УДК 338.246
К. М. Бурых
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: США И ЕС
Рассматриваются особенности государственного стимулирования инновационной деятельности в инновационном секторе экономики развитых стран. Представлена классификация инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в областях разработки законодательной базы и государственных программ, финансовой поддержки, предоставления льготных условий и прочей поддержки инновационных организаций.
Ключевые слова: инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности, инновационная деятельность, законодательная база, государственные программы, финансовая поддержка, льготные условия.
Важнейшим условием научно-технического развития любого государства является государственное стимулирование рынка инноваций. Механизм регулирования научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в развитых странах сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности.
Воздействие государства может как расширить возможности реализации, скоординировать инновационную деятельность, так и, наоборот, затруднять достижение поставленных целей. Орган государственного управления выбирает определенные меры воздействия, позволяющие изменить экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта.
Целью инновационной политики государства является создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. В частности, это повышение технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции и услуг, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта, создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инновационной среды, привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции, поддержка малого и среднего предпринимательства. Необходимость долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности является одной из причин активного участия государства в инновационной деятельности.
В разных странах существуют различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Лидером здесь является Швейцария, затем идут Германия, Япония, Швеция, Южная Корея и США. Ко второй группе высокотехнологичных стран относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия и ряд других европейских стран [1].
Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические. Административные методы осуществления инновационной политики базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность обусловлено необходимостью обеспечения инновационного пути развития экономики и позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну. Однако наиболее действенными методами государственного стимулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства и отличающиеся от административных использованием экономических рычагов и регуляторов.
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относится координация инновационной деятельности, аккумулирование средств на инновации, стимулирование инноваций, конкуренции, страхование инновационных рисков, создание правовой базы инновационных процессов (в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности), кадровое обеспечение инновационной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры, региональное регулирование инновационных процессов, регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Предлагается рассмотреть осуществляемые мероприятия государственной инновационной политики по следующим направлениям: разработка законодательной базы и государственных программ, финансовая поддержка, предоставление льготных условий и прочие виды поддержки инновационных организаций [2-5].
Проведение комплекса мер по организационнонормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий является одной из основных задач государственного регулирования. Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области организационно-нормативной поддержки инновационных предприятий в США и странах ЕС представлены в табл. 1.
Таблица 1
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области разработки законодательной базы и государственных программ
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности Страны
Разработка программ и законов о содействии в создании и развитии технологических парков, промышленных и инновационных кластеров, содействие в развитии инновационных стратегий, включая поддержку инновационных кластеров, научных и исследовательских парков США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Литовская Республика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Республика Сербия, Словацкая Республика, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Разработка программ по поддержке развития научных исследований и их коммерциализации посредством создания и частичного финансирования ряда инновационных центров
Организация единой системы управления, позволяющей создавать институциональные структуры кластера, объединяющие проекты из разных отраслей
Выработка единого антимонопольного законодательства
Совершенствование инновационной системы и нормативно-правовой базы, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства
Разработка программ и законов по содействию создания бизнес-инкубаторов, предпринимательских зон, университетских городков, технополисов, агрополисов, международных кластеров США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция
Формирование государственной управленческой структуры в области инноваций, включающей финансовые институты, академические и частные научные учреждения, крупные транснациональные корпорации, промышленные парки, предпринимательские зоны и кластеры, которые руководствуются в своей деятельности требованиями законодательной базы, направленной на поощрение и развитие инноваций
Создание сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам
Осуществление государственными органами мониторинга и прогнозирования инновационных процессов в стране и за рубежом, поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения, экспертиза инновационных проектов
В развитых странах значительное внимание уделяется стимулированию развития инновационной инфраструктуры. Особенно широко используются такие элементы инфраструктуры, как технополисы, технопарки, инновационные центры, инкубаторы инновационного бизнеса, основную часть финансирования которых осуществляет государство.
Увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, и развитие инновационной деятельности определяют необходимость сотрудничества как частных, так и государственных субъектов (университетов, государственных лабораторий, организаций и др.).
Государство, в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска и большими издержками. В связи с этим задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, включающей в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок.
