Научная статья на тему 'Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях'

Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6694
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PUBLIC EVENTS / ПРАВОПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODY / ТАКТИКА / TACTICS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPECIAL EVENTS / ГРУППЫ БОЕВОГО ПОРЯДКА / BATTLE FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абазов Ислам Султанович

В статье анализируются особенности работы органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий, основной целью которой признано обеспечение охраны здоровья и жизни граждан. Приведена классификация массовых мероприятий по различным основаниям, установлены причины возникновения напряженности во время их проведения. Выявлены основные тактические направления действий подразделений ОВД, перечислены особенности создания группировки сил и средств ОВД для обеспечения правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абазов Ислам Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES AND SPECIFIC CHARACTER OF TACTICAL ACTIONS OF POLICE UNITS WHEN SECURING PUBLIC ORDER AT MASS EVENTS

The article analyses special features of the internal affairs bodies' activities during public events, the main purpose of which is to ensure protection of health and life of citizens. The author presents classification of mass events according to various grounds, establishes the causes of tensions during the events execution. The paper considers the basic tactical course of actions of police units, lists the peculiarities of deploying of police forces and the means of public order support.

Текст научной работы на тему «Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях»

УДК 343.34

Абазов Ислам Султанович

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Аннотация:

В статье анализируются особенности работы органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий, основной целью которой признано обеспечение охраны здоровья и жизни граждан. Приведена классификация массовых мероприятий по различным основаниям, установлены причины возникновения напряженности во время их проведения. Выявлены основные тактические направления действий подразделений ОВД, перечислены особенности создания группировки сил и средств ОВД для обеспечения правопорядка.

Ключевые слова:

массовые мероприятия, правопорядок, меры безопасности, орган внутренних дел, тактика, специальные мероприятия, группы боевого порядка.

Abazov Islam Sultanovich

Senior Lecturer, Department for Police Special Environment Operations, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE FEATURES AND SPECIFIC CHARACTER OF TACTICAL ACTIONS OF POLICE UNITS WHEN SECURING PUBLIC ORDER AT MASS EVENTS

Summary:

The article analyses special features of the internal affairs bodies' activities during public events, the main purpose of which is to ensure protection of health and life of citizens. The author presents classification of mass events according to various grounds, establishes the causes of tensions during the events execution. The paper considers the basic tactical course of actions of police units, lists the peculiarities of deploying of police forces and the means of public order support.

Keywords:

public events, public order, security measures, internal affairs body, tactics, special events, battle formation.

Любое массовое мероприятие может закончиться трагически, если при его организации не были предприняты надлежащие меры безопасности, преследующие одну цель: обеспечить охрану здоровья и жизни граждан. Знание личным составом служебных обязанностей и прав, как своих, так и граждан, мер личной и общественной безопасности, умение правильно, оптимально и в соответствии с существующим законодательством применить боевые приемы борьбы, физическую силу, специальные средства, а также огнестрельное оружие будут определять, насколько сотрудники полиции готовы выполнить поставленную задачу. Для качественного исполнения поставленных оперативно-служебных и служебно-боевых задач каждый сотрудник полиции обязан иметь разностороннюю подготовку и системно ее совершенствовать [1].

В настоящее время особо значима культура общения сотрудника полиции с гражданами, независимо от его должности и звания. Многие напряженные ситуации разрешатся, если сотрудники полиции будут не только исполнять служебные обязанности, но еще и культурно и корректно общаться с гражданами. Вследствие этого авторитет полицейского вырастет, что незамедлительно скажется на улучшении криминогенной обстановки в целом и послужит переломом в отношении граждан к полиции.

Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий - один из сложных участков работы органов внутренних дел, который требует постоянного внимания, полной мобилизации всего личного состава на всем протяжении массового мероприятия, в очаге, зоне (месте) и районе его проведения.

Массовые мероприятия имеют два основных направления своего воздействия на граждан: зрелищное и агитационное. В свою очередь, зрелищное направление массовых мероприятий включает в себя культурные и спортивные, а агитационное - ритуальные и политические массовые мероприятия [2].

