Научная статья на тему 'Организационные и правовые основы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий'

Организационные и правовые основы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3170
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / SPORTS EVENTS / NATIONAL GUARD / CITIZENS / INTERACTION / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ГРАЖДАНЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атаев Рашид Алиевич, Шанько Виктор Викторович, Стецун Максим Юрьевич

Сложившаяся в современном мире ситуация ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности. Особенности, присущие некоторым социальным явлениям, получившим широкую распространенность вследствие действия ряда факторов, а также противоправное поведение отдельных граждан в местах массового скопления в последние годы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Атаев Рашид Алиевич, Шанько Виктор Викторович, Стецун Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY DURING SPORTING EVENTS

The current situation in the modern world poses a challenge to the law enforcement agencies of developed countries to ensure public security. Features inherent in some social phenomena that have become widespread due to a number of factors, as well as the illegal behavior of individuals in crowded places in recent years has a negative impact on the state of public order and security in the country.

Текст научной работы на тему «Организационные и правовые основы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий»

УДК 351.74 ББК 67.629

© 2019 г. Р. А. Атаев,

начальник кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат исторических наук. E-mail: r.ataev1974@mail.ru

В. В. Шанько,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат педагогических наук. E-mail: v.shanko@mail.ru

М. Ю. Стецун,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института

МВД России.

E-mail: max-azov@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сложившаяся в современном мире ситуация ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности. Особенности, присущие некоторым социальным явлениям, получившим широкую распространенность вследствие действия ряда факторов, а также противоправное поведение отдельных граждан в местах массового скопления в последние годы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасности в стране.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, общественная безопасность, спортивные мероприятия, национальная гвардия, граждане, взаимодействие.

R. A. Ataev - head of the tactical-special training department of the Rostov Institute of Law of the Ministry of the Interior of Russia, PhD in history.

V. V. Shanko - senior lecturer of the tactical and special training department of the Rostov Institute of Law of the Ministry of the Interior of Russia candidate of pedagogical sciences.

M. Yu. Stetson - lecturer of tactical and special training of the Rostov law Institute of Law of the Ministry of the Interior of Russia.

THE ORGANIZATION OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY DURING SPORTING EVENTS

The current situation in the modern world poses a challenge to the law enforcement agencies of developed countries to ensure public security. Features inherent in some social phenomena that have become widespread due to a number offactors, as well as the illegal behavior of individuals in crowded places in recent years has a negative impact on the state of public order and security in the country.

Keywords: protection of public order, public safety, sports events, national guard, citizens, interaction.

При решении проблем, возникающих в процессе организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий, принимает участие колоссальное число разных субъектов, в особенности, таких, как уполномоченные государственные органы, службы и подразделения МВД и лица, по собственной воле оказывающие поддержку. Все данные вопросы, без исключения, требуют от вышеуказанных субъектов кропотливой подготовки.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31), каждый имеет право на объединение. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений (ст. 30), каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29).

Вместе с тем гражданам должна гарантироваться личная и общественная безопасность. Поэтому охрана общественного порядка при

проведении массовых мероприятий как деятельность исполнительных органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, выступает в качестве гарантии реализации гражданами и общественными организациями их конституционных прав и свобод.

Организация массовых мероприятий состоит из трех взаимозависимых этапов: подготовительного, исполнительного и заключительного.

1. Подготовительный этап

В случае принятия уполномоченными законом органами решения о проведении спортивно-массового мероприятия направляется соответствующее уведомление руководителю органов внутренних дел, которое рассматривается совместно с компетентными структурами. При этом предусматриваются такие условия, как:

- сведения об органе, который направил извещение;

- сроки подачи и рассмотрения этого уведомления;

- сведения о месте, форме и участниках спортивно-массовых мероприятий;

- предполагаемое число участников данных событий;

- определение предположительного количества участников с целью их размещения в конкретной местности;

- отдельные характерные черты места, в котором намечается проведение спортивно-массового мероприятия;

- предоставление в определенные сроки инициаторами спортивного мероприятия руководителю органов внутренних дел:

а) плана мероприятия;

б) перечня участников, занятых исполнением распорядительных функций, их контактные данные.

