Научная статья на тему 'Особенности и условия маркетингово-ориентированного управления инновационными проектами в области высокотехнологичной медицины'

Особенности и условия маркетингово-ориентированного управления инновационными проектами в области высокотехнологичной медицины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / MANAGEMENT / MARKETING IN MEDICINE AND HEALTH CARE / HEALTH PROTECTION / INNOVATIVE PROJECT / INFORMATION SUPPORT / HIGH-TECH HEALTHCARE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Гумерова Зиляра Жановна

В статье исследуется сущность, задачи маркетинга в сфере медицины и здравоохранения, раскрываются вопросы организации информационного сопровождения проектов внедрения инноваций в сфере медицины и здравоохранения, проблемы продвижения инноваций и пути их преодоления. В процессе анализа управления внедрением инноваций авторы приходят к необходимости учета здровьесберегающих технологий. Авторами предложены принципы маркетингово-ориентированного управления проектом в области высокотехнологичной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects and modalities of market-friendly innovation project management in high-tech medicine

The article deals with marketing essence and objectives in medicine and health care, issues on information support organization of innovation implementation projects in medicine and health care, innovation promotion problems and ways of coping with them. In the process of innovation management analysis, the authors come to the need to take into account the health-protection technologies. The authors proposed the principles of marketing-friendly project management in high-tech medicine.

Текст научной работы на тему «Особенности и условия маркетингово-ориентированного управления инновационными проектами в области высокотехнологичной медицины»

ного округа. На диаграммах можно отметить плавный, а значит стабильный (пусть и слегка "дерганный") рост показателей, связанных с научной деятельностью, с финансово-экономическим обеспечением деятельности учреждением, которое неразрывно связано с ведением научно-исследовательской деятельности учреждением, при условии что такая деятельность ведется (а показатели индикативов свидетельствуют о том, что ведется), а также с международной деятельностью, которая, в свою очередь, свидетельствует о привлечении внебюджетных средств организацией, то есть также связана с ее финансово-экономическим обеспечением. К тому же существенный, по отношению к остальным субъектам округа, рост заработной платы профессорско-преподавательского состава также показывает увеличение заинтересованности в научно-исследовательских работах, проводимых данной категорией работников образовательных организаций Челябинской области, а также рост экономики региона (в разрезе повышения средней заработной платы по экономике региона) в условиях проводимых исследований ППС Челябинской области.

Однако, в связи с вышеизложенным, сильно "проседает" собственно сам образовательный процесс по отношению к другим регионам УрФО. С одной стороны, такая ситуация может свидетельствовать об оттоке абитуриентов с более высокими баллами ЕГЭ в другие федеральные округа, либо об оттоке абитуриентов, а также специалистов с только что оконченным высшим образованием именно с территории Челябинской области в следствии низкого уровня возможного последующего трудоустройства либо в следствии более высокой оплаты труда в прочих регионах профессионалов в области именно тех специальностей, образовательные программы подготовки по которым превалируют в Челябинском регионе.

Таким образом, Челябинская область в составе Уральского федерального округа является областью с высоким потенциалом научных исследований и с не до конца

реализованным потенциалом предоставления образовательныхуслуг на рынке образователь-ныхуслуг высшего образования в части подготовки отечественных специалистов. В развитии такого потенциала с одновременным удержанием достигнутых позиций по остальным индикативам может заключаться одна из стратегий развития Челябинской области в составе УрФО для достижения установленных Правительством Российской Федерации [6] показателей развития всего Уральского федерального округа.

Примечания:

1. Федеральный закон) "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.2012 №273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ [дата обращения 26.11.2018].

2. Приказ Министерства образования и науки № ЛО-27/05вн от 14 марта 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.miccedu.ru/info/; monitoring16/LO-27-05vn.pdf [дата обращения 26.11.2018].

3. Сайт главного информационно-вычислительного центра Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: https://miccedu.ru [дата обращения 26.11.2018].

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: http://indicators.miccedu.ru / monitoring [дата обращения 26.11.2018].

