Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Неустроева А.Б., Трофимов А.Л. — Особенности и виды конфликтов в дошкольных общеобразовательных учреждениях г. Якутска // Конфликтология / nota bene. - 2022. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0617.2022.1.36561 URL: https ;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36561
Особенности и виды конфликтов в дошкольных общеобразовательных учреждениях г. Якутска
Неустроева Аиза Борисовна
ORCID: 0000-0001-8419-7135 кандидат социологических наук ведущей научный сотрудник А<адемии наук Республики Саха (Якушя) 677000, Россия, Республика Саха (Якушя), г. Якутск, ул. Ленина, 33
И [email protected] Трофимов Ай-Тал Леонидович
магистр, кафедра психологии и социальных наук, Инстмтугпсиюлогии, Северо-Восточный Федеральный
университет им. М.К. Аммосова
677000, Россия, республика Республика Саха (якушя), г. Якутск, уп. Кулаковского, 42, оф. 405
Статья из рубрики "Социология и психология конфликта"
DOI:
10.7256/2454-0617.2022.1.36561
Дата направления статьи в редакцию:
01-10-2021
Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются особенности, виды и частота конфликтов, возникающих в дошкольных общеобразовательных учреждениях (на примере детских садов г. Якутска). На основе проведенных психологических тестов и социологического опроса работников детских садов авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как причины и частота конфликтных ситуаций в детских садах, разновидности и специфика конфликтов, выявляются зависимости конфликтности работников детских садов от пола, возраста, уровня образования и стажа работы, должности. Особое внимание уделяется выявлению взаимосвязи между удовлетворенностью основными условиями труда и уровнем конфликтности в коллективе. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: большинство конфликтов в детских садах возникали между детьми, между родителями и детским садом; большинство работников сталкивались с конфликтными ситуациями один раз в полгода; среди работников детских садов преобладает такой стиль поведения в
конфликте как, компромисс; у 37% опрошенных работников был выявлен деструктивный тип поведения в конфликтной ситуации; среди женщин частота конфликтов была выше, чем среди мужчин; среди полностью удовлетворенных работой работников частота конфликтов была ниже, чем среди неудовлетворенных работников; воспитатели и педагоги очень нуждались в дополнительных знаниях об эффективном разрешении конфликтов среди детей, методах выявления причин конфликтности ребенка и родителей.
Ключевые слова: анкетирование, удовлетворенность трудом, виды конфликтов, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, причины конфликтов, стратегии поведения, конфликт, компетентность, конфликтология
Введение
Работники дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) ежедневно сталкиваются с множеством самых разных конфликтных ситуаций, в которых могут участвовать дети, родители, воспитатели и администрация детского сада. Частота конфликтных ситуаций в детских садах обусловлена спецификой трудового процесса, личностными потребностями воспитателей и родителей, особенностями характера и поведения участников конфликта. Не последнюю роль играет тот факт, что коллективы ДОУ преимущественно женские, что определяет их более эмоциональный характер, женские коллективы чаще подвержены смене настроений, чувствительны к переменам со стороны своих коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих, следовательно, они более конфликтны -Ш.
Чаще всего именно конфликты, неумение их предотвращать и управлять конфликтной ситуацией, негативный психологический климат в коллективе, - все это становится причиной ухода работников из данной сферы. На сегодняшний день одной из важнейших компетентностей, которой должен обладать работник ДОУ, является конфликтологическая компетентность - это подготовленность и способность педагога к управлению конфликтами, способность выполнять свои трудовые функции в конфликтогенной среде, преобразовывать ее для успешного решения педагогических
задач
В данной статье выявляются особенности, причины и частота конфликтов, возникающих в деятельности работников дошкольных образовательных учреждений. Кроме этого проверяется гипотеза о взаимосвязи удовлетворенности трудом работников детского сада и уровня конфликтности учреждении.
Основными методами исследования стали, во-первых, психологическое тестирование работников детских садов по методике «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса
(адаптация Н.В. Гришиной)-3! и методике диагностики ведущего типа ответа (Кашапов М.М., Шалаева Т.Г.)-4!. Всего в тестировании участвовало 78 работников детских садов г. Якутска. Во-вторых, онлайн-анкетирование работников детских садов г. Якутска с помощью приложения Google Form. Выборочная совокупность исследования составила 45 респондентов, анкета включала 23 вопроса. Сбор эмпирических данных был проведен в мае 2021 года.
