Н.Ю. БОНДАРЕНКО
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
В статье рассматривается возможность при- региона. Приведена характеристика основных менения индикативного подхода в планировании и подсистем индикативного управления и описаны управлении инвестиционным процессом на уровне меры по ее совершенствованию.
Планирование, индикативное планирование, индикативное управление, индикатор, инвестиционный процесс.
Императивы выхода российской экономики из финансово-экономического кризиса обусловливают необходимость активизации инвестиционного процесса, придающего ей энергетический импульс движения по посткризисной траектории.
Россия является государством с федеративным устройством, поэтому пристальное внимание должно уделяться региональному аспекту. Особое значение при этом приобретают проблемы совершенствования процессов регионального планирования и управленческих технологий, учитывающих тенденции децентрализации, расширения прав регионов, появления качественно новых объектов управления. Одной из первоочередных задач в управлении инвестиционной деятельностью в регионе является создание адекватной, достоверной информационной базы, интегрированной в единое информационное пространство субъектов Российской Федерации. Эго позволит проводить необходимый анализ, планирование и прогнозирование показателей уровня жизни и социальной защиты населения, структуры основного капитала, а также финансового положения региона.
В «Основных положениях региональной политики РФ» регион определен «как часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ, либо объединять территории нескольких субъектов» [1]. Следует также учитывать, что, с одной стороны, региональная система является относительно самостоятельной системойс законченным цик-лом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов, с другой - регион - это подсистема социально-экономического комплекса страны, обладающая многими чертами системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным отображением проблем общей системы [2].
Научный подход к совершенствованию планирования в региональном управлении предполагает реализацию принципов системности, комплексности, разработки аналитических и нормативных моделей управления социально-экономическими системами. От того, насколько рационально построен процесс планирования, во многом зависит эффективность использования человеческих, материальных, финансовых и природных ресурсов региона.
Практическим механизмом решения проблем планирования социально-экономического развития регионов
является государственное программирование. В процес-се разработки и реализации региональных программ у государственных органов управления появляется воз -можностъ скоординировать направления действий исполнителей, срокивыполнения и источники финансирования с учетом существующих взаимосвязей и взаимодействий участников, интеграции организаций и отраслей экономики. Регшны выступают одновременно и субъектами, и объектами программирования [3].
В самом общем виде можно выделить два принципиальных подхода к государственному программированию :
1) общенациональная система государственного программирования (общенациональные индикативные планы развития);
2) государственные программы, охватывающие более или менее значительную часть экономической жизни страны [4].
Отличительной особенностью первого подхода является комплексность решаемых задач. Целью введения индикативного управления в данном случае является обеспечение согласованности действий органов власти отдельных регионов, инвесторов и пользователей объектов инвестиций, направленных на формирование устойчивого экономического роста, повышение качества жизни населения страны. При этом регулирующая роль государства заключается:
- в создании институциональной среды и законодательной базы, необходимой для устойчивого развития экономики;
- проведении активной инновационно-инвестиционной политики, направленной на повышение качества экономического роста;
- прямом государственном управлении важнейшими жизнеобеспечивающими инвестиционными прог-раммами.
Система индикативного управления позволяет государству способствовать повышению эффективности реализации инвестиционных программ и проектов, не подавляя инициативы экономических и территориальных субъектов. При этом политика государства строится на поддержании эффективных, социально значимых инвестиционных проектов.
Система индикативного управления включает в себя следующие подсистемы:
1) систему индикаторов социально-экономического развития региона, отраслей экономики, социальной сферы и хозяйствующих субъектов;
2) систему индикативного планирования;
3) систему управления.
Под индикатором понимается количественнокачественная характеристика социально-экономичес -ких явлений и процессов, происходящих в регионе, позволяющая оценить содержание и характер проис-ходящих здесь социально-экономических процессов, а также в отраслях экономики и социальной сферы, в муниципальных образованиях и хозяйствующих субъектах [5]. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Особое место занимают определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов (индикаторы «тревоги», индикатор «экстремального положения» и т.д.). Внутри предельных границ образуется так называемый «коридор», необходимый и достаточный для принятия управленческого решения [6].
Характеризуя в общем индикативное планирование и его роль в государственном регулировании экономики, следует отметить, что оно представляет собой совокупность процедур по координации экономических процессов в следующих основных направлениях:
- в макропланировании, представленном в виде прогнозов, бюджетных планов и макропрограмм;
- мезопланировании, осуществляемом отраслями, подотраслями и видами производств и исходящими от межотраслевых, межрегиональных, а также международных финансовых групп;
- микропланировании, осуществляемом на уровне отдельных предприятий;
- территориальном планировании, реализуемом в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей, а также территориально-производственных комплексов и промуз-лов.
Оценивая влияние индикативного планирования на взаимосвязь и взаимодействие плана и рынка, необходимо иметь в виду, что оно представляет собой не только институт государственного регулирования, но также институт саморегулирования.
Таким образом, индикативное планирование можно дефинироватъ как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее урегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. Индикативное планирование выступает одновременно и институтом регулирования эконо-
мики, и институтом ее саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы [7].
