Научная статья на тему 'Особенности и факторы конкурентоспособно- сти малого полиграфического предприятия'

Особенности и факторы конкурентоспособно- сти малого полиграфического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустыльник Петр Наумович, Сычева Ольга Сергеевна

Рассмотрены особенности и факторы конкурентоспособности малого полиграфического предприятия. Показаны направления повышения конкурентоспособности малого полиграфического предприятия в условиях финансово-экономической нестабильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and factors of competitiveness of the small polygraphic enterprise are considered. Directions of increase of competitiveness of the small polygraphic enterprise in the conditions of financial and economic instability are shown

Текст научной работы на тему «Особенности и факторы конкурентоспособно- сти малого полиграфического предприятия»

УДК 330

Пустыльник П.Н., Сычева О.С.

Особенности и факторы конкурентоспособности

малого полиграфического предприятия

Динамика волнового развития экономики России в XXI веке в условиях глобализации процессов производства и сбыта полиграфической продукции требует повышения конкурентоспособности малых полиграфических предприятий. В данной статье представлены результаты исследований факторов, которые влияют на конкурентоспособность малого полиграфического предприятия.

Полиграфическая промышленность развивается только при социальном заказе общества на изготовление печатной продукции, который в большей степени зависит от уровня грамотности населения. В XIX веке в России рынок сбыта полиграфической продукции был ограничен, так как 70 % населения не умели читать (табл. 1), кроме того, не было большой потребности в грамотных людях, поскольку основная часть населения страны проживала в сельской местности; по данным переписи 1914 года доля городского населения в России составляла всего 15 %.

После социалистической революции 1917 года произошли изменения в структуре общества, при этом наиболее грамотная часть населения эмигрировала или подверглась преследованиям. В этой ситуации обучение неграмотного большинства стало необходимостью, и без развития полиграфической отрасли решение такой задачи оказалось невозможно.

В XIX веке полиграфические предприятия были небольшими - малыми, по современной

терминологии. Исследуя капиталистический способ производства, К. Маркс уточнял, что существует «два очень различных рода частной собственности, из которых один основывается на собственном труде производителя, другой - на эксплуатации чужого труда» [2, с. 770]. Отметим, что современные малые полиграфические предприятия (цифровые) обслуживаются небольшим количеством персонала, и в случае семейных предприятий эксплуатация чужого труда исключается.

Применение маркетинговых методов в управлении полиграфическими предприятиями способствовало диверсификации производственной деятельности, сопровождавшейся внедрением цифровых технологий и оборудования в полиграфии. Появление малых цифровых полиграфических предприятий инициировало возникновение конкуренции между предприятиями, применяющими цифровую и традиционную печатные технологии.

В разделе «Историческая тенденция капиталистического накопления» К. Маркс отмечал: «Частная собственность работника на средства производства есть основа мелкого производства, а мелкое производство составляет необходимое условие для развития общественного производства и свободной индивидуальности самого работника. Правда, этот способ производства встречается и при рабском, и при крепостном строе. ... Этот способ производства предполагает раздробление земли и остальных средств производства. Он исключает как концентрацию этих последних, так и кооперацию, разделение труда внутри одного и того же производственного процесса» [2, с. 764]. С этим определением малого предпринимательства следует согласиться, так как собственник малого предприятия не обладает такими же финансовыми ресурсами, как собственник крупного предприятия, однако развитие малого бизнеса (см. рис. 1) позволяет открывать новые рабочие места [3, с. 334; 4, с. 181-183; 5, с. 159-166]. Сле-

Таблица 1

Грамотность населения в возрасте 9-49 лет в России (1897-1989 гг.)

Показатель Грамотность населения. %

1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989

Всего 29,6 60,9 89,7 98,5 99,7 99,8 99,8

Мужчины 44,4 77,1 96 99,3 99,7 99,8 99,7

Женщины 15,4 46,4 83,9 97,7 99,6 99,8 99,8

Млн ед.

10 9 8 7

-О»

-¿хг

о— -0-

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика развития малых предприятий в России

( 0 ) - число малых предприятий в РФ, млн ед.; ) - среднесписочная численность работников,

занятых на малых предприятиях, млн чел.

