Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ 5-ГО ЭНЕРГОБЛОКА РАЗДАНСКОЙ ТЭС СО СТОРОНЫ ОАО “ГАЗПРОМ”: ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ 5-ГО ЭНЕРГОБЛОКА РАЗДАНСКОЙ ТЭС СО СТОРОНЫ ОАО “ГАЗПРОМ”: ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / 5-Й ЭНЕРГОБЛОК РАЗДАНСКОЙ ТЭС / ОАО "ГАЗПРОМ" / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ваге Давтян

Рассмотрены политические и геополитические особенности приобретения активов 5-го энергоблока Разданской ТЭС со стороны ОАО “Газпром”. Выявлены основные экономические и политические условия заключения сделки. Показано дальнейшее влияние сделки на становление системы энергетической безопасности Республики Армения. Изучена предыстория рассматриваемого процесса. В частности, проанализирована передача России всего комплекса Разданской ТЭС в рамках модели “активы за долги”. Обосновано, что именно эта передача имела мультипликативный эффект, так как, по сути, легла в основу ряда базовых решений в сфере энергетической политики России в Армении. Рассмотрены изначальная заинтересованность Ирана в приобретении “Раздан-5” и дальнейшая уступительная политика в пользу ОАО “Газпром”. Проанализированы проблемы экспорта производимой в Армении электроэнергии на внешние рынки. Показано функциональное значение газопровода Иран-Армения в эксплуатации “Раздан-5”. Предложена периодизация участия России в достройке и модернизации объекта (2001-2012 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ 5-ГО ЭНЕРГОБЛОКА РАЗДАНСКОЙ ТЭС СО СТОРОНЫ ОАО “ГАЗПРОМ”: ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

ВАГЕ ДАВТЯН

Доцент Российско-Армянского университета, кандидат политических наук

ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ 5-ГО ЭНЕРГОБЛОКА РАЗДАНСКОЙ ТЭС СО СТОРОНЫ ОАО "ГАЗПРОМ": ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Рассмотрены политические и геополитические особенности приобретения активов 5-го энергоблока Разданской ТЭС со стороны ОАО "Газпром". Выявлены основные экономические и политические условия заключения сделки. Показано дальнейшее влияние сделки на становление системы энергетической безопасности Республики Армения. Изучена предыстория рассматриваемого процесса. В частности, проанализирована передача России всего комплекса Разданской ТЭС в рамках модели "активы за долги". Обосновано, что именно эта передача имела мультипликативный эффект, так как, по сути, легла в основу ряда базовых решений в сфере энергетической политики России в Армении. Рассмотрены изначальная заинтересованность Ирана в приобретении "Раздан-5" и дальнейшая уступительная политика в пользу ОАО "Газпром". Проанализированы проблемы экспорта производимой в Армении электроэнергии на внешние рынки. Показано функциональное значение газопровода Иран-Армения в эксплуатации "Раздан-5". Предложена периодизация участия России в достройке и модернизации объекта (2001-2012 гг.).

Ключевые слова: энергетическая безопасность, 5-й энергоблок Разданской ТЭС, ОАО "Газпром", модернизация, инвестиции, электроэнергия, экспорт 04, 1_94, 198, 047

Уровень обеспечения энергетической безопасности Республики Армения, начиная с 90-х годов прошлого века, напрямую связан как с макро- и микроэкономическими, техническими и внутриполитическими, так и геополитическими и геоэкономическими факторами. Особую значимость в про-

□црадзицъ зъзьииаьзпггэепгъ _45

цессе становления энергетической безопасности страны и ее дальнейшего укрепления сыграла и продолжает играть энергетическая политика России, преследующая вполне конкретные прагматические цели. При этом энергетическую активность России в Армении следует рассматривать в контексте закавказского вектора российской внешней политики, а также выстраивания двухсторонних отношений с Ираном; последнее становится очевидным при анализе основных тенденций энергетической (а также транспортно-логистической) политики России в контексте региональных политических процессов. В целях осмысления некоторых особенностей транспортно-энергетической политики России в Армении обратимся к одному из наиболее важных процессов, имеющих, на наш взгляд, системообразующее значение в формировании российско-армянского "энергодиалога",- приобретению активов 5-го энергоблока Разданской ТЭС со стороны ОАО "Газпром".

