Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ЭКСПЕРТИЗЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ЭКСПЕРТИЗЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1605
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ЕДИНАЯ ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВТОМОБИЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТОВАР / IDENTIFICATION / VEHICLES / UNIFIED COMMODITY NOMENCLATURE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / DECLARATION / CUSTOMS EXAMINATION / AUTOMOBILE / TECHNICALLY COMPLEX GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чадова Татьяна Владимировна

Рассмотрены проблемы идентификации, классификации и таможенной экспертизы товаров группы 87 (товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС). Проведен анализ и выделены основные причины недостоверного декларирования технически сложных товаров. Подчеркнута необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Предложены пути решения проблем, возникающих при идентификации товаров, путем налаживания информационного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, совершенствования информационных технологий, применяющихся в таможенных органах. В части проведения таможенных экспертиз автомобилей рекомендовано создать единую информационно-правовую базу, а также разработать четкий алгоритм проведения экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чадова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic Features of Identification, Expert Examination and Classification of Technically Complex Products

The article highlights the topical issues relating to identification, classification and customs examination of goods # 87 (headings 8703 and 8704 of the Eurasian Economic Union Commodity Nomenclature). The authors analyses and reveals the main reasons for the inaccurate declaration of technically complex goods, as well as emphasizes the need to improve the regulatory framework. The article puts forward the ways of solving problems arising from identification of goods by involving both participants of foreign economic activity and customs authorities in information interaction and by improving information technologies used in customs authorities. In conducting customs examinations of automobiles, the author recommends to create a unified information and legal base, as well as to develop a clear algorithm for conducting expert examinations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ЭКСПЕРТИЗЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ»

УДК 339.543:620.2:343.148

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.3.43

Т. В. ЧАДОВА*

Особенности идентификации, экспертизы и классификации технически сложных товаров

ЧАДОВА Татьяна Владимировна кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы. chadovatv@yandex.ru.

CHADOVA T. V. - Candidate of Engineering Sciences, associate professor at the Department of Commodity Research and Customs Assessment.

Рассмотрены проблемы идентификации, классификации и таможенной экспертизы товаров группы 87 (товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС). Проведен анализ и выделены основные причины недостоверного декларирования технически сложных товаров. Подчеркнута необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Предложены пути решения проблем, возникающих при идентификации товаров, путем налаживания информационного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, совершенствования информационных технологий, применяющихся в таможенных органах. В части проведения таможенных экспертиз автомобилей рекомендовано создать единую информационно-правовую базу, а также разработать четкий алгоритм проведения экспертиз.

Ключевые слова: идентификация, транспортные средства, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, декларирование, таможенная экспертиза, автомобиль, технически сложный товар.

TV. CHADOVA

Characteristic Features of Identification,

Expert Examination and Classification

of Technically Complex Products

The article highlights the topical issues relating to identification, classification and customs examination of goods # 87 (headings 8703 and 8704 of the Eurasian Economic Union Commodity Nomenclature). The authors analyses and reveals the main reasons for the inaccurate declaration of technically complex goods, as well as emphasizes the need to improve the regulatory framework. The article puts forward the ways of solving problems arising from

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

identification of goods by involving both participants of foreign economic activity and customs authorities in information interaction and by improving information technologies used in customs authorities. In conducting customs examinations of automobiles, the author recommends to create a unified information and legal base, as well as to develop a clear algorithm for conducting expert examinations.

Keywords: identification, vehicles, Unified Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity, declaration, customs examination, automobile, technically complex goods.

Проблема классификации товаров в таможенных целях по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) в настоящее время стоит довольно остро. От правильности классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС зависит ставка ввозной/вывозной таможенной пошлины, соответственно, и размер уплачиваемых таможенных платежей, применение к транспортным средствам нетарифных мер, запретов и ограничений. Однозначность классификации товаров имеет большое значение и для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики государств - членов ЕАЭС и принятии конкретных мер по ее реализации в процессе таможенного контроля транспортных средств. Часто для определения однозначного классификационного кода товара таможенные органы прибегают к назначению таможенной экспертизы [4].