6

5

4

3

2

1

0

дует отметить, что увеличение числа безработных в условиях финансово-экономической нестабильности всегда сопровождается ростом социальной напряженности и активной пропагандой националистической идеологии, поэтому необходимо развивать малые, в том числе полиграфические, предприятия как источники рабочих мест в условиях роста массовой безработицы в стране.

Государственная поддержка развития малого предпринимательства проявилась в форме принятия Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором к субъектам малого предпринимательства были отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, до-

ля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.

Выполненный в 2001 году мониторинг среднесписочной численности работников малых предприятий позволил следующим образом представить число малых предприятий (%) в зависимости от численности работников (табл. 2) [2, с. 346].

Таблица 2

Распределение малых предприятий по среднесписочной численности работников

Количество работников 1-5 6-10 11-15 16-25 26-30 31-50 51-60 61-100

Число предприятий, % 55,2 18,3 9,4 7,6 2,6 4,9 0,6 1,4

Так как около 80 % малых предприятий имело численность менее 15 человек, в 2007 году был принят новый федеральный закон [6]. В ст. 4 п. 2 этого закона записано, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Кроме того, в 2009 году Президент РФ объявил о государственной поддержке малого бизнеса. Однако малым полиграфическим предприятиям в современных условиях требуется, кроме того, помощь Межрегиональной ассоциации полиграфистов и, в частности, Союза полиграфистов Санкт-Петербурга.

Повышение конкурентоспособности полиграфических предприятий предполагает учет особенностей, по сравнению с производственными предприятиями других отраслей. Так, особенностью производственного процесса малого полиграфического предприятия является малая тиражность (вплоть до 1 экз.) и малый срок исполнения заказа. Еще одна особенность малого полиграфического предприятия - использование сложных интегрированных технологий в форме печатного комплекса, объединяющего оборудование для считывания изображений, преобразования файлов, распечатывания информации,

формирования готового изделия (склеивание, обрезка в размер и т. д.). Эти факторы накладывают ограничение на использование персонала с низкой квалификацией.

Необходимо отметить, что полиграфические предприятия удовлетворяют потребности общества не только в книгах, журналах, газетах, но и в тетрадях, блокнотах, буклетах, визитках, билетах (на транспорт, в театры, кино и т. п.), а также в упаковке для различных товаров (промышленных и продуктовых), обоях и т. д.

Рассмотрим взаимосвязь полиграфических предприятий с предприятиями различных промышленных комплексов (рис. 2).

Отметим, что полиграфические предприятия обеспечивают работой металлургический комплекс, машиностроительный комплекс, строительную индустрию, нефтехимическое производство и лесопромышленный комплекс. Металлургический комплекс поставляет металлическую фольгу (медные и алюминиевые сплавы) для изготовления упаковки и голограмм. Машиностроительный комплекс поставляет оборудование. Строительная индустрия строит новые здания и ремонтирует существующие. Нефтехимическое производство поставляет краски, лаки, полиэтиленовые и полипропиленовые пленки для упаковки. Лесопромышленный комплекс через целлюлозно-бумажное производство обеспечивает полиграфию бумагой и картоном.

Решение задачи повышения конкурентоспособности малого полиграфического предприятия на основе общей теории систем предполагает следующий путь: системный анализ ситуации ^

Рис. 2. Место полиграфии в социально-экономической системе

построение математической модели ^ разработка алгоритма управления предприятием ^ разработка предложений и мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Общеизвестно, что каждая наука исследует свой объект, выбирает свой предмет исследования с целью формулирования нового закона, разработки новой методики или новой методологии. Отметим, что системный подход, системные исследования и системный анализ посредством теории управления и теории организации применяются на производстве в форме теории организации производства. В [7, с. 12] отмечено, что «предметом теории организации производства являются закономерности взаимодействия и существенные связи между элементами производства и частями произ-

водственных систем, формы и методы организации процессов материального производства». Можно согласиться с приведенной формулировкой по сути, но следует отметить, что для эффективного управления трудовым и технологическим процессами производственный менеджмент пользуется достижениями различных наук. Так, для управления малым полиграфическим предприятием производственный менеджмент использует следующие инструменты (рис. 3).

