Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ В ШКОЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ В ШКОЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РОДИТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ДИСКУССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дариюш Юхайи

Автор статьи рассматривает особенности и проблемы, существующие в обучении родителей о воспитании детей в школах ИРИ. Указывается, что с учётом отсутствия единой политики по этому вопросу со стороны соответствующих структур, положение по осведомлённости родителей о семейном воспитании не одинаковы. Для повышения уровня осведомленности родителей по воспитанию детей предлагается составлении единой и систематичной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND PROBLEMS OF THE EDUCATION OF PARENTS ABOUT THE EDUCATION IN THE SCHOOLS OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

The author of the article reviews the peculiarities and problems existing in the education of parents about the upbringing of children in the schools of the Islamic Republic of Iran. It is pointed out that, given the absence of a unified policy on this issue by the relevant structures, the situation of parents' awareness of family education is not the same. To increase the level of awareness of parents on the upbringing of children, it is proposed to draw up a single and systematic program.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ В ШКОЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

Просвещение, 1971. - 208 с.

6. Хорева Г.В. Комбинаторные задачи для младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей

начальных классов. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - 33 с.

7. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П.Савин. - М.: Педагогика, 1989.

8. Петровский А.В. Основные направления развития и современное педагогической психологии. Советская

педагогика, 1972, .№5.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭЛЕМЕНТОВ КОМБИНАТОРИКИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Статья посвящена изучению комбинаторных задач в школах с углубленном изучением математики. В развитии мышления учеников большую роль играют задачи, формирующие комбинаторный стиль. Комбинаторный стиль призван усилить сторону дискретной математики в школьном курсе математики. Определена актуальность работы. В работе рассмотрены решения нескольких примеров.

Ключевые слова: Комбинаторика, комбинаторные задачи, сочетания, перестановка, размещения, формулы.

METHODS OF TEACHING STUDENTS SELF-SOLVING PROBLEMS OF COMBINATORICS IN MATHEMATICS LESSONS

This article is dedicated to the study of combinatorial problems in schools with in-depth study of mathematics. In the development of pupils' thinking, a large role is played by the tasks that form the combinatorial style. The combinatorial style is intended to strengthen the side of discrete mathematics in the school course of mathematics. Determined the relevance of the work. The paper discusses the solutions of several examples.

Keywords: combinatory, combinatorialproblems, combination, permutation, placementformula.

Сведение об авторе:

Мохираи Рахмон - старший преподаватель, кафедра математических дисциплин и современного естествознания, Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, E-mail: mohira_tgy@mail.ru; тел:(+992) 927789115

About the author:

Mohirai Rakhmon, senior teacher, department of mathematical disciplines and modern natural sciences, Tajikstate university qfrgfrt, businessandpolicies, E-mail: mohira_tgy@mail.ru; tel:(+992) 927789115

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ В ШКОЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Дариюш Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

В условиях трансформации традиционной семьи и общества считается целесообразным и как не когда становится актуальным создание условий для просвещения семей, особенно родителей о воспитании подрастающего поколения. Если государство хочет иметь здоровое общество, способное конкурировать с развивающей быстрыми темпами населением мира и занять своё достойное место в мировом сообществе, ему необходимо всячески способствовать воспитанию здоровых, просвещённых, физически и морально высокоразвитых граждан. Осуществлению этих целей могут способствовать школы, как центры образования не только для подрастающего поколения, но и как институты, помогающие и сотрудничающие с родителями для желаемого воспитания их детей.

Учитывая такие возможности, в школах организуют различные способы взаимодействия с родителями учащихся. Как отмечает таджикский учёный Х. Рахимзода: «Сотрудничество и взаимодействие семьи и школы должно основываться на взаимопонимания и взаимопомощи. Нельзя считать сотрудничеством обстоятельства, при которых учитель посещает семью и доводит до сведения родителей, что ребёнок плохо учится, пропускает уроки, имеет плохое поведение и просит принять меры» [3, с.267]. В различных курсах по воспитанию, которые организуются для родителей, исходя из добрых намерений, вкуса, усилий и желаний директоров начальных и средних школ, образовательные материалы преподаются и обсуждаются опытными инструкторами. Исходя из того, что поведение родителей сильно влияет на развитии личности детей и подростков, их физического и