Проблеме исследования и управления конфликтами в дошкольных образовательных учреждлениях к сожалению внимание уделяется недостаточно. К настоящему времени
имеются единичные работы по классификации конфликтов в школе, характеристике их причин, а также отдельные теоретико-практические рекомендации по медиации конфликтов в школьной среде. Несмотря на то, что конфликты в системе образования явление закономерное, имеет причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса, в литературе сложно найти научно обоснованные рекомендации по управлению конфликтами в образовательной
организации [5].
Частота и причины возникновения конфликтов в детском саду
Опрос показал, что большинство работников детских садов оценивали конфликт в негативном ключе, 68,9% респондентов отрицательно относились к любым видам конфликтов. Нейтральное отношение к конфликтам высказали 31,1% респондентов, остальные 4,4% респондентов ответили, что относятся к конфликтам положительно и не бояться их. Считали, что конфликты на работе необходимы и приводят к развитию организации в основном женщины, старшее поколение, работники со стажем более 16 лет, работники с высшим образованием, воспитатели и методисты. Резко отрицательно относились к конфликтам и считали, что они вредны и опасны, являются показателем плохой работы в основном мужчины, молодежь, работники со стажем до 3 лет, работники со средним специальным образованием, младшие воспитатели и технический персонал. Нейтральной позиции придерживались в основном женщины, работники среднего возраста и среднего стажа работы, руководство детского сада.
Исследование показало, что 60% работников ДОУ не считали себя конфликтными личностями. Следует отметить, что для конфликтной личности естественно обострять вокруг себя обстановку. Такой человек остро реагирует на высказывания коллег, старается любым способом привлечь людей на свою сторону. И чаще всего даже при устранении причины конфликта, конфликтный человек найдет другую причину для создания конфликтных ситуаций. Больше всего респондентов, оценивших свое поведение, как не конфликтное, было среди мужчин, работников в возрасте от 41 до 50 лет, работников с большим стажем работы, с высшим образованием, среди старших воспитателей. Чаще всего в конфликты вступали женщины, молодые работники, работники со средним специальным образованием, технический персонал и руководство детского садика.
Как часто работники ДОУ сталкиваются с конфликтными ситуациями на работе? Тезис о большой частоте конфликтов в дошкольных учреждениях нами не был подтвержден. Каждый пятый респондент никогда не сталкивался с конфликтами на рабочем месте. В основном работники ДОУ конфликтовали реже, чем раз в полугодие (60%). Еженедельно участвовали в конфликтных ситуациях только 2,2% работников детских садов, остальные 17,8% работников ответили, что конфликтные ситуации возникают несколько раз в полугодие. Частота возникновения конфликтов на работе сильно отличалась в зависимости от пола, возраста, должности и стажа работника. Как видно из таблицы 1, среди мужчин 36,4% никогда не сталкивались с конфликтами на рабочем месте, а 54,5% мужчин ответили, что раз в полугодие и реже. Среди женщин частота возникновения конфликтов была выше, так 2,9% женщин конфликтовали еженедельно, 20,6% -несколько раз в полугодие.
Таблица 1. Ответы на вопрос «Как часто Вам приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями на работе?» в зависимости от пола
пол
| мужчины женщины Итого
никогда 36,4% 14,7% 20,0%
реже, чем раз в полугодие 54,5% 61,8% 60,0%
несколько раз в полугодие 9,1% 20,6% 17,8%
еженедельно - 2,9% 2,2%
Итого 100% 100% 100%
Реже всего конфликтовали молодые работники, работники со стажем менее 3 лет, работники со средним специальным образованием и технический персонал детского сада. Еженедельно конфликты возникали в основном у женщин, работников старших возрастных групп, со стажем работы выше 16 лет, у работников с высшим образованием, у в о с пита те ле й.
С какими конфликтами чаще всего сталкиваются работники детских садов: между родителями, детьми или коллегами? И каковы причины возникновения конфликтов? Исследование показало, что чаще всего конфликты в ДОУ возникали между детьми (16,3%) (рисунок 1). Причины конфликтов среди детей были самыми разнообразными: не поделили игрушки, не понравились правила игр и распределение ролей, возникли споры, проигрыш и т.д. Нередкостью в детском саду являются агрессивные дети, которые провоцируют драки, сердятся, ругаются, раздражаются. Причины агрессивного поведения детей могут быть связаны с проблемами со здоровьем, либо показывают недостаток в воспитании. Педагоги должны знать правила работы с такими агрессивными детьми, должны уметь выявлять причины агрессии и помочь ребенку справиться с ней.