Если рынок полиграфии России условно разделить на три сегмента: общефедеральный (его динамика отражена на рис. 4), межрегиональный и региональный, то можно утверждать, что малые полиграфические предприятия работают на региональном сегменте рынка.

Рис. 3. Инструменты производственного менеджмента

Рис. 4. Динамика развития полиграфической отрасли [8] - количество названий, тыс.; (^О ") - тираж, млн экз.

^ж^/чно^^^хниче^кие^^до^^^и^ПбГПУ^'^о^о.Эко^омические^^уки

Анализ динамики развития полиграфической отрасли позволяет сделать вывод, что рост количества книжной продукции сопровождается снижением тиражности изданий. Так как малые полиграфические предприятия издают полиграфическую продукцию малой тиражности, то можно предположить, что в условиях финансово-экономической нестабильности они будут иметь более стабильную загрузку производственных мощностей по сравнению с крупными и средними типографиями.

Исследование логистической цепочки рынок ресурсов ^ снабжение ^ производство продукции ^ сбыт ^ рынок товаров ^ утилизация продукции позволило нам разработать экономико-математическую модель повышения конкурентоспособности малого полиграфического предприятия, в которой установлены ограничения и учтены следующие факторы:

1) администрация предприятия имеет ограниченный набор вариантов управленческих решений из-за ограниченности финансовых ресурсов;

2) рост количества неплатежей в звеньях типография - поставщик расходных материалов и заказчик - типография привели в 2009 году к отказам многих типографий реализовывать крупномасштабные проекты по техническому перевооружению производств;

3) повышение рентабельности полиграфического производственного процесса может осуществляться по двум направлениям - увеличение выручки и снижение себестоимости;

4) рост выручки от реализации полиграфической продукции ограничен такими факторами, как цены предприятия-конкурента (ограничение по среднерыночной цене), платежеспособный спрос (ограничение по верхнему пределу цены) и себестоимость продукции (ограничение по нижнему пределу цены);

5) сокращение расходов на закупку сырья предполагает оптовые поставки со скидками с цены и снижение транспортных расходов, но при этом возрастают складские издержки;

6) сокращение производственных затрат связано с ростом производительности труда, увеличением объемов и т. д.;

7) сокращение расходов на доставку готовой продукции предполагает снижение транспорт-

ных расходов при самовывозе товара заказчиком, но при этом возрастают затраты, связанные с хранением готовой продукции.

Общеизвестно, что себестоимость полиграфической продукции складывается из постоянных, переменных, условно-постоянных и условно-переменных затрат. Так как постоянные затраты не зависят от объемов производимой продукции, то необходимо увеличение тиражности каждого заказа с целью снижения остальных видов затрат. Для определения минимально допустимого объема производства на предприятиях осуществляют расчет точки безубыточности, но этот метод имеет недостаток: расчет производится на основе предположения, что вся изготовленная продукции будет реализована, нет учета отходов производства в форме бракованной или нереализованной продукции.

В сфере производства сокращение производственных затрат предполагает рост производительности труда, увеличение объемов заказов с ростом тиражности издания, внедрение новых технологических процессов, приобретение нового оборудования, повышение квалификации персонала и т. д. Так как доля затрат на бумагу составляет 50-70 % в себестоимости печатной продукции, то перечисленные методы могут улучшить итоги финансово-хозяйственной деятельности тех полиграфических предприятий, в которых применение мелованной бумаги сведено к минимуму. Кроме того, необходимо уточнить, что в структуре затрат 5-8 % составляет доля краски, где наиболее дорогой компонент -пигмент. Отметим, что стремление снизить себестоимость печатной продукции за счет приобретения дешевой краски приведет к применению в производственном процессе низкопигментной краски с последующим высоким расходом краски, отмарыванием и слипанием, что приведет к росту объема бракованной продукции и увеличению расхода бумаги.

