In article are analysed main psychological problems of family, in which grow the children with Special Needs. Stand out the problems to personalities, problems matrimony, problems of parenthood.
Keywords: family, child with Special Needs, stress, families crisises, types of parenthood
Список литературы
1. Зеленская Ю.Б., Милованова О.В. Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст]: материалы всерос. науч.-практ. конференции. /Науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. - Екатеринбург, 2010. - С. 90-92.
2. Колпакова Л.М. Особенности психологического климата в семье ребенка-инвалида. // Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. - Т. 4. С. 326-329.
3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.
4. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в семье: Методические рекомендации. /Авторы-составители И.А. Афонин, Н.В. Матяш, Т. А. Павлова - Брянск, 2012. - 92 с.
5. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 64 с.
Об авторах
Матяш Н.В. - доктор психологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Павлова Т.А. - кандидат психологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г Петровского
УДК 316.444.5
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К СМЕНЕ РАБОТЫ
Е.Б. Филинкова
В статье рассматриваются результаты исследования удовлетворенности трудом учителей и воспитателей детских садов и их готовности к смене работы. Показано, что уровень удовлетворенности трудом педагогов школ достаточно высокий, а воспитателей - средний. Высокая удовлетворенность связана с возможностями насыщения потребностей в самореализации, общении с детьми, физическом и психологическом комфорте. Неудовлетворенность вызывают низкий уровень заработной платы, отношение государства и общества к педагогам, а также реформы в образовательной сфере. Неудовлетворенность трудом у учителей однозначно связана с готовностью к поискам новой работы, причем одна группа учителей понимает смену работы как переход в другую школу, а вторая часть учителей готова уходить из профессии. У воспитателей дошкольных ОУ уровень готовности к поискам работы выше, чем у учителей, однако с уровнем удовлетворенности трудом связи нет. Для воспитателей ДОУ готовность к смене работы означает готовность к смене образовательного учреждения, но не уход и профессии, что обусловлено доминированием потребности устроить ребенка в детский сад в структуре их трудовой мотивации. Ключевые слова. Удовлетворенность трудом, готовность к смене работы, учителя, трудовая мобильность.
Проблема удовлетворенности педагогов своим трудом имеет давнюю историю, и в психологии и социологии накоплен значительный массив эмпирических результатов по данной проблематике. Социологами, которые сосредоточиваются в основном на измерении либо общей удовлетворенности работой, либо удовлетворенности профессией, было продемонстрировано, что уровень удовлетворенности учителями избранной профессией - высокий. Наиболее удовлетворены учителя такими аспектами трудовой деятельности как: педагогическое общение, взаимодействие с детьми, преподавание любимого предмета [6].
Психологи чаще рассматривают удовлетворенность педагогическим трудом в контексте профессионального развития и самоактуализации личности [2,7,12,20]. Однако крайне важным представляется рассмотрение удовлетворенности трудом в новом аспекте - как фактора, способствующего или препятствующего уходу педагогов из организации. В условиях, когда повсеместно имеет место дефицит педагогических кадров, проблема трудовой мобильности учителей и воспитателей выходит за рамки конкретной организации и имеет государственное значение. Психологами феномен мобильности кадров остается до сих пор не изученным, внимание на данной проблематике концентрируют в основном социологи [6,13]. Высокая актуальность и практическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение нами в мае-июне 2013 г исследования, целью которого было изучение удовлетворённости педагогов разных специальностей своим трудом как фактора их готовности к поискам другой работы (к смене работы).
В исследовании решались следующие задачи:
1.Изучить удовлетворенность учителей и воспитателей своим трудом.
2.Изучить готовность педагогов к поискам другой работы.
3.Изучить взаимосвязь удовлетворённости трудом и готовности педагогов к поискам другой работы.
В ходе исследования использовалась методика «Изучение удовлетворённости учителей своей профессией и работой» Н. В. Журина и Е. П. Ильина [4] в нашей модификации. Обработка результатов проводилась методом корреляции по Спирмену и сравнения групп по критерию Фишера.