Редко, но иногда происходили конфликты между родителями (2,3%), между родителями и детьми (2,2%), между родителями и работниками ДОУ (2,2%) (рисунок 1). Причины конфликтов со стороны родителей можно разделить на объективные и субъективные. Объективными причинами можно назвать недовольство родителей организацией воспитательно-образовательного процесса, качеством питания, отношением воспитателя к своему ребенку. Среди ответов были также следующие: "родители недовольны переполненностью групп в г. Якутске", "из-за царапин на теле детей", "из-за заболеваемости детей". К субъективным причинам возникновения конфликтов и недовольства со стороны родителей можно отнести предвзятое отношение родителей к сотрудникам детского сада, завышенные требования и ожидания родителей, гиперопека ребенка, личностная неприязнь и т.д. Со стороны воспитателей и работников детского сада по отношению к родителям недовольство возникало по причине несвоевременного выполнения своих обязанностей, например, задержка оплаты за услуги детского сада, за питание ребенка, в связи с поведением ребенка и т.д.
Реже всего возникают конфликты между руководством и работниками, между коллегами. Основными причинами возникновения конфликтов между коллегами и руководством чаще всего становились замены воспитателей, неэтичное некорректное отношение со стороны руководства к своим работникам, по причине разделения обязанностей, от чрезмерного командного характера собеседника, возрастные различия и недопонимание, неудовлетворенность работой, постоянные дежурства, оплата замены т.д.
Рисунок 1. Частота возникновения конфликтов в детском саду: оценка работников
(%)
Работники детских садов не часто сталкивались с какими-то действительно острыми деструктивными конфликтными ситуациями. Чаще всего конфликты в ДОУ носили конструктивный характер, являлись объективно обусловленными и предметными. На вопрос "Назовите самый острый конфликт, в котором Вам пришлось принять участие, или который Вы наблюдали за время работы в детском саду" большинство респондентов ответили, что не принимали участия в таком остром конфликте. Некоторые респонденты ответили, что наиболее острые конфликты были из-за родителей, которые старались навязать свои требования и желания работникам детского сада, были чрезмерно эмоциональны и не желали идти на компромисс.
Стратегии поведения работников детского сада в конфликтной ситуации
Важной составляющей конфликтологической компетентности работников детских садов, воспитателей является умение эффективно разрешать конфликты. При разрешении конфликта решающее значение оказывает именно стратегия поведения его участников. Кеннет Томас классифицировал все стратегии поведения в конфликте по двум критериям: стремление отстаивать свои собственные интересы и стремление учитывать интересы другого человека. На основе данных критериев он выделил пять основных способа поведения в конфликте: соперничество (конфронтация), приспособление (улаживание), избегание (уклонение), компромисс, сотрудничество. Проведенные нами тесты показали, что в целом среди работников детских садов преобладает такой стиль поведения в конфликте как, компромисс, когда они готовы пойти на уступки, но при этом что-то получить взамен (28%). Компромисс свидетельствует об обмене взаимными частичными уступками. Обе стороны частично выигрывают, но частично вынуждены отказаться от своих целей, что поддерживает напряженность и может привести к возобновлению конфликта.
Каждый четвертый работник детского сада придерживался такой стратегии поведения в конфликтной ситуации, как избегание или уклонение. Избегание свидетельствует об отсутствии желания к сотрудничеству, но в то же время о желании достичь своих целей. Участники (или один из них) делают вид, что конфликта нет вообще, игнорируют его. Данный тип реагирования на конфликт относят к деструктивным, он подразумевает, что человек старается не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступает в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Более 22% работников придерживались стратегии сотрудничества. Сотрудничество указывает на совместный поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих участников. Данный тип реагирования означает признание личностью различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон и обеспечивающий достижение социально полезной цели. Эту группу респондентов можно назвать группой с конструктивным типом реагирования: в конфликтной ситуации пытаются решить конфликт, хотят, чтобы конфликт закончился миром, переживают, что ситуация может выйти за рамки диалога.