5. Беркович М.Л., Симченко Н.А. Анализ тенденций развития рынка услуг высшего образования Челябинской области [Электронный ресурса/Экономика и предпринимательство: научн.журн.2018. №11, с. 499-504. URL: http://www.intereconom.com/ archive.html [дата обращения 26.11.2018 ].

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р (в ред. от 26.12.2014) "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=U\W&n=173694&fld=134&dst=1 00062fl&rnd=0.18680942148416424Я011967034572388169 [дата обращения 26.11.2018].

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/[дата обращения 26.11.2018 ].

СО

»-и

О си

-О Q-

Ш <

оэ си

кд7 Г

S

225

SPECIAL ASPECTS AND MODALITIES OF MARKET-FRIENDLY INNOVATION PROJECT MANAGEMENT IN HIGH-TECH MEDICINE

Bikmetov Evgeniy Yurevich, DSc of Sociological science, Professor, Ufa State Aviation Technical University; Chief Researcher, institute of Social-economy Researches, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Science, Ufa, Republic of Bashkortostan

Gumerova Ziiyara Zhanovna, PhD of Economics, Associate Professor, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Republic of Bashkortostan

5

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о

ïC rt

■X

■X *

226

The article deals with marketing essence and objectives in medicine and health care, issues on information support organization of innovation implementation projects in medicine and health care, innovation promotion problems and ways of coping with them. In the process of innovation management analysis, the authors come to the need to take into account the health-protection technologies. The authors proposed the principles of marketing-friendly project management in high-tech medicine.

Keywords: management; marketing in medicine and health care; health protection; innovative project; information support; high-tech healthcare service.

УДК 339.138 ВАК РФ 08.00.05

© Бикметов Е.Ю., 2018 © Гумерова З.Ж., 2018

БИКМЕТОВ Евгений Юрьевич, доктор социологических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет; главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Республика Башкор тоста н

ГУМЕРОВА Зиляра Жан овна, кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Республика Башкортостан

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ МАРКЕТИНГОВО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

В статье исследуется сущность, задачи маркетинга в сфере медицины и здравоохранения, раскрываются вопросы организации информационного сопровождения проектов внедрения инноваций в сфере медицины и здравоохранения, проблемы продвижения инноваций и пути их преодоления. В процессе анализа управления внедрением инноваций авторы приходят к необходимости учета здровьесберегающих технологий. Авторами предложены принципы маркетингово-ориентированного управления проектом в области высокотехнологичной медицины.

Ключевые слова: управление; маркетинг в сфере медицины и здравоохранения; здоровьесбережение; инновационный проект; информационное сопровождение; высокотехнологичные медицинские услуги.

I

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что научные открытия середины XX века не только определили основные научные и технико-технологические направления развития, но и стали основой многих инноваций в современной жизни, в том числе в области здравоохранения. В последние годы появление инноваций в медицине происходит благодаря научным исследованиям на стыке нескольких направлений как медицины, так и науки и техники. Это подтверждается появлением высокотехнологичных инноваций в остеосинтезе и ортопедии, кардиохирургии, офтальмологии, функциональной диагностике и т. д. Поскольку научно-технологический уровень общества связан с развитием производительных сил, социального, интеллектуально-культурного, физического качества их субъективной составляющей, то состояние здоровья населения - один из важнейших показателей благополучия общества, условие его экономического развития. Человеческий инновационный потенциал, социальное, экономическое, духовное развитие страны взаимосвязаны с состоянием здоровья населения. К сожалению, для медицинских инноваций характерна та же основная проблема, что и для инноваций в любой другой сфере - продвижение от инновационной идеи до ее реализации в качестве товара или услуги может занимать несколько лет. В случае медицинского инновационного проекта - это еще и существенные временные затраты на различные виды испытаний для доказательства возможности его использования для человека, немалые ресурсы на патентование и сертификацию. Таким образом, с точки зрения инвесторов, инновационные проекты в медицинской сфере проигрывают по сравнению с проектами в других сферах из-за существенной длительности прединвестиционной фазы, на которой происходит доведение результатов научных исследований до уровня инновационного товара с большим потенциалом коммерциализации. При этом под инновационным проектом мы понимаем систему "взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих

собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных ..." [5].

