Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чадова Татьяна Владимировна

Представлены рекомендации по идентификации и классификации транспортных средств и запасных частей 87 группы ТН ВЭД. Предложенные меры помогли бы сократить случаи недостоверного декларирования товаров участниками ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF IDENTIFICATION OF SOPHISTICATED GOODS IN CUSTOMS

Recommendations on the identification and classification of vehicles and spare parts of the Group 87 of FEACN are presented. The proposed measures would help to reduce cases of false declaration of goods by participants of foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ»

УДК 339.543

DOI 10.24866/1815-0683/2021-4/12-21

Т. В. ЧАДОВА*

Особенности идентификации

технически сложных товаров в таможенном деле

Представлены рекомендации по идентификации и классификации транспортных средств и запасных частей 87 группы ТН ВЭД. Предложенные меры помогли бы сократить случаи недостоверного декларирования товаров участниками ВЭД.

Ключевые слова: транспортные средства, автомобильные запчасти, декларирование, идентификация, классификация, таможенная экспертиза.

TV. CHADOVA

Special Aspects of Identification

of Sophisticated Goods in Customs

Recommendations on the identification and classification of vehicles and spare parts of the Group 87 of FEACN are presented. The proposed measures would help to reduce cases of false declaration of goods by participants of foreign economic activity.

Keywords: vehicles, auto parts, declaration, identification, classification, customs examination.

ЧАДОВА Татьяна Владимировна кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы. chadovatv@yandex.ru.

CHADOVA T. V. - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of Commodity Research and Customs Assessment.

В России насчитывается порядка 55 млн автомобилей. Все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В данных условиях, что естественно, повышается и спрос на автозапчасти. Необходимо отметить, что рост российского рынка запасных частей продолжается, несмотря на то, что в мире он стремительно падает, поскольку ужесточение экологических требований вынуждает владельцев автомобилей

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

в западных странах либо не покупать автомобиль вообще, либо менять машину до возникновения необходимости замены деталей. Порядка 35-37 % всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке за последние три года имеет высокий уровень и колеблется в диапазоне от 62,5 до 65 %х. Самыми распространенными товарами, перемещаемыми через таможенную территорию за 2015-2020 гг., являлись части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, прочие. В отношении них таможенными органами в период с 2020 по начало 2021 г. было принято 658 классификационных решений2. Участники ВЭД все чаще с целью занижения ставки таможенной пошлины неверно указывают код данного товара при декларировании. В результате неправильной классификации транспортных средств и автомобильных запчастей часто возникают судебные споры между участниками ВЭД и таможенными органами, поэтому необходимо разработать рекомендации по идентификации и классификации данных товаров, которые в дальнейшем помогли бы сократить случаи недостоверного декларирования.

Целью данной работы является разработка механизмов идентификации и классификации товаров (на примере транспортных средств и автомобильных запчастей).

В процессе идентификации транспортного средства при проведении таможенного контроля осуществляется проверка соответствия маркировки на узлах, агрегатах и деталях сведениям, содержащимся в представленных для таможенных целей документах3. Идентификация транспортного средства является комплексным исследованием, которое включает в себя следующие этапы.

1. Определение конструктивных и функциональных особенностей средств наземного транспорта, которые помогают установить его марку и модель.

2. Изучение и детальный осмотр маркировки, сертифицированных табличек и других данных об идентификации, которые позволяют провести расшифровку информации о транспортном средстве.

3. Проверка соответствия сведений, указанных в сопроводительной документации, сведениям, которые указаны на самом транспортном сред-стве4.

1 Рынок автозапчастей в России: рейтинг крупнейших продавцов и производителей автозапчастей. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-avtozapchastey-v-rossii-analiz-struk tury-i-klyuchevykh-pokazateley-otrasli-/ (дата обращения: 12.09.2021).

2 Информационно-статистические данные отдела применения системы управления рисками -центр оперативного мониторинга и управления рисками Владивостокской таможни.

3 Колпаков А. Ф., Ляпустин С. Н., Панкратова Т. М. Идентификация и классификация транспортных средств при проведении таможенного контроля: учеб. пособие. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. 246 с.

4 Чадова Т. В. Особенности идентификации, экспертизы и классификации технически сложных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 43-55.

Проверке подлежат:

- номер кузова,

- номер двигателя,

- номерной регистрационный знак,

- идентификационный номер транспортного средства (VIN),

- табличка завода-изготовителя,

- цвет лакокрасочного покрытия (ЛКП),

- тип и размер шин и др.

