Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2654
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПЕРТ / ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черникова Т.В.

Важным инструментом при проведении таможенного контроля является таможенная экспертиза, которая проводится в случае возникновения вопросов у должностных лиц таможенных органов. Таможенная экспертиза дает возможность установить соответствие перевозимой продукции (предметов, изделий, веществ, определенных видов товаров и т.д.) нормативам и стандартам, дать разрешение или запретить перемещение товара на таможенную границу, осуществить иные юридически значимые действия. Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС и, как и в любой другой деятельности здесь существуют свои проблемы. В статье рассматриваются проблемы проведения таможенной экспертизы и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS EXPERTISE AND WAYS TO SOLVE THEM

An important tool in the conduct of customs control is the customs expertise, which is carried out in case of questions from customs officials. Customs expertise makes it possible to establish the compliance of the transported products (items, products, substances, certain types of goods, etc.) with regulations and standards, to allow or prohibit the movement of goods to the customs border, to carry out other legally significant actions. Often, the examination is appointed at the initiative of the Federal Customs Service and, as in any other activity, there are problems here. The article deals with the problems of customs expertise and possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

Т.В. Черникова, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент Калужский государственный университет (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-239-242

Аннотация. Важным инструментом при проведении таможенного контроля является таможенная экспертиза, которая проводится в случае возникновения вопросов у должностных лиц таможенных органов. Таможенная экспертиза дает возможность установить соответствие перевозимой продукции (предметов, изделий, веществ, определенных видов товаров и т.д.) нормативам и стандартам, дать разрешение или запретить перемещение товара на таможенную границу, осуществить иные юридически значимые действия. Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС и, как и в любой другой деятельности здесь существуют свои проблемы. В статье рассматриваются проблемы проведения таможенной экспертизы и возможные пути их решения.

Ключевые слова: международная торговля, таможенная экспертиза, участники внешнеторговой деятельности, эксперт, проверка.

Одним из основных направлений деятельности Федеральной Таможенной службы Российской Федерации (далее -ФТС РФ) является проведение таможенного контроля. В соответствии с Таможенным Кодексом Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Также в соответствии со ст. 338 ТК ЕАЭС одной из мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, является назначение и проведение таможенной экспертизы по пробам и (или) образцам товаров [1].

Согласно ТК ЕАЭС таможенная экспертиза - это исследование или испытания, которое проводится уполномоченными на отбор проб и образцов, а также, проведение таможенных экспертиз должностными лицами - таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы. По своей сути таможенная экспертиза необ-

ходима для того, чтобы ответить на вопросы, которые возникают в процессе таможенного контроля, а также при выявлении признаков административных правонарушений или уголовных преступлений.

Основными целями проведения таможенной экспертизы являются следующие мероприятия:

- выявление случаев представления недостоверных данных и сведений при таможенном декларировании товаров и транспортных средств;

- установление данных и сведений, необходимых для оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза;

- обеспечение правильности определения кода по ТН ВЭД ЕАЭС, и, следствие, определение достоверности расчета и уплаты таможенных сборов.

В зависимости от предмета исследования (п. 4 ст. 389 ТК ЕАЭС) выделяют пять основных видов таможенной экспертиз: товароведческую, криминалистическую, технологическую, искусствоведческую, идентификационную и другие [1]. В случаях необходимости таможенные экспертизы могут проводится последовательно от одной к другой.

Главной экспертно-исследовательской и учебно-методической организацией системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации является Центральное экспертно-

криминалистическое таможенное управление ФТС РФ (далее - ЦЭКТУ). Главной задачей которого является обеспечение таможенных органов экспертно-исследовательской работой при осуществлении таможенного контроля товаров, транспортных средств и других объектов,

перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также в рамках производства по делам об АП и уголовным делам.

Как показывает статистика ФТС России динамика выполнения экспертиз в таможенных целях за период 2018-2020 гг. сокращается. Это связано с сокращением внешнеторговой деятельности, как России, так и зарубежных стран, в следствии санкций, принятых в отношении России и в отношении стан ЕС и США (табл. 1).

Таблица 1. Динамика выполнения экспертизы в таможенных интересах в период 20182020 гг.

Показатели 2018г. 2019г. 2020г. 2020г. в % к

2018г. 2019г.

Таможенные экспертизы и исследования 21596 19728 1661G 76,91 84,19

экспертизы в рамках производства дел об АП 1551G 16618 1G477 67,55 63,G5

экспертизы в рамках уголовных дел 732 6G7 676 92,35 111,37

Справки специалиста 2158 2552 - - -

Для иных органов государственной власти 558 499 52G 93,19 1G4,21

Всего 39996 392G5 3G143 75,37 76,89

По данным таблицы 1 можно отметить, что в отчетном периоде было проведено более 30 тысяч экспертиз, что на 23,1% меньше по сравнению с 2019 годом и на 24,6 % меньше по сравнению с 2018 годом.

Также уменьшилось количество таможенных экспертиз и исследований. В отчетном периоде их было проведено более 16 тысяч, что на 15,8% меньше по сравнению с предыдущим годом и на 23,1% меньше по сравнению с базисным годом.

