Научная статья на тему 'Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона'

Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ / СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халтаева С. Р.

В статье рассматривается практика применения индикативного планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона, на примере Республики Бурятия. Приводятся основные этапы функционирования индикативного планирования. Определены уровни и система планов индикативного планирования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Халтаева С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона»

Промышленных предприятий в России много как интересных, так и не представляющих ценности для развития города. Первые, лучше пустить под редевелопмент, другие - под новое строительство. Только при таком дифференцированном подходе город сможет и развиваться, и оставаться при своих исторических доминантах, которые можно переоборудовать и перепрофилировать под интересные проекты, в том числе лофты.

Список литературы:

1. Шарапова А.В., Жариков И.С. Ранжирование инвестиционно-строительных проектов // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013 г.: в 34 частях. Часть 31; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 157-158.

2. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/pdf.

3. Мой дом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myhou-se.ru/pdf.

4. Грабовый П.Г., Харитонов В.А. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города. - М.: Изд-во «АСВ» и «Реалпроект», 2009.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© Халтаева С.Р.*

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

В статье рассматривается практика применения индикативного планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона, на примере Республики Бурятия. Приводятся основные этапы функционирования индикативного планирования. Определены уровни и система планов индикативного планирования в регионе.

Ключевые слова: индикаторы, индикативное планирование, социально-экономическое развитие региона, стратегия, схема территориального планирования.

В условиях реализации стратегических задач социально-экономических преобразований особое значение в системе государственного планирования

* Доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», кандидат экономических наук, доцент.

приобретают на регионы, с эффективно действующей системой стратегического планирования регионального развития, способной консолидировать усилия региональных властей, руководителей предприятий и общества в решении проблем реформирования в регионе. Основной особенностью стратегического планирования в современных условиях является то, что произошло усиление зависимости деятельности объектов планирования от воздействия факторов неопределенности внешней среды. Что требует более гибкого механизма построения их плановой деятельности, всё большую роль в котором занимает индикативное планирование, позволяющее посредством системы экономических показателей сочетать государственное регулирование с рыночными принципами хозяйствования, учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, происходящих как во внутренней среде, так и во внешней среде региональной социально-экономической системы. Таким образом, особую актуальность в современных условиях приобретает стратегическое индикативное планирование как инструмент комплексного управления социально-экономическим развитием региона.

В Республике Бурятия (РБ) с 2000 года реализуется система индикативного планирования. На сегодня система индикативного планирования функционирует поэтапно по схеме замкнутого контура: целеполагание, планирование измеримых результатов, бюджетирование, внешний и внутренний контроль реализации программных документов, мониторинг результатов деятельности [1]. Рассмотрим кратко каждый из этапов.

1 Этап. Целеполагание.

К данному блоку системы индикативного планирования относится разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, долгосрочной Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года, схемы территориального планирования.

2 Этап. Планирование измеримых результатов.

На данном этапе разрабатываются: Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия, среднесрочная Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы и ежегодный индикативный план по реализации среднесрочной Программы социально-экономического развития Республики Бурятия.

3 Этап. Бюджетирование, ориентированное на результат.

На данном этапе разрабатывается республиканский бюджет, государственных программы, проекты докладов о результатов основной деятельности на планируемый период (ДРОНД).

4 Этап. Управление реализацией.

На данном этапе специально созданный координационный орган при Правительстве Республики Бурятия - Комиссия по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике регулирует деятельность и обеспечивает взаимодействия между органами государственно-

го управления на всех уровнях власти и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики. В целях усиления взаимодействия хозяйствующих субъектов всех форм собственности с республиканскими органами исполнительной власти, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста, осуществляется заключение соглашений с хозяйствующими субъектами. Курирующие министерства и ведомства осуществляют мониторинг выполнения соглашений с последующим предоставлением информации в Министерство экономики РБ.

5 Этап. Мониторинг результатов деятельности.

Мониторинг предполагает проведение анализа социально-экономического положения республики и оценку эффективности расходования бюджетных средств. Мониторинг результатов деятельности включает в себя планирование и учет государственных услуг, разработку государственного заказа на поставку товаров и заключение соглашений о сотрудничестве с муниципальными образованиями и хозяйствующими субъектами.

6 Этап. Ответственность за полученные результаты.

Этот этап предусматривает внешний и внутренний контроль реализации программных документов. Внутренний контроль осуществляется путем ежемесячного мониторинга социально-экономического положения республики, мониторинга реализации Индикативного плана, ежеквартального мониторинга социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. Ежегодно Правительство республики оценивает эффективность деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и выделяет гранты за достижение лучших индикаторов. На Правительственной комиссии регулярно рассматривается эффективность реализации Программы социально-экономического развития и эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти.

В рамках внешнего контроля Правительство Республики Бурятия ежегодно представляет Народному Хуралу РБ отчет о реализации программы социально-экономического развития и республиканского бюджета за прошедший год. Эти два основных документа также обсуждаются на публичных слушаниях. Президент республики ежегодно отчитывается перед Правительством России об эффективности деятельности республиканской исполнительной власти.

Система индикативного планирования в республике реализуется на пяти уровнях: республика, отрасли экономики, районы и города, поселения и предприятия. Все уровни между собой логически увязаны через систему индикаторов разрабатываемых с учетом полномочий и функций, закрепленных за органами власти.

Перечень и пороговые значения индикаторов для органов исполнительной власти ежегодно устанавливаются в индикативном плане по реализации программы социально-экономического развития республики.

Аналогичная работа проведена и на муниципальном уровне совместно с главами администраций районов и городов республики. Разработана система индикаторов социально-экономического развития муниципального образования.

Работа по формированию состава индикаторов и их качества постоянно совершенствуется. Модернизация системы индикаторов проводится в направлении конкретизации и подчинения индикаторов главным стратегическим целям - достижению экономического роста, снижению уровня бедности, повышению качества и доступности услуг государства по направлениям экономического, экологического и социального развития.

На республиканском уровне система планов, разработанных с использованием индикаторов, включает в себя: Стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, схему территориального планирования со сроками планирования, которая является территориальной проекцией стратегии, Программу социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, индикативный план по реализации Программы на один год.

На уровне муниципальных районов и городских округов: долгосрочную и среднесрочную программы социально-экономического развития района, схему территориального планирования муниципальных районов и городских округов.

Все муниципальные образования поселенческого уровня республики также имеют программы долгосрочного развития и генеральные планы развития поселений.

Таким образом, в Республике Бурятия использование индикативного планирования в системе стратегического управления регионального развития является процессом объективным, обеспечивающим формирование представлений о будущем развитии и структуре экономики региона. Опыт и практика применения всех элементов системы индикативного планирования в Республике Бурятия позволили повысить прозрачность и обоснованность принятия, а также обеспечить эффективную реализацию важнейших решений в экономике и социальной сфере региона.

Список литературы:

1. Официальный веб-портал Министерства экономики Республики Бурятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy.govrb.ru (дата обращения: 03.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.