Научная статья на тему 'Особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах'

Особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / INNOVATIVE STRATEGIES OF DEVELOPMENT / STATE REGULATION / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / GOVERNMENT POLICY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайбулаева Екатерина Омаргаджиевна

В статье рассмотрены особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах. Выделены особенности тех или иных стратегий, которые были выбраны странами как основной вектор развития их экономик. Предложены методы улучшения государственного регулирования инновационных систем Украины, выходя из существующего зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN DIFFERENT COUNTRIES

The article describes the features and directions of state regulation of innovative economic development in different countries. The features of various strategies that have been selected by countries as the main vector of development of their economies. Have been proposed methods for improving state regulation of innovative systems of Ukraine which are based on the existing international experience.

Текст научной работы на тему «Особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах»

Л.Г. Фоменко

СБЫТОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ ..

поднять эффективность хозяйственной деятельности малых сельскохозяйственных предприятий за счет заключения долгосрочных контрактов и ориентации предприятий на производство дефицитных видов продукции.

Итак, сбытовая кооперация может быть эффективным инструментом для дальнейшего развития малых сельскохозяйственных предприятий, она играет исключительную роль в укреплении их конкурентных позиций на аграрном рынке, повышенные экономического потенциала и создании эффективных, доступных каналов реализации сельскохозяйственной продукции.

Поэтому сбытовая кооперация имеет вескую роль, а усиление работы над пропагандой развития и создания таких кооперативов, должно быть обусловлено государственной поддержкой с учетом зарубежного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Науковi основи агропромислового виробництва в Зош Люостепу Украши / [Редкол.: Зубець М.В. та ш.]. -К.: Логос, 2004. - 776 с.

2. Бондарчук В., Джордж Р. Алколей, Молдован Л., Курдицький С. Кооперащя як споаб життя. -[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www. соор-ипюп.о^.ш/?р=442

3. Закон Украши „Про сшьськогосподарську ко-операцш": ^з змiнами i доповненнями) ввд 17.07.1997 № 469/97-Вр / [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.гada.gov.uaЛaws/show/469/97-вр.

4. ROZPORZДDZENIE RADY (WE) пг 1698/2005 z dnia 20 wгzesnia 2005 г. w spгawie wspaгcia гozwoju obszaг6w wiejskich pгzez Euгopejski Fundusz Rolny na гzecz Rozwoju Obszaг6w Wiejskich (EFRROW)

5. Музыченко А.С., Подзигун С.Н. Особенности государственного регулирования аграрной экономики в условиях рыночных отношений // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 26-30.

6. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.

7. Тумаланов Н.В., Николаева Т.А. Возможности адаптации аграрной отрасли региона к современным условиям функционирования // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 222-225.

8. Чирва О.Г. Генезис и тенденции развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 67-71.

9. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

10. Бутенко В.В. Финансовые стратегии компаний аграрного производства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 16-19.

SMALL COMPANIES AS A PARTICULAR FORM OF EFFECTIVE MARKETING POLICY OF SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES

©2013

L.G. Fomenko, Ph.D. student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: Basic theory and practical studies of small agricultural enterprises effective marketing policy development through the setting-up of sales companies are explained.

Keywords: sales companies, small agricultural enterprises, stakeholders, market outlets, marketing.

УДК 352.71

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

© 2013

Е.О. Хайбулаева, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах. Выделены особенности тех или иных стратегий, которые были выбраны странами как основной вектор развития их экономик. Предложены методы улучшения государственного регулирования инновационных систем Украины, выходя из существующего зарубежного опыта.

Ключевые слова: инновационные стратегии развития, государственное регулирование, национальная инновационная система, государственная политика, научно-технический прогресс.

Исследование особенностей формирования и реализации инновационной политики в развитых странах является актуальным для Украины, потому что именно сегодня государство пытается войти в Европейское сообщество, должное место в котором она сможет занять только при условии овладения инновационным путем развития. При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается нечто общее, что позволяет выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.

В целом, национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами, где и сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, именно тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке.

В частности, выделяют американскую, японскую и европейскую модели инновационной политики:

- к первой относят страны, ориентированные на первенство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно - производственного цикла, как правило, со значительной долей научно - информационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

- к второй относятся страны, где нововведения стимулируются путем развития инновационной инфраструктуры, восприимчивости к достижениям мирового научно - технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

- европейская же, это модель, ориентированная на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

Что бы лучше понять суть каждой из моделей, далее мы рассмотрим особенности каждой из них на конкретном примере:

Е.О. Хайбулаева

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ...

Так, в развитых странах, таких как США, принципы формирования государственной инновационной политики включают:

1) правительственную поддержку фундаментальных исследований и одновременно перекладывание большей части расходов на прикладные исследования на частный сектор. Администрация поддерживает только те долгосрочные прикладные научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (НИОКР), имеющих в дальнейшем большое значение для государства ;

2) установление приоритетов в сфере науки и техники в основном возложено на административно-бюджетное управление. При этом формирование приоритетов направлено на расширение ассигнований на НИОКР и регулирования их распределения;

3) стимулирование перестройки промышленности согласно плану экономического возрождения, что фактически является косвенным финансированием НИОКР со стороны частного сектора [1].