В исследовании приняли участие 40 учителей г. Мытищи Московской обл. в возрасте от 30 до 62 лет, со стажем работы в данной сфере от 4 до 44 лет и 40 воспитателей детских садов Истринского района МО в возрасте от 20 до 63 лет со стажем от 3 месяцев до 42 лет.
Основные результаты исследования
Первоначально изучалась удовлетворённость учителей и воспитателей своей работой в целом. Педагогам было предложено оценить степень удовлетворённости по 7-и балльной шкале, где 1 балл означал «очень малую степень», 7 баллов «очень большую степень» удовлетворенности.
Результаты педагогов разных специальностей резко отличались между собой. Большинство учителей (62,5%) продемонстрировали высокую удовлетворенность работой, в то время как основная группа воспитателей (85,0%) - только среднюю. Различия статистически достоверны (ф=4,92; р<0,001).
Таблица 1. Удовлетворённость работой учителей и воспитателей (в % от опрошенных)
Группы педагогов Уровень выраженности Средний балл
Высокий Средний Низкий
Учителя 62,5 35,0 2,5 5,50
Воспитатели 12,5 85,0 2,5 4,28
Какие же аспекты труда приносят педагогам наибольшее удовлетворение и неудовлетворение? Мы предложили оценить по пятибалльной шкале (5 баллов -максимальный уровень удовлетворенности) 25 различных фактора, играющих значительную роль в производственной жизни педагогов, а также оценить удовлетворенность профессией в целом (первая строка в таблице .№2).
Таблица 2.Удовлетворённость учителей и воспитателей различными аспектами производственной ситуации
(в % от опрошенных)
Высказывания Уровень удовлетворенности Средний балл
Высокий Средний Низкий
уч восп. уч восп. уч восп. учит. восп.
Вашей профессией в целом 85 70 12,5 27,5 2,5 2,5 4,28 3,95
Физическими условиями (темпер-ра, шум и т.д.) 57,5 47,5 30 47,5 12,5 5 3,58 3,53
Материальной базой ОУ 70 37,5 22,5 35 7,5 27,5 3,85 3,20
Местом расположения работы 87,5 87,5 7,5 10 5 2,5 4,60 4,55
Длительностью рабочего дня 72,5 77,5 20 17,5 7,5 5 4,03 4,18
Организацией труда 52,5 47,5 30 40 17,5 12,5 3,43 3,49
Содержанием повседневной деятельности 65 52,5 27,5 45 7,5 2,5 3,80 3,65
Достигнутыми результатами 72,5 75 27,5 17,5 0 7,5 3,98 3,78
Зарплатой 27,5 17,5 40 42,5 32,5 40 2,90 2,60
Взаимоотношениями с руководством 70 57,5 17,5 35 12,5 7,5 3,75 3,68
Отношением к вашей деятельности непосредственного руководителя 62,5 50,0 22,5 32,5 15,0 17,5 3,70 3,43
Стилем руководства вашего директора (заведующей) 50,0 37,5 22,5 35 27,5 27,5 3,30 3,08
Профессиональной компетентностью вашего директора (заведующей) 57,5 55,0 25,0 25 17,5 20 3,58 3,48
Психологической атмосферой в коллективе 52,5 60 37,5 32,5 10 7,5 3,58 3,68
Взаимоотношениями с коллегами 80 82,5 15 15 5 2,5 4,05 4,20
Общением и взаимодействием с детьми 90 95 7,5 0 2,5 5 4,23 4,47
Отношением родителей к учителям и к ОУ 47,5 65 35 25 17,5 10 3,32 3,70
Учебной программой 50 35 42,5 52,5 7,5 12,5 3,63 3,23
Вашим уровнем самостоятельности 72,5 67,5 27,5 30 0 2,5 3,95 3,80
«Количеством» творчества в деятельности 62,5 77,5 37,5 20 0 2,5 3,90 3,97
Возможностями использования в работе вашего опыта и способностей 77,5 67,5 22,5 30 0 2,5 4,02 3,82
Возможностью влиять на дела коллектива 42,5 42,5 40 47,5 17,5 10 3,25 3,35
Вашим профессиональным развитием 70 62,5 25 35 5 2,5 3,82 3,75
Возможностями продвижения по карьерной лестнице 55 47,5 40 35 5 17,5 3,67 3,32
Отношением государства и общества к педагогу 0 12,5 32,5 25 67,5 62,5 2,05 2,30
Изменениями, происходящими в образовании и, как следствие, в ОУ 2,5 7,5 32,5 27,5 65 65 2,08 2,15
Позитивные факторы удовлетворенности трудом. Наибольшую удовлетворенность у педагогов, как школ, так и детских садов вызывают такие аспекты производственной ситуации, которые связаны с удовлетворением потребностей в комфорте (удовлетворённость местом расположения работы, длительностью рабочего дня), общении с коллегами (удовлетворённость взаимоотношениями с коллегами) и с детьми. По всем этим переменным среднее значение в группах выше 4 баллов, различий между учителями и воспитателями нет. Очень высокая удовлетворенность местом расположения работы, так же как и длительностью рабочего дня связаны с тем, что исследование проводилось в относительно небольших по размеру населенных пунктах, и время, затрачиваемое педагогами на перемещение от дома к рабочему месту, было невелико. Экономия времени на дорогу важна для любого работника, но особенно важна для женщин, так как позволяет больше времени уделять семье и собственным детям.
