том числе инвестиционных программ; разработка бюджета; разработка прогнозов и установление макроэкономических параметров; разработка и реализация инвестиционных программ
Мотивацио нная Предоставление льготных кредитов, гарантий под инвестиции; заключение инвестиционных соглашений, предусматривающих взаимные обязательства государства и инвесторов в осуществлении крупных инвестиционных проектов
Таблица 3
Формы индикативного планирования
Формы индикативного планирования Характер ис тика
Индикативный план Логически структурированные документы, отражающие экономическую стратегию развития страны на планируемый период. Такие документы разрабатываются в отраслевом, региональном и функциональном разрезах, позволяющих комплексно охватить все структурные и системные элементы экономического организма страны. Эту форму использовали вплоть до 80-х гг. Франция, Япония, с 60-70 гг. и до настоящего времени - многие развивающиеся страны, после 91-го г. - многие страны переходного периода
Отдельные доклады, прогнозы и программы Эти формы не связаны одним документом, но взаимоувязаны между собой в самом процессе их разработки. Такую форму индикативного планирования широко используют развитые страны с рыночной экономикой (наиболее яркий пример - США)
Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны (региона) с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.
При этом индикативное планирование в мировой практике, как правило, осуществляется в двух основных формах (табл. 3).
В общих чертах индикативное планирование выступаете качестве совокупности процедур согласования (координации) процессов:
- макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
- мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и инвестиционных программах региональных и местных властей;
- микропланирования, реализуемого в планах предприятий.
Индикативный план - это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы.
Содержание, структура и индикаторы таких планов различаются в зависимости от поставленных целей, желаемой степени воздействия государства на экономику, а также от используемой методологии, горизонта планирования (прогнозирования) и формы индикативного планирования. Классификация форм индикативного планирования представлена на рис. 1. Исторически первой формой индикативного пла-
нирования является конъюнктурная форма. Под термином «конъюнктура» здесь подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Основная функция данной формы планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечении относительно сбалансированного развития экономики путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.
Используются различные формы разработки и утверждения (одобрения) таких планов. Доклад, охватывающий проблемы и задачи экономики в целом, представленный правительством для одобрения (утверждения) парламентом. Государственный бюджет, с расширенным обоснованием стратегии развития экономики на предстоящий год, разработанный правительством и внесенный на утверждение парламента. Особые доклады о предстоящей политике, разработанные Центральными банками, ведущими Министерствами и доведенные до Парламента и широкой общественности (например, Канада, США, Германия).
Более развернутой и совершенной формой индикативного планирования является структурная форма, которая предусматривает распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. Акцент делается на обеспечение реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, путем контрактных отношений и др. (например, Япония, страны Юго-Восточной Азии).
Рис. 1. Классификация форм
Стратегическая форма индикативного планирования предполагает еще более глубокое согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики. Особенностью данной формы ИП является значительное расширение временного горизонта индикатив ных планов и максимальная их интеграция с долгосрочной общенациональной экономической политикой (например, Франция, 1989-1992 гг.).
Долгосрочные индикативные планы разрабатываются на срок 10-15-20 лет, имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представ -ляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения сырьевых ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей уровня жизни населения
В мировой практике среднесрочные планы обычно разрабатывались на срок в 4-5-7 лет и содержали целевые индикаторы на планируемый период и основные механизмы и рычаги воздействия государства на экономику (описание налоговой, внешнеторговой, валютной, инвестиционной политики) для их достижения. В среднесрочном плане основное значение могут иметь среднесрочные приоритеты научно-техничес-кого и социально-экономического развития страны. На основе среднесрочных прогнозов обычно проводится разработка целевых программ, мер по достижению желаемых пропорций структуры экономики. Количество индикаторов в среднесрочных планах значительно больше, чем в долгосрочных.
Краткоерочные индикативные планы разрабатываются в основном в форме годовых или полугодовых конъюнктурных планов. Однако в большинстве стран индикативное планирование не ограничивается краткосрочными планами, а дополняется либо среднесрочными и долгоерочными планами, либо системой целевых среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ. Годовой план имеет наиболее высокую степень детализации.
