Научная статья на тему 'Малые предприятия промышленности в структуре национальной инновационной системы России'

Малые предприятия промышленности в структуре национальной инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Ю.Н.

Effective functioning of the national innovation system (NIS) is impossible without active participation of small businesses subjects in the process of production and commercializing knowledge, which makes it a flexible and dynamic structure promptly responsive to changing market demands for new products and technologies, and affecting the nature of applied research and development. Small enterprises impart a holistic nature to NIS and link its components into an integrate system. The article reports on the analysis of the status of the small innovative Russian firms, estimates the factors affecting their development. The author proposes ways to support NIS so as to ensure the national economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small Businesses in the Industrial Structure of the National Innovation System in Russia

Effective functioning of the national innovation system (NIS) is impossible without active participation of small businesses subjects in the process of production and commercializing knowledge, which makes it a flexible and dynamic structure promptly responsive to changing market demands for new products and technologies, and affecting the nature of applied research and development. Small enterprises impart a holistic nature to NIS and link its components into an integrate system. The article reports on the analysis of the status of the small innovative Russian firms, estimates the factors affecting their development. The author proposes ways to support NIS so as to ensure the national economic growth.

Текст научной работы на тему «Малые предприятия промышленности в структуре национальной инновационной системы России»

Ю.Н. Нестеренко

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Вступление мировой цивилизации в конце ХХ в. в новый этап своего развития - стадию построения постиндустриального общества - оказало существенное влияние на формирование экономики знаний, основу которой составляет конкуренция нововведений и высокая степень инновационной активности на всех уровнях производства и управления.

Фундаментом экономики знаний выступает национальная инновационная система (НИС), которую можно рассматривать как совокупность субъектов инновационного процесса, занимающихся разработкой, внедрением и реализацией новшеств, а также экономических отношений между ними. Эти отношения возникают в процессе инновационной деятельности и влияют на достижение экономического роста государства и национальной конкурентоспособности.

Анализ институциональных профилей систем, определяющих инновационную политику на Западе, позволил заключить, что НИС промышленно развитых стран представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая характеризуется наличием важных функциональных элементов (рис.1).

Особое место здесь принадлежит государству, которое через министерства, ведомства, финансовые организации, различного рода фонды формирует инновационную политику страны и обеспечивает процесс ее реализации. Государство осуществляет правовую поддержку и регулирование инновационной деятельности, финансирует фундаментальные исследования и практическое внедрение научных разработок, создает налоговые преференции и стимулы для расширения банковского кредитования предприятий-новаторов, а также страхования инновационных рисков.

Эффективность НИС существенно зависит также и от состояния сферы НИОКР, отвечающей за создание новшеств. Среда,

Ю.Н. Нестеренко

производящая знания, включает совокупность научных, учебных и научно-производственных организаций, деятельность которых связана с разработкой инновационных проектов по государственным заказам и вне зоны ответственности государства.

Кроме того, функционирование НИС определяется уровнем развития и условиями трансферта знаний, состоянием сферы производства, где инновации выпускаются сериями, и сферы потребления, где реализуются их качественные характеристики (рис.1).

Рис 1. Организационная структура НИС

Передача новых знаний и технологий, обмен опытом и информацией в основном осуществляются через специальную литературу, на выставках, ярмарках, научных семинарах, конференциях, симпозиумах. Важное место в распространении новых технологий и видов продукции, а также в экспорте и импорте инноваций имеет система контрактов между субъектами инновационной деятельности, а также приобретение патентов и лицензий.

Малые предприятия промышленности...

Реализация механизма трансферта знаний невозможна без услуг, которые предоставляют различные консалтинговые и инжиниринговые фирмы, научные, производственные и маркетинговые подразделения организаций, задействованных в инновационном процессе.

Предпринимательская среда включает в себя как сферу производства и коммерциализации инноваций, так и сферу их потребления. Поэтому здесь основными субъектами выступают предприятия различных видов деятельности и размерных классов.

