Научная статья на тему 'Инновационная политика в здравоохранении России на современном этапе развития'

Инновационная политика в здравоохранении России на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВИДЫ ИННОВАЦИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ (МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ) ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕССНЫЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / INNOVATION / TYPES OF INNOVATIONS IN HEALTH CARE / TECHNICAL (MEDICAL-PHARMACEUTICAL) INNOVATIONS / ORGANIZATIONAL-MANAGING INNOVATIONS / PROCESSUAL (TECHNOLOGICAL) INNOVATIONS / ECONOMIC / INFORMATION-TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / INNOVATION POLICY / HEALTHCARE / MEDICAL SERVICES AND LEGAL LITERACY OF MEDICAL WORKERS / QUESTIONS OF LEGAL LITERACY IN CYCLES OF QUALIFICATION IMPROVEMENT / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина И.Н.

Статья посвящена анализу инноваций в здравоохранении России. Автором проанализировано понятие инновации с точки зрения объектно-процессного подхода. Отмечено, что в отличие от экономической сферы, где изучение, разработка и внедрение инноваций связаны с законом получения прибыли, в социальной сфере, такой как здравоохранение, инновации имеют более объемную природу и приносят экономический эффект, который может быть прямым или косвенным. Автором рассмотрены виды инноваций в сфере здравоохранения, такие как технические (медико-фармацевтические), организационноуправленческие, процессные (технологические), экономические, информационно-технологические инновации. Как показывает исследование, существуют системные проблемы внедрения инноваций в здравоохранении России. Наличие данных проблем связано с целым комплексом назревших фундаментальных структурных диспропорций в России, требующих принятия принципиальных решений. Автор формулирует основные задачи инновационной политики России в сфере здравоохранения на современном этапе развития. Среди них: повысить уровень инфраструктурного обеспечения, увеличить темпы материально-технического, кадрового и организационно-технологического преобразования системы здравоохранения как базы для внедрения инноваций; оптимизировать финансирование инноваций в здравоохранении; в противоречии между традициями и инновациями определить приоритетные направления; выработать единую систему планирования, мониторинга и управления инновационными проектами в здравоохранении, которая поможет существенно повысить эффективность их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern innovative health care policy in Russia

The article is devoted to the analysis of innovations in healthcare in Russia. The author assessed the concept of innovation with the object-process approach. It is noted that, unlike the economic sphere, where the research, development and implementation of innovations are liked to the law of profit, in the social sphere, such as health care, innovations are broader in their nature and bring economic effect, which can be either direct or indirect. The author considers sush types of innovations in the field of health care as: technical (medical-pharmaceutical), organizational-managing, processual (technological), economic, informational and technological innovations. As the study shows, there are systemic problems of innovation implementation in healthcare in Russia. The presence of these problems is connected with a whole complex of urgent fundamental structural disproportions in Russia, which require solid decisions. The author formulates the main tasks of the innovation policy of Russia in the field of health care at current stage of development. Among them are: to raise the level of infrastructure support, to increase the rates of material, technical, personnel and organizational and technological transformation of the health care system as innovation basis; optimize funding for innovation in health care; identify priority areas; in the contradiction between tradition and innovation; to develop a unified system of planning, monitoring and managing innovative projects in health care, which will help to significantly improve the efficiency of their implementation.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика в здравоохранении России на современном этапе развития»

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК: 338.22.021.1 DOI: http://dx.doiorci/10.21145/2499-9954-2019-3-7-10

