Научная статья на тему 'Использование индикативного планирования для стабильного развития Республики Крым'

Использование индикативного планирования для стабильного развития Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГУЛЯТОРЫ / СТАБИЛИЗАТОРЫ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячих Мария Владимировна

В статье описаны актуальность применения индикативного планирования. Рассмотрены условия применения и особенности использования программно-целевого планирования для Крыма. Также обоснована необходимость применения индикативного планирования в российской экономической системе. Целью статьи является изучение практики применения индикативного планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона на примере Республики Крым. Методы исследования представляют собой теоретический анализ достоинств и проблем программно-целевого планирования для региона. Результаты исследования говорят о необходимости использовать в российских условиях стратегическую форму индикативного планирования, в рамках которого целесообразно применять и элементы структурного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование индикативного планирования для стабильного развития Республики Крым»

УДК 338.26

Горячих Мария Владимировна,

кандидат технических наук, доцент, кафедра экономической теории,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Goryachikh Maria Vladimirovna,

Ph.D., associate professor, Department of Economic Theory, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

THE USE OF INDICATIVE PLANNING FOR THE STABLE DEVELOPMENT

OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье описаны актуальность применения индикативного планирования. Рассмотрены условия применения и особенности использования программно-целевого планирования для Крыма. Также обоснована необходимость применения индикативного планирования в российской экономической системе. Целью статьи является изучение практики применения индикативного планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона на примере Республики Крым. Методы исследования представляют собой теоретический анализ достоинств и проблем программно-целевого планирования для региона. Результаты исследования говорят о необходимости использовать в российских условиях стратегическую форму индикативного планирования, в рамках которого целесообразно применять и элементы структурного планирования.

Ключевые слова: индикаторы развития, индикативное планирование, государственное экономическое планирование, регуляторы, стабилизаторы индикаторы реализации, стратегия, государственная программа, риски реализации.

The article describes the relevance of the application of indicative planning. Conditions of application and peculiarities of the use of program-target planning for the Crimea are considered. The necessity of applying indicative planning in the Russian economic system is also grounded. The purpose of the article is to study the practice of using indicative planning in the strategic management of the socio-economic development of the region on the example of the Republic of Crimea. The methods of research are a theoretical analysis of the merits and problems of program-targeted planning for the region. The results of the research indicate the need to use the strategic form of indicative planning under Russian conditions, within which it is appropriate to apply elements of structural planning.

Keywords: indicators of development, indicative planning, state economic planning, regulators, stabilizers, implementation indicators, strategy, state program, implementation risks.

ВВЕДЕНИЕ

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда, стимулирование повышения их качества, снижение издержек производства, увеличение доходов. Одновременно централизованные плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, выделении приориитетных проблем, решение которых требует участия всего общества, реализации общенациональных экономических задач, что обусловливает актуальность рассматриваемой темы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является изучение практики применения индикативного планирования в управлении социально-экономическим развитием региона на примере Республики Крым. РЕЗУЛЬТАТЫ

Государство применяет регуляторы, а также стабилизаторы, социальные компенсации. Данные инструменты государственного регулирования применяются в методах прямого и косвенного воздействия на экономику. Методики прямого регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К основным методам прямого воздействия со стороны административных органов власти относят определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах, а также государственную поддержку программ, заказов и контрактов.

32

Планирование с помощью экономических индикаторов сочетает регулирование процессов в обществе с рыночными и нерыночными рычагами, с саморегулированием и основано на качественной проработке систем показателей (индикаторов) социально-экономического развития [1, с. 101].

В данной модели управления экономикой государство собирает информацию о текущем состоянии и подготавливает инструменты для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Эти методы формируют не только количественную, но и качественную характеристику проблемы, что позволяет оценить ситуацию по-новому, выявить её изменение в положительную или отрицательную сторону. Индикаторы (системы выбранных показателей) помогают понять комплексность стабильного развития и взаимозависимость его составляющих. Они позволяют не только осуществлять разработку стратегии, а также мониторить её реализацию в выбранном регионе, давать комплексную оценку и анализ эффективности достижения целей устойчивого развития и, в случае необходимости, помогают корректировать общую политику, обеспечивая стабильность развития.

Отличительной особенностью планирования по ключевым индикаторам является способность к соединению децентрализованных решений участников экономических отношений и достижение положительной динамики результатов макроэкономических показателей. Основными приоритетами индикативного планирования являются составление в форме прогнозов и программ различного уровня преобразования экономики [2, с. 32]. На сегодня система индикативного планирования функционирует поэтапно по замкнутой контурной схеме: целеполагание, составление плана развития, формирование ожидаемых результатов, бюджетирование, внешнее и внутреннее контролирование реализации программных документов, отслеживание результатов деятельности [3, с. 35].

Программно-целевой метод является одним из основных инструментов индикативного планирования. Он получил довольно большое распространение в управлении различными объектами экономики, социально-экономическими отношениями на межгосударственном, а также региональном и отраслевом уровнях.

Методы исследования представляют собой теоретический анализ достоинств и проблем программно-целевого способа планирования для крымского региона. Программно-целевой метод - это способ достижения поставленных целей, предполагающий разработку системы мероприятий и заданий в конкретные сроки и обозначенными исполнителями по координации имеющихся и потенциальных ресурсов и осуществляемый наиболее эффективными путями [4].

В настоящее время важной задачей является обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны. Основным инструментом достижения этого стала система государственного стратегического планирования. Определение способов решения выдвигаемых вопросов национальной безопасности, улучшения материального благосостояния граждан и динамического развития экономики ведётся именно к долгосрочной перспективе [5].

В России происходят процессы совершенствования всей системы стратегического планирования, подтверждением чего являются Указы Президента Российской Федерации. Ключевой идеей данного процесса на всех уровнях управления социально-экономическим развитием страны (и региона в частности) является постепенный переход на так называемый «программный бюджет», в соответствии с которым большая часть статей бюджетных расходов будет происходить в рамках реализации программ целевого развития. Данная мера необходима для консолидации ресурсов государства и для достижения обозначенных в этих документах стратегических целей развития экономики региона. Таким образом, рассматриваемый метод планирования возможно станет в ближайшее время основным методологическим инструментом государственного и муниципального управления.

В 2014 г. был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Проводя анализ и сравнение с предыдущими законодательными актами, следует отметить, что методика, утверждённая в новом законе, имеет принципиальные особенности:

• чётко определены участники стратегического планирования, закреплена схема процесса стратегического планирования;

• расширен период разработки прогнозов и параметров от стандартного цикла, реализуемого за трёхлетие до долгосрочного плана, реализуемого за шесть и более лет;

• определена последовательность и главенствующие принципы проработки качественной концепции и долгосрочных плановых параметров во взаимосвязи с инструментами бюджетной политики.

Программно-целевой метод имеет недостатки, снижающие его эффективность несмотря на несомненные преимущества и активное применение в Российской Федерации:

1. В полной мере не разработана унифицированная система методологических алгоритмов и подходов, которые позволяли бы описывать этапы разработки и содержание основополагающих компонентов составляемых программ. Это обусловлено чаще всего тем, что перечень проблем, на решение которых направлена будущая программа, достаточо широкий и многообразный.

33

2. Отсутствуют соответствующие методики текущей и итоговой оценки, позволяющие охарактеризовать эффективность реализации программы. Данная проблема обусловлена двумя моментами: крайне сложно выстроить адекватную систему целевых показателей, параллельно формируя внутреннюю логическую взаимосвязь между целями, поставленными задачами, предложенными мероприятиями и индикаторами (целевыми показателями) разработанного документа. Это мешает прорабатывать в составляемой программе возможные риски и меры реагирования на них.

Следствием рассмотренных выше недостатков, в конечном итоге, является низкая степень приспо-сабливаемости разработанных программ к возникающим внешним условиям в процессе реализации. Это обусловливает необходимость внесения изменений. Это возможно только в режиме оперативного управления целевой программой.

Методологический подход к построению адекватной системы индикативного планирования на уровне регионов обусловлен меньшим количеством уровней планирования (в отличие от общегосударственного уровня). Это означает большую концентрацию на индивидуальных особенностях разрабатываемого региона. Тем не менее, построение комплекса управления социально-экономическими системами в едином русле требует не только разработки и использования методик-шаблонов и выстраивания целостной системы индикативных показателей, но и применения инновационных подходов, таких как Форсайт.

Учитывая индивидуальность и особенности каждой страны в целом и его регионов в частности, рассматриваемая методика позволяет не только прогнозировать, но и осуществлять моделирование, принимать участие в создании будущих состояний системы, опираясь на её сильные стороны и минимизируя потенциальные риски.

Индикативное планирование как многомерный фактор развития определённой части теорриториии государства включает в себя как целевые, так и временные изменения. Основными задачами повышения конкурентоспособности региона являются: человеческий капитал, инновации и информационные технологии.

В настоящее время следует выделить такие приоритеты устойчивого развития Республики Крым:

1) приоритетные направления территориального развития:

• обеспечение эффективного регионального планирования, комплексного и взаимоувязанного развития различных типов инфраструктуры (совместная разработка планов применительно к развитию инфраструктурного каркаса) и оптимизации системы расселения населения;

• формирование и развитие опорного каркаса пространственной организации и прогрессивных форм обобщённого развития (центров инновационного экономического роста, инфраструктуры федерального уровня и территориально-отраслевых кластеров и др.);

• достижения перспективных схем пространственного развития; преобразование производственных территорий развития;

• обеспечение общедоступности для всех территорий и населённых пунктов гарантированных государством услуг и сближение стандартов их предоставления между сельскими и городскими территориями; административно-территориальная реформа;

• формирование эффективной схемы управления территориями, отвечающей современным требованиям регулирования пространственного развития, также обеспечение эффективного взаимодействия между муниципальными образованиями Крымского региона и межотраслевого взаимодействия в вопросах территориального развития;

2) инвестиционно-инновационный климат:

• обеспечение функционирования механизма свободной экономической зоны на территории Республики Крым;

• стимулирование инвестиционной активности на территории Республики Крым;

• государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности путём формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации проектов на территории Крыма;

• повышение эффективности органов исполнительной власти Республики Крым и муниципальных образований путём развития человеческого потенциала и совершенствование подготовки соответствующих специалистов, ориентированных на потребности высокотехнологичных производств;

3) развитие схем малого и среднего предпринимательства;

4) приоритетные направления развития основных отраслей и сфер жизнедеятельности Республики Крым;

5) направления межрегионального и устойчивого международного сотрудничества.

На этапе разработки программы возникают определённого типа сложности. Происходит формирование цели не как главенствующего итога программы, а как определённого процесса («усоврешенствова-ние», «преобразование»). Выделение заданий программы не как универсального набора инструментов, требуемого для достижения целевых индикаторов, а как некоторого пожелания или будущего стремления

34

(«углубить», «сократить» или «расширить»). Зачастую во время разработки программы происходит выделение проблемных точек, которые выходят за пределы развития данного макрорегиона. Такие ситуации являются типичными нарушениями методологии, применяемой при разработке целевых программ. Необходимо также учтывать, что количество задач в пределах программы не должно быть слишком большим, иначе существует опасность подмены совокупности задач конкретными мероприятиями.

Основной задачей при составлении программы считается установление содержательной взаимосвязи между целью, главными задачами, планируемыми мероприятиями и конечными целевыми показателями. Это необходимо для того, чтобы выстроить внутреннюю логичность разрабатываемой программы и для проведения последующей оценки эффективности её реализации. Однако практика показывает, что чаще всего система целевых показателей, так называемых индикаторов реализации программы, которые предлагаются для оценки результативности освоения средств, слабо связаны с финансовыми параметрами и содержанием планируемых программных мероприятий. Вследствие чего проведение адекватного оценивания эффективности становится затруднительным, а иногда и вовсе невозможным.

Основной составной частью механизма развития Крымского региона становится составление прогнозов или целевое программирование будущих социально-экономических процессов. Отмеченные инструменты формируют стратегическую направленность сбалансированного развития территории. Это является крайне актуальным для создания модели устойчивого развития нашего полуострова. В действительности можно отметить, что комплексный анализ и прогнозирование развития макрорегиона считаются точкой отсчёта в процессе регулирования регионального развития. С помощью обоснованных различных вариантов оценок прогноза выявляются цели развития изучаемой территории, формируются приоритеты и программные процедуры в развитии региона, которые будут направлены на достижение поставленных целей. Параллельно происходит расчёт ресурсного обеспечения программных мероприятий. Следовательно, создание эффективной региональной программы развития объединяет такие процессы, как разработка специальных документов, в которых обосновываются цели, финансовые возможности и последовательность проводимых процедур и мероприятий. Всё вышеперечисленное необходимо для решения приоритетных проблем регионального развития.

Отправным пунктом составления программы такого типа является обоснование отраслевых и хозяйственных приоритетов экономической жизни выбранной территории. Можно сказать, что основной стратегической установкой (главной целью) является улучшение качественных параметров жизни жителей региона.

