УДК 338
ШУЛЬЦ Г. М. SHULTS G. M.
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ ФОРМАТОВ В РОССИИ
DEVELOPMENT OF TRADE FORMATS IN RUSSIA
Аннотация. Современное состояние розничной торговли в России характеризуется интенсивным развитием торговых форматов; в конкурентной борьбе за потребителя ритей-леры активно развивают несколько форматов одновременно - мультиформатность. Автором представлена эволюция развития торговых форматов в России, рассмотрены проблемы классификации торговых предприятий в соответствии с действующими нормативными документами, определены критерии отнесения предприятий розничной торговли к различным форматам. Торговый формат рассматривается как тип торговли, прежде всего ориентированный на определенную группу потребителей. В статье обозначены современные направления развития торговых форматов в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года.
Ключевые слова: розничная торговля, розничные сети, классификация предприятий торговли, типы предприятий торговли, торговые форматы.
Summary. The current state of retail trade in Russia is characterized by intensive development of retail formats in competitive struggle for gaining consumers; retailers are actively developing several formats at the same time - multiformat.
The author shows the evolution of trading formats in Russia; discusses problems of enterprises classification in accordance with existing regulations; identifies the criteria for attributing retailers to various formats. Trade format, first of all, is seen as a type of trade, focused on a specific group of consumers. The article indicates the direction of modern retail formats development in accordance with trade development strategy in Russian Federation in 2015-2016 and up to 2020.
Keywords: retail, retail chains, classification, trade companies, classification of trading enterprises, types of trading enterprises, retail formats.
Розничная торговля - одна из динамично развивающихся отраслей экономики, несмотря на нестабильность общей экономической ситуации в мире, в том числе и в России. На значимость сектора розничной торговли указывают: постоянно возрастающий вклад в ВВП; статус одного из крупнейших работодателей; диверсификация видов деятельности и услуг; рост числа организаций розничной торговли; достижение такого размера операций, который позволяет осуществлять контроль над всей цепочкой поставок; размывание границ розничной торговли и втягивание в ее сферу различных видов бизнеса.
Актуальность изучения вопросов развития торговой отрасли связана также с особым значением услуг розничной торговли для обеспечения функционирования товаропроводящей сети с целью удовлетворения конечного потребителя, влияя на качество жизни населения.
Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется, с одной стороны, интенсивным развитием розничных сетей, экспансией их в регионы, с другой, - крайней неравномерностью этого процесса. Кроме того, мы наблюдаем эволюцию форматов торговых предприятий, которая в нашей стране проходит значи-
тельно быстрее, чем в Европе. И это объяснимо: мировой опыт, удачная практика ри-тейла, современные розничные технологии, грамотная логистика - все это позволяет сетевой рознице интенсивно развиваться.
Так как основной функцией розничных торговых предприятий является реализация потребительских товаров, то специфика их деятельности проявляется в том, что они одновременно требуют организации деятельности по продаже товаров и предоставления торговых услуг. От качества этого процесса во многом зависит конкурентоспособность розничной сети в целом. Именно с этой целью ритейлом и избираются форматы розничной торговли. На сегодняшний день предприятия розничной торговли характеризуются структуризацией, внедрением и развитием различных торговых форматов, подформатов.
Особое внимание стоит уделить проблеме терминологии и классификации торговых предприятий в соответствии с действующими нормативными документами. Прежде всего - это ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. Он устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов [3]. Другим документом выступает обновленный в 2013 г. отечественный стандарт ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. Данный стандарт также предлагает нам понятие типа предприятия розничной торговли [2]. Под типом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие розничной торговли определенного вида, классифицированное по площади торгового зала, методам продажи и/или формам торгового обслуживания покупателей. Основными типами розничных предприятий в соответствии с этими документами являются: универсальный магазин, специализированный магазин, гастроном, супермаркет (универсам), диска-унтер, минимаркет (магазин «Продукты»), универмаг, магазин-салон (бутик), гипер-маркет, магазин самообслуживания, стоковый магазин, магазин-склад, комиссионный магазин, магазин - приемозаготовительный
пункт, торговый центр, торговый комплекс, аутлет-центр, молл.
Основные признаки классификации типов предприятий: торговая площадь, широта ассортимента и форма торгового обслуживания. Возникает вопрос по типам предприятий розничной торговли «Продукты» и «Промтовары» - для них обозначена минимальная граница торговой площади 18 кв.м, где необходимо осуществить размещение и выкладку товаров, обеспечить движение покупателей, разместить узел расчета. Требования к рациональности ассортимента и стандартов мерчандайзинга, организация торгово-технологического процесса, основанная на принципах безопасности, эффективности, совместимости, систематизации современного предприятия торговли возможны к осуществлению на определенных торговых площадях. В ГОСТе 2013 г. среди типов торговых предприятий выделен «Магазин самообслуживания», для которого критерием типа стала лишь форма обслуживания, с другой стороны, под этот тип попадает большинство других видов и типов торговых предприятий (по форме обслуживания), что нарушает правила классификации.