психологического благополучия, необходимо, чтобы родители и другие члены семьи обучались различными методами и формами. Они должны участвуя в курсах и классах, лекциях и свободных дискуссиях совершенствовать свою осведомленность и информированность, в том числе по следующим направлениям:

1. Цели брака и создания семьи;

2. Права и обязанности мужа и жены по отношению друг к другу и к их детям;

3. Гармоничные семьи и их особенности;

4. Управление домом и семьей, надлежащие способы домоводства;

5. Братья и сёстры, человеческие отношения в семье;

6. Цели и задачи собрания и родительского комитета, учителей и воспитателей, пути сотрудничества и взаимодействия между родителями и школы;

7. Источники и литературы, которые помогают уменьшить зависимость детей и подростков, их роли и задачи.

Просвещение родителей о воспитании в школах можно осуществлять различными способами:

A) Вопрос-ответ: Этим методом, учитель семейного образования, предоставляя необходимые объяснения и тезисы родителям, пытается постановкой вопроса со своей стороны или со стороны родителей, получать ответы или понять уровень осведомлённости родителей. Таким образом, активируя слушателей, учитель поможет усугублять осведомлённость родителей о различных аспектах и нюансах воспитания;

Б) Предоставление методов практического обучения: Учитель семейного образования пытается во время бесед, выслушав мнения и опыт родителей о различных аспектах воспитания представить практические и научные способы решения вопросов, приведя необходимые примеры, чтобы родители могли применять их на практике;

B) Групповые дискуссии: Один из способов, которым учитель семейного образования использует с учётом условий и обстановки, доступные в каждой школе, - это групповые дискуссии и обсуждения родителей по вопросам семьи, воспитания и образования. В этом методе, учитель объявляет тему обсуждения и родители, которые подразделяются на нескольких групп, по 5-6 человек, обсуждают предоставленную тему и объявляют результат. После этого, школа, с учётом мнений групп, предоставляет необходимые объяснения и результат обсуждения, а также практические рекомендации;

Г) Показ фильмов: Учитель курса семейного образования использует соответствующие фильмы, чтобы погрузить родителей в суть воспитания. Используемые в этом отношении фильмы важны для образовательных целей тем, что таким образом можно наглядно и в определенной степени естественно можно показать родителям проблемы и пути решения в воспитательной практике.

Результаты многих исследований показывают, что академическое достижение учащихся, чьи родители являются осведомлёнными и более образованными, больше уделяют внимание на свои дети, высокое. В исследовании Литтла и его коллег [см. 6] изучены различия в возрасте, уровня образованности родителей и семейной устойчивости учащихся. Исследователи пришли к такому выводу, что академические успехи тех учеников, у которых образованные родители, знающие методы воспитания, наиболее высоки.

Одним из ожиданий родителей от родительских ассоциаций и инструкторов по проведению тренингов или курсов семейного воспитания в школах заключается в том, чтобы они заранее оповещали родителей об обсуждаемом вопросе совещания, чтобы они были более подготовлены к участию в заседаниях. «Некоторые родители предложили, чтобы на некоторых встречах и заседаниях в ходе обмена мнениями между их родителями и учителями присутствовали их дети.» [1, с.64].

Хотя, теоретически известны и подготовлены все рекомендации для более тесного сотрудничества между школой и родителями ради повышения эффективности образования и воспитания подрастающего поколения, но не во всех уголках Исламской Республики Иран соблюдаются эти рекомендации и вовлечение родителей в общее дело по сотрудничеству школы и семьи. К недостаткам в этом аспекте можно перечислять такие факторы, как отсутствие образовательных курсов и тренингов для родителей в сёлах и деревнях, отсутствие учителей и тренеров, работающие на постоянной основе и в полный рабочий день, отсутствие конкретного бюджета для выплаты работы специальных учителей и отсутствие образовательного пространства для взрослых.

