УДК 330
Пустыльник П.Н., Сычева О. С.
Оценка конкурентоспособности
малого полиграфического предприятия на основе метода анализа иерархий
Процессы глобализации производства и сбыта продукции можно рассматривать как высшую ступень интеграции и разделения труда в мировой экономической системе. Под экономической интеграцией в данном исследовании понимается формирование зон свободной торговли, единые таможенные тарифы, согласованная экономическая политика групп государств и применение единой валюты.
Конкуренция на мировом рынке предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта, а национальные конкурентные преимущества достигаются за счет реализации государственных программ развития отдельных отраслей. Конкуренция со стороны иностранных компаний наносит ущерб отечественному рынку, однако введение протекционистских мер оправдано только при наличии возможностей для развития отечественных предприятий. Государственный заказ позитивно влияет на развитие конкурентоспособности, если устанавливает стандарты на товары (спецификации) и отдает предпочтение инновационным товарам, что формирует платежеспособный спрос в экономике.
В данной статье под термином «конкуренция» понимается, что в рыночной экономике ни один отдельный хозяйствующий субъект не может оказать решающего влияния на рынок, а у предпринимателей имеется сильный стимул к разработке и внедрению инноваций (организационных и технологических) с целью оперативного реагирования на требования потребителей. Под термином «конкурент» в статье понимается предприятие/промышленный комплекс, соперничающее в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке. Причем предприятия, не участвующие в конкурентной борьбе в своей стране, редко добиваются успеха и за границей.
Заметим, что если предприятие прекращает хозяйственную деятельность, то государство не получает налоговые отчисления, персонал теряет рабочие места и заработную плату, предприниматель лишается положения в обществе, функции и собственности, акционеры теряют свои капиталовложения (в случае ликвидации акционерного общества), потребители вынуждены искать нового поставщика, а поставщики ресурсов - клиента.
Конкуренция позволяет наиболее эффективно использовать доступные ресурсы наряду с вытеснением с рынка неэффективных производителей и стремлением к минимальным производственным затратам. Обострение конкуренции способствует росту объемов инвестиций в НИОКР и технологических инноваций с целью повышения производительности труда.
Конституция Российской Федерации [1] гарантирует гражданам России защиту и поддержку в конкурентной борьбе, в том числе:
- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, п. 1);
- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, п. 2);
- на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74, п. 1);
- ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74, п. 2).
Кроме того, в ст. 1 п. 2 Федерального закона «О защите конкуренции» [2] записано: «Целями
настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».
Конкуренция предполагает наличие в экономике трех признаков:
- структурного - большое число покупателей и продавцов; отсутствие искусственных барьеров входа на рынок;
- поведенческого - независимость действий фирм; отсутствие неэффективных производителей; правильная информация о рынке; отсутствие дискриминации.
- функционального - отсутствие сверхприбыли; соответствие товаров требованиям потребителей; инновационное поведение фирм (в данной статье под термином «инновация» будем понимать процесс изменения, связанный с разработкой или внедрением новых элементов (технических, организационных и т. д.) в конкретной социально-экономической системе).
Отметим, что понятие «конкуренция между предприятиями» неразрывно связано с понятием «конкурентоспособность предприятия / продукции (услуги)». На основе анализа различных трактовок термина «конкурентоспособность» был сделан вывод о том, что конкурентоспособность предприятия связана с наличием его преимуществ в какой-либо области (инвестиционная привлекательность, высокая производительность труда, низкий уровень оплаты труда персонала, доступность различных ресурсов, организацион-
ная структура предприятия, климатические условия, удобное географическое местоположение, расположение на торговых путях и т. д.). Конкурентоспособность промышленного предприятия может оцениваться различными способами, том числе и на основе оценки конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность продукции складывается из трех основных блоков: цена продукции, качество продукции, качество сервисного сопровождения (см. рис. 1). Далее рассмотрим эти составляющие конкурентоспособности.
Цена на продукцию (товары или услуги) зависит от методологии, стратегии и тактики ценообразования. В зависимости от методологического подхода к ценообразованию выбирается один из следующих методов: рыночный, затратный, административный, параметрический. Рыночный метод ценообразования предполагает учет цен конкурентов и уровень платежеспособного спроса на продукцию предприятия, затратный ориентирован на снижение производственных и непроизводственных издержек, административный основан на государственном регулировании отпускных цен и тарифов на перемещение товаров, параметрический предполагает улучшение конкретных параметров продукции.
