УДК 339.9 ББК 30.609
В.И. ТАСКАЕВ
О классификации распиленных автомобилей
Анализируется принятая практика классификации распиленных автомобилей; показана роль тарифных мер в противодействии ввозу распиленных автомобилей под видом запчастей.
Ключевые слова: автомобили, импорт, конструкция, классификация, тарифное оформление, комплектующие элементы.
Одним из товаров, по классификации которого неоднократно возникали коллизии между импортерами и таможней, являются автомобили, ввозимые в некомплектном виде и декларируемые как автозапчасти (ставка ввозной пошлины - 5%). Вначале ввозились автомобили под документы (конструктора) в разобранном виде (двигатель, кузов, ходовая часть) с последующей сборкой и оформлением под ПТС старого кузова той же марки.
После вступления в силу постановления Правительства РФ «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств» [2], ввоз обычного автомобиля-конструктора стал экономически невыгодным. Ставка ввозной таможенной пошлины на кузова для транспортных средств была утверждена в размере, равном 15 процентам таможенной стоимости, но не менее 5 тыс. евро за 1 штуку.
Чтобы уменьшить таможенную пошлину, участники ВЭД стали ввозить автомобили в разобранном виде с распиленными или разобранными до каркаса кузовами. В основном распиленными ввозились автомобили класса «внедорожник», у которых несущей конструкцией является рама, и все агрегаты,
ТАСКАЕВ Владимир Иванович — кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
62
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
включая кузов, крепятся на раме. Легковые автомобили, у которых несущей конструкцией является кузов, также распиливались, и обе половинки ввозились как запчасти с последующей сборкой. Собранный таким образом автомобиль невозможно официально поставить на учет в ГИБДД, поскольку в ДТ (ГТД) он заявлен как запчасти.
Возникла проблема классификации такого товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В ТН ВЭД отсутствует товарная позиция, описывающая «переднюю часть автомобиля» или «заднюю часть автомобиля». Термины «распиленный автомобиль», «распил» нормативными документами в Российской Федерации не закреплены, так как товар должен представлять собой единое целое, в котором все агрегаты должны находиться в сборе, скрепленные сваркой, пайкой, клепкой, болтами, и т. п. Соответственно, отсутствует возможность произвести классификацию частей товара в разных товарных позициях, например, двигатель - 8407 или 8408, колеса - 8708, сиденья - 9401, и т. д., или выбрать среди них часть, определяющую основное свойство изделия. Находкинской таможней такой частью одно время считался двигатель, и передняя часть классифицировалась как двигатель. Хотя такой подход к классификации здесь невозможен, поскольку передняя часть распиленного автомобиля никакими свойствами завершенного изделия не обладает.
Следует отметить, что ввоз распиленных автомобилей начался задолго до повышения ставки ввозной пошлины на кузов транспортного средства и связан с возможностью ввоза запчастей по более низкой таможенной стоимости. Письмом ДВТУ от 12.04.2001 № 39-12/3513 до таможен была доведена позиция ДВТУ о классификации передней и задней половин распиленных автомобилей. Передние части автомобиля, отрезанные по границе между передними и задними дверьми, классифицируются в товарной подсубпозиции 8708 99 980 0 ТН ВЭД РФ. При этом установленные автомагнитолы, проигрыватели компакт-дисков классифицируются отдельно в специально предназначенных товарных позициях ТН ВЭД ТС. Задние половины легковых автомобилей, отрезанные по границе между задними и передними дверьми, также классифицируются в товарной подсубпозиции 8708 99 980 0 ТН ВЭД РФ.
При одновременном представлении к таможенному оформлению передней и задней половин разрезанных легковых автомобилей данные автомобили классифицируются в товарной позиции 8703 ТН ВЭД РФ как комплектные автомобили. Разрезанные легковые автомобили, имеющие крышу, передние и задние двери, классифицируются в товарной позиции 8703 ТН ВЭД РФ. Одновременно ДВТУ сообщает, что при описании передних половин легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8708 99 980 0 в графе 31 ГТД, допускается указание номера установленного двигателя.