Исходя из вышеуказанных условий, фиксируются предложения об изменении места, периода, цели и числа участников.

В случае поступления своевременных сведений из разных источников о вероятных опасностях взрыва, используются необходимые меры с целью изменения времени, зоны проведения, вплоть до запрета на его осуществление.

Первостепенным пунктом работы руководителя органа внутренних дел (руководителя штаба) считается своевременное осуществление рекогносцировки местности, то есть места проведения спортивно-массового мероприятия. Решение таких важных вопросов, как определение границ зон оцепления, постановка задач группам, введение временных ограничений дорожного движения должно осуще-

ствляться вместе с представителями иных организаций и ведомств. Также необходимо проводить обследование местности на предмет обнаружения взрывных устройств, предотвращать обстоятельства, содействующие совершению правонарушений болельщиками.

Для организации охраны общественного порядка, обеспечения безопасности людей при проведении спортивно-массового мероприятия, с учетом сведений о времени, месте, числе участников, необходимо анализировать оперативную обстановку в городе, области, разрабатывать план с расчетом сил и средств работников полиции, иных подразделений ОВД либо войск Национальной гвардии Российской Федерации.

В разрабатываемых планах указываются:

- место, время, задача выполнения массового мероприятия, приблизительное число участников;

- участки оцепления, контрольно-пропускные пункты;

- режим работы общественного транспорта и иных объектов;

- оперативные силы и средства, их размещение, процедура взаимодействия;

- особые прямые обязанности нарядов в зависимости от места несения службы;

- использование технических средств, заграждений, устройств для усиления речи.

Данный план разрабатывается ответственными лицами согласно приказу руководителя органа внутренних дел, в целях грамотного и оперативного управления силами и средствами, привлекаемыми с целью защиты общественного порядка. В структуру штаба непременно должны войти представители уполномоченного органа власти, администрации, прокуратуры, МВД РФ, войск Национальной гвардии Российской Федерации, организаторы мероприятии.

При штабе формируются группы, специализирующиеся на охране общественного порядка, принятии противопожарных мер, компетентные в вопросах, возникающих при задержании преступников и правонарушителей. А также привлекаются представители тылового и медицинского подразделений.

В целом, на подготовительном этапе организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий ОВД осуществляется следующая работа:

- определяются характер и особенности массового мероприятия;

- оценивается оперативная обстановка;

- разрабатываются план охраны общест-

венного порядка и схема расстановки сил и средств;

- проводится инструктивное совещание с руководителями подразделений и служб;

- создаются органы управления;

- организовывается взаимодействие всех привлекаемых сил;

- осуществляются подготовка личного состава и технических средств к несению службы;

- проводятся рекогносцировка местности, тренировка подразделений, служб, нарядов, групп и т. д.

1. Основной этап.

При проведении спортивно-массовых мероприятий сотрудники органов внутренних дел и другие субъекты, дополнительно привлекаемые для охраны общественного порядка, выполняют поставленные задачи в присутствии большого числа граждан. Именно поэтому к ним предъявляются особые требования. При несении службы личный состав нарядов должен проявлять высокую бдительность, выявлять обстоятельства, причины и условия, которые могут способствовать совершению правонарушений. Меры, принимаемые сотрудниками при охране общественного порядка, должны быть направлены на предупреждение правонарушений, которые могут быть совершены болельщиками спортивных мероприятий.

Первоначально силы нарядов и групп охраны общественного порядка направлены на предотвращение распития спиртных напитков, недопущение на территорию проведения лиц в состоянии алкогольного опьянения. Также необходимо выявлять и изымать предметы, запрещенные к использованию во время массового мероприятия. Большой профилактический эффект достигается посредством видеозаписи событий, происходящих во время мероприятия.

Одним из важнейших тактических приемов, которые позволяют обнаружить лиц, нарушающих общественный порядок, является наблюдение. В случае выявления лиц, которые совершают правонарушения, не создающие угрозы жизни и здоровью окружающих их лиц, необходимо применять метод убеждения. При отсутствии должной реакции данных лиц для восстановления порядка сотрудники ОВД должны применить административно-предупредительные меры.

