Научная статья на тему 'Особенности и эмпирические предпосылки углубления теоретико-методического базиса современного стратегического управления предприятиями на рынке срочной доставки'

Особенности и эмпирические предпосылки углубления теоретико-методического базиса современного стратегического управления предприятиями на рынке срочной доставки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНЦИИ / INNOVATIVE CONCEPTS OF COMPETITION / ПРЕДПРИЯТИЯ СРОЧНОЙ ДОСТАВКИ / EXPRESS DELIVERY COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клитина Н.А.

В статье проводится обоснование особенностей и направлений расширения теоретико-методического базиса современного стратегического менеджмента, потребность в котором определяется на примере предприятий экспресс-доставки в рамках нарастающей тенденции инновационного преобразования их бизнес-процессов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the author conducts a substantiation of the features and directions of the expansion of the theoretical and methodological basis of modern strategic management, the need for which is determined by the example of express delivery companies within the growing trend of innovative transformation of their business processes.

Текст научной работы на тему «Особенности и эмпирические предпосылки углубления теоретико-методического базиса современного стратегического управления предприятиями на рынке срочной доставки»

предписания с требованием о признании связанности лица с кредитной организацией и приведении максимального размера риска в соответствие с установленной ЦБ РФ величиной не приостанавливает действие обжалуемого требования (подпункт 2.2. Главы 2).

Вместе с тем процедура обжалования должна позволять кредитной организации доказать отсутствие нарушения и не нести негативные последствия и риски, вытекающие из обжалуемого факта, до момента его окончательного признания. Спорный факт нарушения обязательного норматива существенно влияет на финансовую устойчивость кредитных организаций, их деловую репутацию, восприятие контрагентами и клиентами, запускает механизмы, увеличивающие неблагоприятные последствия данного решения для кредитной организации. До момента принятия Председателем Банка России окончательного решения по заявлению кредитной организации об обжаловании не должны наступать негативные последствия, вытекающие из признания лица связанным с кредитной организацией, и соответствующие изменения в расчетах обязательного норматива.

Заключение. Массив пруденциальных норм, составляющих государственное регулирование кредитования связанных заемщиков и связанных с банком лиц, все еще находится на этапе становления. Устойчивость и норматив-

ная сбалансированность регулятивных положений подвергаются постоянным испытаниям. Однако наметившаяся тенденция к интеграции в российское правовое пространство международных стандартов финансовой отчетности дает надежду на скорейшую стабилизацию этого процесса.

Библиографический список

1. Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. - М.: Волтерс Клувер, 2015.

2. Правовые основы регулирования банковской деятельности в Российской Федерации / под ред. Д.А. Смирнова. - М.: Проспект, 2015.

3. Туляй Е.Ю. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. - Томск: Изд-во HTJI, 2014.

Bibliographic list

1. Agarkov M.M. Fundamentals of banking law. The doctrine of securities. -M.: Walters Kluver, 2015.

2. Legal basis of regulating banking in the Russian Federation / ed. Smirnov D.A. - M.: Prospect, 2015.

3. Tulyai E.Yu. Financial and legal regulation of banking activities in the Russian Federation. - Tomsk: Publishing house NTL, 2014.

УДК 658:656

Клитина Н. А.

ОСОБЕННОСТИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО БАЗИСА СОВРЕМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

НА РЫНКЕ СРОЧНОЙ ДОСТАВКИ

Аннотация

В статье проводится обоснование особенностей и направлений расширения теоретико-методического базиса современного стратегического менеджмента, потребность в

котором определяется на примере предприятий экспресс-доставки в рамках нарастающей тенденции инновационного преобразования их бизнес-процессов.

Ключевые слова

Стратегический менеджмент, инновационные концепции конкуренции, предприятия срочной доставки.

JEL: L87

Klitina N. A.

FEATURES AND EMPIRICAL PREREQUISITES FOR DEEPENING THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF MODERN STRATEGIC MANAGEMENT OF ENTERPRISES IN THE URGENT DELIVERY MARKET

Abstract

In the article, the author conducts a substantiation of the features and directions of the expansion of the theoretical and methodological basis of modern strategic management, the need for which is determined by the example of express delivery companies within the growing trend of innovative transformation of their business processes.

Keywords

Strategic management, innovative concepts of competition, express delivery companies.

Введение. Инструментальное развитие современного менеджмента сегодня испытывает возрастающее воздействие - давление со стороны рынка, эволюция которого сегодня характеризуется рядом знаковых изменений, связанных с цифровой трансформацией современного бизнеса, диджитализацией форм потребительского поведения и т.д. Интернет предоставил возможность достроить цепочки создания ценностей в цифровой среде, что потребовало формирования новых управленческих подходов и систем менеджмента, теоретико-методический базис которого позволил бы генерировать необходимые стратегии и практики управления, обеспечивающие не только возможность конкурентного развития, но и фактически формирования новых рынков, как это сегодня происходить в сфере общественного питания.