Разданская ТЭС - одна из крупнейших по мощности в энергетическом комплексе Армении. Следовательно, ее значение в обеспечении энергетической безопасности страны неоспоримо. Совокупная величина генерирующих мощностей, действующих в энергосистеме Республики Армения, составляет порядка 3200 МВт. Установленная же мощность Разданской ТЭС составляет 1100 МВт (порядка 30,5%), из коих 800 МВт - блочная, 300 МВт - внеблочная мощность. На долю станции приходится в среднем 30% используемых мощностей в республике. Станция является самым крупным потребителем природного газа в Армении1.

Строительство 5-го энергоблока Разданской ТЭС мощностью 300 МВт началось в 1980 г. После распада СССР в энергосистеме Республики Армения резко упала загруженность имеющихся мощностей, в результате чего работы по строительству блока остались незавершенными. В 1987 г. начатые работы были выполнены примерно на 40% и приостановлены.

С целью более системного осмысления процесса приватизации "Раз-дан-5" следует обратиться к передаче всего комплекса Разданской ТЭС России, заинтересованность в которой у последней была заметна еще с начала 2000-ых годов. В марте 2002 г. правительство РА одобрило подписание соглашения с Россией о передаче имущества ряда армянских предприятий в счет погашения госдолга перед РФ в размере 98 млн долл. США . В отечественном политическом и экономическом дискурсе эта модель получила название "активы за долги". Соглашение обязывало армянскую сторону представить необходимую финансовую и технико-экономическую документацию для независимой аудиторской экспертной оценки рыночной стоимости передаваемого имущества. В соответствии с данным соглашением была намечена передача акций и активов следующих объектов в собственность России:

1 См. 100 лет энергетике Армении / Под ред. Егиазаряна Л.В. и др., Ер. Изд. "Медиа Модель", 2003. с. 98.

2 См. « Щдш^Ь дпг^пф прп2пШр «ПпшшитшЬ^ ^ш2Ьт.|э|шЬ 1|пг1ф9 <ш_|шитшЬ^1 <шЬрш-щЬтт.|э_|шЬр тршСш^рЦшб щЬтш1|шЬ Цшр1|Ьр^ ЦЙпЦ щшртр^ ¡¡шр^шЬ Иш^шр <ш_|ши-тшЬ^1 <шЬршщЬтт.|э_|шЬ иЬфш1|шЬт.|э_|п1.Ь ИшЬфишдпг дпцрр ПпшшитшЬ^ ^ш2Ьт.|э_|шЬр фпЁшЬдЬ[т ¡¡ши^Ь» Ь|ш^шйш_|Ьшдр[1 ¡¡ши l|шqCiпrr' <ршq^шЬt^ ЭЬЦф дпцрш^Ь Иш^шфрр ПпшшитшЬ^ ^ш2Ьтр|шЬр прщЬи иЬфш1|шЬт.|э_|п1.Ь фп^шЬд^т ¡¡ши^Ь шрйшЬшдрт.|э_|т.Ьр ЦшЦЬршдЬЬ[т ¡¡ши[1Ь / Ъ 316-2, 2002.12.17/55.1, Ип^Ц.1303.3, 27.12.2002:

46 РиЪРЬР 2017.1

• ЗАО "Марс";

• Разданская ТЭС;

• Ереванский НИИ математических машин;

• Ереванский НИИ автоматизированных систем управления;

• Ереванский НИИ материаловедения.