Одним из путей преодоления проблемы длительности внедрения инноваций в сфере высокотехнологичной медицины может стать сокращение длительности этапа вывода на рынок за счет научно планируемого и организуемого маркетингово-ориентированного управления инновационными проектами.

Сущность, задачи социально-ориентированного маркетинга, маркетинга в сфере медицины и здравоохранения раскрываются в ряде работ отечественных исследователей [3, 4,6-10].

На наш взгляд, в управлении инновационными проектами в области высокотехнологичной медицины, которые тесно связаны с развитием и потребностями социальной сферы общества, актуализируется необходимость опираться на концепцию "маркетинга отношений" [12, 14]. Р. Морган и Ш. Хант полагают, что "...маркетинг взаимоотношений относится ко всей маркетинговой деятельности, направленной на установление, развитие и поддержание успешных взаимодействий" [13, р. 22]. Позиционирование взаимоотношений следует рассматривать как условие маркетингово-ориен-тированного управления инновационными проектами в сфере медицины.

Полагаем, что количество и последовательность этапов маркетингово-ориентированно-го управления инновационно-инвестиционным проектом в сфере высокотехнологичной медицины существенно не отличается от традиционного представления, но имеет свои особенности по содержанию и приоритетам (рис. 1).

В условиях информатизации жизни общества, постоянных и существенных изменений многих ее сторон актуальным становится быстрый доступ к информации. Релевантность в понимании этой информации, своевременное и правильное ее использование повышают эффективность принятия различных решений. Поэтому особый акцент необходимо сделать на информационной поддержке в период подготовки и реализации проекта с использова-

нием комплекса целевых маркетинговых коммуникаций, инструментов связей с общественностью, предполагающих тщательный выбор средств, методов воздействия, обеспечение обратной связи с целевыми аудиториями. По нашему мнению, особое внимание необходимо уделить контролю и оценке влияния информационной поддержки инновационно-инвестиционного проекта в области медицины в повседневную практику, на положительное восприятие идеи и продукта как медицинскими работниками, представителями органов власти, так и населением. Такой контроль необходимо организовать на прединвестицион-ной фазе, в ходе реализации проекта - первичного вывода инновации и по итогам массового вывода инновации на рынок.

вправление ^

маркетингом: планирование, организация, контроль и регулирование маркетинговых .мероприятий *

¿Информационное сопровождение продвижения товара через

специализированные медицинские СМИ, конференции, выставки

-'Анализ маркетинговой среды конкретного изделия медицинского чназначения

Инновация в сфере высокотехнологичной медицины - изделие или услуга медицинского назначения _

■^исследование потребностей врачей,

администрации медицинских учреждений и Л ПР ^Минздрава региона

■^Планирование товара и инфраструктуры товара

(сопутсвующие ^товары, услуги, др.)

Планирование цены с учетом схем поставок

^Планирование сбыта: выбор схем поставки на основе действующего законодательства по ч^акупкам мед. изделий

Рисунок 1 - Этапы маркетингового обеспечения управления проектом в сфере высокотехнологичной медицины на региональном рынке

Маркетингово-ориентированное управление проектами в области медицинских инноваций может столкнуться с рядом проблем.

Согласно результатам ряда ученых, существует опасение, что интеграция маркетинга в систему здравоохранения и потребительский подход к предоставлению медицинских услуг п ред ста вляет собо й угрозу для п рофесси онал ь-ного статуса врачей [11]. Поэтому принципы маркетингово-ориентированного управления проектом в области высокотехнологичной медицины должны строиться на основе этики социального маркетинга, добросовестной конкуренции, достоверности и правдивости информации о методах исследований, способах продвижения изделий медицинского назначения, последствиях их использования.

