Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS CRITERIA / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT TRENDS / SMALL BUSINESS SUPPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровин А.А., Молодцова С.С.

В статье представлен сравнительный анализ критериев отношения в малому бизнесу в международной практике, проведен обзор существующих в науке подходов к развитию малого бизнеса и нормативно-правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса в Краснодарском крае. Проанализированы динамика развития малого бизнеса в Краснодарском крае, соотношение числа предприятий малого бизнеса на 1000 чел. экономически активного населения в экономике, место региона в структуре малого бизнеса России. Определены тенденции развития малого бизнеса в Краснодарском крае. Представлены результаты социологического исследования осведомленности молодежи о существующих формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае и функционировании объектов инфраструктуры. Сделаны выводы о существующих резервах совершенствования системы развития малого бизнеса в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and development trends of small business in the Krasnodar territory

The article presents a comparative analysis of the criteria for attitudes in small business in international practice, a review of existing approaches to small business development in science and the regulatory framework governing the activities of small business in the Krasnodar Territory. Analyzed the dynamics of small business development in the Krasnodar Territory, the ratio of the number of small businesses per 1000 people. economically active population in the economy, the place of the region in the structure of small business in Russia. The development trends of small business in the Krasnodar Territory. The results of a sociological study of the awareness of young people about the existing forms of state and regional support for small business in the Krasnodar Territory and the functioning of infrastructure facilities are presented. Conclusions about the existing reserves for improving the small business development system in the Krasnodar Territory are made.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

А.А. Коровин

к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина» A.A. Korovin

Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration,

FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University

behalf of I.T. Trubilina (korovin.a@kubsau.ru) С.С. Молодцова

магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина» S.S. Molodtsova

master student, FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University

behalf of I.T. Trubilina (molodcova_2016@mail. ru)

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ критериев отношения в малому бизнесу в международной практике, проведен обзор существующих в науке подходов к развитию малого бизнеса и нормативно-правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса в Краснодарском крае. Проанализированы динамика развития малого бизнеса в Краснодарском крае, соотношение числа предприятий малого бизнеса на 1000 чел. экономически активного населения в экономике, место региона в структуре малого бизнеса России. Определены тенденции развития малого бизнеса в Краснодарском крае. Представлены результаты социологического исследования осведомленности молодежи о существующих формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае и функционировании объектов инфраструктуры. Сделаны выводы о существующих резервах совершенствования системы развития малого бизнеса в Краснодарском крае.

Annotation. The article presents a comparative analysis of the criteria for attitudes in small business in international practice, a review of existing approaches to small business development in science and the regulatory framework governing the activities of small business in the Krasnodar Territory. Analyzed the dynamics of small business development in the Krasnodar Territory, the ratio of the number of small businesses per 1000 people. economically active population in the economy, the place of the region in the structure of small business in Russia. The development trends of small business in the Krasnodar Territory. The results of a sociological study of the awareness of young people about the existing forms of state and regional support for small business in the Krasnodar Territory and the functioning of infrastructure facilities are presented. Conclusions about the existing reserves for improving the small business development system in the Krasnodar Territory are made.

Ключевые слова: малый бизнес, критерии малого бизнеса, тенденции развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки малого бизнеса

Keywords: small business, small business criteria, small business development trends, small business support infrastructure

Весьма трудно в настоящее время переоценить важность малого бизнеса для экономики любой страны мира. История мировой экономики знает не мало примеров, когда из малого бизнеса и небольшого стартапа взращивались крупнейшие корпорации, которые в настоящее время являются крупнейшими налогоплательщиками и базовыми компаниями для развитых

экономик. Кроме обеспечения занятости местных сообществ малый бизнес способствует развитию конкуренции, повышению производительности труда, генерированию инноваций, так необходимых любой современной экономике.

На сегодняшний день в международной практике не сложилось единого подхода к классификации бизнеса по размеру. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика критериев отнесения к малому бизнесу в различных странах мира.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика критериев отнесения к малому бизнесу в различных странах мира._

Критерий Россия [1] США [2] ЕС [3] Австралия [4] Канада [5]

Численность персонала, чел. до 100 до 250 до 50 до 15 до 100

Годовая выручка до 800 млн. руб. до 7,5 млн. дол. до 10 млн. евро ограничение отсутствует ограничение отсутствует

Если говорить о существующих в российской практике критериях отношения к малому, среднему или крупному бизнесу, то ученые, как правило, опираются на критерии изложенные в ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Так, в России к субъектам малого предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица (индивидуальные предприниматели и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Во-первых критерий собственности и источников формирования имущенства: для юридических лиц суммарная доля участия государства, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %, а доля участия крупного бизнеса, не должна превышать 49 %.