Теория. Современный обстоятельный анализ, обоснование и развитие теоретико-методических основ страте-

гического управления на рынке срочной доставки должны опираться на глубокую диагностику эмпирических особенностей рыночной эволюции доставоч-ных сервисов на последней миле, а также на построение стратегий развития традиционных и инновационных бизнес-моделей срочной доставки в интернет-торговле, в основу которых положена конвергенция стратегического менеджмента и инновационных концепций конкуренции [1].

Текущий рыночный цикл развития экспресс-доставки характеризуется нарастающей консолидацией рынка, перебалансировкой различных видов срочной доставки в структуре сервисов последней мили, что формирует условия для стратегического партнерства, рыночная механика построения которого проецируется в систему стратегического управления предприятиями срочной доставки.

Основное значение такой проекции в научной плоскости состоит в

идентификации специфики современного стратегического управления доста-вочными сервисами с позиции различных теорий, которые дают концептуально завершенное представление о том, каким образом сервис входит в рынок, как строится стратегия его дифференцированной отстройки от конкурентов и каким образом происходит дальнейшее изменение управления по мере смены фаз рыночного цикла развития предприятия.

Данные и методы. Информационно-эмпирической базой исследования послужили особенности современного управления на предприятиях срочной доставки в интернет-торговле, отраслевые обзоры развития отечественных сервисов экспресс-доставки в условиях трансформации требований к эффективности и релевантности бизнес-процессов обслуживания (создания ценности) со стороны конечного потребителя eCommerce, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические справочники и др.

Применение инструментария стратегического менеджмента и анализ эффективности его применения на предприятиях срочной доставки позволили критически заострить проблемные аспекты современной практико-ориенти-рованной трансформации стратегического менеджмента, дальнейшее развитие которого требует более тесной конвергенции с менеджментом инновационным, как того требует рынок. Функциональное сцепление стратегического и инновационного менеджмента сегодня имеет более сложное толкование. Идейный базис такого сцепления должны формировать инновационные концепции конкуренции.

Полученные результаты. В качестве наиболее релевантной дескрипции рассмотренных в статье бизнес-процессов и закономерностей сегодня выступает теория «стратегий голубого океана» В. Чан Кима и Рене Моборна, а

также теория подрывных инноваций К. Кристенсена. Использование данных теорий позволяет более глубоко проработать и выделить отличия в их реализации в процессе управления развитием традиционных и инновационных бизнес-моделей срочной доставки на последней миле.

Все это расширяет научную призму теоретико-методических оснований современного стратегического управления в рыночной практике операторов срочной доставки и позволяет показать, каким образом происходит синтез моделей, какие принципы ложатся в разработку и управление инновационными моделями, которые могут обеспечить выигрыш в конкуренции алгоритмов доставки на последней миле.

Современные научно-практические разработки и теоретические обобщения имеют важное значение для построения новых сервисов доставки, особенно в условиях активной подготовки современной логистики онлайн-торгов-ли к работе с новыми продовольственными категориями.

Активная работа ученых-маркетологов над развитием современных инструментов стратегического анализа и управления отражает тот факт, что междисциплинарная смычка менеджмента и маркетинга становится императивом развития современного управления практически на всех отраслевых рынках, включая рынок экспресс-доставки. Учет реалий трансформации рыночной среды, формирования новых моделей покупательского поведения, расширения технологических возможностей тестирования новых бизнес-моделей означает, что сетка классических инструментов стратегического менеджмента не может быть ограничена статически обозначенными границами ее теоретического закрепления. Сегодня она подвижна как никогда и испытывает возрастающее влияние эволюции отдельных отраслевых рынков, особенно в период их цифровой, по сути революционной трансформации [4].

При этом неодинаковые возможности рыночного роста, консолидации и концентрации капитала, снижение маржинальности становятся дифференцирующим фактором, который заставляет небольшие и крупные сервисы доставки на последней миле выстраивать различные стратегии управления, а также системы менеджмента, в которых по-разному представлены инновации последней мили.

Кроме того, рыночная эволюция краудсорсинговой доставки является более нелинейной, что не позволяет формировать проактивные длинные практики управления - менеджмент зачастую носит адаптационный характер.

В целом априори можно предположить, что развитие интернет-торговли в России, драйвером которого является физическая срочная доставка, а также трансформация модели покупательского поведения, открывающая широкий спектр возможностей для работы с новыми товарными категориями, формируют мощный эмпирический запрос на теоретико-методическое и инструментальное обновление стратегического менеджмента. Имплементация в систему последнего более прогрессивных теорий управления и инновационных концепций конкуренции обеспечит возможности синтеза и масштабирования инновационных бизнес-моделей экспресс-доставки, выход которых на рынок приведет к развитию конкуренции, а также повышению качества обслуживания.