Современная отечественная практика развития сетей требует более широкого определения для типов торговых предприятий, которые в международной торговле названы «форматами». Этот термин сегодня применяется и в отечественной практике организации розничной торговли.
В утвержденной приказом Минпром-торга России от 25 декабря 2014 г. Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (далее Стратегия развития торговли) четко указано, что под развитием торговой отрасли понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата (выделено автором), при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания [4].
Итак, под торговым форматом следует понимать тип торговли, характеризуемый способом ведения бизнес-процесса, видом используемого торгового объекта, широтой и полнотой ассортимента, особенностями предоставления торговой услуги, ориентированный на определенную группу потребителей. Именно четкое понимание ориентации на целевую группу потребителей можно считать главным критерием характеристики формата торгового предприятия, определяемого с учетом развития рыночной ситуации. Нацеленность форматов на соответствующие целевые группы позволяет формировать эффективную конкурентную среду.
Критериями торговых форматов яв-
ляются:
- площадь торгового зала;
- площадь склада (для отдельных форматов);
- количество узлов расчета;
- широта ассортимента (общая и групповая);
- ценовой сегмент;
- число покупок в день;
- численность персонала;
- радиус территориального охвата;
- местоположение;
- продвижение;
- дополнительные услуги.
Очевидна необходимость доработки
терминологии и классификации типов и форматов торговых предприятий.
Развитие форматов розничной торговли в мире подчиняется единой логике. Российская розница проходит основные этапы развития рынков развитых стран. В ходе эволюции наблюдается неизбежное вытеснение традиционных форм торговли современными. Рассмотрим развитие и внедрение современных форматов торговли на отечественном потребительском рынке (см. таблицу 1).
Таблица 1
Развитие торговых форматов на отечественном розничном рынке_
Этап Характеристика Форматы
1 2 3
1994 - 1998 гг. - переход от оптовой торговли к розничной; - активное развитие розничных рынков; - появление (1997 г.) первых отечественных розничных сетей; - первая иностранная сеть «Ramstore» (1997 г.); - доля сетевой торговли 1%. - активное развитие рыночной торговли; - появляется сеть дорогих супермаркетов.
1998 - 2000 гг. - расширение ассортимента отечественных товаров; - снижение торговой наценки; - переход от супермаркетов к диска-унтерам; - увеличение количества региональных розничных сетей (продовольственных); - доля сетевой торговли чуть выше 1%. - активное развитие формата дискаунтер («Пятерочка», «Копейка», «Магнит», «Дикси»); - рыночная торговля приобретает более цивилизованные формы.
Продолжение таблицы 1
1 2 3
2000 - 2005 гг. - усиление конкуренции отечественных сетей; - активное внедрение зарубежных торговых сетевых структур; - ритейлеры диктуют правила производителям; - сетевые компании начинают развивать франчайзинговые программы (2002 г.); - X5 Retail Group N.V. запускает первые СТМ; - торговая сеть «Пятерочка» открывает крупнейший на северо-западе дистрибьюторский центр (2003 г.); - в 2003-2004 гг. Россия занимает в рейтинге привлекательности для входа мировых розничных сетей первое место (по данным консалтинговой компании A. T. Kearney); - доля сетевой торговли достигает 24%. - появление форматов Cash & carry, гипермаркет; - открывается магазин шведского концерна «Икея»; - открывается магазин немецкой компании «Metro»; - крупнейшая французская сеть гипермаркетов Auchan работает на российском рынке с 2002 г.
2005 - 2008 гг. - развитие новых форматов и мульти-форматности; - внедрение категорийного менеджмента; - активная экспансия ритейла в регионы; - неравномерное региональное развитие ритейла; - доля сетевой розницы в 2007 г. 32,6% рынка. - наибольшая представленность форматов: дискаунтер (появляется деление на «мягкий» и «жесткий»), супермаркет, сash & carry, гипермаркет, магазин «у дома»; - развитие новых форматов: «мастер категорий», магазин «здоровой пищи», магазин «на АЗС», «склад-клуб» и др.
2008 - наст. время - развитие торговых сетей различного уровня: от международных до региональных; - концентрация посредством слияния и поглощения местных региональных сетей; - к наиболее крупным сетевым операторам относятся 150, они формируют 50% (12,2 трлн. рублей) розничного товарооборота продовольственными товарами в России; - доля крупнейших десяти торговых сетей составила к 2014 г. 22% оборота розничной торговли продуктами питания; - крупнейшая сделка M&A в российском ритейле в 2008 г. - покупка сети «Карусель» компанией X5 Retail Group N.V.; - сформировалась сеть предприятий оптовой и розничной торговли в сегменте DIY - «DIY Retail Russia TOP» (более 100 сетей розничной и мелкооптовой торговли строительными материалами и товарами для дома). - развитие форматов: дискаун-тер, супермаркет, сash & carry, гипермаркет, магазин «у дома»; - развитие новых форматов и мультиформатности сетей.