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

И. Н. Полушкина,

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Н. Новгород

Полушкина Ирина Николаевна - e-mail: poirinic@mail.ru

Статья посвящена анализу инноваций в здравоохранении России. Автором проанализировано понятие инновации с точки зрения объектно-процессного подхода. Отмечено, что в отличие от экономической сферы, где изучение, разработка и внедрение инноваций связаны с законом получения прибыли, в социальной сфере, такой как здравоохранение, инновации имеют более объемную природу и приносят экономический эффект, который может быть прямым или косвенным. Автором рассмотрены виды инноваций в сфере здравоохранения, такие как технические (медико-фармацевтические), организационно-управленческие, процессные (технологические), экономические, информационно-технологические инновации. Как показывает исследование, существуют системные проблемы внедрения инноваций в здравоохранении России. Наличие данных проблем связано с целым комплексом назревших фундаментальных структурных диспропорций в России, требующих принятия принципиальных решений. Автор формулирует основные задачи инновационной политики России в сфере здравоохранения на современном этапе развития. Среди них: повысить уровень инфраструктурного обеспечения, увеличить темпы материально-технического, кадрового и организационно-технологического преобразования системы здравоохранения как базы для внедрения инноваций; оптимизировать финансирование инноваций в здравоохранении; в противоречии между традициями и инновациями определить приоритетные направления; выработать единую систему планирования, мониторинга и управления инновационными проектами в здравоохранении, которая поможет существенно повысить эффективность их реализации.

Ключевые слова: инновация, виды инноваций в здравоохранении, технические (медико-фармацевтические) инновации, организационно-управленческие инновации, процессные (технологические) инновации, экономические, информационно-технологические инновации, инновационная политика, здравоохранение, медицинские услуги.

MODERN INNOVATIVE HEALTH CARE POLICY IN RUSSIA

I. N. Polushkina,

N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

Polushkina Irina Nikolaevna - e-mail: poirinic@mail.ru

The article is devoted to the analysis of innovations in healthcare in Russia. The author assessed the concept of innovation with the object-process approach. It is noted that, unlike the economic sphere, where the research, development and implementation of innovations are liked to the law of profit, in the social sphere, such as health care, innovations are broader in their nature and bring economic effect, which can be either direct or indirect. The author considers sush types of innovations in the field of health care as: technical (medical-pharmaceutical), organizational-managing, processual (technological), economic, informational and technological innovations. As the study shows, there are systemic problems of innovation implementation in healthcare in Russia. The presence of these problems is connected with a whole complex of urgent fundamental structural disproportions in Russia, which require solid decisions. The author formulates the main tasks of the innovation policy of Russia in the field of health care at current stage of development. Among them are: to raise the level of infrastructure support, to increase the rates of material, technical, personnel and organizational and technological transformation of the health care system as innovation basis; optimize funding for innovation in health care; identify priority areas; in the contradiction between tradition and innovation; to develop a unified system of planning, monitoring and managing innovative projects in health care, which will help to significantly improve the efficiency of their implementation.

Key words: innovation, types of innovations in health care, technical (medical-pharmaceutical) innovations, organizational-managing innovations, processual (technological) innovations, economic, information-technological innovations, innovation policy, healthcare, medical services.

and legal literacy of medical workers, questions of legal literacy in cycles of qualification improvement, continuous medical education.

Дата

поступления 13.06.2019

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Процессы инновационного развития России привлекают все большее внимание руководства страны и ученых в условиях современных трендов развития мировой цивилизации. В условиях санкций все чаще ставятся во главу угла модернизация деградирующего российского индустриального сектора экономики [1] и поднятие качества человеческого потенциала, которые связаны, в том числе, с разрушением здравоохранения, науки и образования. Инновации становятся ключевой категорией современного развития.

Выработка новой социально-экономической парадигмы России, в основе которой будут лежать инновации в производстве, науке, образовании и здравоохранении, -необходимость и вызов в свете последних тенденций развития глобального разделения труда в мире.

Рассмотрим инновации в здравоохранении, которые способны принести позитивные последствия как для экономики, так и для всего общества напрямую и опосредованно.

С точки зрения общего подхода к понятию «инновация» возьмем суть объектно-процессного подхода. Инновации выступают одновременно как «объект, обладающий новизной, реализуемостью и социально-экономической эффективностью, и как комплексный процесс, включающий в себя: систему экономических отношений по процессу разработки, производства, распространения, внедрения в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологий, организационных форм и т. д.» [2].