Согласно межправительственному Протоколу от 5 ноября 2002 г., согласованная стоимость передаваемого российской стороне имущественного комплекса Разданской ТЭС составляла 31 млн долл. США. Отметим, что обменный курс армянского драма к доллару США к тому времени составлял 560 драм за 1 долл. США . Передача имущественного комплекса Разданской ТЭС была освобождена от НДС. За Российской Федерацией в качестве собственника имущества сохранялось право владения, пользования и распоряжения имуществом, включая право его последующей продажи, либо передачи третьему лицу.

На базе имущественного комплекса Разданской ТЭС в октябре 2004 г. было создано ОАО "Разданская энергетическая компания" со 100% долевым участием Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В соответствии с соглашением армянская сторона обязалась за счет финансовых средств, образующихся в энергосистеме Армении, обеспечить полное возмещение затрат по содержанию и эксплуатации имущественного комплекса, а также равномерный возврат инвестиций в течение 15 лет.

Можно предположить, что передача российской стороне комплекса Разданской ТЭС стала одним из ключевых шагов на пути укрепления российских позиций в энергосистеме РА. Более того, рассматриваемый процесс имел мультипликативный эффект, так как по сути лег в основу ряда базовых решений в сфере энергетической политики России в Армении. Разумеется, речь идет о приобретении активов 5-го энергоблока Разданской ТЭС, а также целенаправленном установлении контроля над строительством и в дальнейшем эксплуатацией газопровода Иран-Армения с целью переработки поступающего в республику иранского газа на "Раздан-5". Очевидно, что подобная энергетическая политика преследовала не только сугубо экономические, но также геополитические цели в условиях столкновения интересов крупных держав в регионе Закавказья. Очевидно также, что передача Разданской ТЭС в собственность РФ, а также дальнейшее приобретение комплекса "Раздан-5" напрямую повлияли на формирование тарифов на поставляемый в Армению российский природный газ - один из главных индикаторов геополитического поведения РФ. Так, в апреле 2006 г. было принято решение о компенсации повышения цен на природный газ для потребителей страны за счет средств, образованных от продажи 5-го энергоблока Разданской ТЭС4.

Отметим, что с целью привлечения средств в модернизацию 5-го энергоблока Разданской ТЭС правительство РА приняло решение о его

3 См. Финансово-экономическое обоснование участия ОАО "Газпром" в газоэнергетических проектах РА (по архивным материалам ЗАО "Газпром-Армения").

4 См. « ЦшпшЦшпгвдшй пппгпШр щЬтш1|шй чпцр^ отшр^шЬ ^ рйш1|шй qшqfl ¡¡Ьг^шдСш ф2пдшптМЬпЬ ¡шиЬй / «^Э 2006.05.17/27(482), Ип^Ц. 529, 18.05.2006:

QUPQ-USUUb SbSbUU4hSnhi3enhb _47

приватизации еще в 1998 г. Однако лишь в апреле 2006 г. между правительством РА и ОАО "Газпром" было подписано соглашение о приобретении активов "Раздан-5" с обязательством по завершению строительства и модернизации объекта6.

Следует обратить внимание на то, что еще в 2005 г. правительство Армении в модернизации 5-го энергоблока Разданской ТЭС отдавало предпочтение иранским компаниям "MAR" и "SANIR". Однако выбор российского инвестора в достройке и модернизации "Раздан-5" обусловлен рядом факторов. Так, в середине 2005 г. ОАО "Газпром" совместно с РАО "ЕЭС России" представили правительству Армении проект по достройке 5-го энергоблока и модернизации всей Разданской ТЭС стоимостью в 200 -250 млн долл. США. Изначально армянская сторона отказалась от этого предложения, так как появилась возможность для самостоятельной достройки и эксплуатации блока. Речь идет об иранском кредите в 100-150 млн долл. США на достройку энергоблока, в случае принятия которого активы 5-го энергоблока полностью остались бы собственностью правительства Армении. Была также определена компания - "MAPNA", которая взяла бы на себя функции строительства энергоблока. В том же 2005 г. иранской стороной был предложен целый пакет предложений по энергетическому сотрудничеству. При этом предложения касались как газопровода Иран-Армения, так и возможности приобретения и эксплуатации Ираном 5-го энергоблока Разданской ТЭС. Кроме того, иранское правительство впервые выразило готовность построить гидроэлектростанцию в г. Мегри на реке Аракс.