Нетрудно заметить, что в качестве важного элемента НИС выступают малые инновационные предприятия (МИП). Они входят в структуру каждого блока, хотя и выполняют разные функции. На стадии производства знаний это малые предприятия, занимающиеся научными исследованиями и научным обслуживанием. Они обладают высоким потенциалом работников, творческим духом и стимулами к сотрудничеству с государством и предпринимательскими структурами. Внедрение инноваций в производство, налаживание их серийного выпуска, а также доведение новых технологий и продуктов до потребителя, т. е. коммерциализацию знаний, осуществляют МИП промышленности. Малые инновационные предприятия участвуют также в передаче знаний, обеспечивая взаимодействие всех элементов НИС, и организуют, с одной стороны, трансферт знаний из научной в предпринимательскую среду, а с другой - стимулирование ориентации научно-исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства.

Роль и значение малого инновационного бизнеса для эффективного функционирования НИС трудно переоценить, так как именно благодаря ему инновационная система является гибкой и динамично развивающейся структурой, которая мобильно реагирует на изменение рыночного спроса на новую продукцию и технологии, а также влияет на характер прикладных исследований и разработок. Предприятия малого инновационного бизнеса придают НИС целостный характер и увязывают ее отдельные элементы в единую систему.

Исследования показали, что инновационная деятельность малого бизнеса, его роль в становлении НИС определяются не только состоянием малых предприятий науки и предприятий, осуществляющих трансферт знаний и технологий. В значительной степени уровень развития национальной инновационной

Ю.Н. Нестеренко

системы зависит от малых предприятий промышленности. Функционирование этого сектора экономики характеризует степень восприимчивости производства к инновациям, уровень коммерциализации знаний, способность формировать новые «точки роста» в национальном экономическом развитии. И если малые предприятия (МП) сферы НИОКР занимаются научными исследованиями и разработками, МП промышленности, как правило, ориентированы на производство наукоемкой продукции и услуг, т. е. на производство и внедрение инноваций для всех институциональных структур экономики, а также доведение результатов научной деятельности до конечного потребителя.

Однако в настоящее время в инновационном секторе российской экономики имеется существенный крен в сторону развития малых инновационных предприятий (МИП) в научной сфере и сфере трансферта знаний, в то время как страна не имеет адекватной промышленной базы к освоению и внедрению уже созданных инновационных продуктов.

Удельный вес малого инновационного бизнеса в российском производстве пока невелик и составляет, по оценкам специалистов, от 6 до 10%, при том что число инновационно-активных предприятий промышленности в стране чуть более 2 тыс. единиц. Эти данные свидетельствуют о низкой инновационной активности российской промышленности в целом и малого предпринимательства в промышленности в частности и позволяют говорить лишь о его потенциальных возможностях.

Кроме того, инновационная активность малого сектора промышленности отличается неравномерностью, она достаточно сильно поляризована в отраслевом разрезе и по видам деятельности. Проведенное исследование показало, что выделяются отрасли промышленности, которые лидируют в области реализации инновационной политики в последние пять лет. В них сформировалось ядро инновационно-активных предприятий, и главное - эти предприятия относительно благополучны с точки зрения наличия у них финансовых ресурсов для проведения инновационной деятельности. В группу этих предприятий входят пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение. Именно эти отрасли промышленности могут стать основой для создания инновационных кластерных цепочек в современной России.

Одновременно с этими положительными тенденциями сформировался ряд проблем, которые тормозят инновационную деятельность в российской промышленности в целом и препятст-

Малые предприятия промышленности...

вуют развитию малого предпринимательства в этом секторе экономики в частности.

Первой из таких проблем является отчетливо наблюдаемый стагнационный процесс, который охватывает различные аспекты деятельности малых предприятий промышленности (МПП). Статистические наблюдения за период с 2001 по 2005 г. не улавливают тенденций роста в динамике численности штатного персонала в сфере предпринимательства. Кроме того, за последние десять лет доля малого сектора промышленности в общих объемах выпуска промышленной продукции остается на уровне 4-5%.