Остальные 13% респондентов старались приспособится. Стратегии "соперничество" или "конфронтация" придерживались 12% респондентов. Данный тип поведения в конфликте также, как и "избегание" относится к деструктивным. При этом в конфликте участники предпочитают отстаивать свою точку зрения всеми способами, стремятся одержать победу, боятся проиграть, всегда реагируют на провокацию.
Анализ результатов исследования по методике диагностики ведущего типа реагирования (Кашапова М.М., Шалаевой Т.Г.) позволил разделить опрошенных на две группы: с деструктивным и конструктивным поведением в конфликтной ситуации (соответственно 37% и 63% респондентов).
Поведение работников ДОУ в ситуации конфликта меняется с учетом их пола, возраста и стажа работы. Сравнение поведения мужчин и женщин, разных возрастных групп в ситуации конфликта показало, что мужчины чаще, чем женщины старались найти взаимоприемлемое решение и сглаживали «острые углы». Мужчины обычно конфликтовали из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности, тогда как среди женщин чаще происходили конфликты носящие личностный характер. Среди женщин была выше доля ничего не предпринимающих и не вступающих в конфликт и отстаивающих свои интересы. Кроме этого многие женщины указали другие способы поведения в ситуации конфликта: «могу отомстить другим способом и позже», «я за справедливость, если я права, то буду отстаивать свое мнение», «всегда действую по ситуации».
Исследование показало, что чаще всего старались до последнего отстаивать свои интересы работники старших возрастных групп, работники высокой квалификации со стажем более 16 лет, воспитатели. Иногда опытные педагоги подчеркивали свое превосходство над своими молодыми коллегами, что способствовало возникновению конфликтов в коллективе. Стратегии «ухода из конфликта» придерживались в основном работники молодого и среднего возраста, работники средней квалификации, младшие воспитатели. Стратегии «ничего не предпринимаю» придерживались чаще женщины, молодые сотрудники, новые работники, руководство детского садика. Прежде всего использование стратегий "избегания" было связано с адаптацией новых и молодых работников к деятельности и коллективу.
Удовлетворенность трудом и уровень конфликтности работников детских садов
По мнению специалистов уровень конфликтности в организации напрямую зависит от удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом это степень приспособления
сотрудника в данном учреждении Как правило, «в основе конфликтности персонала лежат социально-психологические факторы, сводящиеся к неудовлетворенным базисным трудовым потребностям: мотивационные и гигиенические факторы в коллективе. Первые мотивируют на удовлетворенность трудом, вторые при их отсутствии - на
неудовлетворенность. Удовлетворенность или неудовлетворенность трудом приводит к
межгрупповым конфликтам на работе» Удовлетворенность трудом складывается из удовлетворенности различными условиями труда, такими как заработная плата, содержание труда, условия труда, отношения в коллективе и с руководством. Неудовлетворенность работой чаще всего приводит к перемещению индивида на другое
место работы, к смене професии, отрасли [8]. Опрос показал, что в целом своей работой 54,8% респондентов были полностью удовлетворены, 45,2% - частично удовлетворены. Менее всего работники детских садов были удовлетворены размером оплаты труда. Почти каждый пятый работник ответил, что совсем не удовлетворен заработной платой, 62,2% были частично удовлетворены (таблица 2). Среди женщин 22,2% ответили, что совершенно не удовлетворены своей заработной платой, тогда как среди мужчин доля недовольных составила 10%. Кроме этого заработной платой менее всего были удовлетворены работники в возрасте от 31 до 40 лет (50% не довольных) и работники со стажем работы до 3 лет (28,6% не довольных). Сравнение ответов на вопрос об удовлетворенности оплатой труда в зависимости от должности работников показало, что 50% методистов, 33% младших воспитателей и помощников воспитателей, 28,6% педагогов и 21,4% воспитателей совершенно не довольны уровнем оплаты труда.
Таблица 2. Удовлетворенность различными условиями работы работников
детского сада
полностью удовлетворен частично удовлетворен не удовлетворен Итого
заработная плата 18,9% 62,2% 18,9% 100%
условия труда 56,8% 40,5% 2,7% 100%
содержание работы 48,6% 48,6% 2,7% 100%
отношения в коллективе 69,2% 30,8% - 100%
отношения с руководством 66,7% 30,6% 2,8% 100%
работа в целом 54,8% 45,2% - 100%
Условиями труда менее всего были довольны женщины в возрасте старше 51 года, среди них 7,7% ответили, что совсем не удовлетворены условиями труда, тогда как среди мужчин ни один не выбрал данный вариант ответа. В основном это были воспитатели с большим стажем работы в детском саду.