Во-вторых критерий численности персонала: к малому бизнесу относятся предприятия до 100 работников включительно (к микропредприятиям - до 15 работников).

В третьих критерий выручки: выручка предприятия относящегося к малому бизнесу должна составлять до 800 млн. руб. в год (для микропредприятий - до 120 млн руб./год).

Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения рассматривается различными учеными с различных точек зрения. Так Багратуни К.Ю. и Данилина М.В. видят основные проблемы его развития в обеспечении эффективной государственной поддержки [6]. Дашев-ская И.Ф. [7] и Игонина Л.Л. [8] предопределяют проблему развития малого бизнеса в низкой эффективности работы банковской системы в этой области. Вихарев В.В. обосновывает необходимость совершенствования институциональной среды для обеспечения развития малого предпринимательства [9, 10]. Малюгина А. А. обуславливает ограничения развития малого бизнеса инфраструктурными дисфункциями [11]. Денисенко Т. А. и Мамонова И.В. рассматривают несовершенство налоговой системы в качестве основных препятствий развития малого бизнеса [12, 13]. Ершов Е.Г. в качестве сдерживающих развитие малого предпринимательства сил рассматривает низкий уровень развития инноваций и отсутствие действующих драйверов инновационного развития [14]. При этом если говорить о государственной (муниципальной) поддержки развития малого предпринимательство, то эффективные инструменты финансирования государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса по мнению некоторых ученых существуют [15, 16].

Деятельность субъектов малого бизнеса в Краснодарском крае регулируется, кроме упомянутого выше ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года [1], также региональным законом Краснодарского края № 1448-КЗ от 04.04.2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» [17].

Для выявления особенностей и определения тенденций развития малого бизнеса в Краснодарском крае рассмотрим динамику числа предприятий малого бизнеса в Краснодарском крае, в сравнении с регионами Южного федерального округа, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и средними данными по России за 2012-2017 гг. (таблица 2) и их темпы прироста (цепные), представленные на рисунке 1.

Таблица 2 - Динамика числа предприятий малого бизнеса в Краснодарском крае, в сравнении с регионами Южного федерального округа, г. Москва, г. Санкт-Петербург и средними данными по России за 2012-2017 гг. (данные Федеральной службы государственной статистики [18])

Регион 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Российская Федерация 2003038 2063126 2103780 2222372 2770562 2754577

г.Москва 241282 241973 245471 295153 516402 556927

г. Санкт-Петербург 211296 212715 217690 165603 234387 234830

Южный федеральный округ 151984 155705 160921 177350 226320 209659

Республика Адыгея 3650 3737 3968 4179 4498 3772

Республика Калмыкия 893 1024 1091 1762 1514 1853

Республика Крым - - - - 22238 22282

Краснодарский край 54886 59009 62814 81783 90252 81061

Астраханская область 9072 9179 9995 10266 10057 9957

Волгоградская область 27148 28012 28661 31413 33752 28639

Ростовская область 56335 54744 54392 47947 56478 54185

г.Севастополь - - - - 7531 7910

Из представленных данных видно, что Краснодарский край занимая третью строчку по числу предприятий малого бизнеса среди регионов России по темпам прироста этого числа уступает лишь столичному региону, т. е. опережает как все регионы ЮФО, так и г. Санкт-Петербург.

80 60 40 ^20

0 -20 -40

Рисунок 1 - Темпы прироста (цепные) числа предприятий малого бизнеса в Краснодарском крае, в сравнении со средними значениями регионов Южного федерального округа, г. Москва, г. Санкт-Петербург и средними данными по России за 2012-2017 гг. (рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [18])

■ Российская Федерация

■ г.Москва

г.Санкт-Петербург

Южный федеральны й округ

Краснодарск ий край

Стоит также отметить, что по сравнению с 2012 г., когда Краснодарский край занимал второе место по числу предприятий малого бизнеса в ЮФО уступая лишь Ростовской области, в последующие годы край занял лидирующую позицию по данному показателю. Для более полной характеристики развития малого бизнеса в Краснодарском крае рассмотрим какую долю занимает малый бизнес региона в структуре малого бизнеса России в сопоставлении с регионами ЮФО, городами Москва и Санкт-Петербург (таблица 3).

Из представленных в таблице 3 данных можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый периода доля малого бизнеса Краснодарского края в структуре малого бизнеса России имеет разнонаправленную динамику: так, до 2015 г., она стабильно росла, а в последующий период стабильно снижается, но среди регионов южного федерального округа край с 2013 г. По данному показателю стабильно занимает первую строчку. Среди прочих тенденций стоит отметить весьма значительный рост доли числа малых предприятий Москвы в структуре малого бизнеса России, и некоторое сокращение доли г. Санкт-Петербург.