Сформировалась в последние годы и такая проблема, как небольшой масштаб малых предприятий промышленности в целом. Несмотря на то что более 40% малых предприятий промышленности имеют солидный стаж работы (более 7 лет), однако более 60% предприятий - это микрофирмы, и только 14% МПП имеют численность более 50 человек. Фактически это означает, что относительно небольшое количество малых производственных фирм являются на сегодняшний день основными поставщиками новых технологий.

В качестве третьей проблемы можно отметить ужесточение конкуренции малого сектора с крупными и средними предприятиями промышленности, которые в последние 2-3 года активно начали тактику наступления. В 2004 г. крупные предприятия в 4 раза опережали МПП по объему прибыли, произведенной в расчете на одного занятого, и почти в 2 раза - по рентабельности активов. Поэтому начались процессы поглощения малых, как правило, наиболее рентабельных предприятий, средними и крупными компаниями. Учитывая, что крупные предприятия работают на известные рынки сбыта, имеют лучший доступ к финансовым ресурсам и их собственные инвестиционные возможности шире, эта проблема является серьезной для МИП. Для разрешения ситуации необходимо активное развитие в России системы партнерских отношений между малым и крупным бизнесом, что является эффективным особенно на этапе формирования и расширения рынков наукоемкой продукции.

Четвертая проблема связана с общим недостатком финансовых ресурсов и ограниченностью доступа малых предприятий к заемным средствам. Это ключевая проблема для большинства малых инновационных предприятий, в особенности для предприятий, производящих наукоемкую продукцию, где риски, связанные с выходом на новых потребителей, с диверсификаци-

Ю.Н. Нестеренко

ей продукции, гораздо выше, чем в среднем по рынку. Именно для МИП промышленности гораздо сложнее получить заемные средства у финансовых структур ввиду того, что риски на этом поле возрастают существенно, а также потому, что российские банки и другие финансовые институты имеют ограниченные возможности и в своей массе еще не готовы предоставлять долгосрочные кредиты под инновационные проекты. Система же венчурного капитала в России пока находится в стадии зарождения и в полной мере еще не работает.

Серьезным барьером на пути расширения производства наукоемкой продукции является конкуренция с иностранными компаниями, прессинг которых все более усиливается практически во всех сегментах рынка товаров и услуг. Снижение таможенных пошлин на значительную часть продукции машиностроения, химической и пищевой промышленности, более выгодные условия оплаты труда в инофирмах, отсутствие налоговых преференций становятся препятствием на пути развития отечественных МИП. Малым инновационным предприятиям все сложнее также выдержать и ценовую конкуренцию с иностранными компаниями ввиду опережающего роста цен на продукцию естественных монополий и транспортных тарифов.

Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса в целом и инновационного в частности оказывает состояние важнейших ресурсных рынков. Так, рынок сырья характеризуется высокими ценами на продукцию базовых отраслей, отсутствием широкой информации о наличии ресурсов, усложненным порядком и условиями доступа к ним.

Финансовому рынку присущи ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг, высокая цена кредитов, которые в основном предоставляются на короткий срок, концентрация капиталов в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины.

Рынок труда отличается недостаточной мобильностью кадров, невысоким уровнем подготовки специалистов, а также региональными и отраслевыми диспропорциями.

Информационный рынок характеризуется высокой ценой и низким качеством предоставляемой информации, а также недостаточно развитой инфраструктурой. Малые предприятия с трудом получают информацию о новейших инновационных разработках, зачастую не имеют доступа к созданным базам данных.

Выход предпринимателей на рынок недвижимости ограничивается также серьезными барьерами. Возможности приобретения

Малые предприятия промышленности...

производственных помещений за счет собственных средств, особенно в начале деятельности, у них весьма ограничены. Кроме того, получение разрешений на строительство и оформление прав собственности на землю является для субъектов малого бизнеса очень проблематичным. Цены же на аренду недвижимости, особенно в крупных мегаполисах, являются чрезвычайно завышенными, зачастую дифференцированными и совершенно неконтролируемыми, поэтому доступ к лучшим производственным площадям, складам, подъездным путям и пр. не всегда получает самый «организованный и эффективный пользователь».

