Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ / РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ РИТЕЙЛЕРОВ РОССИИ / РИТЕЙЛЕРСКИЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крысенкова Ю.С.

В статье раскрываются положительные и отрицательные аспекты экспансии розничных торговых сетей на российском рынке. В статье показано, что конкурировать локальным и федеральным розничным сетям с глобальными торговыми сетями достаточно сложно. Потеря значительной доли рынка отечественными торговыми компаниями может вызвать резкий рост безработицы, как в самой торговле, так и в российских отраслях-поставщиках, что требует адекватных мер государственного регулирования.The article is devoted to positive and negative aspects of expansion of retail chain stores in the Russian market. In article it is shown that loss of a considerable share of the market by the domestic trading companies can cause rise in unemployment in trade and other branches. It demands adequate measures of state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ»

основных средств, как критерий оценки инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов с государственным участием. // «Север и рынок: формирование экономического порядка» №5, 2013

6. Степанова Е.Н. Государственно-частное партнерство в устойчивом развитии Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. №3. с.135-138

7. Меккель С.А. Экономическая эффективность технического оснащения производства в условиях Севера. - Новосибирск: Наука, Сиб.отделение, 1989. - 149 с.

8. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Научно-аналитический доклад / под науч. ред. д.э.н, проф. В.С. Селина, д.э.н., проф. Т.П. Скуфьиной, к.э.н., доц. Е.П. Башмаковой, к.э.н., доц. Е.Е. Торопушиной. - Апатиты: КНЦ РАН, 2016. - 420 с.

9. Финансовое обеспечение развития северных регионов / Под науч. редакцией Г.В. Кобылинской: Монография. - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2016. - 193 с.

УДК 339.138

Крысенкова Ю. С. студент магистратуры НИМИ Донской государственный аграрный университет

Россия, г. Новочеркасск ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ

ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ Аннотация: в статье раскрываются положительные и отрицательные аспекты экспансии розничных торговых сетей на российском рынке. В статье показано, что конкурировать локальным и федеральным розничным сетям с глобальными торговыми сетями достаточно сложно. Потеря значительной доли рынка отечественными торговыми компаниями может вызвать резкий рост безработицы, как в самой торговле, так и в российских отраслях-поставщиках, что требует адекватных мер государственного регулирования.

Ключевые слова: история развития торговых сетей в России, ритейлерские компании, розничные торговые сети, рейтинг крупнейших ритейлеров России.

Abstract: The article is devoted to positive and negative aspects of expansion of retail chain stores in the Russian market. In article it is shown that loss of a considerable share of the market by the domestic trading companies can cause rise in unemployment in trade and other branches. It demands adequate measures of state regulation.

Key words: history of development of retail chain stores in Russia, the retail chain, the rating of the largest retailers of Russia.

Исследователи сетевых форм рыночной торговли в России называют разные даты их зарождения. Так, по мнению Фетисовой О.В. истоки данного феномена следует искать в начале 30-х годов ХХ в., когда были открыты первые магазины под названием «Торгсин» Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами (1931 -1936гг.). По мнению Мокина В.Н., начало развитию сетевой торговли положили первые универсальные магазины -ЦУМ, ГУМ, «Москва «Краснопресненский», которые представляли торговлю через определенные форматы розничной сети в 60-70гг. ХХ в.

Первым универсальным магазином в СССР был универмаг «Фрунзенский», открытый в г. Ленинграде как магазин самообслуживания. До этого времени в СССР существовала только торговля «через прилавок». Новое оборудование, специальное размещение витрин позволяли обслуживать в день до 17 тыс. покупателей. К 1980 г. в Ленинграде насчитывалось 30 универсамов. В СССР развивались также такие специализированные магазины как «Детский мир», «Спорттовары», «Посылторг».