Учеными МГУ им. М. В. Ломоносова дано следующее определение: «Инновации в здравоохранении - продвижение новых идей, концепций, услуг, процессов и продуктов, направленных на качественное изменение диагностики, лечения, образования и обучения, социальной поддержки, а также предупреждения болезней и исследований в данной сфере с долгосрочными целями повышения качества, безопасности, результативности и эффективности» [3]. Таким образом, инновации в здравоохранении - более широкое понятие, нежели инновации медицинских услуг или медицинские инновации.

Для экономической сферы изучение, разработка и внедрение инноваций связаны с законом получения прибыли. Проведение исследования инноваций довольно сложно в тех сферах, где понятие инновационной ренты как вознаграждения предпринимателя, инноватора за инновации может отсутствовать или было размыто, результат опосре-

дован, а эффективность может выражаться не только экономическими показателями.

В социальной сфере, такой как здравоохранение, инновации имеют более объемную природу и приносят экономический эффект, который может быть прямым или косвенным. Совершенствование обслуживания населения, в том числе рабочей силы страны, в области здравоохранения способствует совершенствованию экономических показателей: снижается себестоимость за счет повышения качества труда, растет производительность труда, сокращаются затраты предприятий и самих медицинских учреждений в связи с уменьшением количества больных, а также затраты государства на трансфертные выплаты для нетрудоспособного населения.

Социальная эффективность инноваций в здравоохранении заключается в совершенствовании образа жизни человека и всей его семьи, повышении валеологической компетентности, формировании культуры отношения к здоровью как к ценности. Речь идет не столько об обеспечении развития работника, сколько о сохранении потенциала для этого развития [4].

Можно выделить следующие виды инноваций, внедряемые в область здравоохранения:

1. Технические (медико-фармацевтические) инновации. Вводится использование нового технического оборудования, способствующего улучшению качества медицинских услуг или лекарств, лучших по эффективности лечения.

2. Организационно-управленческие инновации. Связаны с внедрением новых методов в работу медицинских учреждений, выстраивание новых экзогенных и эндогенных отношений в структуре деятельности, совершенствованием организации труда медицинского персонала и структуры управления в целом. Примером такой инновации может служить ЕМИАС в Москве, которая сегодня работает лучше, чем работает система записи на прием в Германии и Англии.

3. Процессные (технологические) инновации. Они служат появлению новых методов диагностики и профилактики болезней. Примерами технологических инноваций могут быть методы терапии и диагностики на основе ядерной медицины, нанотехнологии в медицине, роботизированная медицина, разработка высокотехнологичного медицинского оборудования, приборов и инструментария, телемедицинские технологии.

4. Экономические инновации. Связаны с внедрением новых источников финансирования охраны здоровья населения: внедрением новых методов финансирования и обеспечения материального стимулирования медицинских учреждений; медицинского страхования в целом.

5. Информационно-технологические инновации. Информационные технологии - самая динамичная сфера, с помощью которой совершенствуется медицина, проводится сбор, обработка и использование данных, разрабатываются все новые и новые продукты и услуги.

Сегодня в России основными проблемами для инноваций в здравоохранении по-прежнему остаются:

1) неэффективность инфраструктуры здравоохранения, устаревшие основные фонды организаций здравоохранения;

2) недостаточный уровень информатизации и компьютеризации здравоохранения, компьютерной грамотности медицинского персонала, особенно в отдаленных районах

ТАБЛИЦА.

Современная инфраструктура здравоохранения России

В медицинских организациях Показатель

износ основных фондов 56%

нет водопровода 31%

нет канализации 35,5%

нет центрального отопления 40,5%

рентгеновские аппараты, которые работают уже больше 10 лет и нуждаются в замене 33%

аппараты УЗИ, которые работают уже больше 10 лет и нуждаются в замене 24,6%

оборудование для лабораторной диагностики, которое работает уже больше 10 лет и нуждается в замене 52,7%

здания в аренде 10 900 зданий

России, которые зачастую испытывают наибольший дефицит в медицинских услугах;

3) неразвитость трансляционной медицины - направления, которое предполагает передачу всех достижений науки в практическое здравоохранение;

4) малая интеграция государственного и частного софи-нансирования инноваций, диспропорции финансирования перспективных программ по развитию и научно-исследовательской деятельности подсистем здравоохранения.