В случае совершения лицами противоправных деяний может производиться их задержание, для чего необходимо оценивать обстановку и возможную реакцию граждан.

Действия, применяемые сотрудниками, должны быть обоснованными и вызывать одобрение и поддержку у окружающих.

Важнейшим условием достижения необходимого результата является заблаговременное прибытие руководителя оперативного штаба вместе со своим личным составом, который задействован для обеспечения охраны общественного порядка, на место проведения спортивно-массового мероприятия. По прибытии на место руководитель оперативного штаба осуществляет следующие мероприятия:

- принимает доклад от сотрудников постов, которые несут службу на объекте;

- проверяет качество проведения всех перечисленных выше подготовительных мероприятий;

- дает указание на устранение всех замеченных недостатков;

- проводит инструктаж сотрудников перед расстановкой их по объектам;

- лично контролирует расстановку сил и средств по рубежам, объектам, постам;

- еще раз досматривает места проведения мероприятия с помощью кинолога с собакой;

- осуществляет организацию системы взаимодействия и связи.

2. Заключительный этап.

После непосредственного проведения самого массового мероприятия весь личный состав, который был задействован в охране общественного порядка, подводит итоги проведенной работы, при этом осуществляется анализ всего комплекса мер, принятых во время спортивно-массового мероприятия. По результатам составляется справка и вносятся конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию охраны общественного порядка.

В заключение хотелось бы сказать, что основная сложность в деятельности ОВД по охране общественного порядка возникает, как правило, непосредственно перед проведением и по окончании спортивно-массового мероприятия. Но существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

На данный момент одной из самых сложных задач для органов внутренних дел является осуществление процесса обеспечения общественного порядка и безопасности на спортивно-массовых мероприятиях. Он требует задействования большого количества средств и сил, дополнительных лиц из числа специа-

листов различных уровней, а также составления четкого плана действий сотрудников.

Крупные спортивные мероприятия являются важнейшими и социально значимыми явлениями, происходящими на территории нашей страны. Они требуют комплексного использования сил и средств МВД России в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при их проведении, а также согласованных действий различных подразделений органов внутренних дел.

Во все времена существования любого государства обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности считалось важнейшей задачей правоохранительных органов. Именно обеспечение общественного порядка гарантирует стабильное развитие страны. К основным направлениям обеспечения общественного порядка относятся соблюдение законности и недопущение беспорядков в ходе проведения массовых спортивных мероприятий. В настоящее время это стало актуальным и для Российской Федерации.

К главным особенностям проведения данных мероприятий относятся противоположные мнения двух групп болельщиков (фанатов), которые могут совершать в ходе проведения соревнований общественно опасные действия, приводящие к нарушению общественного порядка, а в крайних случаях - даже к человеческим жертвам. На данный момент принято считать, что противоправные действия, приводящие к нарушению общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий, являются самой опасной формой преступной деятельности для всего человечества и отдельных государственных образований.

К главным задачам органов внутренних дел (полиции) при проведении спортивно-массовых мероприятий относятся:

1) обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия;

3) недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где данное мероприятие не проводится;

4) предупреждение и пресечение преступлений и нарушений охраны общественного порядка.

Основой деятельности охраны общественного порядка и безопасности являются тщательная подготовка и проверка созданных

планов действий сил и средств, задействованных при проведении спортивно-массовых мероприятий. При проведении спортивных мероприятий, и, в особенности, футбольных матчей все силы органов внутренних дел направляются на непосредственное обеспечение безопасности зрителей и регулирование их поведения. До начала организации спортивных мероприятий с сотрудниками ОВД проводится различного рода профилактическая, разъяснительная работа, проверяются системы жизнеобеспечения сооружений, надежность конструкций, а также организация посадки людей на общественный транспорт. За теми лицами, которые наиболее активно провоцируют соперничающие группировки к совершению противоправных действий, устанавливается административный надзор.

При проведении официальных спортивных мероприятий в соответствии с правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством РФ, устанавливаются права и обязанности зрителей. Организаторы официальных спортивных соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта наряду с правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований вправе устанавливать дополнительные требования к поведению зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые не могут противоречить требованиям федерального законодательства [3, с. 22].