Кроме перечисленных выше учителя также высоко удовлетворены теми аспектами труда, которые связаны с самореализацией в деятельности (возможностями использования своего опыта и способностей, «количеством» творчества), с потребностью в независимости, самостоятельности в работе (удовлетворенность уровнем самостоятельности) и с потребностью в достижении успеха, результата (удовлетворенность достигнутыми результатами). Средние значения по данным частным удовлетворенностям колеблются в пределах 3,90-4,02). В несколько меньшей степени (средние баллы от 3,58 до 3,82) удовлетворенность работой у учителей связана с: условиями работы (физические параметры среды, материальная оснащенность школ); содержанием труда (содержанием повседневной деятельности, учебной программой); взаимоотношениями с руководством; психологическим климатом в коллективе; карьерным продвижением и профессиональным развитием.
Условия работы, взаимоотношения с руководством, а также климат в коллективе - есть те характеристики трудовой ситуации, которые связаны с удовлетворением потребности в физическом и психологическом комфорте. Удовлетворенность карьерным продвижением и профессиональным развитием обусловлена насыщением потребностей во власти, статусе, развитии и личностном росте. Удовлетворенность содержанием труда - комплексная оценка, связываемая с удовлетворением потребности в самореализации [19].
Обращает на себя внимание различие оценках, с разных сторон отражающих потребность самореализации. «Удовлетворенность возможностями использования своего опыта и способностей» - оценка потенциально возможной самореализации субъекта в труде, эта оценка у учителей очень высокая (средний балл в группе 4,02). «Удовлетворенность содержанием повседневной деятельности» - оценка реальных возможностей по удовлетворению потребности в самореализации - уже ниже, средний балл равен 3,80. Расхождение объясняется просто: самореализация в сознании учителей связывается с работой с детьми, а также с непосредственным творчеством (создание новых программ, придумывание содержания уроков, изобретения новых методик, приемов и способов работы). В реальности же кроме перечисленного в труде учителя достаточно большое время занимает написание всевозможных планов, отчетов, справок и т.п., всё то, что называется «бумажной работой» и к творчеству никакого отношения не имеет.
Поскольку большинство учителей приходит работать в школы, имея в качестве ведущих мотивы самореализации и общения с детьми [1,8], то высокий уровень удовлетворенности профессией (средний балл по группе 4,28) как обобщающая оценка возможностей насыщения в данной профессиональной сфере имеющихся у субъекта потребностей, представляется легко объяснимым.
Перейдем у работникам детских садов. Уровень удовлетворенность профессий у педагогов-воспитателей заметно ниже, чем у учителей (средний балл равен 3,95). Наши результаты перекликаются с данными ВЦИОМ 2009 года: в рейтинге удовлетворенности своей профессией учителя школ набрали +50,4 балла по шкале от -100 (максимальная неудовлетворенность) до +100 (максимальная удовлетворенность), а воспитатели детских садов - только +30,4 балла [14]. Более низкая удовлетворенность воспитателей своей профессией объясняется значительной долей «случайных» в профессии людей, например, пришедших работать только ради того, чтобы устроить в детский сад своего ребенка, а также более низким уровнем вознаграждения за труд и статусом воспитателя в обществе [17].