Таблица 3 - Доли малого бизнеса Краснодарского края в структуре малого бизнеса Рос-

сии в сопоставлении с регионами ЮФО, городами Москва и Санкт-Петербург за 2012-2017 гг. (рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [18])

Регион 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

г.Москва 12,0 11,7 11,7 13,3 18,6 20,2

г. Санкт-Петербург 10,5 10,3 10,3 7,5 8,5 8,5

Южный федеральный округ 7,6 7,5 7,6 8,0 8,2 7,6

Республика Адыгея 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1

Республика Калмыкия 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1

Республика Крым - - - - 0,8 0,8

Краснодарский край 2,7 2,9 3,0 3,7 3,3 2,9

Астраханская область 0,5 0,4 0,5 0,5 0,4 0,4

Волгоградская область 1,4 1,4 1,4 1,4 1,2 1,0

Ростовская область 2,8 2,7 2,6 2,2 2,0 2,0

г.Севастополь - - - - 0,3 0,3

Весьма показательным в оценке развития малого бизнеса является показатель, отражающий соотношение числа предприятий малого бизнеса на 1000 чел. экономически активного населения в экономике, который более реалистично и объективно отражает ситуацию с развитием малого бизнеса (таблица 4).

Таблица 4 - Соотношение числа предприятий малого бизнеса на 1000 чел. экономически активного населения в экономике (рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [18])_

Регион 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Российская Федерация 26,5 27,3 27,9 29,0 36,2 36,2

г.Москва 35,5 35,2 34,6 41,8 71,4 77,5

г. Санкт-Петербург 73,0 74,7 75,5 55,8 77,6 77,2

Южный федеральный округ 21,7 22,3 23,1 21,7 27,7 25,6

Республика Адыгея 17,9 17,8 19,7 20,7 22,3 18,9

Республика Калмыкия 6,1 7,2 7,4 12,2 10,4 13,2

Республика Крым - - - - 24,7 24,3

Краснодарский край 20,8 22,5 24,0 30,3 33,0 29,2

Астраханская область 17,5 17,2 18,8 19,4 19,2 18,6

Волгоградская область 20,4 20,8 21,8 24,0 26,2 22,5

Ростовская область 26,1 25,6 25,4 22,5 26,0 25,3

г.Севастополь - - - - 39,0 39,2

Из представленных данных видно, что по соотношению числа предприятий малого бизнеса на 1000 чел. экономически активного населения в экономике Краснодарский край в настоящее время уступает в ЮФО только г. Севастополь, и значительно опережает средние значения данного показателя по России. Также стоит отметить, что по данному соотношению в России лидирует столичный регион, который в 2017 г. отобрал лидирующие позиции у г. Санкт-Петербург.

Подобные успехи в области развития малого бизнеса на Кубани обусловлены в частности существующими формами государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае, которые реализуются департаментом промышленной политики Краснодарского края [19], министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края [20], департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края [21], службой труда и занятости населения министерства труда и социального развития Краснодарского края [22]. Однако при этом стоит отметить, что основные формы государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае сосредоточены исключительно в промышленности и сельском хозяйстве, т.е. никаких материально-финансовых мер поддержки малого бизнеса в сфере услуг на сегодняшний день в регионе не существует.

Кроме форм государственной и региональной поддержки положительная динамика показателей развития малого бизнеса в Краснодарском крае также обусловлена развитием институциональной инфраструктуры в регионе [23]. Так в качестве объектов инфраструктуры в крае созданы и фукнционируют: Центр поддержки предпринимательства, Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края, Фонд развития бизнеса Краснодарского края, Фонд микрофинансирования Краснодарского края, ЦМИТ «Станция», Союз «Торгово-промышленная палата Краснодарского края» и Коворкинг «Место действия», цель деятельности которых - оказание на безвозмездной основе всесторонней информационно-консультационной помощи объектам малого бизнеса Краснодарского края.