Не менее важной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Можно выделить следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования, средства внебюджетных фондов, собственные
средства предприятий и организаций, кредитные ресурсы, средства высших учебных заведений, средства некоммерческих организаций, иностранный капитал, частные сбережения населения. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование.
Средства могут быть предоставлены предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах по причине высокой неопределенности ее результатов и сложности оценки отдачи вложения в них. Инвестирование может быть представлено в виде финансирования, кредитования, лизинга, фондовых операций, планирования и программирования, а также государственного предпринимательства и государственных заказов.
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области финансовой поддержки инновационных организаций в США и странах ЕС отражены в табл. 2.
Среди косвенных экономических методов традиционно используются кредитная и налоговая политика, налоговое и амортизационное регулирование, защита прав на интеллектуальную собственность, ценовое регулирование, политика протекционизма, стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, стимулирование развития инновационной инфраструктуры, регулирование международного технологического обмена (режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии).
Таблица 2
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области финансовой поддержки инновационных организаций
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности Страны
Выделение из государственного бюджета средств на создание современных индустриальных зон, устройство и расширение технологических индустриальных парков США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Литовская Республика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Республика Сербия, Словацкая Республика, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Финансовая поддержка создания в рамках кластеров научноисследовательских подразделений
Государственная финансовая поддержка центров, предназначенных для коммерциализации отдельных проектов и разработок, имеющих важное экономическое значение
Создание условий для образования групп независимых и частных организаций, фондов, принимающих непосредственное участие в финансировании научно-исследовательской деятельности США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Республика Сербия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Создание эффективной системы распределения финансирования исследований
Государственное финансирование инноваций не только в области техники и технологий, но и в сфере услуг и коммерческой деятельности компаний США, Австрия, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Эффективное использование бюджетных средств при осуществлении исследований в области высоких технологий и расширение инновационной деятельности
Поддержка на начальном этапе бизнес-инкубаторов, технопарков, новых фирм, учредителями которых выступают предприятия, исследовательские институты или университеты, которые создаются с финансовым участием местных властей
Предоставление грантов на конкурсной основе, финансирование по которым направлено на улучшение инновационной инфраструктуры регионов, включая механизмы доведения информации о сути разработок до сведения потенциальных потребителей инноваций США, Федеративная Республика Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Создание системы венчурного финансирования НИОКР и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий США, Федеративная Республика Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция
Передача значительной части государственного финансирования в распоряжение технопарков в виде займов и акционерного капитала для последующего инвестирования в инновационные компании
Создание системы льготного кредитования мелких фирм
Кредитная и налоговая политика являются наиболее значительными косвенными методами. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента [2].
Не менее важную роль в инновационной политике играют налоговые льготы, большая часть которых ориентирована на содействие реализации достижений научно-технического прогресса. В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на НИОКР, льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности;
- отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях;
- создание за счет прибыли инновационных фондов специального назначения, не облагаемых налогом;
- обложение прибыли инновационно активных малых предприятий и организаций по пониженным ставкам;
- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль от реализации инновационных проектов;
- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита;
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
- зачисление части прибыли на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае ее использования на инновационные цели;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям и др.
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области предоставления льготных условий инновационным организациям в США и странах ЕС показаны в табл. 3.
Помимо рассмотренных выше направлений стимулирования научно-технической и инновационной политики в развитых странах существуют и другие инструменты государственного стимулирования инновационных организаций. Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области прочей поддержки инновационных организаций в США и странах ЕС отражены в табл. 4.