В служебной записке отделения товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТН и ПТ) Находкинской таможни от 08.04.2009
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
63
№ 35-15/00313 до таможенных постов доводилось требование о недопустимости указания в графе 31 ГТД сведений о номерах передней части кузова, которые не относятся к номерным агрегатам. При этом делалась ссылка на совместное письмо ГТК России и МВД РФ «Об упорядочении таможенного оформления и регистрации номерных агрегатов» [1], в пункте 1 которого указано, что к номерным агрегатам транспортных средств относятся только кузов, кабина, двигатель, блок двигателя.
Таможенные органы пытались применять тарифные меры по противодействию ввоза распиленных автомобилей под видом запчастей в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС. Так, согласно служебной записке ОТН и ПТ Находкинской таможни от 08.04.2009 № 35-15/00313, кузов, разрезанный механическим способом между передними и задними боковыми дверьми на равные половины, с элементами рулевой и ходовой частей, классифицируется в субпозиции 8708 99 ТН ВЭД РФ. При одновременной поставке передней и задней частей кузовов с элементами рулевой и ходовой частей товар должен классифицироваться в товарной позиции 8703 ТН ВЭД РФ. Кузов, разрезанный механическим способом между передними и задними боковыми дверьми на равные половины, при отсутствии элементов рулевой и ходовой частей, классифицируется в субпозиции 8708 29 ТН ВЭД РФ. При одновременной поставке передней и задней частей кузовов при отсутствии элементов рулевой и ходовой частей, товар должен классифицироваться в подсубпозиции 8707 10 900 0 ТН ВЭД РФ. При этом обе запчасти одного автомобиля оформлялись на одно лицо, и таможенные органы имели право расценивать это как ввоз целого автомобиля. Однако запасные части стали оформляться на разных лиц, что лишило таможню возможности противодействовать ввозу распиленных автомобилей в этой части.
Другой попыткой использования тарифных мер стали корректировки заявленного кода товара с классификацией передней части кузова в соответствии с правилом 2а Основных правил интерпретации (ОПИ) как целый кузов. В служебной записке ОТН и ПТ Находкинской таможни от 08.04.2009 № 35-15/00313 приведено описание передней части кузова легкового автомобиля, которая, по мнению таможни, представляет собой кузов в некомплектном виде и, в соответствии с правилом 2а, 6 ОПИ, должна классифицироваться в подсубпозиции 8707 10 900 0 ТН ВЭД РФ. Передняя часть должна быть получена путем разрезания кузова механическим способом следующим образом: поперечный разрез днища по линии между передними и задними сиденьями и по середине боковых и задних стоек багажного отделения. В итоге, в передней части отсутствует двигатель, шасси-рама, ходовая часть, задняя дверь багажного отсека, передний и задний бампер, задняя часть кузова, задние крылья, задние сидения, задние боковые стекла багажного отделения. В частях кузовов присутствуют передние сидения, передняя оптика, декоративная решетка радиатора, радиатор охлаждения, матерчатые напольные коврики,
64
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
ремни безопасности, передние и задние пассажирские боковые двери с остеклением, полностью панель крыши, капот, электрооборудование, приборная панель, магнитола, рулевая колонка, передние крылья и лобовое стекло.
Так, при ввозе ООО «Спецтранс-Ф» товара, заявленного в графе 31 ГТД № 10714060/040210/0000370 как «передняя часть кузова легкового автомобиля, бывшего в употреблении, без двигателя, марки Land Cruiser» код товара 8708 29 900 9 ТН ВЭД РФ, таможней было принято решение о классификации с корректировкой заявленного кода на 8707 10 900 0 ТН ВЭД РФ. По мнению таможни, представленное изделие составляет 70% несущей конструкции целого кузова, что позволяет сделать вывод об обладании им свойства готового кузова. В служебной записке отдела административных расследований (ОАР) Находкинской таможни от 23.04.2010 № 07-09/00757 дается вывод о наличии в действиях ООО «Спецтранс-Ф» признаков административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
В подтверждение своей позиции по классификации товара (по мнению таможенного органа, передние части автомобилей должны классифицироваться как целый кузов) таможенным органом было назначено много экспертиз в ЭКС ЦЭКТУ и других экспертных организаций.