Однако если в 2005 г. существовала определенная конкурентная среда в вопросе участия в строительстве 5-го энергоблока Разданской ТЭС и формировались предложения, альтернативные российскому, то вскоре эта конкуренция была полностью элиминирована. Если в течение 2005 г. армянская сторона отдавала предпочтение иранскому кредиту для достройки и модернизации 5-го энергоблока, то к концу года предпочтения армянских властей склонились на сторону России, что было обусловлено целым спектром причин. Так, в случае принятия иранского предложения правительство Армении взяло бы на себя 100% рисков возвращения кредита. Другой, не менее важной причиной принятия предложения российской стороны, на наш взгляд, является повышение тарифов на российский природный газ, о чем уже было сказано выше.

В рассматривамый период (2005-2006 гг.) позиция официального Еревана сводилась к тому, что сделка по продаже "Раздан-5" России дает Армении беспрецедентную возможность иметь урегулированные, наиболее целесообразные во всем регионе тарифы на природный газ. Более того, предполагалось, что в случае грамотной организации экономического процесса Армения, благодаря этой сделке, в состоянии завоевать рынок электроэнергии Грузии, а у армянских производителей появится возмож-

5 См. « ЦшпшЦшпгвдшй ППП2ПШ[1 ЭЬЦф 5-р^ ¿ЬЬпдшр[п1|[! ¡шийшЦппЬдСш ЬшЁшщштпшит»[т ¡шиЬй / <<^S 1998.11.30/30(63), 04.11.1998:

6 См. << ЦшпшЦшпп1.р_|шй ппп2пШ[1 щЬтш1|шй qnLjgfi отшп^шй L рйш1|шй qшqfl ишl|шqljt^ ¡Ьг^шдСш ф2пдшвтМ»пЬ ¡шиЬй / <<^S 2006.05.17/27(482), Ип^Ц. 529, 18.05.2006:

48 PUbPtn =|ilSi 2017.1

ность стать лидирующими игроками на региональном рынке. Предполагалось, что 5-й блок Разданской ТЭС очень важен для энергосистемы Армении, так как старые тепловые мощности как физически, так и морально устарели и не отвечают современным экономическим требованиям.

В 2006 г. ЗАО "АрмРосгазпром" начало реализацию инвестиционной стадии проекта, включающего достройку энергоблока с установкой современных газовых турбин и доведением его мощностей до 440 МВт. При этом осуществлялось совмещение двух технологий - паротурбинной и газотурбинной, что делало проект уникальным, не имеющим аналогов в СНГ.

Общий объем инвестиций в энергоблок составил порядка 150 - 170 млн долл. США. В 2010 г. 90% оборудования, необходимого для модернизации и эксплуатации ТЭС, уже было доставлено в Армению. В целом можно констатировать, что за 2009-2010 гг. компанией "АрмРосгазпром" была проведена активная и плодотворная работа, направленная на модернизацию "Раздан-5". Так, в мае 2009 г. в Армению был ввезен статор генератора мощностью 300 МВт и весом 193 т, который с 1992 г. находился на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге (РФ), поскольку неоднократные попытки его перевозки заканчивались безрезультатно из-за сверхгабаритно-сти груза7. Также в рамках модернизации энергоблока в феврале 2010 г. компанией был завезен в Армению сверхгабаритный трансформатор 220/20 кВт мощностью 400 МВт, изготовленный ОАО "Запорожтрансфор-матор" (Украина). Наряду с этим ЗАО "АрмРосгазпром" было приобретено необходимое оборудование в Нидерландах, ОАЭ и других странах8. Следует отметить, что в процессе модернизации энергоблока компанией была задействована также китайская сторона: в октябре 2008 года в Ереване состоялась церемония подписания контракта между китайской компанией "Теплоэнергостроймонтаж" и ЗАО "АрмРосгазпром" о выполнении строительно-монтажных работ на "Раздан-5". Стоимость контракта составила 83 млн долл. США9.