В Японии государственная политика приоритетов предусматривает два пути: во-первых, освоение зарубежного опыта на основе закупки лицензий , во-вторых , развитие собственных исследований и разработок. Опыт Японии в достижении высокой конкурентоспособности характеризуется учеными как « экономическое чудо «, что обосновывается как результат быстрого экономического роста, чрезвычайно гибкой приспособленности к изменениям международного рынка и способности творчески и эффективно осуществлять инновационную деятельность. Поэтому среди развитых стран мира особенно выделяется инновационная стратегия Японии. Но и у нее есть слабые стороны. Основные направления инновационной политики Японии:

1. Поддержание исследователей и совершенствование научно - технической базы.

2. Реформирование сферы образования и создание новой современной инфраструктуры.

3. Увеличение финансирования эффективных исследований.

4. Всесторонняя поддержка частных НИОКР, включая субсидирование и защиту интеллектуальной собственности.

5. Поддержка международного научно - технического сотрудничества.

6. Повышение качества образования в технических вузах.

7. Усиление связей между частным сектором и университетами [2].

Германия же является страной, которая представляет третью модель инновационного развития, она входит в Евросоюз и занимает третье место в мире по абсолютной величине НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 % [3] .В Германии, например, содействие инновационному и технологическому развитию страны происходит как через формирование эффективной системы государственной поддержки научной и инновационной деятельности, так и путем поощрения негосударственных инвестиций, что относится к приоритетным направлениям экономической политики ФРГ. По уровню расходов на научно - исследовательские и экспериментально - конструкторские разработки, они составляют 2,5 % ВВП, и Германия занимает одно из первых мест среди экономически развитых стран по результатам этого показателя.

На сегодняшний день, по данным экспертов RealClearWorld , который строится на основе глобальных данных успешности стран за 2012 год и по аналитическим исследованиям Глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index) авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

1) Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input)._

2) Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output).

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране [4].

Список десяти мировых лидеров в области инноваций практически не изменился по сравнению с прошлым годом. В рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов 2012 года лидирует Швейцария. В тройку лидеров по-прежнему входят Швеция и Сингапур. За ними следуют Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Гонконг, Ирландия и Соединенные Штаты, Украина в этом списке значительно отстает, более того, её рейтинги с каждым годом понижаются, что демонстрирует отсутствие эффективных изменений в законодательной базе страны.

Единственной, покинувшей за последний год десятку лучших стран, стала Канада. Это произошло из-за ослабления позиций Канады по всем основным индикаторам Индекса. Соединенные Штаты продолжают оставаться инновационным лидером, однако демонстрируют относительное ослабление показателей в таких областях, как образование, подготовка кадров и развитие инноваций. В результате рейтинг США в этом году был понижен [5].

Таблица 1 Сравнительный анализ стран мира с разными показателями использования инновационных технологий, 2012 год

Место Страна Индекс

1 Швейцария 68,2

2 Швеция 64,8

3 Сингапур 63, 5

4 Финляндия 61,8

5 Великобритания 61,2

6 Голландия 60,5

7 Дания 59,9

8 Гонконг 58,7

9 Ирландия 58,7

10 Америка 58,7

63 Украина 36,1

Глобальный индекс инновационной эффективности, дополняющий общий Глобальный индекс инноваций, показывает какие страны лучше других, воплощают инновационные идеи в практические результаты. В этом списке первые места занимают страны, имеющие хорошие результаты инновационной деятельности, несмотря на изначально более слабые инновационную среду и инновационные идеи. Первые два места среди десяти лидеров глобальной инновационной эффективности занимают Китай и Индия. Интересно, что четыре из десяти лидеров этого списка — страны с низким или средним уровнем дохода. Ниже представлена десятка лидеров глобальной инновационной эффективности [6]: Китай, Индия, Молдова, Мальта, Швейцария, Парагвай, Сербия, Эстония, Нидерланды, Шри-Ланка.

Именно отсутствие тесной эффективной кооперации государственных органов с наукой, бизнес - образованием и рыночными структурами не только не позволяет решать существующие проблемы , но и способствует порождению новых проблем, что еще больше усложняет ситуацию с обеспечением развития инновационных процессов в Украине . Общепризнанным фактом является также связь между технологиями и научными исследования, поскольку они представляют собой фундамент всех прикладных технологических разработок .

Активное развитие инновационной деятельности возможно только при существенной государственной интервенции, однако на практике наблюдается хроническое недофинансирование научных и прикладных исследований. Анализируя проблемы инноваций в Украине, ученые часто сосредоточены на препятствиях инновационному процессу, к которым относятся,

Е.О. Хайбулаева

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ..