В 1992-1994г. торговля в России претерпевает серьезную трансформацию. В соответствии с Указом Президента РФ «О свободе торговли» от 29 января 1992 года предприятиям и гражданам было предоставлено право заниматься торговлей, посреднической и закупочной деятельностью за исключением запрещенных видов деятельности. Торговля разрешалась во всех удобных местах, кроме проезжих частей, станций метро и зданий органов власти, но уже через полгода ее ограничили «местами, отведенными органами исполнительной власти».

Постепенно с 1992 г. к 1994 г. ларьки и палатки начинают трансформироваться в мини-маркеты и супермаркеты, к продовольственному ассортименту которых добавляется

непродовольственная группа товаров, достигающая до 25% от общего ассортимент магазина.

В 1993-1994 гг. в России открываются мелкооптовые магазины формата «cash & carry», особенностью которых является реализация коробками и упаковками. Магазины этого формата постепенно «приучили» население к мелкооптовым покупкам и фактически подготовили к появлению гипермаркетов.

Советские универсамы послужили основой для открытия первых магазинов продовольственной сетевой розницы - первым в 1994г. в г. Москве был открыт «Седьмой континент». Строительный бум привел к открытию сети строительных магазинов «Старик Хоттабыч». Так же 1994г. были открыты первые магазины бытовой техники, которые удерживают свои лидирующие позиции до настоящего времени - «М. Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо». Данные магазины пользовались большим доверием населения, так как давали гарантию на дорогостоящую технику.

В 1994г. в г. Краснодаре регистрируется компания «Тандер», изначально реализующая парфюмерию, косметику, бытовую химию. В

течение 1996-1997 годов компанией были открыты филиалы в девяти городах Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Нижегородской областей. Созданная оптовая база и логистическая инфраструктура позволили ЗАО «Тандер» с 1998 года развивать розничную торговлю, в том числе продуктами питаниями, и создать сеть дискаунтеров ПАО «Магнит».

Первые сетевые магазины в России появляются в крупных городах, так как именно они могли обеспечить стабильный покупательский спрос, а так же в городах, обеспечивающих выход на международные рынки за счет удобного географического положения и близости к морским портам или авиационным хабам. Это такие города как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Краснодар, Ростов-на-Дону, Новороссийск. Первыми на рынке стали появляться продуктовые розничные торговые сети, затем сетевые предприятия общественного питания, бытовой техники и сферы услуг.

За последние годы потребительский рынок России претерпел кардинальные изменения, связанные, с резким сокращением неорганизованной торговли, масштабным развитием сетей предприятий розничной торговли и общественного питания, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными сетями. Процессы развития сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке сопровождались постепенным его территориальным захватом и вытеснением с рынка большого количества самостоятельных, необъединенных в сеть, предприятий. Между тем, определяющими в этой сложной системе остается потребитель и его поведение. Рейтинг действующих на рынке России ретейлеров, крупнейших по выручке в 2016 г., представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Рейтинг крупнейших ритейлеров России по выручке 2016г.

Название сети Сегмент Чистая Темпы Страна

выручка, роста регистрации

млрд. руб. без НДС чистои выручки к 2015г.%

«Магнит», включая FMCG и 1069,2 12,8 Россия

«Магнит Косметик» дрогери

X5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», «Перекресток- Экспресс») FMCG 1025,6 27,5 Нидерланды

Auchan FMCG 360 4,1 Франция

ГК «ДИКСИ» FMCG 309,1 14,3 Россия

(«Мегамарт», «Минимарт», «ДИКСИ»,

«Виктория»,

«Квартал», «Дешево», «Кэш»)