В соответствии с Приложением 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» для транспортных средств товарной позиции 8702-8705 в графу 31 ДТ необходимо вносить сведения о марке, модели, дате выпуска, номере и модели двигателя, номере шасси, номере кузова (кабины), мощности двигателя (кВт), рабочем объеме двигателя (куб. см), типе двигателя, количестве осей, полной массе двигателя. Для товарной позиции 8704 необходимо указать грузоподъемность. При заявлении сведений о запасных частях и принадлежностях автомобилей (товарная позиция 8708) необходимо указывать состояние (например, новые, бывшие в употреблении) и наименование (крылья, двери, капоты)5.

Проблемы при классификации транспортных средств возникают из-за особенности комплектации и специфических функций. Исключения составляют автомобильные запчасти и принадлежности. Ниже представлены основные классификационные и идентификационные признаки товаров товарных позиций 8703-8704 ТН ВЭД.

Классификационные признаки

Товарная позиция 8703 - легковые автомобили:

1. Область применения.

2. Тип двигателя.

3. Рабочий объем двигателя.

4. Состояние (новые, бывшие в употреблении).

5. Момент выпуска.

6. Мощность двигателя.

7. Особенность конструкции.

8. Категория автомобиля.

Товарная позиция 8704 - автомобили для перемещения грузов:

1. Область применения.

2. Тип двигателя.

3. Рабочий объем двигателя.

5 О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»: решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

4. Тип рамы.

5. Полная масса.

6. Количество осей.

7. Состояние (новые, бывшие в употреблении).

8. Целевое назначение.

9. Момент выпуска.

10. Особенность конструкции.

Товарная позиция 8708 - запасные части товарных позиций 8701-8705:

1. Вид запчасти.

2. Область применения.

3. Материал изготовления.

Идентификационные признаки товаров товарной позиции 8708 - запасные части товарных позиций 8701-8705:

- наименование (например, передние и задние секции, части и принадлежности);

- состояние (например, новые, бывшие в употреблении).

Проблема классификации транспортных средств и запасных частей

возникает из-за отсутствия нормативной документации и справочной литературы. Экспертные заключения таможенных органов и экспертные заключения негосударственных организаций могут содержать противоположные выводы по данному вопросу. Таможенное законодательство не закрепляет преимущество результатов экспертиз, выполненных в таможенных экспертно-криминалистических подразделениях и иных экспертных организациях. Необходимо разработать критерии идентификации технически сложных товаров и использовать заключения таможенных экспертов при вынесении решений по их классификации.

Проанализировав случаи недостоверного декларирования товаров 87 группы ТН ВЭД за последние 2 года, можно сделать вывод, что зачастую участники ВЭД недостоверно декларируют транспортные средства и запасные части, указывая не все сведения о товаре и основные идентификационные признаки, такие как полная масса транспортного средства, материал изготовления, особенность конструкции, сфера применения, функциональное назначение6. Одним из решений проблемы может быть разработка должностными лицами таможенных органов совместно с производителями (правообладателями) технически сложных товаров (транспортных средств и автозапчастей) информационно-справочной базы (рис. 1), с помощью которой появилась бы возможность предотвратить недостоверное декларирование либо обнаружить неверно указанные сведения

6 Информационно-статистические данные отдела применения системы управления рисками -центр оперативного мониторинга и управления рисками Владивостокской таможни.

об автомобиле или запасной части, чтобы в дальнейшем правильно классифицировать товар. Реализация информационного взаимодействия позволит предусмотреть возможность для участников ВЭД не представлять таможенному органу документы, необходимые для совершения таможенных операций, если сведения о таких документах и сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов (п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС)7.

Например, в ходе таможенного контроля на этапе оформления таможенные органы могли бы обратиться к базе, где представлена вся официальная информация производителя (марка, модель, год выпуска, полная масса, объем двигателя, тип двигателя) о перемещаемом автомобиле или запчасти, чтобы верно идентифицировать и классифицировать товар. На основании этого таможенный инспектор может проверить достоверность сведений и идентификационных признаков о транспортных средствах и деталях. Также таможенным органам необходимо урегулировать систему информационных взаимоотношений с зарубежными органами, занимающимися выдачей документов, которые содержат технические характеристики автомобилей. Информационное взаимодействие таможенного органа с организациями будет реализовываться в рамках общего процесса ЕАЭС «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений», определенного п. 1 Перечня общих процессов в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Комиссии от 14.04.2015 № 29.