В последнее время наблюдается постоянный рост экспорта и импорта товаров группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС. Увеличение доли экспорта связано с тем, что государство разными способами поддерживает отечественного производителя автомобилей. Например, льготы, которые получает покупатель при оформлении кредита на отечественный автомобиль, привлечение иностранных инвестиций в автомобилестроение, программы по повышению квалификации для работников заводов по сбору автомобилей.

Доля ввозимых автомобилей также высока. Многие предприятия закупают автомобили премиум-класса импортных производителей. Высоким спросом среди населения пользуются поддержанные автомобили среднего класса. Причина тому - их высокое качество, эргономичность, внешние характеристики и ценовая категория [3].

На сегодняшний момент рынок транспортных средств имеет важное значение во внешнеэкономической деятельности. Согласно официальным данным, 51 521 автотранспортное средство (легковые и грузовые автомобили, автобусы) статистической стоимостью 507,9 млн долл. США ввезено через таможни Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в I полугодии 2019 г. За тот же период 2018 г. ввезено 45 664 транспортных

средства статистической стоимостью 341,8 млн долл. США. Сумма уплаченных таможенных платежей возросла с 11,2 до 15,7 млрд руб. Больше всего легковых авто ввезено из Японии (44 250), затем следуют Китай (3 980), Республика Корея (316), Тайланд (223). Последние три года (20162018 гг.) в регионе деятельности ДВТУ прослеживается стабильный рост ввоза легковых автомобилей: ежегодно их импорт увеличивается примерно на треть. В первом полугодии 2019 г. тенденция к увеличению сохранилась, при этом более 70 % легковых автомобилей ввезено физическими лицами для личных целей. Этому, в числе прочего, способствовал Временный порядок ввоза на территорию Российской Федерации подержанных праворульных автомобилей жителями Дальневосточного федерального округа для собственных нужд, дающий льготу дальневосточникам. Ввоз грузовых автомобилей в первом полугодии 2019 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г. увеличился с 1 377 грузовиков (статистической стоимостью 113,4 млн долл. США) до 2 236 грузовиков (статистической стоимостью 141,75 млн долл. США), сумма уплаченных таможенных платежей выросла с 1,65 до 2,37 млрд руб. Больше всего грузовых авто ввезено из Японии (1 438), Китая (389), Тайланда (232), Республики Корея (142). Импорт автобусов сократился с 679 (статистической стоимостью 10,6 млн долл. США) в I полугодии 2018 г. до 382 (статистической стоимостью 6,8 млн долл. США) в I полугодии 2019 г., сумма уплаченных таможенных платежей - с 190,9 млн руб. до 154,0 млн руб. Более 80 % общего количества ввезенных автобусов пришлось на микроавтобусы, ввезенные физическими лицами. Больше всего автобусов ввезено из Республики Корея (352) [1].

Доля задекларированных импортных автомобилей с каждым годом растет. В РФ ввозятся иномарки, несмотря на противодействие государства: высокие пошлины, новые требованиях к безопасности колесных транспортных средств. Российские автомобили, поступающие на экспорт, пользуются спросом, в основном, в странах ЕАЭС, а также странах, отстающих в развитии от экономических сверхдержав. В ходе проверочных мероприятий таможенные органы устанавливают факты указания в таможенных декларациях недостоверных сведений, которые приводят к ошибочной классификации и недостоверному коду ТН ВЭД. В ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за такие нарушения.

Актуальность данной работы обусловливается необходимостью решения проблемы, связанной с идентификацией и классификацией, отнесением товаров к определенному коду для начисления пошлин, налогов и сборов, в связи с наличием судебных разбирательств таможенных органов с участниками ВЭД по вопросам классификации товаров группы 87 товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС и взыскания неуплаченных таможенных платежей.