В служебной записке ОТН и ПТ Находкинской таможни от 08.04.2009 № 35-15/00313 указано, что по каждому отдельному случаю назначения экспертизы вопросы экспертам необходимо согласовывать с ОТН и ПТ таможни. В итоге выработался перечень вопросов, ответы экспертов на которые, по мнению таможни, позволили бы однозначно идентифицировать товар в таможенных целях.
Приведем этот перечень вопросов, которые определяют позицию таможни по классификации товара.
Является ли товар передней частью автомобиля? В каком месте и каким способом произведен распил автомобиля? Каковы габаритные размеры представленной части автомобиля и целого автомобиля данной модели? Возможно ли восстановление автомобиля при наличии отрезанной задней части? Возможно ли считать данный товар неукомплектованным или незавершённым кузовом легкового автомобиля в соответствии с правилом 2а ОПИ ТН ВЭД РФ? Возможна ли стационарная установка заднего моста в сборе с подвеской, карданной передачей, колесами? Нарушена ли целостность кузова автомобиля? В каком качестве возможно использовать представленную часть автомобиля? Возможно ли установить недостающие агрегаты (трансмиссию, ходовую часть, подвеску, колеса)? Обладают ли представленные части основными свойствами готового или комплектного изделия и в какой степени? Является ли данный товар несобранным или разобранным и какова технология сборки? Имеют ли представленные товары основные характеристики готовых изделий и какие? Какова степень завершенности представленного изделия в процентном соотношении (предоставленной части автомобиля к отсутствующей части)? Классифицируется ли данный товар
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
65
в товарной позиции 8703 ТН ВЭД РФ? Представлены ли данные товары в собранном или разобранном виде (в этом случае описать технологию и способ сборки готового изделия)?
Приведем пример проведения экспертиз ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивостока в отношении распиленных автомобилей.
ООО «Транзит Авто» (г. Находка) ввезло переднюю часть кузова легкового автомобиля. В графе 31 ГТД № 10714060/030409/0001442 товар поименован как «передняя часть кузова легкового автомобиля с салоном, остеклением, оптикой и магнитолой, сиденьями, бывшая в употреблении, Nissan X-Trail». Заявленный код товара - 8708 29 990 9 ТН ВЭД РФ. Постановлением таможни от 14.04.2009 № 509 была назначена идентификационная экспертиза в ЭКС. На разрешение эксперта были вынесены вопросы: является ли данный товар передней частью автомобиля; в каком месте и каким способом произведен распил автомобиля; каковы габаритные размеры представленной части автомобиля и целого автомобиля данной модели; возможно ли восстановление автомобиля при наличии отрезанной задней части; можно ли считать данный товар неукомплектованным или незавершенным транспортным средством в соответствии с правилом 2а ОПИ ТН ВЭД РФ; нарушена ли целостность кузова автомобиля; в каком качестве возможно использовать представленную часть автомобиля.
В заключении эксперта ЭКС № 736/2009 приведено описание товара - передней части легкового автомобиля, японского производства, бывшего в эксплуатации, марки (модели) Nissan X-Trail. Передняя часть включает: передние лонжероны, боковые передние щиты, моторный щит, стойки ветрового окна, панели крыши, средние стойки, навесные детали (капот, решетка радиатора, радиаторы системы охлаждения и кондиционирования воздуха, передние двери, ветровое стекло, фары, панель приборов, передние сидения, элементы обшивки и электропроводки), двигатель с коробкой передач, переднюю подвеску, передние колеса. Задние элементы кузова (часть панели пола до средних стоек, задние стойки и стойки задних боковых дверей, внутренние панели задних арок колес, панели боковин, задняя дверь, задние сидения, элементы обшивки, задние фонари стоп сигналов) отсутствуют, отрезаны с помощью режущего инструмента (типа углошлифовальной машины «турбинка»). Полностью от места отреза (распила) до предполагаемого штатного окончания кузова отсутствуют элементы подвески и трансмиссии (задние амортизаторы, задний мост, и т. д.). Линия распила автомобиля проходит по задним стойкам, стойкам задних боковых дверей и панели пола за средними стойками.