«Лента» FMCG 306,4 21,2 Британские Вергинские острова

Metro Cash & Carry FMCG 233 3,6 Германия

Leroy Merlin DIY&Household и мебель 186 24,0 Франция

«М.Видео» Бытовая и компьютерная техника 183,2 13,3 Россия

«О' Кей» FMCG 172,5 7,6 Люксембург

DNS Бытовая и компьютерная техника 151,9 11,9 Россия

«Красное &Белое» FMCG 145 75,8 Россия

«Эльдорадо» Бытовая и компьютерная техника 110,6 11,1 Россия

IKEA DIY&Household и мебель 100.1 1.0 Нидерланды

«Связной» Мобильные устройства 92 14,9 Россия

«Спортмастер» Fashion 88 6,0 Россия

«Globus» FMCG 83,3 21,2 Кипр

«Детский мир» Детские товары 79,5 31,4 Россия

«Атак» FMCG 78,5 12,4 Турция-Франция

«Монетка» FMCG 77,4 10,5 Россия

«Л'Этуаль» Косметика и дрогери 76,3 9,0 Россия

В таблице под аббревиатурой FMCG (от англ. Fast Moving Consumer Goods) представлено общее название для товаров повседневного потребления, в большей степени относится к продуктам легкой и пищевой промышленности; сегмент DIY&Household представляют товары для дома, ремонта и сада.

По темпам роста выручки в пятерку лидеров входят «Красное &Белое» -75,8%, на втором месте «Детский мир» - 31,4%, на третьем месте X5 Retail Group - 27,5%, четвертое место занимает Leroy Merlin -24% , пятое место делят Metro Cash & Carry и «Globus» -21,2%. Несмотря на то, что «Магнит» на протяжении четырех лет является лидером по объему продаж, темп роста чистой выручки данного ритейлера находится ниже средней величины.

Рисунок 1 наглядно свидетельствует, что наибольший удельный вес в структуре российского ритейлинга приходится на сегмент FMCG (78%), кроме того, именно на этот сегмент приходится первые шесть позиций

рейтинга (рисунок 1).

FMCG и дрогери

■ DIY&Household и мебель

■ Бытовая и компьютерная техника

■ Мобильные устройства

■ Fashion

■ Детские товары

■ Косметика и дрогерри

Рисунок 1 - Структура ритейлеров в зависимости от группы реализуемых товаров

На бытовую и компьютерную технику приходится только 9,04%, а на остальные сегменты - от 1,61% до 5,81%. То есть продуктовые ритейлеры являются самыми доходными и имеют лучшие перспективы для дальнейшего развития, и экспансии рынка. Именно в этом сегменте большинство ритейлеров практикуют мультиформатные модели, например, «Магнит», X5 Retail Group, ГК «ДИКСИ», «Лента» и др.

Из представленных в России торговых сетей можно выделить три основных типа - локальные или региональные, федеральные и глобальные. Главными критериями, по которым осуществляется классификация сетей, являются территориальное распределение торговых точек и объемы оборота (рисунок 2).

Рисунок 2 - Типология розничных торговых сетей России

Современное состояние розничной торговой сети России свидетельствует, что глобальные торговые сети все больше завоевывают региональный рынок страны (таблица 1, рисунок 2). Данная тенденция является неоднозначной. С одной стороны, в этом есть положительные аспекты: внедряются современные методы работы с поставщиками, покупателями; развивается логистическая инфраструктура и максимально используются возможности логистического потенциала и дистрибуции (распределение товара по сети с целью быстрейшего сбыта), повышается ассортимент продукции, качество обслуживания, ответственность персонала и пр.

Вместе с тем, с другой стороны, появление глобальных торговых сетей на региональном российском рынке приводит к его полной монополизации со всеми негативными последствиями. Так, монопольное положение глобальных ритейлеров позволяет им устанавливать невыгодные условия для отечественных производителей и поставщиков продукции, что нередко приводит к их разорению, закрытию предприятий местной промышленности. Закрываются местные самостоятельные магазины и магазины региональных сетей, которые не выдерживают ценовой конкуренции. Увеличение продаж крупного ритейла происходит не за счет сокращения себе подобных, а именно за счет сокращения небольших магазинов и торговых павильонов.

Как следствие, в регионах может расти безработица, нарушаются сложившиеся хозяйственные отношения и связи, падают отчисления в местный бюджет, растет социальная напряженность.