Проектом предусматривалось, что 5-й энергоблок Разданской ТЭС, кстати, как и новый блок Ереванской ТЭС, будет работать на иранском газе, поставляемом в Армению по газопроводу Иран-Армения. При этом если на новый блок Ереванской ТЭС планировалось поступление природного газа в объеме порядка 160 млн куб.м ежегодно, то на 5-й энергоблок Разданской ТЭС - порядка 700 млн куб.м. Важно отметить, что 5-й энергоблок Разданской ТЭС (440 МВт) способен производить 4,27 кВт.ч электроэнергии за 1 кубометр газа, новый блок Ереванской ТЭС (205 МВт) - более 6 кВт.ч, причем ежегодный объем выработки "Раздан-5" составляет порядка 3,0 млрд кВт.ч, а объем нового блока ЕрТЭС - 1,4 млрд кВт.ч10.

7 См. "АрмРосгазпром" продолжает последовательно проводить свою инвестиционную политику // http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl? 0Е849580-284Л-В443-В302-4ЛР420В1ВЕ8В

8 См. На стройплощадку "Раздан-5" доставлен крупнейший в армянской энергосистеме трансформатор // http://energyland.info/news-show-40215

9 См. Китайская компания и АрмРосгазпром подписали контракт о строительно-монтажных работах на "Раздан-5" // http://am.chineseembassy.org/rus/xwdt/t530605.htm

10 См. Финансово-экономическое обоснование участия ОАО "Газпром" в газоэнергетических проектах РА (по архивным материалам ЗАО "Газпром-Армения").

2цпадзицъ зъзьииаьзпггэзпгъ 49

В рамках проекта армянская сторона имеет следующие обязательства по осуществлению поставок электроэнергии в Иран:

• 2008-2010 гг. - 3300 млн кВт.ч ежегодно;

• 2011-2013 гг. - 4500 млн кВт.ч ежегодно;

• 2014-2016 гг. - 5250 млн кВт.ч ежегодно;

• 2017-2018 гг. - 6000 млн кВт.ч ежегодно;

• 2019-2026 гг. - 6900 млн кВт.ч ежегодно.

Остаток произведенной электроэнергии реализуется либо путем экспорта, либо на внутреннем рынке. Полученная же сумма окупает затраты на производство электроэнергии и ее транспортировку в Иран.

В связи с этим отметим, что после ввода 5-го энергоблока в эксплуатацию ЗАО "АрмРосгазпром" планировало увеличение поставок электроэнергии в соседние страны (в первую очередь имеется в виду Грузия, куда Армения в течение 2002-2006 гг. экспортировала порядка 600 млн кВт.ч энергии на общую сумму около 15,3 млн долл. США)11. Тем не менее, учитывая современную конъюнктуру регионального рынка электроэнергии и сложную геополитическую ситуацию, нет оснований говорить о крупных поставках производимой в Армении электроэнергии в страны региона. Так, соседние страны, рассматриваемые изначально как импортеры армянской электроэнергии, сегодня сами активно развивают свои мощности. Рассмотрим их по-отдельности.

Грузия. В последние годы в Грузию при текущем потреблении электроэнергии в 8,5 млрд кВт/ч экспортировалось примерно 15% в год. Этот показатель уменьшается из года в год. Грузинские власти сегодня ведут активную политику, направленную на международное позиционирование Грузии в качестве страны-экспортера электроэнергии, что приобрело особую актуальность в связи с запуском энергомоста "Азербайджан-Грузия-Турция", способного обеспечить экспорт электроэнергии в Турцию до 700 МВт. Экспорт электроэнергии из Армении в Грузию осуществляется

лишь по сезонному принципу, а также во время аварий в грузинской энер-

12

госистеме .