Описанием товара ограничивается исследовательская часть заключения, содержание исследования отсутствует, эксперт сразу переходит к формулировке выводов: представленный объект является передней частью от легкового автомобиля; линия распила автомобиля проходит по задним стойкам, стойкам задних боковых дверей и панели пола за средними стойками, автомобиль распилен с помощью режущего инструмента (типа углошлифовальной машины
66
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
«турбинка»); габаритные размеры автомобиля данной марки и модели Nissan X-Trail (ДхШхВ) мм: 4445x1765x1675; при наличии отрезанной задней части возможно восстановление автомобиля; вопрос «возможно ли считать данный товар неукомплектованным или незавершенным транспортным средством в соответствии с правилом 2а ОПИ ТН ВЭД РФ» не входит в компетенцию эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Владивостока; при разрезе нарушена целостность конструкции кузова автомобиля; данный объект может использоваться в качестве запасных частей для автомобилей.
Формально эксперт прав, отказываясь дать ответ на вопрос о возможности отнесения передней части автомобиля к неукомплектованному или незавершенному транспортному средству в соответствии с правилом 2а ОПИ ТН ВЭД РФ. Однако таможенный орган, задавая эти вопросы прямым цитированием текста 2а ОПИ, стремился акцентировать внимание эксперта на важности этих вопросов в целях принятия решения по классификации товара. Поэтому эксперт, не отвечая на вопросы об обладании передней части автомобиля основными характеристиками комплектного или завершенного автомобиля, тем не менее должен был так построить свое заключение, чтобы текст заключения содержал ответ на поставленный вопрос. Здесь принципиально важным становится характеристика операции получения передней части автомобиля и оценка обратимости этой операции в соответствии с установленным технологическим регламентом.
Находкинской таможней, на основании заключения эксперта № 736/2009, товар классифицирован в товарную позицию 8703 ТН ВД РФ. Решающим в определении позиции таможенного органа по классификациеи товара был вопрос о возможности восстановления автомобиля при наличии отрезанной задней части и утвердительный ответ на него.
Приведем другие примеры, связанные с корректировкой Находкинской таможней заявленного кода товара на основании заключения эксперта ЭКС.
По ГТД № 10714060/050209/0000540 ввезены «передние части л/а Toyota Surf», 8708 99 990 9 ТН ВЭД РФ. На основании заключения эксперта от 25.02.2009 № 337/2009 и письма ДВТУ от 31.03.09 № 39-11/4563 товар классифицирован кодом 8708 29 900 0 ТН ВЭД РФ.
По ГТД № 10714060/200309/0001181 ввезена «передняя часть л/а Toyota Hiace, 1995, с установленным дизельным двигателем, с двумя колесами», 8708 99 990 9 ТН ВЭД РФ. На основании заключения эксперта от 23.04.2009 № 656/2009 товар помещен в товарную позицию 8703 0 ТН ВЭД РФ.
По ГТД № 10714060/240309/0001235 ввезены «передние части л/а», 8708 99 990 9 ТН ВЭД РФ. На основании заключения эксперта от 23.04.2009 № 663/2009, товар классифицирован кодом 8707 10 900 0 ТН ВЭД РФ.
По ГТД № 10714030/030409/0003592 ввезены «части л/а», 8708 29 990 9 ТН ВЭД РФ. Таможней, на основании заключения эксперта от 30.04.2009 № 691/2009, товар классифицирован в товарную позицию 8703 ТН ВД РФ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
67
По ГТД № 10714060/050509/0001941 ввезены «передние части кузовов л/а», 8708 29 990 9 ТН ВЭД РФ. Таможней, на основании заключения эксперта от 20.05.2009 № 982/2009, товар классифицирован кодом 8707 10 900 0 ТН ВД РФ.