Количество проводимых экспертиз в рамках производства дел об административных правонарушениях продолжает снижаться. В 2020 году их количество составляло 10477, что на 36,9% меньше по сравнению с 2019 годом и на 32,4% меньше по сравнению с 2018 годом. Максимальное значение было достигнуто в 2019 году.

В настоящее время роль института таможенной экспертизы возрастает. Это объясняется тем, что как в и любой другой деятельности здесь существуют свои проблемы. Одной из основных проблем проведения таможенной экспертизы является проблема профессиональной подготовки

квалифицированных кадров и их аттестация. Данная проблема заключается в том, что правоотношения, возникающие в процессе подготовки и аттестации специалистов на право осуществления таможенных экспертиз, не урегулированы должным образом.

Одним из способов для повышения уровня подготовки квалифицированных таможенных экспертов необходимо внедрение новейших комплексных методик, также необходимо использовать опыт зарубежных стран.

Еще одной немаловажной проблемой является то, что сертификация и экспертиза в таможенных целях проводится испытательными лабораториями ФТС России. Основными заказчиками, проведения экспертизы, являются организации-участники внешнеэкономической деятельности

(ВЭД), которые обращаются в лаборатории по направлению таможенных органов и используют результаты экспертизы в своей деятельности. В данном случае участник ВЭД не получает независимую экспертизу, а получает внутриведомственную экспертизу. Для участников ВЭД это грозит достаточно длительной по времени

процедуре, что усложняет заключение сделок или же ограничивает расчет по сделкам за товар. В целях соблюдения обоюдных интересов, решение этой проблемы возможно с расширением области применения негосударственной независимой экспертизы, как для участников ВЭД, так и для исполнения государственными органами своих функций по управлению и контролю.

Следующая проблема, которая является актуальной не только для таможенных органов, но и для огромного количества других государственных структур, это недостаточное материально-техническое обеспечение. Это происходит из-за недостаточности привлечения финансов от государства. Для проведения исследований высокого качества таможенным экспертам необходимо высокотехнологическое оборудование, а также специализированные лаборатории, в том числе и передвижные.

Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо увеличить объем финансирования исследовательских лабораторий из федерального бюджета государства. Также необходимо и изменение нормативно-правовой базы. Так, разработка новых нормативно-правовых актов и внесение изменений в уже имеющиеся документы являются приоритетными в основах взаимодействия таможенных органов и коммерческих организаций.

Подводя итог можно сделать вывод, что совершенствование системы проведения таможенной экспертизы необходимо проводить в следующих направлениях:

- предоставление лабораториям и исследовательским центрам современное и высококачественное оборудование;

- совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах проведения таможенной экспертизы и исследований;

- более тесное взаимодействие таможенных экспертов и экспертных организаций стран-участниц Союза с участниками ВЭД;

- более широкое применение мобильных и переносных исследовательских лабораторий.

Таким образом, таможенная экспертиза и проведение исследований в таможенных целях являются важными элементами проведения таможенного контроля. Изменение в экономической перестройке государства ведет за собой необходимость в модернизации и улучшении комплекса мер и форм таможенного контроля. В связи с этим институт таможенной экспертизы должен постоянно совершенствоваться и соответствовать современным условиям качества. Соблюдение условий проведения качественной таможенной экспертизы и исследований позволит повысить уровень таможенного контроля в государстве, тем самым уменьшить уровень правонаруше-

ний в области таможенного дела.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

2. Гомон И.В., Непарко М.В., Решетова Н.И. Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 93 (86). - С. 37-40.

3. Зенин Г.В. Назначение и производство таможенных экспертиз: учеб, пособие. -СПб.: ИЦ Интермедия, 2015.

4. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: Учеб, пособие / под общ. ред. д. э. н., проф. И. Ш. Дзахмишевой. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К°, 2014. - 360 с.

5. Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект // автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Ин-т государства и права РАН. Москва, 2010

6. Непарко М.В., Пахомова О.В. Осуществление таможенными органами функций по обеспечению экономической безопасности // Дневник науки. - 2019. - №4 (28). - С. 105.

7. Непарко М.В., Адаменко В.Ю., Агасян К.С. Анализ проведения таможенных экспертиз в деятельности ФТС России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №112 (57). - С. 126-129.

PROBLEMS OF CUSTOMS EXPERTISE AND WAYS TO SOLVE THEM

T.V. Chernikova, Student

Supervisor: M. V. Neparko, Associate Professor

Kaluga State University

(Russia, Kaluga)

Abstract. An important tool in the conduct of customs control is the customs expertise, which is carried out in case of questions from customs officials. Customs expertise makes it possible to establish the compliance of the transported products (items, products, substances, certain types of goods, etc.) with regulations and standards, to allow or prohibit the movement of goods to the customs border, to carry out other legally significant actions. Often, the examination is appointed at the initiative of the Federal Customs Service and, as in any other activity, there are problems here. The article deals with the problems of customs expertise and possible ways to solve them.

Keywords: international trade, customs expertise, participants of foreign trade activity, expert, verification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.