Наличие данных проблем в здравоохранении связано с целым комплексом назревших фундаментальных структурных диспропорций в России, требующих принятия принципиальных решений. Россия должна встать на путь диверсификации экономики с опорой на инновационные рельсы. В этих условиях необходимы конкретные меры и скрупулезно просчитанные шаги.

Для грамотного практического применения инноваций в сфере здравоохранения необходимо в первую очередь решение следующих задач:

1. Повысить уровень инфраструктурного обеспечения, увеличить темпы материально-технического, кадрового и организационно-технологического преобразования системы здравоохранения как базы для внедрения инноваций.

В современных условиях необходим поиск новых подходов к управлению проектами развития инфраструктуры, повышение уровня подготовки и квалификации медицинских кадров, компьютеризации и материального оснащения медицины.

Пессимистичными данными поделилась Председатель Счетной палаты Т. Голикова в конце 2017 г. В 2016 г. многие показатели инфраструктурного обеспечения здравоохранения были неутешительны даже после региональных программ модернизации здравоохранения, закончившихся в 2013 г. (таблица).

В 2006 г. доля инвестиций в здравоохранение составляла 2,7%, в 2016-м она снизилась до 1,2% [5]. При этом последние три года снижается коэффициент обновления. Сегодня необходимо понять, где изношенность фондов самая высокая, и действовать быстро. Потребность в инвестициях для здравоохранения сегодня составляет порядка 1 трлн руб. «В 84 субъектах федерации за 2017 год сократились расходы на здравоохранение из консолидированных бюджетов регионов на 42,9%, ... при этом в 20 регионах это сокращение отмечается в три раза и более» [5].

Финансирования регионов, на плечи которых легла задача модернизации инфраструктуры, явно не хватает. Тариф ОМС обеспечивает текущие расходы - транспорт, коммунальные услуги, лекарства, зарплату, связь, оборудование не дороже 100 тыс. руб. Остальное должно покрываться из федерального бюджета.

Также активно необходимо привлекать частные финансовые средства. Институт государственно-частного партнерства (ГЧП) является одним из прогрессивных методов умножения опыта и ресурсов государства и бизнеса. ГЧП актуально как для модернизации старой инфраструктуры, так и для образования современных объектов с нуля. Одним из примеров удачного ГЧП является АО «Инновационный медико-технологический центр» (ИМТЦ). Он создан в целях развития и внедрения инновационных технологий в медицину и здравоохранение и полностью будет сдан к

2020 году. «Планируемый объем производства инновационных технологий и медицинских услуг к 2020 году составит 8 млрд рублей» [6]. Инвестирование ИМТЦ «обошлось в 685 млн рублей. При нем создано более 143 рабочих мест, налоговые сборы составили 2,629 млрд рублей, а объем производства медицинских технологий и продукции к 2020 году при нем будет составлять в финансовом выражении 2 млрд рублей» [6].

2. Оптимизировать финансирование инноваций в здравоохранении.

Необходимо найти баланс между здравоохранением через конкурентные отношения и через бюджетный механизм. Побудительным механизмом изначального внедрения инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. Однако в области здравоохранения имеются сферы, где рыночная конкуренция слабо работает или вообще не работает. Государство должно брать на себя роль инициатора инноваций в этих сферах и направлениях. Например, Министерство здравоохранения в США финансирует 10% государственных затрат на научные исследования в области биомедицины. Оно является вторым по значению ведомством по обеспечению и проведению инновационных разработок. Объемы государственных грантов достигают 25 млрд долларов. Крупный бизнес в Америке также заинтересован инвестировать в медицину. Есть мощная материальная база для появления инноваций. Разработка и применение инноваций полностью окупаются - и у клиник, и у государства, и, естественно, у пациентов. Поэтому после тщательных проверок и одобрения передовые методы сразу же вводятся в клиническую практику. Инновационные технологии в США регулируются, поэтому они эффективны. Помимо традиционных государственных источников финансирования здравоохранения в США (например, грантов и контрактов) используются открытые инновации. 4 января 2011 года был подписан Закон о реавторизации («America COMPETES Reauthorization Act»). В соответствии с ним была создана Программа открытых инноваций HHS, по которой с 2011 года проведено более 170 испытаний, 35 миллионов долларов США в виде денежных призов и более 9000 новаторов приняли участие в конкурсах на призы и конкурсы [7].