Турция. Здесь за период 1995-2007 гг. спрос на электроэнергию ежегодно увеличивается на 6,6%. Прогнозируется, что к концу 2016 г. он составит 8,5%. Ожидается также, что потребление электроэнергии в Турции, достигшее в 2006 г. своего максимального уровня - 170 млрд кВт/ч, до 2020 г. увеличится примерно в три раза, достигнув 499 млрд кВт/ч. Для обеспечения указанного уровня потребления в Турции необходимо втрое увеличить установочные мощности электростанций: с 38500 до 96000 МВт в 2020 г.

В настоящее время экспорт армянской электроэнергии на турецкий рынок напрямую связан с проблемой открытия армяно-турецкой границы. Затянувшийся процесс ратификации цюрихских протоколов, а позже - его приостановление, не мог не сказаться на ряде договоренностей экономического характера, достигнутых между Арменией и Турцией после сентяб-

11 См. там же.

12 См. Давтян В.С., Армянская АЭС: политические проблемы функционирования // Вестник Инженерной академии Армении. 2015, т. 12, N 2, с. 389.

50 РиЪРЬР 2017.1

ря 2008 г., когда президент Турции Абдулла Гюль по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна посетил Ереван с официальным визитом («футбольная дипломатия»). В рамках встречи помимо всего прочего был обговорен вопрос экспорта электроэнергии из Армении в Турцию. Изначально предполагалось, что Армения начнет прямые поставки электроэнергии в Турцию весной 2009 г. Соответствующее соглашение было заключено во время визита турецкого президента в Армению между Министерством энергетики и природных ресурсов Армении, ЗАО "Высоковольтные электросети" и бельгийской компанией "ЮНИТ", занимающейся импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции. Отметим, что в настоящее время Турция активно развивает собственные мощности, а также реализует проект строительства атомной электро-

13

станции .

Иран. Нехватка энергетических мощностей в Иране сегодня составляет 2500 МВт и растет из года в год. Однако власти Ирана также последовательны в решении проблем, связанных с энергообеспечением населения и экономики, свидетельством чему является строительство атомной станции в Бушере. Конечно, обеспечение энергетической безопасности исламской республики в некоторых аспектах связывается с Арменией. Достаточно отметить такие ключевые проекты, как газопровод Иран-Армения или Мегринская ГЭС: газопровод, начиная с 2007 г., работает по бартерной формуле 1 куб.м иранского газа в обмен на 3 кВт/ч электроэнергии, а проект ГЭС (кстати, крупнейшей в Закавказье) также предполагает снабжение пограничных с Арменией иранских провинций электроэнергией.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что региональный рынок электроэнергии не позволяет сегодня делать позитивные краткосрочные или среднесрочные прогнозы относительно экспорта выработанной в Армении электроэнергии. Что касается долгосрочных прогнозов (10-20 лет), то в данном случе следует исходить из того, что политические, а вслед за ними и экономические процессы в современном мире меняются весьма динамично и обязывают своих акторов быть готовыми к любой трансформации.

Таким образом, участие российской стороны в достройке и модернизации 5-го энергоблока Разданской ТЭС можно разделить на пять этапов:

1. Конец 2001 г. - начало 2002 г. - осуществление модели "активы за долги", вследствие чего российской стороне перешел имущественный комплекс Разданской ТЭС.

2. 2002-2005 гг. - проведение ознакомительных работ на Разданской ТЭС.

3. 2006 г. - подписание соглашения между правительством Армении и ОАО "Газпром" об участии в строительстве 5-го энергоблока Раздан-ской ТЭС с обязательством по завершению строительства и модернизации объекта.

4. 2006-2011 гг. - реализация инвестиционной стадии проекта.

5. 2012 г. - запуск 5-го энергоблока Разданской ТЭС.