Переход на индикативные методы управления инвестиционными процессами в регионах России ставит новые задачи по обоснованию социальноэкономических программ развития субъектов Федерации и принимаемых управленческих решений. Это возможно только на основе глубокого комплексного анализа состояния и тенденций социально-экономического развития как Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов, с достаточным уровнем детализации информационной базы. Очевидно, что решение такой задачи связано со значительно более высокими требованиями к качеству и составу исходной информации, к информационному обеспечению процедур анализа, планирования и управления инвес -тиционной деятельностью, то есть система индикативного управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов должна иметь адекватную ей информационную поддержку.
Второй подход к государственному программированию представляется как разрозненная сумма ведом -ственных и региональных программ. Принципиальное различие заключается в факте наличия или отсутствия общенационального плана развития. К тому же каждая федеральная программа утверждается специальным законом, определяющим цели, задачи, сроки ее реализации, состав и права участников. При этом в ней приводится перечень подпрограмм и основных мероприятий, а также объемы и источники финансирования. Разработку такого рода программ в Российс -кой Федерации диктовала необходимость рационализации и повышения эффективности имеющихся госу-дарственных инвестиций.
После принятия ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (Федеральный закон от 20.07.95 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации») и «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 594) начался интенсивный и по большей части бессистемный рост числа федеральных целевых программ (ФЦП) всех направлений, в том числе и региональных [8].
Одной из причин, обусловивших бессистемный характер регионального государственного программирования в 90-х годах, стало отсутствие четких критериев отбора проблем и регионов для программной разработки, жесткая межведомственная конкуренция за государственные ресурсы, в связи с чем масштабы программной деятельности в значительной степени зависели от степени активности соответствующих ведомств и региональных властей. Следствием формальности процедур отбора программ, интенсивного увеличения их числа являлось завышение планируемого объема денежных средств как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также отсут-
ствие информационной обеспеченности принятия решений о разработке программ, их реализации и контроле.
Таким образом, применение индикативного управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов России на основе современных информационных технологий создает условия для повышения их эффективности и на макроэкономичес -ком, и на региональном и микроэкономическом уровнях, так как позволяет сочетать два способа государственного воздействия на инвестиционные процессы в субъектах Федерации. Первый связан с использованием методов индикативно-мотивационного управ -ления, основанных на применении индикаторов социально-экономического развития. Второй предполагает применение методов программно-целевого управления, основанных на формировании и достижении инвестиционных целей в соответствии с ком -плексной оценкой потребностей в инвестициях по всем аспектам.
Сегодня основным каналом информационной обратной связи между объектами управления (социально-экономическим комплексом региона) и системой управления (территориальными органами управления) является существующая система государственной и ведомственной статистики. Естественно, что изменение системы управления региональными инвестиционными процессами требует существенного изменения функционирования информационной базы, которая формируется, прежде всего, органами государственной статистики. В настоящее время очевидна неадекватность информационных потоков органов государственной статистики задачам управления комплексным развитием регионов и, в частности, задачам управления инвестиционной деятельностью. Поэтому для эффективного управления инвестиционными процессами в регионах необходима система, позволяющая оперативно проводить наблюдения и анализ инвестиционной деятельности как в целом по стране, так и по отдельным субъектам Федерации [8].
Стратегия индикативного управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов должна быть направлена на выравнивание территориальных различий в условиях применения единых правил вне зависимости от отраслевых и локальных различий.
Совершенствование процедуры индикативного управления для использования его при региональном инвестиционном планировании включает следующие меры:
- проведение предварительного анализа текущего состояния и прогнозирование воздействия программных мероприятий на социально-экономическое развитие региона;
- концентрацию инвестиционных ресурсов на узком спектре целей, представленных в виде «дерева целей» развития региона, каждая из которых имеет свой ранг и срочность;
- оценку финансовой обеспеченности программных целей;
- проведение объективной оценки эффективности осуществляемых на территории региона инвестиционных программ;
- достижение мультиплицирующего эффекта реализуемых в рамках программы проектов;
- создание информационной базы общенационального мониторинга инвестиционной деятельности субъектов РФ, необходимой и достаточной для эффективного управления инвестиционными процессами.
Эффективность управления процессами, протекающими на мезоуровне экономики, в значительной степени зависит от применения современных методо-логических подходов в процессах стратегического выбора. Они обусловливают возможность расширения методической и инструментальной базы исследования вариантов стратегических решений, обеспечивающих устойчивое развитие субъекта Федерации. Сейчас в регионах на новый уровень выходит задача развития единого информационного пространства и формирования информационных ресурсов, которые должны стать более ориентированными на анализ инвестиционного процесса, а также на подготовку и принятие решений по вопросам его активизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные положения региональной политики РФ. Утверждены Указом Президента РФ от 03.06.96 № 803 / СЗРФ. 1996. № 23.
2. Буянова М.Э. Система показателей многофакторной оценки интегрального риска развития региона // Экономический анализ. 2006. № 8 (65).
3. Минцберг Г., Алъстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
4. Салихов Ш.М. Некоторые аспекты программирования регионального социально-экономического развития Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 7 (22).
5. Ерохин В.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: Монография СПб., 2000.
6. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование - механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // РЭЖ. 1998. № 6.
7. Шибаева НА., Мутраков П.Е., Булгаков А.Л. Система информационного обеспечения управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов России // Россия в XXI веке: развитие в условиях глобализации / Материалы X Международной научно-практической интернет-конференции (февраль-март 2008 г.). Орел: ОрелГТУ, 2008.
8. Мухетдинова НМ. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России // Государственная власть и муниципальное управление. 2007. №4.