Таблица 3
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области предоставления льготных условий инновационным организациям
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности Страны
Создание системы льготного налогообложения НИОКР США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Литовская Республика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Республика Сербия, Словацкая Республика, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Предоставление инвесторам налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок, освобождения от налогов на определенный период или полное освобождение от некоторых видов налогов
Использование системы ускоренной амортизации оборудования
Предоставление пакета льготных услуг вновь создаваемым инновационным компаниям
Предоставление инвестиционных и региональных налоговых льгот от органов местного самоуправления, освобождение от местных налогов на определенные сроки
Предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии) в виде сокращения платы за коммунальные услуги или предоставления по ним рассрочки
Предоставление налоговых льгот для малого, среднего и крупного бизнеса путем предъявления к вычету для целей налога на доходы корпораций до 50 % расходов на исследования и разработки, а также возможность при получении организацией убытков предъявить соответствующие суммы к возмещению из бюджета на расчетный счет
Создание в особых экономических зонах следующих особенностей: отсутствие импортных и экспортных пошлин, низкая ставка налога на прибыль от экспортных операций, отсутствие налога с продаж, отсутствие налогов на недвижимость и собственность, упрощение административных процедур
Предоставление системы льгот в отношении заработной платы работников, занятых НИОКР, применение которой уменьшает размер не традиционного налога на прибыль предприятий, а размер налогов на фонд оплаты труда и национальных страховых взносов
Предоставление льгот инвесторам, научно-исследовательским и опытноконструкторским организациям, инновационным предприятиям в форме значительно меньших, по сравнению с рыночными, ставок аренды офисных и производственных помещений, а также в форме оказания бизнес-услуг по относительно низкой цене
Таблица 4
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в области прочей поддержки инновационных организаций
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности Страны
Осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий) США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Литовская Республика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Республика Сербия, Словацкая Республика, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция
Создание эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность, основанной на действенных в законодательстве, судебной системе и надзорных механизмах, обеспечивающих защиту прав обладателей интеллектуальной собственности
Создание условий для преодоления информационных барьеров между отдельными инновационными кластерами на региональном и федеральном уровне, маркетинг инноваций
Создание необходимых условий для координации деятельности ученых и научных работников, осуществляемой в рамках научных обществ
Создание условий для формирования кластеров в сегментах промышленности, основанных на внедренных научных достижениях и имеющих высокий потенциал роста
Содействие в предоставлении услуг, связанных с лицензированием и обменом патентной информацией
Объединение компаний в крупные отраслевые союзы - ассоциации, представляющие в стране интересы своих членских компаний и осуществляющие деятельность по созданию для них комфортной бизнес-среды
Отведение существенной роли в развитии инновационных технологий по производству высокотехнологичных продуктов академическим университетам США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция
Создание центров, осуществляющих поддержку при начальном развитии бизнеса, включая консультации с опытными бизнесменами, участие в семинарах, предоставляя возможность использования информационных сетей и возможность поделиться опытом с другими небольшими компаниями, занимающимися технологическими разработками
Создание инфраструктуры промышленных парков, обеспечивающих необходимые услуги руководству фирм, находящихся на их территории: информационно-консультационные, юридические, финансовые, а также налоговое, транспортное и таможенное обслуживание, дотационное консультирование, практическое применение нанотехнологий в различных сферах деятельности
Окончание табл. 4
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности Страны
Создание институтов, стимулирующих, разрабатывающих и поддерживающих все аспекты науки, занимающихся нанотехнологиями, которые имеют потенциал в оказании пользы обществу, организующих международные научные конференции и образовательные курсы, изучающих вклад нанотехнологий в промышленность, общество, здравоохранение, энергетику и окружающую среду
Создание условий для тесного сотрудничества институтов нанотехнологий и технологических предприятий с правительствами, университетами, исследователями, общественностью, частными лицами, малыми средними предприятиями, региональными агентствами развития, местной администрацией, исследовательскими институтами, поставщиками технологий и инноваций США, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция
Создание технологических предприятий, оказывающих помощь частным предпринимателям и компаниям консультациями и поддержкой по широкому спектру проблем, начиная от начального этапа организации бизнеса, до передачи технологии и процесса эксплуатации
Привлечение в экономику страны крупных иностранных инвесторов, обеспечивающих трансфер передовых технологий и инноваций, а также создание новых эффективных рабочих мест
Содействие в образовании большей части технопарков на базе существующих институтов, университетов и бизнес-школ, которые питают их инновационными идеями
Содействие в образовании частных финансовых институтов, осуществляющих инвестиции в новые исследования, разработки и внедрение новых проектов, работающих на коммерческой основе
Создание системы технологических сервисных институтов, занимающихся консультационной и исследовательско-внедренческой деятельностью, в том числе и на международном уровне
Создание государственных организаций, непосредственно занятых в области инноваций
Организация тесного взаимодействия между национальными и международными инвестиционными компаниями, частными фирмами и общественно-государственными организациями
Проведение мероприятий по повышению престижа науки и образования, созданию современной исследовательской базы в университетах и обеспечение высокого уровня оплаты труда научных сотрудников, позволяющие государству развивать рынок высококвалифицированной рабочей силы и повышать коммерческую направленность исследований в университетах
Пошаговая поддержка фирм на всех этапах развития их инновационного бизнеса: разработка технологических стратегий и программ, привлечение экспертов, обучение специалистов, информационная и правовая помощь в области патентования по международным нормам и стандартам, поиск бизнес-партнеров, поддержка и широкий спектр услуг компаниям, выходящим с инновацией на внешний рынок
Бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства США
Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является также сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет [2].