В сфере снабжения сокращение расходов на закупку сырья предполагает оптовые поставки со скидками с цены и снижение транспортных расходов, но при этом возрастают складские издержки.

Внедрение ресурсосберегающих технологий и обучение персонала современным методикам управления, в свою очередь, предполагает затра-

ты - инвестиции в инновации, которые в будущих периодах вернутся в форме прибыли.

В сфере сбыта сокращение расходов на доставку готовой продукции предполагает снижение транспортных расходов при самовывозе товара заказчиком, но при этом возрастают затраты, связанные с хранением готовой продукции.

Для повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия составляется алгоритм адаптации малого полиграфического предприятия к условиям финансово-экономической нестабильности. Он включает разработку стратегии развития технологии, организации и управления производственным процессом. В разработанной модели использованы такие элементы формирования стратегии развития малого полиграфического предприятия, как АВС-анализ, SWOT-анализ и ХУ7-анализ. Это позволяет выделить высокодоходную группу продукции, выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также снизить транзакционные издержки. Кроме того, в указанном алгоритме используется метод Саати в сочетании с методом ранговой корреляции - для исследования связей между факторами, не имеющими количественного измерения.

Математическое моделирование реальных производственных ситуаций позволяет своевременно принимать управленческие решения с целью недопущения банкротства предприятия и своевременного подбора работников, обладающих необходимыми навыками и умениями.

Одним из вариантов снижения непроизводственных издержек в традиционной полиграфии стало сокращение транспортных расходов на доставку сырья. Применение логистического подхода к решению указанной проблемы заставило собственников основных фондов объединять предприятия с различными видами деятельности с целью концентрации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов. Формирование интегрированных корпоративных структур в полиграфии будет способствовать адаптации малых предприятий к новым условиям хозяйствования.

В выступлении Президента РФ Д. А. Медведева [9] отмечено, что национальная конкурентоспособность будет базироваться на концепции четырех «и»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации плюс пятая «и» - интеллект.

Из пяти перечисленных «и» администрация малого полиграфического предприятия может применять только три: инвестиции в технологические инновации с использованием результатов интеллектуального труда и учетом требований стандартов, регламентирующих организацию производственного процесса (табл. 3).

Таблица 3

Современные стандарты системы управления трудовыми ресурсами

Документ Система менеджмента Год принятия

ГОСТ Р ИСО серии Управление 1998

14000 окружающей средой

ГОСТ Р ИСО серии 9000 Менеджмент качества 2001

ГОСТ Р 12.006-2002 Управление охраной 2002

труда

Кодекс корпоративного Корпоративное 2003

поведения управление

Трудовой кодекс РФ Регламентация труда 2002

Таким образом, рассмотренные особенности малого полиграфического предприятия и факторы его конкурентоспособности, их анализ позволили в период адаптации организаций к условиям финансово-экономической нестабильности выявить следующее:

рост числа заказов со снижением тиражности печатной продукции является предпосылкой к развитию и сохранению малых полиграфических предприятий, и их конкурентоспособность в сложившихся условиях возрастает;

инвестиции в технологические инновации будут способствовать повышению конкурентоспособности малых полиграфических предприятий и привлечению в полиграфическую отрасль молодых ученых и специалистов;

рост числа малых предприятий в полиграфической отрасли позволит снизить уровень социальной напряженности в России, так как государственная финансовая поддержка их в условиях финансово-экономической нестабильности повысит активную трудовую деятельность граждан, снизит уровень безработицы, повысит уровень толерантности в обществе - необходимые условия для успешного существования многонациональной страны.

^Ж^/чно^^^хниче^кие^^до^^^и^ПбГПУ^'^О^О.Эко^омические^^уки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1994. 799 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1949. 794 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 863 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Россия в цифрах, 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. 525 с.

5. Россия в цифрах, 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. 477 с.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 31 июля.

7. Егорова Т. А. Организация производства на предприятиях машиностроения. СПб.: Питер, 2004. 304 с.

8. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: [Доклад] / Под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Фед. аг-во по печ. и мас. комму-ник., 2009. 119 с.

9. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2008. 6 нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.