При декларировании участники ВЭД заявляют неверный код по нескольким причинам:

- желание сэкономить при уплате таможенных пошлин (указывают код с наименьшей ставкой и подходящий для перемещаемого товара);

- отсутствие консультаций, связанных с ознакомлением декларантов с особенностями отнесения товара к тому или иному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, между таможенными органами и участниками ВЭД.

Основные признаки классификации в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС: функциональное предназначение, пассажировместимость, объем двигателя, полная масса транспортного средства, тип двигателя, область применения. Одной из актуальных проблем является заявление участником ВЭД недостоверной информации о полной разрешенной массе транспортных средств, объеме двигателя транспортного средства, годе выпуска для товаров группы 87. В вопросах минимизации рисков, связанных с предоставлением недостоверной информации и декларированием товаров, необоснованным занижением таможенных пошлин, предупреждением возникновения судебных споров, обеспечением доказательной базы, огромную роль играет использование опыта судебной практики, распоряжений ФТС России по классификации товаров, а также механизма предварительных решений.

Товарная группа 87 ТН ВЭД включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. При идентификации и экспертизе моторных транспортных средств возникает ряд сложностей, таких как:

- ошибочное отнесение транспортных средств товарной позиции 8704 ТН ВЭД в иные товарные позиции. Так, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки свежего бетона, могут ошибочно классифицировать в товарной позиции 8705 ТН ВЭД (автобетономешалки), мусоровозы (товарная позиция 8704 ТН ВЭД) относят к автомобилям специального назначения товарной позиции 8705 ТН ВЭД, седельные тягачи (товарной позиции 8701) и полуприцепы (товарная позиция 8716) ошибочно классифицируют как одно транспортное средство в товарной позиции 8704 ТН ВЭД и др.;

- нечетко сформулированные определения либо их отсутствие в отношении некоторых позиций моторных транспортных средств, таких как: автоцистерна, авторефрижератор, автофургон;

- использование должностными лицами таможенных органов при судебных разбирательствах документов и сведений, которые не признаются доказательными на законодательном уровне;

- некорректная постановка должностными лицами таможенных органов вопросов экспертам.

Детализация автотранспорта товаров товарных позиций 8703 и 8704: бывшие в эксплуатации (транспортное средство, с момента выпуска которого прошло 3 года и более, независимо от величины пробега); год изготовления; полная масса; экологический класс; тип движителя; мощность двигателя; рабочий объем цилиндров двигателя; тип двигателя; назначение; пассажировместимость.

Важным для классификации товаров в группе 87 является то, что автомобильные шасси с кабиной должны классифицироваться в товарной позиции как транспортное средство. Таким образом, шасси с двигателями и кабинами относятся к товарным позициям 8702-8704, а не 8706.

Существует ряд идентификационных признаков, определяющих отнесение к товарной позиции моторных транспортных средств для возможной перевозки как людей, так и грузов. Например, с целью решения споров, возникающих по вопросам отнесения к товарным позициям 8703 («Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей») и 8704 («Моторные транспортные средства для перевозки грузов»), приказом ФТС России от 14.01.2019 № 28 «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров» установлены нормы для определенных видов моторных транспортных средств для перевозки грузов.

Грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД при одновременном выполнении таких требований, как:

1) количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух;

2) салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособления для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений;

3) отсутствие оконных проемов в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки стенки водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленных любым способом.

Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности:

1) пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции и материала;

2) в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две двери, имеющие окна;

3) в задней стенке кузова может располагаться дверь, двери, имеющая окно, окна;

4) грузовая часть салона может иметь освещение;

5) в случае отсутствия двери в заднем отсеке кузова, в нем может быть расположено окно.

Автофургоны, которые не отвечают вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарных позициях 8702 или 8703 в зависимости от количества мест для сидения.

В отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов необходимо заявление следующих сведений1:

1. Марка, модель.

2. Момент выпуска.