Переход индикативного планирования от одной формы к другой предполагает повышение степени его
индикативного планирования зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования. На базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения согласия в обществе относительно целей и ориентиров социально-экономичес-кого развития страны. Индикативное планирование можно охарактеризовать как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также в негосударственном секторах. Общая цель индикативного планирования вытекает из причин, породивших необходимость разработки планов. В обобщенном виде ее можно сформулировать как: разработка экономической стратегии развития страны для повышения жизненного уровня населения за счет высоких темпов экономического роста, сбалансированного развития экономики, рационального использования всех национальных ресурсов [7].
Инвестирование в регионе - субъекте РФ может быть выражено как непрерывный процесс вложения денежных средств в основной капитал и создаваемые новшества региональных инфраструктурных объектов, хозяйствующих субъектов и в совокупность дифференцированных или суммарных инвестиций на ос -нове приоритетности и эффективности направлений финансовых средств в объекты инвестирования и последующего регулирования и корректировки объемов вкладываемых средств. При этом проектное инвестирование должно осуществляться органами управления исполнительной власти региона за счет собственных и федеральных средств, а также средств хозяйствующих субъектов [8].
В этой связи следует отметить, что бюджетные вложения в объекты инфраструктурного комплекса, в основные фонды муниципальных и государственных унитарных предприятий производственной и социальной сфер региона осуществляют субъекты планирования и регулирования проектного инвестирования региона. Финансирование отдельных проектных инвестиций осуществляет конкретный субъект управления: хозяйственное общество, товарищество, коопе-
ратив, некоммерческая организация, учреждение. Поэтому такие основные функции управления процес-сом инвестирования, как планирование и регулирование, осуществляются каждым из субъектов индивидуально. Коммерческие (частные, коллективно-долевые) организационно-правовые структуры планируют и регулируют проектное инвестирование, исходя из своих и привлеченных финансовых средств, направляя инвестиции в модернизацию и обновление собственного основного капитала, в создание новшеств -результатов выполненных хозяйствующим субъектом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Региональный субъект управления инвестиционным процессом планирует и регулирует прежде всего проектные и программные вложения финансовых средств в основной капитал и создание новшеств за счет бюджетных и заемных средств и в целом осуществляет индикативное (рекомендательное) планирование всего объема инвестиций региона, включая и денежные средства индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов (рис. 2).
Особенности регионального обеспечения денежными средствами проектного инвестирования заключаются в том, что субъекту управления инвестиционным процессом региона необходимо устанавливать балансовое соответствие имеющихся и предназначенных на эти цели бюджетных средств, а также привлекаемых отечественных и прямых иностранных инвестиций с требуемыми и вто же время приоритетными объемами инвестиций для модернизации, технического перевооружения и нового строительства основных фондов производственной и социальной инфраструктуры региона, государственных и муниципальных предприятий, создания новшеств технологического, технического и иного характера [9].
При этом субъекту планирования и регулирования инвестиций региона целесообразно решать задачу координации участия в процессе инвестирования федеральных средств в рамках тех или иных социальноэкономических и научно-инновационных программ, региональных бюджетных средств и свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, участвующих в региональных и федеральных проектах и программах.
Совершенствование процедуры индикативного планирования для использования его при региональном инвестиционном планировании включает следующие меры:
- проведение предварительного анализа текущего состояния и прогнозирование воздействия программных мероприятий на социально-экономическое развитие региона;
- концентрацию инвестиционных ресурсов на узком спектре целей, представленных в виде «дерева целей» развития региона, каждая из которых имеет свой ранг и срочность;
- оценку финансовой обеспеченности программных целей;
- проведение объективной оценки эффективности осуществляемых на территории региона программ;
- достижение мультиплицирующего эффекта реализуемых в рамках программы проектов. Эффективность управления процессами, протекающими на мезоуровне экономики, в значительной степени зависит от применения современных методо-логических подходов в процессах стратегического выбора. Они обусловливают возможность расширения методической и инструментальной базы исследования вариантов стратегических решений, обеспечивающих устойчивое развитие региона.
Рис. 2. Механизм взаимодействия и соподчиненности органов планирования и регулирования инвестиционного процесса
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник /Под ред. В.ИКушлина. М.: Изд-во РАГС, 2005.