Маркетингово-ориентированное управление проектами сталкивается с проблемой не-

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

228

совпадения,а часто конфликта мотиваций участников. Мотивация представителей органов государственного и муниципального управления и частного бизнеса выступает важнейшим фактором, влияющим на успех управления инновационными проектами в области высокотехнологичной медицины. Управление проектами, основанное на маркетинге взаимоотношений, предполагает механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП),усиление синергетического эффекта данного партнерства [2, с. 321]. Особенными причинами мотивированности участников ГЧП выступают: разработка ключевых технологий для федеральных и региональных государственных нужд; вовлечение в экономический оборот и коммерциализацию результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; развитие инфраструктуры и здоровьесберегающих технологий. К причинам мотивации бизнеса можно отнести увеличение массы прибыли за счет доступа к государственному финансированию, результатам исследований и разработок государственного сектора и его инфраструктуре, информации и оборудованию.

Современный уровень инновационных технологий в области медицины позволяет говорить не просто о продлении жизни, а об улучшении качества жизни. При разработке различных стратегических программ развития как медицинской отрасли, так и региона или государства в качестве индикаторов (целей) выполнения программ можно использовать такие показатели, как "общая продолжительность жизни", "продолжительность активной жизни", и другие, связанные с понятием "качество жизни" с медицинской точки зрения- "здоровье", а не с экономической точки зрения -"уровень доходов". В законодательных и нормативных документах, государственных программах, научных исследованиях уделяется особое внимание таким понятиям, как "здоро-вьесбережение" "здоровьесберегающие технологии", реализация которых подразумевают использование медицинских инноваций и принятие решений на всех уровнях социального управления.

Проектирование здоровьесберегающих технологий предполагает разработку комплекса мероприятий организационного, обучающего и информационно-пропагандистского характера, обеспечивающих поддержание и развитие физического и социально-духовного здоровья. В настоящее время актуализиру-

ется необходимость на макроуровне государственного управления (в рамках общественной системы), мезоуровне (муниципального управления), на микроуровне (на уровне конкретных предприятий и организаций):

- проведения независимой экспертизы безопасности производственной, инженерной, управленческой и др. технологии для здоровья;

- разработки показателей реализации социальной функции проектов в сфере медицины и здравоохранения: социальная адаптация, реабилитация, интеграция человека с ограниченными физическими возможностями в обществе;

- осуществления мониторинга общественного мнения по проблемам понимания людьми содержания здорового образа жизни и отношения к нему;

- соблюдения прав занятых в сфере охраны их физического и социально-духовного здоровья. При этом необходимыми являются анализ и оценка динамики изменения здоровья не только за период трудовой деятельности на конкретном предприятии, но и отношение к проблеме здоровья всего общества.

Важным фактором управления внедрением инноваций в медицинской сфере становится влияние инновационной деятельности на рост социально-экономических показателей региона. Например, при разработке проекта инжинирингового центра технологических решений (проекты сквозных производств "под ключ") для предприятий медицинской промышленности были выделены индикаторы "Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года", на рост которых будет оказывать влияние создание и развитие инжинирингового центра [1]. К этим инидикаторам были отнесены: ожидаемая продолжительностьжиз-ни при рождении (лет), удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций (%), доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (%), отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятого населения (%), доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (%).

Обеспечение эффективности внедрения инноваций в сфере медицины и здравоохранения потребуют решения ряда задач:

- изменение в установках менеджмента всех структур, связанных с производством медицинской продукции и услуг;

- внедрение маркетингово-ориентирован-ного управления на основе принципов маркетинга взаимоотношений, предполагающего всестороннее изучение и учет потребностей населения в медицинских услугах;

- пересмотр отношения государственных структур не только к медицинской сфере, но и сферам, обеспечивающим производство медицинской продукции и оказание услуг;

- увеличение объема финансирования материальной базы всей системы здравоохранения.