Спортивные мероприятия считаются особо важными общественными событиями, привлекающими внимание большого количества болельщиков и непосредственных участников. За последнее время риск угрозы жизни и здоровью граждан значительно возрос, и теперь никоим образом нельзя полностью возлагать обязанности по обеспечению общественного порядка только на организаторов данного мероприятия или дополнительно задействованных лиц, как это могло происходить раньше. Возникновение непредвиденных проблем и приведение к массовым искам о возмещении ущерба являются последствиями невысокого уровня защиты и безопасности.

Для совершенствования уровня проведения спортивных мероприятий и обеспечения высокого уровня общественного порядка и безопасности следует, главным образом, учитывать опыт проведения их в прошлые годы. При этом следует анализировать как положительный, так и отрицательный опыт в про-

ведении данного рода мероприятий и делать из этого определенные выводы, которые помогут избежать подобных ошибок в будущем.

В случаях, когда требуется разработка специальных программ тренировок сил, которые задействованы в охране общественного порядка, необходимо достаточно полно использовать опыт проведения спортивных мероприятий в прошлые годы. Частью таких программ является выработка единого механизма согласованных действий всех подразделений ОВД и сотрудников полиции, а также привлекаемых к обеспечению безопасности сил пожарной, береговой охраны и военнослужащих.

Для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции необходимо совершенствовать специальные учебные программы, которые предназначены для выработки у них навыков оперативных действий в случае возникновения общественно опасных ситуаций. Особое внимание необходимо уделять тактической подготовке сотрудников правоохранительных органов, отработке полученных знаний и навыков на практике в искусственно созданных чрезвычайных условиях.

В настоящее время подготовка сотрудников осуществляется несколькими способами: проведение тактико-специальных учений, теоретическая подготовка сотрудников в области законодательства, касающегося охраны общественного порядка при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий, ознакомление их с новыми способами и методами пре-

Литература

1. Горовой А. Особенности обеспечения безопасности спортивных мероприятий // Полиция России. 2015. №2.

2. Потапова С. Острые вопросы предупреждения правонарушений и преступлений спортивных болельщиков // Профессионал. 2014. № 4.

3. Мараев Т. И. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий -международный аспект // Научный портал МВД России. 2016. № 1 (33).

4. Нечипоренко Г. А. Модуль 1 2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий [Текст]: учебно-методическое пособие / ДКО МВД России, под общ. ред. О. Д. Нациевского. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

сечения групповых нарушений общественного порядка, разрабатываемых в образовательных учреждениях МВД России [1, с. 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно полагать, что имеется необходимость в подготовке специальной группы сотрудников полиции, которые во время проведения массовых мероприятий внедрялись бы в группы болельщиков и выявляли лиц, провоцировавших толпу к совершению противоправных действий, а также принимали бы меры к их своевременной изоляции. Такой метод позволил бы пресечь массовые беспорядки еще до их активных проявлений.

Для совершенствования подготовки подразделений ОВД к пресечению групповых нарушений общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий проводятся тактические учения, на которых отрабатывается взаимодействие сил и средств полиции, задействованных в обеспечении охраны общественного порядка, проверка готовности сотрудников к действиям при внештатных ситуациях.

Таким образом, в целях наиболее эффективного решения правоохранительных задач при проведении массовых спортивных мероприятий необходимо согласованное действие всех субъектов охраны общественного порядка. Важно помнить, что за каждым успешно проведенным зрелищным спортивным мероприятием стоит тяжелый, длительный, профессиональный труд сотрудников правоохранительных органов.

Bibliography

1. Gorovoy A. Features of security of sports events // Police of Russia. 2015. № 2.

2. Potapova S. Acute issues of prevention of offenses and crimes of sports fans // Professional. 2014. № 4.

3. Maraev T. I. Legal regulation of the activities of the internal Affairs bodies to ensure public safety during sports events - international aspect // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. № 1 (33).

4. Nechiporenko G. A. Module 12. Protection of public order and public safety during mass events [Text]: training manual / DKO of the Ministry of internal Affairs of Russia, under the General ed. Moscow: RCAC, the Ministry of internal Affairs of Russia, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.