Государственное регулирование и стимулирование научно-технического прогресса осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Для успешного научно-технического развития любого государства должна быть широко развита система инструментов государственного стимулирования научно-технической и инвестиционной деятельности, включающая административные и косвенные методы осуществления инновационной политики. Эффективная научно-
техническая база не может быть создана без активной регулирующей роли государства.
Анализ и оценка мер государственной поддержки в развитых странах позволяют сделать вывод о том, что для достижения поставленных целей развития инновационной деятельности в России необходима реализация следующих программ:
- разработка программ и законов о содействии в создании и развитии технологических парков, промышленных и инновационных кластеров, содействие в развитии инновационных стратегий, включая поддержку инновационных кластеров, научных и исследовательских парков;
- организация единой системы управления, позволяющей создавать институциональные структуры кластера, объединяющие проекты из разных отраслей;
- оказание финансовой поддержки инновационных организаций;
- создание системы льготного налогообложения НИОКР;
- пошаговая поддержка инновационных организаций на всех этапах развития их инновационного бизнеса;
- создание эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность и др.
Библиографические ссылки
1. Государственное регулирование инновационной деятельности : офиц. сайт [Электронный ресурс]. иКЬ: http://know.su/link_3568_1.html.
2. Роль государства в стимулировании рынка инноваций : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://otherreferats.allbest.ru/economy/00087590_0.html.
3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-college.ru/ xbooks/xbookl 66/book/index.
4. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.subcontract.ru/Docum/.
5. Обзор международного опыта инновационного развития : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http ://www.nanotechnology.ru/node/12.
K. M. Burykh
TOOLS OF THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE DEVELOPED COUNTRIES: THE USA AND EU
Features of the state stimulation of innovative activity in innovative sector of economy in the developed countries are considered. Classification of tools of state regulation of innovative activity in field of working out of legislative base and government programs, financial support, granting of concessionary terms and other support of the innovative organizations, is presented.
Keywords: tools of the state stimulation of innovative activity, innovative activity, legislative base, government programs, financial support, concessionary terms.
© Eyptix K. M., 2012
УДК 330:322.132
В. С. Васильцов, А. П. Масловский
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Анализируется экономическое и ресурсное обеспечение роста эффективности инвестиций в нефтегазовые предприятия Красноярского края; объем добычи и прогнозных ресурсов нефти, природного газа и конденсата; возможность привлечения иностранных инвестиций; состояние инвестиционного климата; возможности импорта продукции нефтегазопереработки с учетом влияния глобализации.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал; инновационность промышленных предприятий; инвестиционный климат; институциональные методы стимулирования.
Основой обеспечения динамики социальноэкономического развития страны является инвестиционный потенциал, количественные и качественные характеристики которого отражают упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, включающих материально-технические, финансовые и нематериальные активы - обладание правами собственности на объекты промышленности, добыча полезных ископаемых, аккумулирование информации в сфере социально-экономических, рыночных отношений, накопленный опыт и прочие инвестиционные составляющие. Результатом использования инвестиционного потенциала является создание новых и модернизация действующих предприятий. Сегодня вложение в про-
изводство должно основываться на внедрении перспективных инновационно-технологических систем, дающих высокую отдачу, в том числе социальную, чтобы они становились органической частью интенсификации воспроизводственного процесса. Реализация инвестиционного потенциала осуществляется не только в процессе развития основного капитала предприятий, но и при образовании и совершенствовании специфических ресурсов, например, «человеческого капитала», информатизации. При этом меняется и социально-экономический базис производства, и экономические интересы его участников. В условиях эффективного рынка происходит качественная трансформация и самого воспроизводственного процесса: