ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
УДК 332.1
региональная проекция индикативно-целевого подхода к воспроизводству трудовых ресурсов в условиях внешних угроз
л.а. агузарова,
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой налогов и налогообложения
E-mail: aguzarova.larisa@yandex.ru Северо-осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
В статье обосновывается возможность применения индикативно-целевого подхода к управлению воспроизводством социально-трудового потенциала региона в соответствии с новыми макроэкономическими императивами, формируемыми под воздействием санкций, что достаточно актуально в современной экономической системе государства.
Цель — исследование роли и значения регионального планирования, определение его элементов. Кроме того, рассматривается диагностика условий воспроизводства социально-трудового потенциала территории как одного из важных этапов разработки региональных программ социально-экономического развития. Для более детальной оценки региональных условий формирования и развития социально-трудового потенциала региона, а также выявления тенденций и факторов необходимо дополнительно проводить анализ изменения частных индикаторов в динамике.
На основе применения поискового, научного и исследовательского методов дается индикативно-целевой подход управления процессом воспроизводства социально-трудового потенциала территории. Автор приводит определение индикативного планирования в качестве альтернативного директивному методу планирования, оперирующему показателями.
В результате проведенного анализа выявлены проблемы индикативно-целевого подхода к воспро-
изводству трудовых ресурсов в условиях внешних угроз, а также его преимущества.
Определены основные направления стратегии развития социально-трудового потенциала региона, а именно: развитие инфраструктуры, обеспечивающей решение вопросов трудоустройства населения; расширение функциональной роли служб занятости и кадровых агентств; стимулирование взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реального сектора по целевой подготовке квалифицированных специалистов на основе механизмов социального партнерства; создание условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров в регионе; повышение качества и уровня жизни; развитие социокультурной сферы и др.
Ключевые слова: индикативно-целевой подход, регион, социально-трудовой потенциал, воспроизводство, макроэкономическая нестабильность, импортозамещение, региональное планирование
Существенно изменившаяся макроэкономическая среда региональных экономик под воздействием экономических санкций Запада в адрес Российской Федерации и ответных мер нашего государства формирует не только внешний, но и внутренний фон воспроизводственных процессов в регионах, в том
числе в их трудовом потенциале. Усиливающиеся вызовы как в социально-экономической сфере, так и в системе социально-трудового потенциала инициируют не только защитную реакцию, направленную на снижение негативных воздействий санкций, но и стимулируют к наращиванию соответственно сориентированных собственных трудовых ресурсов. Это особенно актуально для депрессивных территорий.
Очевидна в этой связи практическая значимость использования адекватных механизмов управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов региона, в числе которых наиболее эффективным, по мнению автора, может быть механизм, основанный на индикативно-целевом подходе. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в европейских странах методы целевого управления находят наиболее широкое применение для преодоления отсталости социально-экономического развития отдельных территорий [19]. В российской практике регионального менеджмента также все большее распространение получают механизмы управления трудовыми ресурсами, основанные на целевом, программно-целевом и факторном (индикативно-целевом) подходах. Это объясняется тем, что для адекватного управления развитием социально-трудового потенциала региона необходимо иметь четкое представление о том, под воздействием каких факторов и в каких условиях происходит его формирование, развитие, использование и обмен. Наполнение конкретным содержанием каждого фактора позволяет сформировать условия для воспроизводства социально-трудового потенциала, обладающего необходимыми характеристиками для осуществления целей стратегического развития территории, определить направления разработки соответствующих стратегий его развития в регионе [22].
Традиционно система регионального планирования включает следующие основные элементы:
— прогнозы;
— концепции;
— стратегии;
— целевые программы;
— комплексные программы социально-экономического развития и т.п.
Однако, по данным аналитических исследований, основным показателем эффективности реализации этих программ является не достижение целей, а освоение выделенных бюджетных средств, что в условиях нарастающей макроэкономической неста-
бильности недостаточно ориентировано на выявление резервов внутреннего роста трудовых ресурсов и их определения на производство профильной для региона продукции в целях импортозамещения[7]. Для повышения адаптивности регионального управления к новым условиям хозяйствования и его эффективности необходимо конкретизировать содержание программных результатов, соотнести их со стратегическими целями регионального развития, скорректированными с учетом санкций, а также с реалистичными прогнозами воспроизводства необходимого потенциала, в том числе трудового. Это предполагает, что заложенная в программы регионального развития система индикаторов должна стать ориентирующим параметром для территориальных властей, реализующих данную программу, и служить критерием оценки эффективности ее выполнения. В связи с этим представляется, что индикативно-целевое планирование должно стать ведущим элементом в системе государственного управления развитием региона, особенно в периоды экономической нестабильности. При этом речь идет не о пассивной фиксации количественных и качественных целевых показателей, а об активном управлении ключевыми направлениями формирования и развития социально-трудового потенциала территории в соответствии с тактическими и стратегическими целями.
Традиционно под индикативным планированием понимается альтернативный директивному метод планирования, оперирующий показателями — индикаторами[16]. Как справедливо заметил В. Богатырев, планирование регионального развития должно исходить из конечных потребностей общественного развития. Главная цель состоит в обеспечении стабильного функционирования и развития системы жизнеобеспечения населения, всех ее подсистем, в удовлетворении полноценных социальных и экономических потребностей человека, семей, различных социальных групп. Некоторые отечественные экономисты также акцентируют внимание на мотивационной функции индикативного планирования, объясняя это тем, что программно-целевой блок системы планирования ориентирован на создание таких условий, которые будут стимулировать привлечение ресурсов частного сектора экономики для решения государственных задач. О важности создания таких условий в регионах страны говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государс-
твенного совета 18 сентября 2014 г.: «В условиях санкций Россия должна делать ставку на развитие внутреннего рынка, т.е. развивать собственное производство, чтобы как можно меньше зависеть от Запада. Необходимо эффективнее использовать емкий внутренний рынок, заполнить его качественной продукцией отечественного производства, а инвесторами должны стать российские граждане. Необходимо формирование такой экономической политики, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти будут направлены на производство конкурентоспособной продукции высокого качества, отвечающей приоритетам и профилю регионального хозяйства. В регионах следует давать льготы предприятиям, которые максимально ориентируют свою продукцию на экспорт»[18].
С точки зрения индикативно-целевого подхода модель управления процессом воспроизводства социально-трудового потенциала территории в общем виде представлена на рис. 1.
Взаимосвязь основных инструментов государственного воздействия с рыночными механизмами регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала региона позволит обеспечить целенаправленное ориентирование
развития его экономики на процессы сохранения устойчивости, модернизации и инновационного роста [5]. При этом преимущества индикативно-целевого подхода состоят в следующем:
— обеспечиваются системность и комплексность решения сложных проблем воспроизводства социально-трудового потенциала региона в соответствии с требованиями импортозамещения, модернизации экономики и социальной сферы;
— создаются условия для обеспечения согласования интересов отдельных субъектов хозяйственной деятельности относительно целей и ориентиров социально-экономического развития региона;
— обеспечивается возможность диагностировать приближение критического состояния объекта управления (в том числе под влиянием внешних угроз экономического и политического характера) и необходимость изменения стратегии его развития.
При этом диагностика условий воспроизводства социально-трудового потенциала территории является одним из важных этапов разработки региональных программ социально-экономического развития. С учетом необходимости адаптации к условиям макроэкономической нестабильности
Рис. 1. Модель управления воспроизводством социально-трудового потенциала региона с позиций индикативно-целевого подхода
анализ региональных факторов целесообразно проводить одновременно в двух взаимосвязанных ракурсах[11]:
— как объективную оценку на основании данных официальной статистической отчетности;
— как субъективное представление населения об условиях и возможностях реализации своего потенциала на территории данного региона в контексте новых экономических императивов.
Процесс управления воспроизводством социально-трудового потенциала строится на мониторинге факторных показателей, их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений факторных показателей на основе анализа их динамики, условий развития региональной системы.
В соответствии с данными исходными принципами анализ условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона был проведен для Республики Северная Осетия — Алания (интегральные индикаторы приведены в табл. 1).
С учетом показателей, представленных в табл. 1, а также других показателей профиль исследуемого
региона, описывающий условия воспроизводства его социально-трудового потенциала по отношению к целеориентированной модели, построенной на основании данных об оптимальном значении индикаторов, а также по отношению к их критическому значению, представлен на рис. 2.
Очевидно, что в регионе не созданы достаточные условия для развития каждой из компонент социально-трудового потенциала, что подтверждается высокой миграцией населения, низким качеством здоровья и высокой демографической нагрузкой [9]. Вызывают также обеспокоенность высокий уровень безработицы населения и низкие темпы роста внутреннего регионального продукта по отношению к темпам роста заработной платы.
Для более детальной оценки региональных условий формирования и развития социально-трудового потенциала региона, а также выявления тенденций и лимитирующих факторов необходимо дополнительно проводить анализ изменения частных индикаторов в динамике. При этом следует учитывать, что по некоторым показателям отсутствуют официальные статистические данные [10], в частности:
Таблица 1
Интегральные индикаторы условий воспроизводства социально-трудового потенциала
Республики Северная Осетия — Алания
Оценочный блок
Интегральный индикатор
Значение показателя
Фактическое
Оптимальное
Ресурсная составляющая
Демографическая нагрузка
65,7%
45-50%
Факторная составляющая
В том числе:
— сфера здравоохранения
— сфера образования
— производственная сфера и инновации
— сфера ЖКХ
— социокультурная сфера
— экологические условия
Заболеваемость на 1 000 чел. населения, %
Доля населения, имеющего высшее образование среди экономически активного населения, % ВРП на душу населения, тыс. руб.
Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя, м2 Коэффициент миграционного прироста
Показатель эколого-энергетической безопасности, %
71,87 35,5
82,417 26,2 -42 62
Менее 50 23-25
241,767 Более 33 Более 0 65
Институциональная составляющая
Фактический уровень безработицы, %
10,6
6
Управленческая составляющая
Соотношение темпов роста заработной платы и темпов роста ВРП
ТВРП = 1,096 < Т = 1,18
ВРП ' з.п. '
Опережение темпов роста производительности труда
Источник: [17].
Соотношение темпов роста заработной платы и темпов роста ВРП
Фактический уровень безработицы
Показатель эколого-энергетической безопасности
Демографическая нагрузка 120
Коэффициент миграционной прироста
Заболеваемость на 1 000 чел. населения
Доля населения, имеющего высшее образование среди экономически активного населения
ВРП на душу населения, тыс. руб.
бщая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя, м2
—♦—Фактическое значение Критическое значение - а - Оптимальное значение
Рис. 2. Профиль условий воспроизводства социально-трудового потенциала в Республике Северная Осетия — Алания
— по характеристикам институциональной составляющей (доля трудоустроенных через центры занятости населения в общей численности безработных, количество договоров целевой подготовки между предприятиями и образовательными учреждениями);
— о трудовой миграции населения внутри региона, в том числе по профессиям;
— об уровне образования;
— по полу и возрасту.
Данная информация регистрируется соответствующими службами и при необходимости может быть получена представителями органов государственной власти, занимающимися вопросами разработки региональной политики.
Кроме того, принципиальное значение имеет сопряженный анализ регионального рынка образовательных услуг и рынка труда, поскольку в рамках перехода на несырьевую модель развития наиболее востребованными являются рабочие специальности: станочники, слесари, фрезеровщики, токари, водители, работники сферы услуг.
Несоответствие спроса на образовательные услуги потребностям регионального рынка труда приводит к неэффективному использованию трудового потенциала территории: работа не по специальности, высококвалифицированные специалисты вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом, миграция высококвалифицированных работников в экономически развитые центры («полюса роста») и т.д. [3]. В результате происходит снижение не только трудового, но и социально-экономического потенциала территории.
Для оценки того, в какой мере региональные факторы и условия способствуют или препятствуют формированию, развитию и эффективной реализации социально-трудового потенциала региона, важен анализ показателей, характеризующих состояние отдельных региональных подсистем, включая социальную сферу, которая во многом определяет привлекательность территории для жизнедеятельности и обусловливает направления и величину миграционных потоков. Одним из наиболее важных факторов, характеризующих условия эффективного использования социально-трудового потенциала региона, является также уровень развития производственной сферы, ее модернизации и инновационной активности, а также способности наращивания производственного потенциала.
Анализ уровня формализации отношений в вопросах воспроизводства трудового потенциала региона показывает, что основное внимание уделяется нормативному правовому регулированию трудовых отношений. Однако наибольшую значимость имеет проблема обеспечения целевой подготовки специалистов для нужд региона, а также повышения роли кадровых агентств и служб занятости населения в обеспечении трудоустройства безработного населения. В настоящее время отмечается несоответствие фактического и официально зарегистрированного уровней безработицы, что отчасти объясняется тем, что часть безработного населения предпочитает заниматься поиском работы самостоятельно, поскольку службы занятости обеспечивают трудоустройство преимущественно
по рабочим специальностям и на низкооплачиваемые виды деятельности. Это ставит задачу развития института целевой подготовки специалистов для предприятий, в том числе через посредничество кадровых агентств. Формирование управленческой составляющей социально-трудового потенциала региона, выражающейся в целевой ориентированности населения на реализацию своих способностей на его территории для повышения емкости внутреннего рынка, сдерживается низким уровнем финансовой составляющей [4]. Это приводит к миграции экономически активной и наиболее квалифицированной части населения в «полюса роста».
Таким образом, очевидна взаимозависимость и взаимообусловленность всех компонент процесса воспроизводства социально-трудового потенциала, что предопределяет необходимость системного и комплексного воздействия на его составляющие при формировании и реализации программ регионального развития в условиях политики импортозамещения, наращивания производства продукции для внутреннего потребления, а также экспорта. Очевидно, что в эффективной реализации данных программ важную роль будет также играть субъективный фактор, выражающийся в восприятии и поддержке населением проводимых мероприятий. В связи с этим следующим этапом диагностики условий воспроизводства трудового потенциала региона является получение субъективных оценок такого рода.
Результаты анкетирования населения городов Владикавказ, Алагир, Моздок и села Октябрьское Республики Северная Осетия — Алания (350 человек, в том числе руководители среднего звена коммерческих предприятий, работники организаций и учреждений, частные предприниматели) представлены в табл. 2.
Если учесть, что максимально возможное значение субъективной оценки составляет 100, то при показателе 63,1 можно сказать, что население оценивает региональные условия с точки зрения наличия возможностей развития социально-трудового потенциала как средние. При этом наиболее проблемным, по мнению населения, является уровень экономического развития территории, ограничивающий возможности трудоустройства по специальности. В определенной степени это влияет и на низкую оценку качества жизни в регионе (только 27,1% опрошенных ответили, что они удовлетворены). Недостаточно оценивается деятельность учреждений здравоохранения. Кроме того, 65,7% опрошенных не считают значительной роль кадровых агентств в формировании трудового потенциала.
Сопоставление объективных и субъективных оценок условий воспроизводства трудового потенциала Республики Северная Осетия — Алания приведено на рис. 3.
Анализ данных, представленных на рис. 3, показывает, что в целом объективные и субъективные оценки условий воспроизводства социально-трудо-
Таблица 2
Субъективные оценки условий воспроизводства социально-трудового потенциала Республики Северная Осетия — Алания
Доля опрошенных, оценивших данный показатель как ««достаточный» (или «удовлетворен»),% Вес показателя Субъективная
Показатель оценка показателя
Достаточность собственных трудовых ресурсов для регио- 91,4 0,15 13,7
нального развития
Удовлетворенность работой учреждений здравоохранения 60,0 0,08 4,8
Удовлетворенность предоставляемыми в регионе образо- 77,1 0,10 7,7
вательными услугами
Возможность трудоустройства по специальности на терри- 55,7 0,15 8,4
тории места проживания
Удовлетворенность жилищными условиями 82,8 0,12 9,9
Удовлетворенность качеством жизни в регионе 27,1 0,08 2,2
Удовлетворенность состоянием окружающей среды 90,0 0,08 7,2
Уровень полезности центров занятости и кадровых 34,3 0,08 2,7
агентств
Удовлетворенность имеющимися условиями и предостав- 40,6 0,16 6,5
ляемыми возможностями для реализации и развития своих способностей, знаний, умений
Всего - 1,0 63,1
Управленческая составляющая
Институциональная составляющая
Экологические условия
Ресурсная составляющая
Сфера здравоохранения
Сфера образования
Производственная сфера и инновации
Социокультурная сфера
Сфера ЖКХ
--♦-- Объективная оценка ■ Субъективная оценка
Рис. 3. Сопоставление объективных и субъективных оценок условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона
вого потенциала региона совпадают и превышают среднее значение (соответственно 64,3 и 63,1). Это свидетельствует о достаточно стабильной ситуации в регионе и о наличии предпосылок к развитию социально-трудового потенциала в соответствии с новыми макроэкономическими императивами. Характеристики ростоформирующих и лимитиру-
ющих факторов на этапах воспроизводства социально-трудового потенциала Республики Северная Осетия — Алания приведены в табл. 3.
Таким образом, стратегия развития социально-трудового потенциала региона связана:
— с развитием инфраструктуры, обеспечивающей решение вопросов трудоустройства населения;
Таблица 3
Характеристики ростоформирующих и лимитирующих факторов на отдельных этапах воспроизводства трудового потенциала Республики Северная Осетия — Алания
Этапы воспроизводства трудового потенциала Факторы
ростоформирующие лимитирующие
Формирование Положительная тенденция изменения демографических показателей. Рост образовательного уровня населения. Реализация целевых программ повышения качества здоровья населения. Высокие показатели развития экологической сферы Неразвитость взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса в вопросах подготовки специалистов, необходимых для регионального рынка. Условия и уровень жизнедеятельности не способствуют формированию мотивации к инновационной деятельности
Распределение Наличие системы целевой подготовки специалистов для нужд региона Отсутствие действенных механизмов, стимулирующих приток трудовых ресурсов необходимой квалификации в регионе. Высокая миграция населения из региона
Обмен Наличие ресурсов отраслей макроэкономической специализации, продукты и услуги которых востребованы на национальном рынке. Низкий уровень оплаты труда. Недостаточный уровень внутренней мотивации к саморазвитию
Использование Высокие возможности использования трудового потенциала для развития этноэкономики, туристско-рекреационного комплекса Небольшая содержательность труда. Неразвитость институциональных условий для проявления инновационной активности работников
расширением функциональной роли служб занятости и кадровых агентств;
— со стимулированием взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики по целевой подготовке квалифицированных специалистов на основе механизмов социального партнерства;
— с созданием условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров в регионе;
— с повышением качества и уровня жизни, с развитием социокультурной сферы, полноценным инфраструктурным обустройством территории;
— с активным привлечением внутренних трудовых ресурсов для реализации проектов несырьевого развития и модернизации экономики региона;
— с расширением масштабов применения индикативного подхода к оценке эффективности целевых программ регионального развития в новых макроэкономических условиях.
Список литературы
1. Богатырев В. Об актуальности программно-целевого планирования // Экономист. 2010. № 2. С.3-10.
2. Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1. С. 23-35.
3. Глушач А.В., Архиереев С.И. Социально-экономическая природа трансакций, их виды и особенности проявления на рынке труда // Бизнес информ. 2014. № 5. С. 8-13.
4. Горбунова О.Н., Гладышева А.В., Горбунова Ю.И. Особенности формирования трудового ресурса региона в условиях развития инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 26-31.
5. ЕштокинМ.В. Модель воспроизводства трудового потенциала в регионе // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1. С. 71-77.
6. Золин И.Е. Рынок труда в контексте демографического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 42. С. 12-22.
7. Ксенофонтов В.И. Управление сбалансированным развитием региона на основе методов индикативно-регулятивного планирования // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 106-111.
8. Леонидова Г.В. Качество трудовых ресурсов в контексте факторов национальной безопасности
России // Проблемы развития территории. 2014. № 5. С. 7-19.
9. Леонидова Г.В. Трудовые ресурсы России: качественное состояние и перспективы развития // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 42. С. 118-125.
10. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Модельный инструментарий межрегионального ресурсного обмена // Вопросы территориального развития. 2014. № 4. С. 1.
11. Матвеева Л.Г. Инновационный потенциал промышленности Юга России: инструментарий управления в целях снижения региональной асимметрии // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 1. С. 42-54.
12. Медвидь М.М. Достаточные условия гарантированного обеспечения отрасли трудовыми ресурсами // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 1. С. 140-148.
13. Мемном М.М. Особенности процесса управления трудовыми ресурсами и его элементы на предприятии // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-3. С. 51-53.
14. Морозова С.Н. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 5-6. С. 80-88.
15. Мустаев М.М., Мамбетова Ф.А., Султанов Г.С. Интеграционно-пространственные процессы и формирование институциональных основ отношений собственности в современной экономике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4. С. 290-293.
16. Новикова И.В., Цапко Ю.Е. Трудовые ресурсы как источник инновационного развития экономики страны и региона // В мире научных открытий. 2014. № 5.2. С. 820-829.
17. Петров А.Н., Демидова Л.Г. и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 94 с.
18. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Инновационный трудовой потенциал — стратегический ресурс развития инновационной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 306-309.
19. Хадасевич Н. Воспроизводство трудового потенциала региона на основе системно-факторного подхода // Предпринимательство. 2014. № 7. С.115-125.
20. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. 2014. № 5. С. 55-62.
21. Чернова О.А. Методология и инструментарий формирования инновационно ориентированной стратегии сбалансированного регионального развития. Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2010. 63 с.
22. Aguzarova L.A., Aguzarova F. S. Regional peculiarities of formation of new economic content of the labor potential as a factor of modernization // Наука и человечество. 2013. Т. 1. № 2. С. 216-226.
Regional economics: theory and practice Region's potential
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
REGIONAL PROJECTION OF THE INDICATIVE-TARGETED APPROACH TO REPRODUCTION OF LABOR RESOURCES IN THE FACE OF EXTERNAL THREATS
Larisa A. AGUZAROVA
Abstract
Importance The article substantiates the possibility of applying an indicative and purposive approach to management of social and labor potential reproduction of the region in accordance with the new macroeconomic imperatives formed under the impact of sanctions which is quite important in the current economic system of the State.
Objectives The paper's aim is to research the role and importance of regional planning, to define its elements. In addition, it discusses diagnosis of conditions of the reproduction of social and labor potential of the territory as one of the important stages of development of regional socio-economic development. For a more detailed assessment of regional conditions of formation and development of social and labor potential of the region, as well as to identify trends and factors, it is necessary to analyze the changes of particular indicators in dynamics. Methods In this article, using search, scientific and research methods, I provided an indicative and purposive management approach to the process of social and labor potential reproduction of the territory. I also gave a definition of indicative planning as alternative policy to planning method operating by performance indicators. Results The findings reveal the problems of indicative and purposive approach to the labor resources reproduction in the face of external threats, as well as its advantages.
Conclusions and Relevance The paper identifies the main directions of strategy of social and labor potential development of region, and namely: infrastructure development, ensuring the population employment; expansion of the functional role of employment services and employment agencies; encouraging of interaction between educational institutions and the real sector enterprises through targeted training of qualified specialists
on the basis of social partnership mechanisms; creation of conditions to attract and retain qualified personnel in the region; improving the quality and standard of living of population and the development of socio-cultural sphere, and other issues.
Keywords: indicative and purposive approach, region, social and labor potential, reproduction, macroeconomic instability, import substitution, regional planning
References
1. Bogatyrev V. Ob aktual'nosti programmno-tse-levogo planirovaniya [The relevance of result-based planning]. Ekonomist = Economist, 2010, no. 2, pp. 3-10.
2. Glaz'ev S.Yu., Fetisov G.G. O strategii ustoi-chivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On the strategy of the Russian economy's sustainable development]. Eko-nomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2013, no. 1, pp. 23-35.
3. Glushach A.V., Arkhiereev S.I. Sotsial'no-eko-nomicheskaya priroda transaktsii, ikh vidy i osobennosti proyavleniya na rynke truda [A socio-economic nature of transactions, their views and peculiarities in the labor market]. Biznes inform = Business inform, 2014, no. 5, pp.8-13.
4. Gorbunova O.N., Gladysheva A.V., Gorbu-nova Yu.I. Osobennosti formirovaniya trudovogo resursa regiona v usloviyakh razvitiya innovatsionnoi ekonomiki [Features of the formation of labor resource in a region under conditions of an innovative economy development]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic phenomena and processes, 2013, vol. 9, no. 9, pp. 26-31.
5. Eshtokin M.V. Model' vosproizvodstva trudovogo potentsiala v regione [A model of labor potential repro-
duction in the region]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava = Basics of economics, management and law, 2014, no. 1, pp. 71-77.
6. Zolin I.E. Rynok truda v kontekste de-mograficheskogo razvitiya [A labor market in the context of demographic development]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National interests: priorities and security, 2014, no. 42, pp. 12-22.
7. Ksenofontov V.I. Upravlenie sbalansirovannym razvitiem regiona na osnove metodov indikativno-regulyativnogo planirovaniya [Managing the region's balanced development on the basis of indicative and regulation planning]. Ekonomika i upravlenie = Economics and management, 2010, no. 12, pp. 106-111.
8. Leonidova G.V. Kachestvo trudovykh resursov v kontekste faktorov natsional'noi bezopasnosti Ros-sii [The quality of human resources in the context of Russia's national security factors]. Problemy razvitiya territorii = Problems of territory development, 2014, no. 5, pp. 7-19.
9. Leonidova G.V. Trudovye resursy Rossii: kachest-vennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Russia's labor resources: quality status and development prospects]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika = Economics and modern management: theory and practice, 2014, no. 42, pp. 118-125.
10. Matveeva L.G., Chernova O.A. Model'nyi instrumentarii mezhregional'nogo resursnogo obmena [Modeling instruments of inter-region resource exchange]. Voprosy territorial 'nogo razvitiya = Issues of territorial development, 2014, no. 4, p. 1.
11. Matveeva L.G. Innovatsionnyi potentsial pro-myshlennosti Yuga Rossii: instrumentarii upravleniya v tselyakh snizheniya regional'noi asimmetrii [An innovative capacity of the industry in the South of Russia: the control toolkit for purposes of reduction of regional asymmetries]. Regional 'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional economics. Russia's South, 2014, no. 1, pp. 42-54.
12. Medvid' M.M. Dostatochnye usloviya garanti-rovannogo obespecheniya otrasli trudovymi resursami [Sufficient conditions of the secured provision of an industry sector with labor resources]. ETAP: ekonom-icheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2014, no. 1, pp. 140-148.
13. Memnom M.M. Osobennosti protsessa uprav-leniya trudovymi resursami i ego elementy na predpriya-tii [Features of human resources management and its elements in an enterprise]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel 'skii zhurnal = International research journal, 2014, no. 3-3, pp. 51-53.
14. Morozova S.N. Analiz obespechennosti or-ganizatsii trudovymi resursami [An analysis of the enterprise's labor resources availability]. Aktual 'nye voprosy
obrazovaniya i nauki = Current issues of education and science, 2014, no. 5-6, pp. 80-88.
15. Mustaev M.M., Mambetova F.A., Sultanov G.S. Integratsionno-prostranstvennye protsessy i formi-rovanie institutsional'nykh osnov otnoshenii sobstven-nosti v sovremennoi ekonomike [Integration and spatial processes and building the institutional foundations of property relations in today's economy]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no.12-4, pp. 290-293.
16. Novikova I.V., Tsapko Yu.E. Trudovye resursy kak istochnik innovatsionnogo razvitiya ekonomiki stra-ny i regiona [Human resources as a source of innovative development of the economy of a country and region]. V mire nauchnykh otkrytii = In the World of Scientific Discoveries, 2014, no. 5.2, pp. 820-829.
17. Petrov A.N., Demidova L.G., et al. Indikativ-noe planirovanie: teoriya i puti sovershenstvovaniya [Indicative planning: theory and ways of improvement]. St. Petersburg, Znanie Publ., 2000, 94 p.
18. Reznik G.A., Amirova D.R. Innovatsionnyi tru-dovoi potentsial — strategicheskii resurs razvitiya inno-vatsionnoi ekonomiki [Innovative employment potential as a strategic resource for innovative economy development]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 6, pp. 306-309.
19. Khadasevich N. Vosproizvodstvo trudovogo potentsiala regiona na osnove sistemno-faktornogo podkhoda [Reproduction of the region's labor potential on the basis of a system and factorial approach]. Predprinimatel 'stvo = Entrepreneurship, 2014, no. 7, pp.115-125.
20. Chernikova S.A., Isakov Yu.A. Trudovye resursy kak faktor proizvodstva [Labor resources as a production factor]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2014, no. 5, pp. 55-62.
21. Chernova O.A. Metodologiya i instrumentarii formirovaniya innovatsionno orientirovannoi strategii sbalansirovannogo regional 'nogo razvitiya [A methodology and instruments to form an innovation-oriented strategy of balanced regional development]. Taganrog, TTI SFU Publ., 2010, 63 p.
22. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Regional peculiarities of formation of new economic content of the labor potential as a factor of modernization. Nauka i chelovechestvo = Science and humanity, 2013, vol. 1, no. 2, pp. 216-226.
Larisa A. AGUZAROVA
North Ossetia State University, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia — Alania, Russian Federation aguzarova.larisa@yandex.ruAbstract