Для определения уровня осведомленности молодежи о существующих формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае и функционировании объектов инфраструктуры было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 100 студентов кубанских вузов, результаты исследования представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты социологического исследования осведомленности молодежи о существующих формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае и функционировании объектов инфраструктуры __

Позиция опроса «Да» «Нет»

Задумывались ли Вы в серьез о создании собственного малого бизнеса 11 % 89 %

Знаете ли Вы о существующих мерах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае в области промышленности 1 % 99 %

Знаете ли Вы о существующих мерах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае в области сельского хозяйства 12 % 88 %

Знаете ли Вы о существующих центрах поддержки начинающим предпринимателям таких как Центр поддержки предпринимательства, Коворкинг «Место действия» и др. 8 % 92 %

Из представленных данных видно, что только 11 % опрошенных в серьез задумывались о создании собственного малого бизнеса, примерно столько же были осведомлены о мерах государственной и региональной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае в области сельского хозяйства, и только 8 % опрошенных знали о существующих центрах поддержки начинающим предпринимателям таких как Центр поддержки предпринимательства, Ковор-кинг «Место действия» и др. Все это говорит о низком уровне популяризации малого предпринимательства, а также низком уровне информационной поддержки существующих в крае

формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса и функционировании объектов инфраструктуры.

Подводя итог стоит отметить, что не смотря на то, что Краснодарский край занимая третью строчку по числу предприятий малого бизнеса среди субъектов Российской Федерации и по темпам прироста этого числа уступает лишь столичному региону у региона имеются резервы совершенствования системы развития малого бизнеса. Во-первых для развития малого бизнеса в сфере услуг на Кубани необходимо разработать меры поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае для этого сектора экономики, т. к. на сегодняшний день они реализуются лишь для промышленности и сельского хозяйства. Во-вторых проводить популяризацию молодежного малого предпринимательства. Проведенное же для определения уровня осведомленности молодежи о существующих формах государственной и региональной поддержки малого бизнеса социологическое исследование выявило низкий уровень информационной поддержки существующих в крае форм поддержки малого бизнеса и объектов инфраструктуры. В связи с чем, в-третьих, необходимо усовершенствовать информационную политику региона в области информирования потенциальных и начинающих предпринимателей о существующих видах помощи. Реализация же подобных мер приведет к укреплению темпов развития малого бизнеса в Краснодарском крае.

Источники:

1. ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dilger Robert Jay. Small Business Size Standards: A Historical Analysis of Contemporary Issues // Washington, DC: Congressional Research Service. 2018 по. 20 - 30 р.

3. Официальный сайт Еврокомиссии. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/initiatives/ares-2017-2868537_en. Дата обращения: 18.11.2018 г.

4. Официальный сайт Australian Fair Work Commission (FWC). Режим доступа: https://www.fwc.gov.au/?pagename=aboutamendmentact. Дата обращения: 18.11.2018 г.

5. Официальный сайт ассоциации Южноафриканских банков «Banking Association South Africa». Режим доступа: https://www.banking.org.za/what-we-do/sme/sme-definition. Дата обращения: 18.11.2018 г.

6. Багратуни К.Ю., Данилина М.В. Теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса: монография. М.: Русайнс, 2015.- 162 с.

7. Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами малого и среднего бизнеса. // Труд и соц. отношения. - 2015. - №11. - С. 142-146.

8. Игонина Л. Л. Инвестиционные кредиты коммерческих банков в финансировании реального сектора российской экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4-1. С. 97-101.

9. Вихарев В. В. Институциональная среда трансформирующейся социально-экономической системы России: параметрические оценки на основе семейства индексов WGI Всемирного Банка. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы». 2014. С. 48-52.

10. Вихарев В. В. Использование методики WGI Всемирного Банка в оценке изменений институциональной среды России: возможности и ограничения. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 46 (328), С. 32-44.

11. Малюгина А. А. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. //Лизинг. Технологии бизнеса. - 2012. - № 5. С. 37-42.

12. Денисенко Т. А., Мамонова И. В. Проблемы развития малого бизнеса в российской федерации в современных условиях и пути их решения. Сборник статей международной

научно-практической конференции «Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций». 2017. С. 64-68.

13. Игонина Л.Л., Мамонова И.В. Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4 (412). С. 38-50.

14. Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий. // Экономика, статистика и информатика. -2011. - № 2. - С. 55-59.

15. Игонина Л. Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности. // Финансы и кредит. 2015. № 35 (659) С. 12-24.

16. Игонина Л. Л. Проблемы и перспективы укрепления финансовых основ местного самоуправления. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 124-128.

17. Закон Краснодарского края № 1448-КЗ от 04.04.2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» (с изменениями на 5 октября 2018 года). Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/174320/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

19. Официальный сайт Департамента промышленной политики Краснодарского края. Режим доступа: http://dppkk.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

20. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Режим доступа: http://www.msh.krasnodar.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

21. Официальный сайт Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Режим доступа: http://www.kubaninvest.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

22. Официальный сайт Службы труда и занятости населения министерства труда и социального развития Краснодарского края. Режим доступа: https://www.kubzan.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.