Работники мужского пола в меньшей степени были удовлетворены содержанием труда. По данным опроса, содержанием работы полностью или частично удовлетворённых мужчин было 30% и 60% соответственно, не удовлетворённых содержанием работы 10% мужчин. Среди женщин совершенно недовольных содержанием работы выявлено не было, полностью или частично удовлетворённых содержанием своей работы женщин соответственно было 55,6% и 44,4% (таблица 3). Сравнение удовлетворенности содержанием труда в зависимости от возраста, стажа работы и должности показало, что больше всего недовольны были работники старших возрастных групп (старше 51 года), со стажем работы от 4 до 8 лет, в основном педагогические работники.
Таблица 3. Удовлетворенность содержанием работы мужчин и женщин (в % к итогу по столбцам)
пол Итого
мужчины женщины
полностью удовлетворен 30,0% 55,6% 48,6%
частично удовлетворен 60,0% 44,4% 48,6%
1 II II II 1
не удовлетворен 10,0% - 2,7%
Итого 100% 100% 100%
Наиболее всего удовлевторены работники деских садов были отношениями с коллегами. Различий в удовлетворенности отношениями в коллективе среди мужчин и женщин выявлено не было. В то же время среди мужчин было больше неудовлетворенных отношениями с руководством (10%), тогда как среди женщин недовольных отношениями с руководством не было (таблица 4). Чаще всего критиковали руководство старшие возрастные группы (8,3% не довольных), работники с высшим уровнем образования (3,7%), педагогические работники (14,3%).
Таблица 4. Удовлетворенность отношениями с руководством мужчин и женщин (в
% к итогу по столбцам)
пол Итого
мужчины женщины
полностью удовлетворен 70,0% 65,4% 66,7%
частично удовлетворен 20,0% 34,6% 30,6%
не удовлетворен 10,0% - 2,8%
Итого 100% 100% 100%
В целом женщины были более удовлетворены своей работой в детском саду, чем мужчины. Совсем недовольных работой в детском саду не было выявлено, однако среди мужчин была высокой доля недовольных содержанием работы и отношениями с руководством. Среди женщин была высокой доля неудовлетворенных размером заработной платы. Также опрос выявил недовольство работников старших возрастных групп условиями труда, взаимоотношениями с руководством, размером оплаты труда.
Среди полностью удовлетворенных работой работников частота конфликтов была ниже, чем среди неудовлетворенных работников. Так среди недовольных 5,3% респондентов еженедельно сталкивались с конфликтами, 21,1% - несколько раз в полугодие. Среди довольных работой работников 17,4% сталкивались несколько раз в полугодие и ни один не ответил, что сталкивается с проблемами и спорами еженедельно. Таким образом, отношение к труду, как к потребности, тесно связано с самореализацией и внутренним развитием работника. Чем выше удовлетворенность трудом работников, тем меньше конфликтов и недопонимания в коллективе. Зная, чем не довольны работники, можно корректировать психологический климат в коллективе.
От удовлетворенности трудом каждого работника, зависит эмоциональный климат, атмосфера во всем коллективе. Опрос работников детского сада показал, что по 10-тибальшой шкале, где 1 - это «работа совсем не нравится», а 10 - это «работа очень нравится», в среднем по выборке респонденты оценивали свою работу на 8,5 баллов. При этом 33% респондентов оценили работу на 10 баллов.
На вопрос «Охарактеризуйте атмосферу, присущую вашему коллективу?» 48,8% ответили, что атмосфера в коллективе в основном строится на взаимном уважении, 27,9% оценивали атмосферу как дружескую, 23,3% - как деловую, ни один респондент не оценил атмосферу в коллективе как нездоровую. Сравнение ответов на данный вопрос в зависимости от пола показало, что женщины чаще оценивали атмосферу на работе, как дружескую, тогда как мужчины чаще выбирали варианты ответа «атмосфера взаимного уважения» и «деловая атмосфера» (таблица 5).