Эффективное решение перечисленных задач возможно путем разработки и реализации инновационно-инвестиционных проектов в сфере высокотехнологичной медицины через объединение усилий представителей различных отраслей научного знания (в области инженерных, экономических, медицинских и социальных наук), бизнеса и государства на принципах взаимовыгодных партнерских, социально-ориентированных отношений, что позволит обеспечить синергетический эффект от внедрения результатов проекта.

Литература:

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: ЬИрэ: // economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategi-сИе5кое-р1а т гоуате/51га1ед1уа-га2УШуа-ге5риЬИк1-Ьа5Иког1о51ап/51га1ед1уа-ге5риЬИк1-ЬаэИкоИх^ап-гОЗО/ (дата обращения 22.10.2018).

2. Бикметов Е.Ю., Зиннуров У.Г., Бронников М.А. Синергетический подход в исследовании эффективности реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства //Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 10 (113). -С. 321-324.

3. Бикметов Е.Ю.,ЗиннуровУ.Г. Общественные связи органов местного самоуправления как инстру-

мент социально-ориентированного маркетинга //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 2 (35). - С. 1823.

4. Галкин Р.А. Маркетинг,лизинг,логистика вздра-воохранении:монография / Р.А. Галкин, С.И. Двойников, В.В. Павлов, И.В. Поляков, С.А. Уваров. -Самара-СПб.: Перспектива, 1998. - 176 с.

5. Гумерова З.Ж. Управление инновационными проектами / З.Ж. Гумерова и др. - Уфа : УГАТУ, 2008. -173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кемалов Р.Ф. Роль маркетинга в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. -С. 41-43.

7. Климова С.В. Социальный маркетинг как социальная технология // Вестник Саратовского гос. социально-экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 84-88.

8. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья : монография / А.А. Лебедев ; Рос. гос. мед. , ун-т. - Самара : Самар. Дом печати, 1996. - 110 с.

9. Столяров С.А. Маркетинг как инструмент управления здравоохранением // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 11/12. - С. 21-24.

10. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении : учеб. пособие / под ред. В.З. Кучеренко. - М., 1995. - 185 с.

11. Evans D. Introduction. In D. Evans & P. Cruse, eds. Emotion, evolution and rationality. - Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 272-274.

12. Gummesson E. Total Relationship Marketing: From the 4Ps - Product, Price, Promotion, Place of Traditional Marketing Management to the 30Rs-thirty - of the New Marketing Paradigm. - Oxford, 2000.

13. Morgan R., Hunts.The Commitment-TrystTheory of Relationship Marketing // Journal of Marketing. -1994. - Vol. 58. - № 3. - P. 20-38.

14. Payne A., Christopher M„ Clark M„ Peck H. Relationship Marketing for Competitive Advantage: Winning and Keeping Customers. - Oxford, 2000.

GO

i-H

О cu

-О Q-

LQ <

оэ cu

кд7 Г i

229

PROPOSALS FOR THE EXPANSION OF RUSSIAN NON-RESOURCE COMMODITIES TO THE FOREIGN MARKET Bortsov Dmitry Valerievich, Specialist's Degree in Economics, 3rd Secretary, The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Researcher, Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry, Moscow

The article considers the proposais and positive factors for the expansion of Russian non-resource commodities to the foreign markets taking place in the current economical conjuncture are looked though in the article. The legal documents aiming for the intensification of the domestic exports are analyzed, and the creation and activities of the special institution is also considered. The augmentation features of export of non-resource non-energy goods, food supplies and agricultural raw materials as well as its dynamics during 2010-2017 were estimated.

Keywords: expansion of non-resource goods; export support; non-resource non-energy goods export; food supplies and agricultural raw materials export; multiplication effect.

ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКСПАНСИИ УДК 339.9

РОССИЙСКИХ НЕСЫРЬЕВЫХ ЭКСПОРТНЫХ ТОВАРОВ ВАК РФ 08.00.14

В статье рассмотрены предпосылки и позитивные факторы для экспансии рос- © Борцов Д.В., 2018 сийских несырьевых товаров на внешние рынки, имеющие место в текущей экономической конъюнктуре. Проанализированы государственные норма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.