В таблице 2 представлена характери- ставленных на отечественном розничном стика основных торговых форматов, пред- рынке.
Таблица 2
Характеристика основных торговых форматов, представленных на отечественном розничном рынке _
Критерии Гипермаркет Супермаркет Мягкий Жесткий Cash & carry
(требования) дискаунтер дискаунтер
Площадь 4000-10000 500-2000 450-800 300-600 7000
торгового зала,
кв.м
Площадь склада, не норм. 250-600 100-250 100-200 не норм.
кв.м
Количество 25-50 3,5-20 1-2,5 0,8-1,2 До 10
позиций
в ассортименте,
тыс. наименова-
ний (число SKU)
Количество 25-40 5-20 5-10 2-6 не норм.
кассовых узлов
Уровень специальная выше ниже низкий ниже
цен ценовая политика среднего среднего среднего
Количество 15000 1200-3000 1000-2500 1200-2700 до 10000
покупок в день
Оборот 4500-6000 500-1200 250-400 120-270 до 30
в месяц тыс. долл. тыс. долл. тыс. долл. тыс. долл. млн. долл.
Численность 600-900 50-190 34 28 150
персонала, чел.
Собственные широко имеются нет нет на
производственые представлены усмотрение
цеха сети
Помимо представленных в таблице 2, широкое распространение имеет формат «Магазин у дома». Причем именно эти магазины с необходимым ассортиментом, удлиненным рабочим днем, приемлемыми ценами являются сегодня перспективными у многих операторов. Развитие данного формата актуально и в свете Стратегии развития торговли, где отмечается, что «недостаточная экономическая и физическая доступность продовольствия», которая приводит к значительным диспропорциям в структуре потребления населением пищевых продуктов, отрицательно сказывается на здоровье граждан. Особое внимание в документе уделяется развитию социально-ориентированных торговых форматов, нацеленных на реализацию свежих, скоропортящихся продуктов питания, фермерских продуктов, то-
варов народных промыслов, что требует специфических условий торговли, инфраструктуры «шаговой доступности».
ОАО «Дикси групп» активно развивает формат «у дома», к 2014 г. оператором открыт 1681 магазин. X5 Retail Group с 2010 г. развивает формат супермаркетов «Перекресток» next generation с увеличенной долей свежей продукции в ассортименте и «Пятерочка Макси» - гипермаркетов-дискаун-теров уменьшенного формата.
Торговый формат «мастер категорий» находит распространение поп food, то есть в непродовольственном секторе торговли. В мировой практике ритейла таких сетей много. В России наибольшую известность имеет Икея. Идея формата - быть первым в своей категории (лучший ассортимент, лучшие цены, лучший сервис, лучшее
продвижение).
Следующим этапом эволюции розничной торговли становится развитие форматов непродовольственных товаров, специализированных сетей: category killers - DYI, БТЭ, сетевых операторов парфюмерно-косметических товаров, дрогери, больших сетевых универмагов (department stores), торговых и торгово-развлекательных центров.
К развивающимся форматам также следует отнести:
- склад-клуб Warehouse Club - торговый формат с большой площадью, работающий с корпоративными (оптовые продажи) и индивидуальными клиентами (розничные продажи). Клиенты - члены клуба, как правило, обязаны осуществлять ежегодные платежи. Формат имеет широкое распространение в Северной Америке;
- булочная, пекарня (Bakery) - обычно это небольшие специализированные магазины, осуществляющие торговлю через прилавок, как правило, собственным ассортиментом хлебобулочных изделий. Возможно размещение производства в пределах магазина;
- магазин здоровой пищи (Health Food Store) - продовольственный магазин, главной особенностью является ассортимент здоровых, естественных и органических пищевых продуктов различных товарных категорий. Размеры магазина в зависимости от ассортимента, расположения, могут достигать площади универсама. Метод обслуживания - преимущественно самообслуживание;
- магазин замороженных продуктов (Frozen Food Store) - продовольственный магазин с широким ассортиментом замороженных продуктов высокого качества (отметим, что заморозка - это один из лучших способов консервирования, позволяющий сохранить без изменений пищевую ценность многих продовольственных товаров - овощи, плоды, мясные, рыбные, молочные и др.). Размеры магазина в зависимости от ассортимента, расположения, могут достигать площади универсама.