Таблица 5. Ответы на вопрос «Охарактеризуйте атмосферу, присущую вашему
коллективу» в зависимости от пола респондентов
пол Итого
мужчины женщины
дружеская 18,2% 31,2% 27,9%
атмосфера взаимного уважения 54,5% 46,9% 48,8%
деловая атмосфера 27,3% 21,9% 23,3%
Итого 100% 100% 100%
Чем старше был работник и чем больше был у него стаж работы, тем чаще он характеризовал атмосферу в коллективе, как дружескую. Молодежь в основном отвечала, что в коллективе царит атмосфера взаимного уважения. Более теплые и тесные отношения были среди воспитателей, старших воспитателей и педагогов. Именно данные работники чаще отвечали, что в коллективе дружеские отношения. Специалисты и технический персонал считали, что отношения деловые.
У 55,6% респондентов были положительные отношения с большинством коллег. 40% ответили, что их полностью устраивает трудовой коллектив. У 4,4% работников были напряженные отношения с некоторыми коллегами. Напряженные отношения в коллективе указали респонденты старших возрастных групп, тогда как среди молодых работников и работников среднего возраста ни один не имел напряженных отношений.
Проанализируем готовность респондентов к смене места работы в будущем с помощью вопроса «Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность?». Ответы респонеднтов распределились следующим образом: большинство респондентов выявили тенденцию к стабильности, они ответили, что их устраивает нынешняя работа (61,4%) и они не собираются ее менять; меньше половины респондентов характеризовались стремлением сменить место работы (38,6%). Чаще всего мобильной стратегии придерживались мужчины (45,5%), молодые работники (58,3%), специалисты (66,7%) и в ос пита те ли (52,6% ).
На желание сменить работу, неудовлетворенность трудом влияют трудности и проблемы, с которыми сталкиваются работники детских садов. Среди основных проблем, указанных работниками детских садов, во-первых, были трудности работы с родителями. Так респонденты указывали, что "родители не занимаются воспитанием своего ребенка, а перекладывают его на воспитателей", "большое давление со стороны родителей, которые неуважительно относятся к работникам детских садов", "необоснованные претензии со стороны родителей", "недопонимание" и т.д. Во-вторых, работники детских садов указали на конфликты, возникающие между работниками старших и младших возрастов: "старшие коллеги не помогают, все время мешают и указывают на ошибки", "отчетность, много бумаг надо заполнять", "непонимание со стороны руководства", "отсутствие поддержки со стороны руководства" и т.д. Многие воспитатели отвечали, что чувствуют постоянную тревогу из-за большой ответственности за детей, постоянное напряжение и страх. Также были указаны плохие условия труда в некоторых детских садах, маленькое помещение, старую мебель, отсутствие новых игрушек и оборудования. Это также создавало негатив со стороны родителей, трудности при выполнении своих трудовых функций.
Управление конфликтами в дошкольных образовательных учреждениях
Для образовательных учреждений очень важно внедрять различные способы управления конфликтами. Специалисты считают, что процесс управления конфликтом следует начинать с анализа его причин, структуры, динамики развития спорной ситуации
Опрос показал, что в детских садах иногда обсуждают возникающие конфликты и проблемы с коллективом (40%). Более 24,4% респондентов ответили, что конфликты всем коллективом обсуждаются очень редко, 15,6% отметили, что конфликтные ситуации вообще не обсуждаются в их детском садике. Более 11% работников ответили, что споры и конфликты часто обсуждаются вместе с коллективом, 8,9% - всегда проходит обсуждение.
На вопрос «В какой степени вы обладаете знаниями методик разрешения конфликтов?» 51,1% работников ответили, что они обладают знаниями для эффективного разрешения большинства возникающих конфликтов (таблица 6). Более 35,6% работников ответили, что «их знаний не всегда хватает для эффективного разрешения конфликтов», остальные 13,3% респондентов не владели никакими методиками разрешения конфликтов. Работники мужского пола выше оценивают свою конфликтологическую компетентность, чем женщины. Среди женщин 17,6% считали свои знания недостаточными, среди мужчин ни один не выбрал данный вариант ответа. Более того 63,6% мужчин были уверены в своих знаниях методов разрешения конфликтных ситуаций.