Чтобы все семьи получили необходимые им образование, придётся использовать широкие просторы образовательной системы. С другой стороны, разнообразие потребностей и ожиданий от курсов семейного воспитания привело к тому, что учебные курсы столкнулись с такими проблемами, как образовательным содержанием и способами их осуществления. Кроме того, если мы рассмотрим широкий круг семей с точки зрения их уровня интереса и образовательной

мотивации, а также уровня образования и грамотности, мы можем представить, какими широкими по тематическому и содержательному охвату будут эти курсы. Не существует конкретной организации для составления и координации программ семейного воспитания, которая привела к появлению целого ряда программ, осуществляемых различными организациями и министерствами. Но в силу отсутствия надлежащей координации и контроля они остаются неэффективными или малоэффективны. Отсутствие общей политики в области семейного воспитания негативно влияет на соответствующие курсы, проводимые лекторами, не способствует повышению их качества, так как без контроля и советов специалистов отрасли не все старания отдельных групп и организаций будут соответствовать современным стандартам педагогической науки. Как отмечают Садеги и Хамиди: «Общей практикой курсов семейного воспитания являются в основном лекции, и эти курсы в основном проводятся на уровне школьного образования. Однако этот метод образования для семей не будут столь эффективными». [4, с.93].

Вафодор [1:68] подчеркивает, что методы семейного воспитания в настоящее время не очень практично пропагандируются со стороны соответствующих структур, и поскольку каждая семья сталкивается с определенными проблемами и решает проблемы воспитания в семье по своему усмотрению, Шахморади [5:235] подчеркивает, что занятия по семейному воспитанию должны стать регулярными и системными, чтобы все родители посещали эти занятия. Инструкторы по семейному воспитанию в каждом регионе ежемесячно должны проводит встречи, необходимо внедрять интерактивные методы преподавания, посредством вопросов и ответов, диспутов вместо простых лекций.

Исходя из вышеприведённых мыслей и учитывая нынешнее состояние осведомлённости родителей о семейном воспитании родителей и взаимодействия родителей с образовательными учреждениями предлагаем Министерству образования и воспитания ИРИ пересмотреть политику в этой области и задуматься над созданием системной, всесторонней программы для повышения осведомлённости родителей о воспитании подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базарган А. От самооценки до измерения критерий для усовершенствования высшего образования. // журн.

«Психология и педагогика». 1998.

2. Вафодор С. Нововведение в проведении образовательных курсов по семейному образованию. // журн. «Пайванд»,

№ 233, 1995.

3. Рахимзода Х. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни.

Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. -Душанбе, 2002.

4. Садеги А., Хамиди Х. Юность и феномен виновности. // журн. «Пайванд», №№306-311. 2005.

5. Шахморади. Влияние семейного образования. 1997.

6. Morawska, A., & Sanders, M. R. [2006]. Self-administered behavioral family intervention for parents of toddlers:

Effectiveness and dissemination. Behavior Research and Therapy, 44, 1839-1848.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ В ШКОЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Автор статьи рассматривает особенности и проблемы, существующие в обучении родителей о воспитании детей в школах ИРИ. Указывается, что с учётом отсутствия единой политики по этому вопросу со стороны соответствующих структур, положение по осведомлённости родителей о семейном воспитании не одинаковы. Для повышения уровня осведомленности родителей по воспитанию детей предлагается составлении единой и систематичной программы.

Ключевые слова: Воспитание детей, семья, школа, родители, образовательные курсы, дискуссии.

CHARACTERISTICS AND PROBLEMS OF THE EDUCATION OF PARENTS ABOUT THE EDUCATION IN THE SCHOOLS OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

The author of the article reviews the peculiarities and problems existing in the education of parents about the upbringing of children in the schools of the Islamic Republic of Iran. It is pointed out that, given the absence of a unified policy on this issue by the relevant structures, the situation of parents' awareness of family education is not the same. To increase the level ofawareness ofparents on the upbringing of children, it is proposed to draw up a single and systematic program.

Key words: Parenting, family, school, parents, educational courses, discussions.

Сведение об авторе:

Дариюш Юхайи - соискатель Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Тел: (+992) 9891515119 23. E-mail: duhaeig@gmail. com.

About the author:

Dorushi Ukhai - researcher of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. Phone: (+992) 9891515119 23. E-mail: duhaeig@gmail.com.

ЦОНУНИЯТ ВА ПРИНСИПХОИ ТАЪЛИМ

Нозимов Т.Ц., Саидов М.В.

Донишгощ давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айнй

Таълим чун падидаи комил - яке аз сохти мухимтарини чомеа мебошад, барои хамин конунхои вай махсули дарунии худтаъсис аст. ^онуният мафхуми хачмаш васеътар аз конун буда, чун натичаи амалхои якчояи конунхои зиёд мебошад.