Однако принятые таможней корректировки успешно оспаривались участниками ВЭД в судебном порядке. Так, решения о классификации передних частей автомобилей как целого кузова, принятые Находкинской таможней, решением Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2010 по делу № А51-8899/2010 также были признаны недействительными. Также участник ВЭД опротестовал в Арбитражном суде (дело № 2-4278/10) принятое Сахалинской таможней решение о классификации передней части кузова в соответствии с правилом 2а ОПИ как целый кузов.
Определенный итог дискуссии о классификации распиленных автомобилей подвела ФТС России письмами от 30.08.2010 № 01-32/42147 и от 18.05.2011 № 01-22841. В письме от 30.08.2010 № 01-32/42147 на запрос ДВТУ от 30.07.2010 № 40-11/13055 по вопросу таможенного оформления распиленных кузовов легковых автотранспортных средств заявлено следующее. Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС (в том числе передние и задние половины распиленного автомобиля) классифицируются в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС в соответствии с наименованием данной товарной позиции. Классификация передней и задней частей автомобиля одним классификационным кодом в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС в соответствии с правилом ОПИ 2а возможна в случае одновременного представления задней и передней частей автомобиля к таможенному оформлению в рамках одной партии. ДВТУ выступило с предложением о выделении в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС отдельных подсубпозиций ТН ВЭД для передних и задних частей распиленных кузовов и применения к ним ставок ввозной таможенной пошлины на уровне, соответствующем ставкам ввозной таможенной пошлины, установленной в отношении целых кузовов. В ответных письмах ФТС России эта инициатива признана нецелесообразной в связи с многообразием вариантов распила и комплектации кузова (ровно на переднюю и заднюю половину, по задним стойкам и поперек задней двери, по полу перед сидением водителя и крыше и т. д.). Как следствие, выделение в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС отдельных подсубпозиций ТН ВЭД для передних и задних частей распиленных кузовов может привести к сложностям при идентификации и классификации таких товаров.
Проблема ввоза распиленных автомобилей, по мнению ФТС России, связана не с классификацией в соответствии с ТН ВЭД частей кузовов и их таможенным оформлением, а с безопасностью эксплуатации транспортных средств с установленными сваренными из двух частей кузовами. Данный вопрос выходит за рамки компетенции ФТС России. Для решения вопроса в 2010 г. в ФТС России было проведено совещание совместно с Минпромторга и МВД, в ходе
68
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
которого было принято решение рассмотреть возможность введения запрета на регистрационные действия ГИБДД МВД России в отношении распиленных кузовов автомобилей.
Позиция ФТС России о классификации распиленных грузовых автомобилей изложена в распоряжении ФТС России от 22.12.2009 № 229-р «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Согласно этому документу передние части грузовых автомобилей (товарная позиция 8704 ТН ВЭД ТС), полученные в результате разделения рам целых автомобилей на две части, классифицируются в подсубпозиции 8708 99 990 9 ТН ВЭД ТС.
Однако уже после обнародования позиции ФТС России о классификации распиленных автомобилей Владивостокская таможня продолжала корректировать заявленный код товара. Так, ООО «Верасса Компании» в графе 31 ДТ № 10702030/120412/0010929 заявило товар «Передние части кузовов от легкового автомобиля, без ДВС, рамы и ходовой части: автомобиль Toyota Hilux Surf, Nissan Safari», код товара 8708 99 990 9. Таможенный орган не согласился с классификацией товаров, произведенной декларантом, и принял решение от 06.05.2012 № 10702000-27-20/158 о классификации товаров, согласно которому определил код товаров 8708 10 900 0 ТН ВЭД ТС. Не согласившись с вынесенным решением ООО «Веросса Компании» через суд добилась отмены принятого таможней решения.
