Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS OPERATIONS / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS EXAMINATION / OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Непарко М. В., Пичукова Е. А., Мизанов А. У., Ермакова Ю. И.

С целью разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, когда требуются специальные и (или) научные знания проводится таможенная экспертиза. Несмотря на то, что процедура проведения таможенной экспертизы изложена в нормативно-правовых актах достаточно подробно, существуют пробелы и не понимание отдельных терминов и действий. В статье рассматриваются проблемы, возникающие как при назначении экспертизы таможенным органом, так и при принятии решения, классификации правонарушений по КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CUSTOMS EXAMINATION

For the purpose of clarification of the questions arising at Commission by customs authorities of customs operations and (or) carrying out customs control when special and (or) scientific knowledge is required customs examination is carried out. Despite the fact that the procedure of customs examination is set out in the regulatory legal acts in sufficient detail, there are gaps and lack of understanding of certain terms and actions. The article deals with the problems arising both in the appointment of expertise by the customs authority and in the decision-making, classification of offences under the administrative Code.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ»

УДК 339.56

Непарко М.В. старший преподаватель Пичукова Е.А. студент 5 курса Мизанов А. У. студент 5 курса Ермакова Ю.И. студент 5 курса

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Аннотация. С целью разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, когда требуются специальные и (или) научные знания проводится таможенная экспертиза. Несмотря на то, что процедура проведения таможенной экспертизы изложена в нормативно-правовых актах достаточно подробно, существуют пробелы и не понимание отдельных терминов и действий. В статье рассматриваются проблемы, возникающие как при назначении экспертизы таможенным органом, так и при принятии решения, классификации правонарушений по КоАП РФ.

Ключевые слова. Таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, таможенная экспертиза, правонарушения.

Neparko M. V. senior lecturer Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

Pichukova E.A. Mishanov A. U. Yermakova Y.I. students, 5 year Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga FEATURES AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CUSTOMS EXAMINATION

Annotation. For the purpose of clarification of the questions arising at Commission by customs authorities of customs operations and (or) carrying out customs control when special and (or) scientific knowledge is required customs examination is carried out. Despite the fact that the procedure of customs examination is set out in the regulatory legal acts in sufficient detail, there are gaps and lack of understanding of certain terms and actions. The article deals

with the problems arising both in the appointment of expertise by the customs authority and in the decision-making, classification of offences under the administrative Code.

Keyword. Customs authorities, customs operations, customs control, customs examination, offenses.

Таможенная экспертиза (далее - ТЭ) является одной из форм государственного контроля, который используется для ответа на вопросы возникающие притаможенном контроле участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), которые при перемещении товаров на таможенную территорию декларируют сведения о них, а также сведения о таможенной стоимости и стране происхождения товаров.

Таможенная экспертиза, как самостоятельное направление деятельности таможенных органов России существует более 30 лет. В настоящее время действует целая сеть региональных таможенных лабораторий во главе, которых стоит Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее - ЦЭКТУ). ЦЭКТУ входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов России и обеспечивает реализацию полномочий ФТС России в области таможенных экспертиз и исследований, в том числе экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях. Всего региональных филиалов ЦЭКТУ - 10, они расположенны в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Пятигорск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток.

Задачи в области таможенного администрирования путем проведения экспертиз товаров и транспортных средств, в соответствии с методиками и нормативно-техническими документы решают должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (ЦЭКТУ) или его филиалов.

Правовую основу проведения ТЭ обеспечивает Таможенный кодекс ЕАЭС (гл. 53), ст. 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Порядок проведения ТЭ при проведении таможенного контроля, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010г. №258. На основании этих документов ФТС России осуществляется проведение ТЭ. Правила таможенного контроля и оформления товаров, устанавливают регулируемый режим перемещения товаров через государственную границу, определяют необходимость проведения ТЭ при возникновении спорных ситуаций.

ТЭ в соответствии с ТК ЕАЭС и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года соответствует единым требованиям, т.е. унифицирована и совместима с законодательством государств - членов ЕАЭС. В соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая

1973 года порядок назначения и проведения ТЭ соответствует международным требованиям и выполняется с применением методов, согласованными на межнациональном уровне.

В соответствии со ст. 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается и проводится таможенным органом в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов. ТЭ проводится с целью разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, когда требуются специальные и (или) научные знания. Несмотря на то, что процедура проведения ТЭ изложена в нормативно-правовых актах достаточно подробно, существуют пробелы и не понимание отдельных терминов и действий.

Первая проблема заключается в том, что при наличии большого количества экспертных организаций, выполняющих экспертизы в таможенных целях, нет единого документа, который единообразно регламентировал общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства. Например, в рамках ТК ЕАЭС при назначении ТЭ таможенным органом принимается - решение; в рамках КоАП РФ выносится определение о назначении экспертизы; а рамках УПК РФ выносится - постановление.

В свою очередь в процедуре назначения и проведения ТЭ необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров. Это необходимо сделать в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах при исследовании одного и того же образца товара в ТК ЕАЭС не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, которое может иначе регулировать правовые отношения, осуществлять юридические взаимодействия или предполагать иные формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме того, так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного назначения таможенной экспертизы иному специалисту -эксперту узкой специализации. В этом случае, необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Еще одной проблемой таможенных органов при проведении ТЭ, является недостаточное материально-техническое обеспечение испытательных лабораторий. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур. Ежегодно на международном рынке появляются новые виды товаров и транспортных средств, что

подразумевает достаточно сложные испытания в ходе осуществления ТЭ. Для этого специалистам - экспертам требуется соответствующее оборудование, реактивы, специальные места проведения различного рода экспертиз (специальные лаборатории, открытые площадки, рефрижераторные комнаты и т. п.). Эту проблему можно решить, во -первых, путем увеличения финансирования таможенных испытательных лабораторий и таможенных органов. Во-вторых, таможенные органы для проведения экспертизы могут с помощью государственного заказа привлекать сторонние аккредитованные коммерческие организации, обладающие данным оборудованием на договорной основе. Конкурс оправдает отсутствие у ФТС России необходимого оборудования путем снижения стоимости на экспертные работы.

В целом изложенные положения позволяют усовершенствовать порядок назначения ТЭ, повысить оперативность таможенного контроля и защиту таможенными органами экономических интересов государства.

Использованные источники:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=215315&f ld=134&dst=105420,0&rnd=0.30971796620791847#022426553501980045 (дата обращения: 22.10.2018).

2. Федотов А. В. Современное положение таможенной экспертизы в РФ: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 401402. — URL https://moluch.ru/archive/52/6841/ (дата обращения: 22.10.2018).

3. Приказ Федеральной таможенной службы от 15 июня 2017 г. № 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно -криминалистическом таможенном управлении» — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71606964/#ixzz5UfF2RI6P (дата обращения 22.10.2018).

4. ВЛИЯНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Кухарчук Н.А., Непарко М.В. Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 376-380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.