Факторы, позитивно влияющие на удовлетворённость трудом педагогов ДОУ, в основном повторяют аналогичные у учителей, при этом проявляется общая закономерность: по большинству переменных уровень удовлетворенности воспитателей ниже, чем у учителей. В частности, воспитатели ДОУ значительно меньше, чем учителя удовлетворены имеющимися карьерными возможностями (средний бал равен 3,32 по сравнению с 3,67 у учителей), существующей учебной программой (средние баллы равны 3,23 и 3,63, соответственно) и материальной базой ОУ (3,20 и 3,85, соответственно, различия значимы: ф=2,97, р<0,01). Исключением из указанной закономерности среди позитивных факторов удовлетворенности трудом являются переменные, связанные, во-первых, с отношением родителей к работе педагогов и к образовательному учреждению: воспитатели в меньшей степени по сравнению с учителями чувствуют не всегда уважительное отношение родителей (средние баллы равны 3,70 и 3,32, различия на уровне тенденции: ф=1,58; р=0,057). Во-вторых, различия обнаруживаются в оценке руководства ОУ: педагоги ДОУ не только более удовлетворены по сравнению с учителями отношением руководства к педагогам, но и более высоко оценивают деятельность руководителя организации.
Негативные факторы удовлетворённости трудом. Первым и самым важным с практической точки зрения фактором неудовлетворенности трудом у педагогов является низкий уровень материального вознаграждения. Результаты свидетельствуют, материальная обеспеченность продолжает оставаться серьезной проблемой: неудовлетворённость заработной платой зафиксирована у 32,5 % учителей и 40% воспитателей, средние значения удовлетворённости заработной платой по группам составляют 2,9 и 2,6 балла, соответственно. Фактически за период с 2001 г., когда был проведен опрос М.С. Комарова с сотр. [6], по 2013 г., когда было выполнено наше исследование, ситуация с неудовлетворенностью заработной платой педагогов не изменилась, несмотря на проведенное в 2011-2012 гг. повышение оплаты труда работникам образования. Рассмотрим вопрос детально. Если средняя заработная плата в 2013 году в Российской Федерация составляла 27,0 тысяч рублей в месяц, в Московской области - 30,8 тысяч рублей, в Москве - 50,4 тысячи рублей в месяц [15], то заработная плата учителей Московской области согласно данным Росстата в 2013г. была 35,9 тыс. рублей [5]. Почему же имеет место высокая неудовлетворенность педагогов заработной платой? Ответ прост: официальная статистика учитывает совокупный доход и не принимает во внимание, что доходы учителей Московской области образуются как результат работы в среднем на 1,48 ставки [3]. Таким образом, заработная плата учителей на одну ставку составляла в 2013 г. всего 23,9 тысячи, а зарплата работников ДОУ была еще меньше. То есть оплата труда работников образования по-прежнему отставала от средней по региону, заметного изменения материального положения педагогов не произошло, что и обусловило полученные нами результаты.
Вторым важнейшим по значимости фактором неудовлетворенности трудом педагогов является негативное отношение к изменениям, происходящим в образовании и, как следствие, в конкретном ОУ (средние баллы равны 2,08 у учителей, 2,15 -у воспитателей). Это - совершенно новый фактор неудовлетворенности трудом, зафиксированный как на уровне дошкольного, так и среднего образования. Если в 2009 г. нами было зафиксировано такое негативное отношение лишь у нескольких процентов учителей [17], то сейчас, неприятие образовательной реформы становится общим для всего педагогического сообщества и потенциально может играть роль фактора, способствующего переходу педагогов в другие профессиональные сферы.