Вопрос о классификации распиленных на части автомобилей остается открытым. И главное, таможенным органам не удалось правильно идентифицировать ввозимый товар и, как следствие, классифицировать в соответствии с ТН ВЭД. Ключевым условием для правильной классификации является учет способа получения товара, а именно: получение в кустарных, не предусмотренных технологией разборки-сборки, условиях путем разрушения (резки на две части) готового и исправного автомобиля.
Изложим нашу позицию о классификации распиленных автомобилей на примере заключения эксперта № 12/2009 по экспертизе в отношении передней части распиленного автомобиля Nissan X-Trail, назначенной Находкинской таможней в Научно-методический экспертный центр Владивостокского филиала Российской таможенной академии. В отношении этого товара была проведена также экспертиза ЭКС, заключение эксперта № 736/2009.
На разрешение эксперта были вынесены вопросы: каковы габаритные размеры представленной части автомобиля и автомобиля данной модели; возможно ли восстановление автомобиля при наличии задней части; какова степень завершенности представленного изделия в процентном соотношении (представленной части автомобиля к отсутствующей части); в каком месте и каким способом произведено разделение автомобиля на части; возможно ли установить недостающие агрегаты (трансмиссию, ходовую часть, подвеску, колеса); обладает ли представленная часть основными свойствами готового или комплектного изделия и в какой степени; является ли данный товар
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
69
передней частью автомобиля; является ли данный товар несобранным или разобранным и какова технология сборки; имеет ли представленный товар основные характеристики готового изделия и какие.
Эксперт делает акцент на том, что задняя часть автомобиля отделена разрушающим методом, то есть способом, не предусмотренным технологией сборки-разборки. Отделение частей кузова или его комплектующих деталей (конструкции или изделия) произошло не по технологическим сварным швам или элементам крепления, а именно разрушающим способом с поломкой самого изделия (конструкции). Операция разделения автомобиля на две части является необратимой, не предусмотренной технологическим регламентом.
Кузов автомобилей модели Nissan X-Trail является несущей конструкцией, позволяющей крепить элементы подвески и трансмиссии. От кузова отделена задняя часть, к которой конструктивно крепится задний мост и элементы задней подвески (недостающие части трансмиссии). Эти компоненты непосредственно воздействуют на кузов при эксплуатации автомобиля. Передняя часть является обрезком готового изделия и не подлежит приведению к виду готового или комплектного вследствие его получения разрушающим способом (методом). Это позволяет сделать определяющий классификацию товара вывод о невозможности восстановления автомобиля при наличии задней части, так как не будет соблюдена заложенная в несущую конструкцию степень надежности и безопасности.
Особо было акцентировано внимание на том, что объект исследования является не комплектующим элементом (автомобиль не имеет таких комплектующих элементов или запчастей как передняя часть автомобиля или задняя часть автомобиля), а обрезком готового изделия. Передняя часть автомобиля получена не в результате технологических операций, предусмотренных при завершении (изготовлении, сборки) автомобиля, а в результате разрушения. Полученная таким образом передняя часть автомобиля (обрезок) не подлежит приведению к виду завершенного, готового или комплектного изделия технологически выдержанным методом или простыми сборочными операциями. Передняя часть автомобиля, полученная путем разрезания автомобиля, окончательно непригодна для применения по своему основному назначению - использованию в качестве транспортного средства, подлежит утилизации и фактически является отходами и ломом металлов.
Определение степени завершенности передней части автомобиля, которая фактически является металлическим ломом, в процентном отношении к отсутствующей задней части лишено смысла. По той же причине определение у передней части автомобиля (обрезка) наличия свойств готового или комплектного изделия также лишено смысла. Передняя часть автомобиля является ни несобранной, ни разобранной, а обрезком изделия, полученным разрушающим само изделие способом.
70
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
Наименование товара в ГТД (ДТ) «передняя часть автомобиля» вызывает сомнение и может быть неверным, поскольку под частью, согласно словарю русского языка, понимается доля целого или предмет, являющийся составным элементом какого-либо целого. Полученный разрезанием целого автомобиля, его разрушением обрезок не может называться частью автомобиля. Отсутствует такая часть товара, как передняя часть автомобиля. Более точно его следовало бы назвать - «передний обрезок автомобиля».