В процессе же инвестирования средств за счет банковских кредитов часто возникает эффект «бутылочного горла» на входе, при котором в условиях высоких процентных ставок и значительных рисков привлечение заемных средств оказывается заведомо невозможным. Выкуп ранее арендованного федерального или муниципального имущества в настоящее время также ограничен необходимостью участия в аукционах.

На товарных рынках по отношению к малым предприятиям часто проявляется недобросовестная конкуренция - навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, создание препятствий к доступу на рынок, установление монопольно низких цен.

Взаимодействия с поставщиками сырья, материалов и комплектующих также относятся к разряду трудностей, характерных для предприятий, которые выходят на рынок новейшей продукции и технологий. Эффективное решение этой проблемы напрямую связано с формированием кластеров - цепочек технологически сопряженных производств, при этом обязательным условием должен стать переход всех участников цепочки на новый технологический уровень производства. Однако в России эта проблема осложняется как недостаточностью финансовых ресурсов, так и отсутствием соответствующей территориальной инфраструктуры, в результате чего налицо фрагментарность российского рынка и слабость информационных и деловых связей между субъектами хозяйствования. Это также усугубляет позиции отечественного малого инновационного бизнеса.

Важнейшим воспроизводственным фактором для российской промышленности является скорость обновления основных фондов. Характерная для малых предприятий высокая изношенность

Ю.Н. Нестеренко

оборудования не позволяет наращивать производство, а также осуществлять выпуск инновационной продукции. С учетом того, что возможности, которые появились у российских производителей после кризиса 1998 г., уже исчерпаны, успешное развитие малого сектора промышленности в ближайшей перспективе зависит от «включения» технологического фактора как основного фактора конкурентоспособности. Здесь МИП промышленности необходимо государственное стимулирование как в части доступа к новым технологиям, финансовой поддержки, так и в части выхода на рынок инновационной продукции.

Мировая практика свидетельствует о том, что многие экономически развитые страны уже давно перешли к реализации специальных программ стимулирования малых инновационных предприятий, создаваемых в промышленности. С целью поддержки этого сектора экономики правительства в странах -членах ЕС, например, реализуют меры по дебюрократизации экономики, широкому использованию информационных технологий, снижению налогового прессинга, развитию системы венчурного финансирования, обеспечению государственного заказа, расширению партнерских отношений с крупными промышленными компаниями. Это те меры, которые позволяют малым предприятиям снижать издержки и риски деятельности, а также повышать конкурентоспособность.

Учитывая, что в России аналогичного рода действия не имеют должных масштабов и пока не приносят ожидаемых результатов, является необходимой разработка в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного бизнеса в целом и инновационного предпринимательства в промышленности в частности. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития МИП, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов. Такая политика стимулировала бы создание институтов поддержки малых инновационных предприятий промышленности, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.

На рис. 2 представлены основные направления и факторы развития малых предприятий промышленности, которые были выявлены нами в процессе анализа их инновационной деятельности. Государство и рынок должны обеспечивать и стимулировать развитие МИП промышленности в рамках следующих направлений: развитие малого бизнеса, развитие инновационного сектора экономики, проведение активной государственной

Малые предприятия промышленности...

Рис. 2. Факторы развития МИП промышленности

промышленной политики в целях повышения технического уровня производства, улучшения инновационного «климата» в стране и увеличения вклада сектора знаний в ВВП.

Литература

Бортник И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2004. № 1 (68).

Виленский А.В. Институты поддержки малого предпринимательства России. М., 2005.

Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. М., 2004.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развития малого бизнеса // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.

Малое предпринимательство в России. 2005: Стат. сб. Росстат. М., 2005.

Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения / Аналитический обзор торгово-промышленной палаты РФ. М., 2004.

ОболенцевИ.А. Нормативно-правовая база РФ и административные барьеры институциональной деятельности предприятий. М., 2004.

Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2003. № 11.

Рубе В.А. Малый бизнес: История. Теория. Практика / МГУ. Экон. фак-т. М., 2000.

Ю.Н. Нестеренко

Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.

Царев И.Г. Малое предпринимательство - дело за малым // ЭКО. 2004. № 1.

Шаститко А.Е. Ананлиз эффективности организационной и институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.