Сегодня качественное преобразование сервисов доставки в условиях перехода в новую фазу рыночного цикла, усиления тенденций консолидации рынка, простимулированных укрупнением интернет-магазинов, формирующих спрос на комплексное обслуживание со стороны фулфилмент-операторов, актуализирует процессы развития стратегического партнерства и интеграции различных сервисов экспресс-доставки на последней миле. Этот процесс требует выработки более адаптивных стратегий

развития и формирования интегрированных сервисных продуктов, максимально отвечающих запросам рынка eCommerce.

Развитие интернет-торговли, трансформация модели покупательского поведения как детерминанта возрастания значимости срочной доставки формируют предпосылки концептуального и инструментального усложнения стратегического управления предприятиями экспресс-доставки, перспективная реализация которого должна быть опосредована развитием теоретического базиса стратегического управления в условиях ограниченности некопируемой конкурентной дифференциации в различных товарных сегментах интернет-торговли, что сегодня выступает катализатором перехода к расширению конкурентных преимуществ на уровне срочной доставки, построению более сложных высокотехнологичных систем управления, а также к реализации смешанных стратегий развития [3, 4].

Возможности рекомбинации не только продуктов, но и бизнес-моделей экспресс-доставки оказались не просто расширены с приходом Интернета, но и стали опираться на весьма действенный методический базис современных теорий внеконкурентного стратегического управления, которые вполне лаконично объясняют внедряемые на рынке инновационные бизнес-модели и продукты. Их реализация требует углубления научно-практической разработки стратегий управления внедрением дискретных инноваций в условиях обновления форм потребительского поведения, роста спонтанных онлайн-покупок, что умножает сложность и многомерность задач, вложенных в стратегии развития инновационных сервисов срочной доставки.

Заключение. Таким образом, коэволюция интернет-торговли и рынка срочной доставки, их взаимодополнение формируют принципиально новые стратегии развития, синтез которых сегодня должен опираться на прогрессивные

теории создания внеконкурентного предложения и его направленного развития в рамках тем самым управляемой траектории рынка. Это позволит продуцировать необходимые конкурентные преимущества через инновацию ценности, а также трансформировать цикл стратегического планирования и управления дискретными инновациями, внедрение которых сегодня формирует принципиально новую модель развития экономики совместного потребления, закладывающую технологическую основу цифровой трансформации многих рынков, включая рынок экспресс-доставки.

Комплекс стандартных инструментов стратегического менеджмента сегодня стремительно трансформируется под воздействием расширения нелинейных и/или бизнес-моделей, возникновение которых в срочной доставке характеризуется возрастанием конкуренции алгоритмов последней мили интернет-торговли, появлением краудсор-синговой модели курьерской доставки (Bringo, «Пешкарики», Todaydelivery.ru, Dostavista.ru), выходом на рынок инновационного формата срочной доставки Ulmart Store, развитием сервисов экспресс-доставки еды и продуктов питания (UberEats, Foodfox, ZakaZaka, Delivery Club, iGooods), прорывные темпы роста которых требуют концептуального обновления методических основ практического применения более прогрессивных теорий стратегического менеджмента.

В целом все это указывает на необходимость углубления теоретико-методического базиса современного стратегического управления предприятиями на рынке срочной доставки, для чего необходимо дифференцировать и содержательно развернуть подходы, которые определяют научно-практические особенности прикладного синтеза традиционных и инновационных бизнес-

моделей доставочных сервисов на последней миле.

Библиографический список

1. Кепп Н.В. Завоевание рынка инновационными технологиями // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2015): труды международной научно-практической конференции / под ред. А.В. Бабкина. -СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2015. -С. 400-404.

2. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. -СПб.: Питер, 2006.

3. Матвиенко Д.Ю. Стратегический конкурентный анализ // Современная конкуренция. - 2010. - № 2. -С. 142-143.

4. Рынок экспресс-доставки Российской Федерации. Итоги 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://informarket.ru/research/rinok_ekspre ss_dostavki_v_rossii.pdf.

Bibliographic list

1. Kepp N.V. Conquest of the market by innovative technologies // Innovative economics and industrial policy of the region (ECOPROM-2015): proceedings of the International Scientific and Practical Conference / ed. A.V. Babkin. - St.P., 2015. - P. 400-404.

2. Lamben J.-J. Management focused on the market. Strategic and operational marketing. - St.P.: Peter, 2006.

3. Matvienko D.Yu. Strategic competitive analysis // Contemporary competition. - 2010. - № 2. - P. 142-143.

4. The market of express delivery of the Russian Federation. The results of 2015 [Electronic resource]. - Access mode: http://informarket.ru/research/rinok_ekspre ss_dostavki_v_rossii.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.