23. Вихарев В.В. Прогнозные оценки развития институциональной среды трансформирующейся социально-экономической системы России на основе индексов The PRS Group в рамках модели ICRG. Материалы международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития». Под редакцией: Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. Краснодар: Издательство «Южный институт менеджмента», 2014. С. 76-81

Sources:

1. FZ No. 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" dated June 24, 2007. Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_52144/ Address: 18.11.2018

2. Dilger Robert Jay. Small Business Size Standards: A Historical Analysis of Contemporary Issues // Washington, DC: Congressional Research Service. 2018 nr. 20 - 30 p.

3. The official website of the European Commission. Access mode: https://ec.eu-ropa.eu/info/law/better-regulation/initiatives/ares-2017-2868537_en. Circulation date: 11/18/2018

4. The official website of the Australian Fair Work Commission (FWC). Access mode: https://www.fwc.gov.au/?pagename=aboutamendmentact. Circulation date: 11/18/2018

5. The official website of the Association of South African banks "Banking Association South Africa". Access mode: https://www.banking.org.za/what-we-do/sme/sme-definition. Circulation date: 11/18/2018

6. Bagratuni K.Yu., Danilina M.V. Theory and practice of state support for small business development: monograph. M .: Rusayns, 2015. - 162 p.

7. Dashevskaya I.F. The interaction of the banking sector with small and medium-sized businesses. // Labor and soc. relations. - 2015. - №11. - p. 142-146.

8. Igonina L.L. Investment loans of commercial banks in financing the real sector of the Russian economy // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 4-1. Pp. 97101.

9. Vikharev V.V. The institutional environment of a transforming socio-economic system of Russia: parametric estimates based on the WGI index family of the World Bank. Materials of the international scientific-practical conference dedicated to the 95th anniversary of the Financial University "Problems of achieving economic efficiency and social balance: imperatives, legal and economic mechanisms." 2014. p. 48-52.

10. Vikharev V.V. Using the WGI methodology of the World Bank in assessing changes in the institutional environment of Russia: opportunities and limitations. // Financial Analytics: Problems and Solutions. 2016. No. 46 (328), pp. 32-44.

11. Malyugina A.A. Infrastructure support for small and medium-sized businesses. // Leasing. Technology business. - 2012. - № 5. P. 37-42.

12. Denisenko T.A., Mamonova I.V. Problems of small business development in the Russian Federation in modern conditions and ways to solve them. Collection of articles of the international scientific-practical conference "National economies in the context of global and local transformations". 2017. p. 64-68.

13. Igonina L.L., Mamonova I.V. Stimulating tax breaks as a tool for fiscal regulation: features of the application and assessment of efficiency at the regional level // Accounting in budget and nonprofit organizations. 2017. No. 4 (412). Pp. 38-50.

14. Ershov E.G. Innovative business incubator in the infrastructure to support small enterprises. // Economics, statistics and computer science. -2011. - № 2. - p. 55-59.

15. Igonina L.L. Financial autonomy of municipalities: limitations and opportunities. // Finance and credit. 2015. No. 35 (659) p. 12-24.

16. Igonina L.L. Problems and prospects of strengthening the financial foundations of local government. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 8-1. P. 124-128.

17. The Law of the Krasnodar Territory No. 1448-KZ dated April 4, 2008 "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Krasnodar Territory" (as amended up to October 5, 2018). Access Mode: http://www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/174320/ Appeal Date: 11/18/2018

18. Official site of the Federal State Statistics Service. Access mode: http://www.gks.ru/ Appeal date: 11/18/2018

19. Official site of the Department of Industrial Policy of Krasnodar Region. Access Mode: http://dppkk.ru/ Appeal Date: 11/18/2018

20. The official website of the Ministry of Agriculture and the processing industry of Krasnodar Region. Access Mode: http://www.msh.krasnodar.ru/ Date of Treatment: 11/18/2018

21. The official website of the Department of investments and development of small and medium enterprises of Krasnodar region. Access Mode: http://www.kubaninvest.ru/ Appeal Date: 11/18/2018

22. Official site of the Labor and Employment Service of the Ministry of Labor and Social Development of the Krasnodar Territory. Access Mode: https://www.kubzan.ru/ Date of Treatment: November 18, 2018

23. Vikharev V.V. Forecast estimates of the development of the institutional environment of the transforming socio-economic system of Russia based on The PRS Group indexes in the framework of the ICRG model. Proceedings of the international scientific-practical conference "Economic and legal aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia: the real implications of dynamic social development". Edited by: G. B. Kleiner, E.V. Sobolev, V.V. Sorokoherdiev, Z.M. Khasheva. Krasnodar: Southern Institute of Management Publishing, 2014. P. 76-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.