На рынке каждый год появляются новые товары с особенными конструкциями, вследствие чего возникает проблема классификации под правильным кодом ТН ВЭД ЕАЭС. Можно предположить, что экспертам было бы легче определить идентификационные признаки транспортных средств и автозапчастей (функциональное назначение, сферу применения и особенность конструкции) и в дальнейшем правильно их классифицировать при создании представленных на рис. 1 информационно-справочных баз дилеров, куда официальные представители передавали бы все сведения о технических характеристиках и особенностях товаров, что также позволило бы защитить товар участника, содержащий объекты интеллектуальной собственности. При выпуске новых автомобилей и деталей базы обновлялись бы и пополнялись новыми данными.

7 Информационное взаимодействие таможенных и государственных органов (организаций) государств-членов. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/ Pages/inform_vzaimodeistv.aspx (дата обращения: 12.09.2021).

Буфер о.,. ^ J Х31

Шрифт

И

А в с о £ i В н - i к L м N с в а S Т I

1 Идентификационные признаки товаров товарной позиции 8703 ТН ВЭД Классификационные признаки товаров товарной позиции 8703 ТН ВЭ.Е

2 Фото Марка, модель Момент выпуска Модель, номер двигателя Номер шасси (рамы) Номер кузова (кабины) Мощность двигателя (л.е., кВт) Рабочий объем двигателя (см3) Тип двигателя Число мест для сидения, помимо места водителя Комплектация Цвет Сфера применения Тип двигателя Рабочий объем двигателя Состояние Момент выпуска Мощность двигателя (л.с., кВт) Категория автомобиля

з Toyota RAV4 03.2018 г. мгОА-РКБ Отсутствует ХШЮ 64743 146 л.с. 2.0 Бензиновый 5 2.0 МТ2ИГО Стандарт Перламутр Для повседневной езды Бензиновый 2.0 Новый 03.2018 г. 146 л.с. М1

А

5 признаки, влияющие на определение таможен ной стоимости|

>

I

i

о

3 >

Буфер о.., ■äjl Шрифт ^| Выравнивание ij| число ra J | Стили Ячейки Редактирование

J15 - М 1

А В С а F е Н > i i

1 Идентификационные признаки товаров товарной позиции 8708 ТН ВЭД Классификационные признаки товаров товарной позиции 8708 ТН ВЭД

2 Фото Наименование Состояние Функциональное назначение Особенность конструкции Вид детали Область применения Материал изготовления

1 i

3 д ту f ЯН^к - 77 Коробка передач G60-6. Для грузовых автомобилей Mercedes Новые Передача и преобразование крутящего момента с двигателя на колеса, а также осуществление отбора мощности на приводы других агрегатов Механическая Коробка передач С 60-6. Для грузовых автомобилей Промышленная сборка Нержавеющая сталь

А

Рис. 1. Информационно-справочная база транспортных средств и запасных частей: а - товарной позиции 8703 ТН ВЭД, б - товарной позиции 8708 ТН ВЭД

При проведении таможенных экспертиз транспортных средств и автозапчастей часто возникает проблема некорректной постановки вопросов, связанных с идентификационными признаками транспортных средств и запасных частей, должностными лицами таможенных органов перед таможенными экспертами. Между декларантом и экспертом происходит недопонимание, поэтому в заключении эксперта встречаются неверные выводы по товарам, либо вопросы им игнорируются. Приведем пример правильной и четкой постановки вопросов перед экспертом для идентификации запасных частей и транспортных средств товарных позиций 8703-8704:

1. Какое функциональное назначение данной детали?

2. Какова особенность конструкции запасной части, и была ли она изменена?

3. Какое количество пассажирских мест, включая водителя, в транспортном средстве?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Какова полная масса, рабочий объем цилиндров двигателя транспортного средства?

5. Какова грузоподъемность представленного транспортного средства?

6. Какова максимальная скорость движения транспортного средства?

7. Оснащено ли транспортное средство специальным оборудованием?

Такие формулировки позволят сократить замечания по некорректным

вопросам.

Например, рассмотрим алгоритм идентификации транспортных средств типа Р1екир - данный автомобиль является товаром, в отношении которого часто возникают судебные дела из-за того, что участники ВЭД заявляют их как грузовые, т. к. ставка таможенной пошлины ниже, чем у грузопассажирских автомобилей данного типа. Сведения, необходимые для таможенного декларирования транспортных средств типа Р1екир в ДТ:

1. Марка, модель.

2. Момент выпуска.

3. Модель, номер двигателя.

4. Номер шасси (рамы).

5. Номер кузова (кабины).

6. Мощность двигателя (л.с., кВт).

7. Рабочий объем двигателя (куб. см).

8. Тип двигателя.