13 См. там же.

auPQUSiJUb sbSbuuQbsnrraenrb 51

Передача комплекса Разданской ТЭС России, а также приобретение активов "Раздан-5" со стороны ОАО "Газпром" являются системообразующими факторами в энергетической политике России в отношении Армении. Подробное изучение этой политики показывает, что участие российских компаний в модернизации и эксплуатации энергетических объектов республики, безусловно, создает необходимые предпосылки для повышения уровня энергетической безопасности страны с точки зрения технической составляющей, однако, вместе с тем, диктует необходимость диверсификации энергосистемы республики с целью формирования энергетической независимости и самодостаточности в будущем.

Литература

1. 100 лет энергетике Армении / Под ред. Егиазаряна Л.В. и др., Ер. Изд. "Медиа Модель", 2003.

2. Финансово-экономическое обоснование участия ОАО "Газпром" в газоэнергетических проектах РА (по архивным материалам ЗАО "Газпром-Армения").

3. "АрмРосгазпром" продолжает последовательно проводить свою инвестиционную политику // http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl? DE849580-284A-B443-B3D2-4AF420B1BE8B

4. На стройплощадку "Раздан-5" доставлен крупнейший в армянской энергосистеме трансформатор // http://energyland.info/news-show-40215

5. Китайская компания и АрмРосгазпром подписали контракт о строительно-монтажные работаx на "Раздан-5" // http://am. chineseembassy.org/rus/xwdt/t530605.htm

6. Давтян В.С., Армянская АЭС: политические проблемы функционирования // Вестник Инженерной академии Армении. 20l5, т.12, N2.

7. « Щдш^й dnqniÇ npnßnLÜQ «ПпшшитшОф 1ш2йт.|Э]шй ÏnqûÇg <ш]шитшОф <шйршщЬттиш[||] тршйш^рЦшб щЬтш1|шй Цшр-L|bpÇ qôni щшртр|п йшрйшй Ишйшр <ш]шитшОф <шйршщЬтт-ишй иЬфш^шйтитй Ьшйфишдт^ qnLjgQ Птишитшй|1 ^ßünL-ишйц i|in^wügb[nL йши|"|[|» h^Ù^^JCwqpÇ йши L^qünq' <pшq-i^ùÇ Stî-Ç qnLJ^JÇù 11шйш[|1р|] Птишитшй|1 ^шгй^ишйц np-^Ьи иЬфш|шйтитй Фп^шС^^п йши^й шpàшûшqpnL|ЭJnLÛ|] Цш-фршдЩт йшиЬй / Ü 316-2, «äS 2002.12.17/55.1, 27.12.2002:

8. « МшгсшЦшртишй npnßnLÜQ щЬшш|ш[| qnLJgÇ отшрйшй L рйш-|шй qшqÇ ишL|шqû|^ йЬ^йшдйшй й^дш^^^С^^ йши^й / «äS 2006.05.17/27(482) 18.05.2006:

9. « МшгсшЦшртишй npnßnLÜQ <pшq^шûÇ Stî-Ç 5-prç ¿^^•шр^ц йшийшфрЬдйшй йшЁшщштршит^т йши^й / «äS 1998.11.30/30(63), 04.11.1998:

52 PUbPbP =|ilSi 2017.1

4U<b 1U^I33Ub

<wj - onLUUjL/ujCi hujjujiuujpw[ili /jngbOrn, puiquipuiLuiQ qfiwnLpjnLQQbpfipblUiwdnL