3. Модель и номер двигателя.

4. Номер шасси, рамы.

5. Номер кузова, кабины.

6. Мощность двигателя (л.с., кВт).

7. Рабочий объем двигателя (см3).

8. Тип двигателя.

9. Количество осей.

10. Полная масса автомобиля (кг).

11. Грузоподъемность.

Таким образом, зная все выше перечисленные идентификационные признаки товаров товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, можно избежать ошибок при их декларировании. В таблицах 1 и 2 представлены примеры основных нарушений участниками ВЭД классификации транспортных средств.

Согласно данным табл. 1, в обоих случаях участники ВЭД указывали неверные классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС с целью уменьшения уплачиваемых пошлин. Например, в первом случае участник ВЭД указал 2010 г. выпуска автомобиля, чтобы классифицировать его как автомобиль старше семи лет, соответственно, ставка по коду составила бы 1,5 евро за 1 см3 объема двигателя. Однако в ходе проверки документов таможенные органы выявили несоответствие заявленной информации в декларации, т. е. перевозимый автомобиль был изготовлен в 2012 г., соответственно, по коду в ТН ВЭД классифицируется как автомобиль старше пяти, но не старше семи лет со ставкой 22, но не менее 0,44 евро за 1 см3 объема двигателя. Во втором случае участник ВЭД заявил в описании автомобиля объем двигателя 2 300 см3, ставка по коду составила 15 %. При поведении

1 Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных де-

клараций (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2019): решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257

(ред. от 16.04.2019). URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_101257/ (дата обращения: 16.04.2019).

проверки информации таможенные органы выявили несоответствие заявленной информации об объеме двигателя. Таким образом, перевозимый автомобиль имеет мощность 2 399 см3, следовательно, классифицируется по коду со ставкой 17 %.

Таблица 1

Примеры недостоверного декларирования товаров товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС

№ п/п Участник ВЭД Таможенный орган

Товар Код по ТН ВЭД Ставка Товар Код по ТН ВЭД Ставка

1 Автомобиль с объемом двигателя 1 495 см3, б/у, 2010 г. 8703 22 909 3 1,5 евро за 1 см3 объема двигателя Автомобиль с объемом двигателя 1 495 см3, б/у, 2012 г. 8703 22 909 4 22, но не менее 0,44 евро за 1 см3 объема двигателя

Автомобиль с объемом Автомобиль с объемом

2 двигателя 2 300 см3, новый, 2018 г. 8703 40 599 2 15 % двигателя 2 399 см3, новый, 2018 г. 8703 40 599 8 17 %

Примечание. Составлено на основании внутреннего отчета ЭКС ЦЭКТУ о проведении экспертиз товаров товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.

Рассмотрим более детально примеры декларирования моторных транспортных средств товарной позиции 8704 для перевозки грузов в регионе деятельности Владивостокской таможни (табл. 2). Проведя анализ практики декларирования моторных транспортных средств для перевозки грузов, можно увидеть, что участники ВЭД неверно указывают год выпуска моторного транспортного средства и его полную массу. Данные критерии являются основными в недостоверном декларировании товаров группы 87 ТН ВЭД. В основном масса транспортного средства существенно занижается, а также занижается время, прошедшее с момента выпуска автомобиля, для снижения величины уплачиваемой пошлины.

Для решения проблем, связанных с заявлением недостоверной информации или неверного кода, необходимо, во-первых, уделить внимание совершенствованию существующих и внедрению новых информационных технологий. Например, обеспечить отделы таможенного оформления и таможенного контроля таможенных органов специальной программой «ПС:Идент», разработчиком которой является ООО «Прайс-Софт». С помощью этой программы можно определить дату выпуска и некоторые характеристики ТС по УШ-коду. Также необходимо организовать обучение должностных лиц отделов таможенного оформления и таможенного

контроля работе с указанной программой. При возникновении вопроса о достоверности заявленного кода или информации должностные лица таможенных органов смогут запрашивать информацию об определении даты выпуска автомобиля, разрешенной максимальной массы и т. д. по УШ-коду. В этом случае назначение и проведение таможенной экспертизы не потребуется.