Третьим основным фактором неудовлетворенности трудом работников образования является отношение государства и общества к педагогам. К современному педагогу предъявляется всё больше и больше требований, при этом социальный статус учителя и воспитателя в обществе низкий. Если в советские времена труд учителя и воспитателя не считался престижным, однако был достаточно уважаем в обществе, то динамика ценностных ориентаций россиян, обусловленная экономическими изменениями, привела к тому, что в настоящее две трети россиян считают профессию учителя непрестижной и только 23% -престижной [9]. Учителя рассматриваются многими как маргиналы, не стремящиеся к тому, на что нацелено большинство, или неудачники, не адаптировавшиеся к рыночной среде и не сумевшие найти выгодную экономическую нишу. Во всероссийском опросе 2009 г только 11% респондентов выразили уверенность, что учителя занимают в обществе достаточно высокое место [10]. Опрос ВЦИОМ 2010 г показал, что 44% россиян не желают, чтобы их дети выбрали профессию учителя [11].
Падение уважения к педагогической работе в значительной мере связано с изменением восприятия обществом роли образования как социальной деятельности. Возникла тенденция относить образование к сфере услуг, а детские сады и школы рассматривать как организации, предоставляющие образовательные услуги. Если школа есть элемент рынка, то логично, что в данной ситуации действуют рыночные законы. Значит, во взаимодействии школа - родитель последний всегда является главным, поскольку исполняет роль клиента, заказчика образовательных услуг. Ставя педагога в подчиненное положение по отношению к родителям, общество не только не добавляет уважения педагогической работе, но и совершенно искажает роль образовательного учреждения, дискредитирует его, низводя до уровня бытового сервиса. Всё это не может не сказываться на самоуважении педагога, формируя готовность к уходу из педагогической деятельности: как было показано нами в исследовании 2009 г. мотивы повышения материального благосостояния и общественного статуса входили в тройку ведущих мотивов ухода учителей в другие профессиональные сферы [16,18].
Психологическая готовность педагогов к смене работы и ее взаимосвязь с общей удовлетворенностью трудом. Рассмотрим, как сказывается общий уровень удовлетворенности трудом и отдельные факторы удовлетворенности на готовности педагогов к смене работы. Эта готовность изучалась с помощью вопроса: «Насколько Вы готовы к поискам другой работы?». Степень своей готовности педагоги должны были оценить по семибалльной шкале от 1 до 7, где 1-2 балла означали низкую готовность, 3-5 - среднюю, 6-7 баллов - высокую.
Анализ показал, что группы воспитателей и учителей принципиально различаются между собой по готовности сменить работу (ф=4,24; р<0,001). Если среди воспитателей продемонстрировал высокую готовность к поискам работы каждый
четвертый-пятый (22,5%), то среди учителей таковых только один из двадцати (5%). С другой стороны, низкий уровень готовности к смене деятельности продемонстрировали только 20% воспитателей, а среди учителей - две трети (65%).
Таблица 3. Готовность педагогов к поискам работы (в % от опрошенных)
Группы педагогов Уровень готовности Средний балл
Высокий Средний Низкий
учителя 5,0 30,0 65,0 2,3
воспитатели 22,5 57,5 20,0 4,0
Результаты не являются неожиданными, поскольку было выявлено сильное расхождение между педагогами разных специальностей по уровням удовлетворенности работой в целом. Логично выдвинуть гипотезу, что чем меньше работник удовлетворен работой, тем выше уровень его готовность к смене работы. Однако корреляционный анализ подтверждает эту гипотезу лишь частично: корреляция оказалось значимой в группе учителей (г=-0,499; р<0,01) и незначимой в группе воспитателей (г=-0,153; р>0,05). То есть для респондентов-учителей удовлетворенность оказалась прямо связана с готовностью искать новое место работы, а для респондентов-воспитателей такой связи не обнаружено. Мы объясняем отсутствие такой связи у воспитателей тем, что значительная их доля работает в детском саду только ради устройства в ДОУ своего ребенка или внука, и с этой точки зрения даже очень высокая неудовлетворённость трудом не сможет заставить человека сменить работу раньше намеченного им самим срока.
Рассмотрим теперь, каковы же факторы принятия педагогом возможного решения о поиске другой работы.
Таблица 4. Корреляции между готовностью к поискам другой работы и удовлетворенности ею
Высказывания Готовность поискам работы
учителя воспит.