«Quiqiypnd» PPQ-f QnqJfig <pwqiiulI gtih 5-pr tCibpqiupiniifi dbngpbpiiuil uuuQdQuhumiinLpjnLQQbpQ nL hb-mLuljgQbpp. tlbiimputObpqfiwjIi uipwuihwQiiwQ luCiifipObp.-OjmwplibL bl «Qwq^pnd» PPD-j |n^djg <pwqrwlj 5-pr tlbpqmp[n|| ¿bRppbpdwl pw^wpw|wl nL w2|wphwpw-^wpw|wl wRwl6lwhwm|nLpjnLllbpp: PwgwhwjmibL bl qnpdwppj |lpdwl hjdlw|wl mlmbuw|wl nL pw^wpw|wl ^wjdwllbpp: bbp|mjmgib[ t qnpdwppj hbmwqw wqrbgnL-pjnLlp <wjwumwlj <wlpw^bmnLpjwl tlbpqbmj| wlimwl-qnLpjwl hwdw|wpqj |wjwgdwl ipw: HLunLdlwujpibL t &2iw6 qnpdplpwgj lw|w^wmdnLpjnLlp: Uwulwinpw^bU ibp[nLdib[ t <pwqrwlj 2t|j wdpn^2 hwdwLjpj ^n|wlgnL-dp nnLUwumwljl' «qnLjp ^wpmpj rjdwg» dn|b[| 2p2w-lw|lbpnLd: <|dlminpib[ t, np wjr ^n|wlgnLdp nLlbgb[ t pwqdwpL^wjjl (dnL[m|^i||rnm|i) l2wlw|nLpjnLl, pwlj np hjdp t hwl|fuwgb[ dj 2wpp hbmwqw npn2nLdlbpj hwdwp, npnlp |mjmgib[ bl nnLUwumwlj' <wjwumwlnLd jpw|w-lmg^n^ tlbpqbmlL pw^wpw|wlnLpjwl n[npmnLd: Ojmwp|-L[b[ t hpwlj u|qplw|wl hbmwppppnLpjnLlp «<pwqrwl-5»-j ¿bRppbpdwl db2, jl^bu lwL hbmwqw qj2n^w|wl pw^w-pw|wlnLpjnLlp hoqmm «Qwq^pnd» PPD-j: 4bp[m6ib[ bl <wjwumwlnLd wprnwip^n^ tLb|mpwtlbpq|wj| wpmwhwl-dwl |l||plbpp: bbp|wjwgibL t hpwl-<wjwumwl qwqw-dnL^I qnpdwRlw|wl l2wlw|nLpjnLlp «<pwq|wl-5»-f 2w-hwqnpddwl hbm |w^iwd: Urcw2wp|ibL t opjb|mj ibpw-|wRnLgdwl L wpi|w|wlwgdwl qnpdmd HnLUwumwlj dwu-lw|gnLpjwl ^nLLwj|l pwdwlrndp (2001-2012 pp.):

<fdlwpwnbp. tlbpqbmll LuClЦmuJClqnLpJnLCl, <pwqq.wijf 2tlI 5-prr tiibpquipinl, «Qtwqu/pnd» PPD, Lupr}juJ|uJCLwgnLJ, lbp-ripnLdljbp, t[b|wpuJtClbpqfuJ, wpwwhwClnLlj: JEL: Q4, L94, L98, Q47

VAHE DAVTYAN

Associate Professor at Russian - Armenian University, PhD in Politology

Peculiarities and Consequences of Acquiring the 5th Unit of the Hrazdan TPP by JSC "Gazprom": Problems of Electricity Export. The political and geopolitical peculiarities of acquiring the assets of the 5th unit of the Hrazdan thermal power plant (TPP) by JSC "Gazprom" are considered. The basic economic and political terms of the transaction are identified. The further impact of the transaction on the development of the energy security of the Republic of Armenia

auPQUSiJUb sbstiUUQhsni-raanrb 53

is revealed. The prehistory of the process is studied. In particular, the transfer of the whole complex of the Hrazdan TPP to Russia in the model of "assets for debts" is analyzed. It is substantiated that the transfer had a multiplier effect, because it was a basis for a number of key decisions in the sphere of Russian energy policy in Armenia. The initial interest of Iran in acquiring "Hrazdan-5" and the further concessive policy in favor of JSC "Gazprom" are considered. The problems of exporting electricity produced in Armenia to foreign markets are analyzed. The functional significance of Iran-Armenia pipeline in the exploitation of "Hrazdan-5" is shown. A periodization of Russia's participation in the completion and modernization of the object is offered (2001-2012).

Key words: energy security, 5th unit of the Hrazdan TPP, JSC "Gazprom", modernization, investment, electricity, export. JEL: Q4, L94, L98, Q47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.