Стратегия ценообразования связана с применяемой маркетинговой стратегией: проникновение на новые рынки сбыта, освоение новой продукции, сохранение доли имеющегося рынка или уход с рынка.
Тактические методы ценообразования можно сгруппировать следующим образом: - изменение цен - скидки, надбавки или уступки;
Рис. 1. Структура конкурентоспособности продукции
- психологическое давление - убеждение, некруглые цифры, упаковка;
- эмоциональное воздействие - премии, ажиотаж, процент изменения цены.
На качество продукции (товара или услуги) влияет доступность ресурсов, проработанность проекта, а также уровень современности производства.
Уточняем, что под блоком «Ресурсы» (см. рис. 1) понимаются следующие ресурсы:
- технологические - применение современных технологий;
- технические - повышение технического уровня оборудования;
- трудовые - характеризуются численностью, уровнем квалификации и профессиональной подготовки персонала;
- сырьевые - использование высококачественных сырья и полуфабрикатов;
- финансовые - инвестирование денежных средств в различные инновации (технологические, организационные и т. д.);
- информационные - формирование баз данных о функционировании производства, о конкурентах, ситуации на рынках сбыта, изменениях в законодательстве и т. п.
Под блоком «Проект» (см. рис. 1) понимается конструкторско-технологическая документация, на основании которой будет изготавливаться продукция по заданным правилам и стандартам (ГОСТ, ТУ, Технический регламент, ISO и т. п.).
Под блоком «Производство» (см. рис. 1) понимается производственный процесс, который можно разделить на две части: технологический процесс и трудовой процесс. Под технологическим процессом подразумеваются целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Кроме того, технологический процесс изготовления любой продукции можно считать статической моделью производства конкретного заказа. Под трудовым процессом понимается система управления персоналом.
Качество сервиса можно разделить на предпродажную подготовку продукции и послепродажное обслуживание продукции, оно также зависит от качества запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) в случае изготовления средств производства, мотивации и стимулирования персонала и доступности услуги (платеже-
способного спроса). Установка некачественного ЗИП сокращает межремонтный срок эксплуатации оборудования и может приводить к возникновению аварийных ситуаций.
В блок «Персонал» (см. рис. 1) включаются: квалификация, профессиональное образование, производительность труда, заработная плата и т. д.
Доступность сервисного сопровождения определяется платежеспособным спросом, а также долей унифицированных и стандартизированных деталей и узлов в оборудовании.
Для выявления факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия/продукции в рыночной экономике, существуют единичные, групповые и интегральные показатели. Уточним, что факторный анализ направлен на установление наиболее значимых факторов и корреляции (взаимосвязей переменных) между ними. Дополнение модели анализа факторов, влияющих на изменение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия, моделью взаимосвязей в системе позволяет применять метод анализа иерархий [3] - выбор наилучшего решения с применением замкнутой логической конструкции, в фокусе которой располагается лаконичная формулировка решаемой задачи (см. рис. 2).
Декомпозиция проблемы позволяет выделить на втором уровне три силы, влияющие на конкурентоспособность продукции и предприятия, с последующим вычленением на третьем уровне девяти факторов. В основании иерархии размещены возможные сценарии управленческих решений.
При исследовании связей между факторами применялся метод ранговой корреляции. Получение и обработка экспертных оценок методом ранговой корреляции включала следующие этапы: создание рабочей и экспертной групп; сбор мнений специалистов путем анкетного опроса; составление сводной матрицы рангов на основе данных анкетного опроса; анализ значимости исследуемых факторов; оценка средней степени согласованности мнений экспертов; подготовка рабочей группой решения по исследуемой задаче. Далее применялся метод парных сравнений параметров для составления таблиц с использованием понятий шкалы отношений: больше, меньше, равно; лучше, хуже, эквивалентно. В процессе
Цена
Структура конкурентоспособности
Качество продукции
н о
с р
е
с
б
л *
а у
н л
о
с
р е Пе и в р
е
с
о р
п С
Инвестиции в технологические инновации
Инвестиции в подготовку персонала
Инвестиции в реорганизацию системы управления производством
Инвестиции в реорганизацию системы управления персоналом
Рис. 2. Иерархическая структура конкурентоспособности продукции и предприятия
Повышение конкурентоспособности МПП
е м я
и ы ак
в н а
т з
с т е в т л е т и н л м я и н ¡а
о а и
о в ч
с о о
е п б
к о д е р т
Рис. 3. Иерархия повышения конкурентоспособности МПП
сопоставления параметров изделия была сформирована квадратная матрица А = \а^, где 1 < I < п и 1 <7 < п.