Таблица 2

Примеры недостоверного декларирования моторных транспортных средств

для перевозки грузов

Описание товара в 31 графе ДТ Код по ТН ВЭД; ставка Сведения, повлиявшие на выявление иного кода

заявленные участником ВЭД выявленные таможенным органом

Автомобиль грузовой, бортовой, ISUZU ELEF, момент выпуска: 2006.09.15, цвет белый, шасси NHS69-7002241, двигатель 4JG2-419219, дизель, V 3 059 см3, мощность 88 л.с./66 кВт, экологический класс 4, мест помимо водителя 2, полная масса 3 485 кг, г/п 1 100 кг, пробег 18 5340 км, тов. знак ISUZU, 1 шт. 8704 21 390 4; 12, но не менее 0,15 евро за см3 8704 21 390 3; 1 евро за 1 см3 Год выпуска транспортного средства. - 8704 21 390 4 (с момента выпуска которых прошло более 5, но не более 7 лет) - 8704 21 390 3 (с момента выпуска которых прошло более 7 лет)

Автомобиль грузовой, бортовой TOYOTA DYNA, момент выпуска: 2006, 07.15, цвет белый, шасси TRY230-0107889, двигатель 1TR 03369096, бензиновый, V 1 998 см3, мощность 133 л.с./99,75 кВт, экологический класс 4, мест помимо водителя 2, полная масса 3 445 кг, г/п 1 500 кг, пробег 204 000 км, товарный знак TOYOTA, 1 шт. То же То же То же

ISUZU FORWARD грузовой самосвал, рама (шасси) FRR35C3S-7003251, модель двигателя внутреннего сгорания 351703, дизельный, цвет белый, момент выпуска: 2004.11.15, V 7 166 см3, грузовая мощность 190 л.с./ 142 кВт, грузоподъемность 3 800 кг, полная масса 8 980 кг 8704 21 390 4; 12, но не менее 0,15 евро за см3 8704 22 990 4; 1 евро за 1 см3 Полная масса транспортного средства. - 8704 21 (с полной массой транспортного средства не более 5 т) - 8704 22 (с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т)

Окончание табл. 2

Описание товара в 31 графе ДТ Код по ТН ВЭД; ставка Сведения, повлиявшие на выявление иного кода

заявленные участником ВЭД выявленные таможенным органом

Грузовой фургон HINO DUTRO, год выпуска 05.01.2008, V 4 009 см3, грузоподъемность 2 000 кг, рама XZU 388, мест 3, мощность 136 л.с./102 кВт 8704 22 990 5; 4,4 евро за 1 см3 8704 22 990 7; 30, но не менее 2,2 евро за 1 см3 Год выпуска транспортного средства. - 8704 22 990 5 (с момента выпуска которых прошло более 5, но не более 7 лет) - 8704 22 990 7 (прочие)

Грузовой самосвал, б/у, дата выпуска: 15.10.2008, марка BEIBEN, модель ND 3250FD, дизельный двигатель, номер двигателя 1507L3323, V 9 725 см3, груз. мощность 280 л.с., масса т/с: 12 470 кг, полная масса т/с: 25 000 кг, экологический класс 4, количество осей - 3, номер кабины отсутствует, изготовитель BENCHI 8704 21 390 4; 12, но не менее 0,15 евро за см3 8704 23 990 5; 10, но не менее 1,2 евро за 1 см3 Полная масса транспортного средства. - 8704 21 (с полной массой транспортного средства не более 5 т) - 8704 23 (с полной массой транспортного средства более 20 т)

Примечание. Составлено на основании внутреннего отчета ЭКС ЦЭКТУ о проведении экспертиз товаров товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС.

Еще одним вариантом решения проблемы проверки достоверности заявленной участником ВЭД информации или кода могла бы стать разработка программы для инспекторов отделов оформления и таможенного контроля, содержащей сведения об автомобиле, необходимые для отнесения его к тому или иному коду. Данная программа могла бы представлять собой общую базу информации обо всех автомобилях, поступающих на продажу, представленную на официальных сайтах производителей (о мощности двигателя, объеме, разрешенной массе, стоимости и др.). При возникновении вопросов инспектор с помощью такой базы сможет проверить подлинность заявленных участником ВЭД сведений.

Во-вторых, необходимо усовершенствовать систему информационного взаимодействия таможенных органов с иностранными таможенными органами, выдающими документы, содержащие технические сведения о транспортном средстве. Например, автомобили, импортируемые из Японии, не имеют УШ-кода, а значит, инспекторы таможенных органов не смогут получить соответствующую информацию о транспортном средстве через программу «ПС:Идент». Объем импортных автомобилей

из Японии довольно велик, поэтому целесообразно организовать совместные мероприятия с таможенными органами Японии, в ходе которых были бы решены задачи о предоставлении документов, содержащих информацию о технических характеристиках транспортного средства (максимальная разрешенная масса, объем двигателя, дата выпуска) на экспортируемый в Россию автомобиль.

Идентификация транспортных средств - это комплексное исследование, включающее в себя:

- установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;

- исследование маркировочных обозначений и других идентификационных данных на транспортных средствах в целях расшифровки информации о транспортном средстве;

- установление соответствия полученных идентификационных данных записям в сопровождающей документации и характеристикам транспортных средств [2].

Согласно данным статистики, предоставленным Экспертно-криминалистической службой - региональным филиалом ЦЭКТУ г. Владивосток (ЭКС ЦЭКТУ), в 2018 г. было назначено и проведено 48 экспертиз по товарам товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (12 идентификационные, 35 товароведческих, 1 технологическая). В ходе проведения данных экспертиз было выявлено 33 (69 %) несоответствия сведений, заявленных в декларации на товар, выводам экспертов - недостоверно заявленные таможенная стоимость и идентификационные признаки, влияющие на классификационный код (несоответствие экологическому классу Евро 4; возраст автомобиля, иная марка/модель автомобиля; измененный номер VIN). Все это ведет к занижению таможенной стоимости и является причиной неверного начисления и уплаты таможенных пошлин.

Общее количество доначислений по товарам товарных позиции 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС по результатам данных экспертиз составило 1,1 млн руб. Общее количество назначенных и проведенных экспертиз по таможням составило: Сахалинская - 15 (31,25 %), Магаданская - 5 (10,42 %), Владивостокская - 14 (29,17 %), ДВТУ - 2 (4,2 %), ДВОТ - 1 (2,1 %), Находкинская - 4 (8,3 %), Уссурийская - 5 (10,42 %), Благовещенская - 2 (4,2 %).

Основное количество экспертиз было назначено на стадии таможенного контроля (69 %), несколько реже - на стадиях возбуждения дел об административных правонарушениях (28 %), возбуждения уголовных дел, при оперативно-розыскных мероприятиях (3 %).

Экспертиза товаров группы 87 ТН ВЭД относится к компетенции экспертов, имеющих специальность «экспертиза технических товаров

(объектов) и транспортных средств», основными методами проведения экспертизы выступают органолептический и информационно-аналитический. Наиболее важными вопросами в подготовке и оформлении решения о назначении таможенной экспертизы являются постановка и конкретизация вопросов, подлежащих решению, определение документов, необходимых для представления в распоряжение эксперта, отбор проб и образцов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения проблем, возникающих при экспертизе транспортных средств, связанных с отсутствием или нечетко сформулированными определениями позиций в нормативных документах, существует несколько путей решения:

- внесение изменений в нормативно-правовую базу на уровне ВТО;

- внесение изменений в ТН ВЭД.

Другой серьезной проблемой является то, что вопросы эксперту часто сформулированы некорректно, выходят за пределы его компетенции, допускают различные толкования. Примером могут служить такие вопросы, как:

- какой год выпуска автомобиля?

- соответствует ли описание в ДТ описанию объекта исследования?

- подпадает ли товар под действие тех или иных нормативных документов?

Для правильной и корректной постановки вопроса эксперту необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

- оценить рисковые ситуации, определить возможные товары риска и товары прикрытия, под видом которых может декларироваться товар;

- при постановке вопроса следует понимать, что они должны предусматривать получение однозначных ответов;

- ставить такие вопросы, которые в ходе открывшихся обстоятельств не смогут остаться без ответа.

Целесообразно задавать конкретные вопросы, касающиеся конструктивных особенностей, иных идентификационных признаков, влияющих на отнесение транспортного средства к товарным позициям 8703 или 8704 ТН ВЭД:

- имеется ли на транспортном средстве приспособления для крепления сидений и ремней безопасности?

- какое количество посадочных мест, включая водителя?

- какое базовое шасси автомобиля?

- внесены ли в конструкцию автомобиля после его заводской сборки изменения?

- какой рабочий объем цилиндров двигателя имеет товар?

- какая полная масса транспортного средства?

- какая грузоподъемность транспортного средства?

Постановка вопросов данного типа позволит потенциально сократить разногласия при идентификации и экспертизе транспортных средств, конструкционные особенности которых были изменены, в результате чего отнесение транспортного средства стало возможным к нескольким спорным товарным позициям.

При проведении таможенных экспертиз необходимо создать единую информационно-правовую базу, содержащую документацию, касающуюся автомобилей, их характеристик, а также разработать четкий алгоритм проведения экспертиз автомобилей.

Подводя итог проведенному в данной статье исследованию можно сделать следующие рекомендации и предложения.

1. При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС необходимо иметь документы и сведения о транспортных средствах, чтобы четко понимать, какой тип транспортного средства перемещается через границу, какой имеет кузов, особенности строения, тип движителя, массу и др., а для декларирования таких товаров внимательно ознакомиться с особенностями классификации, примечаниями, данными в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также с прочими нормативными документами, для присвоения товару соответствующего кода.

2. Для решения проблем, связанных с заявлением недостоверной информации или неверного кода ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо уделить внимание совершенствованию информационных технологий и оснащению ими таможенных органов. Создать для пользования инспекторами таможенных органов единую информационную базу, содержащую сведения о выпускаемых в продажу автомобилях, а затем пересекающих границу РФ, с VIN-кодом или без. Организовать мероприятия, помогающие взаимодействовать таможенным органам с участниками ВЭД, в ходе которых будут уточняться особенности классификации автомобилей, а также другая информация о транспортном средстве, необходимая для присвоения соответствующего кода ТН ВЭД ЕАЭС.

3. При проведении таможенных экспертиз необходимо создать единую информационно-правовую базу, содержащую документацию, касающуюся автомобилей, их характеристик, а также разработать четкий алгоритм проведения экспертиз автомобилей, особое внимание уделив постановке вопросов эксперту.

Список литературы

1. Более 50 тысяч автотранспортных средств ввезено через дальневосточные таможни в первом полугодии 2019 года. URL: http://dvtu.customs.ru/news/ document/201329 (дата обращения: 15.08.2019).

2. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО. URL: https://ceur.ru (дата обращения: 13.05.2019).

3. ООО «Автомобильная статистика» - 2005-2019. ТОП-10 стран по объему экспорта автомобилей из РФ. URL: www.autostat.ru (дата обращения: 11.04.2019).

4. Роль экспертизы в принятии решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. URL: http://rta.customs.ru (дата обращения: 11.06.2019).

© Чадова Т. В., 2019 © Chadova T. V., 2019

Для цитирования:

Чадова Т. В. Особенности идентификации, экспертизы и классификации технически сложных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 43-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.