9. Количество осей.

10. Полная масса автомобиля (кг).

11. Число мест для сидения, помимо места водителя.

12. Максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (для автомобилей, имеющих 2 оси и полную массу менее 3 500 кг).

13. Длина колесной базы (для автомобилей, имеющих 2 оси и полную массу менее 3 500 кг)8.

Если данное условие не выполняется, т. е. сведения отсутствуют, то необходимо запросить информацию у декларанта или официального производителя, либо назначить таможенную экспертизу по данному транспортному средству.

Алгоритм, представленный на рис. 2, поможет участникам ВЭД и таможенным органам правильно классифицировать транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов (бортовые автомобили).

Рис. 2. Алгоритм идентификации транспортных средств типа Р1екир

Алгоритмы идентификации и классификации запасных частей на примере радиатора для охлаждения двигателя и амортизатора подвески представлены на рисунках 3, 4.

Алгоритм, представленный на рис. 3, позволяет правильно классифицировать объект по ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из основных идентификационных признаков (вид запасной части, область применения, вид транспортного средства, для которого предназначена данная запасная часть), а также основываясь на Примечании 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениях к товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС.

Алгоритм действий по классификации товаров товарной позиции 8708 на примере детали «амортизатор подвески» (рис. 4) разработан на основе идентификационных признаков - область применения, вид транспортного средства, позволяющих правильно классифицировать изделие на уровне подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.

8 Колпаков А. Ф., Ляпустин С. Н., Панкратова Т. М. Идентификация и классификация транспортных средств при проведении таможенного контроля: учебное пособие. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. 246 с.

Код ТН ВЭД 8431 49 800 9 Код ТН ВЭД 8708 91 350 9

Ставка таможенной пошлины 0 % Ставка таможенной пошлины 5 %

Рис. 3. Алгоритм идентификации и классификации запасных частей товарной позиции 8708 ТН ВЭД (на примере радиатора для охлаждения двигателя)

область применения (для промышленной сборки) вид транспортного средства:

а) транспортные средства ТП 8703;

б) транспортные средства ТП 8704, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2500 куб. см или с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим двигателем цилиндров двигателя не более 2800 куб. см;

в) транспортные средства ТП 8705

Идентификационные признаки амортизаторов подвески

область применения (для промышленной сборки); вид транспортного средства (легковой, грузовой ТП 8703-8705)

Код ТН ВЭД 8708 80 350 1

вид ТС (малолитражный);

техническая характеристика (максимальные усилия Н (кгс): ход сжатия 235-280, ход отбоя 1150-1060

Вид детали (амортизатор)

Г"

Код ТН ВЭД 8708 80 350 9

Код ТН ВЭД 8708 80 350 2

Код ТН ВЭД 8708 80 200 1

Рис. 4. Алгоритм идентификации и классификации запасных частей товарной позиции 8708 ТН ВЭД (амортизаторы подвески)

Подводя итог представленным выше решениям правильной классификации товаров 87 группы ТН ВЭД ЕАЭС - транспортных средств и автомобильных запчастей - товарная позиция 8708, можно сделать вывод, что основными идентификационными признаками транспортных средств и автомобильных запасных частей являются область применения, вид транспортного средства и детали или запасной части, вид транспортного средства, для которого предназначена данная запасная часть.

В рамках поставленной цели исследования были разработаны рекомендации по идентификации и классификации товаров 87 группы ТН ВЭД. Для решения проблемы недостоверного декларирования необходимо внедрить методику правильной классификации технически сложных товаров, а также разработать информационно-справочную базу по основным транспортным средствам и автомобильным запчастям, которые чаще перемещаются в том или ином регионе деятельности таможенного органа.

Одним из решений проблемы может быть разработка дилерскими компаниями информационно-справочной базы, где была бы размещена вся информация по перемещаемым через таможенную границу автомобилям и деталям. Участники ВЭД смогут в свободном доступе обращаться к данным этой базы и на основе представленных сведений заполнять правильно все идентификационные признаки товара в 31 графе ДТ, далее в графе 33 ДТ на основе классификационных признаков определять код детали либо транспортного средства. На основе данной базы должностные лица таможенных органов смогут проверить, верно ли заявлены идентификационные признаки в представленной ДТ, а также удостовериться в правильности заявленного классификационного кода. Данные действия помогут предотвращению недостоверного декларирования товаров участниками ВЭД.

© Чадова Т. В., 2021 © СЬааоуа Т. V., 2021

Для цитирования:

Чадова Т. В. Особенности идентификации технически сложных товаров в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 4(97). С. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.