Процедуры и инструменты программно-целевого метода планирования включают применение целой совокупности хорошо известных различных методов в процессе разработки очередной программы регионального развития. Это такие методы, как «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, метод экономико-математического моделирования, экспертных оценок, сценарных вариантов и многие другие. Составленные с применением указанных методов, а также детализировано проработанные социально-экономические программы и прогнозы развития территории позволяют сформулировать основополагающие аспекты концепции регионального развития, её приоритеты и обеспеченность ресурсами.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. явилась базовой для разработки различных целевых программ, финансовых планов и стратегий развития территорий. Крымский полуостров был также вовлечён в этот процесс после вхождения в состав РФ. Как отмечено в [6], при изучении имеющихся на весну 2014 г. проблем экономического, социального, экологического характера на полуострове, Правительство Российской Федерации приняло решение, что эффективное решение всех существующих проблем возможно только при последовательной бюджетной поддержке с применением метода программно-целевого планирования. Это обусловлено следующими факторами:

1) большинство проблем носят межотраслевой, долгосрочный и комплексный характер;

2) следует разработать мероприятия, направленные на решение приоритетных задач федерального уровня, напрмер такие, как повышение уровня и качества жизни населения Республики Крым, улучшение жилищных условий населения Республики, улучшение экологической ситуации в регионе и т. п.;

3) необходимы значимые капиталовложения для осуществления заявленных мероприятий, для чего должно быть привлечено серьёзное бюджетное финансирование.

Актуальным примером применения программно-целевого метода планирования для крымского региона является «Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы» для объединения и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по реализации мероприятий, связанных с обеспечением благоприятных условий проживания населения полуострова и реализации государственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

35

Основными целями такой Программы являются:

1) улучшение жилищных условий населения Республики Крым;

2) обеспечение населения Республики Крым питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям;

3) модернизация, реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей, модернизация объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Республики Крым с применением прогрессивных технологий и оборудования;

4) повышение энергоэффективности и надежности функционирования систем теплоэнергетики;

5) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Республики Крым;

6) улучшение экологической ситуации в Республике Крым и т. д.

Приоритетами реализуемой в Республике Крым государственной политики в сфере реализации Программы являются:

1) улучшение качества коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики Крым, обеспечение надежности работы жилищно-коммунальной инфраструктуры;

2) повышение эффективности работы жилищно-коммунальной сферы Республики Крым.

Анализируя формирование целей данной программы можно отметить, что в ней отсутсвуют вышеуказанные ошибки методологии составления программ и подсчитанная степень эффективности её выполнения за 2016 г. иллюстрирует это [7].

ВЫВОДЫ

Применение именно программно-целевого метода позволяет создать необходимые условия для осуществления кардинальных экономических преобразований в Республике Крым. Меры государственного воздействия на социально-экономическое развитие могут осуществляться и вне системы индикативного планирования, но они несравнимо более эффективны именно при использовании целевых индикаторов развития. Некоторые экономисты считают, что формирование системы индикативного планирования в структурной форме представляется крайне необходимым направлением развития хозяйственного механизма. Они допускают возможность перехода к либеральной, стратегической форме индикативного планирования лишь после преодоления кризисных последствий в экономике или после завершения периода технологической и институциональной модернизации экономики в России. Именно в условиях кризиса и быстрых структурных изменений многие страны были вынуждены отказаться от негибких систем и процедур структурного планирования.

Региональное индикативное планирование является процессом, ведущим к поэтапному социально-экономическому развитию территории, на которой применяется комплексный подход. Этот разрабатываемый комплекс мер направлен на точечную корректировку чётко определённых проблемных звеньев экономики региона, что позволяет достичь синергетического эффекта, и, как результат, последующего развития региона в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова В.В. Индикативное планирование в системе государственного регулирования / В.В. Жукова // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2015. — № 3. — С. 100-103.

2. Невская Н.А. Индикативное планирование: опыт и перспективы применения в Российской экономике / Н.А. Невская // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — Т. 5, № 1 (14). — С. 31-34.

3. Халтаева С.Р. Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона / С.Р. Халтаева // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2013. — № 18. — С. 34-37.

4. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. — 542 с.

5. Обухова С.А. Особенности внедрения программно-целевого метода планирования / С.А. Обухова // Вестник КРАГСиУ. Серия «Теория и практика управления». — 2015. — № 14 (19). — С. 52.

6. Горячих М.В. Значение и возможности применения программно-целевых методов для устойчивого экономического развития Крыма / М.В. Горячих, В.И. Срибный [Электронный ресурс] / Проблемы современной экономики. — 2016. — №4 (60). — С. 28-31. — Режим доступа: m-economy.ru/ art.php?nArtId=5911/ (дата обращения: 24.07.2017).

7. Отчеты о деятельности Министерства ЖКХ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mzhkh.rk.gov.ru/rus/reports (дата обращения: 24.07.2017).

Статья поступила в редакцию 21 августа 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.