В конкурентной борьбе за потребите-
ля ритейлеры активно развивают несколько форматов одновременно - мультиформат-ность. Этот подход к организации продаж является особо актуальным в условиях обострения конкуренции, так как позволяет увеличить охват различных потребительских категорий. Это требует от ритейлеров разработки более точных торговых концепций, направленных на конкретные группы потребителей.
Примером практического опыта развития мультиформатности на отечественном рынке является компания X5 Retail Group N.V., которая объединяет федеральные розничные сети магазинов сегмента FMCG под брендами «Пятерочка», «Пятерочка Макси», «Перекресток», «Перекресток-экспресс», «Карусель», работающих в форматах «Гипермаркет», «Супермаркет», «Магазин у дома», «Дискаунтер» [5].
Возвращаясь к Стратегии развития торговли в России, следует отметить, что в документе четко обозначена необходимость создания условий для формирования комфортной потребительской среды посредством развития многоформатной инфраструктуры торговли. Главным направлением деятельности региональных органов власти должна стать деятельность по разработке для каждой территории матрицы торговых форматов с учетом особенностей территории (географических, демографических, экономических, инфраструктурных и др.) Под «матрицей торговых форматов» понимается наличие на территории максимального количества торговых форматов - и сетевых, и несетевых - на конкурентных условиях, как для потребителя (с возможностью выбора потребителем разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю), так и для отечественного производителя (с возможностью осуществления сбыта производимых товаров через различные форматы торговли). Это отвечает интересам потребителей, которые в развитых странах используют одновременно 6-7 форматов торговли, тогда как в России зачастую данный показатель находится на уровне 2-3 торговых форматов (это в лучшем случае), что свиде-
тельствует о недостаточном уровне комфорта потребительской среды.
Кроме того, Стратегией определены критерии комфортной потребительской среды и эффективности инфраструктуры торговли, а также уровня предпринимательской активности, к которым относятся:
1) количество торговых объектов всех форматов торговли, включая торговые места на рынках и ярмарках;
2) количество торговых площадей, дифференцированных по различным форматам, на 1000 человек населения.
Показатель обеспеченности торговыми площадями в России в 1,5 раза ниже, чем в ТОП-5 розничных сетей Европы. Так, в Германии на 1 тысячу человек приходится 1460 кв. м торговых площадей, в России эта цифра равна 680 кв.м. Данные об изменении количества магазинов главных торговых операторов России за период с 2009 по 2014 гг. указывают на активное открытие предприятий розничной торговли различных форматов и, соответственно, увеличение торговых площадей сетевого ритейла (см. таблицу 3).
Таблица 3
Количество магазинов федеральных торговых сетей
в России в 2009-2014 гг., ед._
Компания Формат 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ОАО «Магнит», в т.ч.: все 3228 4055 5309 6884 8093 9711
«Магнит» М 3204 4004 5006 6046 7200 8349
«Гипермаркет Магнит» Г 24 51 93 126 161 306
«Магнит Косметик» М - 2 210 692 686 1086
«Х5 Retail Group», в т.ч. все 1372 1809 2386 3802 4544 5483
«Пятерочка» Д 1039 1392 1918 3220 3882 4789
«Перекресток» С 275 301 321 370 390 403
«Карусель», «Перекресток» Г 58 71 77 78 83 82
«Перекресток Экспресс», «Копейка» М 0 45 70 134 189 209
ООО «МЕТРО» КК 52 57 62 68 72 79
ООО «Ашан» Г 38 44 49 57 79 84
ОАО «Дикси групп» М 537 646 1119 1499 1799 2195
ООО «Лента» Г 36 39 42 56 87 132
ООО «О'кей» Г, С 46 57 71 83 94 109
Форматы: М - магазин «у дома», Г - гипермаркет, С - супермаркет, Д - дискаунтер, КК - Cash & carry.
Источник: данные информационного агентства «INFOLine»
Несмотря на нестабильность общей политико-экономической ситуации, торговля, в том числе розничная, остается одной из динамично развивающихся отраслей экономики. В условиях конкурентной борьбы за потребителя ритейлеры используют стратегии торговли, основанные на внедрении но-
вых форматов, мультиформатного подхода ведения торгового бизнеса, как следствие, предлагают покупателям новые торговые услуги (по номенклатуре и качеству), новый ассортимент товаров, что, несомненно, совершенствует организацию розничной торговли, повышает степень удовлетворения
потребностей покупателей. Таким образом, разнообразие торговых форматов является потенциалом повышения экономического и социального эффекта розничной торговли.
Литература
1. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г., ФЗ-№ 381. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200108793.
3. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/gost-r-51773-2009.
4. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.
5. Бизнес-справка по торговой сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и другие (X5 Retail Group N.V.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //marketing.rbc.ru/research/562949984567277. shtml.