Применение представленного подхода к выбору лучшего управленческого решения в
случае малого полиграфического предприятия (МПП) позволяет упростить исследуемую иерархию (см. рис. 3) путем учета некоторых присущих ему особенностей: среднесписочный состав персонала не более ста человек, число
управленческих звеньев не более трех, высокая степень автоматизации производства. Кроме того, под сервисным сопровождением МПП обычно понимается потеря потребительских свойств печатной продукции (например, книга в мягком переплете рассыпается полистно после одного/двух открытий, и т. п.) и несоответствие печатной продукции дополнительным требованиям заказчика (например, по цветности обложки и т. д.).
Графическое построение связей между силами, факторами и сценариями ускоряет проведение исследования согласно методу парных сравнений, в процессе которого эксперт сравнивает параметры попарно, а результаты оценивания представляет в таблично-матричной форме, используя понятия шкалы отношений: «больше», «меньше», «равно»:
Х1 Х2 Хз Х4 Х5 Х6 Х7 Х8
Х1 = > < < < < < <
Х2 < = = < < < < <
Х3 > = = = < < < <
Х4 > > = = = = > >
Х5 > > > = = = > >
Х6 > > > = = = > >
Х7 > > > < < < = =
Х8 > > > < < < = =
В дальнейшем полученные соотношения учитываются при вычислении собственного вектора квадратной матрицы А = |ау| путем замены субъективных суждений на численные значения.
Далее представим итоговое построение матриц второго уровня для расчета векторов-приоритетов.
Цена Х1 Х2 Х3 Вектор-столбец приоритетов 1
Х1 1,00 5,00 3,00 0,61
Х2 0,20 1,00 4,00 0,26
Хз 0,33 0,25 1,00 0,13
Цена на продукцию формируется под действием трех факторов: себестоимости изготовления, платежеспособного спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Общеизвестно, что себестоимость полиграфической продукции складывается из постоянных, переменных,
условно-постоянных и условно-переменных затрат.
Продукция Х4 Х5 Х6 Вектор-столбец приоритетов 2
Х4 1,00 2,00 3,00 0,54
Х5 0,50 1,00 2,00 0,30
Х6 0,33 0,50 1,00 0,16
Качество продукции зависит от квалификации производственного персонала, качества приобретенного сырья, материалов и полуфабрикатов, а также от состояния оборудования (необходимость модернизации, реконструкции или обновления).
Сервис Х7 Х8 Вектор-столбец приоритетов 3
Х7 1,00 2,00 0,67
Х8 0,50 1,00 0,33
Анализ векторов-столбцов приоритетов позволяет сделать вывод, что для изменения уровня конкурентоспособности малого полиграфического предприятия значимыми факторами будут: себестоимость продукции, квалификация персонала и потеря потребительских свойств печатной продукции.
Формирование и вычисление матриц для нижнего уровня иерархии приводит к выбору первого сценария как наиболее значимого в рыночных условиях.
Платежеспособный спрос определяется суммой, которую потребители готовы заплатить за товары, услуги или работы, предлагаемые предприятием. До тех пор, пока эта сумма превышает совокупные издержки, предприятие рентабельно. А поскольку объектом конкуренции в полиграфии является потребитель, за которого ведется борьба между предприятиями-конкурентами, для победы в конкурентной борьбе необходимо не только производство продукции, но и ее послепродажное обслуживание.
Таким образом, применение метода анализа иерархий позволяет сформировать информационный массив для принятия управленческого решения с целью повышения конкурентоспособности как малого полиграфического предприятия, так и его продукции.
Метод анализа иерархий как способ антикризисного управления, позволяет выявить явные и скрытые взаимосвязи между различными факторами, что поможет формулировать наиболее значимые задачи и принять обоснованные управленческие решения в условиях финансово-экономической нестабильности в целях повышения конкурентоспособности малого полиграфического предприятия.
Инвестирование в технологические инновации позволяет повысить степень автоматизации процесса изготовления полиграфической продукции, что приведет к росту производительно -сти труда и, в конечном итоге, обеспечит конкурентоспособность предприятия. Это важно как для малых полиграфических предприятий, так и для микропредприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. СПб.: Виктория плюс, 2008. 48 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» //
Российская газета (Федеральный выпуск). 2006. 27 июля (№ 4128).
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.