Производство общественных благ в условиях ограниченных ресурсов всегда оставалось задачей государства. В условиях нехватки общественных благ и развития рыночных отношений в здравоохранении, конечно, возникает необходимость в частных финансах. В то же время ориентироваться во всех сферах здравоохранения на рыночные отношения представляется невозможным, особенно в ряде социально значимых видов медицинских услуг. Они должны субсидироваться государством.

3. В противоречии между традициями и инновациями необходимо определить приоритетные направления.

Понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как основа для инноваций, а инновация служит зерном для зарождения традиции. В традиции играет большую роль идея и ценностный выбор поколений. Новое - это приспособление к новым обстоятельствам в экономике, обществе и мире. Со временем традиционные системы, изменяя свои функции и приспосабливаясь к современным веяниям, выживают или трансформируются. А инновации могут быть преобразованы в традиции.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Так, некогда традиционная система семейного доктора была упразднена и вошла в институт участкового врача. Сервисы телемедицины, которые некогда могли быть полезными только для космонавтов, сегодня могут стать доступны для обычного населения, проживающего в отдаленных районах. При наличии компьютера и Интернета будет возможно получить квалифицированную помощь из любого уголка России в любое удобное время. В этом направлении не так давно был принят Федеральный закон № 2421, регламентирующий деятельность с использованием телемедицинских технологий, и если прописанное в законе заработает, в прошлое уйдут медицинские карточки в бумажном виде, рецепты, справки и выписки из истории болезни.

Отрадно, что с 01.01.2019 все созданные на сегодняшний день медицинские информационные системы в разных городах должны быть интегрированы в ЕГИС2, что является большим шагом во внедрении цифровой медицины в стране.

По экспертным данным, в цифровой медицине на сегодняшний день наиболее перспективны: медицинский блок-чейн; медицина 4П (превентивная, прогностическая, паци-етоориентированная, персонифицированная); телемедицина; мобильные приложения для смартфонов; системы искусственного интеллекта [8].

4. Выработать единую систему планирования, мониторинга и управления инновационными проектами в здравоохранении, которая поможет существенно повысить эффективность их реализации.

Для обеспечения модернизации системы здравоохранения и становления ее на инновационный путь развития необходимо создать условия функционирования инновационного цикла, начиная с этапа проработки научной идеи, заканчивая внедрением в медицинскую практику. В связи с этим актуально создание нормативно-правовой базы внедрения инноваций в практику здравоохранения, поскольку какого-либо единого нормативного документа в Российской Федерации, регламентирующего продвижение и внедрение инноваций, нет. Перед государством стоит задача разработки планирования инновационных проектов. Возможно формирование государственного задания на разработку конкретных инноваций, обоснование объемов их реализации, алгоритмов внедрения и контроля за применением.

Необходимо прогнозирование программ научных и фундаментальных исследований по приоритетным направлениям на форсирование развития новых знаний в здравоохранении.

Модернизация хозяйственной системы на новой технологической основе с использованием инноваций как необходимость дальнейшего развития России никогда еще не становилась столь принципиально значимой. Данный аспект предопределяет инновационное развитие в сопряженных базовых областях, таких как здравоохранение, которое обеспечивает опору для устойчивого развития экономики, а также здоровья нации и социальной стабильности. Реализация инноваций в здравоохранении позволит улучшить качество жизни и здоровья населения и в целом будет способствовать социально-экономическому эффекту в «современной инновационной экономике» [9].