Таблица 6. Ответы на вопрос « В какой степени, по Вашему мнению, Вы обладаете знаниями методик разрешения конфликтов?» в зависимости от пола респондентов
пол Итого
мужчины женщины
в достаточной для эффективного разрешения большинства конфликтов 63,6% 47,1% 51,1%
моих знаний не всегда хватает для эффективного разрешения конфликтов 36,4% 35,3% 35,6%
в недостаточной - 17,6% 13,3%
Итого 100% 100% 100%
Менее всего уверены в своих знаниях о конфликтах были работники средних возрастов и молодежь. Так среди молодых работников 50% ответили, что им не всегда хватает знаний и профессиональной компетентности, 8,3% респондентов считали, что совсем не обладают знаниями по разрешению конфликтов (таблица 7). Среди работников в возрасте от 41 до 50 лет 22,2% усомнились, что они в достаточной степени обладают знаниями о конфликтах и 44,4% считали, что им знаний не хватает.
Таблица 7. Ответы на вопрос « В какой степени, по Вашему мнению, Вы обладаете знаниями методик разрешения конфликтов?» в зависимости от возраста
респондента
возрастные группы
до 30 лет от 31 до 40 лет от 41 до 50 лет от 51 и старше
в достаточной для эффективного разрешения большинства конфликтов 41,7% 66,7% 33,3% 60,0%
моих знаний не всегда хватает для эффективного разрешения конфликтов 50,0% 22,2% 44,4% 26,7%
в недостаточной степени 8,3% 11,1% 22,2% 13,3%
Итого 100% 100% 100% 100%
Чем меньше был стаж работы и уровень образования работника, тем больше он нуждался в знаниях методик разрешения конфликта. Например, среди работников со стажем более 16 лет 66,7% в достаточной степени владели эффективными методиками разрешения конфликта, а среди работников со стажем до 3 лет так ответили 25% респондентов. Больше всего в конфликтологической компетенции нуждались руководство детского садика, воспитатели и педагоги.
Готовы ли были работники ДОУ приобрести дополнительные знания по вопросам конфликтов и эффективных способов их разрешения? Почти все опрошенные ответили, что хотят этому научиться (77,8%) и только 22,2% ответили, что не нуждаются в этом. Не хотели приобрести дополнительные знания по вопросам конфликтов в основном мужчины (54,5%), работники в возрасте от 31 до 40 лет (33%), работники средней квалификации (41,7%), специалисты (66,7%) и технический персонал (60%). Больше всего нуждались в дополнительных знаниях по вопросам конфликтов и эффективных способов их разрешения женщины, работники старших возрастных групп от 41 года и старше (86,7%), работники с большим стажем работы (88,9%), работники с высшим образованием (84,4%), руководство детского садика (100%), методисты и воспитатели (100%).
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым обучение работников детских садов взаимодействию в конфликтных ситуациях, а также специфике эффективного разрешения конфликтов среди детей и родителей?» 95,6% респондентов ответили, что обязательно и только 4,4% считали, что подобные знания не важны для работников детского сада.
Таким образом, исследование показало, что большинство конфликтов в детских садах возникали между детьми, между родителями и детским садом. Внутри коллектива между работниками конфликты были очень редки. Наиболее острые конфликтные ситуации возникали между родителями и воспитателями по вопросам организации воспитательно-педагогического процесса. Воспитатели и педагоги очень нуждались в дополнительных знаниях об эффективном разрешении конфликтов среди детей, методах выявления причин конфликтности ребенка и родителей. В целом сами работники детских садов понимают важность формирования конфликтологической компетентности как у них самих,
так и у детей ИШ. На сегодняшний день от воспитателей и работников детских садов
требуется обеспечение высокого уровня управления общением с детьми и родителями,
соблюдение норм профессиональной этики, умение направлять конфликты в конструктивное русло.
Библиография
1. Почекаева И.С., Заркова А.А. Управление межличностными конфликтами в педагогическом коллективе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2019. - №15. - С. 195-201.
2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения: монография. - М.: Академический проект, 2012. - 195 с.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 574 с.
4. Кашапов М. М. Психология конфликта: учебник и практикум для академическогобакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 184 с.
5. Вокуева А.С., Николаева А.А. О роли педагога в возникновении и разрешении
конфликтов в образовательном учреждении // Бюллетень науки и практики. - 2019. -Т.5 (7). - С. 390-394.
6. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87.
7. Ильинский С.В., Зюзина С.С. Взаимосвязь уровня конфликтности персонала организации и его удовлетворенности трудом // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. №1 (25)
8. Ефимова А.Б. Особенности социально-профессиональной мобильности населения северных регионов в современных условиях (на материалах Республики Саха (Якутия)): дис. ...канд.социол.наук. - Улан-Удэ, 2005. - 164 с.