2. Штулъберг Б.М., Котилко В.В., Полынев А.О., Ле-витская Е.И. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.
3. Самуэлъсон ПА., Нордхаус В.Д. Экономика /Пер. с англ. М.: Изд-во «БИНОМ», 1997.
4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния/ Пер. с англ М.: Прогресс, 1985.
5. Маркс К. Капитал: критика политической экономики. М., 2001.
6. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирова-
ние - механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // РЭЖ. 1998. № 6.
7. Между народный опыт индикативного планирования и возможности его применения в Узбекистане /Доклад под рук. Г. К Саидовой. Ташкент: Центр эконом. шслед., 2003.
8. Космин Н.П. Сущность и роль планово-расченых обоснований выбора и регулирования инвестиционных проектов в регионе // Вестник МГТУ. 2005. Т. 8. № 2.
9. Дидык В., Бритвина Е. Региональная инвестиционная политика как фактор устойчивого развития //Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 5.
А.М. ТИМОХИН, старший преподаватель кафедры БУАиА ТИУиЭ
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Исследуются сущность и содержание термина «управленческий учет» как в историческом, так и в современном аспекте. Сформулированы ключевые параметры системности бухгалтерского и управ-
ленческого учета. Проведен анализ системных признаков управленческого учета в контексте традиционного бухгалтерского учета. Определен статус современного управленческого учета.
Учет, бухгалтерский учет, управленческий учет, управление, бухгалтерия, объекты учета, система, Management Accounting.
Управленческий учет. За последние годы это словосочетание достаточно прочно вошло в обиход. Его можно услышать и от представителей науки, и от практикующих специалистов, и от бизнесменов, и в студенческой среде. Причем, как показывает практика, различные субъекты вкладывают в это понятие разные смысловые значения, зачас-тую весьма удаленные друг от друга, создавая тем самым ненужную терминологическую путаницу, отдаляющую субъектов от истины. Так что же такое «управленческий учет»? Попробуем (хоть и не будем в этом оригинальны) разобраться в смысле этого термина и расставить (для себя) все точки над «1».
Если рассуждать с формальной точки зрения, данный термин является производным от двух слов «управленческий» и «учет». «Управленческий» есть прилагательное от существительного «управление». Что же такое управление ?
Согласно толковому словарю русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова: «Управление -деятельность, направляющая и регулирующая ...», далее возможны различные варианты, но в обобщенном виде всегда кого-нибудь или что-нибудь. Соответственно, «управленческий - относящийся к управлению», т.е. участвующий в управлении, способствующий управлению, обеспечивающий управление и т.п., одним словом - принимающий каким-либо образом участие в управлении как направляющей и регулирующей деятельности [1].
По материалам Википедии - свободной энциклопедии, размещенной в сети Интернет, «управление — действие субъекта, направленное на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по
заранее продуманной программе» [2]. Управление как понятие имеет множество определений. Каждый автор подчеркивает ту или иную его сторону. Например, в экономике под управлением (менеджментом) принято понимать оперативное руководство предприятием или экономической системой (от старофранц. mёnagement - «искусство сопровождать, направлять», которое в свою очередь произошло от латинского выражения тапи agere — «указывать рукой») [2].
Учет в общем смысле есть «установление наличия чего-нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны» [3]. Учет обеспечивает постоянную информацию обо всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни.
Нетрудно сделать элементарный вывод: буквально управленческий учет есть регистрация и измерение чего-либо для управления кем-то или чем-то, т.е. это деятельность, направленная на получение информации, необходимой для управления. При этом учетная информация есть база (источник) для принятия управ -ленческого решения.
Вроде бы все так. Суть терминологии установлена (уже в который раз!). Поставленная задача выполнена, и можно было бы остановиться. Но это было бы и преждевременно, и несправедливо. Несправедливо в первую очередь по отношению к бухгалтерскому учету и как к науке, и как к виду профессиональной деятельности. Ведь на протяжении многих веков, если не сказать тысячелетий, именно бухгалтерский и предшествующий ему хозяйственный учет создавали ту самую информационную базу, которая служила ис-точником для принятия различного рода управленческих решений. Это давно уже осмыслено, доказано,