В завершение отметим, что сутью общества будущего становится постоянное генерирование и использование инноваций [10]. В решающей степени реализация этого императива зависит от повышения роли и активности государства. Назрела необходимость выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного прорыва, в основе которой должна находиться синергия государства, частного бизнеса и общества.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Полушкина И.Н., Логинова Т.П. Производственная и непроизводственная сферы: анализ опыта развитых стран мира и перспективы неоиндустриализации в России. Экономическое возрождение России. 2014. № 3 (41). С. 138-146.

Polushkina I.N., Loginova T.P. Proizvodstvennaya i neproizvodstvennaya sfery': analiz opyta razvity'x stran mira iperspektivy' neoindustrializacii v Ros-sii. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. № 3 (41). S. 138-146.

2. Полушкина И.Н. Инновации - модернизация в теории и практике. Инновационная деятельность, 2012 г. № 1 (19). С. 47-52.

Polushkina I.N. Innovacii - modernizaciya v teorii i praktike. Innova-cionnaya deyatel'nost', 2012 g. № 1 (19). S. 47-52.

3. Садовничий В.А., Григорьева Н.С., Чубарова Т.В. От традиций к инновациям: реформы здравоохранения в современном мире. М.: Экономика, 2012. 286 с.

Sadovnichij V.A., Grigoreva N.S., Chubarova T.V. Ot tradicijkinnovaciyam: reformy zdravooxraneniya v sovremennom mire. M.: Ekonomika, 2012. 286 s.

4. Золотов А.В., Демичева Т.Н., Шилов М.Л. Затраты и результаты труда в сфере здравоохранения: специфика форм выражения. Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76). С. 644-647.

Zolotov A.V., Demicheva T.N., Shilov M.L. Zatraty i rezul'taty' truda v sfere zdravooxraneniya: specifika form vy'razheniya. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2016. № 11-1 (76). S. 644-647.

5. Ведомости. 29.11.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ characters/2017/11/29/743589-mi-kopim (дата обращения: 24.02.2019).

Vedomosti. 29.11.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ characters/2017/11/29/743589-mi-kopim (data obrashheniya: 24.02.2019).

6. АО «Инновационный медико-технологический парк». Площадка открытых коммуникаций OpenBio. Новосибирск. 2016. 21 с.

AO «Innovacionny'j mediko-texnologicheskij park». Ploshhadka otkrytyx kommunikacij OpenBio. Novosibirsk. 2016. 21 s.

7. HHS. URL: https://www.hhs.gov/cto/initiatives/open-innovation/ about/index.html (дата обращения 25.02.2019).

HHS. URL: https://www.hhs.gov/cto/initiatives/open-innovation/about/ index.html(data obrashheniya 25.02.2019).

8. Муслимов М.И. Цифровое здравоохранение - фактор революционных преобразований в отрасли. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 3. C. 63-74.

Muslimov M.I. Cifrovoe zdravooxranenie - faktor revolyucionny'x preo-brazovanij v otrasli. Sovremenny'e problemy' zdravooxraneniya i medicins-koj statistiki. 2018. № 3. C. 63-74.

9. Воронина А.С., Пыхтеев Ю.Н., Самочадин А.М. Инновационное развитие российской экономики: проблемы и ближайшие перспективы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 708-712.

Voronina A.S., Py'xteev Yu.N., Samochadin A.M. Innovacionnoe razvitie rossijskoj ekonomiki: problemy' i blizhajshie perspektivy. Mezhdunarodny'j zhurnal prikladnyx i fundamental'ny'x issledovanij. 2015. № 8. S. 708-712.

10. Лядова Е.В. Проблемы и противоречия развития инновационной инфраструктуры в России. Инновационный Вестник Регион. 2012. № 2. С. 35-40.

Lyadova E.V. Problemy' i protivorechiya razvitiya innovacionnoj infra-struktury' v Rossii. Innovacionnyj Vestnik Region. 2012. № 2. S. 35-40. I

1 ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»

2 Постановление правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.