Сетевые организации существенным образом меняют структуру не только розничной торговли, но и промышленного производства товаров народного потребления, структуру потребительских предпочтений, а так же модель поведения покупателей. Кроме того, вслед за сетевыми организациями розничной торговли набирают силу сети общественного питания и сферы услуг. В настоящее время в основном это национальные компании и они еще не являются глобальными, но тенденция их роста существует. Это обусловливает исключительную важность изучения основных этапов эволюции и тенденций развития транснациональных корпораций в розничной торговле.

Учитывая, что Россия взяла обязательства по свободному доступу на розничный рынок иностранных компаний, достаточно легко прогнозировать, что после выхода из экономического кризиса их влияние возрастет еще больше и приведет к значительному ужесточению конкуренции в сфере оптовой и розничной торговли и оказания услуг. А так как оптовая и розничная торговля в настоящее время является основной сферой деятельности малого и среднего бизнеса (около 75% оборота малых и средних компаний РФ) последствия для экономики страны могут иметь весьма серьезный характер.

Конкурировать федеральным розничным сетям с глобальными торговыми сетями достаточно сложно. Во-первых, потому что у них нет необходимого опыта конкурентной борьбы на международном рынке. Во-вторых, потому, что иностранные торговые сети, привязаны к иностранным поставщикам товаров, будут создавать барьеры для допуска российских товаров на внутренний российский рынок.

Как считают эксперты, и как было отмечено ранее, потеря значительной доли рынка отечественными торговыми компаниями может вызвать резкий рост безработицы как в самой торговле, так и российских отраслях-поставщиках товаров. По оценкам экспертов, может быть сокращено от 200 до 600 тыс. рабочих мест. Кроме того, возможны сокращение значительной части российского «среднего класса» и соответствующие тяжелые экономические и социально-политические последствия. Следовательно, необходимо больше внимания уделять государственному регулированию данной отрасли, особенно в вопросах защиты российских предпринимателей и сохранения достигнутого уровня жизни населения.

Использованные источники:

1. Фетисова, О. В. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребитель-ск ог о рынка [Текст] : монография / О. В. Фетисова, В. В. Курченков, Е. С. Матина ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф.образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ , 2013.

2. 500 крупнейших по выручке компаний России по версии ЗАО «Росбизнесконсалтинг» [Электронный ресурс]: сообщения и материалы информационного агентства РБК. URL :https://www.rbc.ru/rbc500/ (01.l0.2017).

3. Монин А.А. История развития торговли в России [Электронный ресурс] // История новой России. URL: http://www.ru-90.ru/node/794 (03.10.2017)

УДК 004.932.4

Крят В.В.

студент бакалавриата 4 курса факультет «Информатика и вычислительная техника» Донской Государственный Технический Университет

Россия, г. Ростов-на-Дону НАЛОЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ СО СМЕШЕНИЕМ ГРАНИЦ С ПОМОЩЬЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПУАССОНА

Бесшовное наложение изображений повсеместно применяется в монтаже и алгоритмах сшивания панорам. В статье поставлена задача бесшовного наложения двух изображений. Рассмотрен алгоритм, основывающийся на преобразовании Пуассона, и приведены примеры работы.

Ключевые слова: обработка, изображения, градиент, преобразование Пуассона.

Kryat V. V.

Bachelor student

4 course, faculty «Informatics and Computer Engineering»

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don IMAGES OVERLAYING WITH BOUNDARY BLENDING USING THE POISSON TRANSFORMATION

Seamless overlaying of images is widely used in editing and algorithms for creating panoramic images. The article poses the task of seamless overlay of two images. An algorithm based on the Poisson transformation is considered, and examples of work are given.

Keywords: processing, images, gradient, Poisson transformation.

Поставлена задача смешения краев накладываемого изображения с целевым изображением. Обозначим целевое изображение, как А, накладываемое изображение, как В. На рис. 1 представлено схематическое изображение областей. Необходимо чтобы градиент изображения А в области изображения В равнялся градиенту В. Восстановление информации о цвете в области В происходит за счет градиента в области В и цветовых данных изображения А на границе области В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.