Массовые мероприятия могут быть классифицированы по ряду отличительных характеристик. Возможные варианты классификаций массовых мероприятий по выделенным признакам представлены ниже.

1. Периодичность:

- спонтанные (забастовки, неожиданная встреча кумира, артиста),

- разовые (открытие мемориала, выставки, монумента),

- повторяющиеся (парады, демонстрации, соревнования, праздничные шествия),

- постоянные (работа парков, музеев).

2. Форма:

- движущиеся (шествия, демонстрации),

- слабоподвижные (основу движения составляют отдельные личности, артисты, спортсмены, политические деятели, кумиры и др.),

- диффузорные (гуляния в парках, осмотр выставок),

- статичные (митинг, футбольный матч).

3. Характер:

- организованные,

- неорганизованные.

4. Масштаб:

- всеобщие,

- региональные,

- областные,

- местные [3].

При высокой плотности массовых мероприятий в большой степени вероятно возникновение конфликтных ситуаций среди массы людей. Признаками обострения социальной напряженности при проведении массовых мероприятий могут быть:

- проявления значительными группами граждан недовольства в решении экономических, социальных и политических проблем, действиями или бездействием органов власти,

- обострение межнациональных и межрелигиозных отношений и возникновение конфликтов,

- значимый рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан,

- ухудшение экологической обстановки [4].

В целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, а также материальных ценностей при проведении массовых мероприятий законодательство России допускает частичное и временное ограничение прав и свобод граждан, которое выражается в:

- оцеплении районов, зон (мест) и очагов проведения массового мероприятия,

- ограничении доступа граждан в район проведения массового мероприятия,

- ограничении движения транспортных средств и изменении (временном) их маршрутов,

- запрещении торговли спиртными напитками, пиротехническими средствами в районе проведения массового мероприятия,

- прерывании и приостановлении некоторых работ, осуществляемых в районе проведения массового мероприятия,

- установлении определенных правил поведения людей в районе проведения массового мероприятия [5].

Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий (в их очаге) являются:

- охрана жизни, здоровья и имущества граждан, находящихся на массовом мероприятии,

- обеспечение выполнения гражданами, находящимися на массовом мероприятии, всех установленных правил поведения, нахождения и перемещения,

- блокирование района, зоны (места), очага проведения массового мероприятия,

- усиление охраны общественного порядка и материальных ценностей в районе проведения массового мероприятия,

- возвращение блокированного района к нормальной жизнедеятельности.

К основным направлениям тактики подразделений органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий относятся такие, которые, во-первых, охватывают совместную работу и взаимодействие с организаторами массового мероприятия, во-вторых, устанавливают режим и обеспечивают законность и правопорядок массового мероприятия, в-третьих, обеспечивают беспрепятственное накопление, а затем свободное рассредоточение граждан из очага проведения массового мероприятия, в-четвертых, определяют запланированный ход массового мероприятия.

Создание группировки сил и средств органов внутренних дел для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий базируется на системе проведения специальных операций с учетом основных направлений тактики подразделений органов внутренних дел при их проведении. Для этого в соответствии с обстановкой, условиями, обстоятельствами и состояниями назначаются следующие группы боевого порядка (наряды, расчеты):

- для блокирования района, зоны (места) и очага проведения массового мероприятия: оцепления, цепочки, заслоны (КПП), наряды автомашин, преграждения, наблюдательные посты;

- для усиления охраны общественного порядка и материальных ценностей: системы постов охраны, патрульные группы, подвижные полицейские группы, системы технического наблюдения, сигнализации;

- для решения главных задач: наряды охраны правопорядка и законности, группы обеспечения выполнения гражданами установленных правил, группы сопровождения (отдельных лиц и колонн), группы разъяснения законов гражданам, оперативные группы, наряды наблюдателей, наряды связи и резерв.