прежде всего, недостаточной развитие рыночных отношений, трансфертных механизмов, сектора малого бизнеса, которое является главным источником инноваций, а также слабость связей науки и производства в целом. Поэтому для активизации инновационного процесса нужно сделать первые шаги, а именно, увеличить финансирование науки, разработать соответствующую законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности и инструменты реализации принятых законов, создать по-настоящему благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. В Украине сложилась ситуация, именуемая во всём мире, как «европейский парадокс»: достижения отечественной науки так и не превратились в достижения технологические, которые бы обеспечили инновационный характер отечественной экономики. Наряду с уже названными причинами есть много других, способных серьезно тормозить инновационное развитие. Путями решения данных проблем может быть: совершенствование нормативно - правовой базы для обеспечения развития инноваций, необходимость системного и последовательного внедрения функциональных принципов государственного управления инновационной деятельностью, создание единой активной и целенаправленной функционирующей национальной инновационной системы.

Создание и дальнейшее развитие инновационной модели развития экономики требует существенного перераспределения средств по этапам инновационного цикла фундаментальными, прикладными исследованиями, разработками и освоение их результатов в производстве. Эти шаги позволят уменьшить нагрузку на государственный научный бюджет, усилить стимулирование производственных объектов по привлечению внебюджетных средств. Следовательно, наличие тесного эффективной кооперации государственных органов с наукой, бизнес образованием и рыночными структурами позволит решить существующие проблемы и способствовать обеспечению развития инновационных процессов в Украине. Добиться экономического роста Украины можно только путем активного научно-технического развития через использование новаторской умственного труда, образующей новые знания и новые технологии, и поддержки предпринимательства в различных сферах экономики. Таким образом, на современном этапе происходит снижение инновационной активности предприятий Украины, финансирование инновационной деятельности предприятий осуществляется в основном за счет собственных средств. государственное финансирование и поддержка очень скудны.

Большинство исследователей, с которыми мы согласны, предлагают следующие меры оптимизации инновационной деятельности:

1. Мотивация работников к инновационной деятельности, уменьшение миграции ученых.

2. Расширение источников финансирования.

3. Государство должно заботиться о экологизации производства, стимулировать деятельность ,направлен-ную на сохранение окружающей среды.

4. Увеличение расходов на подготовку специалистов высокого класса, тренинги, курсы.

5. Законодательные изменения в области инновационной деятельности относительно льгот и стимулов.

6. Политика предприятия должна иметь инновационную направленность.

7. Тесное сотрудничество с иностранными предприятиями, обмен опытом.

8. Активизация деятельности технопарков путем государственной поддержки.

9. Использование опыта США и Японии, а именно, тесное сотрудничество между университетами и предприятиями.

Выводы. В современном мире справедливо считают, что важнейшим фактором экономического развития является научно - технический прогресс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Именно поэтому особую значимость для Украины имеет творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что позволит сформировать действующую отечественную систему стимулирование инновационной деятельности. Мировыми лидерами в проведении эффективной инновационной политики считают Швейцарию, Германию, США, Японию. Для этих стран характерно государственное регулирования инновационной деятельности, которое реализуется через целенаправленное воздействие органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы. Государственное регулирования базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентирах эффективного научно - технического и социально - экономического развития. одним из основных задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно - нормативной и финансово - ресурсной поддержки инновационной активности предприятий.

Одной из первоочередных задач для Украины, по нашему мнению, должно стать создание экономического и правового механизма разработки и внедрения новейших технологий и инноваций в практическую сферу. Эти механизмы будут способствовать формированию соответствующих условий для развития инновационной деятельности предприятий. Особенно важным является формирование экономической политики государства по внедрению в производство ,и не только, новейших технологий, определение реальных и перспективных источников финансовых ресурсов, необходимых для реализации предполагаемых направлений разработки инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Посталюк М.П. Обеспечение и регулирование инновационных отношений в экономической системе. -Казань: КГУ, 2003. С.62-63.

2. Фахтутдинов Р.А. Опыт Японии: инновации и развитие // Управление персоналом - 1999 №10, С.45-51.

3. Андрощук Г.О. Инновационная политика Германии : стратегия высоких технологий // Стратегия развития Украины (экономика, социология, право) : Науч. журнал. -Вип.1-2. К.: Книжное издательство НАУ, 2009.-С.302-312.

4. http://gtmaгket.гu/news/2012/07/06/4531

5. http://www.globalinnovationindex.oгg/content.

6. Андрощук Г.О. Инновационная политика Европейского Союза./ Г.О.Андрощук, Р.Е. Еннан //

Наука и Инновации. - 2009. - №5. FEATURES AND DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN DIFFERENT COUNTRIES

© 2013

K.O. Khaibulaieva, post-graduate student

Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article describes the features and directions of state regulation of innovative economic development in different countries. The features of various strategies, which have been selected by countries, as the main vector of development of their economies. Have been proposed methods for improving state regulation of innovative systems of Ukraine, which are based on the existing international experience.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: innovative strategies of development, state regulation, national innovative system, government policy, scientific and technical progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.