Крнунияти таълим алокахои мухиму зарурро байни шарт ва натича ифода мекунанд. Дар таълим конунхои диалектика истифодаи худро меёбанд:

1. конуни ягонагй ва мухорибаи мукобилиятй;

2. конуни гузариши захирахои шуморавй ба дигаргунихои сифати;

3. конуни инкор кардани инкор;

4. Барои ташкил ва амалй гардидани чараёни таълим вохидхои дарача ахамияти калон доранд:

5. дарачахои мохият ва ходисахо;

6. ягонагии шакл ва мазмун;

7. дарачаи зарурат;

8. дарачаи тасодуф;

9. дарачаи вакт.

Таъсирнокии чараёни таълим аз шароитхое, ки дар он мегузарад,

(моддй, гигиенй, ичтимой, рухй) конуни дахлдор аст. Ба онхо кордонии омузгор, потенсиали эчодии у, кобилияти рефлексивй, саъю кушиши саривакт пурра намудани дониш ва ислох намудани сифат^ои шахсиятй дахл доранд.

Принсипхои таълим - мавкеъхои аввали дидактикй мебошанд, ки раванди конунхои объективй ва конунияти чараёни таълимро инъикос намуда, чихати таълимро ба инкишофи шахсият муайян мекунанд. Дар принсипхои таълим муносибатхои назариявй ба тартиби чараёни таълим ва идоракунии он кушода мешаванд. Онхо мавкеъ ва гузоришхоро муайян мекунанд, ки бо онхо омузгорон ба ташкили чараёни таълим ва чустучуи имкониятхои муносиб кардани он мегузаранд.

Донистани принсипхои таълим имконият медихад, ки чараёни таълимро мутобики конуният ташкил намуда, асоснокии максадхоро муайян карда, мазмуни маълумотхои таълимиро дур карда, шакл ва усули ба максад мухимро чудо намоем. Дар баробари ин, онхо ба таълимдихандагону таълимгирандагон имкон медиханд, ки мархилахои чараёни таълимро риоя намуда, хамкорй намоянд. Азбаски принсипхои таълим дар асоси конун ва конуният тасвият карда шуданд, дар байни онхо чунин шартхое хастанд, ки барои ташкили раванди таълим дар тамоми шаклхои муассисахои таълимй умумианд.

М.Лутфулоев академики АТТ принсипхои таълимиро пурратар тасвият додааст:

* таълим сари вакт ошз шуда, бояд тадричй бошад;

* таълим бояд ба табиат мувофик бошаду мутобики хусусиятхои рухии хонандагон гузаронида шавад;

* яке аз шартхои асосии муваффакияти таълим - тартиб ва мураттабй мебошад;

* таълим бояд фаъолнокй, ташаббускорй ва хаваскориро инкишоф намояд;

* таълим бояд ба хонандагон мувофики кувваташон бошад, лекин на душвор на осон.

Х,амаи принсипхои таълим бо хамдигар алокаманданд ва яке ба дигараш дохил мешавад, барои хамин онхо хамчун системае, ки аз шартхои пурмазмуну мурофиавй иборат аст, хисоб карда мешаванд, Ин таксимот шартй мебошад: ахамияти хар яки онхо дар махдудияти чорчубаи гурухи худ нест. Вале вай аз чихати методй конунй аст, чунки ба ду саволи асосии дидактикй чавоб доданро ёрй медихад: ба чй омузондан ва чй тавр омузондан лозим? Аз принсипхои дидактикй коидахои таълим мебароянд, ки ба шарт тобеият карда, вайро аник мекунанд, хусусияти усулхои методии истифодабурдаи омузгорро муайян мекунанд ва ба амаликунии ин шарт мерасонанд. Принсипхо мохияти чараёни таълимро инъикос мекунанд, коидахо бошад, тарафхои алохидаи вайро ифода менамояд.

Принсипхои пурмазмуни таълим конуниятхоро инъикос мекунанд, ки бо интихоби мазмуни таълиму муккамалкунй вобастаанд. Ба ин принсипхо тааллук доранд: шахрвандй, илмият, хосиятх,ои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.