Вашей профессией -0,599 -0,181
Организацией, в которой работаете -0,458 -0,335
Организацией труда -0,276 -0,457
Взаимоотношениями с администрацией -0,254 -0,309
Отношением к вашей деятельности непосредственного руководства -0,320 -0,376
Стилем руководства вашей заведующей (директора школы) -0,378 -0,480
Профессиональной компетентностью вашего руководства -0,297 -0,426
Психологической атмосферой в коллективе в целом -0,326 -0,048
Отношением администрации к нуждам работников -0,252 -0,315
Возможностями продвижения по карьерной лестнице -0,411 0,000
Прежде всего, обращает на себя внимание наличие высокозначимой обратной связи (r=-0,599; р<0,001) между удовлетворенностью профессией и готовностью к поискам работы у учителей. Эта взаимосвязь четко показывает, что для одной части учителей поиск новой работы обусловлен неудовлетворенностью профессий и с большой вероятностью будет связан с уходом из педагогической сферы. Что же вызывает у учителей желание уйти из профессии? Е.Н. Перминовой было выявлено, что главным мотивом смены профессии работниками разных отраслей является желание профессионального и карьерного роста [13, с.35]. Отсутствие возможностей карьерного продвижения как фактор ухода учителей из образования проявилось и в нашем исследовании: обнаружена высокозначимая корреляция между общей удовлетворенностью учителей имеющейся работой и готовностью к поискам новой работы (r=-0,411; р<0,01). То есть не проблемы с самоактуализацией, а отсутствие возможностей расти в статусе, продвигаясь по служебной лестнице, является основным источником формирования готовности учителей к уходу из педагогики.
Проанализируем оставшиеся корреляционные связи, найденные для выборки педагогов школ. Вторая часть учителей продемонстрировала, что для них готовность к поискам работы означает готовность перейти в другую школу. Этот вывод мы делаем на основании существования тесных корреляционных связей между готовностью к поискам работы и неудовлетворенностью конкретным местом, проявляющейся через: негативную оценку отношения к их деятельности непосредственного руководства (r=-0,320; р<0,05), стиля руководства (r=-0, 378; р<0,05), плохую психологическую атмосферу в коллективе (r=-0,326; р<0,05) и общую неудовлетворенность организацией в целом (r=-0,458; р<0,01).
Для воспитателей ДОУ взаимосвязь удовлетворенности профессией и готовностью к поискам новой работы не обнаруживается. Причину мы уже обсуждали: среди этой группы велика доля «случайных» в педагогике людей, которые не уйдут в другое место по причинам, связанным не с трудовой, а с семейной мотивацией. Готовность искать работу у воспитателей обусловлена только теми факторами, которые создают психологический дискомфорт на рабочем месте: организацией труда (r=-0,457; р<0,01), взаимоотношениями с администрацией (r=-0,309; р<0,05), отношением руководства к деятельности педагогов (r=-0,376; р<0,05), компетентностью руководителя (r=-0,426; р<0,01), его стилем руководства (r=-0,480; р<0,01) и отношением к нуждам работников (r=-0,315; р<0,05). В конечном итоге всё перечисленное обусловливает неудовлетворенность организацией в целом (r=-0,335; р<0,05). Таким образом, готовность к поискам новой работы у воспитателей означает готовность к переходу в другое образовательное учреждение, но не уход из профессии.
The article discusses the results of a study of job satisfaction of teachers and kindergarten teachers and their willingness to change job. It is shown that the level of job satisfaction of school teachers is quite high, and the kindergarten teachers have an average level. High satisfaction is due to potential saturation of needs self-actualization, communicating with children, physical and psychological comfort. Dissatisfaction cause low wages, the attitude of the state and society to teachers, as well as educational reforms. Dissatisfaction with the work of teachers is related with a willingness to search a new job, and one teachers part understands the job change as a transition to another school, but the second part of teachers ready to leave the profession. The preschool teachers level of readiness to seek employment is higher than the same indicator at teachers, but it does not correlate with the level of job satisfaction. For kindergarten teachers willingness to change job means a willingness to change educational institutions, but does not the profession due to the fact that the motive of comfort dominates (need to enroll the child in kindergarten) in the structure of their motivation Keywords. Job satisfaction, willingness to change jobs, teachers, educators of preschool educational institutions.
Список литературы
1. Вершловский С. Г Учитель о себе и профессии. Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1988. 31 с.
2. Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: дисс. ... к. пс. н. Иркутск, 2004. 150 с.
3. Зарплата учителей в Московской области URL: http://www.opensalary.info/region/50/ (дата обращения: 20.08.2014).
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
5. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2013г. / Федеральная служба государственной статистики
URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4.html1. (дата обращения: 20.08.2014)
6. Комаров М.С., Горшков В.Ю., Андрамонов М.В. Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров / Ярославский педагогический вестник, 2001. №1. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/16_2/ (дата обращения: 10.09.2014)
7. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
8. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа: Дисс... д. пед. н. Киев, 1983.480 с.
9. Опрос ВЦИОМ: Результаты / ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=571&q_id=40993&date=27.09.2008 (дата обращения: 20.08.2014)
10. Опрос ВЦИОМ: Результаты /ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=621&q_id=44910&date=27.09.2009 (дата обращения: 20.08.2014)
11. Опрос ВЦИОМ: Результаты / ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=640&q_id=46241&date=30.01.2010 (дата обращения: 20.08.2014)
12. Панова Н.В. Профессиональное развитие личности педагога / Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. №2.С.101-105
13. Перминова Е.Н. Причины смены работы персоналом в современных организациях / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2011. №2. С.31-38
14. Рейтинг удовлетворенности профессией: те, кто сохранили работу в кризис, стали ценить её больше, чем раньше / ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1146. URL: http://www.wciom.ru/index.php?id=459&uid=11327 (дата обращения: 20.08.2014)
15. Средняя заработная плата в 2013 году в России и мире / Сайт: Деловая жизнь.
URL:http://www.bs-Иfe.ru/rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2013.html_(дата обращения: 20.08.2014)
16. Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы / Психологическая наука и образование, 2012. №2 . С. 21-37
17. Филинкова Е.Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 174 с.
18. Филинкова Е.Б. Современное состояние основных трудовых мотивов российских учителей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов XXIV Международной научно-практ. конференции: в 2-х частях. Ч.1 / Под общей ред. С.С. Чернова. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2012. С.79-83
19. Человек и его работа / Под ред. Здравомыслова А.Г. , Рожина В.П., Ядова В.А. М.: Мысль, 1967.392 с.
20. Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой / Мир психологии, 2002. №2.С.143-148
Об авторе
Филинкова Е.Б. - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГОУ, [email protected]
УДК 159.9:316.6
ОБИДА КАК ФОРМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ
Е.С. Царева
Обида рассматривается как дизъюнктивное чувство, потенциально приводящее к невротизации личности. Она порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать присуще зрелым людям, но это не означает, что виновник обиды не должен нести ответственность. В статье рассмотрены возможности примирения сторон на основе медиации при конфликте между студентами, студентами и преподавателями. Ключевые слова: психология обиды, гнева, ненависти, мести, раскаяния, прощения, примирения, медиация в конфликтной ситуации.
Простить обиду - проявить мудрость, Простить во второй раз - великодушие, простить в третий раз -глупость
Постановка проблемы. Социальная психология личности рассматривает эмоции человека в контексте межличностных отношений, когда психоэмоциональное состояние человека зависит от реального или воображаемого отношения к нему окружающих. Одним из первых в онтогенезе социальных эмоций является обида, которая впервые появляется в возрасте 2-3 лет и, в свою очередь, порождает другие дизъюнктивные (разъединяющие людей) эмоции, чувства, намерения: злость, гнев, ненависть, желание отомстить обидчику. Со временем психологам и психотерапевтам нередко приходится иметь дело с негативными, по существу невротическими последствиями накопившейся обиды, обидчивостью как устойчивым качеством личности.
Простить обидчика и перестать обижаться - не простая задача, она по силам зрелой, уверенной в себе личности. С другой стороны, обижать людей, умышленно или не умышленно, не нужно. Но всегда ли мы способны предвидеть, как «слово наше отзовется»?
Накопление обиды негативно сказывается на личности и межличностных отношениях, поэтому действенная защита чести и достоинства человека, своевременная помощь специалистов в разрешении конфликтов и примирении сторон имеет важное значение для психологической науки и практики.
Анализ последних публикаций свидетельствует о том, что проблемы, находящиеся на стыках психологии, морали