Личный состав групп боевого порядка нарядов и расчетов при несении службы обязан:

- твердо знать свою задачу и умело выполнять ее;

- без разрешения старшего не оставлять порученный участок службы;

- решительно пересекать нарушения общественного порядка, если потребуется, то используя помощь общественности;

- удалять из района проведения массового мероприятия лиц, нарушающих общественный порядок;

- задерживать и препровождать лиц, имеющих при себе оружие, опасные предметы, вещества, похожие на взрывчатые, в группу разбора;

- быть вежливым и культурным, но одновременно требовательным к гражданам в вопросе соблюдения ими установленных правил поведения.

Успех выполнения поставленной задачи во многом зависит от качества подготовки личного состава, которая включает в себя:

- доведение до личного состава общей задачи подразделений,

- изучение обязанностей лицами назначенных нарядов,

- проведение занятий, тренировок,

- проведение инструктажей нарядов,

- подготовку боевой техники, оружия, специальных средств, автотранспорта, обмундирования и снаряжения.

Заключительным этапом рассматриваемого периода является выдвижение подразделения в район несения службы.

Марш в район несения службы совершается по заранее определенным маршрутам. На маршрутах движения колонн организуется служба его регулирования. Личный состав прибывает в район несения службы в соответствии с указанным временем. Старшие нарядов при несении службы должны постоянно поддерживать высокую боевую готовность, дисциплину и организованность среди личного состава наряда. Без согласования с оперативными начальниками они не имеют права менять определенную планом границу расположения групп боевого порядка, зоны оцепления, места расположения нарядов, расчетов и резервов, а также автотранспорта и др. в секторах (участках).

Самыми крупными общественными событиями в мире, привлекающими миллионы зрителей и требующими мобилизации всех сил и средств органов правопорядка, являются Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов. В связи с этим огромный интерес для изучения представляет опыт проведения Олимпийских игр и других крупномасштабных спортивных мероприятий, особенно с учетом угрозы и рисков, связанных с вниманием к ним террористов, действия которых могут привести к значительному ущербу, большим потерям человеческих жизней и вызвать страх у многих граждан.

На обеспечение безопасности Олимпиады и Паралимпиады 2014 г. в Сочи было потрачено в общей сложности 57,8 млрд руб. из средств федерального бюджета [6], закуплены технические средства, подготовлены помещения. При строительстве олимпийских объектов строительные материалы проверялись на наличие взрывчатых веществ. ФСБ РФ разработана концепция безопасности, создан специальный центр МВД «0лимпиада-2014», число сотрудников сочинской полиции увеличено до 25 тыс. На территории и вокруг Олимпийского парка, где находилось большинство спортсооружений, велось круглосуточное наблюдение. Применялась система «профай-линга» - отслеживания подозрительного поведения пассажиров в ходе личной беседы с преобладанием вопросов о цели визита, настроении, первых впечатлениях. Сочи - первый город в стране, где была применена новейшая система «ГЛОНАСС» для обеспечения безопасности на дорогах, нормальной работы транспорта.

Технология безопасности сегодня используется при проведении большинства крупных мероприятий, с каждым годом она совершенствуется, сегодня существует большое количество новинок. Однако такие усовершенствования чреваты рискованными ситуациями и часто не соответствуют ожиданиям. Более предпочтительно устанавливать только проверенное оборудование и уже в процессе строительства сооружений.

Самые дешевые средства обеспечения защиты никогда не станут самыми лучшими. Следует помнить, что современные технологии хоть и оказывают помощь в обеспечении безопасности граждан, но не являются достаточно эффективными без процессов всестороннего планирования, тщательной подготовки и обучения личного состава и персонала.

Ссылки:

1. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ.

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

3. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.

4. Действия сотрудников ОВД при пресечении массовых беспорядков : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Сологуб, Д.Е. Сафонов, В.Е. Лаухин, Д.В. Артеменко, Р.В. Павленков. М., 2006.

5. О чрезвычайном положении : федер. конституцион. закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // Российская газета. 2001. 2 июня.

6. Товкайло М. Сколько стоит безопасность Олимпиады? [Электронный ресурс] // Ведомости. 2011. 31 янв. URL: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2011/01/31/cena_spokojstviya (дата обращения: 01.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.