9. Клименских М.В. Педагогические конфликты в школе: учебное пособие. -Екатеринбург: ИУУ, 2015. - 76 с.
10. Трофимов А.Л., Неустроева А.Б. Развитие конфликтологической компетентности работников дошкольных образовательных учреждений // Академический вестник Якутской сельскохозяйственной академии. - 2021. - №9(26). - С. 46-51.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Тема конфликтов в системе образования давно стала популярной, поэтому автору периодически обращаются к ней. В случае с данной статьей автор акцент делает не только на конфликте как таковом, но и определяет конкретный локус исследования - г. Якутск. Эвристическая ценность полученных результатов будет зависеть от адекватности эмпирического исследования и широты охвата дошкольных общеобразовательных учреждений. С другой стороны имеет смысл изменить название, поскольку из него не ясно, о каких субъектах идет речь - о детях, о работниках, о родителях и т.д. В содержании статьи между тем обращает на себя внимание, что автор акцент делает на конфликте работников ДОУ. При этом во введении формулируется гипотеза, методы, но почему-то цель и задачи автор определить не смог, что затрудняет оценку его личного вклада в разработку данной проблематики. Кроме того, автор указал эмпирическую базу, но сомнение вызывает выборочная совокупность - по какому принципу она организована, как автор сумел привлечь респондентов к заполнению анкеты в формате «гугл», не указана и генеральная совокупность, а потому верификация результатов эмпирического характера в таком виде представляется несколько затруднительной. Хотелось бы, учитывались ли при выборке пол, возраст, образование, каковы средние показатели по этим признакам и т.д. Автор предельно ограниченно дал информацию об участниках исследования.
В работе явно недостает и анализа научных подходов в исследовании конфликтов и их специфики - это позволило бы оценить преимущества предлагаемого авторского подхода, а также уровень владения исследуемым материалом в целом. Автор ограничился достаточно скупыми фразами о том, что «проблеме исследования и управления конфликтами в дошкольных образовательных учреждениях к сожалению внимание уделяется недостаточно. К настоящему времени имеются единичные работы по классификации конфликтов в школе...» и т.д. Попутно замечу, что в тексте очень много языковых (и технических) погрешностей (например, «учреждлениях», «уровня конфликтности учреждении», «не бояться их» и т.д.). Очевидно, автор не посчитал
необходимым вычитать свой текст перед отправкой его в редакцию журнала, что может свидетельствовать о недостаточном уровне исследовательской культуры. Имеются и нарушения в подсчете процентов респондентов, например: 68,9% + 31,1%+4,4% = 100% (???). Такая математика заставляет усомниться в адекватности результатов и после этого материал вызывает не более чем скептическое отношение. К тому же отмечу, что в социологии моветоном считается «дробление» респондентов до десятых долей; в этой связи всегда вызывает вопрос: а 4,4% респондентов - это конкретно сколько людей в числовом выражении? Вряд ли уместно так «дробить» участников исследования. Интерпретация результатов напоминает «бухгалтерский отчет» по принципу вопрос-ответ. За цифрами не стоит необходимая интерпретация, что, безусловно, сложно сделать, но именно эта информация может хотя бы как-то претендовать на научность, а вот «бухотчет» совершенно точно претендовать на это не может. Автору следует не перечислять вопросы и ответы, а системно анализировать их, включать в общую проблематику, отражать нюансы ответов и мнений респондентов. А простейшее описание кто, что спросил, а кто что ответил, не является не только научным, но и в целом аморфным, размытым, непонятным. Дело исследователя - обобщать и анализировать, а не только описывать конкретные результаты анкетирования.
Отсутствие интерпретации является основанием для признания статьи поверхностной, не готовой к публикации. Список литературы довольно ограниченный для столь масштабной темы (имеется в виду тема конфликтности в обществе), к тому же содержит учебники, что вряд ли допустимо в научной работе. Вывод также, можно сказать, отсутствует и не отражает конкретного вклада автора в разработку темы, нигде в статье не указаны особенности проявления конфликтов именно в Якутске по сравнению, например, с другими городами России, а они наверняка там могут быть. Одним словом, статья нуждается в серьезной переработке с учетом изложенного.