Возможность восстановления автомобиля должна предполагать возможность его официального признания в ГИББД как транспортного средства, обеспечивающего необходимую безопасность и надежность в эксплуатации. Сможет ли автомобиль, разрушенный в кустарных условиях и восстановленный в кустарных условиях обладать той степенью надежности и безопасности, которой он обладал до разрушения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы, по сути, испытания автомобиля, аналогичные тем, которые проходит новый автомобиль для получения сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства.
Так что вопрос о возможности восстановления автомобиля при наличии задней части должен был звучать в более расширенной формулировке: возможно ли восстановление автомобиля при наличии задней части, обеспечивающее необходимую степень надежности и безопасности? Ответ на вопрос с такой формулировкой должен быть однозначным: невозможно восстановить разрушенный автомобиль в кустарных условиях с возвратом той необходимой степени надежности и безопасности, которая изначально заложена в автомобиль разрушения.
Эксплуатация восстановленного в кустарных условиях разрушенного автомобиля сопряжена с опасностью как для водителя и его пассажиров, так и для участников дорожного движения. Поэтому официальное подтверждение возможности восстановления автомобиля не может быть получено, следовательно, передняя часть автомобиля не может быть признана автомобилем, неукомплектованным, незавершенным, но обладающим свойствами готового автомобиля.
Не случайно в коммерческих предложениях по продаже автомобилей, в целях усиления привлекательности варианта, в числе чисто технических характеристик товара указывается и такая - «не распил». Тем самым продавцы автомобилей соглашаются с тем, что в автомобиле, полученном соединением распиленных частей автомобиля в кустарных условиях, имеется неопределенность такой важной характеристики, как безопасность, что снижает потребительские свойства товара. А многие покупатели считают для себя невозможным, в целях безопасности, эксплуатировать автомобиль, в котором не определена такая фундаментальная характеристика, как безопасность. Поэтому попытки таможни осуществлять классификацию товара в товарной позиции
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
71
8703 в целях увеличения взимаемых таможенных платежей имеют негативную сторону, поскольку затрагивают вопросы здоровья и жизни будущего владельца автомобиля.
В результате проведенного исследования можно констатировать следующее: в группе 87 ТН ВЭД отсутствует товарная позиция, описывающая «переднюю часть автомобиля» или «заднюю часть автомобиля». Правило 2а ОПИ не регулирует классификацию разрушенных автомобилей. Раздел XVII ТН ВЭД не содержит примечания, аналогичного примечанию 8а раздела XV, регулирующего классификацию товаров, окончательно непригодных для использования по прямому назначению. В примечании 3 к разделу XVII ТН ВЭД ТС указано, что в группах 86-88 определения «части» и «принадлежности» применяются к частям и принадлежностям исключительно или в основном к изделиям этих групп. Определения «передняя часть» автомобиля (как и «задняя часть») не могут применяться к изделиям группы 87.
Из вышесказанного следует, что инструментарий ТН ВЭД не позволяет классифицировать переднюю и заднюю части автомобиля.
В отличие от передней части автомобиля каркас кузова является комплектующим элементом и частью автомобиля. В соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 15.03.2012 № 8 каркас кузова легкового автомобиля, который состоит из металлических стержней, усиленных панелями различных конфигураций, и собранных неразъемных (сварных) узлов, составляющих основу кузова, классифицируется в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС как кузов в неукомплектованном виде.
Список литературы
1. Об упорядочении таможенного оформления и регистрации номерных агрегатов [Электронный ресурс]: письмо от 09.02.2004 МВД РФ № 1/1014 и ГТК России № 01-06/4700. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
2. О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 10.10.2008 № 745. URL: http://www.rg.ru/2008/10/14/ poshlina-dok.html
3. О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров [Электронный ресурс]: распоряжение ФТС России от 22.12. 2009 № 229-р. URL: http://www.rg.ru/2010/02/12/tovary-dok.html